Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как вывернуть прикипевший болт с сорванной головкой. Как открутить ржавый болт в домашних условиях. Если головка болта отломилась

Многие автолюбители и автослесари часто сталкиваются с проблемой откручивания ржавых и прикипевших болтов и гаек. Часто эта проблема может осложниться поломкой крепежного элемента. В итоге многие автолюбители не знают что предпринять, для того чтобы открутить сломанные болт на автомобиле. Почему же ржавые болты ломаются, и как правильно откручивать ржавые крепежные элементы автомобиля? Об этом и другом в сегодняшнем нашем обзоре специальных инструментов для откручивания прикипевших и ржавых болтов, гаек и т.п.

Главное правило, перед тем как начать откручивать проблемный болт, это наличие правильных инструментов и знание как с ним обращаться. В противном случае при откручивании вы рискуете сломать крепежный элемент, что может обернуться более хлопотными работами по удалению поломанного болта из автомобиля.

Самой частой ошибкой при откручивании ржавых, старых болтов и гаек, является лишняя самоуверенность, что все легко и просто. Это изначально не правильный подход. Помните, что даже если болт легко поддается откручиванию, он может сломаться, треснуть и т.п. в любой момент. Поэтому вы должны быть аккуратными и конечно ни в коем случае не спешить.

Но что делать, если все-таки болт сломался внутри детали автомобиля? Неужели нет выхода? Конечно, есть. Например, высверливание и многие другие способы, которые применяют , автосервисах и гаражных сервисах.

6) Мастер ключ для откручивания болтов


Этот вид ключей очень удобен, особенно если затруднен доступ к болту, который необходимо открутить. Этот намного эффективней в отличие от торцевых автомобильных ключей. Вы также можете, не опасаясь повредить инструмент и болт, наносить по нему удары молотком, в случае если крепежный элемент в самом начале не поддается простому откручиванию.

5) Проникающее масло для откручивания болтов и гаек


В русскоязычном так и в англоязычном интернете есть множество бурных обсуждений и спросов, по поводу, лучшего химического средства для обработки ржавых болтов, которые трудно открутить. Кто-то советует использовать . Кто-то наоборот критикует это средство, предлагая использовать какое-то другое. Вообщем, как и большинство обсуждений в сети единого мнения об эффективности того или иного средства, просто не существует.

От себя хотим сразу сказать, что вопреки распространенному мнению, что WD-40 может многое, это средство не помогает открутить вам заржавевший болт, так как химическая формула WD-40 не является проникающей. Если же вы ярый сторонник этого средства, то можете написать нам внизу гневный комментарий, мы с удовольствие обсудим с вами этот вопрос.

На самом деле в интернете есть гигабайты информации на различных форумах, о различных средствах, которые облегчают процесс откручивания крепежных деталей. Вы будете удивлены, сколько различных средств предлагают автолюбители, описывая свой личный опыт в откручивании ржавых болтов. Количество различных смазок и химических средств огромно, начиная от простой WD-40, и заканчивая экзотическими средствами.

Мы опросили работников автомобильных технических центров и автосервисов, с целью узнать какое же средство обработки ржавых болтов реально помогает и облегчает их открутить. В итоге мы узнали, что большинство средств, предлагаемых пользователями на форумах и группах в социальных сетях, не помогают. Не помогают и такие хвалебные средства как трансмиссионное масло, ацетон, моторное масло и даже .

По итогам нашего опроса, мы выяснили, что однозначно необходимо применять только специальные химические средства. Например, специальное проникающее масло, которое реально помогает открутить ржавый болт и уменьшить риск его поломки. Как правило, подобное масло имеет специальную химическую формулу, которая позволяет действующим веществам проникать в металл и способствовать прокрутки болтов в резьбовом соединении.

4) Набор ударного инструмента


Ударный инструмент частая необходимость для того чтобы открутить прикипевший или ржавый болт с автомобиля. Особенно не обойтись без молотка, с помощью которого вы можете воздействовать на болт.

Для того чтобы облегчить задачу обычно автослесари используют набор ударных инструментов, которые представляют собой инструмент с насадками разного размера.

