Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Благовещенский собор зодчие. Благовещенский собор кремля. Благовещенский собор Московского Кремля: история

Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье .

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Покрытие пола Благовещенского собора

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот “яшмовый” пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.


Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.

Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус

Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением – из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.


Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана – ростовые фигуры библейских праотцов – Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.

В парусах, по традиции, помещены евангелисты.

Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены – Рождество Христово XIX века., северной – Успение Богоматери – фреска XVI века.

Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда. Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

1.Фреска на северной стене собора – изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке – семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.


Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Фреска на северной стене – “Жена, облачённая в солнце”. Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а “жена, облачённая в солнце” – христианскую Церковь.

Роспись Благовещенского собора. Столпы

На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа – император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе – святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.

Роспись Благовещенского собора. Иконостас

Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.


Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.

Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали другие мастера, это не умаляет их ценности.

Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.

Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля

О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье . Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Смоленско-Шуйская икона

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Храмовая икона Благовещенского собора

Храмовая икона “Благовещение” XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется “Воплощение”.

В клеймах иконы изображён Акафист.

Другие значимые иконы Благовещенского собора

Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Четырёхчастная икона

Большая икона “Четырёхчастная” расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность такой иконографии.

На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.

Чтение иконы идёт по кругу, начало – в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.

Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем – в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.

Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.

Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.

На южной стене храма – проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье “Благовещенский собор. Южная галерея”.

Начало цикла в статье

Соборы Кремля - Благовещенский собор и Успенский - давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор - это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя. Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель. Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский - усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость. В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство. Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения. В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году. Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор. Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения». А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя - Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение». Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Архитекторы

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года. Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила. Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое - цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы. Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи. Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев. Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей. О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание. Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни - святых Русской и Греческой Церквей. Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой. Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена. Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре. Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века. Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках. Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью. Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части. Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа - ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды - создают иллюзию устремления ввысь. Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания. Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца - то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда. Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда. Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти. На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов - Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея. В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Иконостас

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца. Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров. Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса - праотеческий и пророческий - были написаны уже в конце шестнадцатого столетия. Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор - типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва. Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор - один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484-1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые нишки и выложенные из кирпича особой формы пояски «бегунка» и «поребрика». В то же время, мы видим ярусы килевидных закомар и кокошников, характерных московскому зодчеству. Собор наряден и невелик, что полностью соответствовало его роли домового храма великокняжеской семьи.

По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля), установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.

В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия - Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.

Первоначально Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён крытыми галереями - папертями. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. Именно в это время в основном сложился живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня.

Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, одной из побед Ливонской войны - взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI-XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода, связанных с историей собора.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Многовековая история государства Российского отражается в памятниках искусства, архитектуры, литературы. Столица огромной страны - Москва, ее центр - Кремль, который на сегодняшний день является не только резиденцией правительства и президента, но и музеем, отражающим все вехи становления великой державы. Уникальный по своей архитектуре и истории комплекс может рассказать посетителю много интересного. Каждое его здание несет часть нашего прошлого: башни, площади, сады, храмы московского Кремля. Благовещенский собор относится к наиболее древним постройкам, святыни, хранящиеся в нем, датируют периодом становления христианства на Руси.

Расположение

Архитектурным центром Московского Кремля является Соборная площадь. Два великолепных расположены по ее периметру. Юго-западную часть площади занимает Благовещенский собор, который часто называют Златоверхим, он был освящен во имя Благовещения Богородицы. Храм является уникальным представителем древнерусской архитектуры, жемчужиной Кремля. За многовековую историю своего существования он многократно перестраивался, украшался каждым следующим представителем царской династии, но при этом не потерял основного назначения и первоначально заложенной формы. Для того, что бы определить, кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, необходимо обратиться к истории его создания. Достоверно известно из летописных источников, что в конце XIV собор он уже существовал.

