Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Жанна Дарк: история Орлеанской девы. «Я вызываю вас на Божий суд!». За что на самом деле сожгли Жанну д`Арк

Жанна д’Арк , Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854. Фото: Commons.wikimedia.org

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове , доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в. Фото: Commons.wikimedia.org

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год). Фото: Commons.wikimedia.org

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

Оставлять ее в живых никто не собирался. Чтобы отправить ее на смерть, проделали простой трюк — охрана отобрала у нее женскую одежду, оставив мужскую. 28 мая 1430 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь». Такая вина уже неизбежно каралась смертью.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения» , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII , возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции , заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона , не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё. Фото: Commons.wikimedia.org

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III , отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».

Имя: Жанна д’Арк (Jeanne d"Arc)

Возраст: 19 лет

Деятельность: национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне

Семейное положение: не была замужем

Жанна д’Арк: биография

586 лет прошло со дня смерти знаменитой Орлеанской девы. Удивительная жизнь Жанны д’Арк не дает покоя историкам. Легендарной освободительнице Франции посвящены книги, труды, кинофильмы, спектакли и живописные полотна. Во Франции нет города, в котором не было бы увековечено ее имя. Феномен памяти и огромного почитания Жанны д’Арк кроется в ее уникальной биографии - в 17 лет стала главнокомандующим Франции.


Является единственной жертвой католической церкви, не просто реабилитированной после смерти, но и причисленной к лику святых. Беззаветная преданность народу, храбрость и стойкость Орлеанской девы сделали ее символом Франции. Яркой вспышкой пронесясь по средневековой истории, Жанна д’Арк оставила неизгладимый след в истории человечества.

Детство и юность

Жанна д’Арк, в детстве Жанетта, родилась 6 января 1412 года в Домреми (Лотарингия, Франция). Отец Жанны - Жак д’Арк, мать - Изабелла Рома. Многочисленные исследователи биографии Жанны не дают точного ответа, из какого сословия происходит семья. По сведениям, оставленным потомком Жака д’Арка, Шарлем дю Лисом, Жак женился на Изабелле и перебрался в Домреми из Сеффона, выращивал хлеб и имел 20 гектаров земли, коров, овец и лошадей.


Жанна - старшая из детей д’Арк. В семье росли братья Жанны - Жан, Пьер, Жакмен и сестра Катрин. Катрин умерла в юности. Братья стали соратниками и опорой Жанны в будущем. Жанна не называла себя Жанной д’Арк - еще в детстве Орлеанская дева дала себе имя «Жанна девственница».

Видения и пророчества

Первое видение к Жанне пришло в 13 лет. Девочка увидела архангела Михаила, великомучениц Екатерину Александрийскую и Маргариту Антиохийскую. В видениях Бог указал отправляться в Орлеан во главе войск и снять осаду, привести к короне дофина Карла и очистить Францию от английских оккупантов. Вероятно, на воображение девушки повлияли предания о предсказании мага Мерлина при дворе короля Артура, предрекавшего, что Францию спасет дева из Лотарингии.

В то время страну раздирала Столетняя война. Часть Франции была занята англичанами, а часть подвергалась набегам и грабежам. Изабелла Баварская, жена полоумного Карла VI, в 1420 году подписала договор с англичанами, согласно которому власть после смерти Карла VI переходила не сыну Карла, а к Генриху V, королю Англии. Измученный народ и терпящая поражения армия ждали чуда, спасительницы.

На войне

В январе 1429 года Жанна д’Арк сбежала из дома и отправилась в Вокулер. Встретившись с капитаном города Робером де Бодрикуром, объявила о намерении встретиться с дофином. Девушку не приняли всерьез и отправили домой. Вернувшись в Вокулер через год, Жанна потрясла капитана, предсказав поражение французов в битве при Руврэ, известия о которой пришли гораздо позже предсказания.

Впечатленный Робер де Бодрикур отправил Жанну д’Арк ко двору, снабдив мужским облачением, письмом к дофину и дав в подмогу группу солдат. В пути девушку сопровождали и братья. Путь ко двору Карла был чрезвычайно опасен. Как говорила сама Жанна, в дороге путешественникам помогал архангел Михаил.

Момент встречи Жанны д’Арк и Карла поэтично описан во многих произведениях. Карл долго не решался на встречу. Двор разделился на два лагеря, многие отговаривали дофина от встречи с пастушкой из Лотарингии. Духовенство считало, что Орлеанскую деву ведет дьявол. Дав согласие на аудиенцию, Карл посадил вместо себя на трон пажа. Жанна, войдя в зал, не взглянула на трон, а подошла к Карлу, стоящему среди придворных.


