Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Собор Архистратига Михаила Архангела и всех Небесных Сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов. Собор архистратига михаила

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, кто такие Архангелы и почему Михаил среди них — Архистратиг.

Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

«Никто как Бог» - в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет - он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью - каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога - можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы - это вестники; Ангел - это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они - светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, - а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» - слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» - в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет - он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил - тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках - знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми - как и с окружающими нас простыми людьми - общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он - Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, - как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он - глас вопиющего в пустыне… Он глас, он - только звук Господня голоса, он - Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это - путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора — «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.

За несколько дней до Собора Архистратига Михаиласвященник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.

Елизавета Киктенко

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание как служителей Божиих, охранителей человеческого рода. Повелено было праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября – по новому).

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним » (Мф. 25:31).

Ангельский мир

Современная наука ведет поиски разумных существ в далёких галактиках, между тем как иной мир намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далёкий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искажённом виде.

Параллельно миру физическому существует духовный мир. Это духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека.

Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующий действительности образ Ангела - «купидона». Однако Ангелы - реальные небесные существа, играющие важную роль как в нашей жизни, так и в мировой истории.

Ещё до сотворения видимого мира и человека Бог сотворил невидимый мир и ангелов. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, безтелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело - более тонкое, чем известная нам материя. Они безсмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находиться и на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.

Падение денницы

Весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы - вечны.

Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех.

Это и произошло с одним из самых могущественных, красивых, талантливых и приближенных к Богу верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордился (Иез.28:17) и пожелал быть равным Богу (Ис.14:13-14). Он восстал против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога.

Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей, превратившись в демонов.

Тогда предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями в преисподюю. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу.

С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.

Ангельская иерархия

Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.

Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят : Серафимы, Херувимы и Престолы.

Серафимы («Пламенеющие», «Огненные») (Ис. 6:2-3) — шестокрылые ангелы, которые находятся ближе всех Пресвятой Троице. Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

Херувимы («заступники», «умы, «распространители познания»(Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11) — четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

Престолы (Кол.1:16, Иез 1:15-21; 10:1-17) — Богоносные по благодати ангелы. Они служат правосудию Божию. На них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина : Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет.3:22; Рим 8:38; Еф. 1:21) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина : Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Рим 8:38; Еф. 1:21; Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол.4:16) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни, благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

(1 Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

Архангелы

Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». В Православной церкви почитаются восемь Архангелов.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.

Михаил (его имя означает «Кто яко Бог») – изображается, попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил («Сила Божия») – провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил («Помощь, исцеление Божие») – могущественный целитель как людей, так и животных (Тов. 3:16; Тов. 12:15); держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил («Огонь и свет Божий») – властвует над небесными светилами, просветитель (3 Езд. 5: 20); в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил («Молитва к Богу») – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей (3 Езд. 5, 16); изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил («Хвала Богу») – покровитель всех, кто усердно трудится, является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа, в частности царей, судей и других руководящих позиций (его имя известно только по преданиям, в Библии и в Евангелии оно не встречается); изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.

Варахиил («Благословение Божие») – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божией (имя его известно из упоминания в апокрифической книге Еноха (3 Енох 14:17); на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил («возвышение к Богу, высота Божия») – посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу (3 Езд. 4, 36); изображается держащим в руке весы.

Архангел Михаил

Архангел Михаил - главный Архангел , являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.

Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен архистратиг Михаил известен своими чудесами. Это особо почитаемый на Руси святой. Архистратиг Михаил – духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей. Святой архангел Михаил был покровителем такого рода оружия, как инженерные войска русской армии. Его изображение было на гербе Киева, в честь него назван Архангельск. В почитании архистратига Михаила строились по России многочисленные храмы, в том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.

Православные христиане веруют, что Архангел Михаил, преславный победитель диавола («денницы»), не оставит и всякую христианскую душу, проходящую, по исходе своем из тела, воздушные мытарства.

Ангелы — хранители

Сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия - рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.

У каждого христианина есть Ангел-Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, и который невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни. Задача Ангела-Хранителя - способствовать спасению подопечного. Они охраняют наши души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность. Ангелы-Хранители являются нашими ближайшими духовными наставниками и покровителями.

Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном».

Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.

Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека. Поэтому для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня общественного его воспоминания, а установлены особые дни чествования всех небесных сил, когда вспоминаются все ангельские силы. Таким общим днем памяти всех ангелов является 8 (по юлианскому стилю)/21 (по григорианскому) ноября - Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Следует обратить внимание, что именины, или день ангела, несмотря на свое название, не являются днем празднования ангела-хранителя, а является днем памяти святого, чье имя носит (крещеный) человек. Церковь призывает обращаться к покровительству и защите ангелов частно, в домашних молитваx.

Кроме личных Ангелов-хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы-покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место.

Борьба за человеческие души

На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: изменяют Богу. Такие люди сами добровольно производят их работу. Их цель иная. Их цель - оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые знают сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, довести ее до отчаяния - вот какою целью задается враг. Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский - все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз.

Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. У бесов (как и Ангелов) различные способности: одни «специализируются» на жадности, другие нагоняют блудные страсти, третьи - гнев, четвертые - тщеславие, и т. д.

В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел.

Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:
- Видел?
- Видел, батюшка, - отвечал священник.
И все было сказано.

Слово епископа Василия Родзянко

Материал подготовил Сергей Шуляк

Этот древний праздник особенно дорог всем православным христианам, почитающим святых. Он таит в себе множество интересных историй и тайн. Например, считается, что если попросить прощения за все свои грехи и поверить в это, обязательно появится какой-нибудь ангел-хранитель. Он защитит от неприятностей и поможет найти свою дорогу в жизни.

История возникновения праздника

В эпоху становления христианства зарождалось очень много вольных трактовок Священного письма. Появлялись новые культы, пророки и следующие за ними православные церкви постоянно раскалывались на несколько течений.

Для того чтобы привести в порядок все божьи устои, отделить соответствующие христианству мысли от смешанных с языческими верованиями традиций, были учреждены Соборы. Это съезд высших представителей церкви.

Во время каждого Собора решались важные вопросы религии и приходов. Помимо того, назначались праздники, которые должны были соблюдаться прихожанами. Другие торжества, которые придумывали люди, не признавались библейскими.

Во время одного из таких Соборов, Лаодикийского, была решена участь одного из важных в тот период праздников.

Лаодикийский Собор

По мнению исследователей церкви, это случилось в 360 году от Рождества Христова. Его название происходит от места Лаодикия, которое находится в Малой Азии, куда и призвали достопочтенных служителей храмов.

Согласно одной из версий, этот съезд предшествовал знаменитому Первому навсегда установившему главные правила христианской религии.

На Лаодикийском Соборе было принято несколько существенных решений, которые и на сегодняшний день чтятся и соблюдаются.

На нем церковники постановили, что после обряда человек должен быть миропомазан. Это означает, что Святой Дух снисходит к нему в момент Крещения. Помимо того, служители храмов выразили свои осуждения тем людям, которые, вместо того чтобы молиться Сыну Божьему, больше чтили ангелов, считая их творцами всего существующего.

Это верование было запрещено церковью, а служители идеи провозглашались еретиками и отлучались от прихода. На том совещании и был создан праздник Собор Архистратига Михаила.

Ангелы

В христианской религии ангелы являются лишь вестниками воли Божьей. Они могут только доносить ее до людей, являясь им в разных видах или подталкивая их к нужному и правильному решению.

Ангелами представляют либо существ, либо души со сверхсилами. У них нет определенного пола. Каждый из них имеет крылья.

Согласно Новому Завету, у святых на небе есть определенная иерархия в девять станов. За неповиновение воле старшего они могут быть сосланы или сложить свои крылья, ставши падшими.

Ангелы призваны защищать Бога и в случае потребности могут стать армией для защиты. В честь каждого из них есть свои праздники Русской Православной Церкви.

Практически в каждой мировой религии существуют ангелы. В исламе, к примеру, это одни из центральных действующих лиц.

Предводителем же армии Бога в христианстве считается Архистратиг Михаил.

Праздник

Верные христиане после заседания первых отцов-настоятелей в Лаодикие должны были праздновать на девятый месяц, в восьмой его день, новое событие. Им стал Собор и прочих Небесных Сил бесплотных.

Современные люди удивляются тому, что праздник ноябрьский, а праздновать в церкви принято на девятый месяц. Все дело в том, что по старому летоисчислению, он и был девятым месяцем, считая с марта.

