Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Всероссийская библиотечная акция в формате единого дня действий "день экологических знаний"

В Год экологии Российская государственная библиотека для молодёжи и Государственная публичная научно-техническая библиотека России про поддержке Министерства культуры РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ объявили о проведении акции в формате единого дня действий «День экологических знаний», приуроченную к Международному дню экологических знаний 15 апреля.
К участию в Акции приглашались все библиотеки России, готовые отметить этот день проведением публичных эко-просветительских мероприятий. Разные форматы и возможности, аудитория и творческая энергия библиотекарей помогли в Год экологии продемонстрировать весь огромный потенциал библиотек России в экологическом просвещении. В рамках Акции прошел также Всероссийский конкурс на лучшее мероприятие. Для участия в акции зарегистрировались почти 1500 библиотек из 73 регионов России от Калининграда до Хабаровского края.
Библиотеки Мариинской ЦБС активно включились во Всероссийскую библиотечную акцию единого дня действий «День экологических знаний».
Экологическое просвещение читателей является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек города и района. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. При этом используются ее самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией акций и марафонов.
Такой экологический марафон под названием «Добрый след на земле» и был объявлен в рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний». В нем приняли участие 20 библиотек-филиалов Мариинской ЦБС.
Экомарафон проходил в три этапа. До начала мероприятий, объявленных в библиотеках в рамках марафона, везде прошел единый флэшмоб под названием «Мы хотим дружить с природой?».
Флаеры, которые библиотекари раздавали прохожим, содержали в себе информацию о том, к каким необратимым последствиям приводит бездумное вмешательство человека в мир природы, в окружающую среду. Эти тревожные факты говорят сами за себя: если мы хотим дружить с природой, мы должны рационально использовать ее ресурсы и не губить то, что нас окружает.
Второй этап марафона включал в себя проведение мероприятий в библиотеках ЦБС. Это были экологические игры, викторины, турниры, конкурсы, игры-путешествия, уроки экологии, устные журналы, акции – вот не полный перечень форм работы, которые активно использовались в библиотеках.
На третьем этапе марафона в библиотеках был организован еще один флэшмоб с тем же названием, но с другим акцентом. Оно звучало так: «Мы хотим дружить с природой!». Жителям города и района библиотекари и волонтеры раздавали флаеры с информацией о том, как в нашей области борются с загрязнением окружающей среды, какие акции устраивают по высадке деревьев, по очистке берегов рек от мусора и т.д.
Экомарафон, проходивший в библиотеках ЦБС, имел определенный информационный резонанс. Отчет о его проведении имел отражение на библиотечных ресурсах, сайте администрации Мариинского муниципального района, сайте Управления культуры администрации Мариинского муниципального района, ресурсах партнёрских организаций – Управления молодежной политики и спорта, Управления образования Администрации Мариинского муниципального района, в районной газете «Вперед» и т.д.
По итогам экомарафона была создана виртуальная карта «Добрый след на земле», которая включила в себя фотоотчет о мероприятиях, проводимых в библиотеках ЦБС.
Всего было проведено 26 мероприятий, на которых побывало 744 человека, большей частью дети, подростки и молодежь.
В Городской библиотеке им. В.А. Чивилихина для старшеклассников прошел информационный час «Сохраним природу – сохраним себя». На мероприятии речь шла об экологическом состоянии Мирового океана, проблеме источников пресной воды, загрязнении воздуха, сокращении лесных массивов. День экологических знаний продолжился флешмобом «Мы хотим дружить с природой?». Гимназисты вместе с библиотекарями раздавали прохожим красочные флаеры с призывом бережно относиться к окружающей природе. Участники акции хотели еще раз напомнить людям, что мы неразрывно связаны с природой, от того, как мы относимся к ней, зависит наша жизнь и жизнь последующих поколений.
В рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» сотрудники модельной библиотеки для детей и юношества провели среди учащихся трех школ интеллектуально-экологический ринг «Мир прекрасный, мир живой».
Ребята соревновались в различных конкурсах на экологическую тему, работали с природоведческой литературой, отвечали на вопросы о животном и растительном мире Кемеровской области, разбирали разнообразные ситуации, касающиеся экологической обстановки в Кузбассе и Мариинске.
В этот же день библиотекари побывали у пятиклассников Гимназии № 2, для которых провели экологическую игру «Планета – дом. Мы в нем живем». Ребята, поделившись на команды, отвечали на экологические вопросы, объясняли правила поведения в лесу, придумывали слоганы к акции «Первоцветы» и «Против поджога сухой травы».
Библиотекари городской библиотеки-филиала №4 побывали в детском саду, где вместе с ребятами инсценировали сказку о красках «Кто главней?». Дети читали стихи о природе, выполняли творческую работу, знакомились с детскими книгами по экологии.
Городская библиотека-филиал № 47 совместно со школой приняли участие в акции «Мы - за чистый город». С приветственным словом к ребятам обратилась депутат Мариинского Совета народных депутатов Т. А. Бахтеева. Затем участники акции, вооружившись метлами, граблями, мешками для мусора, отправились по своим участкам. Кто-то убирал школьный двор, кто-то - прилегающие к школе улицы. В результате акции ребята собрали около 70 кг различного мусора.
В рамках экомарафона в библиотеке прошел эколого-краеведческий урок «Путешествие по карте Кузбасса». Совершая виртуальное путешествие на поезде, ребята побывали на станции «Исторической», «Природной», «Самой, самой…» и др. В завершении мероприятия библиотекари представили ребятам литературу, которая поможет им расширить свои знания о крае, в котором они живут – величественном и неповторимом Кузбассе.