Важно знать:

Принцип действия простой. Вы стучите по ударному инструменту молотком и одновременно немного проворачиваете специальный инструмент, передавая крутящий момент и силу удара на прикипевший болт.

При использовании этого инструмента будьте аккуратны и осторожны, поскольку болта, на его поверхности могут образоваться насечки и сколы, в результате чего вы рискуете повредить верхнюю часть крепежного элемента. В итоге вам придется высверливать болт, чтобы достать его из детали.

3) Газовая горелка для болтов


Если болт не поддается воздействию ударного инструмента и не откручивается с помощью традиционных методов, даже с использованием проникающего масла (средство для откручивания болтов), то вам необходима газовая горелка, которая поможет вам удалить сломанный или прикипевший болт.

Газовая горелка продается в любом крупном хозяйственном магазине. Иногда горелка продается и в автомагазинах. Как же с помощью горелки удалить болт из автомобиля? Для этого вам необходимо нагреть болт с помощью огня. Внимание нагревание должно происходить до тех пор, пока болт или гайка не станет ярко оранжевого цвета. Далее необходимо охладить нагревшийся болт с помощью смазочного машинного масла. После этого повторите попытку ослабить болт. Если не получилось, повторите процесс нагрева болта и его охлаждения заново.

Вот пример в фотографиях как можно открутить ржавый или прикипевший болт с помощью нагрева:


К сожалению, этот метод не всегда помогает. Например, если рядом с болтом находится автомобиля или рядом расположен топливный бак, то способ с нагревом опасен и не подходит. Также помните, что работая с газовой горелкой, вы должны соблюдать технику пожарной безопасности. Ни в коем случае не включайте горелку, если рядом с вами под рукой нет огнетушителя.

Тем не менее, использование газовой горелки для откручивания болтов сэкономит вам время и нервы, которые пригодятся для более глобальных работ в вашей жизни.

Перед началом высверливания вы должны поставить сверло по центру болта и ударить по нему молотком, чтобы сверло углубилось ровно по центру. Начинайте с малым шагом просверливать отверстие. Вы должны быть внимательными, чтобы следить, чтобы сверло было ровно по центру и не наклонялось в стороны. Советуем вам сначала использовать небольшого диаметра сверло, чтобы просверлить небольшое отверстие. Далее необходимо повторить весь процесс с большим диаметром сверла.

Выбирая сверла, обращайте внимание на страну производителя на их стоимость. Помните, что качественные сверла по металлу не могут стоить дешево. Как правило, сверла по металлу сделаны из специальной закаленной стали и заточены специальным образом. После высверливания болта вы можете в дальнейшем использовать те же сверла для будущих работ. С помощью специальных сверл вы можете сверлить чугун, алюминий, пластик и другие материалы, в том числе и хрупкие.

Во время высверливания болтов и других металлических элементов автомобиля вы можете использовать смазочно-охлаждающие жидкости . Этот вид жидкостей не только охлаждает металл, защищая сверло и элемент высверливания от перегрева, но, а также смазывает элементы сверления, облегчая вам весь процесс сверления.

1) Терпение


Наконец мы подошли к самому важному в процессе выкручивания или удаления прикипевших и ржавых болтов. Конечно это терпение. Самая частая ошибка при работе с ржавыми крепежными элементами автомобиля, это лишняя спешка. Помните, что весь процесс откручивания или высверливания болтов и гаек должен быть последовательным, медленным и размеренным. Если вы будете нетерпеливы и в спешке проводить работы, то вы рискуете столкнуться с множеством проблем в процессе работы.

Например автомастера часто спешат и слишком быстро начинают откручивать ржавые болты. В итоге это приводит к поломке верхней части болта. В этом случае мастеру придется высверливать поломанный болт. Но на это уйдет множество времени. Так что помните, что если поспешите, то в итоге в два раза больше потеряете времени.

