Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

План произведения железная дорога некрасов. Некрасов железная дорога анализ стихотворения

Некрасов Железная дорога анализ стихотворения

План

1.История создания

2.Жанр

3. Основная идея

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «Железная дорога» написано поэтом в 1864 г. и посвящено строительству первой в России Николаевской железной дороги (1842-1852). Николай I, не учитывая особенностей местности, просто провел по линейке черту на карте. Эта чудовищная беспечность обернулась огромным количеством погибших рабочих при строительстве в непроходимых болотах и лесах.

2. Жанр стихотворения - излюбленная и доведенная поэтом до совершенства гражданская лирика.

3. Основная идея стихотворения - тяжелое положение простого народа, вынужденного расплачиваться своими жизнями за прогресс в России. Царь и его окружение совершенно не считались с ценой за грандиозный проект. Согнанные со всех концов Руси крестьяне работали в нечеловеческих условиях, костями устилая бескрайние просторы своей земли. Не случайно первая часть стихотворения с любовью описывает прекрасный пейзаж, которому суждено было стать огромной братской могилой. Резкий контраст этому описанию представляет возникшая в воображении рассказчика картина тяжелого физического труда. Перед нами проносятся души всех погибших на строительстве. Они не понимали значения своего огромного дела. Крестьян принудили к работе царь земной и царь незримый - голод. В монологе генерала вскрывается циничное отношение высшего общества к рабочим. Удел холопов - пьянство и воровство, поэтому и жалеть их нечего. В этом проявляется абсолютная неграмотность и глупость генерала, не понимающего того, что все достижения и успехи государства опираются на подавляющую массу забитого и униженного крестьянства. «Светлой» картиной, завершающей произведение, является расчет с рабочими. Обессилевшие крестьяне, герои труда, получают награду - …бочку водки. А проявление «безмерной щедрости» начальства - прощение всех недоимок и прогулов. Страна делает огромный шаг вперед, начальники торжествуют, народ же, как всегда, оказывается в дураках.

4. Композиция . Стихотворение «Железная дорога» состоит из четырех частей. Первая - лирическое описание проносящегося мимо путешественников российского пейзажа. Вторая - ужасная картина непосильного труда. В третьей части описаны примитивные размышления и мнение генерала. Заключительная часть - «радостная» картина, результат работы.

5. Размер стихотворения - чередование четырех- и трехстопного дактиля с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Некрасов широко использует эпитеты в описании природы («славная», «ядреной», «студеной») и страданий рабочих («громаден», «страшной», «бесплодные»). Первая часть богата сравнениями: «как тающий сахар», «как в мягкой постели», «как ковер». Ярким олицетворениями описан голод: «царь беспощаден», он «водит», «сгоняет», «ходит». В целом первые части построены на резком контрасте друг с другом. Третья и четвертая части написаны предельно кратким языком без особого использования выразительных средств. Значительно приближает к реальности живая разговорная речь начальника «…нешто… молодца!.. молодца!...».

7. Основная мысль произведения - страдания простого народа неисчислимы. Ему приходится на своих плечах нести цивилизационное развитие России. В конце второй части Некрасов делает главное заявление о том, что русский народ все вынесет и придет к счастливому будущему. Но до этого еще очень далеко, «прекрасная пора» в туманной неизвестности.

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Открытый урок по литературе на тему:

«Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Выполнила: учитель

русского языка и литературы

Хусеева Ц.Н.

Яшкуль, 2012

Конспект урока литературы в 7 классе.

«Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога».

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.

Задачи:

Образовательные : Научить анализировать прочитанное:

Определять тему и идею произведения;

Выделять композиционные части;

Видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы : частично-поисковый и репродуктивный

Формы : коллективная и индивидуальная

Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.

Средства обучения : портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Структура урока :

1 этап - организационный

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Организация внимания

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.

Проверка домашнего задания

Актуализация ранее полученных знаний

Постановка учебной цели.

3 этап - обучающий

Организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

Тестирование

5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап.

