Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Какое растение имеет наибольшее количество устьиц. Численность устьиц у некоторых растений. Влияние факторов среды на внешнее строение листа

«Конкурс по биологии» - Кисть. Команды. Эритроцит. Наука. Конкурс эрудитов. Разминка. Папа римский Иннокентий. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Термин. Носовая полость. Английский ученый. Неподвижное соединение костей. Поле чудес. Наука о строении и форме организма и его органов. Конкурс для капитанов. Найди ошибку.

««Игра по биологии» 6 класс» - Беленькое платьице. Глухари. Дождевой червь. Прогулка в лес. Корзина. Насекомое. Свекла. Пурга. Что лишнее. Живая буква. Лепестки. Поймай птицу. Команда. Липа. Игра по биологии. Наступает весна. Сорняк. Стоп-кадр. Кроссворд. Отгадай ребус. Найди ошибку. Золотая середина.

«Викторина по биологии» - Снова будешь жизни рад. «Корешки» Картофель Томаты Морковь Капуста Перец Белена Баклажаны. Ягода вкусна. Что за растение находится в «черном» ящике? С грядки мы возьмем микстуру, За таблеткой сходим в сад, Быстро вылечим простуду. Кроме плодов используют ботву. Час занимательной биологии. Подсказка №2 Симбиоз.

«Игра на биологии» - 11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Обсуждение хода и результатов игры. Подготовка к проведению. Игра – творческая дискуссия. Ориентация. Игра – направляемая дискуссия. Дидактические возможности учебных игр. «Составь трёхзначное число». «Пятый лишний». Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко).

«Игры уроки» - Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета. А между зонами проведения и роста? 13. Астра. 12. Колокольчик. 17. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза. Часть букв в плетенке скрыто. Кактус. Как образуются корневые шишки? Хвойное дерево. Плод груши. По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.

«Игра по биологии» - Как зовут старшую сестру кабачка и патиссона? Назовите растение. Назовите птицу Афины, богини мудрости. Третий раунд. Что И. П. Павлов назвал «изумительной пищей, приготовленной самой природой»? Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра». В какой стран высшая награда - Орден Хризантемы. Канн - «Золотая пальмовая ветвь», Берлин - «Золотой медведь», Венеция - …

Особое значение в жизни растения имеют устьица, относящиеся к системе эпидермальной ткани. Строение устьиц настолько своеобразно и значение их настолько велико, что их следует рассмотреть особо.

Физиологическое значение эпидермальной ткани имеет двойственный, в значительной степени противоречивый характер. С одной стороны, эпидермис структурно приспособлен к защите растения от высыхания, чему способствует плотное смыкание эпидермальных клеток, образование кутикулы и относительно длинных кроющих волосков. Но с другой стороны, эпидермис должен пропустить сквозь себя массы устремляющихся во взаимно противоположных направлениях паров воды и различных газов. Газо- и парообмен при некоторых обстоятельствах могут быть весьма интенсивными. В растительном организме указанное противоречие с успехом разрешается с помощью устьиц. Устьице состоит из двух своеобразно измененных эпидермальных клеток, соединенных между собой противоположными (по своей длине) концами и называемых замыкающими клетками . Межклетник между ними носит название устьичной щели .

Замыкающие клетки называются так потому, что они путем активного периодического изменения тургора меняют свою форму таким образом, что устьичная щель то открывается, то закрывается. Для этих устьичных движений большое значение имеют следующие две особенности. Во-первых, замыкающие клетки в отличие от остальных клеток эпидермиса содержат хлоропласты, в которых на свету происходит фотосинтез и образуется сахар. Накопление сахара как осмотически деятельного вещества вызывает изменение тургорного давления замыкающих клеток по сравнению с другими клетками эпидермиса. Во-вторых, оболочки замыкающих клеток утолщаются неравномерно, поэтому изменение тургорного давления вызывает неравномерное изменение объема этих клеток, а, следовательно, изменение их формы. Изменение же формы замыкающих клеток и вызывает изменение ширины устьичной щели. Поясним это на следующем примере. На рисунке изображен один из типов устьиц двудольных растений. Самую наружную часть устьица составляют пленчатые выступы, образованные кутикулой, иногда ничтожные, а иногда довольно значительные. Они ограничивают от наружной поверхности небольшое пространство, нижнюю границу которого составляет сама щель устьица, носящее название переднего дворика устьица . За щелью устьица, ковнутри, расположено еще одно небольшое пространство, отграниченное небольшими внутренними выступами боковых стенок замыкающих клеток, называемое внутренним двориком устьица . Внутренний дворик непосредственно открывается в большой межклетник, называемый воздушной полостью .

