Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Основные технологии малярных работ. Малярные работы. Общие сведения. Малярные составы и их свойства

Делается это для увеличения срока их службы и создания привлекательного внешнего вида, а также, и не в последнюю очередь, для улучшения в помещении санитарных условий. Например, в различных государственных учреждениях, школах или больницах в обязательном порядке ежегодно осуществляется проведение малярных работ.

Малярные работы выполняются с применением современных красок или их смеси разного состава и цветов, преимущественно на масляной, но иногда и на водной основе. При использовании водных составов возникает потребность в связующих материалах, таких как известь, стекло, клей или цемент, тогда как для неводных составов понадобятся олифа разных видов либо же синтетические или натуральные смолы.

Малярные работы осуществляются с помощью масляной, известковой, эмалевой и клеевой краски, а также различных лаков. Подавляющее большинство лакокрасочных изделий можно приобрести в специализированных магазинах, а некоторые составы - приготовить в домашних условиях.

В ходе выполнения малярных работ понадобятся растворители, такие как уайт-спирит (белый спирт) или ацетон, разбавители краски, а также дополнительные смеси - грунтовка, смазочная паста, шпатлевка.

Несмотря на кажущуюся простоту производства малярных работ и приготовления красок, техника окрашивания предметов и нанесения на них покрытий развивалась и специализировалась медленно, в течение длинного периода времени. Одновременно с экономическими разветвлениями промышленности усложнялась и техника окрашивания, изменялась в зависимости от цели, для которой она предназначалась. Так, например, тонкая глазурь, грубая штукатурка и прозрачная лаковая краска — все они в техническом отношении отстоят далеко друг от друга.

Такое разнообразие окрасок происходит потому, что в различных случаях практики окрашиванию предъявляются особые требования. Так, окраска фасада дома должна противостоять совершенно другим влияниям, чем таковая же окраска внутренних помещений того же дома.
Далее, различие требований находится в зависимости также и от того, придется ли впоследствии мыть краску или же она не будет подвергаться никакой механической чистке. Находится ли окрашиваемый предмет в сухом или в сыром помещении и какого рода эта сырость. Осаждается ли она из более теплого воздуха или же прямо испаряется. Кроме того, обладает ли эта сырость нейтральными свойствами или же действует химически, растворяя, разъедая, или обмыливая окраску, или осаждая на ней посторонние вещества. Так же точно при окраске должно быть принято во внимание, будет ли окрашивание в виде пористой массы или же требуется сделать покрытие, непроницаемое для воды и газов. Должна ли краска быть матовой или глянцевитой. Наконец, требования, предъявляемые к окраске, очень зависят и от многих побочных вопросов: должна ли окраска выдерживать температуру выше или ниже нормальной, быть огнеупорной и до какой степени.

Таковы в общих чертах наиболее часто встречающиеся требования, предъявляемые к различного рода окраскам. Они относятся только к самой технике окрашивания и почти вовсе не касаются эстетической стороны. В последнем отношении также может быть выставлен целый ряд требований вроде практического выбора цветов, имеющих значение не только при отделке внутренних помещений, фасадов зданий, окраски машин и проч.

Различные требования, предъявляемые к окраскам, влекут за собою и разнообразие видов окрасок и материалов, из которых они делаются.

Малярное искусство в своих произведениях или подражает природе, или же создает контрасты с нею. Природа вообще не знакома с однообразием и однородностью; воспроизводя их, малярное искусство воспроизводит контрасты. Здесь весьма важным условием является мягкость тона, изящные переходы тонов, чем и обуславливается приятное впечатление, производимое на зрителя.

Все встречающиеся в природе цвета можно свести к трем основным: красному, желтому и синему, тем не менее не все цвета можно из них получить, так как краски, которыми мы располагаем, не бывают идеально чистыми в экономическом и оптическом отношении. Так, например, прекрасный цвет кармина не может быть достигнут смешением киновари с лазурью. Чистый темно-синий цвет никогда не получится из голубого и черного.

Положим, что у нас имеется круг, разделенный на три равные части, из которых одна окрашена красным цветом, другая — желтым и третья — синим.

Каждую из этих частей можно разделить на две, так, от смешения желтого с синим получится зеленый цвет; красного с синим — фиолетовый, красного с желтым — оранжевый.

Все эти цвета, в свою очередь, могут быть подразделены каждый на два: фиолетовый цвет может быть красно-фиолетовым, если в нем преобладает красный, и сине-фиолетовым при преобладании синего цвета.

Воспроизведенные таким образом цвета (тона) покажут нам дополнительные цвета, которые будут расположены друг против друга на протяжении диаметра.

Если смотреть на небольшой четырехугольник красного цвета на белом фоне, то нам будет казаться, что он имеет зеленоватые контуры; если взять желтый четырехугольник, то контур будет казаться синеватым; зеленый дает бледно-красные контуры; синий — красно-желтые и черный — белые контуры. Затем, если после продолжительного и пристального взора быстро перевести глаза на белый фон, то мы увидим четырехугольник того цвета, которым нам казались окрашенными его контуры.
Следовательно, вместо красного четырехугольника мы увидим зеленый; вместо желтого — голубой и т. д.

Такие цвета называются дополнительными; таким образом, два цвета, друг друга дополняющие, поставленные рядом, взаимно уничтожают цветные лучи, которыми каждый из них в отдельности был окружен, и потому выделяются более резко. Если краски по своей яркости неодинаковы, то темная будет казаться еще темнее, а светлая — еще светлее. Изменения соприкасающихся цветов зависят от игры дополнительных цветов с соприкасающимися.