Символы

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных содержит в себе сразу две отсылки к божественному писанию, уже в самих датах его празднования.

Так, девятый месяц - это прямое указание на то, сколько ангельских иерархий существует в христианстве.

Восьмой день - это небесный суд. По преданию, во время апокалипсиса произойдет собрание всех ангелов и духов. По старому календарю, восьмой день приравнивается к 21 по новому календарю. Официально 21 ноября - православный праздник Михаила и ангелов.

Ангельские чины

  • Серафимы - святые с шестью крыльями. Они несут в себе пламенную и бескорыстную любовь к Богу.
  • Херувимы - с четырьмя крыльями, дарящие познание, мудрость и ум.
  • Престолы - вестники, которые несут на себе Бога. Он, словно на престоле, восседает во время свершения суда.
  • Господства - ангелы, которые должны помогать советами и наставлениями монархам и тем, кто находится у власти.

  • Силы - отвечают за чудеса, которые случаются с теми, кто угоден Богу.
  • Власти - служат для укрощения дьявольской силы.
  • Архонты - управляют всей Вселенной и стихиями.
  • Архангелы - учителя, которые защищают людей, давая им нужные для этого знания. Их возвышает Собор Архистратига Михаила.
  • Ангелы - последние в списке. Чаще всего контактируют с людьми. Появляются на земле для того, чтобы подталкивать человека к правильному деянию.

В Откровениях упоминаются семь херувимов, каждый из которых, как указание на гонца, держит по трубе.

Зачем церковь создала праздник

Этот праздник был учрежден, прежде всего, не для того, чтобы почтить святых, а для того, чтобы разграничить божественную силу и ангельскую.

По мнению церкви, ангелы больше похожи на людей, имеют человеческие подобия. Согласно они могли спускаться на землю и жить вместе с живыми. От союзов с посланниками появлялись нефилимы - полулюди, полуангелы.

Серафимы, согласно церковным представлениям, так же как и люди, молятся Богу, просят его о прощении и верно служат ему. На иконе “Собор Архистратига Михаила” ангелы продолжают, встав на колени, взывать к Создателю своему.

Легенда о празднике

Согласно Священному письму, Бог, до того как создать все видимое человеческому глазу, а также самого человека, создал другой мир. Он населил его бесплотными существами, духами, ангелами. Это место в несколько раз больше человеческого.

Так, Моисей говорил о том, что Бог создал небо и землю. Церковь трактует это сообщение как указание на небесный мир. Они дают два обозначения провидению: как видимое человеком, так и не видимое место, заселенное душами.

В том мире живут ангелы - духи без плоти. Все они созданы были Богом. Именно их изображает икона “Собор Архистратига Божия Михаила”.

Для того чтобы помочь несчастным людям, потомкам Адама и Евы, некогда выгнанным из Рая, более идеального мира, Бог посылает херувимов на землю.

Архангелы

  • Архангел Михаил стал вождем войска на небесах, готовым защищать Божье царство во время конца света. Церковь считает, что он, некогда победивший Сатану, готовится еще к одной битве. А пришлось заставить всех иконописцев в мире не изображать тот страшный бой, в котором она проиграла Михаилу и лежала у его ног. В честь архангела Михаила отмечают 21 ноября православный праздник.
  • чье имя означает "Божий муж", призван носить радостные новости. Он охраняет избранный народ. Гавриилу посвящены разные дни праздников православных. Так, его чествуют и 26 марта, и 13 июля, как было принято еще при старом календарном стиле.
  • Варахиил - он же "благословение от Бога". Этот архангел не встречается в Библии, его можно найти лишь в преданиях. Варахиил одаривает праведных людей за их веру в Бога. Часто изображен с белыми розами на груди, которые он дарит людям за их доброту.
  • Салафиил - "молится Богу". Этого архангела не упоминают в Библии, только в неканонических писаниях. Салафиил должен вразумлять и наставлять людей с помощью молитв. Даже на иконах он изображен в молитвенной позе. Праздники православной церкви не включают точно указанного дня этого архангела.
  • Иегудиил - "Божья похвала". Имя архангела существует в древних преданиях. На изображениях Иегудиила он держит в руке венок из золота как дар от Бога для тех людей, которые своим примерным поведением искупили первородных грех и стали святыми.
  • Рафаил - этот архангел призван помогать Богу. Люди должны следовать примеру святого и тоже пытаться помогать своими действиями Владыке.
  • Уриил - имя архангела переводится как "Божий огонь". По традиции православной церкви, именно этот святой встал у ворот в Рай, после того как из него были изгнаны за свои грехи первые люди. Этот архангел просвещает невежд, дарует им знания.
  • Архангел Иеремиил - "Божья высота". Он должен посылаться Всевышним к тем людям, которые утратили надежду или же начали вести недостойную жизнь. Святой должен направлять на высокий путь, который приведет их к Благодати.

