Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Сирота казанская. Почему сирота всегда казанская? (Происхождение известных выражений)

Выражение "Сирота Казанская " сегодня довольно распространено,однако применяют его скорее в виде доброй насмешки.Подобный фразеологизм применяют к тем людям,которые вечно ноют и жалуются на свою жизнь,строят из себя беспомощных,обделенных и обиженных. Эти люди своими жалобами пытаются надавить на собеседника,пытаются вызвать сочувствие,для какой то своей,скорее всего корыстной цели.

Давайте разбираться,где впервые появилось это словосочетание "Сирота Казанская ". Если со словом "сирота" никаких вопросов не возникает,то слово "Казанская" вызывает недоумение.Почему именно "казанская",а не к примеру "тульская","воронежская" или "владивостокская"?
Оказывается все ответы спрятаны в истории Российской империи.Давным давно,еще в 16 веке,когда на Руси правил самодержец Иван 4,город Казань принадлежал казанскому ханству.Управляли этим богатым городом особые люди,которые назывались мурзами .
Когда Иван Грозный решил разобраться с этим маленьким ханством у себя под боком и направил туда войско,то с ханством было покончено раз и навсегда.
Однако остались мурзы,которые привыкли вкусно есть и сладко спать.В новых условиях,когда Казань стала принадлежать русскому царю,мурзам было необходимо приспособиться и они поспешили выразить свое расположение своему новому хозяину.Большинство из них стали подданными Ивана Грозного.Более того,мурзы постоянно ездили в столицу и выпрашивали для себя всяческие льготы и другие преференции,при этом постоянно жаловались на свою бедную жизнь,на свою горькую судьбинушку,на то что их дети голодают.Таким образом они пытались вызвать жалость у царя и многим из них это удалось.
В народе все эти выпрашивания и унижения быстро заметили и дали этим муразам меткое прозвище "Сирота Казанская ".

Примерно через сто лет после описываемых событий в 17 веке,когда на престоле государства Российского правил Алексей Михайлович,большинство высокопоставленных татар поменяли свою веру.Надо признать,что меняли не потому что осознали,а потому что за смену веры их довольно щедро награждали.Исследователи истории российской находят множество примеров,когда эти пронырливые и хитрые мурзы втираясь в доверие получали в награду коней,бархат,атлас,шубы,кубки,жемчуга и так далее.Такая забота в отношении чуждого племени легко объяснима.Сначала стоит упомянуть о лести и подхалимаже,которое всегда производит благоприятное впечатление на собеседника из за тщеславия.Более того,такая политика позволяла сделать большинство знатных татар лояльными новой власти.

Однако в отличии от демократичных западных стран,которые вырезали бы всех татар под корень,политика Российского государства в отношении малых народов,которая позволяет им иметь собственную веру и свой язык приносит гораздо больше пользы.Именно поэтому "Сироты Казанские ",которые на первый взгляд должны быть поголовно истреблены,живут теперь в Российской Федерации и не испытывают никаких притеснений.

Почему сирота всегда казанская? (Происхождение известных выражений)

У древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Отсюда и пошло выражение «козел отпущения».

Выражение «всыпать по первое число» пришло из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, было за что или нет. И если наставник переусердствует, то порки хватало надолго, до первого числа следующего месяца.

Оттуда же и выражение «прописать ижицу». Следы порки на известных местах нерадивых учеников были уж очень похожи на эту букву.

Выражение «шиворот-навыворот» связано с когда-то очень позорным наказанием: во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки толпы.

«Путём» на Руси называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Заполучить себе «путь», то есть должность, старались всеми правдами и неправдами. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением говорили: непутёвый человек.

Выражение «сирота казанская» появилась после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него разные поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Выражение «водить за нос» связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать фокусы, а угощения не давали.

В выражении «зарубить себе на носу» нет ничего кровожадного. «Носом» называлась носимая с собой дощечка или палочка, на которой неграмотные люди делали себе заметки или зарубки на память.

«Гол как сокол» обычно говорят про кого-то очень бедного. Однако, птица сокол вовсе не голая! «Соколом» называлось старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях.


Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Так что, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу со временем становилось все меньше и меньше.

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это был, действительно, козы барабанщик. Иногда случалось, что за никчемность его отстраняли от дела, и он становился отставным козы барабанщиком.

Что означает выражение "сирота казанская", скорее всего, знает каждый, потому что в речи мы очень часто употребляем этот фразеологизм. А вот какова история, и почему сирота именно казанская - на это вопрос мы и попробуем найти ответ.

Значение фразеологизма "казанская сирота"

Русский язык богат фразеологизмами. Например, человека, который старается вызвать жалость к себе, показывает себя несправедливо обиженным и обездоленным, часто называют "казанская сирота". Значение фразеологизма очень простое и понятное. Оно несет в себе одновременно и жалость, и долю насмешки, иронии над тем, кто пытается казаться жалким. Очень часто "сиротой казанской" называют и человека, который постоянно жалуется на свои неудачи, но виноват в них сам.

