Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Внимание: социопат с антисоциальным расстройством личности: признаки. Асоциальное и антисоциальное поведение

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

Вид нарушаемой нормы;

Психологические цели поведения и его мотивация;

Результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

Индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) .

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских . Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси "деструктивное поведение", с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Антисоциальное поведение или непринятие индивидом норм социума подразумевает под собой полное отрицание правил и порядков, принятых в обществе.

Если перевести слово «антисоциальность» с древнегреческого и латинского языков, то получится словосочетание — «против общественного».

Индивиды, придерживающиеся такого поведения, не приемлют даже традиций, соблюдаемых в любых социальных группах людей.

Поведение – это процесс контактирования человека и среды, основным проявлением которого является внешняя активность, опосредованная внутренним личностным содержанием. Поведение трактуется как любые действия человека и проявления его характера. Это движение, поступок, высказывание, вегетативная реакция. Внутренние компоненты поведения представляют из себя мотивацию, когнитивную переработку, эмоции с чувствами, привычки человека с жизненным опытом.

Поведение всегда социально в своей сути. Оно всегда подчиняется социуму и регулируется его мотивами и ценностями. Оно играет важную роль в работе речевой системы при целеполагании.

Индивидуальное личностное поведение

Индивидуальное личностное поведение – это всегда многоуровневый и очень сложный феномен-результат по взаимодействию некоторых систем. В их числе это социальная среда, конкретная ситуация и сама личность.

Исходя из этого, поведение конкретной личности можно представить как список норм социума, дополненный личностными психологическими характеристиками человека. К ним можно отнести:

В житейском понимании все эти характеристики имеют две оценки:

  1. Нормальное поведение, в котором нет признаков психических отклонений, то есть соответствующее нормам и ожиданиям в социуме.
  2. Ненормальное или анормальное поведение, то есть не соответствующее нормам и ожиданиям в социуме и имеющее признаки психических отклонений.

Формы нежелательного или анормального поведения

Формы нежелательного поведения являются очевидными характеристиками в отторжении личностью социально-принятых норм, варьируя от вполне безобидных проявлений до полного тотального разрушения личности.

Проявлением такого поведения считается склонность к бродяжничеству, к вредным привычкам, грубость, употребление ненормативной лексики, агрессия по отношению к родным и близким людям. Регулярные правонарушения, такие, как — звонки–пранки (розыгрыши), рисование на стенах зданий (граффити), драки, воровство, насилие (как психическое, так и физическое устрашение), мелкое хулиганство, зачастую являются причиной привода в полицию.

Если прогрессирующий процесс антисоциальности у индивида не прервать вовремя и не приступить к коррекции, то может произойти внутреннее саморазрушение его личности.

К таким формам анормального поведения можно отнести:

  • патологическое;
  • нестандартно-креативное;
  • маргинальное;
  • ретристское;
  • девиантное, как антисоциальное.

Симптомы антисоциальности

Проявление синдрома антисоциальности начинается с основного симптома в поведении человека. Оно становится психопатоподобным. Это значит, что в человеке зарождается неконтролируемая им, чрезмерная импульсивность, как правило, ведущая к нарушению общепринятых в социуме норм.

Под нормами социума обычно принимают:

  1. Духовная, нравственная норма. Она выражается в общечеловеческих ценностях, представленных мировой культурой и научной мыслью в обществе.
  2. Мораль и этические нормы. Этика поведения индивида в социуме.
  3. Норма права и закон. В случае нарушения следует неотвратимость наказания, которого антисоциальнист не страшится.
  4. Эстетическая и культурная норма. Соответствие идеалу стиля, красоты, поведения и общения.

Признаки, по которым можно выявить такое поведение. Поведенческие вектора

Для того чтобы распознать именно этот вид поведения и не спутать его с другими, необходимо знать, что существуют признаки, по которым безошибочно можно это определить.