Как открутить болт, гайку или шпильку, которые прикипели от коррозии или других неприятных факторов? Таким вопросом задаются многие начинающие ремонтники или автовладельцы, решившие произвести ремонт какого то агрегата самостоятельно. В этой статье будет подробно рассмотрена последовательность действий, при откручивании прикипевшего крепежа (гаек, болтов и шпилек) разными способами и что для этого понадобится.

Прикипевший болт, гайка или шпилька (покрытые коррозией) могут значительно увеличить время ремонта любого агрегата и испортить нервы ремонтнику, если не знать последовательность действий нескольких эффективных способов откручивания прикипевшего крепежа и необходимого инструмента для этого. Обычно проблемы с крепежом встречаются на деталях автомобиля или мотоцикла, которые подвержены перепадам температур.

Только после перечисленных выше действий, можно начинать пытаться откручивать гайку. При этом обязательно следует использовать накидную головку или накидной ключ, который обхватывает все шесть граней, а не обычный рожковый ключ, охватывающий всего две грани.

А ещё эффективнее использовать специальный накидной ударный ключ, который позволяет откручивать гайку или болт нанося по ключу удары (разумеется в сторону откручивания). Такой инструмент показан на фото слева или чуть выше и он очень эффективен, так как позволяет откручивать гайку с ударными нагрузками (рывками) подобно пневматическому гайковёрту. Но в отличие от пневмо-инструмента такие ключи намного дешевле.

Если же грани на гайке уже зализаны (кто-то пытался открутить до вас), то даже накидная головка может не помочь. В таком случае следует использовать специальную пасту, которая фиксирует ключ на сорванных гранях крепежа, или отвёртку в сорванных шлицах.

Такую пасту производят некоторые фирмы, в том числе и та же фирма liqui moli (её паста Schrauben-Grip показана на фото слева). Совсем немного такой пасты на носим на сорванные грани, надеваем ключ и он надёжно зафиксирован от срыва.

Если усилия, которое следует приложить для откручивания гайки не хватает, то многие ремонтники используют трубу в качестве рычага, надевая её на ключ. Использовать трубу для откручивания прикипевших гаек можно только если они накручены на болты.

Если же гайка накручена на шпильку, то увеличивать усилие с помощью рычага (трубы) не советую, так как возможно сломать шпильку и после этого предстоит возня с удалением обломка из тела головки, а это потеря времени и порой немалая (как грамотно избавиться от обломанной шпильки и с помощью каких приспособлений, подробно ).

Также можно свернуть и головку прикипевшего болта, если он вкручен в корпус детали и тоже придётся избавляться от обломка болта (но чаще в таких целях используют не болты, а шпильки).

В комплект нагревателя, показанного на фото слева, входит набор из нескольких спиралей, предназначенных для нагрева крепежа разных размеров и для других целей.

Спираль надевается на гайку (см. фото слева) и нагревает её и резьбу болта (шпильки) примерно до 800º, при этом не затрагивая другие детали машины, что очень удобно в стеснённом подкапотном пространстве, или под днищем машины, и что самое главное безопасно.

Если же нет горелки, или индукционного нагревателя, но достаточно места чтобы подлезть с «болгаркой», то одна из граней гайки аккуратно стачивается, но не до конца (оставляем примерно 0,3 — 0,5 мм), а после этого в сточенном месте гайка аккуратно разрубается тонким зубилом или крейцмейселем. Также для аккуратного разрубания удобно использовать специальный инструмент, показанный на фото слева.

Хотя как правило и рубить не приходится, так как сточенная в одном месте гайка (и нагретая от стачивания) ослабляется в месте стачивания и откручивается с гораздо меньшим усилием.

Как открутить болт . При откручивании болта, вкрученного в тело какой то детали, гораздо труднее проникнуть проникающей жидкости между витками резьбы, но и плюсы здесь тоже есть, так как грязь и вода тоже труднее проникают под головку болта и он откручивается гораздо легче.

Открутить болт, прикипевший или покрытый коррозией, тоже следует только накидным инструментом, а не рожковым ключом. И здесь не следует использовать трубу в качестве рычага, так как ослабленные коррозией болты как правило ломаются при увеличении нагрузки (срывается головка болта). И здесь желательно использовать ударные накидные ключи, показанные на фотографиях выше, да и нагрев перед откручиванием не помешает.