Сотрудники Сусловской модельной библиотеки организовали экологический десант «Твой след на Земле». Совместно с участниками клуба «ЮНИОР» библиотекари очистили от мусора детскую игровую площадку. Каждый смог внести свой посильный вклад в благоустройство села.
После уборки территории школьники раздали жителям листовки с призывом соблюдать чистоту и порядок на улицах, возле домов и в общественных местах.
В Малопесчанскую сельскую библиотеку были приглашены юные читатели, для которых было организовано заочное путешествие «Заповедной тропой родного края».
15 апреля агитбригада «Экологический патруль», организованная Благовещенской сельской библиотекой, выступила перед учащимися местной школы. Участники агитбригады призывали ребят навести порядок в сёлах, в которых они проживают: Благовещенке, Колеуле, Обояновке, Тенгулах. Организовать вместе со взрослыми субботники по очистке территории вокруг своих домов, на улицах, возле школы. Затем ребятам были продемонстрированы слайды с фотографиями заповедников Кемеровской области, их флорой и фауной.
В этот же день участники агитбригады посетили общественные места села, где провели беседу со взрослым населением по ознакомлению с обязанностями домовладельцев по уборке своих территорий и вывозу мусора.
Кирсановская сельская библиотека отметила «День экологических знаний» очень интересным и необычным мероприятием. Заведующая библиотекой Т.В.Апончинцева предложила своим читателям интеллектуальную игру хэт дибейт, что в переводе на русский обозначает «шляпная дискуссия».
Тема для дискуссии была задана вроде бы простая: «Кот или пес? Вот вопрос!». Но тем и интереснее были по ней рассуждения. Ребята подготовились к дискуссии заранее. Они придумывали вопросы или задания, записывали это все на бумаге и складывали в шляпу. Разделились на две команды и обменялись шляпами. Участники команд по очереди отвечали на вопросы, выполняли различные задания, а Совет мудрейших следил за точностью ответов. Игра получилось очень интересной, тем более, что капитанами команд были кот Матроскин и собака Шарик из всем известного Простоквашино. Ребята получили не только массу интересной информации, но и много положительных эмоций.
В Красноорловской сельской библиотеке прошла экологическая акция: «Экология – безопасность – жизнь!».
Главной её целью являлось формирование у читателей представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу, о том, что Земля – наш родной дом, а человек – часть природы. Началась акция с флешмоба: «Мы хотим дружить с природой?».
Ребята, собравшиеся в этот день в библиотеке, прослушали информацию об экологических проблемах Мариинского района и Кузбасса.
Финишировала акция распространением листовок среди жителей села с призывами беречь и охранять окружающий мир.
Калининская сельская библиотека пригласила шестиклассников местной школы на заповедный урок «Сохраним дом, в котором мы живем».
Для ребят была подготовлена электронная презентация «Национальные парки и заповедники», посвященная Году особо охраняемых природных территорий в России. Ребята с интересом сыграли в экологическое лото «Береги свою планету», организованное сотрудниками библиотеки, а также познакомились с книгами, представленными на выставке «Земля - наш дом».
Во 2-Пристанской сельской библиотеке был проведен экологический урок «Сохраним родную природу!» (по материалам Красной Книги Кемеровской области). На урок были приглашены семиклассники местной школы. Ребятам была представлена слайд-презентация «Азбука исчезающих видов животных и растений Кемеровской области». Они познакомились с некоторыми животными и растениями, занесенными в Красную книгу, открыли для себя новые названия птиц, насекомых, рыб, прочитали стихи об охране природы.
На экологическом часе «В гости к деду - природоведу», который состоялся в Первомайской сельской библиотеке, заведующая библиотекой Т. Н. Васильева предложила юным читателям вместе с детьми отправиться в гости к Деду – природоведу. Дед побеседовал с ними о важности бережного отношения к природе, о значении растений в жизни человека, о жизни зверей и птиц. В увлекательной игровой форме юным читателям было рассказано об охране лесов, рек и озер, о бережном отношении к животным и растениям. Ребята отвечали на вопросы экологической викторины, играли в экологические игры.
Юные читатели Приметкинской сельской библиотеки были приглашены на познавательный час «Первоцветы - улыбка весны». Они разгадывали загадки о первоцветах, читали стихи, посвященные подснежнику, ветренице, примуле, крокусу, медунице, гусиному луку и другим не менее привлекательным цветам. Очень заинтересовала ребят идея библиотекаря создать своими руками подснежник. Все великолепно справились с заданием и были довольны проделанной работой. Сделанные своими руками цветы оказались нисколько не хуже живых первоцветов.
Подводя итоги Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» в библиотеках МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района» можно отметить, что правильно организованная работа в этом направлении дает свои плоды. Библиотекари используют в своей практике достаточное количество разнообразных форм мероприятий. Все эти формы постоянно находятся в развитии, отвечают потребностям читателей, появляются новые, нетрадиционные формы, а старые модифицируются, особенно при использовании новых информационных технологий. Увеличивается число пользователей, интересующихся темой экологии и природы, пополняется фонд природоведческой литературы, в том числе и изданиями библиотек, что ведет и к увеличению книговыдачи.
Можно со всей ответственностью заявить, что библиотеки сумели найти свое место в общей системе экологического образования и просвещения, привести в действие имеющийся потенциал и внести определенный вклад в формирование экологической культуры населения, в том числе детей, подростков и молодежи.