“Собор Архистратига Михаила" - икона

Традиционно на образе изображены все архангелы, которые и должны собраться в тот момент, когда произойдет решительный бой добра против зла.

В центре иконы - сам архистратиг Михаил. По этому изображению можно понять, что сонм ангелов вместе с Михаилом не претендует на божественную роль. Они с охотой прославляют Господа Бога, а также всю Троицу нераздельную.

Икона-покровитель и Михаил

Согласно православной христианской традиции, каждый ангел является чьим-то покровителем. Каждая икона может помогать тем, кто молится Богу и надеется на чудо.

Наибольшей популярностью пользуется икона из Новгорода. Она было написана в конце пятнадцатого века и считается сделанной по канону. Тем не менее, в каждой церкви есть своя икона, прославляющая Собор Архистратига Михаила и его Небесную Армию - защитников людей, вестников Божьей воли.

Михаил является покровителем многих городов, стран. После того как в Киеве появилось христианство, ему был построен огромный на то время, невиданных масштабов храм. Соборы в честь архангела стоят в Нижнем Новгороде, Смоленске, Великом Устюге, Старице, Свияжске.

В Москве возвышается храм-усыпальница на главной площади, в Кремле. Этот храм посвящен святому. Там празднуют Собор Архистратига Михаила. Проповедь в это время читается торжественная.

На иконах святого обычно изображают стоящим над поверженным дьяволом, держащим в одной руке финиковую ветвь в знак победы и мира, а в другой - копье или меч. На его оружии, как правило, нарисован крест красного цвета.

Финиковая ветка также символизирует и дерево, которое росло в Раю. Он подарил ее Деве Марии в знак своей любви и верной службы.

В начале 4-го века, за несколько лет до Первого Вселенского Собора, был созван Лаодикийский Собор, на котором было установлено православное почитание ангелов.

Ангел – означает в переводе с греческого «вестник». Через них Бог передает свою волю, они также ходатайствуют перед Господом о людях. У некоторых ангелов впереди есть приставка “архи”, которая показывает на их более высокое положение, по сравнению с другими ангелами.

В день памяти бесплотных сил прославляются архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.
Самый главный и известный из них – архангел Михаил.

У ангельских чинов есть три иерархии — высшая, средняя и низшая. В каждой иерархии существует три чина.
Высшая иерархия: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Пламенеющие и Огненные шестокрылатые Серафимы . Они ближе всех предстоят к Пресвятой Троице и побуждают всех любовью к Богу.
Имя Херувимы (Быт. 3:24) означает излияние премудрости и просвещения. Именно через них, которым открыты тайны Божии, передается просвещение для настоящего Богопознания.
Престолы (Кол. 1:16), следующие за Херувимами, таинственно и непостижимо носящие Бога, служат правосудию Божию.

Средняя Ангельская иерархия — это Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) – владыки следующих за ними чинов Ангелов. Их роль — в наставлении поставленных от Бога земных властителей мудрости. Господства научают владению чувствами, укрощению греховных желаний и искушений, управлению своей воли.

Силы (1 Пет. 3:22) — исполнители Божией воли. Им дано творить чудеса, они наделяют благодатью чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы – помощники людям в их послушании, они помогают укрепиться в вере.

Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) – помощники людей в укрощении сатанинских искушений и в борьбе со злыми помыслами, это они утверждают подвижников и оберегают их.

Низшая иерархия — Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) – у них в подчинении находятся низшие ангелы, которых они направляют к исполнению Божественной воли. Это они управляют миром, странами, народами. Начала наставляют и учат людей воздавать каждому честь, согласно его званию. Людей. Которые наделены властью, Начала направляют к идее выполнения своих обязанностей не для личной выгоды, но ради славы Божией и пользы людям.

