Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Образ луны в литературных произведениях. Красивые описания природы

Научная работа по литературе

Тема: «Образ луны в литературных произведениях»

Алексеева Л.А.

Великий Новгород
2012

План исследовательской работы:

Введение

Основная часть: примеры мистического, фольклорного и лириче­ского образа луны.

Заключение

Цель исследовательской работы: На примерах показать значение образа луны в художественных произведениях.

ВВЕДЕНИЕ

Интересно, как в представлении разных авторов один и тот же предмет или явление принимает различные образы. Сознание каждого человека неповторимо, восприятие окружающего мира и отдельных его элементов также никогда не дублируется. Авторы в своих произведе­ниях лишь излагают на суд человечеству своё восприятие и сознание. А специфика, возникающая в художественном выражении, есть образ. Образ же является первоосновной поэзии, а тем самым и основным понятием поэтики. Образом является и одно слово, и словосочетание, и персонаж, и мотив - в художественном произведении нет ничего вне образа. Особенно важно отметить, что множество образов, способных передать отношение автора к жизни, его мировоззрение, присутствует в художественных пейзажах.

Посредством анализа символического значения образа луны в кар­тинах природы можно объяснить психологическую связь между пей­зажным образом и авторским сознанием.

Хотелось бы отметить, что в русской традиции, как и в общеевро­пейской, образ луны тесно связан с образом зеркала. Даже рассматри­вая само явление лунного свечения, возникающего путём отражения солнечного света, можно увидеть эту образную связь. Ряд зеркальных признаков соотносит с луной и мифология: призрачность, обманчи­вость, связь со смертью, с потусторонним миром.

Такое символическое значение образа луны можно наблюдать в рассказе Чехова «Ионыч», в котором есть описание кладбища, начи­нающееся с фразы «Светила луна». И далее автор продолжает: «На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похо­жий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом тёмном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Реальность теряется в бесконечно­сти бликов, мистифицируя и создавая ощущение призрачности, вол­шебства, колдовства. И залитое лунным светом кладбище является своего рода пограничным пространством, где уже нет земной жизни, но ещё нет потусторонней, однако присутствуют отражения обоих миров.

Несмотря на традиционное толкование образа луны, в творчестве А.П.Чехова он, в основном, связан с темой любви. Например, в расска­зе «Дом с мезонином»: «Была грустная августовская ночь, - грустная потому, что уже пахло осенью; покрытая багровым облаком, восходила луна, еле-еле освещала дорогу и по сторонам её тёмные озимые поля. Часто падали звёзды. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звёзд, которые почему-то пугали её». Романтическим образ видится и в этом небольшом отрывке: «Прошло около часа. Зелёный огонь погас, и не стало видно теней. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчётливо видны и казались все одного цвета».

Следует отметить, что в чеховских произведениях луна иногда приобретает красный оттенок. Так, в рассказе «Враги» мы находим «красный полумесяц», а в рассказе «Палата №6» есть «багровая луна». Луна красного оттенка - редкое природное явление. Вместе с измене­нием цветового представления, красный цвет вносит в образ беспокой­ство, загадочность и непредсказуемость, луна в этих рассказах стано­вится предвестником несчастья. Оба, приведённых в пример, рассказа имеют драматические развязки.

В произведениях И.А.Бунина также присутствует образ «красной луны» с подобным значением. В конце романа «Жизнь Арсеньева» находим следующее описание: «...на станции была темнота и тишина - только успокоительно трюкают кругом сверчки и вдали, где село, багрово краснеет над чёрными садами поднимающаяся луна». Именно в том селе, которое упоминается в отрывке, главный герой ищет уте­шения у незнакомых женщин, когда его отношения с любимой уже подходят к драматическому завершению.

Так же как и в творчестве Чехова, в произведениях Бунина луна, в основном, символ чистой любви. В романе «Жизнь Арсеньева», в пейзажном описании, сопровождающем первую любовь главного героя, отмечается присутствие образа луны: «По вечерам в низах сада светила молодая луна, таинственно и осторожно пели соловьи. Анхен садилась ко мне на колени, обнимала меня, и я слышал стук её сердца, впервые в жизни чувствовал блаженную тяжесть женского тела...» Но дальше образ луны становится очень лиричным. Когда герой остаётся один, мучительно страдая от разлуки с любимой, всё чаще в его раз­мышлениях появляется образ ночного светила. Образ этот уже изме­нённый, наделённый человеческими чертами, олицетворяющий духов­ное состояние самого главного героя. «Справа, над садом, сияла в ясном и пустом небосклоне полная луна с чуть темнеющими рельефами своего мертвенно-бледного, изнутри налитого яркой светящейся белиз­ной лица. И мы с ней, теперь уже давно знакомые друг другу, подолгу глядели друг на друга, безответно и безмолвно чего-то друг от друга ожидая...Чего? Я знал только то, что чего-то нам с нею очень недоста­ёт...», «Было похоже, что и думаем мы вместе - и всё об одном: о загадочном, томительно-любовном счастье жизни, о моём загадочном будущем, которое должно быть непременно счастливым, и конечно, всё время об Анхен».

Свойственный Бунину пессимизм также находит отражение в обра­зе луны: «Помню: однажды осенней ночью я почему-то проснулся и увидал лёгкий и таинственный полусвет в комнате, а в большое незана­вешенное окно - бледную и грустную осеннюю луну, стоявшую высо­ко, высоко над пустым двором усадьбы, такую грустную и исполнен­ную такой неземной прелести от своей грусти и своего одиночества, что и моё сердце сжали какие-то несказанно-сладкие и горестные чувства, те самые как будто, что испытывала и она, эта осенняя бледная луна». Литературоведы считают, что красота луны, непонятная и недостижимая, и является причиной существования традиционного образа луны, символизирующего грусть и одиночество.