Угроза экологической катастрофы - одна из глобальных проблем человечества. Ложные представления о неисчерпаемости ресурсов, прагматичное отношение ко всему живому поставили существование людей, животных и растений под угрозу. Осознавая опасность сложившейся ситуации, члены ООН в 1992 году учредили праздничную дату: 15 апреля - День экологических знаний.

Экология (греч. «наука о местообитании») - это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья homo sapiens, возможности человека.

Экологические знания

Экологическими называют знания о свойствах, многообразии предметов и явлений природы. Имеются в виду не представления о том, как устроены, живут, размножаются организмы, а поиск оптимальных способов сохранения благоприятных условий существования для всех обитателей планеты.

Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Именно поэтому 15 апреля, День экологических знаний - дата, значимая для всех людей Земли.

Развитие экологии как науки

Первобытный человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей. Разрозненные факты постепенно складывались в систему.

Целенаправленно исследовать живых существ начали в Древнем мире. Первым источником, повествующим об образе жизни рыб, зверей, птиц, стал труд Аристотеля «Истории животных». Автор уделял пристальное внимание взаимосвязи образа жизни братьев наших меньших со средой их обитания. Подобные вопросы также рассматривались в работах Теофраста и Плиния Старшего.

Большой интерес к изучению окружающей среды проявляли в эпоху Возрождения. Учёные активно анализировали флору и фауну своей родины, других земель, открытых великими путешественниками. Первый экологический эксперимент поставил Целью исследования было определение влияния атмосферного давления на образ жизни животных.

Позже влияние факторов среды на организмы изучалось Карлом Линнеем, Ж. Бюффоном, Ж.Б. Ламарком, учёными Российской академии наук. Термин «экология» впервые предложил Как самостоятельное научное знание экология оформилась к началу XX столетия. Дальнейшее развитие учения о взаимодействии организма и среды связано с именами К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева, Ф. Клеменса, В.Н. Сукачёва.

Новую методологию науки разработал В.И. Вернадский. Учёный ввёл понятие «ноосфера», под которым подразумевал состояние биосферы, формирующееся под влиянием мыслительной Движущей силой дальнейшего развития жизни на Земле становится разум, которому предписывается перестройка «живой оболочки» планеты в интересах человечества.

Экологические проблемы начали серьёзно рассматривать в шестидесятые годы двадцатого века. Десятилетия спустя стали отмечать День экологических знаний. Сценарий 15 апреля (перечень торжеств) организации разрабатывают сами.