На свету в замыкающих клетках образуется сахар, он оттягивает воду от соседних клеток, тургор замыкающих клеток увеличивается, тонкие места их оболочки растягиваются сильнее, чем толстые. Поэтому выпуклые выступы, выпячивающиеся в щель устьица, становятся плоскими и устьице раскрывается. Бели сахар, например, ночью переходит в крахмал, то тургор в замыкающих клетках падает, это вызывает ослабление растянутости тонких участков оболочки, они выпячиваются навстречу друг другу и устьице закрывается. У разных растений механизм закрывания и открывания щели устьиц может быть разным. Например, у злаков и осок замыкающие клетки имеют расширенные концы и сужены в средней части. Оболочки в средних частях клеток утолщены, в то время как расширенные их концы сохраняют тонкие целлюлозные оболочки. Увеличение тургора вызывает разбухание концов клеток и вследствие этого отхождение друг от друга прямых медианных частей. Это и приводит к раскрытию устьица.

Особенности в механизме работы устьичного аппарата создаются как формой и строением замыкающих клеток, так и участием в нем соседних с устьицами клеток эпидермиса. Если клетки, непосредственно примыкающие к устьицам, отличаются по своему облику от прочих клеток эпидермиса, их называют сопровождающими клетками устьиц .

Чаще всего сопровождающие и замыкающие клетки имеют общее происхождение.

Замыкающие клетки устьица либо несколько приподняты над поверхностью эпидермиса, либо, наоборот, опущены в более или менее глубокие ямки. В зависимости от положения замыкающих клеток по отношению к общему уровню поверхности эпидермиса несколько меняется и самый механизм регулировки ширины устьичной щели. Иногда замыкающие клетки устьица одревесневают и тогда регулировка открывания устьичной щели определяется деятельностью соседних эпидермальных клеток. Расширяясь и съеживаясь, т. е. изменяя свой объем, они увлекают примыкающие к ним замыкающие клетки. Однако нередко устьица с одревесневшими замыкающими клетками совсем не закрываются. В таких случаях регуляция интенсивности газо- и парообмена осуществляется иначе (путем так называемого начинающегося подсыхания). В устьицах с одревесневшими замыкающими клетками кутикула часто покрывает довольно мощным слоем не только всю устьичную щель, но распространяется даже на воздушную полость, выстилая ее дно.

У большинства растений устьица имеются на обеих сторонах листа или же только на нижней стороне. Но есть и такие растения, у которых устьица образуются лишь на верхней стороне листа (на листьях, плавающих на поверхности воды). Как правило, устьиц на листьях больше, чем на зеленых стеблях.

Число устьиц на листьях различных растений весьма различно. Например, число устьиц на нижней стороне листа костра безостого равно в среднем 30 на 1 мм 2 , у подсолнечника, произрастающего в тех же условиях, - около 250. У некоторых растений насчитывается до 1300 устьиц на 1 мм 2 .

У экземпляров одного и того же вида растений густота и размеры устьиц в сильной степени зависят от экологических условий. Например, на листьях подсолнечника, выращенного на полном свету, на 1 мм 2 листовой поверхности в среднем приходилось 220 устьиц, а у экземпляра, выращенного рядом с первым, но при небольшом затенении - около 140. На одном растении, выращиваемом на полном свету, густота устьиц возрастает от нижних листьев к верхним.

Число и размеры устьиц сильно зависят не только от условий произрастания растения, но и от внутренних взаимоотношений жизненных процессов в самом растении. Эти величины (коэффициенты) являются чувствительнейшими реагентами на каждую комбинацию факторов, обусловливающих произрастание растения. Поэтому определение густоты и размеров устьиц листьев растений, выращенных в различных условиях, дает некоторое представление о характере взаимоотношения каждого растения с окружающей его средой. Все методы определения размеров и количества анатомических элементов у того или другого органа относятся к категории количественно-анатомических методов, которыми иногда пользуются при экологических исследованиях, а также для характеристики сортов культурных растений, так как каждому сорту какого-либо культурного растения свойственны определенные пределы размеров и количества анатомических элементов на единицу площади. Методы количественной анатомии могут быть применены с большой пользой как в растениеводстве, так и в экологии.