Признаки антисоциальных нарушений личности могут начать своё проявление с дошкольного возраста и приобретать развитие на протяжении всей жизни. Им свойственно отсутствие эмоций и любых других видов привязанности к близким людям и родителям, постоянное враньё, жестокое обращение с домашними любимцами и агрессивность.

Такое поведение всегда разрушительно. Причем имеет значение направление вектора. Если это «интер-вектор» (направление «в себя»), то сила разрушения энергии будет направлена человеком на самого себя. Это называют аутодеструктивным воздействием.

Если это «экстерио-вектор» (направление «от себя»), то сила разрушения будет направлена на ближайшее его окружение – в основном на семью. То есть имеет место деструктивное воздействие.

Такое поведение является регулярным, стойко повторяющимся, длительным по времени и многократным. Оно согласуется с внутренним миром личности, его направленностью. Достаточно часто оно предсказуемо и регулярно проявляется в повседневной жизни. Человек постепенно утрачивает способность контактировать с окружающими его людьми, меняя круг своего общения.

Происходит разительная смена поведения. Материальные потребности и духовное желание не согласуются с предложениями. Возникают негативные ценностные отношения к своему имени, телосложению, просто к себе. Закрепляется устойчивое отношение к сложившемуся новому образу поведения и отстаивание его.

Зачастую антисоциальность проявляется через регулярный приём наркотиков, занятия проституцией, участившиеся побеги из дома приводящие к попрошайничеству и бродяжничеству.

Возникает несбалансированность психических процессов, неадаптивность. Проявляется нарушение процесса самоактуализации.

Антисоциальное («противобщественное») поведение не может проявляться в результате трудной жизненной ситуации — тяжёлой болезни, психологической травмы, но может вызвать его причину.

Виды такого поведения

В зависимости от той нормы поведения принятой обществом, которую преступает человек, можно расклассифицировать антисоциальное («противобщественное») поведение на виды.

Причины, по которым может возникнуть это поведение

Психологи, при рассмотрении такого вопроса выделяют несколько причин его возникновения.

  1. Биологические или медицинские. К ним относится генетическая предрасположенность. В семье были личности, родственники по одной из ветвей, страдающие от антисоциальности в своём поведении.
  2. Личностные, то есть психологические и психопатологические. К ним можно отнести желание самоутвердиться. Сюда же относятся слабые уровни развития личностно-психологических особенностей и их взаимосвязи в рамках психической нормы. Например, недостаточное владение саморегуляцией в поведении, заниженность самооценки, недостаточная развитость социальных навыков, дефицит общения.
  3. Семейные и социальные факторы риска. К ним относятся недопонимание в семье между детьми и родителями, нестабильная социально–экономическая ситуация как в стране, так и в семье, негативное влияние телевидения и радио, несовершенное законодательство.

Качества характера, свойственные лицам с таким поведением

Этим людям свойствено:

Медицинская и психологическая точки зрения на рассматриваемый вопрос

С психологической точки зрения антисоциальное поведение рассматривается как сигнал обществу о наличии проблем у индивида.

Общество игнорирует проблемных людей, тем самым усугубляя сложившуюся у них ситуацию. Сегодня негативное поведения со стороны антисоциальников, к большому сожалению, становится нормой и вынуждает к ответным мерам. Социум вынужден применить к ним формальные и неформальные санкции, в том числе: изоляцию, принудительное лечение, исправление с помощью трудотерапии или наказание правонарушителя с применением к нему норм закона.

С медицинской точки зрения такое отклонение рассматривается как составляющая компонента антисоциального расстройства личности. МКБ-10 трактует данное заболевание, как отклонение от принятых в социуме норм и правил по здоровью индивида в различных формах пограничного уровня нервно-психической патологии.

Профилактика такого вида поведения

Для профилактики такого вида поведения необходимо проводить психологическое просвещение семей, члены которых страдают от деструктивного поведения их членов. Такое просвещение должно быть направлено на повышение психологической компетентности лиц, контактирующих с этой особой группой.

