Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Биография аристотеля и его труды. Биография Аристотеля: кратко о древнегреческом философе

  • АРИСТОТЕЛЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-26 Time: 09:35:17 Навигация Тема = Аристотель Википедия = Аристотель Викитека = Аристотель Викисклад = Aristoteles Аристо?тель (???????????) — …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    из Болоньи, литейщик ружей. Россия. Около …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Энциклопедии Биология:
    (384-322 до н. э.), древнегреческий философ, учёный-энциклопедист. В области биологии систематизировал значительный естественно-научный материал, собранный его предшественниками, критически оценил его …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Высказываниях великих людей:
    Нам хорошо иногда, Богу - всегда. Аристотель - Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать. Аристотель - Не хорошо …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Aristoteles, "???????????). Величайший из древних философов-натуралистов и основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии, в г. Стагире, в 384 г.; …
  • АРИСТОТЕЛЬ
    АРИСТО’ТЕЛЬ (384—322 гг. до н.э.)древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Из города Стагира (Фракия). Ученик Платона. Аристотель происходил из семьи лекарей при …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Аристотель (384-322 до н. э.) Греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    (384-322 до н. э.) Греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал …
  • АРИСТОТЕЛЬ в 1000 биографий знаменитых людей:
    (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Античной литературе:
    (384 - 322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, сыгравший важную роль в становлении теории литературы. Ученик, а …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Литературной энциклопедии:
    [’???????????, 384-322 до христ. эры] — греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Стагирит (384 до н.э. - ок. 322 до н.э.), древнегреческий философ и учёный-энциклопедист. Философия А. делится на теоретическую (умозрительную), цель …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (384-322 до н. э.) древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра …
  • АРИСТОТЕЛЬ
    (Aristotelçs) (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
  • АРИСТОТЕЛЬ в Современном энциклопедическом словаре:
    (384 - 322 до нашей эры), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. В 335 основал Лицей (перипатетическую …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Энциклопедическом словарике:
    (384 - 322 до нашей эры), древнегреческий философ и ученый- энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. В 335 основал Лицей …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРИСТ́ОТЕЛЬ (384-322 до н.э.), др.-греч. философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    - один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической …
  • АРИСТОТЕЛЬ в Словаре Кольера:
    (ок. 384-322 до н.э.), древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде …
  • АРИСТОТЕЛЬ в словаре Синонимов русского языка.
  • АРИСТОТЕЛЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра …
  • ПОЭТИКА в Литературной энциклопедии:
    раздел теории литературы (см.), трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры лит-ого произведения, поэтической формы, техники …
  • ГРЕЦИЯ (ДРЕВНЯЯ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древняя, Эллада (греч. Hellas), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую …

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ

(Aristoteles) (384-322 до н.э.) - великий др.-греч. и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см. АКАДЕМИЯ) в Афинах. После смерти Платона жил в греч. Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. Потом снова в Афинах как глава своей филос. школы - Ликея. Второй и третий периоды жизни А. занимают каждый по 12 лет. А. принадлежит большое сочинений, в основном до нас дошедших: по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике.
Будучи учеником Платона, А. подверг глубокой критике, отвергнув учение Платона об идеях как общих сущностях-эталонах, существующих до предметов материального мира и лишь отражающихся в них. А. колебался в понимании сущности индивида, вида и рода. Его два критерия сущности противоречивы: должна существовать самостоятельно, но так существуют только индивиды, и должна быть определима, иметь свое , но так существует только (вид), индивиды не имеют своего понятия. Отклонив родов (они существуют через виды) и платоновское качеств, количеств, отношений, действий и т.п. в самостоятельные идеи, А. склонился к признанию первичности вида относительно индивида и рода, обозначив его как «морфэ» (лат. « »), «первая сущность» (только в «Метафизике» и в «Категориях» первая сущность обозначает индивидов), «то, что было и что есть», т.е. устойчивое во времени (в пер. «суть бытия», «чтойность»).
В учении о возможности и действительности (потенциальном и актуальном) А. придал формам активных сил, оформляющих внутренне и внешне и переоформляющих пассивное («хюлэ», материю), порождая предметы чувственного физического мира. Формальные и материальные универсальные первоначала и первопричины дополняются движущей и целевой причинами.
Мудрость (« ») - о первоначалах и первопричинах и о сущем как таковом. Источник движения - Бог как неподвижный . Общая - ; все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он «сам-себя-мыслящее ». В чувственном мире много такого, что не подобает видеть Богу.
В наукоучении А. выделял «теоретические» (созерцательные, без выхода в презираемую ими утилитарную практику) знания. К теоретическим знаниям относятся: мудрость , «первая » (позднее - ), («вторая философия») и . «Практические», неподлинные знания (в них ввиду сложности предмета приходится выбирать, тогда как в теоретических науках выбора нет: или знание , или ложь): этика и политика; «творческие» науки, ограниченные искусством. А. не уделяет внимания промышленной деятельности, оставшейся у него, - аристократа-рабовладельца, без внимания. Физика А., трактующая такие темы, как и его виды, проблемы пространства и времени, источника движения, умозрительна. В собственно математике А. не дал ничего нового. В философии математики он понимал математические предметы не как совпадающие с физическими предметами (пифагорейцы) и не как первичное для физических предметов (платонизм), а как абстрагирующей работы математика. Космология А. с ее геоцентризмом, делением космоса на надлунный (эфирный) и подлунный (земля, вода, воздух и огонь) миры, с его оконечиванием мира в пространстве сыграла негативную роль в истории науки. А. интересовался биологией, описал около пятисот видов живых организмов, занимался биологической классификацией.
В психологии А. порвал с платоновским учением о бессмертии личных душ, об их переселении из тела в , об их существовании в идеальном мире, допустив лишь общечеловеческого активного интеллекта, в равной степени присущего людям. В вопросе об источнике знания А. колебался между чувствами и умом. Для познания общего в природе необходимы и , и активный . В разумной душе, присущей лишь человеку (растения обладают растительной душой; животные - и растительной, и животной; - растительной, животной и разумной), все формы заложены потенциально, так что общего в природе - потенциально заложенных в душе форм (пережиток платоновского учения о познании как припоминании того, что души созерцали в идеальном мире до их вселения в тела).
А. сформулировал противоречия: об одном и том же в одном и том же отношении и в одно и то же нельзя высказывать противоположные суждения, т.к. в самой действительности предметы не могут иметь в себе противоположные сущности, качества, количества, отношения, совершать противоположные действия и т.п. Этому закону А. придавал три разных смысла: онтологический, гносеологический и логический . На уровне возможности данный закон не действует (в возможности человек может быть и больным, и здоровым; в действительности, актуально, он или здоров, или болен). Создав логику (называвшуюся «аналитикой»), А. «открыл» , его фигуры и модусы. А. различил достоверное (аподейктика), вероятное (диалектика) и намеренно ложное (софистика).
В учении о категориях А. выделил категорию сущности как общее обозначение реально существующего носителя самостоятельно не существующих качеств ( качества), категорию количества (количественных характеристик), категорию отношений, категорию места и категорию времени, категорию действия, категорию страдания (подверженности воздействию). В «Категориях» А. этот список дополняется категориями положения и обладания.
В этике А. различал «этические» добродетели поведения как середины между крайностями как пороками (напр., щедрость - как середина между мотовством и скупостью) и дианоэтические добродетели познания. Этический А. - созерцательная философа: так живет подлинный Бог.
В политике А. видел в человеке «политическое животное», не могущее жить вне общества себе подобных, определял гос-во как исторически возникшую людей, имеющую в отличие от таких общностей, как и догосударственные «селения», политическое устройство - как правильное, т.е. служащее общему благу ( , аристократия, полития), так и неправильное (тирания, олигархия , демократия), где имущие служат лишь своим интересам. А. подверг критике коммунистический политический идеал Платона. Человек - собственник от природы, одна о собственности доставляет несказанное , тогда как общее дело все будут сваливать друг на друга. Различая в гос-ве необходимые и составные части, А. отнес рабов к первым, понимая раба в основном как естественное природы. Думая, что для добродетели нужен , А. не признал за трудящимися прав гражданина, однако хотел, чтобы в проектируемом им самим гос-ве все греки были гражданами. Выход из этого противоречия А. видел в том, чтобы во всех видах труда греков заменили рабы-варвары. А. обращался с этим проектом к Александру Македонскому, но безуспешно.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АРИСТОТЕЛЬ

Стагирит , др.-греч. философ и учёный-энциклопедист, основатель перипатетической школы. В 367-347 - в Академии Платона, сначала как слушатель, затем - как преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. Годы странствий (347-334) : в г. Ассе в Троаде (М. Азия) , в Мити-лене на о. Лесбос; с 343/342 воспитатель 13-летнего Александра Македонского (вероятно, до 340) . Во 2-й афинский период (334-323) А. преподаёт в Ликее. Полный свод всех древних биографич. свидетельств об А. с комм.: I. During, Aristotle in the ancient biographical tradition, 1957.

Подлинные соч. А. распадаются на три класса: 1) опубл. при жизни и литературно обработанные (т. н. экзотерические, т. е. научно-популярные) , гл. обр. диалоги; 2) всевозможные собрания материалов и выписок- эмпирич. база теоретич. трактатов; 3) т.н. эзотерические соч.- науч. трактаты («прагматии») , часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни А. не публиковались, вплоть до 1 в. до н. э. были мало известны - об их судьбе см. в ст. Перипатетическая школа) . Все дошедшие до нас подлинные соч. A. (Corpus Aristoteli-cum - свод, сохранившийся в визант. рукописях под именем А., включает также 15 неподлинных соч. ) принадлежат к 3-му классу (кроме «Афинской политии») , соч. первых двух классов (и, судя по антич. каталогам, часть соч. 3го класса) утрачены. О диалогах дают некоторое фрагменты - цитаты у позднейших авторов (есть три общих издания: V. Rose, 18863; R. Walzer, 19632; W. D. ROSS, 1955 и множество отд. изданий с попытками реконструкций) .

Проблема относит. хронологич. соч. А. тесно переплетена с проблемой эволюции филос. взглядов А. Согласно генетич. концепции нем. учёного В. Йегера (1923) , в академич. период А. был ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность» идей; только после смерти Платона, пережив мировоззренч. , он подверг критике теорию идей и затем до конца жизни эволюционировал в сторону естественнонауч. эмпиризма. Соответственно Йегер и его школа датировали соч. А. по степени «удалённости» от платонизма. Теория Йегера, предопределившая пути развития арис-тотелеведения в 20 в. , в наст, время мало кем разделяется в чистом виде. Согласно концепции швед. учёного И. Дюринга (1966) , А. изначально был противником трансцендентности идей, наиболее резкий тон его носит именно н ранних соч. , наоборот, в своей зрелой онтологии («Метафизика» Г - Z - Н - ?) он по существу вернулся к платонич. проблематике сверхчувств. реальности.