Мероприятия

С 1996 г. в России ежегодно стартует проект «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности». Целенаправленная работа с населением начинается 15 апреля. День экологических знаний одновременно выступает первым днём акции.

Около двух месяцев с учащимися проводятся лекционные и практические занятия экологической направленности. Школьники защищают природоведческие проекты, устраивают выставки, путешествуют по посещают зоопарки, станции юных натуралистов, заказники. Взрослые выступают на конференциях и семинарах, докладывают о реализации государственных экологических программ. Так, 15 апреля (День экологических знаний) в Смоленском зоопарке начинается с занятий на тему «Человек и природа». Сотрудники учреждения стремятся сформировать у подрастающего поколения понимание того, что человек - единственное существо, способное предотвратить катастрофу. На итоговые конференции собираются педагоги и сотрудники учреждения.

Не менее интересно проходит (15 апреля) в школе. Педагоги-энтузиасты собирают учеников на классные часы, проводят экологические уроки, устраивают акции, организуют мастер-классы по изготовлению скворечников, посадке деревьев, уборке территории, предлагают проверить степень личной заинтересованности в деле спасения планеты.

В День экологических знаний (15 апреля) мероприятия проводятся с целью формирования у людей экоцентрического типа сознания. В XIX-XX ст. мышление учёных и рядовых граждан было антропоцентрическим. Отношение к окружающей среде в то время соответствовало высказыванию героя И.С. Тургенева о природе-мастерской и человеке-работнике. В аспекте экологических знаний жизнь человека рассматривается не с позиции «что мне даёт окружающая среда», а с точки зрения того, как взаимодействовать с другими существами, чтобы всем было хорошо.

Экологические прогнозы

Осознавая опасность экологической катастрофы, деятели науки создают различные сценарии развития жизни на Земле. Кто-то считает, что цивилизация будущего станет полностью техногенной. Кому-то близки идеи безотходного производства, ограничения потребления ресурсов, освоения других планет. Несмотря на противоречивые взгляды, большинство специалистов сходится в одном: исправление ситуации невозможно без экологизации технологий, и образа жизни человека.

Биосфера будет существовать и без людей, существование же homo sapiens без биосферы невозможно. Об этом следует помнить 15 апреля (День экологических знаний), а также во все остальные дни года.

Глобальные проекты

Впервые о международных экологических программах заговорили в 1972 году на конференции под эгидой ООН в Стокгольме. Первым глобальным проектом стал мониторинг. Наблюдение за пресной водой, лесами, горными системами, пустыней и т. д. ведётся на станциях по всему миру.

С 1986 года работает Международная Геосферно-биосферная программа, проекты которой включают определение изменений климата, закономерностей протекания химических и биохимических процессов, анализ результатов взаимодействия экосистем. Пристальное внимание уделяется особенностям биоценозов прошлого и прогнозированию. Плодотворное сотрудничество специалистов из разных стран приводит к положительным результатам.

15 апреля 8 библиотек МБУ ЦБС приняли участие в общероссийской акции «Единый день экологических знаний» , инициаторами которой выступили Российская государственная библиотека для молодёжи и Государственная публичная научно-техническая библиотека России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Мероприятия проходили как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Так, в ЦМДБ им. М. Горького для учащихся шестых классов образовательной школы № 90 был проведен эколого-правовой турнир «Природу знай, люби и охраняй». Дети разделились на команды по профессиям: ихтиологи, орнитологи, зоологи и ботаники. Их познакомили с некоторыми статьями Кодекса об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил санитарной безопасности в лесах и о том, какие наказания могут последовать в дальнейшем.


Участники обсудили, почему «Красная книга» красного цвета и в чем ее польза. Им представилась возможность отгадать, о каком животном идет речь по прочитанному отрывку с упоминанием первого закона об охране животных во времена Ярослава Мудрого; выделить представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу из списков: «животные», «рыбы», «растения», «птицы». Каждой из команд была дана возможность составить интересный, оригинальный рассказ на экологическую тему. За этим последовали выступления с защитной речью или призывами об охране природы. В конкурсе «Найти пару», участники к перечню отходов (бумага, резиновая покрышка, стекло, консервная банка и т.д.) должны были правильно подобрать срок разложения этих отходов. Детей поразили эти сроки.

К мероприятию была также оформлена выставка информационных документов «Природа под защитой Закона» (об охране природы, заповедниках, о редких и исчезающих животных). Для школьников младших классов были проведены медиа-обзор «Улетное чтение» (художественная литература о птицах) и громкие чтения книг С. Махотина «Прогулки по лесу» и Т. Устиновой «Я скунс». Для читателей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей вечером в библиотеке был продемонстрирован кукольный спектакль театра книги «Золотой ключик» - «Однажды в лесу» по книге В.В. Зотова «Лесная Азбука». Актерами театра в библиотеке являются дети старших классов.

