Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Какие тейпы в чечне. Чеченский тейп и тукхум, структура и формирование

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси , по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами , в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур - всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов .

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

Алерой. Довольно многочисленный тейп, происходящий из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.

Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел.

Белгатой. Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.

Белтой (Билтой). Большой и известный тейп. Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены повсюду, но исконный их район находится на Востоке Чечни (Ножайюртовский район).

Беной. Один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлого века. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своим бесстрашием, верностью данному слову.

По-видимому, беноевцы составили костяк демократических крестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне свои собственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев.

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает следующее предание: "Во времена набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвали это место Гуржийн мохк" (См.:[Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е 2-е. Грозный, 1998. С.317]).

Варандой. Один из известных горных тейпов. Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого происхождения". В Чечне мне пришлось слышать утверждение, что они "русского происхождения". Скорее всего, это говорит только о принятии ими беглых русских солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам термин варандой известен в исторических документах I тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении" может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женского обрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной. Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев"). Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана и даже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловила существование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет страны"). Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в 1852г. Только это событие стало в историографии прошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального должно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителей хозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М. Дудаева интерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советской партноменклатуры.

Дешни. Горный чеченский тейп, расселенный на юго-востоке Чечни. Относится к известным "чистым тейпам", обладающим своей горой, у тейпа Дешни - Дешни-лам. Некоторые из Дешни живут в Ингушетии. Дешни известны тем, что к 1917 году у них сохранились фамилии, считавшиеся княжескими. В Чечне с юмором рассказывают историю, как один из представителей такой фамилии женился на грузинской княжне, выдав тейповую гору за свою собственную.

Зурзакхой. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (Дзумсой). Горный чеченский тейп, носящий либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости), либо профессиональное название (зум - горная арба). Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.

Гуной. Известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой (Калой). Горный чеченский тейп, к которому принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых известна у ингушей, а также у осетин.

Мулкой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах (Шатоевский район). Известны своим сопротивлением автократической власти Шамиля.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. (Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

Садой. Считается, что этот тейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум Нохчимокхой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова, что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли). А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот термин от древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал, что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один из тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то же время аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя, указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пласты глубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможных предков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхождении этого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "Средневековая Ингушетия". М., 1971. С.28.).

Терлой. Считается, что тейп терлой расселился из горного башенного комплекса Кирды. Предком считается человек по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М. Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан комплекс преданий об обладании ими особым закрытом немусульманском знании. Возможно, что Терлой были кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А. Хасиева, высказанное устно).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также в Рошни-чу.

Харачой. Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменных российских документов. А вот в этнографической реальности наших дней у населения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше других стали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу и считают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то Шамилем.

Хиндхой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах в районе Галанчожа. Хиндхоевцы по происхождению относятся к ветви орстхоевцев (карабулаков), вошедших в состав чеченцев. Другая ветвь влилась в ингушей. Орстхоевцы, живущие на равнине, понесли наибольшие потери в результате Кавказской войны прошлого века. Часть оставшихся орстхоевцев выселилась в страны Передней Азии, часть ушла в горы, как Хиндхой.

Цонторой (Центорой). Это один из самых многочисленных тейпов. (По численности с ним соперничают только беноевцы). Они делятся на Корни-некъе, Оки-некъе и др. группы, претендующие на самостоятельность. Этимология Цонторой восходит, возможно, к обозначению жреческой профессии. Видимо, это отразилось в насторожен ном отношении цонтороевцев к Шамилю и к его сторонникам. В литературе есть данные, что Шамиль мстил цонтороевцам за убийство ими одного своего сподвижника. Считаются людьми неспокойного энергичного нрава. Расселены главным образом в восточной части Чечни.

Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы не воевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. У представите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейского происхождения".

Чермой. Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежал знаменитый нефтепромышленник и политический деятель Тапа Чермоев. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. У них есть родовая гора Чермой-лам. Но прежде, по легендам, они жили в горной местности Майсты.

Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни. Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знаменит тем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в 1765 г.

Энгеной. Расселены по всей Чечне. Считается тейпом, из которого происходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной, действитель но, вышло много шейхов.

Эрсеной. Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один из первых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считались аристократически ми. Сейчас их представителям приписывают высокие духовные качества. В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствует связь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).

Ялхорой. Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть село Ялхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежали зависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников. Скорее всего происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовой организацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату за охрану рубежей. В изысканиях М. Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указаны среди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскому компоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. В Ингушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилии родственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют по преданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этой версии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетии село Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.

На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановиться особо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы - считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М. Дудаева. Именно мялхистинцы составляют основное население села Бамут. Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясном подразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодические войны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, наряду с другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, по мнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из них считают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваются решительного нрава мялхистинцев.

В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии при Д.М. Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии в республике. Об особом отношении Д.М. Дудаева к этой проблеме ничего не известно. Его покровительство религиозному братству кадирийцев, представленному у мялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено в Чечне и не только у горского населения.

Сегодня уже не выяснить, почему и в какое время произошло установление такой системы, как чеченские тейпы. Известно, что уже в середине восемнадцатого века нохчи (чеченцы), соединившись с ингушами, полностью сложили свой этнос. А до этого времени неизвестно, сколь долго формировались своего рода военно-экономические союзы, то есть чеченские тейпы.

Легенда

Легенды гласят, что предки чеченцев имели котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов, но не вошедшие в этот список котёл расплавили. Тем не менее названия изначальной двадцатки сохранились: Сесанхой Ильеси-некъе, Беной, Млли-некъе, Юбак-некъе, Центорой и остальные пятнадцать.

Чеченские тейпы объединялись и между собой. Эти крупные образования назывались тукхумы. Девять тукхумов уже в середине девятнадцатого века объединяли чеченские тейпы, коих насчитывалось сто тридцать пять. Сегодня их больше, и подразделяются они на горные, которых более ста, и равнинные, которых около семидесяти. Каждый тейп внутри делится на ветви и фамилии (гары и некъи). Главой является совет старейшин тейпа, где вершат закон самые опытные и уважаемые представители, кроме того, обязательна должность бячча - военачальника.

Чистые и смешанные

Назывались чеченские тейпы, список которых будет представлен по возможности полно, соответственно местности, где род проживал, или того дела, которым род занимался. Например, тейп Харачой (в переводе на русский - "пещера") или тейп Шарой (перевод - "ледник") явно по первому типу названы, а вот тейп Пешхой - это тейп печников, тейп Хой - стражников, тейп Дешни - ювелиры по золоту.

Есть тейпы чистые и смешанные. Нохчмакхой - так называют любой чистый тейп - сформированный сугубо из чеченцев, к остальным примешивалась и другая кровь. Гуной, к примеру, породнён с терскими казаками, Харачой - в большой мере с черкесской кровью, Дзумсой - с грузинской, а Арсалой - с русской. Таким образом, отличают смешанные чеченские тейпы. Список их более обширен, чем нохчмакхой.

Главное для тейпа - начала

Поскольку это родовой союз, здесь формируется личность каждого чеченца и ему прививаются все моральные и нравственные нормы. Постулаты эти чеченцы называют началами. Всего начал двадцать три. Некоторые здесь будут перечислены. Незыблемость и единство обычаев для всех членов тейпа без исключения - это первое начало. Второе даёт право на землевладение по общинному принципу. Третье начало вряд ли будет соответствовать представлениям остального цивилизованного мира - оно предписывает кровную месть за убийство родственника по тейпу, и это не зависит даже от близости родства. Чистые чеченские тейпы по сей день ревностно относятся к положенным началам.

