Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Предмет педагогики физической культуры спорта. Педагогика физической культуры и спорта. Роль спортсмена в плавании

ü Ответьте на вопросы:

1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения

1.16-летнего возраста;

2.18-летнего возраста;

3.14-летнего возраста;

4.12-летнего возраста.

3. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

1. электронного журнала;

2. электронного дневника;

3. электронных форм учебной документации;

4. все ответы верны.

4. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;

4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

5. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

3. В особых случаях, при наличии уважительных причин

4. Да, по согласованию с администрацией учреждения.

6. Кто из древнегреческих философов считал движение «целительной частью медицины»?

1. Аристотель;

2. Платон;

3. Пифагор;

1) Ж.-Ж.Руссо;

2) Платон;

3) Ф.Фребель;

1) Ж.-Ж.Руссо

2) Дж. Локк

3) Я.А.Коменский

4) И.Г. Песталоцци

9 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?

a) свобода

б) принуждение

в) природосообразность

г) утилитаризм

10. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

3. Древняя Греция;

4. Италия.

11. В каком году состоялись первые Олимпийские игры древности?

1. В 906 году до нашей эры;

2. В 1201 год;.

3. В 776 году до нашей эры;

4. В 792 году до нашей эры.

12. В каком году и где создан Международный олимпийский комитет?

1. В 1894 году в Париже;

2. В 1896 году в Лондоне;

3. В 1905 году в Греции;

4. В 1908 году в Лондоне.

13. Что такое «Олимпийская хартия»?

1. Название оды спорту, написанной Пьером де Кубертеном;

2. Свод законов, по которым осуществляется олимпийское движение;

3. Правила соревнований, входящих в программу Олимпийских игр;

4. Клятва спортсмена.

14. Как переводится олимпийский девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?

2. «Сильнее, красивее, точнее»;

3. «Быстрее, выше, сильнее»;

15. Кто является основоположником системы физического воспитания, основу которой составило «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма»?

1. Л.П. Матвеев;

2. Г.Г. Бенезе;

3. П.Ф. Лесгафт;

4. Н.А.Семашко.

16. Какие изменения в развитии физической культуры и спорта произошли в России после революции?

1. Популяризация восточных видов гимнастики и борьбы;

2. Создание военно-спортивных клубов и кружков физической культуры;

3. Появление оздоровительных систем «фитнесс» и аквааэробика.

4. Создание федераций по видам спорта.

17. Кто впервые в России разработал теорию дошкольного воспитания, обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе?

1. Н.Г. Чернышевский;

2. Ян Амос Каменский;

3. П.Ф. Лесгафт;

4. А.В. Луначарский.

18. В каком году был создан Российский олимпийский комитет?

1. В 1896 году;

2. В 1911 году;

3. В 1960 году;

4. В 1973 году.

19. Указать главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».

1. Не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке честь и благородство сохранять;

2. Сочетание физического совершенства с высокой нравственностью.

3. Чувство собственного достоинства, честность, уважение - к соперникам, судьям, зрителям;

4. Строгое выполнение правил соревнований.

20. Какими показателями характеризуется физическое развитие?

1. Наследственностью, конституцией, антропометрическими показателями;

2. Росто-весовыми показателями;

3. Телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья;

4. Физической подготовленностью.

21. Физическими упражнениями принято называть...

1. многократное повторение двигательных действий;

2. движения, способствующие повышению работоспособности;

3. определенным образом организованные двигательные действия;

4. комплекс гимнастических упражнений.

22. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение...

1. физической подготовленности человека к жизни;;

2. подготовки к профессиональной деятельности.

3. восстановления организма после заболеваний, травм, переутомления.

4. подготовки к спортивной деятельности.

23. Три группы задач, решаемых в процессе физического воспитания-

1. Развивающие, коррекционные, специфические.

2. Воспитательные, оздоровительные, образовательные.

3. Общепедагогические, компенсаторные, гигиенические.

4. Развивающие, оздоровительные, гигиенические.

24. Что является основным специфическим средством физического воспитания?

1. Естественные свойства природы;

2. Физическое упражнение;

3. Санитарно-гигиенические факторы;

4. Соревновательная деятельность.

25. Способ выполнения двигательного действия, позволяющий решать двигательную задачу более целесообразно и эффективно, называется...

1. Техникой физического упражнения;

2. Двигательным навыком;

3. Двигательным умением;

4. Двигательным «стереотипом».

26. Состав и последовательность действий, звеньев, усилий, необходимых для решения двигательной задачи определенным способом, принято называть...

1. Деталями техники;

2. Главным звеном техники;

3. Основой техники;

4. Структурой двигательной деятельности.

27. Оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития, соответствующие требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, отражает...

1. физическое совершенство человека;

2. физическое развитие человека;

3. физическое состояние человека;

4. физическую форму человека.

28. Что является основным критерием физического совершенства человека?

1. Качество теоретических знаний о физической культуре.

2. Уровень развития физических возможностей.

3. Состояние здоровья.

4. Социализация личности.

29. Объективно присущие физической культуре свойства, позволяющие воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества называются...

1. Функциями физической культуры;

2. Принципами физической культуры;

3. Методами физической культуры;

4. Средствами физической культуры.

30. Достигнутые результаты в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни, характеризуют...

1. Физическое образование субъекта;

2. Физическую культуру личности;

3. Физическое развитие индивида;

4. Физическое совершенство человека.

31. Назовите основные показатели развития физической культуры личности.

1. Культура движений и широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений и навыков (бег, прыжки, метания, плавание, передвижения на лыжах);

2. Гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма, физической подготовленности;

3. Уровень физических качеств; знания в области физической культуры; мотивы и интересы к физическому совершенствованию; соблюдение гигиены и режима;

4. Росто-весовые показатели.

32. В каком документе отражены нравственные правила спортивной деятельности?

1. Олимпийская хартия;

2. Олимпийский устав;

3. Олимпийская клятва;

4. Правила соревнований.