Орлеанская дева Жанна Д"арк

Как потом сказала Дева, на Карла ей указал архангел Михаил. После диалога Жанны и Карла наедине будущий король выглядел просветленным. Суть разговора Карл раскрыл лишь через четверть века - д’Арк развеяла сомнения дофина касательно законности его власти. Жанна заверила будущего государя, что трон принадлежит ему по праву.

Итак, Карл поверил Деве. Но его мнение решало не все - последнее слово было за священниками. Церковнослужители устроили Жанне утомительное испытание. Благодаря искренности и чистоте помыслов, пройдя все испытания и допросы комиссии в Пуатье, Жанна была допущена Карлом к армии. Начался доблестный военный путь Орлеанской девы. Из Пуатье Жанна д’Арк прибыла в Тур. Получив в Туре снаряжение и коня, Дева отправилась в город Блуа - начальную точку в пути на Орлеан.


Жанна Д"арк в сражении

В Блуа произошло необъяснимое событие - Жанна д’Арк указала часовню Сент-Катерен-Фьербуа, в которой хранился меч короля Карла Мартелла. С этим мечом король победил сарацинов в битве при Пуатье в 732 г. Меч помог Деве в сражениях. Известие о появлении спасительницы облетело Францию. Под знамена Жанны д’Арк собиралось ополчение. Хаосу и унынию в рядах войск пришел конец, бойцы воспряли духом и поверили, что Орлеанская дева приведет к победе.

Жанна стояла впереди войска в сияющих доспехах, с древним мечом и знаменем. Невероятно, но малограмотной пастушке из Лотарингии удалось в кратчайший срок освоить хитрости военной науки, навести порядок в деморализованных войсках, заслужить уважение среди военных начальников. Остается гадать, как в 17-летней простушке проявился недюжинный талант полководца. Сама Жанна повторяла, что ее ведет Бог.


Жанна Д"арк

Первый шаг в борьбе Жанны против англичан - снятие осады Орлеана. Орлеан являлся единственным форпостом на пути английских войск к полному захвату Франции, поэтому освобождение города явилось первоочередной задачей для Жанны д’Арк. 28 апреля 1429 года французские войска во главе с юной военачальницей выступили в поход на Орлеан. Их встретила шеститысячная армия французов. Дева предложила капитанам своей армии подойти к главным воротам Орлеана и напасть на войска противника.

Но командиры ослушались приказа, вывели войска к осажденному Орлеану и встали по левому берегу Луары, напротив войск противника. Оба моста к Орлеану были осаждены англичанами. Переправа вплавь под оружием противника - дело опасное. Положение оказалось безвыходным. Жанна была взбешена. Пришлось отправить войска назад, к Блуа, и направить по правому берегу Луары. Сама же д’Арк с небольшим отрядом вплавь пробралась с южной стороны Орлеана и вошла в город через Бургундские ворота. Ликованию горожан не было предела.


Народная героиня Жанна Д"арк

Битва под Орлеаном закончилась триумфальной победой Жанны д’Арк. В снятии осады крепостей Сен-Лу, Огюстен и Турель Дева участвовала лично. В атаке на последнюю получила ранение в плечо. 8 мая 1429 года англичане оставили подступы к Орлеану и постыдно бежали. Город объявили спасенным. Победа французов имела психологическое значение - страна поверила в свои силы. После победы под Орлеаном юной главнокомандующей дали прозвище «Орлеанская дева».

Коронация Карла

Отпраздновав победу в Орлеане, Жанна д’Арк отправилась в Тур к Карлу, объявить о победе. Путь к дофину проходил через толпы благодарных французов. Все хотели прикоснуться к доспехам Орлеанской девы. В церквях проходили торжественные молебны в честь спасительницы. Карл встретил юную главнокомандующую с почестями - усадил рядом, как королеву, пожаловал дворянский титул.


Жанна Д"арк на коронации Карла

Следующей задачей для Орлеанской девы стало освобождение Реймса. Именно в нем проходила коронация всех правителей Франции. Небывалые патриотические настроения населения позволили собрать около 12 тысяч воинов национально-освободительной армии. Волна освободительного движения захлестнула Францию. Карл до последнего сомневался в успехе похода на Реймс. Однако сбылось предсказание Девы - войска бескровно прошли к стенам города за две с половиной недели. Коронация Карла прошла в традиционном месте. Корону дофину надели в Реймском соборе. Рядом с королем стояла Жанна д’Арк со знаменем, в доспехах рыцаря.