Четвёртое начало запрещает инцест, то есть брак между членами тейпа невозможен. Пятое - за взаимовыручку в случае необходимости своему представителю весь тейп обязан оказывать помощь. Шестым началом чеченцы призывают почитать умерших: если умирает член тейпа, траур носят все какой-то период времени, запрещены праздники и увеселения. Седьмое начало о совете старейшин, восьмое - о выборе руководителя и военачальника, ни одна должность не передаётся по наследству. Девятое начало о представительстве, которое решает тоже совет старейшин, а десятое - о том, что должности в совете старейшин пожизненные, однако история чеченских тейпов рассказывает и о случаях смещения представителя.

Кровная месть

Третье начало, которое исповедуют чеченские тейпы и тукхумы, требует более широкого раскрытия. Итак, чир - за любого человека из представителей данного рода. Это обычай с необычайно глубокими корнями. Даже в недалёком прошлом в случае убийства целая фамилия, а иногда и тейп, был вынужден бежать в чужие земли. Ци - кровь - переходило многими десятилетиями из рода в род, пока последний представитель данной фамилии, ветви или тейпа не будет умерщвлён.

В позднейшее время кровь переходит только на одно семейство, но ранее границы чира определял совет старейшин нейтральных тейпов.

Непосредственно после убийства собирались советы старейшин и в том тейпе, где случилось несчастье, и в том, по вине которого оно произошло. В первом - принимали решение об отмщении, а во втором искали возможности к примирению. Далее шли переговоры. Если тейп убитого не был согласен на примирение, то подключались нейтральные советы старейшин. Если же и они не снискали мира, то начинали вырабатывать условия мести: как широко распространится месть, каким оружием. Убить кровника ни при каких обстоятельствах нельзя в спину и без предупреждения, в священный месяц Рамазан, а также и в другие праздники, нельзя убивать в людном месте и - тем более - в гостях.

Начало разложения системы

Цивилизация берёт своё. Исследователи уверены, что сегодня тейповая система в Чечне постепенно умирает. Крупные тейпы - например, Центарой и Беной - разрослись так сильно, что даже кровное родство забыто и возможны браки внутри тейпов. Многие из них расчленяются постепенно на всё большее количество родов, и первоначальный тейп становится тукхумом.

Многие чеченцы помнят время, когда самый юный из них мог назвать более двадцати колен собственных прямых предков. Сейчас даже о принадлежности к тейпу ответит не каждый молодой чеченец. Взрослые и пожилые люди заметно тревожатся, поскольку родство в чеченском обществе - величина основополагающая. Люди без рода-племени не могут быть чеченцами.

Знатный чеченский тейп

Ялхой, а вернее, Ялхорой, весьма знаменитый тейп. Именно из него произошла фамилия Дудаева, а также это один из немногих тейпов, в котором существовали пришлые наёмные работники, а по другим сведениям - рабский труд. Происхождение связано с кастовой профессиональной организацией, воины Ялхороя даже зарабатывали, охраняя рубежи других тейпов.

Жили в одноимённом селении, а также по всей Чечне и в Ингушетии, где основали село. Ялхоройцы были наиболее верными сторонниками Джохара Дудаева. До сих пор в этом клане существует культ воинственности и многие другие чисто горские ценности: гостеприимство, почитание женщин. Они имеют нрав решительный и в предках относят себя к людям княжеского достоинства.

Достаточно хорошо изучены лишь некоторые чеченские тейпы. Их происхождение устанавливается и подтверждается многочисленными исследованиями учёных. Об остальных известно гораздо меньше, и сведения разнятся в виду того, что собраны чаще всего из устных легенд и преданий.

Чеченский тейп Чертой (Чартой)

Это чрезвычайно интересный клан, более всего примечателен тем, что чартоевцы практически никогда не воевали, но напротив - были миротворцами и часто выступали в роли посредников в любых внутричеченских делах. Состоял либо сам со себе, либо в тукхуме Нохчмахкахой - сведения разнятся.

Имели родовое село в Чечне - Чартой-юрт, но также проживали ещё в десятке местечек Чечни и в Грузии. Из известных представителей был наиб Имама Шамиля и полковник в охране Александра Первого. Как считают чеченские тейпы - еврейского происхождения только тейп Чартой, это объясняет многие отличия этого клана от других.