Как открутить шпильку . Ну и последнее — это как открутить шпильку. Такая операция бывает необходима, если на шпильке, выступающей из тела какой то детали, сорвана резьба.

Если нет возможности перерезать резьбу на номер меньше (например вместо резьбы М8 перерезаем на М7), то для выкручивания шпильки существуют специальные приспособления, например как на фото слева или в видеоролике под этой статьёй (там показаны и другие приспособления).

Однако прежде чем пускать в дело приспособления, следует также, как было описано выше, опрыскать шпильку проникающей жидкостью, а если она не поможет, то следует нагреть выступающую часть шпильки.

Вместо приспособления для откручивания шпилек (если его нет, но есть ) можно просто приварить к шпильке кусок прутка (в форме буквы Т, или приварить гайку, гайку кстати можно приварить и к обломку шпильки) и начать откручивание. Как правило нагретая от сварки шпилька легко откручивается. Так же сварку можно применять и для прикипевших гаек и болтов, приваривая к одной из граней подходящий пруток (особенно если грани «зализаны»).

Ну а как и с помощью чего выкрутить обломанную шпильку, или удалить обломок так, чтобы не испортить тело детали, я написал подробно в отдельной статье и ссылка на неё выше в тексте.

Вот вроде бы и всё, надеюсь прочитав эту статью и вооружившись соответствующим инструментом и авто-химией, такой вопрос как открутить болт или гайку, покрытые коррозией (прикипевшие), отпадёт сам собой и ремонт будет быстрым и эффективным, успехов всем.

Петр Рыжков

Автомеханик, Московская область

Постоянно сталкиваюсь с болтами, из-за качества которых у них срываются грани. Инструмент сейчас также редко можно найти высокого качества, потому проблема часто становится актуальна вдвойне. Помогите, как открутить болт или гайку с сорванными гранями?

Как открутить болт или гайку с сорванными гранями?

Работа с любыми механизмами, равно как и всевозможные строительные и ремонтные премудрости, связана с многократным закручиванием и откручиванием разнообразных гаечек, болтиков и прочего подобного добра. Казалось бы, что уж тут сложного. Однако довольно часто в процессе проведения ремонта, перестроек и переделки, как и любой починки техники, выясняется, что у некоторых болтов или гаек уже давным давно сорваны грани, и открутить их привычными методами теперь крайне сложно, а то и вовсе невозможно. Что же делать в таком случае, как открутить болт или гайку с сорванными гранями?

Вариант первый, самый простой

Вместо того чтобы сразу хвататься за тяжелую артиллерию, стоит попробовать нечто более безобидное. Требуется при помощи металлической щетки очистить заклинившее соединение, капнуть немного керосина или солярки и минут пятнадцать (а то и дольше) подождать. Если повезет, то с накидным ключом в руках удастся открутить болт или гайку с сорванными гранями. Если нет – что ж, имеются и другие способы. Можно попробовать просто обстучать злополучный объект (но не слишком сильно!).

Вариант второй, брутальный

Как открутить болт или гайку с сорванными гранями? Пожалуй, проще всего – попробовать открутить пострадавшие объекты газовым ключом. Он обладает куда более мощным зажимом, чем другие инструменты, так что способен удержать даже совершенно ровные и круглые объекты. Правда, для успеха требуется место, открытое и легкодоступное. Иначе габариты ключа просто не позволят подобраться к гайке или болту.

Вариант третий, технологичный

В тех не менее частых случаях, когда газовый ключ не поможет, а гаечка (или болт) достаточно крупные, на помощь придет болгарка. Нужно только приспособиться и нарезать несколько новых граней, только размером чуть поменьше, чем был у болта или все той же гайки. Таких вновь выпиленных граней хватит и четырех, не нужно стараться и выпиливать все шесть. Ну а после гайка (и болт) легко открутятся головкой или накидным ключом (рожковый ключ трогать не рекомендуется). Восстановить грани можно и при помощи напильника, хотя это, конечно, требует больше времени.

