Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Анализ пробной работы егэ по истории. Анализ результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс) материал по истории (11 класс) на тему. Уровень сложности задания

Поэлементный анализ ЕГЭ по истории в 11 классе (2016г.)

В этом году историю сдавала 1 обучающаяся - Матвеева Евгения. Средний результат - 41 баллов, что ниже на 8 баллов по сравнению с предыдущими результатами ЕГЭ по истории. Данный результат соответствует оценке «3».

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 - задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут.

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

– для каждого задания части 1 - 3–7 минут;

– для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

– для задания 25 – 40–80 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).

Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Проверяемые умения,

виды деятельности

Уровень сложности задания

Баллы

Часть 1

Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий)

Знание дат (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Определение термина (выбор одного элемента, (термина, названия) из данного ряда

Определение термина по нескольким признакам

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на установление соответствия)

8-начало 21 века

Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия)

Систематизация исторической информации (множественный выбор)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на заполнение пропусков в предложениях)

Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания)

Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах(таблица)

8-начало 21 в.(история России, история зарубежных стран)

Работа с текстовым историческим источником

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России)задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Анализ иллюстративного материала

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача)

8-начало 21 в.

Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

8-начало 21 в.

Историческое сочинение

8-начало 21в. (три периода на выбор экзаменуемого)

Указание событий (явлений, процессов)

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Причинно-следственные связи

Оценка значения периода для истории России

Использование исторической терминологии

Наличие/отсутствие фактических ошибок

Форма изложения

Первичный балл: 16 б., Итого: 41 б.

Таким образом, обучающаяся справилась с заданиями 6(б),7(п),11(п),12(п),19(б) из части 1.

Задания 22-24 – это задания повышенной сложности. По заданию 21 набрала 2 балла.

С заданием 25 (историческое сочинение) из части 2 справилась почти полностью, что подтверждают набранные баллы. Из 11 возможных набрала 9 баллов по сочинению.

Выводы:

При планировании работы учитывать элементы знаний, проверяемые ЕГЭ и содержащиеся в кодификаторе, спецификации и демоверсии. Знакомство с документами необходимо начинать в начале учебного года;

Задания ЕГЭ должны стать для обучающихся узнаваемыми, чтобы они владели алгоритмом их успешного выполнения;

Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания обучающимися хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо использовать дифференцированные типы заданий на уроке, используя базовый и повышенный уровни сложности.

Обратить внимание на работу с исторической картой(схемой).

Сравнительный анализ ЕГЭ за три года по истории:

Учитель истории: /Л.В.Исакова/

ЕГЭ по истории в 2017-2018 учебном году сдавало 6 выпускников .

Учитель: Косьмина Ольга Альбертовна.

Все учащиеся справились с экзаменационными заданиями. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором - 32. Наибольшее количество баллов – 86 – Черненко Алина. Минимальное количество баллов – 32 – Рогожа Федор. Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.

    1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.

    2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.

    З балла - 11, 23.

    4 балла - 24.

11 баллов - 25

Средний балл – 56.

1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля):

Справилось

Не справилось

Справилось

Не справилось

Наиболее успешно справились с заданиями 2, 7, 8.

Всего учащимся было предложено 19 заданий с кратким ответом. Представлены задания: на знание хронологии (надо знать, в каком году, в каком веке произошло важное историческое событие); на знание исторических понятий и терминов; на знание исторических фактов; два задания на умение работать с историческими источниками; на знание исторических личностей; на проверку умения работать с информацией, данной в виде таблицы; на работу с исторической картой; на знание фактов истории культуры; на работу с иллюстративным материалом.

Учащиеся не справились с заданием 15 – работа с исторической картой.

2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения):

3 задания (№20, №21, №22) – задания на работу с историческим источником. Задание №20 предполагает атрибуцию исторического источника (атрибуция – это определение авторства, определение времени создания исторического источника, определение событий, о которых говорится в этом историческом тексте). Задание №21 – это задание на поиск информации в источнике. Задание №22 – проверка контекстных знаний. Задание №23 – историческая задача или анализ исторической ситуации. Задание №24 на проверку аргументировать исторические точки зрения. Это самое трудное задание во всей работе. Задание №25 – историческое сочинение.

Справилось

Не справилось

Справились

Не справились

Рогожа Федор не справился с частью 2. Причина – слабая успеваемость по предмету (начал учить материал лишь во втором полугодии 11 класса).

Сложным для учащихся было задание 24. С данным заданием справилась только Черненко Алина.