Пленение и смерть

С коронацией Карла миссия Орлеанской девы закончилась. Жанна попросила короля отпустить ее в родную деревню. Карл лично попросил остаться на посту главнокомандующего. Жанна согласилась. Правящая верхушка Франции во главе с Ла Тремуйлем, получающая доходы с войны и заключившая перемирие с герцогом Бургундским, уговорила Карла повременить с освобождением Парижа. Жанна д’Арк предприняла попытку самостоятельного наступления.


Пленение Жанны Д"арк

23 мая 1430 года Жанна попала в плен к войскам Бургундского. Держал ее в плену командующий бургундцев в Пикардии Жан Люксембургский. Он не собирался отдавать Деву англичанам, а просил выкуп у Карла. Король предал ту, которая возвела его на престол, не проявив заинтересованности. Молчаливый отказ французы считают главным предательством в истории страны.

Суд над Жанной д’Арк прошел в Руане. Англичанам нужно было не просто убить Орлеанскую деву - необходимо было очернить ее имя. Поэтому Жанна должна была перед казнью по приговору французского трибунала подтвердить связь с дьяволом. Для этого на церковное судилище пригласили самого искушенного. Им стал Пьер Кошон, бывший епископ Бове. За успешную расправу над Девой англичане обещали Кошону митру архиепископа Руана.

С декабря 1431 года Жанну содержали под стражей в Руане - месте, принадлежащем англичанам на земле Франции. Там же проходил суд. Приговорить Деву к смерти нужно было, доказав связь с дьяволом. В этом, косвенно помогла подсудимая, объяснявшая поступки связью со сверхъестественным. На помощь спасительнице не пришли ни король, ни спасенный Орлеан, ни боевые товарищи. Единственный, кто бросился на помощь Жанне д’Арк, - рыцарь Жиль де Рэ, позже казненный.


Казнь Жанны Д"арк

На кладбище аббатства Сент-Уэн Жанна подписала бумагу о виновности и связи с дьяволом. Судьи вырвали признание обманом, зачитав иной документ. Вскрылся подлог позже, в процессе реабилитации мученицы. Приговор трибунала гласил: «Казнь через сожжение на костре заживо». Жанна до момента гибели держалась спокойно и уверенно. «Голоса» обещали Орлеанской деве спасение в мае 1431 года.

Реабилитация Жанны д’Арк состоялась через 25 лет, после освобождения Франции от английских оккупантов.

Личная жизнь

Личная жизнь Жанны д’Арк лишена страсти. Попав в армию 16-летней девственницей, Орлеанская дева погибла на костре в 19 лет.

Память

Сегодня память об Орлеанской деве увековечена в памятниках, кинофильмах и книгах. Католическая церковь отмечает День святой Жанны д’Арк каждый год 30 мая. Французы ежегодно празднуют 8 мая День Жанны д’Арк. В Париже на месте ранения Жанны стоит памятник Деве на коне в золоте. Снято 100 картин, посвященных Орлеанской деве.

Жанна д’Арк: последние новости

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Жанны д’Арк

Появилась на свет Жанна д"Арк в 1412 году от Р.Х. 6 января в деревне Домреми в Лотарингии. Её родители были не очень богаты. Она жила в семье с матерью, отцом и двумя братьями – Пьером и Жаном. Родителей звали Жан и Изабелла.

Вокруг персоны Жанны д"Арк ходит не одно мистическое поверье. Во-первых, очень долго кричал петух при её рождении. Во-вторых, Жанна росла возле места, где произрастало чудесное дерево, около которого в древности собирались феи.

В 12 лет Жанне было открыто нечто. Это был голос, который сказал ей о её судьбе быть защитницей короля Карла. Голос ей сказал о том, что она спасёт Францию по пророчеству. Она должна была идти и спасти Орлеан, снять с него осаду. Это были голоса архангела Михаила, Святой Маргариты и Святой Катарины. Голос её преследовал каждый день. В связи с этим ей пришлось обращаться трижды к Роберу де Бодрикуру, чтобы выполнить своё предназначение. На третий раз она пришла в Вокулер, где жил её дядя. Жители ей купили лошадь, и она опять поехала в надежде на приём. Вскоре прибыл в Вокулер гонец от герцога Лотарингского. Он пригласил её пожаловать в Нанси. Она надела мужской костюм и отправилась к дофину Карлу в Шинон. Там ей сначала представили не того человека, но она узнала, что это не дофин Карл. Она показала стоящему в толпе дофину какой-то знак и он сразу поверил в праведность её пути.

