Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Стихотворение А.С. Пушкина "Деревня": анализ. "Деревня" Пушкина - пример вольнолюбивой лирики поэта. Схема анализа лирического произведения

Стихотворение «Деревня» Пушкина, анализ которого мы проведем, показательно для понимания того, что лирику трудно разделить по тематическому признаку. Рамки одной темы тесны для этой элегии. В ней найдена новая форма воплощения вольнолюбивых мотивов, но, кроме этого, создана картина сельской природы, а также выражены мысли об истории, литературе, творчестве.

Главным художественным средством в стихотворении «Деревня», по жанровой природе близком элегии (от греч. «печальная песня», жанровая форма в лирике, стихотворение, выражающее сосредоточенное размышление или являющееся эмоциональным монологом, передающим печаль лирического героя от сознания морально-политических несовершенств или от любовных неурядиц), является антитеза. Антитеза (от греч. «противоположение») — это открыто выраженное противопоставление, контраст, который не скрыт за другими соотношениями, а выявлен благодаря художественным особенностям произведения. В «Деревне» развернутая антитеза возникает между двумя частями стихотворения. Первая состоит из трех строф, опубликованных в 1826 г. под названием «Уединение». В них использован вольный ямб. В начальном четверостишии повторяется сочетание трех строчек шестистопного ямба с четырехстопным завершением, которое является постоянным в первой русской элегии, принадлежащей В.А. Жуковскому («Вечер», 1806). Как и в ней, лирическому герою, пребывающему на лоне природы, дороги приметы пейзажа — «мирный шум дубров», «тишина полей». О прохладе темного сада, ароматах цветов и сена, переливах воды в ручьях и озерах идет речь во второй строфе, продолжающей обрисовку сельской гармонии. Мысль о том, что в природе внимательному наблюдателю открывается не только красота, но и равновесие цветов, звуков, запахов, звучала у Жуковского. Оно не бросалось в глаза, было «тихим» («Как тихая твоя гармония приятна!..» — «Вечер»), но умиротворяло душу, заставляя верить в осмысленность бытия.

Взору лирического героя Пушкина во всем видятся «следы довольства»: луг уставлен скирдами сена, на озере белеет парус рыбаря, нивы распаханы, по берегу бродят стада, вращаются крылья мельниц, топятся печи в овинах, где сушится зерно.

Богатство и многообразие человеческого быта дополняют гармоничное сочетание цветов и звуков в природе (темный сад — светлые ручьи, лазурные озера — желтые нивы; тишина полей — шум ручьев). Все движется, переливается, составляет «подвижную картину». Над ней веет ветер, разносящий ароматы цветов и дым, вырывающийся из труб овинов.

«Рассыпанная» («Вдали рассыпанные хаты...») по земле жизнь заставляет лирического героя забывать о заблуждениях, внушенных ему столичным времяпрепровождением. Оно было роскошно, пиры сменялись забавами, его очаровывали великосветские цирцеи (Цирцея, или Кирка, — в греческой мифологи имя волшебницы, удерживавшей на своем острове Одиссея, — Гомер. «Одиссея», X), но там не было места для «трудов и вдохновенья». Душа ожила только в «пустынном уголке», успокоенная тишиной природы. Во внутреннем мире лирического героя воцаряется гармония, поток его дней «льется», он не обращает внимания на время, погрузившись в размышления. Для всех забвение внешнего существования кажется «праздностью», но в действительности интенсивная внутренняя жизнь — это труд, приносящий счастье. В первой строфе элегии не только начинается создание картины природы, которая станет антитезой тому, во что люди превратили мирный уголок, но и привлекается внимание к причинам отказа от суетности и ложных очарований:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

В третьей строфе лирический герой возвращается к намеченной в начале художественной цели, обрисовка пейзажа (прототипическими были впечатления от природы, увиденной поэтом в Михайловском, родовом имении, которое он посетил в юности) уступает место лирическому излиянию, характеризующему его интересы. Ощущая себя освобожденным от оков светского многолюдства, от влияния толпы, поклоняющейся злодеям и глупцам, он обретает истинное наслаждение в одиночестве: наедине с собой ищет ответы на свои сомнения в трудах историков и писателей («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», оракул — лат. «прорицатель»). Там его нравственное чувство находит отклик, доставляющий радость, блаженство. Его правота подтверждается истинами, открытыми в другие эпохи. Независимо от времени для человека ценными остаются свобода, сочувствие, самостоятельность мышления— те гуманистические идеалы, которые воодушевляют творца: пробуждают душу от «сна угрюмого», «к трудам рождают жар». В них зерно истины, зреющее в нем, чтобы дать прекрасные исходы в творчестве.