Определенные трудности вызвало задание 25 – написание исторического сочинения – задание требует не только хорошего знания материала, но и умения его излагать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, что учащиеся- подростки всегда делают с трудом.

На выполнение заданий учащиеся примерно потратили времени:

    для каждого задания части 1 – 3–7 минут;

    для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

    для задания 25 – 40–80 минут.

В целом учащиеся справились с заданиями ЕГЭ.

Распределение участников ЕГЭ по полученным тестовым баллам по истории

Количество учеников

1. Формировать у учащихся умения: работать с историческими источниками, текстами; работать с исторической картой; работать с иллюстративным материалом, аргументировать в историческом сочинении; решать исторические задачи.

2. Больше времени уделять работе с историческими картами.

3. Обращать внимание учащихся на разные точки зрения на исторические события и их оценку специалистами.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23-25 - задания, связанные с применением приемов причинно - следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом, какой – либо исторической проблемы, ситуации.

Задания 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 - альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трех периодов России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале

Участвовало 5 учащихся.

В 1 части №1,№7,№11№16,№18 задания повышенной трудности.

Задание№1 –справилось 20%

Задание №7 – справилось 60%

Задание №11 (оценивалось 3б.) – справилось 1чел.-3б.,2чел.-1б., 2чел.-0б.

Задание №16 – (оценивалось 2б.) 1чел.-2б.,3чел.-1б.,1чел.-0б.

Задание №18 – справилось 80%

Самыми сложными для выпускников оказались задания: 14, 17, 18.

Задание №14. Возможно, вызвало затруднения из-за нечеткой схемы к заданию, а также незнание фактического материала по предложенному периоду.

Задание №17 вызвало затруднение в установление соответствие между памятниками культуры их краткими характеристиками.

Задание № 18 вызвало затруднение при выборе из суждений из 5 предложений, изображенном на фотографии (даны были изображения храмов из разных исторических эпох).

Результаты работы выпускников во 2-й части с развернутым ответом.

Задания № 20-22 состоят из комплекса заданий (анализ исторического источника, привлечение исторических знаний).

С заданием №20 справилось – 3 ученика..

С заданием №21 справились 4 ученика, 1 ученик не преступил к выполнению задания.

Задание №22 (привлечение исторических знаний) - справились с заданием 3 ученика, не преступили к выполнению заданий 2 ученика.

Задание № 23 (анализ исторической проблемы, ситуации) с заданием справились 4 выпускника.

Задание №24 (анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса).С заданием справилось 4 выпускника: 1 ученик получили 2 балла с указанием одного аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки,2 ученика получили 1 бал, при выполнении задания приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

Задание № 25 предполагает написание исторического сочинения . С заданием справились все.

За сочинение по критерию К1(исторические личности и их роль в данный период истории России по сравнительной таблице), из5-х учащихся два оценены по 2б.

Результаты по критерию К3 (причинно-следственные связи). С данным заданием справились все учащиеся. Результаты по критерию К4 (историческая оценка событий), оценивается от 0-1 балла. С данным видом задания по критериям справились все учащиеся.

Результаты оценивания по критерию К6 (наличие фактических ошибок).

По данному критерию всеми 3-я учащимися при написании исторического сочинения была допущена одна фактическая ошибка в каждой из работ, данный вид оценивается в 1балл. Результаты оценивания по критерию К7 (форма изложения).

По данному критерию все 5 учащихся получили максимальный - 1 балл

Данные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся школ правильно указывают исторические события, относящие к выбранным ими периодам, на основе которых строятся суждение по периоду.

Анализ написание ЕГЭ по истории выявил, что, у выпускников 11 классов затруднения вызвали в 1-й части задания, проверяющие знание материалов разделов: «Культура: памятники архитектуры», задания, проверяемые знания исторических терминов по XX веку, умение работать с историческими документами, работа со схемами.

Учителям истории необходимо:

Продолжить работу с историческими текстами, документами, использовать различные тренировочные задания по историческому тексту

Продолжить работу по написанию исторического сочинения

2016год

В 2016 году ЕГЭ по истории (экзамен по выбору) сдавали 20 учащихся. . Не перешли порог 11 ученика - 54%.,набравших от 38 до 70: 9 ученика-46%.