Вариант четвертый, народный

Если первые два способа не смогут помочь, можно браться за зубило и народный инструмент, молоток. Правда, они больше пригодятся для гаек (в случае с болтами успех не гарантирован). Точными ударами по касательной испорченную гайку надсекают с какой-либо стороны и затем откручивают по направлению против вращения часовой стрелки. Обычно так удается сдвинуть крепеж с мертвой точки.

Вариант пятый, со штырем

В принципе, можно попробовать просверлить в головке небольшую дырку, забить в нее изогнутый буквой «г» граненый штырь. И просто вытащить поврежденный болт наружу.

Вариант шестой, со сваркой

Как открутить болт или гайку с сорванными гранями? При посредстве обыкновенной сварки. Достаточно приварить новую гайку (или пруток) на уже испорченную головку или сорванную гайку, и затем открутить. Именно такой способ идеален для всех небольших предметов, мелких вещей, к примеру, сорванных винтов на крышке компьютера, ноутбука, мобильных телефонов. Только вместо сварки тут нужно взять суперклей.

Вариант седьмой, финальный

В том неудачном случае, когда никак не везет и ни один из вышеперечисленных способов не помог, и испорченная гайка или болт с сорванными гранями так и не сдвинулись с места, несмотря на все титанические усилия, остается только один выход. Но это, увы, крайние меры. Итак, сорванную гайку нужно при помощи зубила и молотка (несколько раз сильно ударив молотком по приставленному к нужному месту зубилу) разрубить на части, а уже потом приступать к разборке всего соединения. Правда, после этого придется менять не только испорченную гайку, но и болт (если тот все еще оставался целым). Зато проблема будет решена.

Заржавевшая и оттого не желающая откручиваться гайка - проблема, которая нередка для автомобилистов, слесарей, сантехников, велосипедистов. Деталь застревает на месте будто намертво. Чтобы ее расшевелить, порой уходит слишком много сил и времени. Мы же познакомим вас с несколькими способами, которые расскажут, как открутить заржавевшую гайку быстро и с минимумом усилий.

Почему ржавая гайка трудно откручивается?

В результате взаимодействия металла с кислородом во влажной среде на материале появляется характерная для него коррозия - ржавчина. Во время ее образования происходит многократное увеличение в объемах продукта окисления (той же ржавчины). "Разбухшая" таким образом гайка почти намертво сливается с болтом. Немного не рассчитав силы, вы можете легко сломать болт, пытаясь нарушить этот союз.

Но ржавчина - это далеко не единственная причина, по которой гайка не откручивается:

  • Загрязнение . Если на поверхности резьбы затесалась грязь, пыль, мелкая металлическая стружка, то это становится препятствием на пути откручивания гайки и заклинивания ее на одном месте.
  • Сильная затяжка . Туго закрученная гайка - это тоже причина безвыходного положения. Сильно затянутый металл поверхностей двух деталей, болта и гайки, прикипает к соседнему, что и ведет к тому, что открутить элемент очень сложно.
  • Некачественный инструмент . Дело может быть в том же гаечном ключе, грани которого сточены, деформированы или иным образом повреждены.

Подбор правильного инструмента

Чтобы успешно открутить заржавевшую гайку, необходимо собрать первым делом инструменты, которые подсобят вам в этом деле:

  • Накидной ключ.
  • Гаечный торцовый ключ.
  • Головки с воротком.
  • Механический гайковерт.

Не пытайтесь сдвинуть с места намертво заклинившую гайку с помощью силы! Такое воздействие приведет только к срыву резьбы, срезанию граненой части, а нередко даже и к поломке инструмента. Помочь делу прежде всего нужно с помощью накидного ключа-шестигранника. Рожковый ключ применять не стоит.

О технике безопасности

Перед тем как открутить заржавевшую гайку, прочтите эти важные пункты техники безопасности:

  • Не используйте каким-либо образом поврежденный инструмент.
  • Откручивание гайки всегда ведется против движения часовой стрелки.
  • Инструмент на детали необходимо надежно фиксировать.
  • Используйте специальные хозяйственные перчатки, чтобы не травмироваться.