Архангелы (1 Сол. 4:16) – именно они являются благими вестниками о преславных событиях, они помогают разумению воли Божией, с их помощью укрепляется святая вера.

Ангелы (1 Пет. 3:22) – самые близкие бесплотные силы к людям, которые наставляют нас к святости и добродетели, поддерживают людей при падении, помогают встать при падении. Ангелы всегда с нами, они всегда готовы помочь, если мы, конечно, желаем этого.

В ЧЕМ ПОМОГАЮТ АРХАНГЕЛЫ

Архангелы помогают людям в битве со злом и с бедами.Обращаясь с молитвой к архангелу Михаилу, или к другим архангелам, можно быть уверенным, что она будет услышана.

Архангела Михаила почитают за покровителя воинов. Он является защитником христиан от разного зла и действий злых духов. Молитвы Архангелу способствуют исцелению от болезней, ему молятся при строительстве и освящении дома. Архангел Михаил является надежным защитником во сне, а также защищает души умерших на пути ко Престолу.
Ему можно молиться абсолютно во всех житейских вопросах, если молитва искренняя – помощь обязательно прийдет.
В утреннем и вечернем молитвенных правилах есть молитвы ангелу. Их, конечно же необходимо читать ежедневно. Но кроме чтения, в первую очередь, нужно исключить из своей жизни лукавство, воровство, лень, злость и другие тяжкие грехи. Начните сами исправлять свою жизнь, тогда ангелам и святым гораздо легче будет помочь вам в ваших молитвах.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

СОБОР АРХАНГЕЛОВ ВО ГЛАВЕ С АРХИСТРАТИГОМ МИХАИЛОМ

21 ноября (8 по ст. стилю) православной Церковью установлен праздник прославления архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Архангел Михаил — «Кто как Бог» - такой перевод с еврейского этого имени.
Об этом святом ангеле написано много и в Ветхом и в Новом Завете. Он считается “князем”, “вождем воинства Господня”, главным борцом против диавола и его козней.
После восстания падших ангелов во главе с сатаной, архангел Михаил первым вступил на битву с ними, и с того времени он получил звание “архистратиг” — старший воин.

«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».

Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола.

Архангел Гавриил . С еврейского – муж Божий, а по-русски Крепость Божия или Сила Божия. Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. На иконах он изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Архангел Рафаил — по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие. Он является целителем человеческих недугов.
В «Книге Товита» Священного писания, описывается, как Архангел Рафаил, в образе юноши, помогал праведному Товии, он защищал его от напастей в пути, освободил от злого духа Асмодея Сарру, дочь Рагуилову, дал ее в жены Товии, сыну Товитову, снял бельма у Товита (Тов.3, 16-17; 5,4-6; 6,8-9; 7,2-3; 11, 6-7, 10-13; 12, 6-7; 14, 15, 18). С помощью рыбы, которую Товия поймал в реке Тигр, были изгнаны злые духи, а ее желчью Товия, по совету Рафаила вернул зрение своему отцу.
На иконе святой Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.”

Архангел Уриил — огонь или свет Божий, просветитель.Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.
Архангел Уриил был послан Господом к Ездре (3 Езд. 4, 1-50; 5) и предсказал тому скорый приход Спасителя к людям. Это было около 500 лет до Рождества Христова.
По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел Уриил изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень.

Архангел Селафиил- молитвенник Божий, побуждающий людей к молитве. На иконе святой Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве, изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся. Он показывает нам пример того, как правильно нужно молиться Господу Богу.
“И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил.” (Цит.соч.,стр.11-12).

Архангел Иегудиил — в переводе на русский язык его имя значит Славитель Божий или Хвала Божия. Он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, “имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние”. Архангел Иегудиил считается покровителем монашествующих и вообще, всех, кто трудится во славу Божию. Он является этим людям заступником и помощником в таких их делах.
В Священном Предании указывается, что святой Архангел Иегудиил – один из семи Архангелов, покровительствовавший, по Велению Божиему, израильтянам в пути их во время 40-летнего странствования, а также имя Иегудиила усваивают тому Ангелу, который в столпе огненном и облачном предшествовал израильтянам при выходе из Египта, охраняя их от преследователей (Исх. 14, 19-20).
Бог послал в помощь Моисею и его народу архангела Иегудиила: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23, 20-21)
Архангел Божий Иегудиил изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.