Датировка соч. А. по Дюрингу. До 360 (параллельно «Федру», «Тимею», «Теэтету», «Пармениду» Платона) : «Об идеях» (полемика с Платоном и Евдоксом) , диалог «О риторике, или Грил» и др. 1-я пол. 50-х гг. (параллельно «Софисту», «Политику» Платона) ; «Категории», «Герменевтика», «Топика» (кн. 2-7, 8, 1, 9) , «Аналитики» (см. «Органон») , диалог «О философии» (одно из важнейших утраченных соч. , осн. источник сведений о философии А. в эллинистич. эпоху; кн. 1: человечества от первобытного состояния до становления наук и философии, достигающих вершины в Академии; кн. 2: учения Платона о принципах, идеальных числах и идеях; кн. 3: А.- «Тимею») ; конспект лекций Платона «О благе»; А «Метафизики»; «О поэтах», «Гомеровские вопросы», первонач. вариант «Поэтики», кн. 1-2 «Риторики», первонач. вариант «Большой этики». От 355 до смерти Платона в 347 (параллельно «Филебу», «Законам», 7-му письму Платона) : «Физика» (кн. 1, 2, 7, 3-4) , «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» (кн. 4) , полемика по вопросу об идеях («Метафизика» , M 9 1086 b 21 - N, А, ?, ? 1-9, В) , переработка кн. 1-2 и книга 3 «Риторики», «Евдемова », диалог «Евдем» (о бессмертии души) , «Протрептик» («Увещание» к философии, использовано в «Гортензии» Цицерона и «Протрептике» Ямвлиха) и др. Период странствий в Ассе, Митилене, Македонии (347-334) : «История животных» (кн. 1-6, 8) , «О частях животных», «О передвижении животных», «Метеорология» (кн. 1-3) , первые наброски малых естественно-науч. соч. и «О душе». К этому же периоду, вероятно, относится совместная работа с Теофрастом по описанию 158 гос. устройств («Политий») греч. полисов и утраченное «Описание негреч. обычаев и установлений». «Политика» (ни. 1, 7-8) , эксцерпты из «Законов» Платона. 2-й афинский период (с 334 и вплоть до смерти) : «Риторика» (переработка) , «Политика» (кн. 2, 5, 6, 3-4) , первая философия («Метафизика» , Г, ?, ?, ?, ?) , «Физика» (вероятно, кн. 8) , «О рождении животных», вероятно, сохранившаяся редакция малых естественно-науч. соч. и трактата «О душе», «Никомахова ».

Философия делится А. на теоретическую (умозрительную) , цель которой - знание ради знания, практическую, цель которой - знание ради деятельности, и нойети-ческую (творческую) , цель которой - знание ради творчества. Теоретич. философия разделяется на физич., математич. и первую (в «Метафизике» ? - «теологич.») философию. Предмет физич. философии-то, что существует «отдельно» (т. е. субстанциально) и движется; математической- то, что не существует «отдельно» (т. е. абстракции) и неподвижно; первой, или собственно философии (также « ») ,- то, что существует «отдельно» и неподвижно. К практич. философии относятся этпка и , к пойетической - и поэтика. Логика - не самостоят. наука, а ко всему комплексу наук. Теоретич. науки обладают ценностным приматом над практич. и пойетич. науками, первая философия - над остальными теоретич. науками.

В основе онтологии А. лежат: 1) сущего (?? ??) , или учение о бытии-чем; 2) каузальный субстанции; 3) учение о возможности и действительности, или теория ещё-не-бытия.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АРИСТО́ТЕЛЬ

(Ἀριστοτέλης) (384–322 до н.э.) – древнегреч. философ и ученый. А. жил и действовал в эпоху, когда рабовладольч. демократия в Афинах клонилась к упадку и когда внутри афинского полиса происходила ожесточенная партий, а в философии – борьба материализма и идеализма. А. занимал промежуточную позицию в этой борьбе, колебался "между идеализмом и материализмом" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 267). Энгельс считал А. самой универсальной головой среди древнегреч. философов, мыслителем, исследовавшим "существеннейшие формы диалектического мышления" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 20).

А. род. в Стагире (отсюда наименование А. – "Стагирит"), греч. колонии на Фракийском побережье Халкидики. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты II. В 367 А. отправился в Афины и стал учеником Платона. В этот первый период своей деятельности А. был участником платоновской Академии, состоя в ней 20 лет, до самой смерти Платона (347). В 343 А. был приглашен Филиппом – царем Македонии – в столицу Пеллу воспитывать его сына – Александра. Когда Александр стал царем, А. вернулся в Стагир, а в 335 – в Афины. В этот второй период филос. деятельности у А. созрело складывавшееся еще ранее критич. отношение к идеализму Платона и, видимо, были найдены основы собств. филос. системы. По возвращении в Афины, где он создал свою школу, известную под названием Ликей, или , начинается третий период филос. деятельности А. Этот период продолжался до смерти А. в Халкиде на Эвбее, куда он бежал, чтобы избежать проявлений острой вражды участников противомакедонской партии и преследования по обвинению в преступлении против религии (в нечестии). Не будучи уроженцем Афин, А. жил там на положении метэка – иностранца, не имеющего прав гражданства. А. не был ни сторонником афинской аристократии, ни афинского демократического строя, считая его неправильной формой государственного устройства. А. был сторонником умеренной демократии.