В моём понимании, связь луны и одиночества определяется време­нем суток. Луна - ночное светило. Ночью человек, как правило, нахо­дится в одиночестве, наедине со своими мыслями, окружённый тишиной, имея возможность думать, опираясь на воспоминания. Лирика

всегда пропитана воспоминаниями, за этим становится ясно, что всё, что является неотъемлемой частью ночного пейзажа, то, так или иначе, относится к лирическим образам. Также ночное время - это время теней, которые под собой скрывают многое от человеческого глаза; ночь напрямую связана с мистикой, всем непонятным, сверхъестест­венным и потусторонним. Луна же, как постоянная спутница сумерек, рисует их образ одним своим присутствием, свысока проливая немного своего серебряного света на тайны ночи. Поэтому так нередко можно встретить образы мистической и лирической луны в произведениях известных русских и зарубежных писателей.

Образ луны часто встречается в японской поэзии. Классические трёхстишия хокку (или хайку) великих японских поэтов показывают всё разнообразие «ночного светила». Мы находим следующие строки у Басё:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеется свежий срез.

Поэт называет луну прекрасной, сравнивая её с утренним снегом:

Луна или утренний снег...

Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.

Вот так и закончу год.

У Буссона образ луны совсем иной:

Луна сияет в зимней роще.

Я, глядя на неё, забыл О поэтической печали.

Луна сквозь дымку...

Лягушки пруд замутили.

Где вода? Где небо?

Образ зимней луны мы находим у Дзёсо:

Снега холодней,

Серебрит мои седины Зимняя луна.

А вот какой предстает луна у Рансэцу:

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах.

Свет этой яркой луны Оголил, как темя монаха,

Море, холмы и поля...

Луна поэта Исса дружелюбна и покровительствует ночной природе:

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик На праздник приглашён.

Образ месяца мы находим в сточках Бонтё:

Месяц на небе,

Один ты на свете товарищ Бушующей буре...

(перевод В. Н.Марковой).

Интересно то, что образ луны как символа чистой любви и тоски зародился очень давно. Луна в китайской традиции занимает чуть ли не

культовое место. Так в своём романе «Семья» писатель-реалист Ба Цзинь устами главного героя сравнивает возлюбленную с луной. Луна рассматривается как высшая степень красоты и чистоты. А у другого китайского писателя Лао Шэ прослеживается образ мёртвой, трагиче­ской луны.

Аналогичный образ сизой, мёртвой, предвещающей несчастье, лу­ны присутствует в эпопее Льва Толстого «Война и мир»: Наташа Ростова, думая о возлюбленном, поднимает свой взор к луне, светящей в ту ночь невероятно серым, мёртвым светом, героиню пронизывает неприятный холод. Именно благодаря описанию луны, читатель зара­нее понимает, как сложиться судьба Наташи, что её любовь заранее обречена на драматическое окончание.

Обратимся к образу луны в поэзии. В первую очередь, рассмотрим Пушкинскую «луну».

Ночное светило у Пушкина - женщина, враждебно-тревожная ца­рица ночи (Геката). Но поэт относится к ней с мужеством: она его тревожит. Автор её действие обращает нам в шутку и называет луну «глупой», заставляет ее сменять «тусклые фонари». В творчестве Пушкина образ луны используется 70 раз, месяц появляется в 15 про­изведениях.

В романе «Евгений Онегин» этот образ помогает читателю глубже понять главную героиню, Татьяну Ларину. Луна в мировой мифологии - знак богини Дианы, богини плодородия и деторождения, всего живо­го. Впоследствии её стали отождествлять с богиней Селеной, олице­творяющей целомудрие, чистоту и святость. Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет:

Впервые именем таким Страницы нежного романа Мы своевольно освятим.

«Святое» имя Татьяны, с которым «неразлучно воспоминание ста­рины», как раз и ассоциируется с богиней луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю серебристым сиянием. Образ луны сопро­вождает героиню на протяжении всего романа.

Когда Ленский знакомит Онегина со своей невестой Ольгой, Евге­ний сразу обращает внимание на ту, "которая грустна и молчалива, как Светлана", удивляясь тому, что его новоявленный друг выбрал «дру­гую»:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне.

Луна меняет настроение вместе с героями. Например: «в праздной тишине при отуманенной луне... лениво почивает». В этом отрывке образ ночного светила отражает состояние героя: луна «отуманенная», «томная».

Татьяна же, погружаясь в чтение сентиментальных французских романов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и Онегину, видит в луне лирику, романтику, воспоминания:

И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну...

Романтическая душа Татьяны живёт в созданном ею мире грёз, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями, приметами, «предска­заниями луны». Ночное светило сопровождает героиню, когда она пишет письмо Онегину:

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла Татьяны бледные красы.

Пушкинская героиня пишет письмо наедине с луной, девственный свет которой связан с романтическими мыслями, когда влюблённая девушка перестаёт замечать реальную обстановку, оставаясь вдвоём с "томным светом" вдохновительницы-луны. Это же состояние будет сопровождать её и после встречи с Онегиным в Петербурге:

Об нём она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит,

К луне подъемлет томны очи,

Мечтая с ним когда-нибудь Свершить смиренный жизни путь.

Как видим, Татьяна не меняется внутренне: изменился только её статус, она стала замужней женщиной, важной особой. Но душа её осталась такой же высокой, чистой. Серебристым светом луны отлива­ет внутренний мир героини, он настолько богат, что недоступен пони­манию окружающих, в том числе поначалу и Онегину, так же, как недоступна взгляду обратная сторона луны.

Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает её в пророческом сне («Сияет луч светил ночных»); «при свете сереб­ристом» спешит Ларина в дом Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удаётся; не оставляет луна её и в Москве. Но здесь вместо "отума­ненной, печальной, бледной луны" появляется величавое ночное свети­ло, затмившее блеск ярких звёзд:

Как величавая луна,

Средь жён и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной Земли касается она!