Наряду с устьицами, предназначенными для газо- и парообмена, существуют еще устьица, через которые выделяется вода не в виде пара, а в капельно-жидком состоянии. Иногда такие устьица вполне сходны с обычными, только несколько крупнее их, а замыкающие клетки их лишены подвижности. Весьма часто у такого устьица во вполне зрелом состоянии замыкающие клетки отсутствуют и остается лишь отверстие, выводящее воду наружу. Устьица, выделяющие капельно-жидкую воду, называют водными , а все образования, участвующие в выделении капельно-жидкой воды, - гидатодами .

Строение гидатод разнообразно. Одни гидатоды имеют под отверстием, выводящим воду, паренхиму, участвующую в передаче воды от водопроводящей системы и в выделении ее из органа; у других гидатод водопроводящая система непосредственно подходит к выводному отверстию. Особенно часто гидатоды образуются на первых листьях проростков различных растений. Так, во влажную и теплую погоду молодые листья злаков, гороха и многих луговых трав капля за каплей выделяют воду. Это явление можно наблюдать в первую половину лета ранним утром каждого погожего дня.

Наиболее хорошо выраженные гидатоды расположены по краям листьев. Нередко одну или несколько гидатод несет каждый из зубчиков, оторачивающих края листьев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Всероссийская Проверочная Работа ВПР Биология 5 класс Вариант 2 Всероссийская Проверочная Работа

1.1. Рассмотрите изображение.

Покажите стрелками на рисунке и подпишите органы липы: стебель, лист, почка, цветок.

1.2. Какой из органов липы: стебель, лист, почка, цветок является зачаточным побегом?

1.3. В приведённом ниже списке названы функции органов растения. Все они, за исключением одной, выполняются стеблем. Выпишите функцию, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Опорная (несёт листья, цветки и плоды), минеральное питание, проводящая, вегетативное размножение.

2. Зимой на голых веточках липы заметны чёрные плоды - орешки. Висят орешки небольшими гроздьями, у каждой грозди по крылышку. Ветер подул, оторвал несколько гроздей вместе с крылышками, закружил и уронил одну рядом с деревом, другую - подальше. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Цветение, развитие, расселение, плодоношение. 3.

Опишите лист липы по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листовой пластинки.

А. Тип листа

Б. Жилкование листа

В. Форма листовой пластинки

A Б В

4. На Руси липа всегда считалась ценным деревом. Из неё изготавливают расписную хохломскую посуду и матрёшек (А), а в старые времена и обувь (Б). Запишите части растения, которые используют в каждом случае.

А: _____________________
Б: _____________________

Ученик рассматривал под микроскопом клеточное строение листьев различных растений и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки листа он обозначил буквой В?

6. Вставьте в текст «Размножение» пропущенные слова из предложенного списка.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Различают две формы размножения живых организмов. При ________(А) размножении участвуют особые клетки - ___________(Б). Из двух клеток образуется новая клетка - ___________(B). Новый организм сочетает в себе признаки обоих родителей.

Список слов:
1) половое
2) гамета
3) бесполое
4) зигота
5) зародыш
6) личинка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

A Б В
7. 7.1. Используя таблицу «Количество устьиц», ответьте на вопросы.

Какое растение содержит устьица только на верхней стороне листа?
Какое растение имеет наибольшее количество устьиц?
Какое растение имеет примерно одинаковое количество устьиц на обеих поверхностях листа?

7.2. Ниже приведены изображения растений, указанных в таблице. Подпишите под каждым изображением название соответствующего растения.

А:______________ Б:______________ В:______________ Г:______________

7.3. Эти растения используются человеком. Под каждым из приведённых ниже примеров подпишите название соответствующего растения, которое имеет практическое значение для человека.

А:______________ Б:______________ В:______________

8.1. Прочитайте текст и выполните задание.

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что дрофа - самая тяжёлая перелётная степная птица России? Запишите номера выбранных предложений.