Важнейшими для лирического героя представляются просветительские требования: он не просто стремится к пониманию трудов защитников народных интересов и проповедников разумных преобразований в обществе, но учится «закон боготворить», вслушивается в «застенчивую мольбу», готов обличать «величие неправое». Вторая часть стихотворения, из-за появления которой оно не было опубликовано полностью, содержит резкую критику главного порока социальной жизни в России — крепостного права. «Мысль ужасная» о нем омрачает размышления, побуждает забыть и о красотах природы, и о творческих планах. Ни одно из внутренних ощущений не заглушает стонов, доносящихся с «цветущих нив», не заслоняет зрелища «убийственного позора», заметного «везде», в целом «здесь», в России. Долготерпение народа и невежество «барства дикого» — те нравственные пороки, которые отдаляют человечество («друг человечества» — определение, значимое для просветительской характеристики взглядов лирического героя) от «избраннейшего» дня — «прекрасной зари» свободы. В завершающих строчках, как и в стихотворении «К Чаадаеву», звучит реминисценция из радищевской оды «Вольность», на что указывает и шестистопный ямб финала (в тексте элегии такие шестистопные строчки чередуются с четырехстопными, это чередование имеет нерегулярный характер, образуя вольный ямб).

Между первой и второй частями стихотворения «Деревня» (Пушкин), анализ которого нас интересует, существует развернутая антитеза. Ее основой становятся гуманистические идеалы лирического героя, которым противопоставлена картина рабства. Его «застенчивой мольбе» (внимать ей с участьем должен научиться каждый, кто способен освободиться «от суетных оков») необходимо выражение, которое может найти только поэт, кому дан «грозный дар», позволяющий «сердца тревожить». Таким образом, важным моментом в содержании стихотворения становятся размышления о роли художника в общественных схватках. Он не один из тех, кто в открытой борьбе сражается с самовластьем, а сознающий свою исключительность вития (оратор, красноречивый человек), взывающий к народам и царям, повышая действенность нравоучения, благодаря выразительной силе искусства:

Почто в груди моей горит бесплодный жар?

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В рассказе о приметах крепостной жизни особое значение имеют эпитеты, усиливающие реалистическое по своей достоверности и конкретности изображение действительности. Невежество — «убийственный» порок, ярем неволи «тягостен» для всех, владельцы душ — «дикие», «неумолимые», «бесчувственные»; рабы «измученные», покорные «насильственной лозе», обреченные склоняться «на чуждый плуг», не смеющие «надежд и склонностей в душе питать». Они труженики, «земледельцы», но их «собственность и время» присвоили себе, подобно завоевателям, помещики, превратившие их в рабов. Социальные различия возникли «на пагубу людей», доказательством чего становится представленное полотно. И его детали, и стилистические особенности не оставляют сомнения в том, что лирическому герою важно не только осудить беззаконие, но и выявить бесчувственность «злодеев», поднявших на ближнего «бич», не замечающих слез и стонов, мучающих «дев юных», «младых сыновей», их стареющих родителей. Лирическое излияние акцентирует эмоциональный накал переживания, рассказ превращается в гневное осуждение, независимо от смыслового плана. Оценивая его, Александр I, получивший от автора список элегии, отозвался о стихотворении неожиданно спокойно, как о выражении «добрых чувств». Действительно, в финале элегии лирический герой, ожидающий зари свободы, ее восход связывает с «манией» (действием) царя:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако можно даже не вспоминать о том, в чем состояла суть «отчизны призыванья» («К Чаадаеву»), обрисованная в других стихах, посвященных вольнолюбивым устремлениям. Достаточно внимательно прислушаться к голосу лирического героя «Деревни», обращающемуся к сердцам, душам друзей человечества («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), чтобы поставить элегию в один ряд с ними, выделив ее как открытый протест против устоев российского общества. Как и в оде «Вольность», главным является бунтарский пафос (непосредственно-эмоциональное отношение автора к реальности, по выражению В.Г. Белинского, «идея — страсть»), который очевиден при анализе художественных особенностей произведения. Его образный ряд, эмоциональное наполнение несут на себе отпечаток «грозных» предчувствий свидетелей векового угнетения народа, превратившегося для пушкинского поколения в оскорбительный архаизм (от греч. «древний»), «убийственный позор», доставшиеся в наследство и требующие немедленного вмешательства. У читателя «Деревни», захваченного тревогой лирического героя, страстностью его разоблачений, невольно должен был возникнуть вопрос, что случится, если молодые не увидят действий власти, устраняющих социальные недостатки. В элегии не дается ответа, как бороться с угнетением народа, ее художественная цель не включает призывов к мятежу. Настроение лирического героя далеко от отвлеченного бунтарства. Наряду с достоверностью детализированной картины сельского быта в стихотворении «Деревня» Пушкина присутствует и психологическая конкретика. Внутренний мир богат и разнообразен, но в нем заметна доминанта (от лат. «господствующий»): следование истине, покой, умиротворенность, величие, блаженство — самые значимые понятия, определяющие счастливое бытие, — недостижимы без освобождения от социальной и духовной неволи; человек должен быть хозяином своей судьбы, выбирая «праздность вольную», следование творческим стремлениям «свободной души» или борьбу за наступление эры «свободы посвященной», согласуясь с движениями своего сердца, прислушиваясь к тому, что «в душевной зреет глубине».