Объясним это примерами.

Красный и синий. Дополнительным цветом красного будет зеленый, и потому синий цвет становится темнее при соседстве с красным; красный же становится желтоватым, ибо дополнительный цвет синего — оранжевый.

Красный и желтый. Красный своим дополнительным зеленым цветом превращает желтый в желто-зеленый; желтый же своим дополнительным фиолетовым цветом превращает красный в фиолетовый.

Желтый и синий. Дополнительным цветом желтого фиолетовый превращает ярко-синий цвет в индиго; дополнительный же синего — оранжевый — превращает желтый цвет в оранжево-желтый и т. д.

Все основные цвета в прикосновении с белым выигрывают, ибо их дополнительные цвета смешиваются с белым, отчего краски становятся яркими и блестящими. Однако на белом фоне производят более приятное впечатление светлые краски, как например светло-голубая, розовая и проч., ибо основные цвета синий, красный и другие образуют с белым резкий контраст.

Черный фон одинаково пригоден для темных и светлых ярких цветов. Очень красиво выступают на нем цвета: красный, розово-красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый и синий; менее красиво выступает на черном фиалковый цвет.

По причине соединения с темными цветами, как например синим и фиолетовым, дополнительными цветами которых будут оранжевый и желто-зеленый цвета, черный теряет силу.

На различных фонах этот цвет получает следующие изменения: на красном фоне он представляется темно-зеленым; на желтом — бледно-фиолетовым; на оранжевом — сине-черным; на зеленом — красновато-серым и на фиолетовом — желто-зелено-серым.

Серый фон может видоизменяться так: под влиянием красного он становится зеленоватым; под влиянием желтого — си-не-фиолетовым; под влиянием оранжевого — голубоватым, зеленого — красноватым и синего — оранжевым.

Все эти наблюдения доказывают, что впечатление, производимое красками, составляет результат смешения одной из них с дополнительным цветом последней. Таким образом, зная впечатление, производимое этим дополнительным цветом, можно комбинировать цвета и заранее определить впечатление, которое произойдет при таковой комбинации.

Технология выполнения малярных работ

Подготовка поверхности

Прежде чем приступить к окрашиванию любой поверхности, ее следует правильно подготовить.

Гипсовые, бетонные или предварительно оштукатуренные стены сначала очищают от пыли. Затем поверхность выравнивается с помощью наждачной бумаги или пемзы, устраняются различные дефекты и шероховатости. Если имеются трещины, их необходимо углубить на нескольких миллиметров. Углубленную трещину смачивают водой, после чего обрабатывают шпатлевкой или гипсовым раствором. Полученную поверхность разравнивают с помощью терки.

Деревянную поверхность нужно очистить от грязи, а также удалить пробки, сучки и засмолы. Пробки удаляются путем врубки на 3-5 мм. Нужно также расчистить щели и трещины. Если пренебречь этой рекомендацией, при усыхании древесины сучки выступят на поверхности в виде бугорков. Аналогичным образом дело обстоит и с засмолами. Более того, из-за этих дефектов краска будет разрушаться изнутри.

Перечень подготовительных операций для поверхности, которая уже подвергалась окрашиванию, зависит от ее состояния и вида, а также сохранности краски.

Если исходное покрытие и штукатурка хорошо держатся, достаточно промыть поверхность 2%-м раствором соды. В местах, где масляная краска ослабела, ее необходимо соскоблить. Если старая краска потрескалась и удалить ее не получается, поверхность следует обработать специальной смывкой, которая поможет снять краску. Через определенное время после нанесения смывки (от получаса до 2 часов) краска размягчается и ее можно без труда снять шпателем. Слой старой краски также можно удалить с помощью паяльной лампы, специального фена, а также используя утюг, предварительно защитив его подошву алюминиевой фольгой, чтобы не испортить.

Деревянную поверхность, на которой остался слой прежнего покрытия, перед очередной покраской необходимо промыть 2%-м раствором соды и теплой водой. После этого поверхность рекомендуется зачистить с помощью пемзы, смешанной с водой. Если на исходным красочном слое есть отставания, трещины, отслаивания и другие повреждения, старую краску обязательно нужно удалить вплоть до самого деревянного основания. Зачищенные от краски места необходимо обработать олифой, шпатлевкой и грунтовкой.

Металлические поверхности и отделку фасада следует очистить от ржавчины и краски, которая потеряла привлекательный внешний вид. Для выполнения этой работы понадобятся скребок, шпатель, металлическая щетка или наждачная бумага. Кроме того, поверхность, подлежащую окрашиванию, нужно очистить от грязи, следов штукатурного раствора и других остатков строительных работ.

Поверхности, предназначенные для окрашивания эмалевой или водоэмульсионной краской, подготавливаются так же, как и перед работой с масляной краской.

Поверхность, на которой остались следы прежней краски, например масляной, можно покрыть водоэмульсионной краской. При этом необходимо оставить слой только той краски, которая хорошо держится на исходном материале.

Прежде чем приступить к окрашиванию древесины эмульсионной краской, произведенной в Швеции или Финляндии, необходимо предварительно поверхность очистить от смолы. Для этого древесину следует несколько раз протереть 10% -м раствором кальцинированной соды, температура которого не должна превышать 50-60 °С. Затем поверхность необходимо промыть теплой водой.

Если на поверхность был нанесен известковый состав, необходимо ее внимательно осмотреть и при необходимости удалить следы побелки. Плотный слой старой побелки обильно смачивают водой температурой до 70 °С, а когда он промокнет, шпателем удаляют краску и промывают поверхность водой.