8.2. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Основные места обитания дрофы - степи, разнотравные луга и озимые поля. (2) Средняя масса взрослых птиц 16 кг, иногда даже 25 кг. (3) Окраска оперения рыжая с чёрными крапинами, снизу белая. (4) Гнёзда дрофы устраивают на озимых полях прямо на земле. (5) Походка у птицы неторопливая, размеренная. (6) Некоторые птицы зимуют в Закавказье, но большинство на зиму улетает за пределы России

Сделайте описание большой белой цапли по следующему плану.

А) В сравнении с дрофой: крупнее/мельче.
Б) Сходство дрофы и большой белой цапли заключается в том, что они
В) Где обитает и чем питается большая белая цапля? (Приведите не менее двух примеров).

Ответы

1.1.

1.2. Почка - орган растения, из которого в процессе развития появляется побег.
Ответ: Почка.

1.3. Выпадющая из логического ряда функция - минеральное питание. Минеральное питание обеспечивает корень.
2. опыление

4. А - древесина, Б - луб

5. цитоплазма.

7.1. кувшинка белая; маслина; овёс.

7.2. А - дуб, Б - овёс, В - маслина, Г - кувшинка белая.

7.3. А - горох или картофель, Б - рис, В - кукуруза.

8.2. Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана:
А) мельче;
Б) крупные перелетные птицы;
В) болота, водоёмы; рыба, лягушки, моллюски, черви мелкие птицы.



Устьица у растения — это поры, находящиеся в слоях эпидермиса. Они служат для испарения лишней воды и газообмена цветка с окружающей средой.

Впервые о них стало известно в 1675 году, когда натуралист Марчелло Мальпиги опубликовал своё открытие в работе Anatome plantarum. Однако он не смог разгадать их настоящего назначения, что послужило толчком для развития дальнейших гипотез и проведения исследований.

История изучения

В XIX веке наступил долгожданный прогресс в исследованиях. Благодаря Гуго фон Молю и Симону Швенденеру стал известен основной принцип работы устьиц и их классификация по типу строения.

Эти открытия дали мощный толчок в понимании функционирования пор, однако некоторые аспекты былых исследований продолжают изучаться до сих пор.

Строение листа

Такие части растений, как эпидермис и устьице, относятся к внутреннему устройству листа, однако сначала следует изучить его внешнее строение. Итак, лист состоит из:

  • Листовой пластины — плоской и гибкой части, отвечающей за фотосинтез, газообмен, испарение воды и вегетативное размножение (для определённых видов).
  • Основания, в котором находится служащая для роста пластины и черешка. Также с его помощью лист крепится к стеблю.
  • Прилистника — парного образования в основании, защищающего пазушные почки.
  • Черешка — сужающейся части листа, соединяющей пластинку со стеблем. Он отвечает за жизненно важные функции: ориентирование на свет и рост посредством образовательной ткани.

Внешнее строение листа может несколько различаться в зависимости от его формы и типа (простой/сложный), но все перечисленные выше части присутствуют всегда.

К внутреннему устройству относят эпидерму и устьице, а также различные формирующие ткани и жилки. Каждый из элементов имеет собственную конструкцию.

Например, внешней стороны листа состоит из живых клеток, отличных по размеру и форме. Самые поверхностные из них обладают прозрачностью, позволяющей солнечному свету проникать внутрь листа.

Более мелкие клетки, расположенные несколько глубже, содержат хлоропласты, придающие листьям зеленый цвет. За счёт своих свойств они были названы замыкающими. В зависимости от степени увлажнения они то сжимаются, то образуют меж собой устьичные щели.

Строение

Длина устьица у растения варьируется в зависимости от вида и степени получаемого им освещения. Самые крупные поры могут достигать в размере 1 см. Образуют устьице замыкающие клетки, регулирующие уровень его открытия.

Механизм их движения довольно сложен и разнится для отличных друг от друга видов растений. У большинства из них - в зависимости от водоснабжения и уровня хлоропластов - тургор тканей клеток может как понижаться, так и повышаться, тем самым регулируя открытие устьица.