Она сказала ему слова от имени всевышнего. Жанна рассказала, что ей предназначено сделать его королём Франции, короновать его в Реймсе. Король обратился к народу и сказал, что он ей доверяет. Адвокат парламента задал ей много вопросов и получил ответы как от учёного. Будущий король приравнял её к "знаменным рыцарям" и дал ей личное знамя. Также Жанне дали двух гонцов, двух пажей и двух гарольдов.

Д"Арк пошла во главе войск с личным знаменем и Карл одержал победу. Осаду с Орлеана сняли всего за 9 дней. Это было знамением её божественной миссии. С тех пор день 8 мая является чудом христианской эпохи. В Орлеане это праздник Явления архангела Михаила. Англичане отступили без боя, после того, как Орлеан был 7 месяцев в осаде. Молва о ней облетела Европу. Жанна отправилась в Лош на встречу с королём. Действия её войск были медлительными и странными. Победы их можно объяснить только чудом. Как объясняют некоторые учёные нашего времени, это результат случайности или же то, чему не может до сих пор дать ответ наука.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Далее в королевском совете начались споры о цели похода. Придворные не советовали дофину Карлу идти на Реймс, так как по дороге было очень много укреплённых городов. Но Жанна своим авторитетом заставила войска идти в поход. За три недели армия одолела 300 километров и не сделала ни одного выстрела. Карл был коронован на царствие в Реймском соборе. Жанна д"Арк стояла рядом в соборе со знаменем.

После этого Жанна попала в плен к бургундцам. Карл заключил с ними странное перемирие. Армия короля была распущена. Бургундцы через полгода отдали д"Арк англичанам, а те предали её суду инквизиции. Она ждала помощи от Франции, но напрасно. Были две попытки побега. Её сторожили пять солдат, а на ночь приковывали цепью. Проходили один за другим изнурительные допросы, её подстерегали ловушки на каждом шагу. Так прошёл год со дня плена. Её допрашивали сто тридцать два инквизитора трибунала. Преступные деяния были обозначены в 70 статьях. Когда стали судить по статьям, то суд не смог её осудить. От пыток решено было отказаться, чтобы процесс не был объявлен недействительным. Ведь это был "образцово проведённый процесс". Поэтому было сформулировано второе обвинение, в нём было 12 статей.

Жанна ни в чём не призналась. Тогда придумали процедуру, которая должна была вызвать в ней страх смерти. Её привезли на кладбище и стали читать приговор. Жанна не выдержала и согласилась подчиниться воле церкви. Вероятно, протокол подделали, так как оказалось, что эта формула относилась ко всей предыдущей деятельности Жанны, от которой она отречься не могла. Она лишь согласилась подчиниться в дальнейших действиях воле церкви. Она поняла, что нагло её обманули. Ей обещали, что после отречения с неё снимут кандалы, но этого не произошло. Инквизиторам надо было, чтобы она снова впала в ересь. Тогда бы её ждала казнь. Это сделали очень просто. В камере ей обрили голову и одели в мужское платье. Этого было достаточно, чтобы доказать "ересь".

Жанна д"Арк была сожжена в 1431 году от Р.Х. 30 мая на площади Старого рынка в Руане. Когда Жанну казнили, то палач покаялся. Он убедился в её святости. Сердце и печень не сгорели, как он ни старался. Таким образом, нетленное сердце осталось неопалимым.

Прошло 25 лет, прежде чем репутацию Жанны реабилитировали. Опять был процесс, присутствовали 115 свидетелей и мать Жанны. Её признали возлюбленной дочерью церкви и Франции. Римская церковь причислила Жанну к лику святых.

Жанна Д’Арк (1412 - 1431) - национальная героиня Франции, успешно командовавшая французскими войсками в Столетней войне. Была сожжена на костре англичанами, как еретичка. Впоследствии церковь причислила ее к лику святых, предварительно реабилитировав. В этой статье Вы познакомитесь с её биографией, и узнаете об интересных фактах из ее жизни

Датой рождения Жанны считается 1412 год, однако в декрете папы Пия X о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409 года, что скорее всего более правдоподобно. Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми в семье зажиточных крестьян Жака д’Арк и Изабеллы Роме. Она никогда неименовала себя Жанной д’Арк, а только «Жанной Девственницей». В детстве все называли ее Жанеттой

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне здесь находится одноименный музей


Картина "Видение Жанны д’Арк" (художник Жюль Бастьен-Лепаж, 1879 год)