День экологических знаний в библиотеке - филиале № 17 прошел под лозунгом «Экономь бумагу – береги лес!». Для третьеклассников гимназии № 35 была проведена беседа на тему «Бумага – щедрый подарок леса», во время которой дети узнали, что с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются, а необходимые для производства бумаги химические соединения загрязняют окружающую среду. Ребята приняли активное участие в обсуждении способов сберечь бумагу. Завершилось мероприятие мастер-классом «Вторая жизнь старых книг и газет». Из страниц старых нотных тетрадей и атласа дети сделали оригинальные пакеты для упаковки подарков.

В библиотеке - филиале № 18 проведен экологический диктант "Экология, моя семья и я" по книгам-справочникам Прядко К. А "Экология. Понятия и определения", Томилиной М.Е. "Природоведение для младших школьников". Был составлен текст, содержащий эко понятия и задания на воображение. Дети должны были написать пропущенные в тексте слова. Дети легко справились с творческим заданием.

«Экопалитра» - под таким названием 15 апреля проходили обзоры новых книг в библиотеке - филиале № 25.

Для читающих семей библиотеки - филиала № 19 суббота – это один из самых любимых дней. Вот и 15 апреля не стал исключением. Малышам и их родителям библиотекари рассказали о книгах С. Усачева «Забавная зоология» и энциклопедии «Про животных». Родители вслух зачитали забавные стихи из этих книг. Также всех присутствующих познакомили с журналами «Карамелька», «Хочу все знать» и «Мир вокруг», в которых рассказывается об интересных фактах из жизни животных. Затем все дружно поиграли в игру «Птички» и с удовольствием посмотрели кукольный спектакль «Палочка-выручалочка».

Цикл мероприятий под общим названием "Птица года 2017 – буроголовая гаичка" прошел в библиотеке – филиале им. И.А. Крылова. Читателям рассказывали об особенностях данного вида птиц: их повадках и образе жизни, проведена медиа викторина «Пухляк». А на абонементе всем посетителям предлагалось угадать птичьи голоса в аудио-викторине «Спой, светик, не стыдись». Поначалу читатели сомневались в своих силах, но попробовав угадать несколько голосов с увлечением сами отмечали, что кое-каких птиц они хорошо знают, а с другими стоит познакомиться получше.

Также в этот день сотрудники двух библиотек провели мероприятия в школах. Для учащихся начальных классов образовательной школы № 97 ЦМДБ им. М. Горького была проведена слайд-беседа «Заповедными тропами Удмуртии», показан буктрейлер «Красная книга». Из беседы дети узнали, какие бывают особо охраняемые природные территории, когда появились первые заповедники, что в Удмуртии нет заповедников, но есть Национальный парк «Нечкинский» и множество памятников природы – самые старые/высокие/толстые деревья, священные родники, рощи. В Красную книгу России занесено 4 вида растений и 15 видов животных Удмуртии (их и других представителей флоры и фауны можно было посмотреть в книгах с выставки). Помимо этого ребята самостоятельно познакомились с книгами, которые принесли в класс из детской библиотеки.

Экологические уроки в школе № 69 для младших школьников провели сотрудники библиотеки- филиала им. С.Я. Маршака. Мероприятие началось с беседы-обсуждения о том какие есть в мире экологические проблемы, какие проводятся всероссийские экологические акции. Ребята вспоминали, какие редкие и исчезающие виды птиц занесены в Красную книгу. Затем библиотекари провели обзор книг «Мир пернатых», где были представлены и новые книги, и подшивка журналов «Геолёнок». Затем для закрепления знаний была проведена блиц-викторина о птицах и продемонстрирована электронная презентация «Улётное чтение».

Одна из востребованных среди читателей форм - мастер классы. В этот день они прошли практически во всех библиотеках - участницах акции. Например, книжные закладки серии «Экомир» мастерили в библиотеке-филиале им. С.Я. Маршака, вторую жизнь старым газетам и журналам дали в библиотеке-филиале № 17 , изготовив оригинальные пакеты для подарков. Поделку - гирлянду «Цыпленок» делали в библиотеке - филиале № 19, а птичку из фетра унесли с собой домой читатели библиотеки-филиала им. Ю. Гагарина. Мастер - класс по созданию эко-открытки из натуральных материалов в технике скрапбукинг «Синичка-сестричка» прошел в библиотеке-филиале им. И.А. Крылова. А в библиотеке – филиале №25 учились украшать мир на мастер- классе «Цветик-семицветик» по выращиванию цветочных культур.