История

Деревянная церковь Благовещения по неуточненным данным была возведена в 1290 году. По преданию распоряжение о постройке было дано князем Андреем, который был сыном Александра Невского. Московского Кремля в первоначальном деревянном исполнении неизвестно, но к концу XIV века он существовал именно в таком виде. Необходимость в укреплении и реставрации церкви возникла после того, как в нее была доставлена византийская икона «Спас в ризнице белой». Именно с этим событием связано первое летописное упоминание о будущем соборе. До наших дней от первоначального варианта постройки не дошло никаких сведений. Размер, автор постройки, внутренняя и внешняя отделка церкви остаются тайной, которую невозможно разгадать. С начала начинается возведение каменной церкви, которая в дальнейшем станет известна как Благовещенский собор Московского Кремля. История дальнейшего преобразования храма неразрывно связана с княжескими, а затем царскими семьями, правящими на Руси.

XV век

Своим воплощением в камне храм был обязан Василию I (сыну Дмитрия Донского), именно он повелел заложить домовую церковь для княжеской семьи. Основным условием постройки являлась ее близость к жилым помещениям палат, поэтому собор в Московском Кремле Благовещенский горожане называли храмом «на сенях». В 1405 году роспись внутреннего убранства была произведена знаменитыми русскими иконописцами (Ф. Грек, А. Рублев). Архитектурные особенности созданного строения, его оформление отражали влияние которое было сильно в силу становления христианства на Руси того времени. Более 70 лет храм прослужил в неизменном виде и в 1483 году был разрушен по приказу Ивана III.

Возведение собора

Полное обновление кремлевских построек начинается с 1480 года. Московский князь Иван III пригласил для работы итальянских мастеров, но с условием перестройки всего комплекса зданий в древнерусском стиле. Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля? Из летописей того времени достоверно известен факт, говорящий о том, что храм возводился русскими архитекторами. Для этих работ были привлечены псковские зодчие, которые при содействии московских мастеров начали возведение храма в 1984 году. Фундаментом для него служил старый подклет, т. е. собор строился такой же формы, как и старый.

Перед русскими мастерами стояла сложная задача, она заключалась в том, чтобы гармонично вписать храм в комплекс зданий Кремля. Из летописей конца XIV века можно даже узнать фамилии тех, кто построил Благовещенский собор в Москве, это архитекторы из Пскова Мышкин и Кривцов. Следует отметить талант этих людей, благодаря их стараниям Кремль приобрел еще одно уникальное строение, пропитанное историей государства за века своей службы.

Архитектура

В 1489 году возведение собора было закончено, его осветил митрополит Геронтий. Типичные черты архитектурных традиций московских и псковских мастеров прослеживаются в этом здании. Как и ранее существовавший храм, он имел форму квадрата и венчался тремя главами. В центральной части располагался столп, от которого расходились к каждой стене низкие арки. Крестово-купольная постройка была окружена крытыми галереями. Система переходов связывала храм с жилыми сооружениями кремлевского комплекса. Апсид (закрытое небольшое алтарное углубление) располагался с восточной стороны. Основное (религиозное) назначение не исключало практического использования, которое нес Благовещенский собор Кремля. Описание алтаря дает возможность предположить, что в подклете могла храниться государственная казна.

Назначение

Великие князья, а затем все русские цари использовали Благовещенский собор Кремля как придомовую церковь. В нем свершались все семейные таинства (крещение, венчание). Настоятель собора становился духовником правителя Руси, он его исповедовал, помогал составлять и заверял завещание, в долгих беседах мог давать царю советы. В Благовещенском храме хранились ценности княжеской (царской) семьи (реликвии, иконы, мощи святых). Первые московские князья хранили в нем казну. Каждый следующий представитель династии, взойдя на трон, старался улучшить убранство собора, внести в его облик что-то свое, оставить напоминание о себе потомкам.

XVI век

Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, который мы видим сегодня? Вопрос не простой, здание обновлялось часто в связи с пожарами в Москве и в результате войн и революций. Наиболее весомые изменения облика храма происходили в течение XVI века. Василий III в период своего правления повелел расписать храм «богато». К этой работе привлекли лучших на Руси иконописцев (Феодосий, Федор Едикеев). Основные мотивы фресок были сохранены, но в убранстве собора появляются отделочные и драгоценные камни. Количество куполов увеличивается до 9 (символ Пресвятой Богородицы в древнерусском христианстве), каждый из которых покрывается золотом, поэтому собор становится Златоверхим. Южный вход по его указу предназначается только для посещения царской (княжеской) семьей, там же они раздавали милостыню и отдыхали после богослужения.