Когда героине стукнуло 17 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Бодрикуру и рассказала о своей великой миссии. Естественно, он её высмеял и Жанне пришлось вернуться в деревню, но спустя год повторила свою попытку. Во второй раз капитана поразила настойчивость юной девушки. Жанна предсказала поражение французов под Орлеаном и он согласился выделить ей воинов, а также военное мужское снаряжение. В последствии, Д"арк всегда одевалась именно так, мотивируя это тем, что в мужской одежде гораздо легче воевать. Такая одежда ко всему прочему не вызывает нездорового внимания у солдат.Вместе с Жанной отправились воевать два ее верных спутника - рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи

В марте 1429 года Жанна прибыла к Дофину, объявив что послана высшими силами для того, чтоб освободить страну и попросила воиска для того, чтоб снять осаду Орлеана. Она удивила всех своим знанием военного дела и верховой езды. Секретарь королей Карла VI и Карла VII говорил о ней: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками»

Карл все же колебался, но после всех проверок (матроны проверяли ее на девственность, гонцы узнавали о ней в ее краях, богословы проводили допросы) все же доверил ей войско и операцию по освобождению Орлеана. К тому же Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорожденность и права на престол, в чем многие сомневались


Для Жанны Д"Арк изготавливают специальные доспехи (так как она получила разрешение богословов на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Ей предоставили меч самого Карла Великого, хранящийся в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа

Карл Великий

Следующим ее пунктов назначения был Блуа, где уже ожидала армия, во главе которой Жанна начала наступление на Орлеан. Новость о том, что армию возглавила посланница божья, воодушевила воинов и сподвигла их на подвиги. В итоге, за 4 дня Д"Арк полностью освобождает Орлеан, так как англичане были вынуждены снять осаду. Многие военачальники считали эту задачу полностью невыполнимой…

Военные действия возобновились весной 1430 года, но шли довольно медленно. Королевские придворные постоянно пытались строить всяческие козни, в результате подстроив предательство, из-за которого Жанна Д"Арк попала в плен к бургундцам. Король Карл решил не предпринимать никаких действий для освобождения Жанны, и бургундцы продали ее англичанам, и перевезли в Руан

На фото башня в Руане, в которой была заточена Жанна

Судебный процесс начался в конце февраля 1431 года. Формально Жанну судила церковь, выдвинув обвинение в ереси, но в тюрьме её держали под охраной англичан, как военнопленную.К тому же, возглавлял процесс епископ Кошон, сторонник интересов Англии, да и само правительство этой страны не скрывало своих интересов в этом деле. Англичане даже оплатили все судебные издержки и расходы, связанные с делом, довольно таки не малые.

Допрос Жанны Д"Арк

Пытаясь сломить волю заключенной, ее содержали в страшных условиях, постоянно оскорбляя и угрожая пытками — но все это без толку, Жанна не признала себя виновной. Смертная казнь без признания вины создала бы вокруг Д"Арк еще больший ореол мучиницы, потому судьи прибегли к обману, подсунув бумагу об отречении от ересей, которую неграмотной девушке пришлось подписать, якобы в обмен на помилование. На самом же деле, из-за неграмотности она поставила подпись под полным отречением от всех своих заблуждений

"Жанна д’Арк". Триптих


Через несколько дней ее обвинили в том, что она снова одела мужскую одежду, когда на самом деле женскую у нее отобрали. В результате у трибунала не оставалось выхода кроме как приговорить девушку к смертной казни.30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане с «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница». «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - воскликнула Жанна и попросила дать ей крест и когда огонь охватил её, она крикнула: «Иисус!».Пепел был развеян над Сеной, а в музее Шинона якобы хранятся ее останки. Но согласно иследования, эти мощи не принадлежат Жанне Д"Арк

После окончания войны в Нормандии в 1452 Карлом VII был инициирован процесс, с целью оправдать Жанну. Были изучены все документы, опрошены все свидетели, в результате чего все пришли к выводу, что казнь была незаконной. В июле 1456 судьи зачитали вердикт, который полностью оправдывал казненную девушку, восстановив ее доброе имя


При всём массиве исследовательской информации по тематике Жанны д’Арк, чьё появление в мировой истории было невероятно кратким, но исключительно ярким, мы доселе больше не знаем , чем знаем об Орлеанской Деве. Дата рождения гипотетична – традиционно называется 1412 год, но в папском декрете, после причисления Жанны к лику святых, записана другая дата – 1409 год, и, возможно, это более правдоподобно, поскольку католическая церковь весьма скрупулёзно работает с документами, касающимися вопроса канонизации той или иной персоны.