Анализ выполнения заданий с кратким ответом (часть 1)

Часть 1 КИМ ЕГЭ по истории состоит из 19 заданий базового уровня и 12 заданий повышенного уровня сложности. Наибольший процент выполнения данного типа заданий в текущем году связан с заданиями базового уровня 1,3,6-9,14,15,17. Данный тип задания с выбором ответа проверяет конкретных исторических периодов. Большинство выпускников не справились с заданиями на всех исторических периодов (задания 2,9,13)

Плохо справились с заданием 5 (знание основных фактов, процессов, явлений), задание охватывает период XVIII – сер. XIX вв.

Необходимо отметить и результаты выполнения нового типа задания, появившегося в 2016 г. Это задание 15, направленное на выявление знаний фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. Все участники ЕГЭ (100%) дали правильный ответ. Также обращает на себя внимание некоторое падение уровня знаний основных фактов периода 1941-1945 гг. (задание 14 - 50%) и умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (задание 26 - 37%) .

Наибольшие сложности при выполнении заданий 1-21, согласно статистическим данным, вызвало задание 4 (VIII–XVII вв), – лишь 12% выпускников ответили верно. Вопросы по культуре, представленные в КИМ заданиями 3 (50%), 11 (37%) и 20 (25%), вызвали в 2016 г. большие затруднений.


Задания 20-32 (бывшая часть В) в большинстве своем относятся к блоку повышенной сложности, что находит отражение в средних результатах выполнения этой части. Необходимо отметить, что задания 20-32 не прикреплены к конкретному историческому периоду и охватывают VIII– начало XXI вв.

Наиболее плохо в этом году учащиеся справились с заданием 32, предполагающем выбор трех верных утверждений, относящихся к исторической карте/схеме (65,5%) При этом учащиеся не всегда могли дать правильную атрибуцию самой карте/схеме. Ниже среднего результат выполнения задания 23, направленного на систематизацию исторической информации – 2% дали верный ответ (частичный или полный). Задания 27 (работа с таблицей) и 28 (комплекс умений работать с текстовыми историческими источниками) выполнили 5% выпускников.

Проанализировав результаты выполнения части 1 ЕГЭ в 2016 г., можно сделать следующие выводы:

Наиболее высокий результат продемонстрирован при выполнении заданий, связанных с периодом VIII – XVII и XVIII – первой половины XIX вв. Выпускники показали не очень хороший уровень знаний основных фактов, процессов, явлений периода 1992 - 2012 гг. Вызвало затруднения выполнение заданий с таблицей и задания на множественный выбор. Наблюдается некоторое повышение уровня знаний фактов и явлений, относящихся к периоду Великой Отечественной войны.

В целом, выпускники 2016 г. Показали неудовлетворительное знание исторических терминов, умение группировать факты и устанавливать соответствие между ними. В то же время, важным представляется формирование у выпускников умения определять последовательность событий, работать с исторической картой и иллюстративным материалом.

Анализ выполнения заданий с развернутым ответом (часть 2)

Часть 2 состоит из одного задания базового уровня, одного задания повышенного уровня сложности и четырех заданий высокого уровня сложности. Максимальные результаты по части 2 не встретились. Данное обстоятельство объясняется необходимостью овладения не только историческим фактами, но и способностью творчески осмыслить исторические процессы, явления, выявить закономерности, установить причинно-следственные связи, умения аргументировано и логически изложить свою точку зрения.

4 учащихся выполнили это задание частично, низкий результат обусловлен несколькими причинами:

    во-первых, учащиеся, как правило, не знают, что такое аргумент и не обладают навыками аргументации и опровержения предлагаемой в задании исторической точки зрения. Наиболее распространенной ошибкой стало использование вместо аргумента суждения общего характера, либо только фактов без суждения. во-вторых, даже владея навыком аргументирования, выпускник может не выполнить задание, если не понимает сути исторического явления, о котором идет речь.

Общие выводы по выполнению части 1 и 2.

Анализ результатов ЕГЭ по истории показал знание выпускниками основных элементов школьного курса и владение основными видами умений и навыков. Большинство выпускников продемонстрировало базовый уровень подготовки, а треть имеют повышенный уровень подготовки. Знания и умения, проверяемые контрольно-измерительными материалами, усвоены учащимися не всем историческим периодам. Наиболее высокие результаты выпускники продемонстрировали при решении заданий, охватывающих период VIII – XVII вв., а также XVIII – первой половины XIX вв. Вместе с тем, анализ выполнения выпускниками заданий части 1 и 2 позволяет выявить недочеты, возникающие при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.