Орг.

Момент .

2 этап.

3 этап.

Слово учителя.

Тема урока: Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Главной темой своего творчества Николай Алексеевич Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

История создания стихотворения.

Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что, то было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1961г. Александр 2 отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться сразу. Некрасов считал, либеральные реформы Александра 2 обманом и высказал свое негативное отношение к реформам в таком стихотворении, как «Железная дорога». В этом стихотворении Некрасов воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой 1842-1852 гг. Руководить строительством Николай 1 поручил графу П. А. Клейнмихелю, деспоту и казнокраду. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровья и жизни рабочих.

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?

- Что такое эпиграф?

Посмотрите на эпиграф Некрасова.

- Чем он необычен?

-Что обычно в качестве эпиграфа?

- А что у нас?

- Как вы считаете, каково его значение?

- Какова его роль?

Какое значение имеют ремарки?

Что такое ремарка? В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения, действующих лиц, их внешнего вида.

Как построено стихотворение?

Стих «Железная дорога»

План:

1) Осенний пейзаж

2) «Правда» поэта

- царь – голод

- песнь мертвецов

- белорус

- мысли о будущем народа.

3. Мнение генерала «народ-варвар»

4. «Светлая сторона» жизни

-Внимательно прослушаем 1 часть.

(чтение 1части наизусть)

- Что представляет собой 1 часть?

Запишем в тетрадь:

1 часть. Осенний пейзаж.

1. Почему Некрасов начинает свою поэму с описания тихой благодатной картины природы?

2. Что же вам показалось особенным в этом пейзаже?

-Какова лексика 1-й части?

3) - С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?

- Какие средства вы знаете?

Давайте найдем их в тексте.

4)

Всюду родимую Русь узнаю…

Почему родимая, а не родная Русь, ведь это слова синонимы?

5. Определите размер.

6. Впервые образ железной дороги появляется в конце 1 главы:

Быст р о ле ч у я по р ельсам ч угунным,

Д ум аю д ум у свою…

В песенной напевности 4-стопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией и ассонансом. (Звук «у» создает монотонность, тяжесть, душевную тяжесть.)

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием.

Ассонанс (фр. Ассонанс - созвучие)- повтор в строке, в строфе, в фразе, порой даже в прозаическом фрагменте однородных гласных звуков.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2-й главе.

-Что можно сказать о построении 2ч?

Вторая глава – центральная в произведении. Это своеобразный поэтический ответ Некрасова на утверждение генерала, что дорога была построена графом Клейнмихелем.

1. Какой ценой была построена дорога? Кто тот всемогущий «царь», согнавший людей на эту стройку? Почему поэт не желает «держать» Ваню в «обаянии» , обмане?

2. Возражая генералу, поэт просит разрешения «показать» Ване правду. Почему не рассказать?

3. Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

Не по плечу одному!

Кто же, по мнению поэта, истинный строитель дороги?

4. Кто согнал на этот «громадный » труд тысячи людей? Почему поэт называет голод «царем»?

(Картина)

5. Многие – в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Как вы понимаете прозвучавшие строки?

6. Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их? Ванечка, знаешь ли ты?

Внезапно преображается лунный пейзаж, в нем все больше и больше проступают мрачные, трагические краски. Родная сторона прекрасна, но и печальна. Почему же теперь «рельсы чугунные» Некрасов называет «дороженькой»? Почему в одной строфе так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, косточки (не кости!), Ванечка?

7. Чтение «Песни мертвецов».

Начинается страшное. Как в балладах (Жуковского, Лермонтова) – мертвецы встают из могил

Это живописное видение поэта. Перед нами художник, рисующий жизнь в картинках, обращенных к нашему сердцу и разуму . Мчится по рельсам поезд. Но что это? Стук колес? Вой ветра за морозными стеклами? Чу! Прислушайтесь, - словно говорит поэт. Сперва нам видна тень странной толпы, упавшая на вагонные стекла. А потом и сами мертвецы побежали по сторонам дороги, обгоняя поезд. Светлая лунная ночь наполняется стонами, звоном ржавых лопат, скрежетом зубов, песней-плачем. Краски сменяются звуками, страшными. Почему для столь мрачной картины поэт избирает лунную ночь?

8. Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого-

Это все братья твои – мужики!

Откуда пришли на строительство дороги эти «мирные дети труда»? Почему так внезапно поэт обрывает это «пение дикое»?

9. Поэт называет мужиков-крестьян братьями Вани. Это генеральского-то сына?

10. Почему поэт, чувствуя, что Ваня напуган страшным рассказом, так горячо убеждает мальчика:

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький, волосом рус…

11. Опишите портрет простого человека, белоруса?

12. Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Вновь противоречие? Что же тут перенимать? Эту бессмысленную работу?

13. Почему 2 глава завершается восторженными словами во славу народного труда?

14. Обратите внимание на предпоследнюю строфу главы. В 4-х строках повторяется четырежды одно и то же слово: «вынес», «вынесет», но одинаков ли смысл этих глаголов?

15. Вдумайтесь в сочетание «дорогу железную»: Поэт делает ударение на слове «железная», он подразумевает переносный смысл.

16. «Вынесет все, что Господь ни пошлет!» Почему поэт употребил будущее время глагола?

III глава. 1) Что мы слышим? Что это предвещает?

2) Открывается пробуждением Вани. Оказывается, толпа мертвецов лунной морозной ночью – это … «сон удивительный». В чем начинает уверять мальчик отца?

3) . Поверил ли генерал словам сына?

4). Да, генерал не поверил в Ванин сон и решает в споре с поэтом, внушившем мальчику правду об истинных строителях дороги, высказать свою точку зрения. Подумайте, в чем заключается эта убежденность генерала. Как он относится к народу? Ведь облачил же он Ваню в простонародный кучерский армячок. Каким он видит народ?

3. Можно ли согласиться с генералом?

4. Поэт пытается возражать генералу, говоря, что все он рассказывал не для него, а для Вани. Мы вместе с поэтом становимся словно соучастниками напряженной схватки за душу ребенка. Кто победит в этой борьбе: поэт или генерал?

4 часть. Окончание работ.

« Светлая сторона» жизни.

Как построена 4 часть стихотворения?

И вот «почтенный» лабазник (торговец)- купец едет смотреть свои работы. Вглядитесь, как он обрисован поэтом. С каким чувством изображает его Некрасов? Сравните его с портретом несчастного белоруса.

Каков заработок?

Как народ откликается на поздравления лабазника?

Вот вам и «светлая сторона» жизни – замученные люди искренне радуются.

Подведем итог: О чем стихотворение?

Определим главную тему произведения

(Самостоятельно)

Тема: родины и судьбы народа- труженика .

- -Какая основная идея стихотворения?

Идея: Истинный строитель дороги

Народ- труженик.

Сделайте вывод

-Почему стихотворение посвящено детям?

С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»

Слова Чуковского: « Самые мрачные строфы «Железной дороги » вовсе не те, где изображаются бедствия людей, а те, где поэт говорит об их терпимости, их всегдашней готовности смиренно прощать своих мучителей».

Поэт показал Ване удручающую картину примирения народа со своими угнетателями, торжества толстого подрядчика и «грамотеев-десятников».

Тесты.

Взаимопроверка

Рефлексия. Подведем итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Каких результатов достигли?

Выучить наизусть отрывок из ч. 2 последние 3 строфы.

С эпиграфа.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне, разговор мальчика с отцом. Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками.

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является как бы ответом на разговор, спорит с утверждением эпиграфа, что дорогу построил граф Петр Андреевич Клейнмихель.

Кто строил дорогу?

Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

По ремаркам можно судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это народная одежда, а он сын генерала (папаша в пальто на красной подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».

4 части.

Это пейзаж осенней природы.

Ощущаем трепетное чувство поэта к природе, которая излечивает душу.