Не сохранилось ни единого прижизненного портрета Жанны, если таковые вообще существовали – единственный рисунок, датируемый 10 мая 1429 года, принадлежит перу впечатлительного секретаря парламента Парижа, когда в город пришли воистину сенсационные известия о том, что сторонники дофина сняли осаду с города Орлеан. Разумеется, видеть Жанну лично господин секретарь никак не мог, хотя бы потому, что Париж находился под властью англо-бургундцев, отчего дал волю фантазии – на не слишком умелом рисунке мы видим длинноволосую женщину в складчатой юбке, с мечом и знаменем, тогда как Жанна носила мужскую одежду и была коротко стрижена, о чём нам дружным хором докладывают многочисленные свидетели из её окружения.

Сохранившиеся описания внешности не менее скупы. Волосы Жанны были тёмными, глаза карими, рост высоким – по тем временам, конечно. В исследовании Тюбингенского университета «The biological standard of living in Central Europe during the last 2000 years» от 2005 года, сделанном на основе измерений 9447 скелетов из 314 могил, включая общие захоронения, указывается, что средний рост человека эпохи XIV–XV веков составлял 167 см у мужчин и 157 см у женщин, то есть «высокая» Жанна д‘Арк вполне могла быть ростом 170–175 сантиметров.

Центральный же вопрос – личность Орлеанской Девы, которую мы можем воспринимать исключительно через призму воспоминаний её современников и документы как обвинительного следственного дела, так и последующего процесса по реабилитации. Причём здесь есть одно существенное «но» – судебные документы являются не подробной стенограммой высказываний Жанны, а бюрократическими записями, которые скорее отражают отношение представителей церковного суда к обвиняемой, чем доносят до нас мысли Девы. Доктор исторических наук и современный российский медиевист Ольга Тогоева точно сформулировала суть проблемы:

«Значительно сложнее понять, кем она была на самом деле и кем она сама себя считала. На эти вопросы, как мне кажется, мы никогда не узнаем ответов, мы не увидим Жанну «в действии», не услышим её собственных слов. Сохранившиеся от XV века документы не могут дать нам полное представление о том, как она сама оценивала собственные поступки и прежде всего тот выбор, который она сделала, оставив свой дом и семью, привычный деревенский уклад, отказавшись от замужества и всю себя посвятив делу войны».

Ещё больше вопросов вызывает окружение Жанны и исторические личности, ей симпатизировавшие, помогавшие и направлявшие. Среди них были весьма странные, если не сказать зловещие персонажи, которых вряд ли можно представить в числе приближённых будущей святой. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

…Он был молод, хорош собой и невероятно богат. К моменту знакомства с Жанной Жилю де Монморанси-Лавалю, барону де Ре, исполнилось 24 года – по меркам средневековья это возраст расцвета и вхождения в зрелость. По отцовской линии Жиль де Ре приходился внучатым племянником одному из величайших полководцев Столетней войны, Бертрану Дю Геклену . Он унаследовал фантастическое состояние, площадь его земель превосходила владения герцога Бретонского, а семья контролировала едва ли не половину солеварен Бретани и, соответственно, получала баснословный доход на экспорте этого невероятно ценного по тем временам продукта.

«Жиль де Лаваль, господин де Ре» (художник Элио-Фирмин Ферон, 1835 г.)

Можно сказать, что Жиль де Ре некоторое время содержал на свои средства «буржского королька» и финансировал военные операции, поскольку со средствами у дофина Карла дела обстояли крайне скверно, а барон являлся пусть и не самым убеждённым, но всё-таки арманьяком, не жалевшим средств для сеньора. Наконец, благодаря деду и опекуну, Жану де Краону, Жиль де Ре получил блестящее образование. Он читал, по меньшей мере, на латинском и древнегреческом языках и увлекался коллекционированием книг, собрав богатую библиотеку – явление довольно редкое для рыцарства XV века с его огрубевшими за десятилетия войны нравами. Одновременно с этим показал себя отличным военным, безупречным рыцарем и человеком абсолютно бесстрашным.