Архангел Иеремиил — Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Описание некоторых чудес, связанных с именем архангела Михаила:

Чудо в Хонех

По преданиям, рядом с Иераполем, который находится во Фригии, находился источник, водами которого дочь одного из жителей была исцелена от немоты.
Ночью сам архангел Михаил явился отцу этой девушки и сообщил, что его дочери нужно испить воду из источника, и она сможет говорить. Так и случилось – девица выпила воды и обрела дал речи. Увидев такое чудо, вся семья этого человека крестилась (до этого они не были христианами) и, в благодарность такому Божиему чуду, счастливый отец построил возле источника храм в честь святого архангела Михаила.

После этого от источника произошло множество исцелений не только христиан, но и язычников, которые благодаря таким чудесам крестились и обратились в Христову веру.
Во времена христианских гонений, в течение 60 лет при этом храме служил преподобный Архипп Херотопский. Он был хорошим проповедником и очень раздражал языческих правителей своей благочестивой жизнью. По его трудам многие язычники обращались в христианство.
Чтобы уничтожить церковь и погубить Архиппа, язычники соединили две реки и направили воду на храм. Но по молитвам святого Архиппа на помощь им пришел архистратиг Михаил, который ударил своим жезлом в гору, в ней образовалась большая щель, куда и отправились потоки воды. Храм был спасен.
Это чудо получило название «Чудо в Хонех». Хоны – означает «отверстие», «расселина».

Чума в Риме

Папа Григорий Великий во время чумы в Риме в 590 году проводил молебен и во время шествия он увидел на вершине мавзолея Адриана святого архангела Михаила, который вкладывал свой меч в ножны, символизируя окончание битвы с напастью. После этого эпидемия стала отступать.
На вершине этого мавзолея поставили статую архангела Михаила, а в десятом веке этот мавзолей стал замком Святого Ангела.

Спасение Сипонта , итальянского города от осады германских племен в 630 году. По воле Божией и помощи архангела Михаила, начался страшный гром, и образовалось огненное облако, в котором сверкали молнии. Это облако устремилось на нападавших, которые бежали от него.

Спасение Новгорода от нашествия хана Батыя в 1239 году произошло из-за того, что архистратиг Михаил явился хану и запретил ему воевать с Новгородом.

Жанне д’Арк архангел Михаил покровительствовал с самого детства. Именно с его помощью были разгромлены англичане при Орлеане. Без помощи архистратига и других сил небесных войска Орлеанской девы не смогли бы одержать эту победу.

Сохранилось множество описаний того, что архангел Михаил оказывал помощь жителей побережья Эгейского моря в пиратские времена. Только молитвы святому военачальнику помогали избегать участи людям быть убитыми, ограбленными или угнанными в рабство.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Вас, Архангели, и Ангели и вся Воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.

ВИДЕОФИЛЬМ

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, январь 2017.

Мы рады поздравить всех наших слушателей. 8 ноября церковного календаря - Собор Архистратига Божия Михаила и всех прочих Небесных Сил бесплотных. То есть, в переводе на современную терминологию, это день главнокомандующего Небесным Воинством, Победителя сатаны. А что может быть более радостным, чем праздник Победителя сатаны! Это правда замечательный день, это праздник церкви, ведь ангелы вместе с нами тоже составляют церковь. Это праздник и каждого из нас, день вашего ангела-хранителя. Мы часто забываем почитать нашего ангела-хранителя. У нас на Руси принято поздравлять с днем ангела, подразумевая небесного покровителя, тезоименитого святого. Но мы можем поздравлять всех с днем ангела в еще два дня - в день Собора Архангела Михаила и в день Собора Архангела Гавриила. Это соборные праздники ангельских чинов и, следовательно, ангела-покровителя каждого человека, а также ангела-покровителя, который есть у страны, у земли. У некоторых городов есть свои ангелы, иногда ведомые, иногда неведомые.

Еще когда то не было устойчивым общецерковным знанием, многие, самые достойные авторитеты полагали, что ангелы повелевают стихиями, что есть ангелы-покровители отдельных мест, вполне возможно, великих рек, великих озер и уж точно каждой страны, важного города.

Этот праздник был всегда заметным, знаменательным и воинским не только в России, но во множестве других стран. А некоторые даже полагали, что находятся под особым покровительством Архангела Михаила. Так полагала Франция. Он был небесным покровителем некоторых корпораций, обществ, рыцарских орденов.