Продвигаясь по жизненному пути Татьяны, читатель может отме­тить, что она так и осталась на уровне неба, совершая свой путь от "томной луны" "на бледном небосклоне" до ослепительно яркой "луны в воздушной синеве".

И Онегин "въявь богиню зрит". Луна-богиня Татьяна - воплощение идеала женщины, покровительницы домашнего очага, верности, добра, света - всего того, что составляет идеал поэта. Мастерство автора "Евгения Онегина" действительно неисчерпаемо. Итак, с помощью образа луны, Пушкин смог отразить все переживания и особенности главных героев.

Теперь рассмотрим в сравнении использование одного и того же образа в произведениях двух разных писателей:

В отличие от Пушкина, Тютчев знает лишь «месяц» (почти не знает «луны»). Месяц в сознании Тютчева - «бог» и «гений», льющий в душу покой, не тревожащий и усыпляющий. Пушкинская «луна» - «бледное пятно» «струистого круга» тревожит нас своими «мутными играми» (так нам описывал Пушкин). Её движения коварны, летучи, стреми­тельны: «пробегает», «перебегает», «играет», «дрожит», «скользит», «ходит».

У Тютчева есть лишь дневной лик месяца: «облак тощий». У этого поэта он неподвижен на небе. «Магический», «светозарный», «бли­стающий», полный месяц Тютчева никогда не бывает «сребристым», бывает «янтарным»: не желтым, не красным. У Пушкина же луна всегда отливает серебром или приобретает резкий красноватый отте­нок. Образ месяца по Тютчеву - туманисто-белый, почти не скрывается с неба. Чаще всего он - «невидимка», он - «гений» неба.

Луна у Лермонтова принадлежит главным образом периоду наивного романтизма, рано им пережитому. Даже сравнения в этой области художественно слабы: злодей, Армида с рыцарями, белый монах в черном одеянии или шуточные сравнения с блином и голланд­ским сыром.

Тургенев же использовал образ луны в самом лирическом и пре­красном его проявлении. В одном из своих стихотворений поэт воспе­вает любимую женщину, сравнивая её с луной:

Луна плывет высоко над землею Меж бледных туч;

Но движет с вышины волной морскою Волшебный луч.

Моей души тебя признало море Своей луной...

И движется и в радости и в горе Тобой одной...

Тоской любви, тоской немых стремлений Душа полна...

Мне тяжело... но ты чужда смятений,

Как та луна.

В творчестве Н.В. Гоголя образ луны встречается гораздо реже, нежели образ месяца. Гоголевский месяц - символ язычества, фолькло­ра, упоминается во многих произведениях: «Майская ночь или утоп­ленница» (мистический образ): «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъят­нее»; «Ночь перед рождеством» (религиозный образ): «Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся посветить добрым людям, всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».

А какова луна в творчестве «крестьянского» поэта С. Есенина? Об­раз луны (месяца) встречается в каждом третьем его произведении. При этом в ранних стихах, примерно до 1920г., преобладает месяц, а в поздних - луна. Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин подбирает очень красивые слова для описания загадочного ночного светила: «тонкий лимонный лунный свет», «неуютная жидкая лунность».

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Метафора в этом случае возникает по форме, фигуре, силуэту. Но луна - это не только небесное тело, но еще и лунный свет, который вызывает у лирического героя различные настроения.

Космические мотивы Есенина тесно соседствуют и с религиозны­ми:

С голубизны незримой кущи

Струятся звездные псалмы.

(«Не ветры осыпают пущи...», 1914 г.)

Тихо - тихо в божничном углу,

Месяц месит кутью на полу.

(«Нощь и поле, и крик петухов.» , 1917г.)

В этом стихотворении "месяц" и "кутья" взаимосвязаны древ­ними поверьями. Месяц - в народных представлениях ассоциируется с загробным миром, а кутья - блюдо, которое готовят для поминок умерших людей.

Есенин обращается к фольклорной тематике в отношении к не­бесным светилам. Например, в стихотворении "Марфа - посадница" (1914 г.):

Не сестра месяца из темного болота

В жемчуге кокошник в небо запрокинула, -

Ой, как выходила Марфа за ворота...

В фольклоре "сестра месяца" - солнце, которое противопоставле­но ему как источник жизни, тепла и света.

Таким образом, рассмотрев лирику С. Есенина мы видим, что поэт обращается к космическим мотивам с тем, чтобы осмыслить какие-то события, понять окружающий мир.

В творчестве поэта И.С. Никитина, также как и у Есенина, присут­ствует фольклорный образ месяца. В своём стихотворении «Зимняя ночь в деревне» он пишет:

Весело сияет Месяц над селом;

Белый снег сверкает Синим огоньком.

Образ месяца ближе поэту, чем образ полной луны:

Светит месяц у окна...

Петухи пропели;

Погасил я свечку И лежу в постели.

Никитин сравнивает месяц в своём стихотворении «Ночь»с щитом: «Вот вспыхнули яркие звёзды на небе одна за другой,

И месяц над лесом сосновым поднялся, как щит золотой...» Интересные вариации на образ луны предлагает нам творчество по­эта серебряного века, А.Блока. В самом своем известном стихотворе­нии, надолго ставшем символом поэзии Блока - «Незнакомка» - лири­ческий герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он и не отделяет себя от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное её явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. В этом стихо­творении она не только, как символ безличия природы. Цветопись Блока в стихотворении «Незнакомка», а именно красный цвет, тревож­ный цвет, поясняет читателю внутреннее состояние души автора. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.

Образ луны также фигурирует и в самом финале другого знамени­того стихотворения А.Блока:

Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Здесь он обозначает некий край, к которому приходит любой чело­век, убегающий от самого себя или бесцельно скитающийся в поисках лучшей жизни.