За выражением конкретной эмоциональной настроенности, окрашивающей в неповторимые тона образы каждого из стихотворений, где главной является свободолюбивая тематика, видна характеристика духовного мира их автора. Среди героев его лирических произведений — борцы за социальную справедливость, и в то же время «задумчивые певцы» («Вольность»), мыслители, ищущие истину, мирные ленивцы, погруженные в созерцание природы, забывающие на ее лоне о «роскошных пирах, забавах, заблужденьях» («Деревня»). Каждому из этих состояний автор готов сказать: «Я твой...» (там же), воплощая психологическую конкретику переживаний. Рассматривая его творчество, нельзя забывать ни частности, ни общее. Кроме того, в восприятии мира Пушкиным заметна такая динамика, что без контекста и временной перспективы стихотворение оценить невозможно. Политические аспекты вольнолюбия в начале 1820-х годов отходят на второй план, уступая место романтическому возвышению идеала свободы. Однако уже в 1827 г. появляются стихотворения, в которых дается итоговая оценка вклада своего поколения в исторический процесс.

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Приют спокойствия трудов и вдохновенья…

Урок по музыке в 4 классе по программе Г.Сергеевой, Е.Критской.

Учитель ГБОУ школа 594 Студеновская Людмила Ивановна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок диалог.

Цель урока: Увидеть красоту Родины через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Задачи:

Воспитательная

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям,
  • систематизировать жизненно - музыкальный опыт детей.

Образовательная:

  • знакомство с музыкальным термином пастораль;
  • знакомство с поэзией Пушкина и его родовым имением;
  • понять взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Развивающая:

  • развить умение излагать свои мысли о живописи, музыки, поэзии.
  • развитие художественного воображения.

Материально - техническое обеспечение:

  • презентация «Унылая пора! Очей очарованье».
  • МР3 проигрыватель:

Г. Свиридов «Осень»;

Г.Свиридов «Пастораль»;

П.Чайковский «Осенняя песнь».

  • портреты: А. Пушкина,

Г. Свиридова,

П. Чайковского.

Ход урока:

Сегодня мы отправляемся под звуки музыки Г. Свиридова

и П.И. Чайковского в осеннее путешествие в село Михайловское, родовое имение А.С. Пушкина, а помогут нам в этом:

  • стихи А.С. Пушкина;
  • музыка Г. Свиридова и П. И. Чайковского;
  • осенние пейзажи.

Звучит музыка.

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень:

На экране слайды 1,2,3,4,5:

«Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья….»

Так называл А.С.Пушкин свое родовое имение – село Михайловское.

Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила его на создание многих замечательных произведений.

Сейчас это музей - заповедник «Михайловское». (учитель читает стихи и рассказывает о музее).

« Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья»

Село Михайловское известно как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. За Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений.

  • Ребята, кто из вас был в музее – заповеднике?
  • Какие впечатления навевают вам эти места?

Ответы детей.

Слайд 6:

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса»…

Первая фраза Пушкина грустная. Настраивает на минорный лад, на тишину, покой. «Унылая пора!» - грустно, тоскливо… и вдруг « Очей очарованье!» - как меняется настроение автора?

Прослушивание трёх пьес:

«Осенняя песнь» Чайковского,

«Осень» Свиридова,

«Пастораль» Г.Свиридова.

Слайд 7:

Пастораль – это жанр в живописи, литературе, рисующий простую сельскую жизнь.

Ответы детей.

Слайд 8:

Картина художника Виктора Попкова «Осенние дожди».

  • Что мы видим на ней?
  • Как вы думаете, о чём думает А.С. Пушкин? Какое у него настроение?
  • Подумайте, близок ли характер музыки П.И.Чайковского стихам А.Пушкина и картине «Осенние дожди»?
  • В каком ладу написана пьеса, меняется ли в ней настроение?

Ответы детей.

Картина В. Попкова – это не только дивная осенняя пора. Она несёт в себе тревожное предчувствие.

Какие мысли бродят в голове поэта, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом мы можем только догадываться.

Слайд 9:

Дети записывают в тетрадь.

«Унылая пора! Очей очарованье!» - А.С. Пушкин – поэт

«Осенняя песнь» - П.И. Чайковский – композитор.

«Осень», «Пастораль» - Г. Свиридов, тоже – композитор.

«Осенние дожди» - В.Попков – художник.

Слайд10:

Рефлексия.

  1. О каком уголке нашей Родины мы сегодня говорили?
  2. С чьим именем связано это прекрасное место?
  3. Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знали и с какими познакомились сегодня?
  4. Каких композиторов и какие произведения вы узнали сегодня на уроке?
  5. Какое музыкальное произведение произвело на вас особенное впечатление и почему?
  6. Понравился ли вам урок и что понравилось особенно?

О Родине может рассказать не только композитор но и в своих произведениях о ней рассказывают поэты, художники. А рассказывают они каждый по- своему, что мы сегодня и увидели. У каждого искусства свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах. Искусство П.И.Чайковского, Г.Свиридова, А.С.Пушкина, В.Попкова – это родственный взгляд на мир. Они все очень сильно любили свою Родину.

Молодцы, ребята! Мы сегодня много узнали интересного (выставление оценок).

