Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг. Как развить воображение

Как говорил Эйнштейн, логика доставит вас из одного пункта в другой, а воображение способно перенести вас куда угодно. Люди с развитым воображением – это мечтатели, которые умеют наслаждаться жизнью, так как даже в самых сложных ситуациях могут придумать неожиданное решение. Вот почему очень важно развивать воображение у взрослых и не давить его у детей. Все мы знаем, как дети любят воображать, однако взрослые часто сами того не понимая, душат в зачатке такой способ мышления маленького человека. В результате вырастают неспособные к креативному мышлению люди, заурядные личности. Однако наша цель: доказать, что в любом возрасте можно развить воображение.

Что такое воображение?

Воображение — это вид творческого мышления человека, при котором он самостоятельно создает новые образы, идеи, открывает невиданные горизонты. Очень часто именно мечтатели становятся открывателями в самых разнообразных сферах жизни:

  • Сергей Павлович Королев мечтал о покорении космоса и стал ведущим разработчиком и конструктором ракет в СССР.
  • Пабло Пикассо обладал неимоверным воображением, в этом можно убедиться, глядя на его гениальные картины, которые, кстати, не все могут понять.
  • Александр Флемминг мечтал о том, что он найдет лекарство от инфекций. Так и случилось, он открыл пенициллин, избавивший многих людей от страшных болезней.
  • Великий экспериментатор Томас Эдисон осветил своей лампой накаливания весь мир. Однако этому предшествовало не только развитое воображение, но еще и неимоверно упорный труд.

Продолжать можно бесконечно, людей с развитым воображением много среди научных и творческих деятелей.

Одно из разновидностей воображения – воссоздающее мышление, благодаря которому человек «додумывает» то, чего раньше не видел, с чем не сталкивался в прошлом. В отличие от памяти, воссоздающее воображение отличается невероятной гибкостью и динамичностью.

Сложность развития воображения состоит в том, что его сложно формализовать, контролировать и подчинить какому-либо алгоритму. Однако хорошим известием будет то, что воображение имеется у каждого человека, следовательно, развить его можно в любой период времени.

Бытовые средства и упражнения для развития воображения

Чтобы воображение развивалось само по себе, следует стимулировать те участки мозга, которые отвечают за жизненный опыт. Получается, что чем больше раздражителей получает человек, тем более развито его воображение. Итак, бытовые средства для развития воображения, доступные каждому человеку:

  • Необходимо общаться с большим количеством людей.
  • Участвовать в разнообразных общественных мероприятиях.
  • Ежедневно выполнять все новые и новые дела.
  • Не нужно идти по накатанной дороге, следует выбирать неизведанные пути. Это касается не только пешеходных или автомобильных прогулок, но и методов принятия решений.

Рассмотрим 2 очень продуктивных метода, которые помогают развить воображение в любом возрасте.

Развиваем воображение путем расширения числа моделей мира

Модель мира воспринимается разными людьми по-разному, поэтому сложно говорить об объективности в интерпретации реальности. Эту формулировку хорошо отображает поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Однако любую модель мира можно расширить, стараясь понять точку зрения других людей и их представление о мире. В бытовом общении старайтесь поставить себя на место собеседника и увидеть мир его глазами. Экспериментируйте – сегодня вы ребенок, завтра – пожилая соседка, а послезавтра – вернувшийся из армии боец. Все эти мысленные перевоплощения позитивным образом скажутся на вашем творческом мышлении.

Чтение – скажи мне, какая твоя любимая книга и я скажу, кто ты!

Книги – это неиссякаемый тренажер для воображения. Как говорится «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно». Во время прочтения художественной литературы происходит визуализация образов. Для развития воображения рекомендуется выбирать детективные романы, приключения, научно-популярную фантастику. Довольно эффективно воздействует на воображение человека и поэзия. Однако любителям читать сутки напролет следует знать, что книги – это не единственный способ развития креативного мышления и воображения. Со временем заядлые читатели привыкают к получению чужих мыслей, их разум работает не в полной мере, поэтому книги необходимо чередовать с другими упражнениями. Оптимальный ритм чтения для каждого свой, как правило, полезным можно считать прочтение 1-5 книг в месяц.

Упражнения на развитие воображения при творческом кризисе

Недостаток воображения часто беспокоит творческих личностей, которые по своему призванию вынуждены постоянно работать с фантазией. Приведем несколько упражнений, которые помогут обнаружить у себя писательский талант или потренировать воображение:

  • Возьмите ручку или карандаш и красочно опишите место, в котором вы любите отдыхать.
  • Представьте себе, что к вам явился нежданный гость в 4 часа утра. Что вы ему скажите? Напишите это на бумаге.
  • Напишите небольшой рассказ на философскую тему, например о том, в чем смысл жизни?
  • Создайте послание для себя в будущем. Обращайтесь к себе через 10 лет, спрашивайте или советуйте, рассказывайте о себе и попробуйте угадать, чем вы будете заняты в будущем.
  • Найдите себе 250 вариантов занятий, если бы у вас появилась лишняя неделя.