Необходимо отметить, что вторым компонентом профилактики является улучшение психологического климата в семье и ближайшем окружении, как микросообществе, в котором постоянно находится индивид.

Совокупность этих двух компонентов ведёт человека к социализации и, как следствие, обретению психологического благополучия.

Социопатия – это грубое нарушение морально-нравственной составляющей человека, которая проявляется в виде поступков, не приемлемых обществом.

Асоциальное расстройство личности представляет собой камень преткновения в психиатрической и криминалистической практике. Некоторые считают, что этот термин не является приемлемым, так как он не что иное, как «прикрытие» для лиц, имеющих тенденцию к мошенничеству и убийствам. Однако другие склоняются к точке зрения, что такие люди психически не здоровы и нуждаются в лечении, а ответственность за начало заболевания носит родительское воспитание и воздействие социума. Безусловно, эти две теории правы отчасти, до сих пор неизвестно является ли это дефектом поведения или же серьезным психическим отклонением. Вышеназванные точки зрения можно обобщить симптоматикой, которая может наблюдаться у целого ряда психических расстройств – безразличие и равнодушие, извращение морально-нравственных качеств, агрессия. Причем признаки социопатии чаще всего наблюдаются у лиц с шизоидными чертами характера и у людей с эмоциональной неустойчивостью. То есть даже если не считать социопатию отдельным заболеванием, у нее есть почва для возникновения, как и у любой другой психиатрической патологии.

Антисоциальное расстройство личности никогда не возникает на пустом месте и отличается отрицанием каких-либо ценностей и\или норм современного общества. Социопат злобен, импульсивен, много врет, совершенно не способен реагировать на настроение других людей, отсюда – эмоциональная холодность. Первое возникновение признаков наблюдается в детском или подростковом периоде, когда в глаза бросается особая жестокость по отношению к сверстникам, насилие над животными, над детьми младшего возраста. Стоит отметить, что ребенок, страдающий социопатией, не выберет «равного» во всех отношениях противника, он предпочитает более слабых, неспособных за себя постоять. Данное описание идеально подходит под эпилептоидный склад личности, много социопатов встречается среди начальников и других лиц, отвечающих за работу группы людей. Социопат, будучи в пубертатном периоде, прогуливает занятия, убегает из дома, портит чужое имущество и ведет пропаганду насилия. Он сам ищет конфликты и, как правило, их находит. В старшем возрасте диссоциальное расстройство личности иногда проходит самостоятельно или идет на убыль, причины такого поведения изучены недостаточно. Однако превалирующее большинство продолжает заниматься преступной деятельностью.

Причины

Имеется ряд теорий, который частично объясняет причины развития антисоциальной личности:

  • Психодинамическая. В большинстве случаев дети — социопаты не получали должного родительского ухода и внимания. Из-за этого они уходили в себя и пытались привлечь внимание посредством немотивированной жестокости – достижения внимания путем деструктивного диалога. Нередко один из родителей проявлял жестокость по отношению к ребенку или супругу, злоупотреблял алкоголем. Это также могло сильно повлиять на эмоционально-неустойчивую психику;
  • Поведенческая. Имеет непосредственную схожесть с первой теорией за счет того, что примером для развития ребенка всегда служат родители. Если один из них, по какой-то причине, ведет себя агрессивно, неадекватно, регулярно показывает свое влияние на других людей – это на подсознательном уровне закладывается в ребенке как «правильное» поведение. И, соответственно, оказавшись в той или иной ситуации, он будет подражать своему кумиру. Иногда развитию социопатической личности способствуют актеры, музыканты и т.д.;
  • Когнитивная. Также является особенностью поведения – подкрепление неправильной точки зрения родителями, друзьями, телевидением и т.д.;
  • Биологическая. Обуславливается медленным возбуждением нервной системы в ответ на раздражители извне, это способствует желанию сделать противоправный поступок и получить больше острых ощущений.