Сейчас эта фраза настолько прочно закрепилась в нашей речи, что порой мы не задумываемся, каков же первоначальный смысл этого эпитета - "казанская сирота". Значение и происхождение фразеологизма между тем очень интересны и уходят своими корнями в далекое прошлое.

Немного истории

Все мы помним многочисленные завоевания Ивана Грозного. "Казань брал, Астрахань брал, Ревень брал" - знаменитая крылатая фраза из комедийного фильма. Значение фразеологизма "казанская сирота" и его история как раз и относятся к доблестному времени взятия Казани.

Захватить Казанское ханство воины Ивана Грозного пытались трижды, но попытки не увенчались успехом. В войске не было порядка и слаженности. И вот Иван Грозный придумал хитрый ход, который заключался в осаждении города и постепенном сужении "кольца", в результате чего город оставался без источников продовольствия и помощи. Идея удалась, и Казань была взята даже быстрее, чем ожидали самые опытные воины. Не успел на помощь и Крымский хан, что тоже было на руку русскому царю.

Как же поступил Иван Грозный с плененными казанскими князьями? Попытался сделать их союзниками. Оставил им все их владения, щедро одарил, поставил на государственную службу при хорошем жаловании - все для того, чтобы в Казанском ханстве были верные подданные.

Происхождение фразы "казанская сирота"

Вот мы и подошли к самому главному: значение фразеологизма "казанская сирота" как раз и сформировалось во времена взятия Казани. Так стали называть тех самых казанских ханов, осыпанных всевозможными милостями, но все время жалующихся на свою горькую судьбу и выпрашивающих для себя все новые и новые блага. В челобитных к царю они сами себя нередко называли "сиротами". Русские бояре, видя кого-нибудь из этих горе-ханов, с усмешкой приговаривали: "Вот сирота казанская!"

Выражение быстро распространилось, проникло во все уголки большой страны и через короткое время приобрело переносный смысл - именно тот, в котором мы употребляем эту фразу и по сей день.

Другая версия

Есть и другая точка зрения, объясняющая фразу "казанская сирота". Значение фразеологизма восходит к той же исторической эпохе - взятию Казанского ханства Иваном Грозным. Дело в том, что после покорения Казани многие семьи были полностью убиты, а в каких-то уцелели лишь малые дети. Их велено было отдать на воспитание крестьянам, боярам и даже дворянам в различные города и села Руси. Таких детей и стали называть сиротами казанскими. Но употребление фразы в этом смысле не имело иронического значения. Скорее, оно было сочувственным: фраза использовалась в отношении ребенка, оставшегося без родителей и отданного на попечение чужим людям, в чуждую ему культуру.

Фразеологизм в наши дни

Хотя много лет прошло с тех далеких событий, фразеологизм "сирота казанская" прочно закрепился в речи и активно используется по сей день. Его можно слышать в повседневном общении, видеть на страницах произведений художественной литературы. Пусть не все вдумываются в исторический смысл выражения, но употребляют его достаточно часто.

Значение фразеологизма "казанская сирота" обыгрывается в трогательном новогоднем фильме Владимира Машкова, но смысл в него вложен, скорее, сочувственный, нежели насмешливый. Фильм о русской девушке, учительнице, пытающейся найти своего отца, который даже не знал о ее рождении. На ее письмо откликнулись сразу трое мужчин, каждый из которых мог оказаться тем самым, кого она искала. Вот так девушка, еще недавно считавшаяся круглой сиротой, обрела сразу трех замечательных отцов!

Ну действительно, как объяснить, что означает «сирота казанская» ? Ее иносказательный смысл ясен и понятен:

— Ну что ты канючишь, как сирота казанская?

Такую фразу я сам, бывало, говорил тем, у кого вроде бы все в порядке, все у них есть, а вот ноют и выпрашивают еще что-нибудь, прикидываясь обделенными и несчастными. Говорить-то говорил, а вот происхождения этого выражения не знал, как, думаю, многие и до сих пор не знают. Вот и давайте разберемся, откуда оно появилось и что означало.

Но прежде всего постараемся понять, что в древности означало слово «сирота». Сейчас-то ясно, это человек, чаще всего ребенок, оставшийся без попечения близких родственников, как правило, потерявший одного или обоих родителей. А вот в древности это понятие имело и другой дополнительный смысл — человек бедный, неимущий, оставшийся без средств к существованию.

Попытаемся перенестись в далекий 1552 год от Рождества Христова. Огромное русское войско осадило столицу Казанского ханства, которое непрерывно досаждало Руси своими опустошительными набегами. Окрепшему русскому государству было необходимо ликвидировать этот мешающий нормально развиваться осколок некогда могущественной Золотой Орды.