Игровые упражнения, развивающие воображение

  • Разгадывание друдлов. Друдлы – это простые картинки, напоминающие каракули, содержащие в себе несколько интерпретаций. Человеку предлагается сказать, что он видит на изображении. Интересно, что не существует правильных и неправильных ответов. Сам процесс поиска ответа и является тренировкой.
  • Игра в слова. Стандартная игра может быть усложнена новыми правилами. Например, вам необходимо называть только те слова, обозначения которых поместятся в пятилитровый бочонок. Или называть только те предметы, которые есть в доме.
  • Описание изображений. Очень действенный метод, особенно для детей. Покажите ребенку любую иллюстрацию и попросите рассказать, что он видит. Вы удивитесь безграничному воображению маленького исследователя.
  • Взрослым очень понравится такая игра. Во время поездки в метро или другом общественном транспорте, постарайтесь придумать в уме для любого пассажира его биографию – имя, фамилию, год рождения, основные моменты жизни. Угадайте его род деятельности и хобби. Такая игра может стать отличным вариантом времяпровождения с друзьями в парке или любом другом многолюдном месте.

Компьютерные упражнения для развития воображения

Невозможно описать все приемы для тренировки фантазии человека. Сейчас большой популярностью пользуются разнообразные онлайн тренажеры, позволяющие фантазировать и развивать воображение где угодно – в поездке, в перерыве на работе, дома.

Наш сервис Brain Apps представляет серию замечательных игр, которые помогают развить воображение и креативность. Это игры из раздела «Мышление» . Также рекомендуем посетить раздел Задачи , в котором вы найдете интересные загадки с подвохом.

Помните, что воображение – это дар, которым следует пользоваться. Если вы не используете фантазию, то очень скоро можете превратиться в заурядного и скучного человека, который никому не интересен. Дерзайте!

После того, как был произведен латеральный разрыв , у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Что такое творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению , про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно - курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе . На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием "Перемешанные буквы в словах"

Упражнение "Перемешанные буквы в словах"

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов , возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг , о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие - поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» - попроще, «д», «а», «т» посложнее.

Упражнение 4. Придумать название и описание

Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Игры на развитие воображения

Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

Шаги

Часть 1

Развиваем свое воображение

    Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

    • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
    • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
  1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

    • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
  2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

  3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

    • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
  4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

    • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
    • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

Часть 2

Используйте свое воображение
  1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

    • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
    • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
  2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

    • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
    • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
    • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
    • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
  3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.

    • Чем точнее и детальнее вы представите себе ту или иную ситуацию, тем больше вероятность того, что обстоятельства сложатся так, чтобы эта ситуация с вами действительно произошла.
  • Можете заняться этим в самолете, поезде, метро или машине (только если вы не за рулем). Просто удобно сядьте, сложите руки и начинайте мечтать.

Предупреждения

  • Мечтание – отличный способ развить воображение и даже поднять себе настроение. Но на работе, при важном разговоре или встрече все же лучше быть сконцентрированным, чем витать в облаках.
Воображение – это процесс создания новых образов будущего, основанный на предыдущем опыте и творческом мышлении. Оно играет важную роль в создании образов, которые не принимались человеком в действительности, влияет на силу эмоций и чувств и является важным фактором в развитии человеческое личности.

Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.

Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.

Классификации

По степени активности:

  • Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
  • Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).

По видам:

  • Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
  • Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
  • Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
  • Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
  • Сновидения.

По связи с прошлым опытом:

  • Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
  • Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)

Приемы творческого воображения

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

В ранней молодости Уолт Дисней мечтал стать журналистом и устроился работать в газету, откуда его уволили через пару месяцев за отсутствие фантазии и профнепригодность. Позже он стал величайшим мультипликатором в истории, подарившим всему миру волшебный мир сказок.

Методы развития творческого воображения

Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.

Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.

Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.

Упражнения на развитие воображения

  1. Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
  2. Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
  3. Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
  4. Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.

Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.

  1. Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
  2. Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.

Еще больше упражнений на развитие творческого воображения и фантазии можно найти на сайте: .

Написав предыдущую статью, я поняла, что для многих «простая» техника может оказаться весьма сложной. Жалобы на отсутствие воображения у начинающих — очень частое явления. Так что — в этой статье — несколько простых «фишек» для развития воображения, фантазии и креативности (творческости).