Большое внимание образу луны уделяла в своём творчестве поэтес­са Анна Ахматова. Цикл стихотворений «Луна в зените» навеян обра­зом ночного светила, показавшегося поэтессе удивительно красивым и необычным, каким она увидела его, находясь в эвакуации в Узбекиста­не:

Из перламутра и агата,

Из задымлённого стекла,

Так неожиданно покато И так торжественно плыла, - Как будто «Лунная соната»

Нам сразу путь пересекла.

Эти замечательные строки Ахматова посвятила луне, потому что светило открылось ей совсем другим в иных географических широтах.

Поэтесса сравнивает молодую луну с долькой дыни:

«Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни

На краешке окна, и духота кругом...»

Напоследок, рассмотрим образ луны в самом мистическом и зага­дочном произведении 20го века - в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Лунный свет, по мнению литературоведа В.П. Крючкова, связан с Воландом, то есть с дьяволом. «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же на­встречу им из-за края леса начала выходить луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда». Луна в этом отрывке опять же представляет собой то явление, которое проливает свет на тёмные дела ночи. Образ луны несет особую смы­словую нагрузку в романе, не всегда четко определенную, но чрезвы­чайно важную для полного осмысления романа. Булгаков не сомнева­ется, что человек - часть всеобщей гармонии Вселенной. Эта гармония предполагает теснейшую связь событий, людей и огромных светил. Луна с первых страниц выступает как символ Воланда: «И наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звезд». Истинный облик князя тьмы оказывается сотканным из лунного света, не подразумевающего ничего низкого, злобного, отвратительного. День и ночь, солнце и луна, свет и тень необходимы для равновесия в природе так же, как добро и зло в человеческой судьбе.

Основное действие романа разворачивается в полнолуние. Полно­луние - мистическое, тревожное, завораживающее время. Полнолуние - время шабаша ведьм и “освобождение” для всей нечистой силы.

По мнению Л. Матвеевой, для Булгакова важна только полная луна, как символ гармонии, покоя, умиротворения и возрождения. Луна - одна и в “московских” и в “ершалаимских” главах. Луна одинаково наблюдает за жизнью людей I и XX веков, осуществляя связь времен. Именно луна преображает героев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сделаем вывод, каков же образ луны и почему так часто со­вершенно разные в своём творчестве авторы используют этот образ для расстановки эмоциональных акцентов. Как мы могли заметить, луна, как правило, принимает три основных образа: фольклорный, лириче­ский и, несомненно, мистический. Важно отметить, что у некоторых авторов образ луны фигурирует в большом количестве произведений.

Образ луны используется поэтами и писателями и буквально, и ал­легорически, и сравнительно, с удивительно точными эпитетами, показывая не только красоту и многоликость самой луны, но и много­образие самой нашей жизни, наших чувств, эмоций, событий. Мне, кажется, это может быть обусловлено огромным значением нашего знаменитого спутника Земли в жизни каждого человека, его влиянием на нашу жизнь, на наше эмоциональное состояние, и тем более, на жизнь и творчество поэта или писателя.

Музыка для счастья – нежная гитара

Первый аккорд – легкий, дуновение ветра, едва-едва пальцы касаются струн. Исчезающе тихий звук, ми-минор, проще и нет ничего...
Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...

Второй аккорд – ловко переставленны пальцы левой руки, правая уверенно и мягко ведет по струнам. Вниз, вниз, вверх – просто и дает самый простой звук. Готовится не метель и не шторм – всего лишь снегопад. Ничего сложного в нем быть не может. Снежинки начинают лететь чаще – передовые отряды основных сил, сверкающие ледяные звездочки.

Дальше аккорды сменяют друг друга тягуче и ласково, так, что ухо почти не замечает перехода от одного звука к другому. Перехода, который всегда звучит резко. Вместо боя – перебор. Восьмерка. Вступление отыграно и пусть это не инструментал, который звучит торжествующе и радостно во время летнего ливня или тягуче и завораживающе в метель, пусть это всего лишь сложенные вместе аккорды музыка удивительно подходит снегу за окном, белым бабочкам зимы, ледяным крохотным звездам, которые все танцуют, танцуют свой танец в ночном небе...

В музыку вплетается пение – тихое, слова не различимы, ускользают от восприятия, мешаются с снегопадом и мерным, естественным стуком сердца. Четкий ритм и спокойная сила звучат в них. Нет конца у песни, она просто мягко сплетается с танцем снежинок и незаметно уходит, оставляя небо и снег наедине...
Холод и тьма скрадывают звуки и движения, примиряют город с зимой...

А Повелитель Снегопада, отыгравший на одной из крыш свою партию, мягко убирает в чехол свою гитару, властную над стихиями. На плечах и на волосах его снег, вспыхивают и гаснут рыжие веселые искры – снежинки отражают свет далеких огней. В окнах дома напротив – свет. Там люди, которые не знают, как плетут кружево стихий...

Лестница – обычная лестница девятиэтажного дома. Двери, вечно занятый кем-то лифт, тусклый свет лампочки на площадке... Повелитель Снегопада идет пешком, придерживая гитару, тихо и медленно ступая по ступенькам. С девятого этажа на первый, осторожно, чтобы не потревожить теплое чувство расслабленного довечивого счастья, каждый раз приходящего после выполненной игры...
И привычно-злой вопрос открывшей дверь матери:
– Когда ты уже перестанешь играть в свои игры и начнешь наконец думать?
Бьет по открытой душе как ножом. Подламываются мягкие снежные крылья, данные исполнением настоящего и остается только непонимание и обида.
За что же она бьет по самому больному? За что?..

Ночью гулял по городу дикий ветер, перемешанный со снегом. Ломал ветви деревьев, рвал провода, заметал дороги...
Это снова пела гитара Повелителя Снегопада.