Если поверхность подвергалась отделке с помощью клеевой или меловой краски, не рекомендуется повторно наносить на нее клеевой состав. Это объясняется тем, что свежая краска будет оттягивать уже существующий слой и в результате станут отслаиваться и старый, и новый слои.

Очистить поверхность от слоя старой краски можно «насухо», но допускается и использование горячей воды. В последнем случае лучше воспользоваться кистью, которая будет хорошо смачиваться. Далее старую клеевую краску снимают шпателем или скребком.

Для подготовки поверхности к покрытию казеиновой или силикатной краской используется 2-3% -й раствор соляной кислоты. Взаимодействуя с мелом, соляная кислота позволяет без труда снять старую краску скребком или шпателем.

Грунтование поверхности

Одним из самых важных этапов малярных работ является грунтование поверхности. Проводится оно для того, чтобы закрыть поры, которые, как правило, присутствуют на поверхности любого материала, особенно дерева.

Грунтовка также обеспечивает более крепкое сцепление краски с основой.

Обычно грунтовка осуществляется один раз, иногда в несколько слоев. Перед нанесением следует убедиться, что поверхность сухая. Грунтовка наносится кистью, после чего тщательно растушевывается.

Прежде чем приступить к нанесению следующего слоя грунтовки или шпатлевки, необходимо убедиться, что слой грунта хорошо просох.

Для грунтования поверхности под эмалевую или масляную краску используется чистая олифа. Для удобства, а именно чтобы можно было увидеть незагрунтованные участки, в нее допускается добавить немного краски, которой затем будет окрашена поверхность.

Грунтование под известковые краски проводится по влажной поверхности, что увеличивает сцепление краски с основой и повышает стойкость покрытия.

Для обработки таких поверхностей используются соответствующие виды грунтовки. Такой же вид грунтовки, но более жидкой консистенции, применяется для подготовки поверхности под казеиновую или силикатную краску.

Под водоэмульсионные составы выбирается грунтовка, подходящая для работы с краской данного вида.

Однако такая поверхность подлежит предварительной обработке олифой или шпатлевкой. Для работы со шведской или финской краской грунтование не требуется.

Шпатлевание

Следующим этапом после грунтования является шпатлевание поверхности. Оно необходимо для устранения дефектов обрабатываемого материала.

Поверхность подлежит выравниванию с помощью шпатлевки, которая подбирается с учетом типа применяемой краски.

С помощью шпателя на всю обрабатываемую поверхность наносится ровный слой шпатлевки, которую после ее полного высыхания необходимо зачистить и еще раз прогрунтовать.

Технология выполнения высококачественного окрашивания поверхностей водоэмульсионными составами состоит из нескольких последовательных операций. Тщательное выполнение, которых позволяет считать данную отделку высококачественной.

Это операции: очистка поверхности, сглаживание, расшивка трещин, огрунтовка, частичная подмазка, шлифовка, первое сплошное шпатлевание, шлифовка, второе сплошное шпатлевание, шлифовка, огрунтовка с подцветкой. первое окрашивание, второе окрашивание, торцевание.

Очистка удаление пыли, грязи, брызг потёков с поверхности металлическими шпателями скребками или механизированным способом. (Рис.1).

Сглаживание (выполняется только по оштукатуренной поверхности)- обработка поверхности лещадью пемзой куском древесины. Устранение погрешностей неснятых при очистке.

Расшивка трещин производится ножом или самим шпателем с целью предотвращения её дальнейшего распространения, (рис.3).

Огрунтовка – предварительное нанесение грунтовочных составов на поверхность. Осуществляется кистями. Валиками краскопультом. Состав наноситься на поверхность, потом растушевывается в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. (Рис.4)



Частичная подмазка – осуществляется с целью ликвидации впадин и дыр, образованных во время расшивки трещин, чтобы выровнять поверхность, (рис 5а). Осуществляется при помощи шпателя приёмом «ёлочка». Шпатлёвка наносится под углом 45градусов оси трещины с одной и другой стороны. Заполненная трещина приглаживается шпателем, (рис5б).

Шлифовка подмазанных мест – осуществляется с целью ликвидации на поверхности выступающих следов предыдущей подмазки пред нанесением сплошного слоя шпатлёвки. Чтобы она легла, ровно и гладко на поверхность. (Рис 6). При выполнении этой операции используется брусок, пемза. Шлифование осуществляется круговыми и вертикальными движениями. Данная операция осуществляется только после полного высыхания шпатлёвки.

Первое сплошное шпатлевание поверхности – вручную выполняется и разравнивается шпателем. Маляр набирает шпатлёвку на вспомогательный шпатель. Затем переносит её на основной шпатель и наносит её на поверхность вертикальными движениями, при чём край каждого следующего слоя перекрывает предыдущий. (Рис 7).

После высыхания слоя шпатлёвки производится его шлифовка, а затем производится второе сплошное шпатлевание, с целью окончательного выравнивания поверхности. Затем и этот слой шпатлёвки так же шлифуется после высыхания. После шлифовки второго слоя шпатлёвки поверхность грунтуют с подцветкой, добавляя в грунтовку цвет будущего покрытия. Приёмы нанесения данной грунтовки такие же что и при первой огрунтовке.

После высыхания данного слоя приступают к первой окраске. (Рис8).

При окраске поверхностей валиками производиться предварительная отводка труднодоступных мест (углов стыков и др.) кистью. После нанесения окрасочного состава предварительно заколерованного на поверхность осуществляется его вертикальная растушевка. Валик равномерно передвигается по всей поверхности плавными движениями, при чём каждый последующий слой перекрывает предыдущий.