Против своих соотечественников выступило и много татарских дружин. Как правило, в большинстве своем во главе таких отрядов стояли многочисленные дети татарских мурз, которых, по их мнению, обделили при дележе родительского имущества. Немало подобных было и в осажденном городе. Русский царь, умело играя на жажде власти и денег, пообещал всем тем, кто перейдет на его сторону, княжеские титулы, деньги, имения, в общем, полный почет и уважение. Это во многом решило исход осады в пользу русского войска.

Часть из этих новоиспеченных русских князей, остатков казанской элиты, осела при русском дворе, где они настолько часто жаловались на свою незавидную жизнь, выпрашивая для себя все новые и новые милости, что так и остались в истории с ироническим прозвищем «казанские сироты».

Ну и напоследок вспомним Карабаса-Барабаса из прекрасного художественного фильма «Приключения Буратино», особенно ту сцену, где он просил у полицейского начальника помочь несчастному сироте. Для меня именно этот литературно-киношный герой является тем, кто прикидывается обиженным, несчастным, чтобы разжалобить кого-нибудь с корыстной целью. Вот этот самый Карабас-Барабас и является одной из наилучших иллюстраций этого любопытного понятия — сирота казанская.

Ну, а теперь посмотрим снизу вверх:

— Ну, ты, верста коломенская , — именно так часто обращаются к какому-то высокому человеку, возвышающемуся над окружающими людьми.

Что такое верста, мы знаем, была такая в дореволюционной России мера длины, чуть-чуть больше километра. А вот почему коломенская и как меру длины можно применить к высокому человеку — это тот вопрос, ответ на который я и хочу получить.

Давайте разберемся, откуда что взялось. А дело, оказывается, было так…

В стародавние времена слово «верста» означало также такие понятия, как «линия, ряд, порядок».

Вот русский государь, второй представитель семьи Романовых на престоле, Алексей Михайлович по прозвищу «Тишайший», и решил на всех главных дорогах в стране порядок навести, а для этого установить специальные столбы с указанием на них расстояний от Москвы. Столбы эти, чтобы они были отчетливо видны, покрасили попеременно в черный и белый цвет, таким образом, чтобы полоски наклонными были, а вот на стесанной лицевой поверхности цифры написали. Ставили эти столбы строго на расстоянии одной версты друг от друга, поэтому они получили название верстовых столбов, которые после перехода на метрическую систему стали у нас называться километровыми. А дороги, на которых столбы установлены, с тех пор столбовыми называться стали.

С этим все ясно, не правда ли? Но, как и во всем, тут же появилось сокращение этого словосочетания, ведь зачем выговаривать «верстовой столб», когда намного короче сказать просто — «верста». У Пушкина в прекрасном стихотворении «Зимняя дорога» есть такая строфа:

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

И с этим, кажется, тоже ясно, разобрались. Ну, а откуда взялось это прилагательное — «коломенская», и чем эта особенная верста отличается от обычной, полосатой?

Все дело в том, что и сейчас, и в старину сильные мира сего любили отдыхать в своих загородных имениях, нынче такие суперэлитные места окрестили «Рублевками». (Вот через много лет люди и будут ломать голову, что же такое «хрущевки» да «рублевки», сейчас-то это ясней ясного, а вот через столетия, думается, потеряется первооснова.) В те далекие времена все было точно так же, и царь московский и Всея Руси, тоже имея такую небольшую дачку — село Коломенское, повелел, чтобы каждый знал, куда эта дорога от Кремля ведет, да чтоб держались от нее подальше, установить верстовые столбы значительно выше, чем обычные. Так и обозвал их народ — коломенскими, ну, а впоследствии такое же прозвище получили и все высокие да худые люди.

А теперь помолчите да прислушайтесь. Вон какие трели из кустов разливаются.

— Ну, ты, прям соловей курский , заливаешься, — говорят про какого-нибудь особо болтливого говоруна.
— И что, всегда только негатив? — спросит особо въедливый читатель.
— Конечно, нет, — тут же отвечаю, — курскими соловьями называют и певцов, обладающих необычайно красивым голосом.

Традиционный вопрос: при чем здесь соловей, да еще и курский в придачу?

С соловьем все ясно, это самая певчая из всех певчих птиц, живущих на просторах нашей, да и не только нашей, страны. Думается, что это истина, с которой согласны все. А вот эпитет «курский», он-то откуда прилепился? Тут многое покрыто мраком.

Имеется единственное объяснение — так промеж себя решили любители певчих птиц, сравнивая голоса соловьев, выросших в разных краях. Если это именно так и произошло, то нам остается только согласиться. Ведь в действительности пение курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен, а у некоторых, наиболее голосистых, достигает до 40 колен, в то время как у соловьев из других регионов редко превышает 12.

Вот он и взлетел высоко, став символом Курской области.

Похожие публикации