Белгатой, Белтой (Билтой) и Чермой

Довольно большой и известный по всей Чечне тейп Белгатой когда-то сам существовал как часть тейпа Белтой. Легенда о происхождении очень красива. Когда-то давно случилось так, что эпидемия выкосила почти весь Белгатой, но считаные единицы выживших снова размножились и сделали свой род ещё более успешным, чем он был ранее. Это подтверждает и само название: бел - "умереть", гатто - "воскреснуть". Среди чеченцев белгатоевцы считаются весьма энергичными и работоспособными людьми.

Белтой (или Билтой) тоже многочисленный и известный клан. Отсюда произошёл политик Бейбулат Таймиев, современник Пушкина, о котором поэт писал в ходе своего путешествия в Арзрум. Народ Белтой расселяется повсюду, а в старые времена проживал в Ножайюртовском районе, на востоке Чечни. Известный род, который знает вся Тейпы ее населяют разнообразные, но вот виднейший политический деятель и нефтепромышленник Тапа Чермоев вышел именно отсюда. Расселялись в основном в Мехкетах и у родовой горы Чермой-лам, а в древности, как гласят предания, все чермойцы жили глубоко в горах.

Чеченский тейп Аллерой (Алерой)

Имя этого тейпа хранилось на легендарном котле из бронзы, принесённом предками в Нахша. Именно здесь, в расселённом по всей территории страны, но корнями опирающийся на Чечню Восточную, именно в этом клане родился экс-президент, подавшийся в бандиты. Этот тейп чистый, наряду с другими написанными на бронзовом котле входит в нахчмахкахой. Расселяется в Ножай-Юртовском и Шалинском районах.

История об аллеройцах существует примерно с пятнадцатого века, после нашествия хана Тимура, который перебил множество местных жителей и оставил в Чечне своих наместников из кабардинских князей, такровских, ногайских, джайских мурз и ханов. Чеченцы быстро размножились и стали совершать дерзкие нападения на тимуровых вассалов, пытаясь совершить реконкисту - отвоевать свои земли. Первый алл основал аул аллероев, объединил оставшихся после нашествия татаро-монголов соотечественников, чтобы защищать свои земли. Аллерой делится внутри ещё на пять тейпов, поскольку род стал многочисленным, причём считается всё ещё чистым.

Беной

Должно быть, это самый многочисленный из тейпов Чечни, как минимум - на втором месте по численности. Беноевец-миллиардер Малик Сайдуллаев утверждает, что из миллиона оставшихся чеченцев триста шестьдесят тысяч принадлежат тейпу Беной. Расселены они по всей республике, подразделяются на девять родов. Во всех войнах принимали активнейшее участие, где снискали себе неувядающую славу. Например, Байсангур Беноевский не покинул Шамиля до самого конца, несмотря на отвернувшуюся от героя военную удачу.

Огромное количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии, откуда расползается по миру терроризм. А в Чечне, напротив, беноевцы считаются неуклюжими и по-деревенски хитроватыми. Однако и здесь - бесстрашны, верны слову и долгу. Из них много столетий назад составился костяк крестьянских слоёв народа, которые сбросили власть дагестанских и кабардинских правителей. Это отцы демократии гор, которая стала фундаментом этнического менталитета. Среди родов тейпа Беной есть и русская, и грузинская кровь.

Гендаргеной

Тейп тоже чрезвычайно многочисленный и знаменитый, более того - центровой, из исторического Нохчиймохка, широко расселившийся по Чечне. Дипломат и политический деятель Доку Завгаев родом отсюда. Здесь житница и для Чечни, и для Дагестана, и куда более отдалённых мест. Именно здесь существовал доисламский Нашха как культурный, политический, ритуальный и религиозный центр.

Здесь основывался Совет страны (Мехк кхелов), откуда и появились чистые чеченские тейпы, среди которых, разумеется, и Гендаргеной, чьи представители во всей истории страны занимали одно из самых видных мест. Советская власть позволила гендаргенойцам учиться, что они делали с большим успехом, чем члены других кланов. Именно поэтому этот тейп дал стране много руководителей, партийцев и хозяйственников.