Совр. исследователи различают сочинения А.: 1) написанные и опубликованные во время сотрудничества А. в Академии Платона; 2) написанные после оставления А. Академии. Первые были широко известны в древности и высоко ценились по своим лит. достоинствам. Они не сохранились и известны лишь их названия и незначит. фрагменты, а также отзывы о них античных писателей. Вторые в целом составляют то, что дошло до нас под именем А. Нек-рые из них также утрачены, нек-рые подложны и написаны в более позднее время. По содержанию трактаты А. делятся на 7 групп.

1. Логические трактаты. Объединяются в своде, к-рый получил (не у самого А., а у его комментаторов) название "Органон". Название это показывает, что А. видел в логике (или метод) исследования. В "Органон" вошли трактаты: "Категории" (рус. пер. 1859, 1939); "Об истолковании" (рус. пер. 1891) – теория суждения; "Аналитики первая и вторая" (рус. пер. 1952; имеется рус. пер. "Первой аналитики", 1894) – логика в собств. смысле слова; "Топика" (о вероятной аргументации и об общих т.зр., на основе к-рых трактуются обычные темы) и примыкающее к "Топике" "Опровержение софистических аргументов".

2. Φизические трактаты. В них общей физике соответствуют лекции о природе и 0 движении. Этим вопросам посвящены трактаты: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах". Примыкающие к этой группе трактаты – "Проблемы", "Механика" и др. – позднейшего происхождения.

3. Биологические трактаты. Их общую основу образует трактат "О душе" (рус. пер. 1937). К биологич. сочинениям в собств. смысле слова относятся: "История животных", "О частях животных" (рус. пер. 1937), "О возникновении животных" (рус. пер. 1940), "О движении животных" и нек-рые другие.

4. Соч. о "первой философии" называется работ А., рассматривающих сущее как таковое. Ученый редактор и издатель 1 в. до н.э. Андроник Родосский поместил эту группу трактатов А. за группой его физич. трудов "после физики" (τά μετά τά φυσικά). На этом основании впоследствии свод трактатов о "первой философии" получил название "Метафизики".

5. Этические сочинения. т.н. "Никомахова этика" (посвященная сыну А. – Никомаху) (рус. пер. 1884, переиздан 1908; др. пер. – 1900) и "Эвдемова этика" (посвященная ученику и сотруднику А. – Эвдему). Три книги из состава обоих этих сочинений дословно совпадают, а между двумя имеется соответствие, не доходящее до тождества. "Никомахова этика", по-видимому, воспроизводит лекции А. по этике, читавшиеся в Ликее, "Эвдемова этика" – первая, ранняя редакция этич. учения А. Имеется еще приписывавшаяся А. т.н. "Большая этика", но она возникла позже и носит следы влияния стоицизма.

6. Социально-политические и и с т о р и ч е с к и е с о ч и н е н и я: "Политика" (рус. пер. 1865, 1911) – собрание трактатов или лекций на социологич. темы, связанных между собой; "Политии" – конституций 158 греч. городов-гос-в; из них до нас дошла лишь "Афинская полития" (рус. пер. 1891, 1937), найденная в 1890 на егип. папирусе.

7. Работы об искусстве, поэзии и р и т о р и к е: "Риторика" (рус. пер. 1894) и дошедшая неполностью "Поэтика" (рус. пер. 1854, 1855, 1893, переизд. 1927, 1957).

Вопрос о времени написания отдельных соч. А. в ряде случаев труден и допускает лишь гипотетич. решение. Установлено, что многие соч. А. не были созданы в дошедшем до нас тексте самим А., но представляют своды или собрания, возникшие в целях преподавания в Ликее. Можно считать вероятным, что в период между 347 и 335 А. была разработана большая часть его курсов: сначала "Топика" (I и VIII книги ее, возможно, возникли позже), затем, по-видимому, "Категории" и "Об истолковании" и, наконец, "Аналитики" – наиболее зрелый логич. труд. За ними последовали "Физика" (рус. пер. 1936) (в большей своей части); трактаты "О небе" и "О происхождении и уничтожении"; 3-я книга трактата "О душе"; первые по времени создания части "Метафизики": I, IV, восемь начальных глав X кн., XI кн. (кроме конца) и XIII, "Политика" (II, III, VII и VIII книги). В период после 335 А. трудился над спец. вопросами физики, биологии, психологии и истории. К этому же времени относится разработка для учеников нек-рых спец. вопросов философии: о действительности и возможности, о едином и многом, результатом чего были VIII и IX книги "Метафизики". В то же время в книгах II, III, V "Метафизики" А. развил то, что изложено в первой части X кн., а в XII книге дал новый вариант I и XIII книг.

Своими исследованиями А. охватил почти все доступные для того времени отрасли знания. Философию А. разделял на три отрасли: 1) теоретическую – о бытии и частях бытия, выделяя "первую философию" как науку о первых причинах и началах; 2) практическую – о деятельности человека, и 3) поэтическую. В этом делении А. не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки. Последователи А. не без основания приписывали ему , согласно к-рому логика рассматривается не как особая отрасль философии, а как орудие всякого науч. знания.

В своей "первой философии", называемой также "метафизикой", А. подверг учение Платона об идеях острой критике, гл. обр. за идеалистнч. положение об отделенности идеи-сущности от чувственно воспринимаемой вещи. А. давал здесь свое решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Согласно А., – это то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее – это то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном. Оно составляет предмет науки и познается умом. При этом общее существует только в единичном (если бы не было единичного, не было бы и общего) и познается только через чувственно воспринимаемое единичное (постигать общее невозможно без индукции, а невозможна без чувств. восприятия).