Домашнее задание: Нарисовать рисунок по теме урока.

Список использованной литературы:

1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 1-4 класс». Москва. «Просвещение», 2010.

2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка», учебник для учащихся общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение» 2011.

3.Электронные ресурсы:http//ru.vikipedia.org.


Начало ХХ века ознаменовалось в истории России цепью различных катаклизмов, катастроф и маленьких трагедий, после которых революция и свержение царя виделось желанным избавлением от самодержавия и поначалу воспринималось, как праздник. Увы, но большинство этих печальных событий были неразрывно связаны с именем последнего русского царя Николая II. Его трагическая гибель словно бы подвела черту под чередой несчастий, потрясавших Россию все его правление, и в то же время открыла новую еще более кровавую и трагическую страницу в истории нашего государства.

Как известно правление последнего русского императора началось с Ходынки, страшной трагедии, унесшей тысячи жизней. А ведь судьба России могла сложиться совсем по другому сценарию. Окажись чуть крепче рука у японского полицейского Тсуда Сацо, и не было бы в наших учебниках истории ни Николая II, ни Ходынки, и, возможно, Октябрьской революции.

Вот как описывает эту историю Валентин Пикуль в своем романе «Нечистая сила»:

Весной 1891 года русская эскадра доставила в Японию трех великих князей. Николая Георгия Романовых, а также королевича Георгия, сына греческой царицы Ольги, русской происхождением. Высокие гости отправились на экскурсию в сопровождении японского принца Арисугава. Осмотрев древности Киото, они на рикшах въехали на узкие улочки Оцу, шириной всего восемь шагов. Безопасность кортежа обеспечивали японские полицейские, стоявшие вдоль стен домов. Среди них находился и самурай Тсуда Сацо. Едва рикша с цесаревичем Николаем поравнялся с ним, Сацо выхватил двуручный меч и с первого же удара рассек котелок на голове наследника российского престола. Со второго удара из-под сабли брызнула кровь. Греческий королевич Георгий бросился на помощь кузену и с одного удара нокаутировал самурая.

Любопытно как в России отреагировали на покушение на наследника престола. Вместо того, чтобы топтать ногами японские флаги народ разразился памфлетом:

Приключением в Оцу опечален царь с царицею,

Цесаревич Николай, если царствовать придется,

Ты смотри, не забывай, что полиция дерется!

Раны Николая не представляли опасности для жизни, и вроде бы даже избавили цесаревича от головных болей, мучивших его с детства. Но кто знает, не стала ли война с Японией и огромные жертвы, понесенные при обороне Порт-Артура и в Цусимском сражении, последствием именно того удара самурайского меча.

А вообще, какие-то грустные впечатления навевает Россия начала ХХ века. Ощущение такое, что птица счастья постоянно облетала эту страну стороной. Кажется, что ни один человек, к какому бы классу или сословию он не принадлежал, не чувствовал удовлетворения от простых житейских радостей. Все за что-то боролись, все ждали перемен, а когда они наступали, то от этого становилось только хуже.

Страну то и дело будоражили различные потрясения. То Кровавое воскресение. То улицы, перегороженные баррикадами. То грандиозные стачки и забастовки. И все это на фоне стремительного роста общеуголовной преступности. Погромы, эксы, насилие, грабежи, стали обыденным явлением. К крови на мостовых привыкали постепенно, оттого, может быть, она никого не остановила в 1917-м году.

Конечно была и другая Россия. Пока еще богатая держава, способная противостоять любой стране мира. Ее граждане без проблем мотались по всему свету, сорили деньгами в парижских и лондонских магазинах. Красиво прожигали жизнь в отечественных кабаках, под цыганский хор катались на тройках с бубенцами, разговлялись блинами с икрой на масленицу и пропивались до нательного креста. И все же главная часть русских людей – душа постоянно болела. Болела за Отечество, которое каждый понимал по своему.

Кто-то кручинился от того, что батюшку царя окружают проходимцы и плохие советчики. Французский авантюрист Низьер Вашоль проводил ночи в царской опочивальне, под его чутким руководством монаршая чета пыталась зачать наследника. А когда глава заграничного отдела Тайной императорской полиции Петр Рачковский раскопал компромат на этого проходимца, то его самого выперли со службы без пенсии. Гришка Распутин вообще назначал и снимал министров, вплоть до премьеров.

Кто-то переживал за рабское положение трудового народа. А потом решительно вел его умирать на баррикады.

Кто-то беспокоился о солдатушках, бравых ребятушках. А потом рукоплескал, когда их пачками бросали в топку Первой мировой войны.

А у полицейских, как всегда, болела душа за покой и благочиние в государстве. Только вот Государь император не очень-то радел о своих служивых людях. 10 лет работала комиссия А.А. Макарова, с 1906 года по 1916 год, для проведения необходимых реформ в МВД, но деятельность ее оказалась почти безрезультатной. Непреодолимым оказался вопрос об увеличении в три раза расходов на полицию, так как предполагалось, что увеличение жалованья полицейским приведет к необходимости повысить денежное содержание другим государственным служащим. Доводы о том, что «полицейская деятельность... наиболее тягостная из всех государственных служб, а по соединенной с нею опасности для полицейских чинов мало чем уступает военной службе», не были приняты во внимание.