Харачой и Дешни

Этот тейп знаменит своими представителями - и жившими в разные века, но снискавшими примерно равную славу. Сведения об этом клане попали в письменные русские документы очень рано, а чеченцы говорят, что именно харачоевцы стали первыми жениться на русских, что не помешало Зелимхану стать выдающимся борцом с царской властью, когда был покорён Кавказ. Чечня этот тейп очень уважает, считает наиболее умным.

Дешни - клан горный, юго-востока страны, относится к чистым тейпам. Здесь сохранились до сих пор княжеские фамилии. Один из носящих такую много лет назад смог жениться на грузинской княжне, выдав гору Дешни-лам, принадлежащую всему тейпу, за свою собственную. Теперь Дешни живут повсеместно, даже в Ингушетии.

Нашхой и Зурзакхой

Нашхо - родина чистых тейпов, является энтогенетическим центром нохчиматиенов Средневековья, о которых упоминают армянские географы девятнадцатого века. Жили на юго-востоке страны. Некоторые исследователи причисляют полностью всё население этой местности к одному тейпу. Другие - подразделяют.

Зурзакхой - тейп из исконных, даже в имени своём сохранивший средневековый этноним - дзурзук, как называли себя предки чеченцев и ингушей. Этот тейп в тукхумы не входил, всегда занимая самостоятельную позицию. Такой он был не один, ещё Садой, Пешхой, Майстой.

До образования общего понятия «чеченская нация» (около XVIII века) на территории современной Чечни проживали нахские (чеченские, ингушские и некоторые другие) родоплеменные образования, именуемые тейпами, или тайпами. Они представляли собой особые военно-экономические союзы, занимавшие определенную местность и изначально формировавшиеся из сложных семей (родители, дети, дяди, тети и прочая родня).

Отсюда и разделение тейпа на некъи и гары, то есть на фамилии и ветви.


«Русские» тейпы в Чечне

Число тейпов у чеченцев и других народов Кавказа постоянно изменяется. Некоторые из этих родоплеменных образований сформировались еще в Средние века. По преданию их имена были начертаны на легендарном бронзовом котле, который расплавили «неисконные» нахские тейпы. Другие сформировались позднее в силу целого ряда причин. В XIX веке на юге Российской империи насчитывалось около 130-ти только чеченских тейпов, несколько веков назад объединившихся в более крупные военные союзы — тукхумы (по количеству их 9).

Помимо этого существовало еще несколько десятков ингушских (около 50-ти), аккинских и других тейпов. Поскольку по нахским законам браки внутри одного тейпа категорически запрещены во избежание кровосмешения и рождения больного потомства, невест брали из неродственных родоплеменных образований. По этой причине в структуре чеченского общества есть и тейпы, которые можно условно назвать русскими. Так представители тейпа Арсалой часто заключали браки с русскими и переняли часть их культуры.

Отличие «русских» от других тейпов

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси, по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами, в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур — всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов.

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

Алерой. Довольно многочисленный тейп, происходящий из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.

Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел.

Белгатой. Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.

Белтой (Билтой). Большой и известный тейп. Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены повсюду, но исконный их район находится на Востоке Чечни (Ножайюртовский район).

Беной. Один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлого века. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своим бесстрашием, верностью данному слову.

По-видимому, беноевцы составили костяк демократических крестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне свои собственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев.

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает следующее предание: "Во времена набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвали это место Гуржийн мохк" (См.:[Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е 2-е. Грозный, 1998. С.317]).

Варандой. Один из известных горных тейпов. Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого происхождения". В Чечне мне пришлось слышать утверждение, что они "русского происхождения". Скорее всего, это говорит только о принятии ими беглых русских солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам термин варандой известен в исторических документах I тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении" может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женского обрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной. Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев"). Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана и даже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловила существование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет страны"). Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в 1852г. Только это событие стало в историографии прошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального должно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителей хозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М. Дудаева интерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советской партноменклатуры.