После высыхания первого слоя краски производиться нанесение второго слоя.

В некоторых случаях при выполнении высококачественной окраски применяют торцевание поверхности – что бы поверхность стала матовой, лишённой блеска и шероховатой. Торцевание осуществляется щётками торцовками по свеженанесенному второму слою краски щётками торцовками в двух направлениях под углом 45 и 90 градусов. Держа торцовку перпендикулярно поверхности. Рис 9.

До того, как начать проведение малярных работ, необходимо подготовить поверхности и окончить общестроительные работы в квартире. В частности, необходимо:

  1. Завершить монтаж всех конструкций, окончить прокладку средств коммуникации, инженерных, электрических сетей;
  2. Уложить гидроизоляционные, звуко- и теплоизоляционные материалы; заделать соединительные швы в стыковках панелей и блоков, а также сопряжения между стенами и дверными, оконными рамами;
  3. Окна должны быть остеклены;
  4. Смонтированы встроенные элементы интерьера;
  5. Проверены системы вентиляции, тепло-, водо- и газоснабжения;
  6. Установлены крепежные элементы для облицовочных материалов, подвесных конструкций;
  7. Выдержан подходящий режим температуры и влажности;
  8. Выполнены штукатурные работы и работы по монтажу гипсокартона.

Технология малярных работ состоит из нескольких этапов:

Подготовка поверхности

Подготовка к малярным работам заключается в том, чтобы обеспылить поверхность и выполнить грунтование. Для этого необходимо использовать специальные пропиточные и проникающие грунтовочные составы.

Предварительное и финишное выравнивание

Шпаклевание представляет собой отделку поверхности специальными шпаклевочными смесями. Этот этап является предваряющей декоративную отделку и покраску. Существует два вида выравнивания — это базовый слой и финишный. Первый слой наносят для того, чтобы заделать крупные выемки, отверстия, сколы, трещины и щели. Начальная шпаклевка проводится крупнозернистыми составами. Шпаклевочный слой может достигать двух сантиметров, при этом раствором заполняют все выемки и углубления, а затем его разравнивают по всей поверхности. Если стена имеет крупные дефекты, создают несколько шпаклевочных слоев: после нанесения каждого слоя дожидаются высыхания, затем поверхность шлифуют, грунтуют и снова наносят следующий слой. В некоторых случаях при предварительной шпаклевки стен с большими выемками и трещинами используют специальную стеклотканевую сетку, чтобы на стенах после окраски не появились микротрещины. После проведения этих операций проводят финишную шпаклевку из мелкозернистых материалов — окончательный этап шпаклевочных работ. Благодаря финишной шпаклевке можно достичь идеально ровных поверхностей в помещениях.

После высыхания шпаклевки проводится тщательное ошкуривание поверхности. Последняя процедура даст возможность получить идеально гладкую стену или потолок, которые можно подвергнуть окраске или другим видам декоративно-отделочных работ. Шпаклевка стен, как и шпаклевка потолка, проводится специальным шпателем из нержавеющего металла, твердого пластика (в зависимости от вида шпаклевки и густоты раствора). требует особого внимания, так как является самым сложным видом малярных работ. Во время этой работы раствор распределяется по поверхности шпателем, который держат примерно под углом тридцать-тридцать пять градусов к плоскости стены или потолка.

Технология нанесения шпаклевки

Для нанесения шпаклевки, шпателем набирают некоторое количество раствора, который наносят на поверхность, стараясь сделать слой не очень толстым. Затем, прижимая инструмент к поверхности стены и держа его под определенным углом, разравнивают раствор, создавая слой необходимой толщины. При предварительной шпаклевке стен и потолков создают несколько слоев до полного выравнивания всех неровностей.

Шлифование поверхности

Мастера обычно используют шкуродер, которым трут поверхность в разных направлениях, добиваясь абсолютной гладкости перед покрасочными работами. Особое внимание нужно уделить силе надавливания шкуродера на поверхность, она должно быть одинаковой на протяжении всей работы. Шлифование — это очень важный процесс малярных работ. Для проверки качества выполненной работы необходимо использовать прожектор. Нередко случается так, что после проверки, приходится некоторые места повторно шпаклевать и снова шкурить.

Покраска

Малярные работы — нанесение окрасочных составов на поверхности конструкций зданий и сооружений с целью увеличения срока их службы, улучшения санитарно-гигиенических условий в помещениях и придания им красивого внешнего вида.

С каждым годом внутренняя отделка помещений становиться все изящнее, повышаются требования, предъявляемые к архитектурной выразительности, внутреннему и наружному оформлению зданий, качеству отделки. Этим требования отвечают новые эффективные, экономические отделочные материалы — новые синтетические олифы, лаки и краски, особенно водоэмульсионные и кремнийорганические.
Казалось бы, покрасить стену — дело нетрудное. Однако покраска требует особо тщательной подготовки стены к ремонтным работам: краска не скроет ни трещинок, ни неровностей, ни любых других дефектов стены. Кроме того, существует множество способов нанесения краски, в зависимости от которых улучшается внешний вид, а краска служит дольше. Чистота окрашенных поверхностей зависит от качества выполненных операций и последовательности работ. В высококачественной окраске недопустимы мельчайшие крупинки в краске. Для малярных работ нужны различные кисти, валики, шпатели, линейки.