От наплевательского к себе отношения со стороны властей среди стражей порядка все больше зрело недовольство. Даже в святая святых – в охранке, которая по определению считалась самой ярой защитницей самодержавия, деловые бумаги порой оказывались расцвеченными выражением тягостных собственных умонастроений. Вот цитата из одной жандармской служебной записки:

«Видать “один в поле не воин”. Мы все перехворали, - но мы за всех сработать не можем: мы агентурим, мы выслеживаем, мы арестуем, мы допрашиваем, мы тюремствуем, мы родным слезы вытираем, мы подштанники принимаем, мы на вокзал отправляем, мы официальную переписку ведем... Словом, за всех и за вся. Как отстранился, так скандал. За всеми учреждениями как нянька ходи, да своих дел не забывай. Право, в аду будет легче... Ах, если бы можно было только своим делом заниматься. А им приходится заниматься только между делом...

Словом, все посторонние лица и учреждения существуют только для того, чтобы портить нами сделанное. Прокурор сваливает вину на Губернатора, последний на первого. Мы же - какой-то политический “Мюр и Мерилиз” - за всех и за вся. И это безо всякого просвета в будущем... Будь мы в состоянии сработать за Главное Тюремное Управление и Управление Российских железных дорог - давно бы все студенты сидели в местах ссылки. Но этого нельзя - и является призрак новых беспорядков. Удивительные беспорядки царят в земле Российской ».

Ну а полиция и вовсе начинала фрондировать. И было отчего. Работа становилась все злей, опасней, а поддержки со стороны государства почти не чувствовалось. Действия террористов зачастую были направлены именно на сотрудников полиции. В 1902 был убит министр внутренних дел Сипягин, через год – его преемник на этом посту Плеве. Но в то время, когда в стране полыхал пожар так называемого «революционного террора», беспрестанной чередой шли забастовки и стачки рабочих, власть фактически бросила на произвол судьбы своих стражей порядка. В результате в рядах полиции все больше зрело недовольство своим положением. В некоторых городах околоточные надзирателя и другие полицейские чины сами собирались на тайные сходки и готовились к забастовкам. В Киеве по рукам ходили прокламации, отпечатанные на гектографе, подписанные «Киевская городская полиция». В них изливалась вся горечь и боль, накопившаяся у стражей порядка. Прокламация гласила:

«Тяжелые времена настали – всюду забастовки, всюду смуты, беспорядки. Бастуют студенты, служащие в Управлении железных дорог, фармацевты, наборщики, приказчики, ремесленники, рабочие, даже неслыханное дело: академисты и семинаристы забастовали, даже прислуга и та бастует. Всякий чем-то недоволен, чего-то хочет, чего-то добивается. Всякая забастовка, демонстрация и т.п. требует вмешательства полицейских чинов, жизнь и здоровье которых не всегда находятся в безопасности.

Теперешняя полиция заменила собою прежних опричников. Опричники, служа государю, были, правда, презираемы народом, но зато личность их была неприкосновенна, и они за свою службу пользовались всем необходимым в материальном отношении и ни в чем не нуждались. Теперешние же опричники, служа верою и правдою правительству, мало того, что почти нуждаются в куске – подвергаются со стороны политически неблагонадежных лиц опасностям...
Простому железнодорожному или мастеровому, получившему на работе увечье, присуждаются 3-4 тысячи рублей, околоточный же надзиратель, получивший ранения, лишающие его не только трудоспособности, но даже и рассудка (например, Шрубович) получает 400 рублей. Разве это справедливо? До сих пор чины киевской городской полиции были верны своему долгу и несли свой крест с терпением и упованием на лучшее будущее, но надежды честных тружеников не сбылись. К нищете прибавился произвол начальства, бедность и трепет за жизнь
».

Увы, власть не прислушалась к голосу «опоры и надежи государства» и фактически бросила своих стражей порядка на произвол судьбы. Такая власть обречена. В конечном итоге в 1917 году она рухнула. А ведь в 1905 году полиция ее, эту власть, защитила.

Можно по разному оценивать действия сотрудников внутренних дел в период первой российской революции, но ни в коей мере недопустимо выставлять их этакими «душителями свободы». Да, именно жандармы и полиция в основном занимались жестоким подавлением рабочих выступлений. Но с другой стороны, они остались верны присяге и честно выполнили свой долг. Хотя и сами понесли при этом немалые потери. Причем первые раненые среди полицейских чинов появились во время событий 9 января 1905 года, в так называемое «кровавое воскресенье». Залпами солдат были ранены сопровождавшие колонну демонстрантов помощник пристава поручик Жолткевич и один из околоточных надзирателей. Однако то было только началом.