17/08/02, Draven
Ночью он становится великолепен. Нет, в нем не неайдешь фонтаны с подцветкой невероятных тонов, или не возведены здания из фонариков в буквальном смысле слова, как на Новом Арбате. Он просто сбрасывает с себя дневную серость и надевает мой любимый черный цвет, на фоне которого ярко светится дале крошечный огонек. Я люблю залезть в старом городе на башню и смотреть на проплывающие мимо корабли, на которых веселятся люди, видеть только свет с палубы и только догадываться, что именно там происходит. Или оглядывать город с высоты, когда он умещается на ладони. И только огни, огни и тихий ветер...

17/08/02, SpiderMax
Особенно когда очень поздно. На улицах почти никого нет, тихо, спокойно, свет фанарей. А если ехать на машине по ночному городу, то это полный балдёж. Ночной город привлекает яркими огнями, звёды с неба смотрят на меня яркими глазами. Я обожаю ночной город, и ночные прогулки тож, это романтично и захватывающе:-) Если найти хорошее место, где тя не потревожат и можно посмотреть на звёзды, попивая пивко и хрустя чипсами, насталгия зальёт душу...

17/08/02, Lady_Vamp
Особенно я люблю ездить на машине по ночному городу. Иркутск загорается разноцветными огнями, всё становится другим, не таким, как жарким днём, всё преображается. А ещё я полюбила ночной город за то, что в это время суток ГАИшники спят, и я спокойно могу ездить на машине... ну маленькая я ещё, а права до 18 не действительны...

26/09/02, Felina
Красиво.. все приобретает иную окраску... все, что при свете дня казалось таким мрачным и унылым, оживает.. уличные фонари, многочисленные неоновые вывески, поток автомобильных фар, дорожки, освещенные луной.. жизнь начинается.

27/09/02, НиКто
Днем-скопление лиц... одежды...запахов.... толпа, которая ничего не выражает.А ночью особый запах,цвет,просто ночью город выглядит по-особенному

21/12/02, Lacara
Ничего не может быть лучше сверкающих неоновых огней, теплых улиц, машин, россыпи звезд. Когда идешь с сигаретой в руках, и тебе просто хорошо оттого, что наступила ночь, что ты - жив, что все еще впереди. Ночной город - это твоя надежда на лучшее. Это единственная правда.

04/06/03, Datex
Ночью город выглядит таинственным и мечтательным и тебе хочется мечтать и расслабиться вместе с ним.

16/10/03, Johny
Ночной Питер это сказочно... Подсветка мостов, набережных, соборов, зданий - просто волашебство... Карнавал цветов. Город "одевает" свой парадный костюм, и начинается сказка... И мы (люди) другие... Днем все куда-то бежим, спешим, толкаемся, ничего не замечаем, все напряженные, уставшие... А ночь это время романтики, время влюбленных... Время котов, и разведенных мостов, время мечтаний... И город помогает нам открыться, осознать себя... Гуляйте чаще по ночному городу... Если есть такая возможность...

21/10/03, XorNotPen
Я обожаю вид ночного города в любом виде (звучит, а?)! Когда бываю в Общежитии №1 ГУ-ВШЭ, особенно вечером, прусь на 14-й этаж и любуюсь. Ну, ничего, скоро зима, темнеть будет рано, всё будет супер! Я же ж даже из многих игрушек, где есть небо в виде ночного города, извлекаю эти самые картинки, переписываю их в отдельную папку, а потом на досуге просматриваю... Клёво, больше слов нет;))

05/11/03, КозаНостра
В нем особая атмосфера, воздух особенный, ритм особенный. Так хочется чтобы ночь не заканчивалась. Столько огней вокруг, машины. А днем всё опять какое-то скучное.

23/02/04, Knight
Ночью любой город становится неповторим, Будь то Москва, Париж или Лондон. Ночь покрывает город некой "поэтической печалью", на улицах становится пустынно, исчезает дневная суета и хочется прогуляться по его улицам. Особенно здорово прокатиться на авто по городу - отсутствие других машин делает поездку-прогулку легкой и приятной. Эх, если б щас было лето, а в моем гараже - кабриолет...

23/02/04, Тиффани
Я вообще, ночь люблю больше, чем день. Это мое время суток. Днем как-то все буднично, светло слишком, пыль, грязь, толпы людей. А ночью - совсем другое дело...тихо, спокойно, красиво - огни, темные притихшие дома, ночная свежесть. Ночной Питер - это вообще сказка. Так что гулять по ночному городу я люблю... не одна естессно. Одной так разгуливать, как-то, знаете ли, чревато:) Кстати, ночью отлично по кладбищам гуляется:) Но это уже, вероятно, тема для другого топика.

24/02/04, aurora
о!такая романтика. нет ни вечных пробок,ни придурков,сбивающих с ног(хотя такого случая и не припомню,чтоб с ног сбивали:)),но снующие туда-сюда люди напрягают сильно,а вечером все это как-то растворяется. радует меня сама атмосфера, правда,чего уж врать освещен в основном центр,а окраины-плохо.но,на то она и темнота...друг молодежи.

03/03/04, clear as raindrops
Темнота - моя стихия, ночной Питер - эти огни, подсвеченные дома, набережные, колеблющаяся поверность воды - это что-то зачарованное, таящееся, кажется, под поверхностью, как будто вот-вот произойдет, откроется что-то важное. Обожаю ночью гулять, пустынные улицы, фонари, ощущение, что никто не тронет и не разлучит, и впереди еще многомного времени побыть с человеком - ночью легче открываться и быть открытой, признаваться в детских страхах и не дающих покоя чувствах, чувствуешь себя настоящей и что жизнь вокруг - не бесполезная иллюзия...