Дешни. Горный чеченский тейп, расселенный на юго-востоке Чечни. Относится к известным "чистым тейпам", обладающим своей горой, у тейпа Дешни - Дешни-лам. Некоторые из Дешни живут в Ингушетии. Дешни известны тем, что к 1917 году у них сохранились фамилии, считавшиеся княжескими. В Чечне с юмором рассказывают историю, как один из представителей такой фамилии женился на грузинской княжне, выдав тейповую гору за свою собственную.

Зурзакхой. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (Дзумсой). Горный чеченский тейп, носящий либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости), либо профессиональное название (зум - горная арба). Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.

Гуной. Известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой (Калой). Горный чеченский тейп, к которому принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых известна у ингушей, а также у осетин.

Мулкой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах (Шатоевский район). Известны своим сопротивлением автократической власти Шамиля.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. (Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

Садой. Считается, что этот тейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум Нохчимокхой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова, что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли). А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот термин от древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал, что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один из тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то же время аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя, указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пласты глубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможных предков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхождении этого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "Средневековая Ингушетия". М., 1971. С.28.).

Терлой. Считается, что тейп терлой расселился из горного башенного комплекса Кирды. Предком считается человек по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М. Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан комплекс преданий об обладании ими особым закрытом немусульманском знании. Возможно, что Терлой были кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А. Хасиева, высказанное устно).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также в Рошни-чу.

Харачой. Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменных российских документов. А вот в этнографической реальности наших дней у населения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше других стали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу и считают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то Шамилем.

Хиндхой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах в районе Галанчожа. Хиндхоевцы по происхождению относятся к ветви орстхоевцев (карабулаков), вошедших в состав чеченцев. Другая ветвь влилась в ингушей. Орстхоевцы, живущие на равнине, понесли наибольшие потери в результате Кавказской войны прошлого века. Часть оставшихся орстхоевцев выселилась в страны Передней Азии, часть ушла в горы, как Хиндхой.

Цонторой (Центорой). Это один из самых многочисленных тейпов. (По численности с ним соперничают только беноевцы). Они делятся на Корни-некъе, Оки-некъе и др. группы, претендующие на самостоятельность. Этимология Цонторой восходит, возможно, к обозначению жреческой профессии. Видимо, это отразилось в насторожен ном отношении цонтороевцев к Шамилю и к его сторонникам. В литературе есть данные, что Шамиль мстил цонтороевцам за убийство ими одного своего сподвижника. Считаются людьми неспокойного энергичного нрава. Расселены главным образом в восточной части Чечни.

Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы не воевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. У представите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейского происхождения".

Чермой. Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежал знаменитый нефтепромышленник и политический деятель Тапа Чермоев. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. У них есть родовая гора Чермой-лам. Но прежде, по легендам, они жили в горной местности Майсты.

Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни. Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знаменит тем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в 1765 г.

Энгеной. Расселены по всей Чечне. Считается тейпом, из которого происходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной, действитель но, вышло много шейхов.

Эрсеной. Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один из первых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считались аристократически ми. Сейчас их представителям приписывают высокие духовные качества. В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствует связь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).

Ялхорой. Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть село Ялхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежали зависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников. Скорее всего происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовой организацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату за охрану рубежей. В изысканиях М. Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указаны среди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскому компоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. В Ингушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилии родственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют по преданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этой версии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетии село Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.

На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановиться особо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы - считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М. Дудаева. Именно мялхистинцы составляют основное население села Бамут. Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясном подразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодические войны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, наряду с другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, по мнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из них считают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваются решительного нрава мялхистинцев.

В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии при Д.М. Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии в республике. Об особом отношении Д.М. Дудаева к этой проблеме ничего не известно. Его покровительство религиозному братству кадирийцев, представленному у мялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено в Чечне и не только у горского населения.

Похожие публикации