Клиническая картина

Трудно сказать, является ли асоциальная психопатия самостоятельной патологией или же проявлением какого-либо другого психического расстройства, что более вероятно, хотя и до сих пор ведутся дискуссии по поводу этого вопроса.

Социопатическая личность считает правильной только свою точку зрения, а критика к своим негативным поступкам отсутствует. Убийства, воровство и многое другое часто не имеет на то мотива – это, своего рода, получение адреналина, а не конкретная цель. С деньгами социопаты обращаются небрежно, часто злоупотребляют алкоголем, что усугубляет их поведение и настроение в целом. Смысл жизни такого человека заключается в бесконечной борьбе с обществом, что приносит ему удовольствие от самого процесса. Асоциальный тип личности умело манипулирует другими людьми для получения выгоды из сложившейся ситуации, не испытывает чувство стыда и раскаяния.

Интересно, что социопаты не зевают тогда, когда это делают другие люди. Казалось бы, что ничего особенного, однако это говорит о том, что человек не может читать эмоции других людей, ему все равно, что делает собеседник. Все поступки импульсивны – «бросить все и сделать то, что я хочу в этот момент».

Виды социопатов

Выделяют два наиболее встречающихся типа людей с диссоциальным расстройством личности:

  • Латентные (пассивные). Длительное время ведут себя довольно адекватно, иногда случаются кратковременные психозы. Нуждаются в руководстве какой-либо значимой личности, в некоторых случаях – религиозного наставника;
  • Активные. С легкостью входят в доверие окружающих, оправдывают их ожидания, получают удовольствие от своей игры в социально здорового члена общества. Импульсивно реагируют на критику о проделанной им работе, с легкостью могут причинить боль и проявить насилие по отношению к абсолютно любому человеку.

У большинства социопатов интеллект выше среднего, они педантичны, следят за собой и своей внешностью, что ошибочно воспринимается большинством как желание общаться. Но на самом деле такими поступками человек просто-напросто входит в доверие, желание понравиться здесь играет двойственную роль.

Диагностика

Диагностика больше носит субъективный характер, так как проявление такого поведения зачастую указывает на дисфункции психической составляющей. Беседа с психотерапевтом в дошкольном и школьном возрасте позволяет вовремя выявить патологию и начать ее лечение.

Школьного психолога должно насторожить:

  • Неадекватное поведение;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и правилами;
  • Немотивированная агрессия;
  • Постоянные конфликты;
  • Плохие отношения с одноклассниками;
  • Проявление жестокости по отношению к окружающим и животным;
  • Постоянная порча имущества, воровство.

Проводится ряд психологических опросников, в том числе – тест Роршаха, Люшера, Сонди и других по показаниям. Они направлены на составление портрета ребенка, выявления причины его поведения и тактики дальнейшего лечения, если психотерапия не принесет должного результата.

Часто асоциальное поведение является проявлением эпилепсии. Поэтому ставится вопрос об органической патологии со стороны ЦНС, в особенности при наличии генерализованных или парциальных судорог, необходимо записаться на прием к неврологу для проверки рефлексов, состояния черепно-мозговых нервов, проведения ЭЭГ, КТ и МРТ-методов инструментальной диагностики.

Лечение

Лечение диссоциального расстройства личности затруднено, так как нормы морали у таких людей сформулированы по-своему, и их очень трудно переубедить в том, что они не правы. В детском и юношеском возрасте может помочь консультация психотерапевта, семейная психотерапия. Такие беседы весьма полезны, потому что врач сможет выделить аспекты отношений между родителями и ребенком, понять их сущность и попытаться воздействовать на ребенка через них. Если родители из неблагополучной семьи это может не принести никаких результатов, но если они прислушаются к себе и своему чаду, то, возможно, будет восстановлено психоэмоциональное состояния ребенка. Психотерапевт должен привить пациенту нормальные устои общества, заставить испытывать стыд за свое плохое поведение, просить прощение и показывать свои эмоции. Иногда проводят сеансы гипноза, причем они должны иметь регулярный характер для укрепления результата.