На Руси всегда почитали Михаила Архангела. Неисчислимое множество храмов было посвящено ему по всей Русской земле. И сейчас встречаешь в заметных местах, в драгоценных каждому русскому сердцу духовных центрах храмы Михаила Архангела. Например, хорошо памятен мне и моим слушателям Архангельский собор Псково-Печерского монастыря. Был Архангельский собор у Москвы с очень давних времен. Московский Архангельский собор был впервые построен каменным еще в XIV веке, в правление 3-го Московского князя и великого Владимирского государя Иоанна Даниловича Калиты. Теперь на его месте стоит великолепный Архангельский собор, возведенный в царствование другого поистине великого или, может быть, нашего величайшего государя Иоанна Третьего. Теперь это будет снова храм Божий.

Поздравляю всех еще с тем, что Кремлевские соборы возвращены для богослужения. И теперь время от времени будут совершаться службы не только в соборном храме всей России и нашего патриарха (по старому титулу, «патриарха и всех северных стран») - в Московском Успенском соборе, но также в Архангельском, Благовещенском, в Патриаршей церкви Двенадцати Апостолов. Это замечательно, что в них снова будет служба. Их, правда, нам не совсем отдали, их «предоставили в пользование», и в некотором смысле, конечно, имели в виду их старое (дореволюционное) состояние. Успенский собор всегда был патриаршим, а в синодальный период принадлежал синоду, был как бы общерусским, архиерейским, синодским собором. А храмы Архангельский и Благовещенский принадлежали дворцовому ведомству. И то было естественно, ведь первый - усыпальница и храм памяти государей Российских, а второй - царская домовая церковь с древнейших времен. То было справедливо, но у меня есть одна оговорка. Дворцовому ведомству они принадлежали тогда, когда наши предки, братья и сестры, жили в православном Русском государстве, в котором мы пока еще не живем, и то будет стоить нам больших трудов, чтобы снова жить в православной России. Конечно, нету ничего удивительного в том, что в православном государстве какие-то храмы принадлежат обществам. Так было еще в древнейшей, домонгольской христианской Руси, когда были, например, храмы купеческих корпораций. Каждый храм принадлежит сообществу, братству. Приход тоже ведь сообщество, приход - это община, о чем мы, к сожалению, иногда забываем. Но такое возможно в православном государстве. Тогда было бы не странно, если бы собор принадлежал и государству, ведь православное государство находится в симфонии с церковью, оно даже само немножечко часть церкви.

История Русской церкви, покуда Россия была православной державой, и есть история России. Они неразделимы. Сейчас же это «пользование храмами» несколько странно. Дворцового ведомства у нас нету. В качестве усыпальницы президента Архангельский собор, надеюсь, не нужен. Также, безусловно, не нужна и Благовещенская соборная церковь в качестве домового храма правительства. Могли бы и совсем отдать. Впрочем, не хочется в величайший праздник, в такой замечательный день говорить о мрачном да еще с претензиями, у нас много законных претензий. Важнее другое - теперь в Архангельском соборе будет служба.

Именем Михаил, по Архангелу, с давних времен принято было нарекать прежде всего князей. Это имя воинское, наряду с именем Георгий, с именем Феодор, с именем Александр. Такова воинская традиция. И хотелось бы посоветовать воинским семьям ее возрождать и давать своим детям имена их воинственных небесных покровителей. У многих полков Российской армии день Архангела Михаила был полковым праздником.

И особенно хочется сегодня поздравить уральских казаков. Это их войсковой праздник, о чем многие, может быть, и забыли. Именно сейчас, когда Уральское казачество лишено своей земли, уже почти три четверти века, а теперь оно даже собственного государства лишено, когда оно «отписано», так сказать, «суверенному Казахстану» вместе со своими исконно казацкими землями, особенно хочется поздравить его с войсковым днем, с престольным праздником стоящего в городе Уральске Архангельского собора, который, к счастью, хотя бы возвращен. Это касается нас всех. Мы все хотя бы мысленно можем поздравить Уральское казачество с его праздником, с его днем и соединиться с ним молитвенно, ибо самая драгоценная поддержка - поддержка в молитве. Мы пока не поддержали их иначе, а православному надлежит православного поддерживать во всех сферах и всевозможно. Поддержим их молитвою!

Похожие публикации