При малярных работах используются различные по составу краски: клеевые, известковые, масляные, эмалевые и другие. Все краски содержат различные связующие, пигментные и вспомогательные вещества. Соотношение частей в красках не случайно, поэтому добавление какого-то вещества наугад, например растворителя, вместо улучшения качества окрашиваемой поверхности может привести к его снижению.

Обычно краска продается в готовом виде. Если требуется ее разбавить, добавлять нужно лишь самое необходимое количество растворителя, иначе краска будет стекать, особенно с вертикальных поверхностей. Если краска в банке покрылась пленкой, ни в коем случае нельзя ее размешивать, а нужно осторожно обрезать ножом как можно ближе к корпусу банки и вынуть ее. Если полностью пленку удалить не удастся, краску желательно процедить. Для этой цели обычно используют капроновый чулок, которым накрывают отверстие пустой чистой банки. Существует общепринятая система обозначений лакокрасочных материалов, в которой находят отражение их свойства, назначение, условия эксплуатации, — своеобразный компас в безбрежном море лаков и красок.

Виды красок


По преимущественному назначению и применительно к условиям эксплуатации покрытий лакокрасочные материалы делятся на группы:


Атмосферостойкие, ограниченно атмосферостойкие, защитные, консервационные, водостойкие, специальные, маслобензостойкие, химически стойкие, термостойкие, электроизоляционные. В классификации учитывается и тип пленкообразователя, который для краткости обозначают двумя буквами.


Лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки выпускаются на основе различных смол: поликонденсационных, полимеризационных, природных, на основе эфиров целлюлозы.


Лакокрасочные материалы на основе поликонденсационных смол:


алкидноуретановые — (АУ), глифталевые — (ГФ), кремнийорганические — (КО), меламиновые — (МЛ), мочевинные (карбамидные) — (МЧ), пентафталевые — (ПФ), полиуретановые — (УР).


Полиэфирные: ненасыщенные — (ПЭ), насыщенные — (Ш), фенольные — (ФЛ), фенолоалкидные — (ФА), циклогексановые — (ЦГ), эпоксидные — (ЭП), эпоксиэфирные — (ЭФ), этрифталевые — (ЭТ).


Лакокрасочные материалы на основе полимеризационных смол: каучуковые — (КЧ), масляно — и алкидностирольные — (МС), нефтеполимерные — (НП), перхлорвиниловые — (ХВ), полиакрилатные — (АК), поливинилацетальные — (ВЛ), поливинилацетатные — (ВА). На основе сополимеров: винилацетата — (ВС), винилхлорида — (ХС), фторопластовые — (ФП).


Лакокрасочные материалы на основе природных смол: битумные — (БТ), канифольные — (КФ), масляные — (МА), шеллачные — (ШЛ), янтарные — (ЯН).


Лакокрасочные материалы на основе эфиров целлюлозы: ацетобутиратцеллюлозные — (АБ), ацетилцеллюлозные — (АЦ), нитратцеллюлозные — (НЦ), этилцеллюлозные — (ЭЦ).

Маркировка красок и лакокрасочных материалов


Каждому лакокрасочному материалу присваиваются наименование и обозначение, состоящее из букв и цифр. Обозначение лаков состоит из четырех, пигментированных материалов — из пяти групп знаков.


Первая группа означает вид лакокрасочного материала и записывается словом — лак, краска, змаль, грунтовка, шпатлевка.


Вторая группа указывает тип пленкообразующего вещества, обозначаемый двумя буквами, указанными выше — МА, ПФ, МЛ и т. д. (эмаль МЛ…; лак ПФ…).


Третья группа указывает на преимущественные условия эксплуатации лакокрасочного материала, обозначаемые одной цифрой от 1 до 9. Между второй и третьей группами знаков ставится дефис (эмаль МЛ-1.., лак ПФ-2…).


Четвертая группа — это порядковый номер, присвоенный лакокрасочному материалу при его разработке, обо- 1 значаемый одной, двумя или тремя цифрами (эмаль МЛ-1110, лак ПФ-283). Пятая группа (для пигментированных материалов) указывает цвет лакокрасочного материала — эмали, краски, грунтовки, шпатлевки — полным словом (эмаль МЛ-П 1.0 серо-белая). При обозначении первой группы знаков для масляных красок, содержащих в своем составе только один пигмент, вместо слова «краска» указывают наименование пигмента, например «сурик», «мумия», «охра» и т.д. (сурик МА-15).


Для ряда материалов между первой и второй группой знаков ставятся индексы:


Б — без летучего растворителя


В — для водоразбавляемых


ВД — для воднодисперсионных


ОД — для органодисперсионных


П — для порошковых

Третью группу знаков для грунтовок и полуфабрикатных лаков обозначают одним нулем (грунтовка ГФ-021), а для шпатлевок — двумя нулями (шпатлевка ПФ-002). После дефиса перед третьей группой знаков для масляных густотертых красок ставится один нуль (сурик MA-Q15).


Для лакокрасочных материалов, полученных на смешанных пленкообразователях, вторую группу знаков обозначают по пленкообразующему, определяющему свойства материала.

В четвертой группе знаков для масляных красок вместо порядкового номера ставят цифру, указывающую, на какой олифе изготовлена краска: натуральная олифа, олифа «Оксоль», глифталевая олифа, пентафталевая олифа, комбинированная олифа.

В некоторых случаях для уточнения специфических свойств лакокрасочного покрытия после порядкового номера ставят буквенный индекс в виде одной или двух прописных букв, например: В — высоковязкий; М — матовый; Н — с наполнителем; ПМ — полуматовое; ПГ — пониженной горючести и т. д.