Итак, если заржавела гайка, как открутить ее? Предлагаем вам несколько действенных методов.

Способ № 1: растворение ржавчины

Как открутить заржавевшую гайку? Мы не будем мучиться с инструментом, растрачивая свои силы понапрасну. А отправимся на поиски вещества, которое поможет растворить ржавчину и уменьшить силу трения. Из самых известных хорошо себя зарекомендовали:

  • Специальное средство WD-40.
  • Керосин.
  • Тормозная жидкость.
  • Бензин.
  • Очиститель карбюратора.
  • Спирт.
  • Столовый уксус.
  • "Кока-кола" и иной напиток, имеющий в своем составе фосфорную неорганическую кислоту.

Уверены, что хотя бы одно из перечисленного оказалось у вас под рукой. Далее алгоритм ваших действий несложен:

  1. Хорошо смочите гайку средством. Подождите около получаса.
  2. После этого инструментом попробуйте осторожно отвернуть деталь. Не вышло - снова обработка веществом и ожидайте.
  3. Средство будет лучше воздействовать, если вы смочите в нем ветошь или салфетку и обмотаете ею гайку.
  4. Ускорить откручивание затем можно, слегка постучав по детали молотком.
  5. Еще один эффективный способ - после воздействия раствора попытайтесь скрутить гайку сильным и резким рывком.
  6. Для маленькой гайки поможет способ "враскачку" - взад и вперед.

Способ № 2: нагревание

Когда заржавела гайка, что поможет открутить, если предыдущий способ неэффективен? Попробуйте нагреть деталь - из-за высокой температуры металл начнет расширяться, тем самым разрушая слои ржавчины. Резьбовое соединение от этого, в свою очередь, потеряет крепость.

Что можно использовать в качестве нагревателя:

  • Газовую горелку.
  • Зажигалку.
  • Строительный фен.
  • Паяльную лампу.

В крайнем случае вам поможет обычный кипяток. Будьте внимательны: не используйте нагревание в непосредственной близости с деревянными или имеющими лакокрасочное покрытие элементами.

Инструкция для ваших действий следующая:

  1. Сильно разогрейте гайку - желательно докрасна.
  2. Следующим шагом попытайтесь открутить ее ключом.
  3. В случае если гаечная или болтовая резьба повреждена, необходимо приварить к гайке торцевую головку, а затем разогреть всю эту конструкцию. Попробуйте открутить воротком.

Способ № 3: разрушение гайки

Порой на вопрос "Как открутить заржавевшую гайку?" остается один ответ - разрушить ее. Вам в этом деле поможет:

  • Зубило.
  • Болгарка.
  • Ножовка по металлу.
  • Электродрель.

И вот алгоритм действий:

  • Зубилом и молотком подготовьте канавки по граням гайки. Чем дальше вы вбиваете зубило, тем больше увеличивается диаметр детали. Итогом этого будет разрушение соединения, держащегося на резьбе. Подобного эффекта вы добьетесь, высверливая такие отверстия электродрелью. Этот случай удобен, если у вас есть достаточно места для доступа к гайке.
  • Еще один способ - орудование болгаркой или ножовкой по металлу. Вам нужно аккуратно распилить деталь вдоль оси соединенного с ней болта.

Способ № 4: закручивание

Логика проста: если гайка не поддается выкручиванию в обратную сторону, то, может быть, попробовать ее сдвинуть по резьбе в другом направлении? Как только деталь поддастся вашим усилиям, нужно стараться медленно, но верно крутить ее уже в необходимую сторону.

Способ № 5: обстукивание гайки

Как открутить заржавевшую гайку на смесителе? Любой сантехник посоветует вам пообстукивать ее.

Для этих целей идеальным инструментом послужит небольшой стограммовый молоток:

  • Наносите легкие удары поочередно по каждой из граней. Двигаясь по кругу, пройдите этот путь несколько раз.
  • Во время ваших действий в заржавевшем металле будут образовываться микротрещины, которые приведут как к деформации, так и разрушению коррозионного слоя.