В крайних случаях прибегают к медикаментозной терапии, особенно если человек становится опасным для общества. Применяются нейролептики, седативные средства, успокаивающие чаи и ванны.

Профилактика

В любящей семье риск возникновения данного патологического состояния стремится к нулю, так как ребенок, окруженный заботой и должным уходом, не нуждается в привлечении к нему внимания. В семье должна быть гармония между супругами, полное отсутствие каких-либо конфликтных ситуаций. Не всегда с помощью насилия можно научить ребенка что-то делать и выполнять какие-либо обязанности. Нужно создавать все условия, чтобы он был сам в состоянии понимать, что такое хорошо и что плохо. Ребенок ровняется на того, кого видит каждый день, поэтому если любить своего ребенка и поощрять его хорошие поступки, он вырастет хорошим человеком. А любое проявление жестокости должно быть пресечено в раннем возрасте, что, к сожалению, не всегда замечается.

  • Регулярные прогулки с семьей и ужин всем вместе за одним столом. Никакие планшеты и телефоны не способны заменить теплые семейные встречи;
  • Ведение здорового образа жизни;
  • Окружение заботой и вниманием;
  • Прививание ребенку с детства морально-нравственных норм, объяснение элементарных понятий: что делать можно, а что нельзя. Так как именно нежелание отвечать на вопросы ребенку, игнорирование его потребностей приводит к развитию социопатических черт личности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Профилактика асоциального поведения и антисоциальных действий» Социальный педагог МОУ Школа с. Катравож Конева Вероника Васильевна

2 слайд

Описание слайда:

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) Асоциальное поведение не направлено против существующих общественных отношений.

3 слайд

Описание слайда:

Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.

6 слайд

Описание слайда:

Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

7 слайд

Описание слайда:

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: - личность воспринимает свое поведение как нормальное - личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения; - личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой. Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель - разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

8 слайд

Описание слайда:

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

9 слайд

Описание слайда:

Четвертый этап - устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы. Пятый этап - устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

10 слайд

Описание слайда:

ДЕВИАЦИИ Девиантное поведение - один из видов отклоня-ющегося поведения, свя-занный с нарушением со-ответствующих возрасту социальных норм и пра-вил поведения, характер-ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва-ются в определенный устой-чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опас-ности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответст-венность. Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ-ственности служит основа-нием для возбуждения уголовного дела и ква-лифицируется по опреде-ленным статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной пато-логией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

11 слайд

Описание слайда:

Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе? преобладанием биологических инстинктов генетическими особенностями региональными факторами психофизиологическими особенностями социальной средой социальной средой психофизиологическими особенностями генетическими особенностями

12 слайд

Описание слайда:

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

13 слайд

Описание слайда:

Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

14 слайд

Описание слайда:

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

15 слайд

Описание слайда:

Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте Безнадзорность учащихся Азартные игры Сквернословие Курение, алкогольная зависимость Отклонения в сексуальном развитии ребенка Ложь Неврозы

16 слайд

Описание слайда:

Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): - ребенок плаксив и раздражителен - непоседлив - часто ссорится с другими детьми - капризничает за столом - долго не засыпает - не может одеваться самостоятельно - не может слушать других, постоянно перебивает - не доводит начатое до конца - характерны перепады настроения, вспышки гнева - принимает поспешные решения - возникают проблемы с успеваемостью - проявление эгоизма - проблемы с милицией - психология наплевательства - сквернословит - выкрикивает с места на уроках - низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона»,- это про них - выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка - бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных - они плохо успевают, необщительны

17 слайд

Описание слайда:

Дети «группы риска» - категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних

18 слайд

Описание слайда:

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: - пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); - устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, - - - сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими; - отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей; - алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

19 слайд

Описание слайда:

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей: - дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; - дети из асоциальных семей; - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; - дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.01:151.8 ББК 74.200.44:88.5

О.С. Амосова

асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики

и коррекции

Статья посвящена проблеме асоциального поведения молодежи - одной из серьезнейших проблем современного общества. В статье вскрывается этиология, генеалогия и онтогенез изучаемого явления, раскрываются факторы и причины искомой дефиниции и аргументируются пути и способы профилактики и коррекции изучаемого явления.