33. Какие задачи умственного развития обучающихся решаются в процессе физического воспитания?

1. Расширение и углубление специальных знаний в сфере физической культуры.

2. Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта; развитие познавательных и творческих способностей.

3. Содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании, средствами физической культуры и спорта.

4. Формирование осмысленного отношения к занятиям физической культурой.

34. Назовите задачи развития эстетической сферы личности человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

1. Воспитание способности глубоко чувствовать и оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях ее проявления;

2. Воспитание способности чутко воспринимать и оценивать красоту в сфере физической культуры; формирование эстетики поведения и отношений;

3. Выработка активной позиции в утверждении прекрасного;

4. Непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

35. Что входит в содержание интеллектуальных ценностей физической культуры?

1. Знание о методах и средствах развития физического потенциала человека;

2. Комплекс методических руководств, практических рекомендаций, пособий;

3. Способность к рациональной организации времени, собранность;

4. Развитие мышления, логики.

36. Что понимается под мобилизационными ценностями физической культуры?

1. Все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки занимающихся;

2. Личные достижения в двигательной подготовленности человека;

3. Способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость;

4. Развитие потребности в физическом совершенствовании.

37. Что относится к средствам физического воспитания?

1. Подвижные игры, гимнастика, спортивные игры, туризм, плавание, лыжная подготовка;

2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания, отдыха, личная гигиена;

3. Физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы;

4. Солнце, воздух, вода.

38. Что понимается под формами занятий физическими упражнениями?

1. Способы организации учебно-воспитательного процесса;

2. Типы уроков;

3. Виды физкультурно-оздоровительной работы;

4. Структура построения занятий.

39. К занятиям, проводимым преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся, относятся...

1. Уроки физической культуры и спортивно-тренировочные занятия.

2. Аэробика, шейпинг, калланетика, атлетическая гимнастика;

3. Первенства, чемпионаты, спартакиады, отборочные соревнования и др.;

4. Туристические походы.

40. Какова структура урочных форм занятий?

1. Вводная, разминочная, восстановительная части;

2. Подготовительная, основная, заключительная части;

3. Организационная, самостоятельная, низко-интенсивная части;

4. Вводная, основная, рекреационная.

41. Как классифицируются уроки физической культуры по признаку основной направленности?

1. Уроки освоения нового материала, уроки закрепления и совершенствования учебного материала, контрольные и смешанные (комплексные) уроки;

2. ОФП, профессионально-прикладной физической подготовки, спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия;

3. Уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжной подготовки, подвижных и спортивных игр и т.д.

4. Урок здоровья, спортивно-ориентированный урок;

42. В каких направлениях проявляется базовая физическая культура?

1. Физическая культура в дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях начального, общего и среднего образования;

2. Физическая культура в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

3. Физическая культура, представленная как учебный предмет в системе образования и воспитания; физическая культура взрослого населения;

4. Физическая культура, как самостоятельный вид занятий.

43. Основным результатом использования базовой физической культуры в общей системе образования и воспитания является...

1. Повышение уровня физической подготовленности, длительное сохранение здоровья, творческого долголетия и дееспособности, организация здорового образа жизни.

2. Приобретение необходимого уровня образованности в сфере физической культуры.

3. Овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками.

4. Все вышеперечисленное.

44. В чем заключается основная цель массового спорта?

1. Достижение максимально высоких спортивных результатов;

2. Восстановление физической работоспособности;

3. Повышение и сохранение общей физической подготовленности;

4. Увеличение количества занимающихся спортом.

45. Чем определяется направленность профессионально-прикладной физической культуры (ППФК)?

1. Необходимостью военно-прикладной подготовки молодых людей к предстоящей службе в армии;

2. Потребностью общества в специальной подготовке человека к конкретной профессиональной деятельности;

3. Необходимостью социальной адаптации индивида в обществе;

4. Выработкой определенных стереотипов выполнения упражнений.

46. В чем суть и назначение оздоровительно-реабилитационной физической культуры?

1. Использование физических упражнений как факторов профилактики и лечения различных заболеваний, восстановления, борьбы с переутомлением;

2. Применение методик лечебной физической культуры после травм и заболеваний в условиях стационара, в целях реабилитации;

3. Организация профилактики заболеваний у населения;

4. Повышение иммунной системы организма.

47. В каких разновидностях представлены «фоновые» виды физической культуры?

1. Гигиеническая и рекреативная физическая культура;

2. Туризм, охота, рыболовство;

3. Физкультурно-спортивные развлечения и оздоровительно- массовые мероприятия;

4. Лечебная физическая культура.

48. Процесс, направленный на воспитание двигательных (физических) качеств, способностей, необходимых в жизни и спортивной деятельности, называется...

1. Тренировочным процессом;

2. Учебным процессом;

3. Физической подготовкой;

4. Физическим развитием.

49. Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется...

1. Общей физической подготовкой;

2. Специальной физической подготовкой;

3. Гармонической физической подготовко;.

4. Общим развитием.

50. Какой метод, позволяющий наращивать физическую силу, является основным?

1. Метод круговой тренировки с выполнением силовых упражнений на 8-10 станциях.

2. Переменный метод, позволяющий варьировать интервалы отдыха между подходами к снарядам, менять вес и количество повторений.

3. Метод повторного упражнения с использованием непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых до отказа.

4. Метод переменного непрерывного упражнения.