Вся необходимая для потребителя лакокрасочного материала информация приводится на этикетке, где даны полное наименование материала с указанием ГОСТа или ТУ, его назначение, способ применения, меры предосторожности, завод-изготовитель, дата выпуска и номер партии. Этикетка является очень важной частью упаковки лакокрасочного материала. Не всегда справедливо требование, чтобы банка обязательно была изготовлена из литографированного металла. Красочная, сделанная на хорошей бумаге этикетка в художественном и эстетическом отношении не уступает литографии.

При выборе краски, прежде всего нужно исходить из того, насколько стойким при эксплуатации должно быть покрытие, учитывать его декоративный вид и не забывать о стоимости.


Виды красок для стен


Краски для наружных и внутренних работ различаются по стойкости к воздействию дождя, солнца и колебаний температуры. Краски, которые предназначены для наружных работ, в случае необходимости можно использовать и для внутренней отделки помещения. Выбор той или иной краски зависит от того, какую отделку помещения нужно произвести — простую, улучшенную или высококачественную.

Краски на минеральных связующих предназначены для простой отделки каменных, бетонных и отштукатуренных стен, для окраски бассейнов, колодцев и заборов. Они дают рыхлые воздухопроницаемые покрытия, хорошо выдерживающие действие воды, особенно краски на основе цемента, и смену температур.

Клеевыми красками отделывают отштукатуренные, бетонные и деревянные поверхности, причем казеиновые пригодны как для наружных, так и для внутренних работ. Красками на декстрине, крахмале и костном клее можно окрашивать только стены и потолки в закрытых помещениях. Важным достоинством клеевых красок является их пористость: покрытия из них не препятствуют воздухообмену, через них легко испаряется влага, которая может образовываться на отсыревшей стене или на потолке.

Лучшими являются краски и эмали на синтетических связующих или олифах, которые используются для высококачественной отделки. Есть среди них пригодные как для наружных, так и для внутренних работ, а также предназначенные только для внутренних работ. Они могут давать матовые, глянцевые и полуглянцевые покрытия. Некоторые из них образуют сплошные покрытия (например, алкидные), другие (например, водоэмульсионные) — пористые. Краски, которые образуют сплошные покрытия, непригодны для сырых или отсыревших стен, а алкидные к тому же нестойки к щелочам, и поэтому ими нельзя окрашивать свежеоштукатуренные или бетонированные стены.

Масляные краски по свойствам приближаются к краскам на синтетических связующих. Они образуют непористые покрытия, не стойкие к щелочам и влаге.

Инструменты маляра

Маховые кисти. Выпускаются в основном больших размеров — d 60 и 65 мм с длиной волоса 100 мм. Для того, чтобы выбрать хорошую кисть, нужно проверить ее на сгиб, — при сгибании волос должен немедленно выпрямляться, не оставляя видимой кривизны.

Кисти в форме пучка, требующие специальной вязки, называются весовыми, кисти в патроне с ручкой — штучными. Весовые кисти после подвязки крепким шпагатом насаживают на длинную ручку-штырек. Любую кисть подвязывают, потому что длинный волос плохо растушевывает краску и создает много потеков. Поэтому маляры-профессионалы считают, что для клеевой окраски неподвязанный волос должен быть длиной 7-9 см, для масляной и эмалевой — 5-7 см.

Побелочные кисти имеют ширину 200 мм, толщину — 45-60 мм, длину волоса — 100 мм. Такие кисти в 2,5 раза производительнее маховых и позволяют получить более чистое окрашивание. Иногда применяются вместо побелочной кисти — макловицы, которые изготовляются из полухребтовой щетины с 50 % конского волоса. По форме они бывают круглыми (диаметром 120 и 170 мм, с длиной щетины 94 -100 мм) или прямоугольными. Ручка макловиц крепится в середине колодки или делается съемной на винтах. Работу макловицей выполняют со стремянки или с пола. Макловицы и побелочные кисти рекомендуется применять при клеевых и казеиновых окрасках. Окраска, выполненная побелочными кистями или макловицами, не требует флейцевания.

Ручники. Имеют небольшой размер и насаживаются на короткую деревянную ручку. Их изготовляют из чистой щетины, а также с добавкой конского волоса. Выпускаются ручники d — 26, 30, 35, 40, 45, 50, 54 мм. Ручники подвязывают шпагатом, который, по мере износа кисти, перемещают, увеличивая длину волоса. Длина оставшегося волоса должна быть не более 30-40 мм. Применяют ручники для окраски клеевой и масляной красками небольших поверхностей. Ручники из мягкой щетины, закрепленной в металлических кольцах, пригодны для любых работ. Если щетина закреплена с помощью клея, то кисти не следует применять для окрашивания клеевыми и известковыми окрасочными составами.

Флейцы — плоские кисти шириной 25, 60, 62, 76 и 100 мм, изготавливают из высококачественной щетины или из барсучьего волоса, закрепленного в металлической оправе, которую надевают на короткую деревянную ручку. Применяют флейцы в основном для сглаживания свеженанесенной краски, то есть для уничтожения следов от маховой кисти или ручников. Флейцы можно применять и для окрашивания.

Торцовки имеют прямоугольную форму и изготовляются из твердой щетины. Их основное назначение — обработка свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски. Как правило, торцуют клеевые и масляные краски. Филеночные кисти выпускаются d от 6 до 18 мм и изготовляются из белой жесткой щетины, закрепленной в металлической оправе-патроне. Патроны крепятся на деревянных ручках различной длины. Такие кисти предназначены для вытягивания узких полос, называемых филенками, или для окраски труднодоступных мест, в которые не проходит ручник. Для окраски радиаторов выпускаются специальные радиаторные кисти с изогнутой у основания ручкой.