03/03/04, Ahora
Эх! Как я люблю ночное время, а следовательно и ночной город!Ночью все самое интересное начинается!Ночью город становиться совсем другим... это такое странное ощущение, когда идешь, никого не знаешь, а все равно кажеться, что все свои!Совсем все по-другому... другие люди, другой воздух, другие звуки, другие запахи... Но это все так круто! Была б моя воля, я вообще бы вела ночной образ жизни!

03/03/04, Amarok
Потому что днам, особенно сейчас все удручает и нагоняет тоску: кучи говна вперемешку с еще не оттаявшим снегом черного цвета, с выглядывающими из под него бычками, остатками новогодних фейерверков и продуктами жизнедеятельности собак, которых в избытке водится в каждом дворе и на каждой улице. Полно людей, овезде, куда не кинь взгляд люди, иногда просто бесят, ужас, все куда - то бегут, толкаются, суетятся, хамят... бррр... иногда бы взял бы просто АК и косил бы. Это днем, а ночью ВСЕ меняется, все эти убогие люди расползаются по норам и мирно храпят себе. Ночь скрывает все недостатки города, ночью он кажется, да и есть, наверное просто перкрасным, ночь - это всегда хорошее времяпрепровождение, это никуда не спешащие люди, ты просто погружаешься в совершенно другую жизнь, которая в сто раз лучше, чем обычная. Ну про клубы - то я уже молчу, самое оно там как раз ночью... Жаль, только что скоро ночи будут совскем короткие...

08/03/04, clear as raindrops
Вчера стояла на середине моста (Литейный мост в Питере, кто знает), широченная набережная, вереницы оранжевых огней, уходящих вдаль, фары проезжающих машин и влажный ночной ветер, мост выгнут дугой и все это видно сверху, огромные пространства, напоенные жизнью, я забралась на какую-то трубу, лежащую у края, и долго смотрела вдаль... как легко представить, как летишь над черной водой к далеким огням... а потом я подняла голову и увидела много белых птиц в черном небе. они летели вдоль реки. появлялись из тумана над мостом и в нем исчезали... где-то полминуты они пролетали клиньями, в нереальном оранжевом свечении над мостом. самый лучший момент того дня.

30/04/04, aurora
идешь себе по ночному городу и думаешь:"А это правда,или просто обалденный сон?" ДА,все как во сне.Понятие"ночной город"-это то,когда на домах появляются лучи заходящего солнца.... солнце село и опустился легкий мрак... мрак сгущается и уже фигуры людей еле различимы... глаза слабо воспринимают хоть что-нибудь... людей на улицах мало, да и те- либо тоже гуляют, либо просто забыли что-то,вот и шляются, машин стало мало... маршрутки уже не ездят.... давно закрылись магазины... да и светофор мигает вечножёлтым, пустые дороги....КАЙФ..

13/06/04, Prada
Обожаю Москву ночью. Это так романтично и захватывающе - передвигаться от места к месту на авто, гулять пешком, вдыхать прохладный ночной воздух... Ночью большинство спят, и на улицах можно вмтретить в большинстве своем романтиков, по крайней мере на главных улицах города. А как хорошо в центре ночью! Все просто дышит историей. Жаль, что скоро всего этого не станет, и старожилов из исторического центра Москвы расселят по Медведковым...

27/03/05, OPOSSUM
красиво писать не умею, поэтому просто скажу, что ночью город живет особой, совершенно отличной от дневной, жизнью. в ней другие правила, другие ценности, другие звуки, у нее другое лицо. и эту жизнь, точнее, атмосферу на первый взгляд спящего города я так люблю... люблю огни ночного города,люблю тусовщиков, живущих ночью, люблю припозднившихся прохожих, спешащих по своим неведомым мне делам...

27/03/05, skarlett
ночная Москва, освещенная огнями, просто офигительно красива. я уж не говорю про Питер..

17/04/05, Poision Girl

17/04/05, Конфуций
Я, хоть и филосОф, затрудняюсь так просто передать это словами... Это нечто необычайное!.. Это как будто отдельный, самостоятельный организм, живущий своей особенной жизнью... Именно за эту непередаваемую атмосферу я обожаю игрушки Duke Nukem 3D, GTA 3 и прочие, культивирующие ночной город:) Просто, как вглядишься в свет отдалённого окна, представишь, что там тоже течёт жизнь... Особенная, отличная от других... Это на самом деле такое чувство, которое трудно передать словами; как говорится, надо самому прочувствовать:)

12/05/05, Elizaveta
Я люблю гулять по центральным улицам, когда уже стемнело, но горят все витрины, фонари. Много огней и переливающийся белый снег. Жаль, что потом снег превращается в грязно-серый, и уже совсем не та картина.

09/10/05, LyaMur
Очень красиво, особенно в Питере. Классно ехать по ночному городу на машине. Мост над Невой, впереди Невский сверкает своими огнями, теплая машина и везде огни.

19/05/06, Потёртый Ангел
Самое лучшее средство от депрессии - прогулка по ночному городу... Плевать, что хулиганы... Плевать, что опасно... Ночной Минск прекрасен... Самое романтичное место во всей вселенной - Парк Горького в три часа ночи. И самое безопасное, между прочим. А Проспект Скорины в четыре утра осенью - это восхитительное зрелице... Включенная иллюминация, редкие дежурные троллейбусы... Прохожие со своими заботами и проблемами... Я люблю ночной Минск!

09/10/06, Селина
Ночью город еще красивее, чем днем, он просто великолепен. Тихо, спокойно и никто не мешает, это просто здорово. Все светится, а еще ночью прикольно целоваться =)

01/04/07, Mohito Love
У меня уже вошло в традицию после фитнеса прокатиться по вечерней и ночной Москве. Ночью этот город становится во сто крат красивее - зажигаются столько огней, здания обретают какие-то иные очертания.. Посмотрите в зеркальное отражение ночного города в реке на набережной - сложно отвести взгляд, правда? И воздух становится другим - меньше воняет выхлопами и еще какой-то гадостью, свежее. Не только кристально чистый загородный воздух я люблю, но и аромат ночного города, - слегка отдающего асфальтом и пылью, - тоже. В нем есть что-то притягательное и наполняющее энергией и бодростью, наверно это "что-то" и объясняет такое количество "людей-сов" в мегаполисах.. Глядя на ночной город, я понимаю, что урбанизация - никакое не зло, а вполне естественная составляющая мира, хотя и выглядит несколько необычно.