Транскрипт

1 педагогика физической культуры Под общей редакцией В.И. Криличевского, А.Г. Семёнова, С.Н. Бекасовой Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура»

2 УДК 796.0(075.8) ББК 74.6я73 П24 Рецензенты: В.У. Агеевец, засл. деятель науки РФ, президент «Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лес гафта, Санкт- Петербург», д р пед. наук, проф., Г.Н. Пономарев, засл. работник физической культуры РФ, декан факультета физической культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, д р пед. наук, проф. П24 Педагогика физической культуры: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. В.И. Криличевского, А.Г. Семёнова, С.Н. Бекасовой. М. : КНОРУС, с. ISBN Разработан в соответствии с новой учебной программой для вузов по дисциплине «Педагогика физической культуры», документами Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации и с учетом установленных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «Физическая культура». Учтены современные тенденции в развитии психолого педагогических наук, достижения информационных технологий в обучении, отечественные и зарубежные исследования в области физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, а также многолетний опыт работы сотрудников кафедры педагогики «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт Петер бург», в частности В.В. Белорусовой, И.Н. Решетень, М.В. Прохоровой, А.А. Сидо рова, Б.А. Карпушина, А.В. Романовой, Э.А. Здановской. Для студентов академий, институтов, факультетов физического воспитания педагогических вузов и университетов, а также для аспирантов и преподавателей кафедр физической культуры. УДК 796.0(075.8) ББК 74.6я73 ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 20,0. Уч. изд. л. 16,00. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «КноРус» , Москва, проспект Мира, д. 105, стр. 1. Тел.: (495) E mail: Отпечатано в ОАО «ТАТМЕДИА». Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс» , Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2. Коллектив авторов, 2012 ISBN ООО «КноРус», 2012

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие... 7 Введение... 9 Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ О ВОСПИТАНИИ ЛЮДЕЙ 1.1. Общественно-исторический характер педагогики, ее методологические основания Предмет и категории педагогики Отрасли педагогики Методы научно-педагогических исследований Глава 2. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 2.1. Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса Этапы периодизации в учебно-воспитательном процессе Планирование и контроль учебного процесса Педагогические условия совершенствования учебно-воспитательного процесса Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 3.1. Структура и содержание педагогической культуры Педагогическое мастерство спортивного педагога Педагогические способности Педагогическая этика Культура речи преподавателя-тренера Стиль педагогического общения и руководства Личностная зрелость спортивного педагога и его профессионально-педагогическая компетентность Глава 4. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 4.1. Сущность, функции, категории, виды и задачи обучения Закономерности и принципы обучения Организационные формы обучения Варианты классификации и содержание методов обучения Самостоятельная работа учащихся Глава 5. ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ 5.1. Психолого-педагогические теории человеческого учения Педагогические технологии

4 5.3. Теория поэтапного формирования умственных действий Проблемное обучение и инновации в обучении Активные методы обучения Глава 6. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 6.1. Основные понятия педагогической кибернетики Компоненты и функции педагогического управления Интеграция обучающих и воспитывающих воздействий Частная методика и ее проектирование в физической культуре Глава 7. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 7.1. Сущность воспитания, его стороны и задачи Закономерности, принципы и средства воспитания Общие методы воспитания Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ 8.1. Умственное воспитание Гражданское и трудовое воспитание Нравственно-этическое воспитание Эстетическое воспитание Валеологическое воспитание Физическое воспитание Глава 9. ЛИЧНОСТЬ, РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА И КОЛЛЕКТИВ 9.1. Основы теории референтных групп Формирование коллектива Воспитание личности в коллективе Практикум Словарь терминов и понятий спортивно-педагогической теории Литература Приложения

5 Коллектив авторов Т.Е. Баева, канд. пед. наук, доцент параграф 3.7 С.Н. Бекасова, канд. пед. наук, доцент параграф 1.1 Э.А. Здановская, канд. пед. наук, профессор параграф 8.1 С.В. Ким, д-р пед. наук, профессор параграф 8.4 Н.В. Кожевникова, канд. пед. наук, доцент параграф 5.5 Н.В. Кожевникова, канд. пед. наук, доцент; Э.И. Белогородцева, канд. пед. наук, доцент параграфы 3.4, 8.3 Н.В. Кожевникова, канд. пед. наук, доцент; И.П. Гомзякова, канд. пед. наук, ст. преподаватель параграф 3.3 Н.Н. Крафт, канд. пед. наук, доцент параграф 4.5 В.И. Криличевский, д-р пед. наук, профессор параграфы 2.1, 2.2, 5.1, 5.3, 5.4 Т.В. Кубышкина, канд. пед. наук, ст. преподаватель; Е.Н. Перфильева, канд. психол. наук, доцент параграф 3.5 Е.Ф. Орехов, канд. пед. наук, профессор параграфы 2.3, 2.4 М.В. Прохорова, д-р пед. наук, профессор параграфы 3.1, 3.2, 3.6 М.В. Прохорова, д-р пед. наук, профессор; А.Г. Семёнов, д-р пед. наук, профессор параграфы 1.2, 1.3, 1.4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 М.В. Прохорова, д-р пед. наук, профессор; А.А. Сидоров, д-р пед. наук, профессор параграфы 7.1, 7.2, 7.3 А.В. Романова, д-р пед. наук, профессор; О.И. Дранюк, канд. пед. наук, доцент параграф 5.2 А.А. Сидоров, д-р пед. наук, профессор параграф, 8.2,

6 Светлой памяти профессоров М.В. Прохоровой, А.А. Сидорова, В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень посвящается Предисловие В основу написания учебника по педагогике физической культуры положен учебник, изданный в 2006 г. группой авторов: М.В. Прохоровой, А.А. Сидоровым, Б.Д. Синюхиным, А.Г. Семёновым. Учебник по педагогике написан с учетом кардинальных изменений, которые произошли за последнее десятилетие в социальнообщественной жизни России, в сфере ее культуры и системы образования. Цель учебника представить основы фундаментальных педагогических знаний, которые необходимы специалистам с высшим образованием для их успешной последующей профессиональной деятельности. В нем отражены современные педагогические тенденции развития в области теории человеческого учения с опорой на достижения классической педагогики. Учебник включает в себя традиционную триаду разделов: основы педагогики, теорию обучения, теорию воспитания. Особое внимание уделено вопросам педагогики физической культуры и спорта, которые входят в общий контекст учебника. Междисциплинарный уровень рассмотрения педагогических явлений выражен их взаимосвязанностью с положениями общей теории систем и теорией оптимального управления. Дидактическая ценность учебника заключена в отборе и проблемном изложении учебного материала, что является действенным средством формирования творческого мышления студентов, а также мощным стимулом, побуждающим обучаемых к глубокой проработке материала учебных программ. Оригинальные схемы и таблицы, дополняющие текст учебника, усиливают его наглядность и выступают опорными сигналами более прочного усвоения материала. Система творческих заданий для выполнения самостоятельных работ придает учебнику статус информационного комплекса по организа- 7