Ни в коем случае не пытайтесь ударить по заклинившей гайке посильнее! Это не только не ускорит процесс, но и приведет к деформацию граней элемента, сгибанию болта или даже поломке детали, которую эту конструкция скрепляет.

Способ № 6: восковая чашечка

Заржавела гайка - как открутить? Еще один способ: из пластилина или воска слепите форму, напоминающую очертанием мини-чашечку. При этом ее бортики по высоте должны быть на несколько миллиметров выше граней гайки. В "чашечку" залейте серную кислоту и положите небольшую частицу цинка. Вы вызовете эффект так называемого гальванического элемента: кислота будет разрушать ржавчину, а катионам железа будет помогать восстанавливаться цинк. В итоге гайку можно будет открутить, не повредив кислотой деталь.

Профилактика проблемы

Чтобы в дальнейшем не мучиться над тем, как открутить заржавевшую гайку на авто, велосипеде, смесителе, при установке этой детали не забывайте предпринимать следующее:

  • Обязательно обрабатывайте резьбу смазкой: графитовой, силиконовой, тефлоновой.
  • Откажитесь от использования солидола и литола. Дело в том, что эти вещества прекрасно подходят только для динамичных, движущихся деталей, но никак не статичных, к которым и относится болт с гайкой. В нашем случае такая смазка только закостенеет и, наоборот, будет мешать откручиванию.

Надеемся, что вы нашли подходящий способ, который помог вам справиться с возникшей проблемой. Еще раз обращаем ваше внимание: не забывайте о ее профилактике!

Наверное каждый человек, которому приходилось чинить велосипед, электровелосипед или мотоцикл сталкивался с проблемой выкручивания прикипевших болтов . Прикипевшим болтом называют болт, который намертво застрял в своем положении и сдвинуть с места его невозможно без дополнительных вспомогательных действий. Происходит это из-за длительной эксплуатации транспортного средства, образованию коррозии и попаданию грязи на резьбу. Часто болт попросту прирастает к резьбе. Такие болты – настоящая головная боль. Они могут растянуть самый простой ремонт узла на долгие часы.

Причем, применять силу тут нужно с умом . Старые болты подвержены не только срыванию шляпки, но ещё любят ломаться прямо внутри резьбы. Один кусок болта остается внутри резьбы, а второй в руках. Когда это комедия на экране, это смешно. Но когда болт остался в руках зимним вечером, а завтра нужно куда-то ехать, это уже вовсе не смешно.

Что делать, если не получается выкрутить болт

В первую очередь, нужно разделить болты на болты с целым шлицем и сорванным шлицем . Если шлиц остался целым (неважно, какой это был шлиц) – это половина проблемы и есть шансы, что процесс ускорится. Отсюда следует первое правило – бездумное приложение силы чревато испорченным ключом и сорванным шлицем/головкой болта. Соответственно, не нужно прикладывать полную силу, если есть подозрение, что ключ соскочит. Часто ключ соскакивает из-за того, что шлиц накинут не полностью. Например, ключ-головка наделся не полностью и тогда даже небольшое приложение силы убивает головку болта. Важно следить и за размером — ни в коем случае не пытайтесь откручивать болт неподходящим/ушатанным ключом .

Если есть подозрение, что ключ уже на грани и может неожиданно провернуться, то снимите ключ заранее и подумайте, как ещё можно схватить болт. На помощь могут прийти клещи или газовый ключ с сильным хватом. Так или иначе, старайтесь максимально сберечь имеющуюся головку. Ведь в противном случае нужно будет наваривать новую гайку прямо на шляпку, а это не самая легкая процедура.