Наибольшие сложности возникали при выполнении заданий, связанных с историей СССР и периода 1920 – 1930 гг. Эта тенденция хорошо прослеживается в ответах по всем частям экзаменационных заданий. История ХХ века более детализирована и чаще других исторических периодов подвергается переосмыслению в учебной и . Стоит отметить, что тексты источников по истории ХХ века более сложны для анализа, чем относящиеся к более ранним историческим периодам. В преподавании курса истории учителя-предметники должны учитывать содержание в КИМах значительной части заданий по истории ХХ века и составлять с учетом этого учебный план.

Учащиеся с трудом справляются с такими заданиями, как работа с исторической картой и иллюстративным материалом, а также определение последовательности исторических событий. Кроме того, анализ результатов ЕГЭ по истории в 2016 г. позволил выявить непонимание рядом учащихся таких терминов (явлений) как национально-освободительное движение и политическая система.

Сложности вызывает выполнение задания 24. Выпускникам сложно привести аргументы в подтверждение той или иной позиции в задании, так как в учебниках и общественном сознании ряд исторических явлений, фактов имеет одностороннюю оценку. Кроме того, в отдельных вариантах формулируются вопросы, ответ на которые требует более углубленного знания той или иной исторической эпохи.


Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Не справились

VIII–XVII вв.

Знание основных фактов, процессов, явлений

VIII–XVII вв.

Установление причинно-следственных связей

VIII–XVII вв.

Знание фактов, явлений

XVIII – середина XIX в

Знание основных фактов, процессов, явлений

XVIII – середина XIX в

Установление причинно-следственных связей

XVIII – середина XIX в

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

вторая половина XIX – начало XX в.

Знание основных фактов, процессов, явлений

начало XX в.

Установление причинно-следственных связей

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Работа с таблицей

Знание основных фактов, процессов, явлений (культура)

Знание основных фактов, процессов, явлений, работа с отрывком

Работа с картой

Установление причинно-следственных связей

Работа с картой

Знание основных фактов, процессов, явлений

Работа с картой

Знание памятников

Работа с картой

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Установление соответствий между памятниками культуры

Установление соответствий между памятниками культуры и их характеристиками

Работа с иллюстрациями

Установление причинно-следственных связей

Изображения памятников архитектуры

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа


В целях повышения уровня знаний выпускников необходимо:

1) обязательное ознакомление учителей истории с нормативными документами и , в особенности с изменениями в структуре и содержании вариантов ЕГЭ по истории и критериями проверки третьей части. Такая работа возможна в форме обсуждения демонстрационных версий нового учебного года на методических объединениях учителей в образовательных учреждениях, муниципалитетах, в районных методических объединениях с привлечением учителей истории, работающих в 10-11 классах в текущем учебном году, экспертов ЕГЭ, председателя предметной комиссии. Ознакомление в форме выездных обучающих семинаров для учителей 2) более широкое использование в преподавании истории таких , как написание исторического портрета с указанием направлений деятельности, их характеристиками и результатами. Рекомендуется обращать внимание на отсутствие фактических ошибок, а также определение перечня основных фактов для составления характеристики направлений деятельности. Необходима более активная работа с историческими текстами и использование элементов заданий ЕГЭ по истории при проведении учащихся;

3) учитывая сложности при выполнении задания на аргументы и контраргументы в отношении спорных исторических версий, рекомендуется шире использовать в преподавании истории составление обобществленных характеристик, анализ исторических ситуаций, сравнение. Необходимо формировать у учеников умение внимательно читать задание, давать четкие письменные ответы, не допускающие двусмысленного толкования. Важным является формирование у учащегося умения анализировать и делать выводы на основе информации, представленной в заданиях;

4) методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта Федерального института педагогических измерений (www. fipi. ru), а именно: документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ); учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет; перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.

5) Целесообразно проводить предварительные семинары для учителей-предметников в течение всего года, особенно после обнародования демоверсии, которая должна подвергаться публичному обсуждению и выдвинутые предложения должны реально рассматриваться на предмет соответствия требованиям к КИМам на будущий год. Темы для обсуждения по истории во многом актуальны с вопросами, которые вызывали затруднения и ранее. С нашей точки зрения, в в достаточно общих чертах представлены вопросы развития общественно-политического движения XIX в. Задания этого года по данной проблематике вызвало наибольшие затруднения, что спровоцировало не только третья проверки, но и апелляции выпускников по этому вопросу. Необходима выработка методических рекомендаций по работе с данными темами, возможно разработка проблемных заданий, задач, проведение дискуссий, т. к. это вопросы по определению дискуссионны.