Ключевые слова: асоциальное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, профилактика, коррекция.

antisocial behavior by young people: factors, causes, methods of prevention and correction

The article is devoted to problem of antisocial behavior of young people being one of the most significant challenges of the modern society. The authors reveal etiology, genealogy, and ontogeny of the phenomenon under study, define factors and reasons of the definition sought, and argue ways and means to prevent and correct of the phenomenon.

Key words: antisocial behavior, deviant behavior, delinquent behavior, prevention, correction.

Проблема асоциального поведения подростков и молодежи была и остается острейшей проблемой современного российского общества и государства. В последнее время статистические данные фиксируют стабильный рост показателей молодежи, привлекаемой к ответственности, что свидетельствует о криминализации молодежной среды. По сравнению с 30-ми годами ХХ века, количество асоциальной молодежи в России выросло более чем в три раза. Именно эта, все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде молодежи приводит к росту таких явлений, как наркомания, алкоголизм, сектантство.

Поведение человека - это его образ жизни, его действия по отношению к об-

ществу, людям, с точки зрения нравственности и права. Аксиоматично считается, что все поведение социально обусловлено, все оно социально, но может быть и асоциальным. Асоциальным считают поведение, нарушающее социальные нормы, такие как: уголовные, административные, семейные. Асоциальное поведение неприемлемо для отдельных лиц и общества в целом, так как противоречит основам жизнедеятельности человека, его деятельности, обычаям, традициям, нормам морали. Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся». «Отклоняющимся» признается ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Как считает А.А. Крылов, можно

if о О < с

посмотреть на асоциальное поведение с точки зрения адаптации/дезадаптации. Тогда социальное поведение является адаптивным, а асоциальное - дезадаптив-ным .

Близок к асоциальному поведению и термин «криминальное», «преступное» поведение, и аморальное поведение. Асоциальное поведение является разновидностью агрессивного поведения, которое выражается в деструктивных действиях с конечной целью - нанесение вреда человеку. Агрессия в людях выражается физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно. Молодежь, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудной, трудновоспитуемой, с деви-антным, отклоняющимся, асоциальным поведением .

Объяснить асоциальное поведение молодежи могут теории, основанные на достижениях различных дисциплин. Психопатологическая модель развития Мофитт выделяет два типа асоциальной молодежи: с постоянным образом жизни и ограниченным образом жизни. Человек с ограниченным образом жизни в детстве ведет себя нормально, но склонен к преступлениям типа вандализма, дромомании. Молодые люди с постоянным образом жизни с детства отличаются нарушением поведения, а в подростковом возрасте принимают участие в более тяжких преступлениях. Модель общественного здоровья подчеркивает влияние среды и других внешних факторов. Приоритетом данной модели являются превентивные стратегии, а насилие рассматривается как подлежащее систематическому, обоснованному с точки зрения науки, непрерывному вмешательству. Третья модель исследует асоциальное поведение человека внутри и вне семьи. Согласно этой теории, грубое, пренебрежительное обращение с ребенком, насилие в детстве, оскорбления и насилие в подростковом возрасте, все это делает человека, в конечном счете, асоциальным и ведет к жестоким преступлениям, правонарушениям, суициду или преждевременной смерти. Тем

не менее ни одна из этих теории не дает полного объяснения возникновения асоциального поведения.