По многим показателям валики значительно удобнее и производительнее кистей. В особенности при окраске больших площадей. Кроме того, валиками можно не только красить, но и грунтовать. В зависимости от производимых работ применяются валики различных размеров: диаметром от 4 до 7 см, длиной от 10 до 25 см. Чаще всего используют меховые, поролоновые и велюровые валики. При подготовке к работе меховый валик на некоторое время нужно погрузить в воду — от этого жесткость волосяного покрытия уменьшится. Однако следует помнить, что меховый валик не рекомендуется применять при работе с известковыми красками, — известь очень быстро разрушает мех. По окончании работы, валики обязательно промывают в теплой воде с мылом, полностью удаляя краску.


Технология малярных работ


При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др. Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции. Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.

Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную — в три, а некоторые глянцевые политуры — в шесть и более слоев. Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится. Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его. Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 С.

Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки. Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.

При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел. Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.

Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения. Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

Способы нанесение краски


Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью. Кисть нужно приготовить — промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов. В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску.

Длина свободных волос — примерно 30-40 см. Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины. Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.

Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.

При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем. Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.

Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию. Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.

Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

У метода распылением нанесения краски есть несколько преимуществ, особенно если красятся большие однородные, ничем не перекрываемые поверхности. Лакокрасочные материалы всех видов таким способом наносятся быстро и равномерно.

Для окраски труднодоступных поверхностей этот способ также удобен, например внутренних частей радиаторов центрального отопления. В процессе распыления мельчайшие частицы краски попадают на окрашиваемую поверхность, соединяются одна с другой и образуют равномерный слой. При нанесении краски таким способом нужно закрыть все окружающие поверхности, которые не подлежат окраске, чтобы потом не тратить время и силы на их очистку. Для этой цели подойдут клейкие ленты, которыми можно закрепить бумагу или пленку. Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию. Как только уровень жидкости упадет, емкость нужно наполнить, иначе после всасывания воздуха краскораспылитель выбросит неконтролируемое количество краски.

При обработке губкой создается мягкий пятнистый рисунок. Причем светлый тон нижнего слоя (фона) будет выглядеть, как прожилки неопределенной формы. Краска не должна быть чисто-белой, ее нужно слегка тонировать, что даст более утонченный эффект. Если нужно получить более контрастное решение, нужно наносить темный рисунок по матовой эмульсионной краске — получится оригинальный мерцающий узор. Нанесение краски губкой может осветлить или, наоборот, утемнить общий тон. Для фона и наката нужно выбирать гармонично сочетающиеся оттенки единой цветовой гаммы или дополнительные цвета равной интенсивности.

Плотно нанесенный, без значительных просветов рисунок дает впечатление интенсивно окрашенной поверхности. В свою очередь, цвет и тон основного фона может влиять на интенсивность рисунка, нанесенного поверх него. Обработка губкой подходит почти для любой поверхности, но наиболее эффектна она на больших плоскостях, например на стенах. Интересно, что этот способ незаменим для маскировки не очень привлекательных предметов, таких, например, как радиаторы.

Как для основного слоя, так и для декоративно наносимого поверх него, применяют неразведенную эмульсионную краску для стен, а мясляную краску — для деревянных частей и металлических деталей. Для таких работ пользуются натуральной морской губкой, структура которой имеет наибольшее количество пустот. Если получаемый на стене рисунок повторяется, становится регулярным, нужно разорвать губку и продолжать работу ее внутренней, наиболее неровной поверхностью.


Для нанесения узора губкой, краску более темного тона, предназначенную для нанесения узора губкой, нужно в лоток и хорошенько размешать. Предварительно понадобится смягчить губку — вымочите ее в воде, если предстоит окраска эмульсией, а при употреблении масляной краски — в уайт-спирите. Губку отжать, а потом окунуть в краску и прижать к рифленому наклонному отделению лотка, чтобы краска пропитала всю губку.

После этого необходимо снять излишки краски с губки при помощи легких, отрывистых касаний листа бумаги: при перенасыщенной губке рисунок может получиться с кляксами или вообще расплыться.

Движения нужно начинать сверху-вниз. Работать легкими, отрывистыми касаниями, не вращать и не прижимать губку сильно. Положение руки с губкой нужно менять таким образом, чтобы избежать регулярного, повторяющегося рисунка. Когда губка станет суше, можно поработать в углах и вдоль плинтуса здесь невольно приходится вжимать ее, и реальна опасность выдавливания излишков краски.

Сначала поверхность нужно обрабатывать редким, не закрывающим полностью нижний, основной тон рисунком и оставить сохнуть. Промытье губку, а затем нанести второй слой, перекрывая первый таким образом, чтобы они слились в общий рисунок. Когда второй слой высохнет, нужно светлым колером подправить отдельные выделяющиеся пятна. Можно применить колер фона или «слоновую кость», которая смягчит общий рисунок.

Для штриховой обработки стен нужно приготовить глазурь, смешав 70 % лака, 20 % масляной краски и 10 % уайт-спирита, а потом нанести состав по основному тону полосой шириной 500 мм сверху вниз. Пока глазурь не высохла, по ней нужно щеткой нанести пунктирный штрих быстрым и уверенным движением. Затем продолжить обработку, пока вся поверхность не будет покрыта штрихом. Чтобы скрыть стыки, необходим перехлест соседней полосы. Если обработанная таким образом поверхность в дальнейшем будет нуждаться в промывке, поверх нее нужно нанести слой матового полиуретанового лака.