7 ции познавательной и практической деятельности студентов. Возможность осуществления самоконтроля над усвоением учебного материала, а также обратная связь путем письменных студенческих работ позволит улучшить содержание учебника. Принцип научности, новизны материала реализуется во всех разделах учебника. Авторами проводится идея проектирования эффективных педагогических систем с учетом фактора педагогической компетентности и в зависимости от поставленных целей обучения, развития и воспитания. Показывается продуктивность использования методологии общей теории систем и ЭВМ в управлении процессом обучения. В интересах более прочного усвоения теоретического материала студентам предлагается выполнить ряд самостоятельных работ по различной тематике с учетом оценки результатов ответов с помощью балльной рейтинговой системы. Учебник по педагогике подготовлен коллективом авторов кафедры педагогики старейшего вуза страны, «Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» под общей редакцией д-ра пед. наук, профессора В.И. Криличевского, д-ра пед. наук, профессора А.Г. Семёнова, канд. пед. наук, доцента С.Н. Бекасовой. Отдельные главы и программы написаны канд. пед. наук, доцентом Т.Е. Баевой; канд. пед. наук, доцентом С.Н. Бекасовой; канд. пед. наук, доцентом Э.И. Белогородцевой; канд. пед. наук., ст. преподавателем И.П. Гомзяковой; канд. пед. наук, доцентом О.И. Дранюк; канд. пед. наук, профессором Э.А. Здановской; д-ром пед. наук, профессором С.В. Ким; канд. пед. наук, доцентом Н.В. Кожевниковой; канд. пед. наук, доцентом Н.Н. Крафт; канд. пед. наук, ст. преподавателем Т.В. Кубышкиной; проректором по учебной и воспитательной работе Е.Ф. Ореховым; д-ром пед. наук, профессором М.В. Прохоровой; канд. пед. наук, профессором А.В. Романовой; д-ром пед. наук, профессором А.Г. Семёновым; д-ром пед. наук, профессором А.А. Сидоровым. Президент «Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», д-р пед. наук, профессор В.У. Агеевец

8 Введение Предлагаемый читателю учебник выходит четвертым изданием, дополненным и переработанным с учетом поступивших замечаний и конструктивных предложений. Значительно расширены и систематизированы учебные задания, предлагаемые для самостоятельной работы, введены новые материалы по педагогической этике, самостоятельной работе учащихся, педагогическим технологиям, активным методам обучения и др. Учебник по педагогике по дисциплине «Педагогика физической культуры» состоит из предисловия, введения, десяти глав, приложений, рисунков и таблиц, словаря терминов, списка литературы. В первой главе рассматривается педагогика как область знаний о воспитании, раскрывается общественно-исторический характер педагогики, ее методологические основания, предмет и категории педагогики, отрасли педагогики, методы научно-педагогических исследований. Во второй главе изложен материал по основным компонентам и закономерностям учебно-воспитательного процесса, этапы периодизации в учебно-воспитательном процессе, планирование и контроль учебного процесса, педагогические условия совершенствования учебно-воспитательного процесса. В третьей главе рассматриваются понятие педагогической культуры, ее структура и содержание, педагогическое мастерство спортивного педагога, педагогические способности, педагогическая этика, культура речи, стиль педагогического общения и руководства, личностная зрелость спортивного педагога и его педагогическая компетентность. В четвертой главе даны структура процесса обучения, сущность, функции, категории, виды и задачи обучения, закономерности и принципы обучения, организационные формы обучения, варианты классификации и содержания методов обучения, рассмотрена самостоятельная работа учащихся. Пятая глава посвящена теории человеческого учения и инновациям в обучении, раскрываются теории человеческого учения, 9

9 педагогические технологии, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемное обучение и инновации в обучении, активные методы обучения. В шестой главе рассматриваются педагогическое управление и оптимизация процесса обучения, компоненты и функции педагогического управления, интеграция обучающих и воспитывающих воздействий, частная методика и ее проектирование в физической культуре. В седьмой главе раскрыты структура воспитательного процесса, сущность воспитания, его стороны и задачи, закономерности, принципы и средства воспитания, общие методы воспитания. В восьмой главе дано содержание составных частей воспитания, рассматривается умственное воспитание, гражданское и трудовое воспитание, нравственно-этическое воспитание, эстетическое воспитание, валеологическое воспитание, физическое воспитание в физической культуре. В девятой главе рассматриваются основные теории референтных групп, формирование коллектива, воспитание личности в коллективе. Учебник содержит практикум, включающий учебные задания для самостоятельной работы по изложенному материалу и словарь сложных терминов и понятий, позволяющий расширить профессионально-педагогический лексикон. В приложения вынесены все таблицы, на которые в тексте даны ссылки. В конце учебника приведена литература, использованная авторами и рекомендованная для более углубленного изучения.