Книжные выставки в этот день привлекали внимание посетителей новыми и самыми лучшими книгами и журналами экологического содержания. В ЦМДБ им. М. Горького оформлена выставка «Книжные обновки», где были представлены недавно полученные книги серии «Animal Books. Занимательная зоология. Это большой совместный проект Георгия Гупало, Московского зоопарка и издательства «Альпина Паблишер». Среди авторов: Сергей Юрский, Вениамин Смехов, Дмитрий Быков, Александр Архангельский, Вероника Долина, Дмитрий Крылов, Ефим Шифрин, Андрей Максимов, Александр Тимофеевский и другие. Выставку дополнил составленный по книгам кроссворд. Читатели и отгадчики кроссворда узнали, где живут вомбаты и самые мелкие лоси, в чемпионате по какому спорту малая панда заняла бы призовое место, какую ароматную траву любят есть козы и многое другое.

В библиотеке - филиале им. С.Я. Маршака оформлена выставка «Экомир», в библиотеке - филиале № 18 выставка "Наш дом - планета Земля ", в библиотеке-филиале им. Ю. Гагарина - «Зелёная планета». Большая развернутая выставка разместилась в читальном зале библиотеки-филиала им. И.А. Крылова - «Азъ и Буки - экологические науки». В рубрике «Лесная энциклопедия» были представлены красочно иллюстрированные энциклопедии и справочники, а в рубрике «Экологическая летопись» - детская художественная литература писателей натуралистов. К выставке были разработаны блиц викторины для детей, ответы на которые можно было найти в книгах, представленных на полках. Посетив абонемент библиотеки, читатели условно оказывались на «Птичьем базаре». Это - книжная выставка с блиц викторинами о птицах всего мира и о пернатых Удмуртии. Рубрика «Совариум» представляла информацию о «литературных совах» и других представителях дикой фауны семейства совиных. Из книг, представленных на полке в рубрике «Они должны жить», можно было узнать о птицах, занесённых в Красную книгу.

Такая форма, как книжные выставки, привлекательно оформленные, раскрывающие не только фонды библиотеки, но и красоту и богатство мира природы, призывающие любить и беречь её, всё также лидируют в экологической работе библиотек. Они наиболее полно отражают богатство информационного материала библиотек.

Особую атмосферу создают в библиотеке выставки детского творчества. Они являются наглядным примером того, что дети не только получают информацию от взрослых, но и являются сами активными участниками мероприятий, направленных на осмысление проблем, связанных с экологической ситуацией. ЦМДБ им. М. Горького не первый год сотрудничает с ДШИ № 10. Выставка «Мы с тобой одной крови» не только украшает пространство библиотеки, но и заставляет задумываться юных читателей о тех братьях наших меньших, которые живут рядом с нами. Отдельно хочется выделить выставку художественных работ «Великолепие птичьего мира», учеников ДШИ №11 им. В. М. Васнецова, которую дети подготовили специально к акции «День экологических знаний». Выставка раскрывает всё многообразие и красоту мира птиц. Картины украсили залы библиотеки и привлекли внимание многих читателей.

Таким образом, в день акции библиотеками г. Ижевска было проведено 29 мероприятий экологического характера, которые посетило 485 человек.

Красноперова Наталья Владимировна, заместитель директора МБУ ЦБС по работе с детьми

Сегодня затрагивает почти каждый уголок мира. Пропаганда борьбы с загрязнением природы - это одна из ступенек к сохранению окружающей среды. С этой целью 15 апреля празднуется День экологических знаний.

Проблемы экологии

Истощение ресурсов, исчезновение редких видов растений и животных - все это является следствием воздействия человека на природу. Однако люди могут не только разрушать, но и создавать, а значит, они в силах сохранить природу и восстановить то, что еще не утеряно навсегда.

К экологическим проблемам относятся:

  • загрязнение окружающей среды;
  • нерациональное использование ресурсов;
  • воздействие человека на природу в корыстных целях (вырубка лесов, осушение водоемов, чрезмерный отстрел животных);
  • косвенное воздействие человека (например, попадание большого количества фреонов в атмосферу ведет к разрушению озонового слоя).

Так как проблема существует, ей необходимо уделить должное внимание. Многие из нас наслышаны об этой ситуации, однако не каждый знает, как можно повлиять на состояние окружающей среды. Поэтому всемирный день экологических знаний - это важный шаг к осуществлению цели.