Традиционно сложности вызывает период второй половины 1980-х и 2000-е гг. Определенная историческая близость данного периода осложняет представление данной темы. Кроме того, в рамках действующей концентрической системы обучения истории, во многом без должного внимания по объективным причинам остается данный период. Так, в сознание школьников не всегда готово к усвоению этих сложных вопросов, а в не всегда достаточно программного времени для должного закрепления этих вопросов.

Такие учащиеся как: ,- не выполнили 17 заданий из 19.

Назначение работы.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму

объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные

программы среднего общего образования, с использованием заданий

стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень

освоения выпускниками Федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию,

базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными

организациями высшего образования как результаты вступительных

испытаний по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ

Результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс) Демидовой Ирины Николаевны.

Место работы МБОУ СОШ № 120 городского округа Самара

Тема: Спецификация и проверочная работа по истории в 11-х классах по теме: «Подготовка к ЕГЭ».

Спецификация

проверочной работы по обществознанию в 11-х классах по теме:

« Подготовка к ЕГЭ».

1. Назначение работы.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму

объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные

программы среднего общего образования, с использованием заданий

стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень

освоения выпускниками Федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию,

базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными

организациями высшего образования как результаты вступительных

испытаний по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)

общего образования, базовый и профильный уровни (приказ

Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры проверочной работы.

Основная цель экзамена – оценка качества подготовки выпускников

образовательных организаций среднего общего образования по

обществознанию.

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего

и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый

и частично профильный уровни).

Для достижения поставленной цели разработан и используется

комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню

сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней

подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной

проверки.

В основе модели экзаменационной работы – деятельностный подход,

позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра

предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об

обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах

личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических

явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной

жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает

интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания

охватывают основные разделы курса, базовые положения различных

областей обществознания.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который

определяется способом познавательной деятельности, необходимым для

выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает

осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание,

воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение,

конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте),

объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и

высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как

правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует

отнести:

– включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений,

формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех,

которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке

в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не

может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная

деятельность, устные презентации и т.п.);

– равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов

курса с учетом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых

Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего

образования в 2014–2015 и 2015–2016 учебных годах;

– соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний

и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого

ответа.

К основным принципам отбора моделей заданий и формирования

структуры КИМ, помимо общих требований и подходов, можно отнести:

– использование для проверки основных объектов заданий различных

типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно

продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом

– соблюдение в каждой части работы принципа постепенного перехода

от заданий базового уровня к заданиям повышенного и высокого уровней.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом

учитывается также при подборе источников информации, используемых

в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических

исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-

популярного, социально-философского характера. Для заданий на

различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний

конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к

информационным сообщениям СМИ.

4. Структура проверочной работы

включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности

заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из

предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью

таблиц;

– задание на установление соответствия позиций, представленных

в двух множествах;

– задание на дифференциацию в социальной информации фактов,

мнений и теоретических положений;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих

предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова

(словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и

разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях

ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно

в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление

выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой

подготовки.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются

автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются

экспертами на основе специально разработанных критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом

максимального первичного балла за выполнение каждой части дается

в таблице 1.

5. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут

(235 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,

составляет:

1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4 минуты;

2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8 минут;

3) для задания 29 – 45 минут

6. Условия проведения проверочной работы.

Использование единой инструкции по выполнению работы позволит обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по обществознанию.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается

выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана

в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается

2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное

правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной

ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду

со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие

одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до

5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по

2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.

Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на

основе специально разработанной системы критериев.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой

аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован

Минюстом России 03.02.2014 № 31205)

«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо

друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания

экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...

62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных

двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение

в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему

учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется

информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими

экзаменационную работу».

1. Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании

любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет только ответы на те

задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение

в оценивании экспертов в 2 или более балла.

2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из

критериев К2 и К3 задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт

проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по которым

расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.

Максимальный первичный балл – 62.

Баллы для поступления в ссузы и вузы подсчитываются по

100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий

работы.

Уровень сложности характера

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного

балла за выполнение заданий

данного уровня сложности от

максимального первичного балла за

всю работу, равного 62

Базовый

30,6

Повышенный

32,3

Высокий

37,1

Итого

8.Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям и навыкам

В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.