Предназначение устьичной щели

Наверное, нет нужды подробно останавливаться на таком аспекте, как функции листа. Об этом знает даже школьник. А вот за что отвечают устьица? Их задача - обеспечение транспирации (процесс движения воды через растение и её испарение через наружные органы, такие как листья, стебли и цветы), что достигается за счёт работы замыкающих клеток. Этот механизм защищает растение от иссушения в жаркую погоду и не позволяет начаться процессу гниения в условиях чрезмерной влажности. Принцип его работы предельно прост: если количество жидкости в клетках недостаточно высоко, давление на стенки падает, и устьичная щель смыкается, сохраняя требуемое для поддержания жизнедеятельности содержание влаги.

И напротив, её переизбыток ведёт к усилению напора и открытию пор, через которые лишняя влага испаряется. Благодаря этому, роль устьиц в охлаждении растений также велика, поскольку температура воздуха вокруг снижается именно посредством транспирации.

Также под щелью расположена воздушная полость, служащая для газообмена. Воздух проникает в растение сквозь поры, чтобы в дальнейшем вступить в и дыхания. Лишний кислород затем выходит в атмосферу посредством всё той же устьичной щели. При этом её наличие или отсутствие часто используется для классификации растений.

Функции листа

Лист является внешним органом, с помощью которого выполняется фотосинтез, дыхание, транспирация, гуттация и вегетативное размножение. Более того, он способен накапливать влагу и органические вещества посредством устьиц, а также обеспечивать растению большую приспособляемость к сложным условиям окружающей среды.

Поскольку вода — основная внутриклеточная среда, выведение и циркуляция жидкости внутри дерева или цветка одинаково важны для его жизнедеятельности. При этом растение усваивает лишь 0,2 % всей влаги, проходящей через него, остальная же часть уходит на транспирацию и гуттацию, за счёт которых происходит передвижение растворённых минеральных солей и охлаждение.

Вегетативное размножение зачастую происходит посредством срезания и укоренения листьев цветков. Многие комнатные растения выращиваются подобным образом, поскольку только так можно сохранить чистоту сорта.

Как было сказано ранее, помогают приспособиться к различным природным условиям. Например, трансформация в колючки помогает пустынным растениям снизить испарение влаги, усики усиливают функции стебля, а большие размеры зачастую служат для сохранения жидкости и полезных веществ там, где климатические условия не позволяют подпитывать запасы регулярно.

И этот список можно продолжать бесконечно. При этом сложно не заметить, что данные функции одинаковы для листьев цветков и деревьев.

У каких растений нет устьиц?

Поскольку устьичная щель характерна для высших растений, она имеется у всех видов, и ошибочно считать её отсутствующей, даже если у дерева или цветка нет листьев. Единственное исключение из правила составляет ламинария и прочие водоросли.

Строение устьиц и их работа у хвойных, папоротников, хвощей, плавунов и отличаются от таковых у цветковых. У большинства из них днём щели открыты и активно участвуют в газообмене и транспирации; исключением являются кактусы и суккуленты, у которых поры распахнуты ночью и закрываются с наступлением утра в целях экономии влаги в засушливых регионах.

Устьица у растения, листья которого плавают на поверхности воды, расположены только в верхнем слое эпидермиса, а у "сидячих" листьев — в нижнем. У остальных разновидностей эти щели присутствуют с обеих сторон пластины.

Расположение устьица

У устьичные щели расположены с двух сторон листовой пластины, однако их количество в нижней части несколько больше, чем в верхней. Эта разница обусловлена потребностью снизить испарение влаги с хорошо освещенной поверхности листа.

Для однодольных растений не существует конкретики касательно расположения устьиц, поскольку оно зависит от направления роста пластин. Например, эпидермис листьев растений, ориентированных вертикально, содержит в себе одинаковое количество пор как в верхнем, так и в нижнем слое.

Как было сказано ранее, у плавающих листьев с нижней стороны устьичные щели отсутствуют, поскольку они впитывают влагу через кутикулу, как и полностью водные растения, у которых подобных пор нет вообще.

Устьица хвойных деревьев находятся глубоко под эндодермой, что способствует снижению способности к транспирации.

Также расположение пор различается относительно поверхности эпидермиса. Щели могут находиться вровень с остальными «кожными» клетками, уходить выше или ниже, образовывать правильные ряды или быть рассыпанными по покровной ткани хаотично.

У кактусов, сукуллентов и иных растений, листья у которых отсутствуют или видоизменились, трансформировавшись в иглы, устьица расположены на стеблях и мясистых частях.