Для объяснения того, что существует, А. принимал четыре причины: 1) сущность и суть бытия, в силу к-рой всякая вещь такова, какова она есть (формальная ), 2) материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина), 3) движущая причина, начало движения, 4) целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее своего рода сущностью, однако в материи он видел только пассивное начало (только возможность чем-либо), всю же приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия – форме – приписал и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но все движущее начало – бога. Движение, по А., есть переход чего-либо из возможности в действительность. В соответствии с учением о категориях А. различал следующие роды движения:

2) количественное – увеличение и уменьшение,

3) перемещение – пространств. движение. К ним присоединяется четвертый род, сводимый к первым двум, – возникновение и уничтожение.

По А., всякая реально существующая единичная вещь есть "материи" и "формы". "Форма" – не потусторонняя причина, но присущий самому веществу "вид", ею принимаемый. Так, медный шар есть единство вещества (меди) и формы (шаровидности), к-рая придана меди мастером, но в реально существующем шаре составляет одно с веществом. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как "материя", и как "форма". Медь есть "материя" по отношению к шару, к-рый из меди отливается. Но та же медь есть "форма" по отношению к тем физич. элементам, соединением к-рых, по А., является вещество меди. "Форма" есть действительность того, возможностью чего является "материя". "Материя" есть, вo-первых, отсутствие ("лишение") формы и, во-вторых, возможность того, чего действительностью является "форма". Согласно мысли А., вся реальность оказывалась последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи". Категории эти, как отметил Энгельс, становились у А. "текучими" ("Диалектика природы", 1935, с. 159). Нигде у А. "нет сомнений в реальности внешнего мира" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 305).

Отношение между "формой" и "материей" А. понимал не как раздельность сверхчувств. "идеи" и чувств. "вещества". Критика А. "идей" Платона, в к-рой Ленин усматривал "материалистические черты" (там же, с. 263), "есть критика идеализма, как идеализма в о о б щ е" (там же, с. 264). И все же, как отметил Ленин, критика платоновского идеализма не была доведена А. до конца. Поднимаясь по лестнице форм, А. доходил до высшей "формы" – бога, имеющего вне мира. Бог А. – "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собств. законам форм и образований. Т.о., учение А. о "форме" есть учение объективного идеализма. Однако его, как показал Ленин, во многих отношениях "объективнее и о т д а л е н н е е, о б щ е е, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму" (там же); "Аристотель вплотную подходит к материализму" (там же, с. 267) – у А. единичная чувственно воспринимаемая вещь утверждается как реально существующая "сущность", как единство "материи" и "формы". Из этого воззрения на вещь вытекал взгляд А. на познание. Хотя, подобно Платону, Аристотель предметом знания полагал общее, он в то же время утверждал, что общее должно раскрываться для мысли, направленной на единичные вещи чувственного мира.

Осн. содержанием л о г и к и А. является теория дедукции, хотя он излагал учение и о др. формах вывода. Основу этой теории составляет подробно разработанная теория категорического силлогизма. Хотя логика А. – формальная, но она непосредственно связана с учением об истине и с теорией познания вообще, а также с учением о бытии, ибо А. понимал, вместе с тем, как формы бытия (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 304).

В учении о познании и о его видах А. различал "диалектическое" и "аподейктическое" (аподиктическое) познание. А. определял область "диалектического" как область "мнения", могущего быть таким или иным, "аподиктического" – как область достоверного знания (см. Аподейктика). В то же время в выражении результатов посредством языка ("логоса") "аподиктическое" и "диалектическое" связаны между собой. Рассмотрение вопроса о том, может мнение утверждаться в качестве истинного, составляет предмет "диалектического" исследования. "Диалектик" движется в области несовместимых противоположностей и устанавливает положения, либо подводя многое под единство, либо расчленяя единство на множество. В трактате "Топика" А. рассмотрел уловки софистики, при помощи к-рых может быть одержана победа в споре, и приемы, посредством к-рых "диалектик" может сообщить наибольшую тому или иному мнению, полученному из общего опыта. К этой цели, по А., ведет к мнениям народа, а также к мнениям ученых, чтобы увереннее полагаться на полноту опыта, подтверждающего это мнение. При этом А. рекомендовал сопоставлять различные мнения, делать из них логич. выводы, сличать эти выводы между собой и между уже установленными положениями. Однако, даже проверенные всеми доступными средствами и получившие сравнительно высокую степень вероятности, "мнения" не становятся безусловно достоверными. Поэтому опыт не есть, по А., последняя инстанция для оправдания высших посылок науки. Ум непосредственно созерцает высшие и непосредственно усматривает их . В то же время А. полагал, что умозрительно созерцаемые общие принципы знания отнюдь не врождены человеку, хотя они потенциально находятся в уме как возможность быть приобретенными. Чтобы действительно приобрести их, необходимо собрать факты, направить мысль на эти факты и лишь таким путем вызвать процесс умств. созерцания высших истин, или посылок созерцания. Так как наука исходит из самого общего и в своем результате имеет задачей исчерпать все, относящееся к сущности предмета, то целью науки А. признал предмета. Полное определение может быть достигнуто, по А., только путем соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) в том, что это – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логич. формы – категорич. силлогизмом. Исследование категорич. силлогизма, осуществленное А. в "Аналитике", стало наряду с учением о доказательстве центр. частью его логич. учения. А. понимал трех терминов силлогизма как связи следствия, причины и носителя причины. Осн. принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. т.к. наука располагает нек-рыми общими началами и развивает из них все частные истины, то она исчерпывает всю совокупность понятий, относящихся к ее области. Однако, по А., эта совокупность научного знания не может быть сведена к единой цельной системе понятий. По А., не существует такого понятия, к-рое могло бы быть предикатом всех других понятий: разнообразные понятия настолько различны между собой, что не могут быть обобщены в едином общем им всем роде. Поэтому для А. оказалось необходимым указать все высшие роды, к к-рым сводятся остальные роды сущего. Эти высшие роды – – исследованы в спец. трактате "Категории".