Иван Грозный

В 1547 году Москва и кремлевские постройки значительно пострадали от большого пожара. Благовещенский собор не стал исключением, поэтому Иван Грозный велел его полностью восстановить (фактически построить). В 1564 году храм был возведен, расписан, украшен более богато, чем при его отце (Василии III), и освещен. Паперти украсили резные порталы из белого камня, которые выполнили итальянские мастера. Уникальными для того времени стали медные двери, украшенные золотом. Был частично воссоздан иконостас и роспись свода, стен и колон храма. По заказу Ивана Грозного к Благовещенскому собору пристраивается крыльцо (грозненское), по приданию именно оно было местом, где царь увидел предвестие своей смерти.

Современная история

Российский престол заняла династия Романовых, которые так же хранили и украшали Благовещенский собор. Его дальнейшая история является примером бережного отношения к древнерусским святыням. Наиболее значительные повреждения храм получил в 1917 году, попаданием снаряда было уничтожено грозненское крыльцо, которое не было восстановлено. Большевики перенесли столицу в Москву и разместили в Кремле руководство страны. Уникальные исторические, религиозные, архитектурные объекты стали недоступны для посещения простых людей. Новая власть после длительного периода открыла вход в исторический центр города, создав музеи Московского Кремля. Благовещенский собор функционировал в этом качестве до 1993 года. На сегодняшний день он является одной из наиболее древних действующих святынь православия на территории нашего государства.

Современная архитектура

Благовещенский собор строился на протяжении нескольких веков. Он фактически состоит из нескольких построек разного времени, которые достаточно гармонично сочетаются и образуют знакомый современному человеку по облику храм. В XVI веке к собору пристраиваются четыре придела, каждый из которых венчается головой, при этом три главы из девяти являются декоративными. Внутреннее пространство отличается небольшим размером, т. к. собор предназначался только для великокняжеской (царской) семьи. Архитектурный стиль постройки можно охарактеризовать как древнерусский, с византийскими традициями. Купольная конструкция за счет освещения создает эффект вертикального движения, в манере убранства прослеживается псковская архитектурная школа (квадратные столпы, подпруженные арки). Московские мастера внесли в облик собора узорчатые пояса стен и форму порталов. Благовещенский собор неповторим по своей архитектуре и истории строительства.

Иконостас

Уникальная по составу и возрасту коллекция, располагается в несколько ярусов (рядов). Иконы XIV, XV, XVI веков, уникальные реликвии древнерусского христианства представлены в храме. Среди них работы Андрея Рублева и которые сохранились до наших дней. Иконы, отображающие события жизни Христа, созданы в XVI веке, их оклады выполнены по специальному заказу в 1896 году. Удивительным иконостас Благовещенского собора является потому, что в нем оставлено место для изображения царя, который правит в определенный временной промежуток. После смерти монарха икону с его изображением переносили в Архангельский собор и размещали на надгробье.

Роспись

Наиболее древние подлинные образцы фресок утеряны при пожарах и перестройках собора. Современная роспись является их копиями, она выполнена художниками XVI века, которые постарались передать цветовые решения, формы и значение сюжетов. Удивительным является тот факт, что наряду с традиционными библейскими мотивами на стенах, сводах, колоннах изображены лики русских князей и античных философов, это придает уникальность такому памятнику, как Благовещенский собор Кремля. Москва, Россия не имеет более древних образцов В этом музее хранятся произведения религиозного искусства, аналогов которым нет. Образ Благовещения относится к наиболее древнему и редкому типу иконографии.

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей. В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик. Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

Где находится

Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

Посещение

Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга . В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.
Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет , который дает право на вход во все музеи Соборной площади. Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия . А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году , а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году , во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет. К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году , собор становится девятиглавым .

В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским , происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.


Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году .
В 1993 году , в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская , авторства Феофана Грека.

икона Божьей Матери Пименовская

чудотворная икона Божьей Матери Донская

Благовещенский собор Московского Кремля на фото


Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.


Крупный план позолоченных куполов храма.

Фрагмент декора Благовещенского собора.

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Тем путешественникам, которые хотят подчеркнуть свои впечатления о Благовещенском соборе, прошу высказываться в комментариях.

Похожие публикации