Цветовой штрих дает более изящный рисунок, чем обработка губкой. Обычно он выполняется по незастывшей глазури или лаку и создает эффектную поверхность, испещренную точками, через которые просвечивает фон. Тон и цвет для штрихового рисунка выбирают по тому же принципу, что и при обработке губкой. Пусть у фона будет более светлый оттенок, чтобы образовалась как бы цветовая дымка, а для штриха более темный тон: он лучше выявит рисунок. Возможна и обратная комбинация.

Наносить штриховой рисунок можно на любую поверхность, но особенно эффектно он выглядит на стенах небольших помещений, на дверях и на мебели. Для штриховой обработки лучше применять неразбавленную эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для нанесения штриха по незасохшей глазури можно использовать только масляную краску. Специальные щетки, предназначенные для этой работы, изготовлены из барсучьего волоса, но почти любая плоская щетка (даже новая сапожная) может быть использована, при условии, что щетина на ней одинаковой длины.

Технология нанесения штрихового рисунка: отлить небольшое количество краски самого светлого колера в лоток или плоскую посуду (слоем не меньше 3 мм), опустить сухую щетку в краску, лишь слегка касаясь ею поверхности, чтобы щетина не впитала ее слишком много. Обработку следует начинать сверху вниз, делая отрывистые движения щеткой и меняя угол ее положения на плоскости стены. Чтобы усилить рисунок, нужно нанести другой слой (легко нажимая на щетку), чтобы добиться большей контрастности. При появлении клякс следует перекрыть их оттенком основного грунта. В конце работы нужно заполнить углы, поверхность вокруг наличников и вблизи плинтуса почти сухой щеткой, применяя колер первого слоя наката.


Обработка с помощью ткани


Снятие краски или раскатывание жгутом дают более мягкий и неопределенный узор, но эти способы требуют большего умения. Отпечатки, которые похожи на сложенные лепестки, получают нанесением или, наоборот, снятием краски при помощи куска ткани.

Все указанные способы осуществляются с использованием свежего раствора глазури. Как и при предыдущих способах обработки, рисунок наносится сверху-вниз по вертикальным полосам шириной 500 мм. Предварительно нужно вымочить кусок ткани в уайт-спирите, отожмите и скомкайте его в руке или скрутите в жгут (в валик). Затем слегка обмакнуть ткань в глазурь.

Для нанесения рисунка валиком необходимо удерживать его двумя руками и прокатывать сверху-вниз как по прямой линии, так и по нерегулярным, случайным направлениям. В этом случае можно получить неопределенный, запутанный рисунок. Лоскут нужно почаще стряхивать и снова комкать в руке или менять его (лоскут), как только он станет чересчур перенасыщенным краской. Маскировать стыки между отдельными полосами нужно особенно тщательно.

Для нанесения краски при помощи смятого куска ткани используют эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для накатки валиком или метода снятия краски должна применяться только масляная краска, как для нижнего, основного слоя, так и для наката. Колер для наката будет основным тоном, поэтому выбирать его нужно более темным, чем фон. Тканевый способ, помимо декорирования стен или отдельных элементов мебели, хорош в тех случаях, когда требуется подогнать окраску встроенного оборудования под цвет стен. Можно использовать любую ткань — от муслина или марли до замши, — лишь бы она была неволокнистой и хорошо принимала краску.

Технология нанесения узора с помощью ткани.


Немного краски нужно отлить в лоток с плоским дном. При обмакивании в эмульсию сухая тряпка дает четкий, жесткий рисунок. Если ее немного смочить, получатся более мягкие отпечатки. В случае применения масляной краски нужно намочить тряпку в уайт-спирите, а потом как следует отжать. Перед употреблением, ткань смять в руке, затем окунуть тряпку в краску и слегка отжать ее на листе бумаги, чтобы удалить излишки. Наносить мазки сверху вниз или вдоль карниза свободными движениями, аналогично работе с губкой. Тряпку необходимо часто стряхивать и снова сжимать в руке, чтобы избежать повторяющегося рисунка. Как только рисунок становится менее четким, тряпку нужно поменять на свежую.

В конце работы обязательно следует подправить недостаточно заполненные участки поверхности. В некоторых случаях может быть нанесен второй слой колера, но обычно этого не требуется, как правило, ожидаемый эффект достигается с первого раза.

В зависимости от вида малярных работ и состава используемой для окрашивания краски вам могут потребоваться различные кисти, валики, шпатели, линейки. Кисти хорошего качества изготавливаются из чистой щетины. Они вбирают в себя большое количество окрасочного состава, удерживают его внутри так, что краска не стекает. Дешевы, но менее практичны и долговечны кисти, сделанные из щетины с добавлением около 50% жесткого конского волоса.

Самые большие по размеру (пучок волос достигает длины 180 мм, диаметр — 60-65 мм) маховые кисти, имеющие круглое сечение и длинную ручку (1,8-2 м). Они продаются готовыми (пучок волос укреплен в металлическом кольце) или в виде пучка волос, требующего вязки. В любом случае необходимо проверить длину волос кисти, чтобы при необходимости их подвязать. После сгибания кисти волоски должны немедленно выпрямляться, принимая прежнюю форму. Маховыми кистями удобно окрашивать большие по площади поверхности, например потолок, стены.

Виталия Львова

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.

Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.

Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.

Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.

Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.



При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел. Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.

Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.

Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

ПОКРАСКА КИСТЬЮ

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.

В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.

Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.



Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.

Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.

При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.

Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.

Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

ПОКРАСКА ВАЛИКОМ

Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.

Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

Похожие публикации