Типы

Устьица у растения делятся на множество типов в зависимости от расположения сопровождающих клеток:

  • Аномоцитный — рассматривается как самый распространённый, где побочные частицы не отличаются от прочих, находящихся в эпидермисе. Как одну из его простых модификаций можно назвать латероцитный тип.
  • Парацитный — характеризуется параллельным примыканием сопровождающих клеток относительно устьичной щели.
  • Диацитный — имеет только две побочных частицы.
  • Анизоцитный — тип, присущий лишь цветковым растениям, с тремя сопровождающими клетками, одна из которых заметно отличается по размеру.
  • Тетрацитный — свойственен для однодольных, имеет четыре сопровождающих клетки.
  • Энциклоцитный — в нём побочные частицы смыкаются кольцом вокруг замыкающих.
  • Перицитный — для него характерно устьице, не соединенное с сопровождающей клеткой.
  • Десмоцитный — отличается от предыдущего типа только наличием сцепления щели с побочной частицей.

Здесь приведены лишь самые популярные виды.

Влияние факторов среды на внешнее строение листа

Для выживания растения крайне важна степень его приспособляемости. Например, для влажных мест характерны крупные листовые пластины и большое количество устьиц, в то время как в засушливых регионах этот механизм действует иначе. Ни цветы, ни деревья не отличаются размерами, а количество пор заметно сокращено, чтобы воспрепятствовать избыточному испарению.

Таким образом, можно проследить, как части растений под воздействием окружающей среды со временем видоизменяются, что влияет и на количество устьиц.

Гилина Марина Дмитриевна

учитель биологии

высшей квалификации

МБОУ Каменская ОО школа

Итоговый контрольный тест по биологии.

6 класс.

1.Биология - наука, изучающая:

А - живую и неживую природу В- сезонные изменения в живой природе

Б - живую природу Г - жизнь растений.

2.Строение растений изучает наука :

А - экология В - ботаника

Б - фенология Г - биология.

3. Организм растения состоит из:

А - корня и стебля В - корня и побега

Б - цветка и стебля Г - цветка и плодов.

4.Главные части цветка :

А - лепестки и чашелистики В - цветоложе и цветоножка

Б - пестик и тычинки Г - столбик и рыльце

5.Главный признак плода:

А - наличие запаса питательных веществ В - наличие семян

Б - наличие семенной кожуры Г - наличие плодовой оболочки

6.Плодом нельзя назвать :

А - зрелое яблоко В - корнеплод моркови

Б – ягоды смородины Г - зерно пшеницы

7.Клеточное строение имеют:

А - все растения В - только некоторые растения

Б - только водоросли Г - только Покрытосеменные растения.

8.Корневая система состоит из:

А - боковых корней В - придаточных корней

Б - всех корней растения Г - главного и боковых корней.

9. Фотосинтез происходит (выберите два правильных ответа)

А - только на свету В - только в листьях

Б - только в темноте Г - только в зелёных частях растения.

10. К высшим растениям не относятся :

А - водоросли В - папоротники

11. В половом размножении растений принимают участие :

А - гаметы В - споры

Б - клетки листа Г - семена.

12 .К классу однодольных растений относят растения, у которых : (выберите два признака)

А - зародыш имеет 2 семядоли В - зародыш имеет 1 семядолю

Б - мочковатая корневая система Г - стержневая корневая система

13. Автотрофами являются:

А - зелёные растения В - грибы

Б - бактерии Г - лишайники.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь . Целое

Часть

Семя

Корень

Боковой корень

14. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

плод

2)

соцветие

3)

цветок

4)

плодовое тело

15. К высшим споровым растениям относят

сосну обыкновенную

2)

ламинарию

3)

белый гриб

4)

папоротник орляк

16. Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Численность устьиц у некоторых растений

Название растения

Число устьиц на 1 мм 3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

Водоём

Дуб

438

Влажный лес

Яблоня

248

Плодовый сад

Овёс

Поле

Молодило

Каменистые сухие места

1) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

2) Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение.

3) Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

17. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а. Заметны насекомым

б. Заметны людям

в. Украшают лес

г. Растут на плодородной почве

18. Экология – это наука, изучающая:

а. Растительный мир

б. Животный мир

в. Неживую природу

г. Условия обитания живых организмов и их взаимовлияние друг на друга.

Похожие публикации