Существует несколько клинических признаков асоциального поведения, которые необходимо уметь распознавать и принять необходимые меры по их коррекции. Наиболее часто с агрессивным поведением у подростков связана такая патология, как задержка умственного развития, умеренно тяжелые речевые нарушения, психические нарушения (дефицит внимания, гиперактивность, депрессия, тревога, аномалии характера). Нарушение поведения и оппозиционное вызывающее поведение являются психиатрическими диагнозами, вызванными асоциальным поведением. Эти диагнозы характеризуются дефицитом внимания, гиперактивностью, повышеннои склонностью к преступности, злоупотреблением психоактивными препаратами, криминальным поведением.

Причины асоциального поведения молодежи просматриваются в особенностях взаимосвязи человека с окружающей средоИ, социальной средоИ, самим собои и являются результатом отдельных обстоятельств рождения и социализации человека. Многочисленные исследователи асоциального поведения, такие как: П.Г. Вельский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, С.А. Завражнов, Л.К. Фортова и др., среди причин такого поведения выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все перечисленные факторы оказывают воздействие на индивида прямо или косвенно, но прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения человека не существует. Именно поэтому такие исследователи, как Т.Р. Алимхано-ва, Ю.А. Клейберг, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический фактор заключается в физиологических особенностях индивида, психологический - в особенностях темперамента, акцентуации характера, социальный - отражает взаимодействие

человека с социумом (семья, учебное заведение, окружение). В целом, согласно статистическим данным, среди наиболее часто встречающихся причин возникновения асоциального поведения можно выделить следующие: 1) чаще всего асоциальное поведение возникает у подростков, семьи которых имеют психические отклонения, другие заболевания, последствия болезни; 2) если у молодых людей есть пристрастие к наркотикам, алкоголю и асоциальному поведению в обществе; 3) если взаимоотношения между родителями в семье основаны на непонимании, неуважении друг к другу, и такие родители проявляют враждебность к детям. Фактором, влияющим на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Как жестокость родителей, так и чрезмерная любовь одинаково опасны в воспитании подростка; 4) отсутствует отцовское воспитание; 5) в семье господствует авторитарный способ воспитания, либо чрезмерная опека по отношению к подростку. Особенно опасны авторитарность, жестокость и чрезмерное доминирование матери. И если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, и, в конечном счете, невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии, агрессивности и совершению правонарушений.

Асоциальное поведение может выражаться в следующих формах: 1. Деви-антное поведение - проявляется в нарушении социальных норм, устоявшихся правил поведения в семье и учебном заведении. Чаще всего девиантное поведение проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негативного отношения к своему окружению. Такое поведение может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве и даже суициде, алкоголизме, приеме наркотических средств. 2. Делинквентное поведение выражается в сложившемся устойчивом поведении молодежи, влекущем нарушения общественного порядка. Чаще всего такое поведение проявляется в виде оскорблений, побоев, под-

жогах, вымогательстве, мелких кражах. 3. Аддиктивное поведение характеризуется бегством от себя, от своих проблем. Такое бегство может сопровождаться следующими отклонениями: булимией, анорексией, трудоголизмом, постоянной игрой в компьютерные игры, религиозными отклонениями, наркотиками и суицидом .

Сегодня в Российском государстве происходят серьезные перемены, которые ведут к перестройке психологии человека (особенно молодого), его взглядов, привычек, убеждений, нравственных ценностей и социальных ролей. Не все из них могут адаптироваться к этим переменам и преобразованиям в их жизни. Молодежь является стратой населения, наиболее чувствительной к социальным и психологическим стрессам. Именно среди молодежи наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой людей. Именно в этой группе кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений и преступности. Согласно данным современной статистики по стране асоциальное поведение молодежи растет в геометрической прогрессии. За последние пять лет наибольшее распространение получили возросшие проблемы: алкоголизма - 20%, наркомании - 90-100%, сексуальные отношения (гомосексуализм) - 15%, дромомания -50%, преступное (уголовно наказуемое) поведение молодежи -50%.

Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что основной задачей решения проблемы асоциального поведения молодежи становятся превентивные меры по предупреждению отклонений в поведении, профилактика и психолого-педагогическая коррекция (при необходимости). Поскольку формирование любой личности происходит в окружающей среде, то это имеет определяющее значение для воспитания человека. Главная роль в формировании принадлежит малым группам: семье, образовательным учреждениям, неформальным группам общения. Трудности формирования поведения индивида, как правило, обуслов-

"1 о О < с

лены особенностями той группы, в которой находится человек. На наш взгляд, важнейшая роль в процессе социализации и предупреждении асоциального поведения молодежи принадлежит учреждениям образования, как основным официальным институтам воспитания, которые призваны привить молодому человеку принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности. Кроме того, в образовательном учреждении молодежь проводит большую часть времени и усваивает многие нормы поведения в социуме. Профессиональный коллектив учебного заведения является не только специалистом в области определенных предметов, но и в области воспитания и развития личности.

Коррекция асоциального поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом процедур, направленных на установку ценностного поведения личности, способных скорректировать личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. Еще в 30-е гг. ХХ столетия известным ученым В.К. Кащенко была разработана классификация методов коррекции. Им было предложено объединить эти методы в две группы: педагогические и психотерапевтические . К педагогическим методам были отнесены методы общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция), специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения или нервного характера), метод коррекции через труд. К психотерапевтическим методам были отнесены: внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ.

Коррекционная работа в молодежных группах состоит из следующих этапов: 1. Обозначение социально-педагогической и психологической проблемы. 2. Определение причин асоциального поведения. 3. Диагностика. 4. Определение методов и технологий коррекции и их использование. 5. Разработка, осу-

ществление и контроль эффективности программы коррекции .

Сегодня большинство ученых придерживаются мнения, что асоциальное поведение молодежи обусловлено деструктивными социально-политическими процессами, происходящими в обществе (ошибки при осуществлении социально-экономических реформ, снижение жизненного уровня граждан, кризис традиционной системы ценностей). Поэтому на первое место в решении вопросов профилактики асоциального поведения молодежи выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности граждан. Исследование проблемы асоциального поведения молодежи показывает, что материальный достаток и высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения молодежью социальных норм. Поэтому необходимо отметить в числе причин роста асоциального поведения недостатки воспитательной работы с подростками и молодежью. Лучшей профилактикой асоциального поведения молодежи является четкое, целенаправленно организуемое воспитательное воздействие. Важно отметить, что предупредительные возможности воспитания являются эффективнее других средств, т.к. меры правовой профилактики начинают, как правило, действовать тогда, когда поступок уже совершен. Используя целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь, необходимо включить в сознание подростка правовые меры предупреждения, которые должны стать частью его убеждений и опыта. Асоциальные поведенческие установки молодежи можно разрушить, применяя к ним методы взаимного доверия и уважения. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на молодежи и должно стать определяющим фактором воспитания.

Библиографический список

1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 236 с.

2. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников [Текст] / К. Гил-ленбранд. - М.: Academia, 2007. - 237 с.

3. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Зма-новская. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

5. Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.А. Крылов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 191 с.

1. Belicheva S.A. Fundamentals of preventive psychology. M.: Redaktsionno-izdatelskiy tsentr Konsortsiuma "Sotsialnoye zdorovye Rossii", 1994. P. 236. .

2. Hillenbrand K. Correctional pedagogy. Teaching difficult students. M.: Akademiya, 2007. P. 237. .

3. Zmanovskaya E.V. Deviantology: psychology of deviant behavior. M.: Akademiya, 2008. P. 288. .

4. Kashchenko V.P. Pedagogical correction: Correction of character flaws in children and adolescents: textbook. M.: Akademiya, 2000. P. 304. .

5. Krylov A.A. Psychology: textbook. M.: TC Sfera, 2009. P. 191. .

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the authors: Amosova Oksana Sergeevna,

Candidate of Sciences (Law), Senior Lecturer Department of State and Law Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia. E-mail: [email protected]

Похожие публикации