Таблица 1.

Часть работы

Кол-во заданий

Максимальный

Первичный балл

Процент максимального

первичного балла за выполнение

заданий данной части от

максимального первичного

балла за всю работу,

равного 62

Тип заданий

Часть 1

56,5

С кратким ответом

Часть 2

43,5

С развернутым ответом

Итого

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников

общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом

в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных

программ» стандарта, поскольку данное содержание подлежит изучению, но

не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников»

стандарта, т.е. не является объектом контроля.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по истории

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию , составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего

(полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек

как результат биологической и социокультурной

эволюции)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1.3 Виды знаний

1.4 Понятие истины, её критерии

1.5 Мышление и деятельность

1.6 Потребности и интересы

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.8 Системное строение общества: элементы и под-

системы

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности

культуры

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные

науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1.13 Религия

1.14 Искусство

1.15 Мораль

1.16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука

2.2 Факторы производства и факторные доходы

2.3 Экономические системы

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2.5 Постоянные и переменные затраты

2.6 Финансовые институты. Банковская система

2.7 Основные источники финансирования бизнеса

2.8 Ценные бумаги

2.9 Рынок труда. Безработица

2.10 Виды, причины и последствия инфляции

2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12 Роль государства в экономике

2.13 Налоги

2.14 Государственный бюджет

2.15 Мировая экономика

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Социальные отношения

3.1 Социальная стратификация и мобильность

3.2 Социальные группы

3.3 Молодёжь как социальная группа

3.4 Этнические общности

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные

конфликты, пути их разрешения

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

3.7 Социальный конфликт

3.8 Виды социальных норм

3.9 Социальный контроль

3.10 Семья и брак

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

3.12 Социальная роль

3.13 Социализация индивида

Политика

4.1 Понятие власти

4.2 Государство, его функции

4.3 Политическая система

4.4 Типология политических режимов

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки

4.6 Гражданское общество и государство

4.7 Политическая элита

4.8 Политические партии и движения

4.9 Средства массовой информации в политической

системе

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации

4.11 Политический процесс

4.12 Политическое участие

4.13 Политическое лидерство

4.14 Органы государственной власти Российской

Федерации

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации

Право

5.1 Право в системе социальных норм

5.2 Система российского права. Законотворческий

процесс

5.3 Понятие и виды юридической ответственности

5.4 Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя Российской Федерации

5.5 Законодательство Российской Федерации о вы-

борах

5.6 Субъекты гражданского права.

5.7 Организационно-правовые формы и правовой

режим предпринимательской деятельности

5.8 Имущественные и неимущественные права

5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения

и расторжения трудового договора

5.10 Правовое регулирование отношений супругов.

Порядок и условия заключения и расторжения

брака

5.11 Особенности административной юрисдикции

5.12 Право на благоприятную окружающую среду и

способы его защиты

5.13 Международное право (международная защита

прав человека в условиях мирного и военного

времени)

5.14 Споры, порядок их рассмотрения

5.15 Основные правила и принципы гражданского

процесса

5.16 Особенности уголовного процесса

5.17 Гражданство Российской Федерации

5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан-

ская служба

5.19 Права и обязанности налогоплательщика

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по истории

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение

которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего

(полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем –

требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ.

Знать и понимать:

1.1 биосоциальную сущность человека

1.2 основные этапы и факторы социализации личности

1.3 место и роль человека в системе общественных отношений

1.4 закономерности развития общества как сложной само-

организующейся системы

1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных

институтов

1.6 основные социальные институты и процессы

1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1.8 особенности социально-гуманитарного познания

Уметь:

2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты),

их место и значение в жизни общества как целостной

системы

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных

объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и

признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-

следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под-

систем и структурных элементов социальной системы,

социальных качеств человека)

2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных

оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,

публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней

факты и мнения, аргументы и выводы

2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни,

включая личность, группы, организации, с точки зрения

социальных норм, экономической рациональности

2.7 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по

определённым проблемам

2.8 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

2.9 применять социально-экономические и гуманитарные

знания в процессе решения познавательных задач по

актуальным социальным проблемам

Количественные и качественные характеристики результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс)

Класс

Кол-во

Уч-ся

Кол-во отсутствующих

Присутствовало

«5»

«4»

«3»

11а

11б

итого

задания

Похожие публикации