К о с м о л о г и я А. при всех достижениях (сведéние всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в нек-рых частях была отсталой в сравнении с космологией демокритовой и пифагорейской школ. Влияние А. на развитие учения о мире сохранилось до Коперника. Космология А. геоцентрична. А. руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических – кристальных – , движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. Последним источником движения, неподвижным перводвигателем, является бог. Согласно учению А., "подлунный" , т.е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область постоянной изменчивости и беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как наиболее тяжелый элемент, занимает центр. . Над Землей последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. "Надлунный" мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечно-равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира. Надлунный мир есть область совершенного, непреходящего, вечного.

Не менее влиятельным оказалось учение А. о биологической целесообразности. Источником для его разработки были наблюдения над целесообразным строением живых организмов, а также аналогии с характером художеств. деятельности, в к-рой осуществление формы предполагает целесообразное использование и подчинение материала. Хотя принцип целесообразности А. распространял на все бытие и даже возводил к богу, все же его учение, в отличие от учения Платона о сознательной, целенаправляющей душе мира, выдвигало понятие целесообразности природы. Образцом такой целесообразности были для А. факты органич. развития, в к-ром он видел закономерный процесс раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения, достигаемых ими в зрелом возрасте. Такими фактами А. считал развитие органич. структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимную приспособленность и их органов и т.д. В своих биологич. работах ("О частях животных", "Описание животных", "О возникновении животных"), служивших долгое время осн. источником сведений по зоологии, А. дал классификацию и описание многочисл. видов животных. Жизнь предполагает свою материю и форму, материей является тело, формой – , к-рую А. назвал "энтелехией". Соответственно трем родам живых существ (растения, животные, человек) А. различал три души или три части души: 1) растительную, 2) животную (ощущающую) и 3) разумную. Свои психологич. исследования, представляющие большой также с точки зрения теории познания, А. изложил в трех книгах "О душе".

В э т и к е А. запечатлен типичный для греч. мыслителя 4 в. до н.э. взгляд на соотношение практики и теории. Не отрицая красоты и величия доблестей политической и военной и др. "этических" добродетелей, обусловленных склонностями к соответствующим действиям, А. еще выше ставил созерцат. деятельность разума ("дианоэтические" добродетели), к-рая, по его мысли, и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельч. Греции 4 в. до н.э. отделение физич. труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом А. является бог – совершеннейший философ, или "мыслящее себя мышление". Этич. добродетель, под к-рой А. понимал разумное регулирование своей деятельности, А. определял как середину между двумя крайностями. Напр., щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Этич. идеалами А. определяются принципы его педагогики и эстетики. Задачи организации воспитания А. подчинял как высшей цели формированию личности, способной наслаждаться интеллектуальным досугом и возвышающейся над всякой профессион. специализацией. Задачей этой определяются границы художеств. обучения, допустимого для детей из свободных классов. С одной стороны, для просвещенного суждения о произведениях иск-ва и наслаждения ими необходимо в известной мере практич. владение иск-вом, а потому и соответствующее . С стороны, обучение это не должно переходить черты, за к-рой занятия иск-вом приобретают характер профессионального мастерства, связанного с оплатой труда.

Но если практич. занятие иск-вом сильно ограничивается у А. в соответствии с принятыми в рабовладельч. кругах взглядами на профессиональный труд и на досуг, то с "потребительской" точки зрения А. дал весьма высокую оценку иск-ва. Согласно своему взгляду на вещь как на единство формы и материи, А. рассматривал искусство как особый, основанный на подражании (см. Мимесис) вид познания. Вместе с тем оно провозглашалось – в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть, – более ценным видом познания, чем познание историческое, имеющее, по А., своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Неверный в отношении историч. науки взгляд этот позволил А. в области эстетики – в "Поэтике" и "Риторике" – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию иск-ва, учение о художеств. деятельности и о жанрах эпоса и драмы (см. Катарсис , Эстетика).

Изложенное в "Политике" у ч е н и е А. о б обществе и о видах гос. власти отражало кризисное афинского рабовладельч. гос-ва и начало упадка рабовладельч. классов. В глазах А. наилучшим из всех классов общества представляется земледельцев, т.к. он не способен вследствие своего образа жизни и территориальной распыленности активно вмешиваться в вопросы управления гос-вом, к-рое должно составлять привилегию среднезажиточных классов общества.

Сот.: лучшие издания греч. текста отдельных трактатов в сериях: Oxford Classical Texts и Collection G. Bude (P.); рус. пер.- Аристотель. Соч. в 4 т., под ред. В. Ф. Асмуса, 3. H. Мйкеладзе, И. Д. Рожанского, А; И. Доватура. М., 1975-84; Афинская политая, пер. С. И. Радцига. М.-Л., 1936; О частях животных, пер. В. П. Карпова. М., 1937; О возникновении животных, пер. .В. П. Карпова, М.-Л., 1940; Риторика, кн. 1-3, пер. Н. Платоновой.-В сб. Античные риторики. М., 1978; Риторика, кн. 3, пер. С. С. Аверинцева.-В сб. Аристотель и античная литература. М., 1978, с. 164-228; История животных, пер. В. П. Карпова, предисл. Б. А Старостина. М., 1996.