Вот такой добрый молодец был представлен ко двору дофина ориентировочно в 1427 году, когда коннетаблем Франции (точнее, того, что от Франции осталось после договора в Труа) становится Жорж де Ла Тремуйль, коему барон де Ре приходился отдалённым родственником. Дальнейшее общеизвестно – стремительная придворная карьера, участие вместе с Жанной д’Арк в Орлеанском деле и битве при Патэ, коронация дофина в Реймсе, звание маршала Франции в 25 лет. Однако в 1432 году политическая и военная звезда Жиля де Ре заходит, он удаляется в свои владения, где занимается сочинительством и даже театром – по его заказу пишется «Орлеанская мистерия», восхваляющая подвиги Жанны и, конечно же, её соратников. Потом он окружает себя алхимиками и магами, якобы занимается чернокнижием и демонопоклонничеством, а в 1440 году попадает под суд по обвинению в серийных убийствах, содомии, колдовстве и, как обычно писали в протоколах инквизиции, «иных неисчислимых мерзостях». Приговор был обвинительным, Жиля де Ре казнили в Нанте 26 октября 1440 года, спустя десятилетие после его прощания с Жанной…

Второй из ближайших соратников Жанны, гасконец Этьен де Виньоль, сеньор де Куси по прозвищу Ла Гир («Гнев»), был полным антиподом утончённому и образованному Жилю де Ре, который – вы только вообразите – читал книжки! Пожалуй, более отталкивающего персонажа в окружении дофина Карла не было: по всем сообщениям современников, к Ла Гиру применительна единственная характеристика – отпетый висельник. Именно Виньолю, по легенде, принадлежит замечательный афоризм, полностью в духе его характера: «Будь Господь солдатом, он бы тоже грабил!»

Ла Гир не умел ни читать, ни писать, отличался феноменальным талантом к сквернословию, характером обладал совершенно необузданным и свирепым, внешне был безобразен, сильно хромал – он остался инвалидом после нелепого случая, когда на него в одном из грязных постоялых дворов обвалилась печная труба, сломав в нескольких местах правую ногу. Классический типаж рыцаря-разбойника! После сожжения Жанны в Руане Ла Гир устроил бургиньонам персональную месть, на протяжении нескольких лет нагромоздив буквально штабеля трупов. Весной 1429 года, с появлением Жанны в Шиноне, этому рубаке было около сорока лет – а столь почтенный возраст с учётом беспрестанных сражений означает одно: он был профессионалом очень высокого класса.

Портрет Ла Гира (художник Луи-Фелис Амьель, 1835 г.)

Загадка личности Жанны д’Арк состоит и в том, что Дева практически моментально сумела очаровать столь разных людей как Жиль де Ре и Ла Гир. Если Дюнуа, Алансон или Потон де Сентрайль, шедшие вместе с Жанной к Орлеану, являлись в общем-то обычными для своей эпохи людьми, то эта парочка на общем фоне выделяется особенно ярко – особенно с учётом того, что мы знаем о бароне де Ре и Этьене Виньоле. Ла Гир так и вообще оказался одним из первых, кто признал в Деве божественный знак, символ, поверил в неё совершенно искренне – а этого головореза, заметим, трудно назвать человеком впечатлительным и тонко чувствующим.

Жанна заставила Виньоля сходить к исповеди, хотя к церковным обрядам он относился без особого пиетета; наконец, Жанна, относившаяся к сквернословию и богохульству совершенно нетерпимо, простила ему пошлейшую двусмысленность – Дева клялась древком своего знамени, Ла Гир перенял эму манеру и тоже начал клясться своим «древком». Тот факт, что Жанна имела на этого буйного типа серьёзное влияние, неоспорим, но абсолютно непонятно, как и почему наёмник, для которого убить человека было столь же просто, как высморкаться, безоговорочно ей поверил и смирил свой жутковатый норов. Точнее – уверовал в Деву, что, впрочем, совершенно не помешало ему впоследствии безжалостно выпускать кишки бургундцам в качестве кровавой вендетты за Жанну.


Ла Гир и Потон де Сентрайль (миниатюра XV века)

Ещё более сложная ситуация складывается с Жилем де Ре в свете его дальнейшей деятельности и предъявленных обвинений. Хорошее образование тогда включало обязательный курс богословия, и в целом бретонский барон должен был неплохо разбираться в религиозных тонкостях, умея отличить мошенницу от потенциальной святой. Больше того, увлечение Жиля де Ре оккультизмом и алхимией (вполне доказанное свидетелями) подразумевало то, что молодой человек интересовался герметическими знаниями с юности, а следовательно, его притягивало всё связанное с «потусторонним». Не в этом ли секрет его увлечения Жанной, в котором, впрочем, как и у Ла Гира и остальных, не было ни малейшего оттенка сексуальности?

Ну а если предположить, что все те ужасы, которые Жиль де Ре якобы совершил в следующее десятилетие (желающие могут поинтересоваться устрашающими подробностями обвинения по его делу самостоятельно), реальны хотя бы на четверть, то что же получается? Жанна, которой даже скептики не отказывают в большем или меньшем даре ясновидения, не сумела разглядеть в нём монстра? Следовательно, не такая уж она и святая? Или наоборот – Жиль де Ре через десять лет стал жертвой сфальсифицированного обвинения? Кстати, последняя версия тоже существует и подробно обсуждается исследователями.