Вне зависимости от того, остался шлиц болта или нет, нужно:

  1. Максимально очистить резьбовое соединение от грязи и пыли. Очистить саму головку. Снять ржавчину наждачкой и чуть-чуть пройти мелким напильником. Важно тут не уменьшить сильно грани шляпки.
  2. Залить резьбовое соединение составом типа WD-40 или жидкий ключ. Лучше выбирать именно WD-40 . Несмотря на наличие аналогов, ВД шка работает гораздо более эффективно. В своё время этот факт очень сильно удивил меня при ремонте авто. Если под руками нет таких чудо-средств, то можно использовать керосин или бензин. Правда ни керосин, не бензин не могут так эффективно диффундировать в закисшую резьбу. Помните одно правило — вам важно добиться попадания состава именно внутрь резьбы ! Если ситуация не изменилась через 10-15 минут, то нужно отложить процесс часов на 6-8. Может повезти и диффузия позволит частицам растворителя проникнуть в резьбовое соединение и соответственно – получится стронуть его с мертвой точки.
  3. Залогом успеха является сохранение шлица болта или гайки . Именно поэтому, нужно подготовить шляпку или шлиц к работу – если это шестигранная головка, нужно, чтобы шестигранник входил в шлиц полностью. Если это гайка, нужно целиком накидывать ключ (желательно головку). Т.е. шляпка должна быть полностью отчищена от грязи.
  4. Иногда помогает волшебный приём – не откручивать болтик, а попробовать закрутить его обратно, стронуть с места. Если болт удастся сдвинуть с мертвой точки, то скорее всего и откручиваться он будет дальше легко. Кроме того, после того, как болт был сдвинут пролейте всё снова ВД — 40. Открывшиеся каналы позволят ВД пролезть поглубже и отмочить резьбу. Только помните, что сразу ВД не поможет. Нужно, чтобы прошло хотя бы 15 минут.
  5. Есть ещё один хитрый индейский способ, который, впрочем, не всегда можно использовать. Речь идёт про разогрев болта и резьбового соединения. Метод основан на том, что металлы расширяются на разные величины и гайка расшириться на несколько мкм побольше, а это и даст свободный ход. Также сгорает окисл и некоторая грязь. Методика неприменима в некоторых точках – например, греть болт рядом с алюминиевой рамой категорически не стоит! С бензобаком мотоцикла тоже =). Между тем, для откручивания пригоревшего крыла вполне можно применять этот способ.
  6. Если шлиц сорвался , то ещё не всё потеряно. Можно попробовать сделать новый шлиц напильником. К сожалению, метод не всегда работает. Но иногда это очень выручает. Главное иметь терпение. Если же выточить ничего не получается, а размеры позволяют зажать шляпку, то смело используйте газовый ключ или тиски. Схватить шляпку или гайку нужно очень прочно! Ведь проскальзывание добьет болт окончательно и придётся перейти к пункту 7.
  7. Ну а что делать, если сорвался шлиц , восстановить его не выходит, да ещё и болт сломался пополам в резьбе? Придётся высверливать болт. Делается это тоже довольно просто, правда довольно часто повреждает резьбу (например, если болт прикипел к раме). Если можно решить проблему, пройдя весь узел сквозным болтом с гайкой, то проблема не страшна. Гораздо хуже, если повреждена резьба в точке, где нельзя пройти соединение насквозь. В этом случае придётся нарезать резьбу метчиком.

Обратите внимание, что высверливать болт нужно строго по осевой (центральной) линии. Недопустимо изменение посадочного отверстия. Именно поэтому, начинать работу нужно с малых диаметров сверла и низких оборотов. В идеальном случае, когда толщина боковых стенок остатков болта достаточно утониться, будет возможность выковырнуть их отверткой или выкрутить.

Высверливание – это довольно сложный и кропотливый процесс . В идеальном случае лучше не доводить проблему до этого уровня. т.к. на первый раз может и не получиться всё сделать аккуратно и правильно. Болты часто бывают закаленные, сверлить их ровно тогда очень сложно!

Также, иногда везет и болт можно просто перепилить ножовкой или болгаркой, а за хвостики схватиться тисками.

В идеальном случае болт не должен быть в таком состоянии , что не будет откручиваться. Периодически болты нужно протягивать, очищать от грязи, не давать прикипать и промазывать.

Пригоревшую болт или гайку, которую вам удалось открутить, нельзя использовать повторно или же в следующий раз придется перейти к пункту 7 с самого начала =). Всегда заменяйте болты и гайки, которые удалось открутить на новые!

Похожие публикации