Международный день экологических знаний. Как зародилась идея праздника?

Впервые предложение о создании подобного праздника прозвучало в 1992 году на Всемирной экологической конференции в Рио-де-Жанейро. ООН как организатор этого съезда акцентировала внимание на проблемах экологии того времени.

В итоге одним из пунктов этой конференции было создание нового праздника - Всемирного дня экологических знаний. День проведения акции назначили на 15 апреля.

День экологических знаний. Сценарий праздника

Цель дня экологических знаний - привлечь как можно больше людей к борьбе с загрязнением окружающей среды. 15 апреля во всех школах и вузах России и многих других стран проводятся акции, экологические конференции и собрания, игры и другие способы приобщить учащихся общеобразовательных учреждений к проблеме экологии. Специалисты считают, что очень важно именно в этом возрасте обратить внимание ребенка на глобальную проблему загрязнения окружающей среды.

Однако мероприятия проводятся не только в школах, но и на улицах. Соревнования, акции, направленные на повышение интереса слушателей к сохранению природы, выступления экологов - это можно увидеть на площадках проведения праздника. Зачастую участие сопровождается призами.

знаний в России

15 апреля в стенах почти каждого учебного заведения России организовываются мероприятия по То же касается и экологических конкурсов-акций, которые проводятся на улицах больших городов. В общем, все, что характерно для праздника, можно увидеть в действии на многих площадках страны.

День экологических знаний - не единственный подобный праздник в России. 15 апреля открывается сезон сразу нескольких событий, посвященных охране природы и борьбе с загрязнением окружающей среды. Сразу за этим праздником следуют дни защиты окружающей среды от экологической опасности, а закрывает эту цепочку Всемирный день который проводится 5 июня.

Везде ли празднуются дни экологических знаний

Хоть День экологических знаний - это международный праздник, не в каждой стране он проводится. Так, в Беларуси и вовсе говорят о ненадобности этого события. Доказывается такой подход тем, что в вузах и так обучают хороших экологов во время учебных занятий, поэтому необходимости в лишней пропаганде нет. Так считают даже профессора университета им. Сахарова - ведущего вуза страны с экологической направленностью деятельности.

Однако такая ситуация не означает полное игнорирование проблем экологии. Напротив, кроме Сахаровского университета, работу по проводят биологический и геологический факультеты Белорусского государственного университета, а на химическом факультете был создан проект «Зеленая химия», направленный, опять же, на помощь в сохранении даров природы.

Значение праздника

Проблема экологии преследует человечество уже давно, и чтобы не ухудшить нынешнее состояние, каждый должен внести свой вклад в сохранение природы. Понятно, что такие глобальные проблемы, как истощение ресурсов или аварии на электростанциях, не под силу решить обычному человеку, однако даже маленький вклад каждого способен повлиять в совокупности на экологическое состояние.

Первостепенная задача Дня экологических знаний - показать людям, насколько важно сохранить природу. Акция заставляет задуматься о насущных проблемах и о том, насколько важно их решить. Знания, полученные во время праздника, должны повлиять на отношение человека к природе и помочь ему по мере возможности сохранить ее.

Эко-уроки проводятся в муниципальных образовательных организациях города Новокузнецка каждую третью неделю месяца в течение учебного года.

Основной целью проведения Эко-уроков является развитие системы экологического образования и просвещения на территории Новокузнецкого городского округа, создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру как часть общей культуры личности человека, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Серия экологических уроков об оращении с отходами "Разделяй с нами"

Направление Эко-урока: « Разделяй с нами"»

  1. Разделяй с нами » для 7-11 классов.
  2. «Разделяй с нами » для 7-11 классов.
  3. Комплект для проведения ролевой игры.

Январь, Февраль, Март 2019 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Чистый город начинается с тебя"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению « » для младших.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Чистый город начинается с тебя »

Декабрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Лес и климат"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Лес и климат
  2. Презентации Эко-урока на тему «Лес и климат » для младших, средних и страрших классов.
  3. Видеоролик и комплект для проведения ролевой игры.

Ноябрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок "

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению « » для младших, средних и старших классов.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Сохранение редких видов животных » для младших, средних и страрших классов.
  3. Видеоролик и комплект для проведения ролевой игры.

Октябрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Сохранение редких видов животных"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Сохранение редких видов животных » для младших, средних и старших классов.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Сохранение редких видов животных » для младших, средних и страрших классов.
  3. Видеоролик и комплект для проведения ролевой игры.

Сентябрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Лесомания"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Лесомания » для младших, средних и старших классов.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Лесомания» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.

Май 2018 г.

Направление Эко-урока: «Вода России. Чистые реки

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Вода России. Чистые реки!» .
  2. Презентации Эко-урока на тему «Вода России. Чистые реки!» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.
  4. Покетмоды.

Апрель 2018 г.

Направление Эко-урока: «Правила пожарной безопасности в лесу.»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Правила пожарной безопасности в лесу.».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Правила пожарной безопасности в лесу.».

Март 2018 г.

Направление Эко-урока: «Лес»

Материалы для проведения Эко-урока:

Февраль 2018 г.

Направление Эко-урока: « Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Карточки-задания.
  2. Карманная книжка.

Январь 2018 г.

Направление Эко-урока:

Материалы для проведения Эко-урока:

Декабрь 2017 г.

Направление Эко-урока: «Природное наследие Кузбасса»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».

Ноябрь 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Разделяй с нами"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Разделяй с нами».
  3. Карточки-задания.
  4. Карманная книжка.

Октябрь 2017 г.

Направление Эко-урока: «Как жить экологично в мегаполисе »

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока для 3-6 классов, 7-11 классов.
  2. Презентации Эко-урока для 3-6 классов, 7-11 классов.
  3. Устные коментарии к слайдам.
  4. Карманная книжка.
  5. Карточки для настольной игры.

Сентябрь 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Энергосбережение"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Энергосбережение » для младших классов.

Май 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Хранители воды"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Комплект для настольной игры.
  2. Покетмоды.

Апрель 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Разделяй с нами"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Разделяй с нами».
  3. Карточки-задания.
  4. Карманная книжка.

Март 2017 г.

Направление Эко-урока: «Лес»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Лес».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Лес».

Февраль 2017 г.

Направление Эко-урока:

Материалы для проведения Эко-урока:

Январь 2017 г.

Направление Эко-урока: «Заповедные острова. Сохраняя будующее »

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Заповедные острова. Сохраняя будующее»

Декабрь 2016 г.

Направление Эко-урока: «Природное наследие Кузбасса»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».

Ноябрь 2016 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Разделяй с нами"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Разделяй с нами».
  3. Карточки-задания.
  4. Карманная книжка.

Октябрь 2016 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Хранители воды"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Хранители воды"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Вода России» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.
  4. Покетмоды.

Сентябрь 2016 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Май 2016 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Апрель 2016 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Вода России"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Презентации Эко-урока на тему «Вода России» для младших, средних и страрших классов.
  2. Комплект для настольной игры.
  3. Покетмоды.

Март 2016 г.

Направление Эко-урока: ежегодная глобальная акция "Час Земли"

1. Текст лекции для проведения Эко-урока.

2. Фильмы: "Час Земли в 2015 году", "Час Земли В Гонконге"

Февраль 2016 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Январь 2016 г.

Направление Эко-урока: Экологический урок - игра "Путешествие на лесную опушку"

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока.
  2. Презентация для проведения Эко-урока.

Декабрь 2015 г.

Направление Эко-урока: «Природное наследие Кузбасса»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».

Ноябрь 2015 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Октябрь 2015 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Вода России"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Всероссийский экологический урок "Вода России"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Вода России» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.
  4. Покетмоды.

Сентябрь 2015 г.

Направление Эко-урока: «Всероссийский экологический урок "Сделаем вместе"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Всероссийский экологический урок "Сделаем вместе"».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Всероссийский экологический урок "Сделаем вместе"».
  3. Фильмы: «Енот и Гиена»; «Как мусор уничтожил мир»; «Право на природу - Экология КУЗБАССА».

Май 2015 г.

Направление Эко-урока: «Экологическое законодательство. Экологическая активность»

Материалы для проведения Эко-урока разработаны Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка и включают в себя:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Экологическое законодательство. Экологическая активность»
  2. Презентацию для Эко-урока по направлению «Экологическое законодательство. Экологическая активность»

Апрель 2015 г.

Эко-уроки в апреле посвящены Дню экологических знаний (15 апреля), проводятся в течение недели с 13 по 18 апреля.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока разработаны СРО «Кузбасская Ассоциация переработчиков отходов» и включают в себя:

  1. Разъяснения для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»
  2. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»
  3. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»
  4. Видеофильм о переработке отходов в Кузбассе (вспомогательный материал)
  5. Соглашение по проекту «СОБИРАТОР» с приложением

Похожие публикации