02/04/07, orsana2
Он прекрасен всегда, мой любимый город - утром и вечером, на рассвете и на закате, жарким летним, унылым осенним, холодным зимним, и радостным солнечным весенним днем. Но совершенно по-особому, таинственно, загадочно-прекрасен он ночью. Он отражается огнями в темной зеркальной глади величественного Днепра, его прекрасные церкви и памятники приобретают особую красоту в ночном освещении, его чудесные улицы манят теплым уютом и загадкой своих ночных огней. Впрочем, что тут говорить, смотрите сами: http:// cityforum.kiev.ua/ viewtopic.php?t=69

21/05/07, Президент ПоеZZда
...да ещё из окна машины! Обожаю кататься по ночному городу и смотреть на огни и сонные улицы. Ещё интересно: какой чудак вон в том окне на энном этаже не спит в полчетвёртого, как ия?

19/07/07, JeMMa FeRRaRi
Я обожаю романтику ночного мегаполиса,неоновые огни,подсветку...Для меня это лучшее время дня,время,когда я наиболее эмоциональна,наиболее счастлива...

03/08/07, Лареолла
потому что это великолепно мой город не очень большой, но такой красивый... люблю ночью гулять по историческому центру, когда вклчают подсветки у храмов, люблю гулять по центральной улице, где обязательно встретишь знакомых, люблю просто много ходить пешком, а потом возвращаться через весь город домой на такси... так класно...

03/08/07, 3 Sofia 3
Люблю совершать прогулки по ночному городу и смотреть на него из окна своей квартиры. Панорама с окошка и взгляд, охватывающий улицу, разные вещи, но все равно повсюду огни. Улица купается в свете фонарей и машинных фар. Пальмира уже привыкла к этому свету и идут спокойно, рядом, без боязни в темноту. И я, мимо рекламных витрин... Вспоминая, как бродили вдвоем, как не подразумевали о разлуке. Меня привлекает ночная Москва - билборды, светящиеся плакаты, темные силуэты фигур прохожий. Никогда не покину этот город, ведь полюбила... И кто знает, может, кгда-нибудь частицей этой ночной идиллии смогу стать и я!

27/05/08, Contra cinic
Я живу в Питере. Очень люблю гулять по ночному Питеру. Особенно летом, когда тепло. Выйдешь на Невский. Красивая подсветка, уличные рестораны. Присядешь выпить пивка или минералочки (от настроения зависит), пойдешь на набережную Фонтанки, свет фонарей отражается в темно-мутной воде, и грозно смотрятся кони на Аничковом мосту. Свернешь с Невского - и пройдешь на Марсово поле. В питерском сумраке неутомимо горит вечный огонь. Вот начинают разводиться мосты. Город на нсколько часов как будто разрывается на части. Потом мосты вновь сомкнутся, и по ним побежат одинокие машины. Ночью в городе совсем другая жизнь.

19/05/09, Лень придумывать ник
Хе-хе, про быдло -это все так, но позитива мне видится в нем больше. Особый запах разогретого машинами асфальта, яркое многоцветие огней, вечерная свежесть, отсуствтие бегущий толп как днем, но вместе с тем оживленность - это все моя любимая ночная Москва. Я рада,что живу здесь. Я рада,что могу каждый день видеть всю эту красоту, просто выйдя из дома. Спасибо родителям, что вывезли меня из деревни)

10/10/09, Эльфийка с Озер
Я пару раз выходила из дому ночью - капец, так круто! Тихо-тихо, можно валяться на дороге - машин нет, можно спуститься к озеру и смотреть на отражение луны. Да еще много чего можно сделать, и, надеюсь, я когда-нибудь всё это осуществлю. Слава Богу, я не живу в центре, где жизнь не замирает по ночам.

03/04/10, Your dream
Когда ночью сидишь на подоконнике, тихо слушаешь музыку, вдыхаешь невероятно свежий ночной воздух, понимаешь, что не всё так плохо, как кажется.

01/07/10, Антициклон
Мне нравится летний ночной или вечерний город, когда светят фонари и освечиваются зеленые листья на деревьях. И запах воздуха ночью в городе нравится. Особенно после жаркого дня хорошо, когда вечером красный закат, а ночью сверкают зарницы.

Сочинение на тему ночь, описание ночи

Ночью мир людей замирает. Один за другим гаснут окна домов, пустеют улицы и дороги. Одинокие фонари освещают небольшие островки пространства.

Вокруг царит тьма, а в небе зажигаются мириады звезд. Ближе к полуночи небо в одном месте светлеет, бледное зарево постепенно разгорается. Через несколько минут появляется полная луна, на которой даже с земли видны странные рисунки, созданные рельефом ее поверхности. Кто видит там лицо человека, кто диковинных животных или еще что-то другое.

С восходом луны становится так светло, что легко можно различить силуэты домов, деревьев, даже отдельные листочки на них. А на землю падает их четкая тень. Весь ночной мир предстает перед нами, как будто покрытый серебристой краской.

И, несмотря на то, что большинство людей сладко спят ночью, ночная Жизнь в природе продолжается. Летом сверчки не умолкают до самого рассвета. Выходят на ночную прогулку коты, они стремительно и беззвучно прошмыгивают мимо незаметно для человеческого глаза. Где-то в саду шуршит в кустах ежик. Срывается с крыши стая летучих

мышей. А в лесу охотятся ночные хищники – кошачьи и совы.