Т.Ю. КОВАЛЕВА ПРАКТИКУМ ПО ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебно-практического пособия по специальности «Менеджмент

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.И. ПЕТРОВ ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.А. Федотовой Рекомендовано УМО по образованию

С.А. Шапиро организационное ПОведение Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Под редакцией доктора экономических наук, профессора Э.А. Арустамова Рекомендовано УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений КНОРУС МОСКВА 2013

Б А К А Л А В Р И А Т Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Рекомендовано Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

ФГОБУ ВПО «финансовый УНИВЕРСИТЕТ при правительстве российской федерации» Под редакцией доктора экономических наук, профессора О.И. Лаврушина Допущено Минобрнауки Российской Федерации в качестве учебного

Б А К А Л А В Р И А Т Учебное пособие Второе издание, стереотипное КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 35(075.8) ББК 66.033.141.3я73 А68 Анненков В.И. А68 Государственная служба: организация управленческой деятельности

Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент организации»

Б А К А Л А В Р И А Т Институт государства и права Российской академии наук Саратовский филиал ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УЧЕБНИК Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А.В. Малько Допущено

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Под редакцией академика РАО Н.В. Бордовской Рекомендовано Научно-методическим советом Министерства образования и науки по психологии и педагогике в качестве учебного

Т.Н. ПАРАМОНОВА, И.Н. КРАСЮК Под редакцией профессора Т.Н. Парамоновой Допущено Минобрнауки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального

Б А К А Л А В Р И А Т и М А Г И С Т Р А Т У Р А ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» банковские риски Под редакцией доктора экономических наук, профессора О.И. Лаврушина

Б А К А Л А В Р И А Т Под редакцией профессора В.В. Мищенко Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия по дисциплине регионального компонента для студентов высших

Б А К А Л А В Р И А Т Н.И. ЛАХМЕТКИНА ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Под редакцией доктора юридических наук, профессора М.В. Карасевой Учебник УДК 347.73(075.8) ББК 67.402я73 Ф59 Рецензенты: Д.А. Ендовицкий, д-р экон. наук, проф.; Л.К.

Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова Государственное регулирование национальной экономики Рекомендовано Учебно методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

Б А К А Л А В Р И А Т ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Под редакцией доктора экономических наук, профессора И. Е. Рисина Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента

Под общей редакцией доктора географических наук, профессора В.Г. Глушковой Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для регионального компонента

Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова Основы управления организацией Практикум с использованием активных методов обучения Под редакцией доктора экономических наук Л.А. Горшковой Рекомендовано Советом Учебно-методического

УДК 332(075.8) ББК 65.04я73 Ф32 Ф32 Рецензенты: Е.В. Чернецова, проф. кафедры экономики и антикризисного управления ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», канд. экон. наук, Б.П. Супрунович,

СФЕРА УСЛУГ: ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ ПРАКТИКУМ Под редакцией доктора экономических наук, профессора Т.Д. Бурменко Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного

М.А. Гончаров ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И КОНСАЛТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для слушателей системы дополнительного педагогического

Б А К А Л А В Р И А Т Р.Г. ОЛЬХОВА БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ БАНКЕ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов,

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В. Осипова ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Сборник задач Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

Б А К А Л А В Р И А Т ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Под редакцией профессора Т.М. Ковалёвой Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебника для студентов

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.Я. кибанов Управление персоналом Допущено Минобрнауки России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования,

СОВРЕМЕННЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ Под редакцией доктора экономических наук, профессора С.С. Носовой Учебное пособие для бакалавров и магистрантов КНОРУС МОСКВА 2017 УДК 330(470+571)(075.8)

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» НАЛОГОВОЕ ПРАВО Под общим руководством ректора ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» д ра экон.

В.Ф. Тарасова М.В. Владыка Т.В. Сапрыкина Л.Н. Семыкина НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Под общей редакцией В.Ф. Тарасовой Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Под редакцией доктора экономических наук, профессора А. Я. Кибанова Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию

Б А К А Л А В Р И А Т ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»

Б А К А Л А В Р И А Т Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент организации»

Б А К А Л А В Р И А Т Иностранные инвестиции Под редакцией доктора экономических наук, профессора А.П. Косинцева Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Под редакцией В.П. Кохановского Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве учебника для использования

Э.А. МАРКАРЬЯН, Г.П. ГЕРАСИМЕНКО, С.Э. МАРКАРЬЯН ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

Б А К А Л А В Р И А Т ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Математика для экономистов и менеджеров Под редакцией профессора Н.Ш. Кремера Рекомендовано Министерством

Кредитование как важнейший фактор развития малого бизнеса в России Под редакцией Н.Э. Со к о л и н с к о й и Л.М. Ку п р и я н о в о й Монография УДК 336.7 ББК 65.262.24 К79 К79 Рецензенты: Усманова Т.Х.,

Б А К А Л А В Р И А Т В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов Гимнастика Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности

Б А К А Л А В Р И А Т М.А. Эскиндаров, И.Ю. Беляева, А.Ю. Жданов, М.М. Пухова ТЕОРИЯ слияний И ПОГЛОЩЕНИЙ (В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ) Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики В.В. ВОРОШИЛОВ СОВРЕМЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве

О.Н. Беленов, А.А. Анучин КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН И РЕГИОНОВ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по

Государственный университет управления А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова Рекомендовано УМО вузов России в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по

Б А К А Л А В Р И А Т ФИНАНСЫ, ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Под редакцией Т.М. Ковалевой Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебника для студентов,

В.В. Кузнецова, О.И. Ларина Банковское дело Практикум Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова Рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Р.В. Медведева, В.П. Мельников СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ Под редакцией профессора Р.В. Медведевой Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве

Б А К А Л А В Р И А Т В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф. Алёхина МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ВВедение В СПЕЦиалЬноСТЬ Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента

Б А К А Л А В Р И А Т В.В. Янов, И.Ю. Бубнова деньги, кредит, банки Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению

Б А К А Л А В Р И А Т Ю.И. Растова С.А. Фирсова ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших

Б А К А Л А В Р И А Т М.А. Поморина ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов,

Б А К А Л А В Р И А Т И.в. додонова, о.в. кабанова АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного

Общая социология Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.М. Вышегородцева Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Г.С. СТАРОВЕРОВА, А.Ю. МЕДВЕДЕВ, И.В. СОРОКИНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

Б А К А Л А В Р И А Т X. А. Арустамов СБОРНИК ЗАДАЧ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ С РЕШЕНИЯМИ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для

Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям КНОРУС

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. ГАЛАГАНОВ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

Б А К А Л А В Р И А Т А.В. ТЮРИНА ИНВЕСТИЦИИ ПРАКТИКУМ Рекомендовано ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов экономических вузов, обучающихся по направлению

Н. И. ГУСЕВА, Н. C. ДЕНИСОВА, O. Ю. ТЕСЛЯ Сборник задач по геометрии в 2-х частях Часть I Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших

Б А К А Л А В Р И А Т ПОЛИТОЛОГИЯ Под редакцией доктора политических наук, профессора В.И. Буренко Допущено Научно-методическим советом по политологии Министерства образования Российской Федерации в качестве

Б А К А Л А В Р И А Т ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Под редакцией доктора географических наук, профессора В.Г. Глушковой и кандидата географических наук, доцента Ю.А. Симагина Рекомендовано

Б А К А Л А В Р И А Т Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, Ю.Ю. Слушкина, В.И. Маколов ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Допущено Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по

Б А К А Л А В Р И А Т ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Под редакцией Н.В. Парушиной Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет Дальневосточное региональное отделение Российской академии

Б А К А Л А В Р И А Т А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова Иностранные инвестиции Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

В процессе профессионального образования специалиста физической культуры и спорта серьезную роль играет педагогическая подготовка. Для того, чтобы грамотно строить и осуществлять процессы спортивной тренировки и физического воспитания необходимо знание педагогических основ физической культуры.

Деятельность специалиста физической культуры и спорта тесно связана с обучением занимающихся технике выполнения тех или иных упражнений, передачей определенных знаний по виду спорта или физической культуре в целом. Также важное место в работе спортивного педагога занимает воспитание у занимающихся качеств личности, необходимых не только в соревновательной деятельности, в процессе тренировок или занятий физической культурой, но и в повседневной жизни.

Таким образом, основными задачами курса педагогики физической культуры и спорта являются:

Овладение системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

Формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления;

Привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности, ознакомление с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта.

Формирование умений диагностировать уровень своей педагогической подготовленности, намечать направления к самосовершенствованию.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Проблемы и задачи педагогики физической

Культуры и спорта

План

1. Физическая культура и спорт как многоплановое общественное явление, специфические функции физической культуры.

2. Педагогика физической культуры и спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний; предпосылки ее возникновения и уровень современного состояния.

3. Предмет изучения педагогики физической культуры и спорта.

4. Связь педагогики физической культуры и спорта с другими науками.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновре­менно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двига­тельной деятельности и способ удовлетворения этих по­требностей.

В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внут­ренней мерой степени развития физических сил и двига­тельных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные физические воз­можности человека.


Физическая культура выступает как обширная социальная область применения и проявления в конкретных и общих результатах содержательного творческого тру­да, личных дарований и как источник формирования раз­нообразных интересов индивидов.

Таким образом, уровень физического развития, сте­пень разносторонности воспитания и развития определя­ются социальными условиями.

Деятельность в области физической культуры имеет и материальные, и духовные формы выражения. Воздействуя на биологическую сферу человека комплексом средств и методов, физическая культура неизбежно ока­зывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и ду­ховных начал в человеке, ибо физическая культура и по своему генезису, и по своей социальной роли всегда бы­ла и будет одним из важнейших и совершенно обязательных средств воспитания человека.

С материальной культурой физическая культура свя­зана процессом двигательной деятельности, который яв­ляется ее главным содержанием и в результативной его части материализуется в физических качествах человека. Кроме того, она опирается на материальную базу (спор­тивные снаряды, инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т. п.).

С духовной культурой физическая культура связана такими аспектами, как наука, политика, спортивная эти­ка, эстетика и др.

Общая культура, несомненно, оказывает огромное влияние на развитие физической культуры, она вооружа­ет физическую культуру необходимым комплексом материального и духовного обеспечения. В то же время куль­тура получает от физической культуры специфическую информацию такого качественного направления, кото­рую она не может получить ни из какого другого источ­ника. Эта информация обогащает культуру, дает ей воз­можность на основе интеграции и переработки разноплановой информации двигаться вперед в знаниях о челове­ке. Это позволяет составлять опережающие программы, вносить в них коррекции, оперативно воздействовать на сам процесс развития.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновре­менно с общечеловеческой культурой, является ее жи­вой, органической частью.

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности обще­ства, определяется непосредственными и опосредованны­ми потребностями труда и других форм жизнедеятель­ности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих занимающихся в собственном совершенствовании.

Эстетический идеал физически совершенного челове­ка представляет собой осознанную потребность общест­ва. Он исторически обусловлен и имеет объективное содержание, может отражать красоту реальной жизни. В сфере физической культуры и ее средствами достаточ­но полно решаются основные эстетические задачи; уме­ние понимать прекрасное в природе и обществе в мате­риальном и духовном воплощении; желание создавать прекрасное; умение передавать его в условных формах.

Физическое совершенство человека отражает новую ступень в развитии физической жизнедеятельности и фи­зических способностей человека и может возникнуть только на сравнительно высоком уровне развития мате­риально-технических и социально-экономических усло­вий общества. Различные аспекты физического совер­шенствования человека, как необходимой стороны его гармоничного развития, выражают степень сознатель­ного и целенаправленного воздействия общества на сис­тему его физических потенций.

Физическая культура – часть общей культуры, поэто­му ей свойственны общекультурные функции. Как само­стоятельная область деятельности, она имеет и свои спе­цифические функции, которые в более конкретной форме выражают социальное бытие физической культуры как общественного явления, ее способность удовлетворить запросы общества в области физического воспитания.

Эти функции можно отне­сти (по признакам общности их проявления) к следую­щим группам (В.М. Выдрин)

1. Общее развитие и укрепление организма (форми­рование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов ин­волюции и т. п.).