Из справки департамента полиции о революционном движении в Москве в декабре 1905г.:

«Особенное озлобление мятежников было направлено на начальствующих лиц и чинов полиции, которых они решили истреблять всеми способами... В ночь на 10-е декабря, неизвестным злоумышленником, проезжавшим на лихаче, было брошено две бомбы в помещение, занимаемое в доме градоначальника охранным отделением. Взрывом их попорчен весь лицевой фасад здания и убиты дежурный полицейский надзиратель и двое служителей. Нападали революционеры и на отдельные управления полицейских участков, причем в 1-м Пресненском участке им удалось даже арестовать пристава и, ворвавшись в помещение участковой канцелярии, уничтожить деловую корреспонденцию, в остальных же местах они были отбиты ».

Революция 1905 г. не прошла бесследно, она все же вынудила царя пойти на некоторые назревшие либеральные преобразования. Манифест 17 октября 1905 года, объявлявший политические права и свободы, учреждение законодательной Государственной Думы, давал надежду на некоторые преобразования в МВД, сулящие улучшение положения полицейских чинов. И в 1906 году по инициативе председателя Совета министров и одновременно Министра внутренних дел П.А. Столыпина стала готовиться реформа полиции. Поэтому намечалось освободить ее от выполнения функций, не связанных с борьбой с преступностью и охраной общественного порядка, и оградить от вмешательства в ее деятельность различных учреждений и ведомств. Планировалось «улучшить материальный быт полицейских чинов в связи с необходимостью увеличения штата и поднятия образовательного ценза полицейских».

Изыскивались меры для того, чтобы повысить «уровень доверия общества к полиции», поднять престиж полицейской службы. Ставился вопрос о полицейской этике, об учреждении в полиции судов чести, создания полицейских клубов. Повышение уровня образования, формирование новых морально-этических принципов деятельности полиции, по мнению П.А. Столыпина, были особенно важны в условиях перехода страны к конституционной монархии, когда еще не сложилась соответствующая политическая культура, «не выработаны определенные правовые нормы и поэтому центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях».

Увы, планам Столыпина не суждено было сбыться, они погибли вместе с ним.

Вообще, складывается впечатление, что насколько Екатерина II умела находить и приближать к себе людей талантливых, настолько Николай II отличался способностью находить и возвышать людей далеко не самых достойных. Пожалуй, только Столыпин стал ярким исключением из этого правила. Возможно, Петр Аркадьевич был для царя и всей России именно тем последним шансом не допустить революции, но ни император, ни общество не оценили этого.

Казалось, что на Столыпина давили одновременно и слева и справа, и сверху и снизу. Как-то на заседании Государственной Думы либералы упрекнули Председателя кабинета министров в излишней жестокости по отношению к рабочим, Петр Аркадьевич ответил им знаменитой фразой: «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия».

И те же самые либералы выражали, можно сказать, кровожадность, когда речь заходила о стражах порядка. Когда в Думе Столыпин привел данные о количестве раненых и убитых после событий 1905 года сотрудниках полиции, раздались многочисленные возгласы – «Мало!» В ответ Столыпин сказал, что для него полицейские – это «люди, свято исполняющие свой долг, любящие свою родину и умирающие на посту, как на войне».

Столыпин искренне хотел блага своему Отечеству. И не раз рисковал жизнью во имя высокой цели. Страшным испытанием для Петра Аркадьевича стал взрыв террористами его дома на Аптекарском острове. Погибло более 30 невинных людей и еще около 40 остались покалеченными. Большинство из них пришли в этот дом, с большим трудом добившись личного приема у председателя Совета министров. Столыпин остался невредим, но пострадали его дети. Он сам откапывал из-под обломков своего сына, а его 15-летней дочери оторвало ноги.

В.В.Шульгин в своих «Размышлениях» интересно описывает ситуацию после взрыва:

«Он еще не совершил ему предназначенного, и ангел жизни закрыл его от ангела смерти.

Но в высоком человеке, вышедшем из дымящегося хаоса, как некое белое приведение, сначала не узнали, кто он. С головы до ног он был покрыт саваном, как воскресший Лазарь. Но этот плащ, что его покрыл, был не саван, а густой слой известковой пыли.

Ему надо было умыться, воду принесли прямо из Невы; на берегу ее, на Аптекарском острове, стоял погибший дом. И тут произошло нечто символическое. Сбежавшаяся толпа кричала: Врача, врача!

- Я врач! - отозвался один господин, проезжавший на извозчике.

Увидев белое приведение, врач приказал: - Прежде всего, умыться!

И когда высокий человек умылся, врач подал ему полотенце. И тут они узнали друг друга. Врач понял, что перед ним глава Правительства, а Столыпин разглядел, что врач - доктор Дубровин, председатель Союза Русского народа.

Эволюции не хотели ни слева, ни справа. Дубровин был противник Столыпина справа. Левые ответили на эволюцию бомбами, а правые - ядовитыми стрелами, направленными против лозунга:

- Вперед на легком тормозе! »

И в этом же произведении В.Шульгин рассказывает о мужестве, с которым Петр Аркадьевич встречал любую опасность:

Человек этот был воистину мужественен. Когда он был Саратовским губернатором, произошли народные волнения. Губернатору доложили, что на какой-то площади собралась большая и угрожающая толпа. Он немедленно поехал туда без всякой охраны. Подъехав, вышел из экипажа и пошел прямо к бунтующему сборищу. От толпы отделились несколько человек и впереди здоровенный парень с дубиной. Увидев его и поняв его намерения, губернатор повернул на него. И прочел в глазах парня, что он ударит. Но предупредил его. Губернатор не ударил, но сделал лучше. Он скинул с себя мешавшую ему меховую шинель и бросил ее парню.