Ночью обычно так тихо, что редкие отдаленные звуки – голоса людей, собачий лай, скрип дверей – слышны, будто они совсем рядом.

Особым украшением ночной природы является лунная дорожка на водоемах. Она тянется от горизонта в том месте, над которым плывет луна, до самого берега. Кажется, сами волны приносят свет туда. А вокруг дорожки – спокойные и темные воды. Это любимый пейзаж многих художников и фотографов.

Ночь завораживает и вдохновляет. Каждый из нас хоть раз любовался ее таинственной красотой, воспетой художниками всех времен как волшебная пора размышлений, отдыха, творческого вдохновения и любви.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ОДНАЖДЫ В ЗИМНЮЮ НОЧЬ Наступила холодная темная ночь. И не успело еще солнце спрятаться за горизонт, как на небо вскарабкался месяц. Он почесал бочок о...
  2. НОЧЬ (миниатюра) Я смотрю на небо… Виден свет далекой звезды. Было тихо и неузнаваемо. Пахло сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ...
  3. Сочинение “Ночь в лесу” 5 класс Наступает ночь, и лес затихает. Умолкает птичий гомон. Становится темно и тихо. В тишине слышен каждый стук, каждый шорох....
Ночной город... Бесконечность огней заполняют темноту, здесь и горящие неоновым светом названия различных магазинов и кафе, свет от фар автомобилей, россыпи гирлянд на деревьях, пестрящие витрины... Все соединяется в каком-то сказочном круговороте света, света в ночи... За стенами многоэтажных домов, которые вносят свою долю света в ночное пространство, из тысячей квадратиков-окон, живут люди... Ясное дело, что там живут люди, ведь город без людей невозможен. С другой стороны, город без людей - это глупость. Городу нужны люди... И люди есть, правда они очень разные, совсем не похожи друг на друга, хотя, впрочем, есть нечто, что объединяет их, делает одинаковыми.
Кто-то из них сейчас прогуливается ночными улицами, перепрыгивая через лужи, ведь только что прошел дождь, и свежесть воздуха дарит незабываемые ощущения. Свет фонарей и витрин отражается теперь еще и в зеркале луж. Асфальт перестал быть черным - вся световая гамма разливается по дорогам, дорогам по которым ходят люди... Вот оперевшись на перила стоит компания молодых парней и девушек, они весело смеются, шутят. Им, наверное, интересно быть вместе, а может скорее они, просто хотят спрятаться здесь от одиночества... Пройдя немного дальше, вы увидете еще одну такую компанию, дальше еще... Мимо них быстрым шагом проходят люди постарше, видно торопятся домой. Для них улица перестала быть интересной, их согревает тепло родного дома, тишина родной комнаты, где можно просто посидеть наедине с самим собою. Кто-то из них сейчас смотрит телевизор, кто-то на кухне пьет чай, кто-то читает повесть...
На стене висят большие, старые часы, которые отсчитывают быстрые минуты...
И вот проходит совсем немного времени и в квартиры, легкой поступью, неслышно вкрадывается сон, неся вместе с собой загадочный и неизвестный мир. Постепенно в окнах гаснет свет, кафе закрываются, люди покидают улицы и только одинокие фонари останутся гореть всю ночь, освещая путь случайным прохожим... Город спит...
Пройдет еще немного времени, начнет светать. По холодным рельсам пройдет первый трамвай, везя на роботу сонных людей. Потом начнут открываться магазины. Дети, сложив в сумки тетради и проглотив на ходу завтрак, пойдут в школу. И так изо дня в день, каждый живет своей жизнью, идет своей дорогой, которую сам и выбирает. Проходят годы люди становятся старше, может быть умнее. Стараются не думать о смерти, пытаются быть счастливыми... Изредка, когда смотрят на миллиарды звезд, рассыпанных по ночному небу, слушают отдаленный шум проезжающих куда-то поездов к ним приходит, какоето необыкновенное чувство. Ностальгия по чем-то неизвестном врезается в душу, в такие моменты они иногда плачут... Вспоминают детство, маму, всю прожитую жизнь. От этих воспоминаний приходит грусть. Влажные глаза смотрят в бесконечное пространство, память рассказывает о прошлом, сердце стучит быстрее...
Потом все проходит. Серая обыденность занимает прежнее свое место, изредка радость, улыбки, больше разочарований, печали. Старые часы на стене считают время... Время на исходе! Но люди все же не думают о смерти, крепко держатся за жизнь, утешаются радужными надеждами, пьют таблетки. Сердце по-прежнему стучит.… Пока что еще стучит. Проходят годы, приходят болезни...
Люди все разные, но впрочем, есть нечто, что делает их похожими - это страх. Страх остаться одному, страх перед будущим, страх перед смертью... Чувство вины и безысходности, в конце концов, бессмысленность жизни.
Город спит...
И никто даже не подозревает, что в это самое время на крыше одного из многочисленных высотных домов в полушаге от пропасти стоит парень... Его уже не переполняют никакие чувства, его проницательный, безразличный взгляд устремляется в пустоту, а внутри одно лишь желание поскорее покончить с ней... С жизнью! И только на утро в шумный город, из газетных страниц придет известие о нем, покинувшем этот мир...
Все по-прежнему, время идет вперед. Старые часы на стене давно сменили новыми, которые с таким же беспристрастием отсчитывают быстрые минуты. Мы все когда-нибудь уйдем. На земле живых мы перестанем существовать, мало кто задержится здесь на долго. Смерть неизбежна для всех.
Просто порою бесконечно жаль тех, кто так и не смог в обстоятельствах и переживаниях своей жизни узнать прикосновение самого Бога, так и ушли, оставив грусть тем, кто, приходя на кладбище все еще, вспоминает их и плачет...

Похожие публикации