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Ро­дины (повышение работоспособности, устойчивости про­тив неблагоприятных условий труда, гиподинамии, про­фессионально-прикладная подготовка).

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использования внерабочего времени (раз­влечения, игры, компенсация).

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двига­тельных возможностей человека на предельных уровнях.

Функции физической культуры можно рассматривать в плане преобразовательной деятельности. Основной аспект преобразовательной деятельности в области фи­зической культуры – преобразование самого человека.

При помощи своих специфических средств и методов физическая культура обнаруживает, раскрывает, совер­шенствует природные физические задатки человека, пре­вращая их в способности, призвание, одаренность, та­лант.

В то же время она формирует сложное искусство движений и действий, несвойственных человеку как био­логическому существу (сложные акробатические упраж­нения, плавание под водой, полеты и парение в воздухе и т. п.). Наконец, она способствует восстановлению из­расходованных в процессе труда, общения и познания физических и духовных сил, устранению последствий бо­лезней, травм и т. п.

Все это осуществляется в конкрет­ных социальных условиях и не может не нести на себе признаков социальных отношений.

«Педагогика физической культуры и спорта» существует как учебная дисциплина с 2000 года. В научной области ее аналогом (источником) следует считать «Педагогику спорта», которая получила свое развитие в течение последних десятилетий (примерно с 70-х годов прошедшего столетия).

Э. Майнберг рассматривая становление педагогики спорта за рубежом, пишет о том, что первые следы зарождения науки можно увидеть уже в трудах Платона, который «во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаев исключительно близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость «спортивного воспитания», не применяя разумеется, самих понятий «спорт» и «спортивное воспитание», нет он говорил о гимнастике и гимнастическом воспитании» [Э.Майнберг, С.8-16].

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) впервые в контексте педагогической теории Нового времени провозгласил и обосновал идею о настоятельной необходимости физического воспитания. Согласно теории Ж.Ж. Руссо подлинно человеческое развитие было бы неполным без телесной природы людей. Выдвинутое Ж.Ж. Руссо представление о единстве тела и духа постоянно утверждалось филантропистами (Гутс-Мутс, Кампе, Зальцман и др.) и стало решающей предпосылкой воззрения, согласно которому физическое воспитание могло рассматриваться как самостоятельная и педагогически важная область воспитания. По мнению Э.Гельдбах именно филантрописты впервые сформулировали принципы теории физического воспитания.

Большой интерес к распространению педагогически обоснованного физического воспитания проявлял Ян (1778-1852), который высшими целями физического воспитания объявил развитие любви к отечеству, патриотизм, духовные и физические способности к защите страны.

Гимнастика для Яна была не только патриотически-национальным делом, но и в не меньшей степени она преследовала и общечеловеческие, сверхрегиональные цели. На данном этапе в традиционную программу школьного воспитания был введен новый предмет- гимнастика.

Разработка «программы» школьной гимнастики представлена в работах Шписа (1840), однако так как основным принципом гимнастической школы стала строжайшая дисциплина и муштра, в дальнейшем в конце XIX данная система вызывала большое недовольство. Впоследствии в эпоху реформаторской педагогики (20-е годы) существовала точка зрения, согласно которой, педагогическая ценность гимнастики заключается в том, что она способствует всестороннему развитию свободной, опирающейся на собственные силы личности. Во время второй мировой войны во многом физическое воспитание в Германии [Э.Майнберг] было возведено в ранг «политики тела». В дальнейшем данные тенденции ушли на второй план, и наука о физической культуре и спорте стала продвигаться в направлении, основной идеей которого, стала необходимость физического воспитания для всестороннего развития личности.

В России становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, происходило в условиях конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания.

Например П.Ф. Лесгафт (1837-1909 г.г.), прерогативой физического воспитания считал нравственные качества и его волевые проявления, т.е. выработку у человека характера посредством физических упражнений. Более того, он был уверен, что формирование некоторых сторон личности возможно лишь только благодаря занятиям физической культурой. За «психологизацию» и «интеллектуализацию» физического воспитания П.Ф. Лесгафта резко осуждал известный в то время педагог Л.Ф. Каптерев. Однако в 50-60-е годы в связи с интенсивным развитием в стране физической культуры и спорта высших достижений вопрос о влиянии физического воспитания на психику человека, его развитие и воспитание приобрел особо важное значение.

В настоящее время рассмотрение физической культуры личности как одной из базовых видов культуры молодого человека, являющейся одним из важнейших средств формирования общекультурного уровня занимающихся, предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов для более грамотного осуществления процессов физического воспитания и спортивной тренировки, работе с детьми и учащей молодежью, для этого необходимо знание педагогических основ физической культуры и спорта.

Предпосылки возникновения педагогики спорта (Э. Майнберг):

1. Отказ от концепции дуалистического противопоставления тела и духа.

2. Открытие и обоснование воспитательных и образовательных возможностей физического воспитания.

3. Активное изучение вопроса о роли и месте физического воспитания в системе общего образования человека.

4. Зависимость попыток педагогического обоснования физического воспитания от политической ситуации эпохи.

5. Поиск целей и методов физического воспитания.

6. Первые шаги в создании теории физического воспитания на научной основе.

7. Начало профессионализации преподавателей физической культуры и спорта – необходимость разработки спортивно-педагогической теории.

Педагогика спорта – это частная дисциплина науки о воспитании и науки о спорте, с помощью различных исследовательских методов изучающая спортивную и игровую двигательную активность в ее официальных и неофициальных формах. В первую очередь в плане образования, воспитания, социализации и обучения.

Являясь одной из наук о человеке, педагогика спорта изучает целенаправленную деятельность человека по передаче, со стороны обучающего и освоению обучающимся ценностей физической культуры и спорта, а также развитие и формирование личности в сфере физической культуры и спорта.

Основные вопросы педагогики спорта:

1. Педагогика «тела и плоти». Взаимосвязь спортивного образования и чувства ответственности; педагогика спорта и этика и др.