Тут будет небезынтересно упомянуть о заключении, данном комиссией богословов в Пуатье, куда отправили Жанну вскоре после появления в Шиноне:

«…В ней, Жанне, не нашли ничего злого, но только добро, смирение, девственность, благочестие, честность, простоту. Хозяева, у которых она жила, Жан Рабате и его супруга, подтверждают, что каждый день после обеда она долгое время проводила на коленях в молитве, а иногда молилась и ночью и что она часто ходила в домашнюю часовенку, где подолгу молилась ».

Что характерно, эта запись сделана не благоговейными почитателями Жанны наподобие Жиля де Ре или Ла Гира, а людьми, в чью сферу профессиональной деятельности входила обязанность дать для государственной власти ясную и не требующую двойных толкований характеристику девушки из Домреми – это были не склонные к сантиментам бюрократы, многие из которых участвовали в инквизиционных процессах и отлично представляли свою личную меру ответственности в случае ошибки. Но и тут мы видим на редкость единодушное мнение – Дева Жанна представляет собой едва ли не идеал христианского служения. Обмануть этих прожжённых специалистов, десять собак съевших на поприще определения одержимости и точно знавших критерии добра и зла в понятиях церковного права XV века, было невозможно. Значит и на них «волшебство» Жанны оказало воздействие?

Задействуем принцип Оккама – самое простое и рациональное объяснение некоего феномена является самым верным. Что дофин, что господа де Ре, Виньоль, Дюнуа или Алансон, что священники в Пуатье столкнулись с беспримесной чистотой веры, без малейшей тени лукавства или притворства. Искренность всегда вызывает доверие и симпатию, тем более что «массовое бессознательное» французского общества того периода жаждало миракля, чуда, мистического избавления. Накладываем всё это на религиозный менталитет, на мнимые или истинные видения Жанны, и получаем Орлеанскую Деву, «Госпожу Надежду», как обозначила это явление французская исследовательница Режин Перну.

Молитва Жанны д’Арк (художница Зоэ-Лоре де Шатийон, XIX век)

После краткосрочного визита в Пуатье Жанну перевозят обратно в Шинон, а от двора дофина в Тур. Следует распоряжение Карла де Валуа: «…изготовить для Девы доспехи, подходящие для её тела », сиречь снять мерку и выковать броню по размеру Жанны. Архивное дело в XV веке было развито ничуть не хуже, чем сейчас, и сохранившиеся казначейские записи докладывают, что за доспех оружейному мастеру Жану Дюпюи следовало 100 полновесных турских ливров – с учётом инфляции, сумма очень солидная. Золотое содержание турского ливра составляло 8,27 г чистого золота или примерно 490 г серебра, то есть броня Жанны обошлась дофину в 820 г золота. Одновременно было заказано знаменитое знамя Жанны д’Арк, надевавшееся на копейное древко. Возникли проблемы с оружием – ещё в Вокулёре капитан Робер де Бодрикур подарил Деве самый обычный меч, для обороны от возможного нападения в дороге. Однако Жанна потребовала отправить гонца в местечко Сен-Катрин-де-Фьербуа, где останавливалась на пути в Шинон. Цитируем летописи:

«…Она знала от своих голосов, что меч находился там, и она никогда не видела человека, который отправился за названным мечом. Она написала священникам церкви этого городка: возрадуйтесь тому, что меч будет у меня, и пришлите его мне. Меч закопан неглубоко и, как ей казалось, за алтарём; впрочем, точно она не знала, за или перед алтарём. Она сказала также, что как только меч будет найден, священники этой церкви должны почистить его, и ржавчина сразу же исчезнет; а поехал за мечом оружейный мастер из Тура».

Отличительным признаком клинка являлись пять выгравированных на нём крестов – любой знакомый со средневековой геральдикой человек сразу определит, что это за знак: герб Иерусалимского королевства крестоносцев, основанного в 1099 году. Символика очевидна – Жанна собиралась в свой Крестовый поход. Ещё одна из многочисленных и малообъяснимых странностей, сопровождавших появление Девы.

Вскоре Жанна отправляется в Блуа, где собиралась королевская армия и где её ждали верившие в миссию Девы соратники, включая Жиля де Ре и невоздержанного на язык Ла Гира…

Продолжение следует

Похожие публикации