Но для начала — важная мысль. Если вы считаете, что у вас нет чувства юмора, образного мышления, креативности или воображения, забудьте эту мысль. Все, что нужно у вас есть! Скорее всего — вы просто забыли где они живут, сложили воображение в холщовый мешок и засунули в самый дальний угол шкафа. Ну или в тумбочке посмотрите — наверняка оно там — ваше воображение — свернулось калачиком и спит, улыбаясь во сне. И невдомек ему, что вам без него трудно.

Если серьезно, то у любого человека воображение есть. Вы ведь можете вспомнить, как выглядит ваша подруга или друг? Как выглядит станция метро, которой вы часто пользуетесь? Если да — у вас все в порядке. Просто ваше образное мышление несколько законсервировано, и в нем живут только образы привычной вам реальности. И стоит немного потрудиться, чтобы расширить пространство воображения. Ибо в воображении человека — огромная созидательная сила и неисчерпаемый творческий ресурс.

Расконсервировать воображение можно очень простыми техниками.

Да здравствует реклама!

Самым лучшим материалом для развития воображения является… реклама. Плакаты с рекламными слоганами, вывески магазинов — все это материал для нас. Их можно читать наоборот. А можно совмещая части плакатов и надписей.

Еще вариант — уже готовый, совмещенный — «Московская кофейня. Не парься, искупайся!

Еще вариант — смотрю на коробочку конфет и надпись на тетради — «Мои таракашки — пластиковая обложка: не испачкается, не помнется».

Еще вариант — совмещаем картинки с надписями. Картинка все того же окорока + надпись на автобусе, проехавшем мимо. Получаем: Квартиры в новых окорочках…

Думаю, идея понятна…

Образ+действие

Чуть посложнее предыдущего, но обычно через пару дней тренировок у всех начинает получаться легко.

Берем один предмет, от другого берем действие. В итоге получаем искомый абсурд, развивающий воображение.

Примеры. Тумбочка+тетрадка. От тетрадки берем действие. Она открывается, в ней можно писать и т.п. Получаем — тумбочка пишет в тетрадке. Дальше уже можно развить — что пишет, почему пишет, кому пишет… Но для начала — достаточно. Ибо, в данном случае у нас задача не симпатягу сделать, а просто раскачать воображение.

Лампа+халат. В принципе — сразу неплохо — лампа в халате. Банном. Видимо, только что из бани. Значит, на ней еще и чалма. Но если строго соблюдать букву техники, то халат, попавшийся на глаза — пушистый. Значит, еще вариант — лампа обрастаем мехом. Или пухом. Или — смехом. Меховая лампа. Мохнатая. Смеющаяся.

В данном случае, как я уже сказала, мы не гонимся за красотой образа и не добиваемся того, чтобы образы были смешные или краивые. Мы просто смешиваем все подряд.

Образ+образ+действие

Вариант, аналогичный предыдущему. Только два предмета соединяются действием от третьего.

Пример. Линолеум+дверь балконная+линейка. Линолеум галантно открывает линейке балконную дверь. Дверь балконная меряет линолеум. Линейка выгуливает балконную дверь по линолеуму.

Еще пример. Мобильный телефон +автобус+светофор. Мобильный телефон светофорно подмигивает автобусу. Автобус звонит на светофор по мобильному: «Включите, пожалуйста, зеленый!»

А вот простое сочетание для самостоятельной работы: Подарочная упаковка + витрина + зебра (пешеходный переход).

Полслова+полслова

Эта техника родом из дества. Получаются новые слова. Техника простейшая, а воображение развивает замечательно. Потому что за каждым словом наш мозг привык видеть образ. И создавая новые слова, мы побуждаем мозг включиться в работу по фантазированию, созданию новых образов. То есть, я предлагаю не просто новые слова создать, но и пофантазировать, как бы «это» могло выглядеть.

Телевизор+тумбочка = телебочка

Носорог + обложка = облорог

Занавеска + колонка = коновеска

Оглаголиваем

Берем 2 предмета. Второй предмет — оглаголиваем. А потом снова придумываем как бы это могло выглядеть.

Например: — ножницы фломастерятся, степплер тетрадится, заколка зеркалится, машина батареится, аквариум конфетится и так далее.

Главное — действовать

По опыту могу сказать, что очень многие на первых порах испытывают трудности с воображением. И именно простыми техниками быстрее всего можно достичь результата.

Интересно, что сам человек обычно не очень замечает, что он меняется по мере раскрытия-развития своего образного пространства. А вот со стороны это очень интересно наблюдать.

Ведь в человеке просыпается — его творческое начало.

Многие участники смехотренинга отмечали, что когда начинаешь практиковать эти и им подобные техники, очень быстро меняется подход к жизни. В ней становится на порядок больше креатива, гибкости, способностей что-то придумать, также как и способностей находить выходы из любых жизненных ситуаций и решения задач любой сложности.

С любовью к вашей фантазии, Юния

Похожие публикации