Лит.: Дукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ. М., 1959; Ахма,но“ А. С. Логическое учение Аристотеля. М., I960; Зубов В, П. Аристотель. М., 1963 (библ.); Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Роясанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М-, 1979; Визгш В. П. Генезис и квалитативизма Аристотеля. М., 1982; Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986, с. 84-130; Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1987; Фохт Б. A. Lexicon Aristotelicum. Краткий лексикон важнейших философских терминов, встречающихся в произведениях Аристотеля.-“Историко-философский ежегодник-97”. М., 1999, с. 41-74; Kappes M. Aristoteles-Lexicon. Paderborn, 1894; Boniti H. Index Aristotelicus. B., 1955; Jaeger W. Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung. B., 1955; Symposium Aristotelicum, 1-7-, 1960-1975; Chemiss S. F. Aristotle"s criticism of Plato and the Academy. N. Y., 1964; During I. Aristotle in the ancient biographical tradition. 1957; Idem. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Hdlb., 1966; Aristoteles in der neueren Forschung, hrsg. v. P. Moraux. Dannstadt, 1968; Naturphilosophie bei Aristoteles und Theophrast, hrsg. v. I. During. Hdlb., 1969; Le Blond J. M. Logique et méthode chez Aristote. P., 1970; Ethik und Politik des Aristoteles, hrsg. v. F.-P. Hager. Darmstadt, 1972; Chrousl A. H. Aristotle, New light on his life and on some of his lost works, v. 1-2. L., 1973; Frühschriften des Aristoteles, hrsg. v. P. Moraux. Darmstadt, 1975; Lesîl W. Aristotle"s conception of ontology. Padova, 1975; Chen Ch.-H. Sophia, The science Aristotle sought. Hildesheim, 1976; Brinkmann K. Aristoteles" allgemeine undspezielle Metaphysik. B.-N. Y., 1979; Metaphysik und Theologie des Aristoteles, hrsg. v. F.-P. Hager. Darmstadt, 1979; Edel A. Aristotle and his philosophy. L., 1982; A New Aristotle Reader, ed. J. L. Ackrill. xf., 1987; Hèdin M. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven, 1988; Gill М. L. Aristotle on Substance: The Paradox of Unity. Princeton, 1989; The Cambridge Companion to Aristotle, ed. J. Barnes. Cambr., 1995; Cleary J. J. Aristotle and Mathematics: Aporetic Method in Cosmology and Metaphysics. Leiden, 1995; Fine G. On Ideas: Aristotle"s Criticism of Plato"s Theory of Forms, 1995.

Политология. Словарь.


  • ­Краткая биография Аристотеля

    Аристотель - великий древнегреческий философ; родоначальник формальной логики и один из наиболее влиятельных ученых древности. Родился в 384 г. до н.э. в Стагире во Фракии. Считается воспитателем Александра Македонского, учеником Платона и основателем лицея. Семья, в которой родился мыслитель, принадлежала к истинным эллинам. С тех пор, как будущий философ лишился родителей, он жил под­ покровительством своего опекуна Проксена. Отец ученого был личным врачом при царе, поэтому он с детства был приближен ко двору.

    В 17-летнем возрасте молодой Аристотель поехал учиться в Афины, где провел следующие двадцать лет. Там он изучал философию, а затем поступил в Академию, основанную великим Платоном. Учитель выделял его среди других учащихся за недюжинный ум и талант. Однако Аристотель вскоре стал отбиваться от общего класса и разрабатывать свое личное мировоззрение, что не помешало двум ученым долгое время сохранять дружеские отношения. Вскоре философ покинул Афины, так как был приглашен в Македонию царем Филиппом II в качестве воспитателя для сына.

    Когда он в 335 г. вернулся в Афины, то не застал Платона живым, а Академией теперь управлял племянник ученого Спевсипп. Тогда Аристотель создал свою собственную, так называемую перипатетическую школу - Ликей (лицей). Вскоре он был вынужден покинуть Афины из-за назревающего недовольства царем Филиппом. Следующим его пристанищем стала Малая Азия. Три года он прожил у своего друга Гермия, пока того не приказал казнить персидский царь Артаксеркс III. В честь друга Аристотель написал гимн стихами. Следующие несколько лет он провел на родине великой древнегреческой поэтессы Сапфо.

    В честь научных исследований Македонский царь выделил ученому огромную сумму. На протяжении почти всей жизни Александр поддерживал связь с Аристотелем, так как тот искусно умерял его горячность. Именно Аристотель привил этому великому монарху любовь к «Илиаде». Отец царя, Филипп II, в благодарность философу даже восстановил из руин его родной город Стагиру. Конец верной дружбе Аристотеля с Александром пришел с казнью Каллисфена - племянника ученого, который прямо или косвенно был причастен к заговору против царя.

    Большая часть сочинений Аристотеля была написана во время его повторного визита в Афины. В этот период умерла его жена Пифиада, после чего он женился повторно на рабыне Герпиллиде. Сын ученого Никомах умер юным, поэтому продолжателем его дела была единственная дочь Пифиада. Главой Ликея, однако, он назначил своего самого талантливого ученика - Теофраста. Умер великий ученый на острове Эвбея в 322 г. до н.э. Его обширная библиотека, по словам римского ученого Страбона, перешла к Теофрасту, а затем к его потомкам.