2. Педагога спорта и проблема здоровья человека.

3. Педагога спорта и эстетика, эстетическое воспитание.

4. Спорт – феномен культуры.

Предметом педагогики физической культуры и спорта является исследование сущности развития и формирования личности в процессе направленного физического развития, воспитания на спортивных занятиях и закономерности их построения.

Педагогика физической культуры и спорта сформировалась и развивается на стыке общественных и естественных наук (рис.1). Однако хотелось бы отметить, что педагогика физической культуры и спорта изучает двигательную активность в отличие от теории ФК и спорта, руководствуясь критериями педагогики.

В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В.Давыдова и методологии проектирования Г.П.Щедровицкого.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.

Издательство: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2010 г.

ISBN 978-5-7695-6399-7

Количество страниц: 336.

Содержание книги «Педагогика физической культуры и спорта»:

  • 3 Введение
  • 8 РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 8 Глава 1. История становления общей и спортивной педагогики
      • 8 1.1. Возникновение и становление педагогики как искусства воспитания и обучения детей в первобытном обществе и древних государствах
      • 13 1.2. Развитие педагогической мысли в Средние века
      • 16 1.3. Развитие и становление педагогической теории в России
      • 23 1.4. Основные тенденции развития педагогики спорта за рубежом
      • 29 1.5. Задачи педагогики спорта как отрасли педагогической науки в связи с проблемой социализации
    • 33 Глава 2. Общеметодологические интегративные функции развивающей педагогики физической культуры и спорта
      • 33 2.1 Педагогика спорта как метапредмет
      • 39 2.2. Педагогическая технология: сущность и эволюция понятия
      • 49 2.3. Система подготовки в спорте как объект проектирования и предмет исследования
    • 57 Глава 3. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалистов в области физической культуры и спорта
      • 57 3.1. Современные концепции профессиональной компетентности специалистов в психологии и педагогике
      • 62 3.2. Характеристики основных компонентов компетентности
      • 66 3.3. Уровни сформированности компетентности специалистов
      • 68 3.4. Профессиональная компетентность специалиста в области спорта
  • 75 РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 75 Глава 4. Теоретические и методологические основания функционирования профессионального образования
      • 75 4.1. Философско-методологические и исторические аспекты образования
      • 83 4.2. Философско-педагогические аспекты образования
      • 92 4.3. Социокультурные аспекты образования
    • 97 Глава 5. Комплексный анализ теории и практики современной системы профессионального образования
      • 97 5.1. Нормативно-правовые акты регулирования дополнительного профессионального образования
      • 106 5.2. Профессиональное образование в современных условиях
      • 121 5.3. Концепция дополнительного профессионального образования. Современные аспекты профессионального образования
  • 131 РАЗДЕЛ III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • 131 Глава 6. Воображение, фантазия и импровизация в творческой деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта
      • 132 6.1. Понятие воображения как системообразующего компонента процесса творчества
      • 138 6.2. Особенности фантазии и ее отличие от воображения
      • 142 6.3. Импровизация как компонент творческой деятельности
    • 153 Глава 7. Рефлексивная культура спортивного педагога
      • 153 7.1. Современные полипредметные представления о категории «рефлексия»
      • 159 7.2. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога
    • 180 Глава 8. Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля
      • 181 8.1 Эволюция проблемы преподавания теоретических дисциплин и ее современное состояние
      • 182 8.2. Роль и значение компьютерной учебной деятельности в преподавании теоретических дисциплин
      • 185 8.3. Особенности применения компьютерных методов обучения в институте физической культуры и спорта
    • 192 Глава 9. Мотивационная и личностная предрасположенность к освоению больших объемов научно-учебной информации
      • 192 9.1. Интеллектуальные и информационные способности человека
      • 203 9.2. Развитие способностей к переработке и освоению больших объемов информации
      • 204 9.3. Переработка и анализ информации в экстремальной деятельности
  • 208 РАЗДЕЛ IV. СПОРТ КАК СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 208 Глава 10. Спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности
      • 208 ЮЛ. Структура, содержание и развивающие возможности спорта
        • 214 10.2. Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте
        • 219 10.3. Методы, средства и формы воспитания личности в спорте
        • 223 10.4. Коллектив, его воспитательные возможности. Особенности управления коллективом в детско-юношеском спорте
    • 228 Глава 11. Учет возрастных особенностей ребенка при обучении двигательным действиям
      • 229 11.1. Характеристика особенностей развития детей 1 — 3 лет
        • 231 11.2.Характеристика развития детей 3 — 6 лет
      • 233 11.3. Характеристика развития детей 6 — 10 лет
        • 235 11.4.Характеристика развития детей 10 — 15 лет
        • 237 11.5.Характеристика развития детей 15 — 18 лет
  • 240 РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
    • 240 Глава 12. Организация, руководство и управление образовательными учреждениями в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 240 12.1. Современные условия развития образовательных учреждений
      • 241 12.2. Категория «организация», ее функции в современной теории управления педагогическими системами
      • 244 12.3. Категория «руководство» в современной теории управления педагогическими системами
      • 245 12.4. Категория «управление организацией» в современной теории управления социальными системами
        • 247 12.5.Тенденции развития стратегического видения в современной теории управления социальными системами
    • 256 Глава 13. Теоретико-методологические основы разработки стратегии образовательного учреждения в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 256 13.1. Принципы разработки стратегии и управления образовательными учреждениями
      • 263 13.2. Критерии стратегии организационной модели образовательного учреждения
    • 278 Глава 14. Организационно-методические и психолого-педагогические условия управления миграционными процессами в спорте
      • 278 14.1. Проблема миграции в спорте в свете национальной безопасности страны
        • 285 14.2.Методология управления миграционными процессами в спорте
        • 294 14.3.Реализация комплекса организационно-педагогических условий в опытно-экспериментальной работе по управлению миграционными процессами в спорте
  • 308 Приложения

Похожие публикации