- Подержи шинель!

Парень обалдел. Он хотел ударить губернатора дубиной, а тот приказал ему присмотреть за шинелью. Приказал как другу, как слуге, которому доверяют. И он, бросив дубину, занялся шинелью. А Столыпин обратился к взбунтовавшемуся народу со словами увещания. И народ его послушался, как и тот парень. Почему? Потому, что будущий властитель излучал духовную силу, правителям необходимую. Главная особенность этой силы - бесстрашие.

В это время авиация переживала еще детские болезни. Летать было не безопасно, летчики считались смелыми людьми. Столыпин приехал на аэродром проверить сделанные успехи. К нему сейчас же подошел молодой офицер.

Ваше высокопревосходительство, не желаете ли прокатиться на моей машине?

Столыпин не успел ответить, как его отозвали в сторону по “безотлагательному делу”.

Ваше высокопревосходительство, ни в коем случае не соглашайтесь. Есть определенные сведения об этом офицере. Вам грозит великая опасность.

Выслушав это предупреждение, Столыпин вернулся к ожидавшему офицеру. Пристально и долго взглянув ему в глаза, Столыпин сказал:

Они полетели, вдвоем. Тысячи глаз следили за этим полетом. Но машина, сделав несколько кругов, благополучно опустилась на аэродром.

Все сошло хорошо. Но через три дня офицер, “прокативший” Столыпина, снова летая над аэродромом, без видимой причины выбросился с аппарата.

Его хоронили с красными лентами и пением: “Вы жертвою пали в борьбе роковой...”

Потому что он был тайный революционер и ему было поручено убить Столыпина. У него не хватило на это духа. Но под градом упреков со стороны своих товарищей террористов он покончил с собой.

И вот наконец террористы достигли своего. 1 сентября 1911 года в Киеве Столыпин был смертельно ранен эсером Богровым, являвшимся по совместительству агентом охранки. О деталях происшествия рассказывается в заявлении социал-демократической партии от 15.10.1911 г.:

«1 сентября сего года убит в Киеве Председатель Совета Министров П.А.Столыпин. Вся обстановка убийства и ряд обстоятельств, сопровождавших его, ясно указывающие на прикосновенность к этому убийству чинов охраны, приковали к себе общественное внимание, поразившее своею необычайностью, и еще раз в наиболее резкой форме поставили пред русским обществом вопрос о той системе управления, которая доминирует над всей общественной и государственной жизнью России и которая создавала и создает бесконечный ряд кровавых событий русской действительности. ….

Столыпин, создавший культ охраны, погиб от руки охранника, при содействии высших чинов охраны. При каких обстоятельствах совершилось убийство Столыпина - известно. Он убит Богровым, состоявшем на службе в охране, “агентом внутреннего освещения”. Богров был вызван начальником Киевской охраны полковником Кулябко в Киев специально для охраны Столыпина, он получил входной билет в театр, где совершил убийство, от самого начальника охраны, с ведома других высших чинов охраны на киевских торжествах: Веригина, Спиридовича и Товарища Министра Внутренних дел Курлова, главного руководителя охраны. …

Там, где все было сосредоточено на охране, там, где на охрану было затрачено до миллиона рублей из государственного казначейства, там, где охраной непосредственно руководил сам Товарищ Министра Внутренних Дел Шеф жандармов, там чиновники охраны при содействии высших чинов охраны, якобы напрягающих все свое внимание на охране Столыпина, - Столыпин убит ».

В 1914 году Первая мировая война для России началась с погрома магазинов, принадлежащих русским немцам. На третий день войны черносотенное буйство докатилось до Исаакиевской площади, где было разгромлено и сожжено германское посольство. Оставленный всеми привратник бежал на крышу здания и там был убит. К утру 5 августа жандармский полковник Сизов не без юмора докладывал министру внутренних дел Н.А. Маклакову: "Так что, Ваше Превосходительство, германцы начисто выгореть изволили". А вскоре в жертву Молоху войны были принесены миллионы жизней россиян.

Страна неумолимо скатывалась к пропасти революционных потрясений, а полиция вместо поддержки только то и получила, что жезлы для регулировки движения. Нынешние знаменитые полосатые палочки впервые в России появились в Санкт-Петербурге в 1907 году. А поскольку этот предмет очень часто в народном творчестве ассоциируется с фаллосом – символом мужского достоинства, то можно понять, что полиция получила от власти за верную службу. Понятно, что после этакого такая власть была обречена.

Созданный Левитаном пейзаж полон света. В картине преобладают тёплые, светлые, жизнерадостные тона. Живописное полотно Левитана – это праздник красок, пышное ликование вступившей в свои права осени. Пейзаж не навевает грустных мыслей о предстоящей зиме. Художник дарит нам счастье увидеть на полотне осень во всём её великолепии, в золотом сиянии ясного солнечного дня.