    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Аристотеля

    После себя Аристотель оставил наследие, которым и сегодня продолжают пользоваться. В свое время его учение охватило все доступные на тот момент науки – от философии до естествознания. Взгляды древнегреческого ученого оказали значительное влияние на развитие человечества.

    Детство и юность

    Будущий древнегреческий философ появился на свет в 384 году до н.э. в греческой колонии, расположенной неподалеку от Афонской горы, в Халкидиках. Благодаря отцу, служащим врачом у македонского царя Аминты III, Аристотель принадлежал семье потомственных врачей, в которой лекарское искусство передавалась из поколения в поколение. Соответственно, первым учителем в его жизни был отец.

    Кроме того, его близость к царственным особам сделала возможным знакомство с отцом Филиппом. Через несколько десятков лет эта встреча сыграла свою роль в выборе воспитателя для будущего императора.

    Греческое образование, которое Аристотель получил благодаря своему происхождению, уже в юношеские годы сформировало у него соответствующие взгляды на образ правления. Поскольку он жил в Македонии, то достаточно скоро они оказались противоречившими тому, чем занимались правители этого государства. В дальнейшем это также сыграло определенную роль в судьбе древнегреческого мыслителя.

    Он различал шесть форм управления государством. Три, по его мнению, были хорошими, а три «дурными». К первой категории относились те виды правления, при котором использование власти в корыстных целях было исключено. При этом она должна была применяться только лишь для служения всему обществу. При этом Аристотель выделял такую форму правления, как «полития», сочетавшую в себе элементы демократии и олигархии. Кроме того, хорошими считались аристократия и монархия.

    В свою очередь, к неудачным видам правления относились тирания и крайние формы демократии. При этом философ отрицательно относился к государствам, занимающим большие территории. Эти взгляды были сформированы на истории о греческих городах-государствах. Македония сочетала все плохие черты, что в будущем оказало существенное влияние на жизнь философа в его последние годы.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    В 15-летнем возрасте он стал сиротой, лишившись сразу двух родителей. Опекунство над подростком взял Проксен. Отношения между ними были настолько теплые, что после смерти опекуна Аристотель усыновил Никанора, его сына. Кроме того, именно Проксен пробудил в нем любовь к книгам, которые в то время из-за трудоемкости изготовления и крайне ограниченного количества обученных грамоте людей были очень дороги. Их содержание в основном касалось биологии. В будущем на основе этих знаний Аристотель написал свою знаменитую работу «О возникновении животных».

    В ней он указал на целесообразность строения живых организмов, которая, в частности, проявлялась в развитии органических структур из семени, проявлявшихся с их взрослением в инстинктах и взаимной приспособленности органов животных к образу жизни. Эта работа, в свою очередь, послужила основой для других книг по зоологии и философии. Согласно учению философа, тело было материей жизни, а душа – его формой. При этом им различалось три разновидности живых существ – человек, животные и растения. Каждому из них соответствовала свой вид души. У животных она отличалась наличием способности ощущать, а у человека – мыслить.

    Труды

    Через два года после смерти родителей Аристотель переехал в Афины, где продолжил обучение философии в Академии Платона, затем начав учить ей других. Этим он занимался в течение следующих двух десятков лет, вплоть до смерти ее основателя. Место Платона занял его племянник Спевсипп. Отношение с ним у философа не сложились, и он покинул греческую столицу, откликнувшись на приглашение правителя Ассоса Гермия.

    В 343 году до н.э. он вернулся в Македонию, приняв приглашение царя Филиппа, который искал воспитателя для своего сына , будущего полководца и завоевателя, которому в то время исполнилось 13 лет. Этой работе Аристотель посвятил 8 лет своей жизни, по истечении которых он вернулся в Грецию, снова поселившись в ее столице Афинах. Здесь он основал собственную школу философии Ликей, которая проработала вплоть до 323 года до н.э. Начавшийся после смерти развал созданной им империи привел к росту антимакедонских настроений в Греции. Аристотель, родившийся и выросший в Македонии, был вынужден покинуть страну. Ему предъявили формальное обвинение, неподкрепленное никакими конкретными фактами, в кощунстве и неуважении к богам.

    Личная жизнь

    Аристотель женился в 347 году до н.э. Его избранницей стала Пифиада, приемная дочь правителя Ассоса Гермия. В 345 году до н.э. Гермий выступил против персов, после чего был предан и казнен. Аристотелю, как и многим другим, включая Пифиаду, пришлось покинуть Ассос, найдя убежище на острове Лесбос. У них родилась дочь, названная в честь матери. Жена философа умерла раньше, примерно в 326 году до н.э. Находясь на смертном одре, она попросила мужа быть погребенным рядом с ней. Это было отражено в завещании Аристотеля, где он просил похоронить его рядом с женой.

    Последним пристанищем мыслителя стал халкидский остров Эвбея, где он скончался в 322 году до н.э. Причиной смерти 62-летнего философа стала наследственная болезнь желудка.

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

    Древнегреческий философ. Родина Аристотеля -полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование.

    Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя. Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платана, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

    Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир.

    Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского -отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове

    Наиболее известны следующие сочинения философа: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах.

    Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот - от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием «Органон».

    Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др. В «Метафизике» Аристотель выстроил своеобразную «лестницу познания», первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень - представление - возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука - знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины. Аристотелю принадлежит первый психологический трактат «О душе», где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек).

    Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». До нас дошли три этических сочинения мыслителя: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

    В политико-экономических сочинениях «Политика» и «Экономика» Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены им в его «Поэтике» и «Риторике». Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую.

    Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».

    Похожие публикации