Глядя на картину "Золотая осень", мы проникаемся глубоким чувством любви к родной природе

III. Составление плана сочинения. В сильном классе можем предложить учащимся самостоятельно составить план своего сочинения, а затем выясним, какие возникли затруднения. Учащимся слабого класса также уже можем предоставить возможность попробовать свои силы в составлении плана сочинения самостоятельно, а затем организуем параллельно проверку и совместное составление общего плана с использованием тех предложений, которые будут поступать от пятиклассников. Один из вариантов плана может выглядеть примерно следующим образом. I. И. И. Левитан – замечательный художник-пейзажист.II. Картина И. И. Левитана «Золотая осень». 1. Общий план картины. 2. Деревья на картине Левитана: берёзки на первом плане, осинки, берёза у изгиба реки, ивы, золотая рощица. 3. Осенняя река. Небо. 4. Задний план картины: озимые поля, луга, деревья, домики.

5. Колорит картины.

III. Впечатление, которое оставляет картина «Золотая осень». Мастерство художника.

IV. Лексическая работа.

1. В мастерской художника (общее толкование значений специальных слов).

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

*Контраст (на картине) – резкая противоположность яркости (освещённости) предмета или его цвета по сравнению с окружающим его фоном.

Тёплые цвета (оттенки) – жёлтая и красная цветовая гамма.

Холодные цвета (оттенки) – зелёный, синий, фиолетовый, серый.

Подбор лексического материала.

1) Запись и орфографический анализ словосочетаний, которые были использованы в ходе устного описания картины (взаимодиктант).

Примерный список словосочетаний.

Облитые золотом деревья, чистый и прозрачный воздух, осеннее убранство, пологие берега, озимые поля, ничем не примечательный пейзаж, удивительный поэтический образ, восхититься искусством художника, тёплое золото листвы, побуревшая трава, панорама озимых полей, праздничное сияние, горит на солнце, тихо ликуют, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы, осеннее увядание, праздник красок, пышное ликование, великолепие, золотое сияние ясного солнечного дня.

2) Анализ готового лексического материала (чтение и повторное обсуждение стихотворных строк, подобранных дома, упр. 598 (2)).

Д. з.: написать сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

: I этап – 5-7 мин., II этап – 15 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 12-15 мин.

Урок 103.

Тема. Словообразование имён существительных (§ 40) .

Цели урока: 1) закрепить сведения об основных способах образования существительных;

2) закрепить умение проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имён существительных, используя справочную литературу (словообразовательный словарик, словарь значения морфем и этимологический словарь).

I. Закрепление представления о способах и средствах образования имён существительных (упр. 600, 601, 603).

В процессе работы с указанными упражнениями совершенствуются важные умения:

Умение проводить морфемный разбор существительных;

Умение составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки;

Умение использовать справочную литературу в ходе проведения словообразовательного и морфемного анализа.

II. Отработка умения проводить этимологический анализ существительных с использованием этимологического словаря (упр. 602).

III. Закрепление представления о типичных моделях, по которым строятся имена существительные (упр. 605).

Учебная игра. Можно провести игру «Кто больше?» Учитель предлагает определённое время на работу с каждой моделью, по окончании которого выясняется, кто вспомнил больше существительных определённой структуры. Таким образом, выявляется несколько победителей (в соответствии с количеством предложенных для работы моделей). В слабом классе можно организовать соревнование по рядам.

Справочный материал.

∩ение – суждение, ударение, мучение, свечение, торможение, мучение, прощение, обращение, кружение, хождение, вращение, вождение, движение, жжение, горение, плетение, творение, хранение и т. д.

∩ство – детство, царство, бегство, братство, волшебство, родство, единство, рабство и т. д.

∩ица – жница, девица, сестрица, царица, вещица, водица, львица, волчица, тигрица, частица и т. д.

∩итель□ – строитель, учитель, водитель, вредитель, крушитель, любитель, мститель, мучитель, мыслитель, ценитель, правитель, хранитель, числитель, делитель и т. д.

∩ик□ – столик, винтик, болтик, братик, карандашик, ключик, коврик, халатик, хвостик, лучик, мячик, ножик, дворик, чижики т. д.

∩ушка – девушка, ивушка, дедушка, головушка, полюшко, хлебушко, силушка, зимушка, комнатушка и т. д.

∩онька – берёзонька, лапонька, кисонька и т. д.

IV. Тренировка в умении использовать нужный суффикс для образования имён существительных (упр. 606, 607).

V. Д. з .: 1) упр 599 (орфографический минимум);

Примерное распределение времени урока : I этап – 12-15 мин., II этап –5-7 мин., III этап – 7-10 мин., IV этап – 7-10 мин., V этап – 2 мин.

Урок 104.

Тема. Словообразование имён прилагательных (§ 41).

Цель урока -- закрепить сведения об основных способах образования прилагательных и отработать умение проводить их словообразовательный анализ.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Похожие публикации