Поэт создаёт прекрасную осеннюю картину самыми «простыми» красками. У Некрасова воздух здоровый, ядреный (свежий), речка студеная, лед, как тающий сахар; увянувшая трава у леса напоминает мягкую постель, в которой можно выспаться. Эта славная осень вливает в душу поэта бодрость, силы. Поэту всё отрадно видеть: ковер из осенних листьев, морозные ночи. Он восхищается красотой природы, глубоко любит свою родину.

Поэт нашел для своего описания самые безыскусные, «народные» слова, которые придали этому пейзажу удивительную красоту и убедительность:

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Лексика создает радостное настроение.

Эпитеты – усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между предметами (осень славная, воздух здоровый, ядреный,

Безобразье в природе)

Олицетворение - воздух бодрит

Сравнение - лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия – на речке студеной;

Лечу я; по рельсам чугунным.

Поэт называет родину родимой Русью по-народному. Та в народных песнях пелось о матери. Матушка родимая – та, что родила тебя и вырастила. Немного позже Некрасов скажет в своей поэме: «Матушка - Русь».

3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на 3 слог.

Итак, Железная дорога, по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Но, любуясь красотой этой земли, поэт не может не думать о страданиях ее народа.

Ваня умен, пытлив, любознателен, вероятно, поэту понравилось его умное лицо, добрые глаза, он так и говорит о нем, «умный Ваня», верит, что семена правды упадут на благодатную почву.

Показать правду – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.

Поэт употребляет эпитет «громадный», характеризуя огромные масштабы стройки. Такой труд был не под силу одному человеку, будь то Клейнмихель или даже сам царь. Народ – вот истинный творец железной дороги.

По приказу царя Николая 1 крестьяне были согнаны со всех уголков России на возведение дороги, и вместе с тем на железную дорогу устремились толпы мужиков, задавленных нуждой, разоренных помещиками. Их гнал голод, который подчинил себе людей помимо их воли. Он не щадит ни старых, ни малых. Поэт выстраивает этот образ как символическую неизбежность, преследующую обездоленного человека. Страшные, полные безысходности слова поэта о царе-голоде приводят к печальным размышлениям: армия, рабочие артели каменотесов и ткачей, тяжкий крестьянский труд – всем «водит» голод, в таком труде нет ничего возвышенного, лишь один страх - не умереть бы с голоду.

Люди возродили эти глухие места, вдохнули жизнь в дорогу, но для себя обрели «гроб» - смерть. Такой прием в литературе называется антитезой – противопоставлением. Труд на этой гибельной дороге поэт называет «страшной борьбой»- с болезнями, голодом, нуждой.

Под ковром желтых листьев, под кочками моховых болот чудятся поэту»косточки русские»- в этих словах поэта глубокое сочувствие к погибшим, отсюда и образ дороженьки. Некрасовский стих звучит как народная песня о людском горе и страданиях.

Не только потому, как отмечали дети, чтобы разглядеть эти тени. Некрасов хорошо знал народные преданья, поверья, в которых лунная ночь была непременным фоном потусторонних сил.

Поэт тревожится, что Ваня будет напуган этой песней и решает сам вступить в разговор о народной стройке. Со всех концов Руси потянулся народ на железную дорогу: с Волхова, с Оки и матушки Волги. Поэт дополняет слово «Волга» эпитетом «матушка», ведь великая река была поэтической родиной Некрасова.

Некрасов старается убедить «умного Ваню» в том, что крестьяне-творцы материальных благ, хочет, чтобы Ваня видел в этих русских людях братьев.

Генерал, отец Ваня, считает, что ребенок не должен знать правды, нужно беречь его впечатлительную душу. У поэта другое мнение: лучший учитель – тяжелая, неприкрытая правда, от которой не закроешься перчаткой, нужно знать самую горькую правду, чтобы стать гражданином «отчизны любезной», любить народ, научить его бороться за свое счастье.

Поэт, создавая образ белоруса, обращает наше внимание на то, что работа для него несчастного стала наказанием, забрала у него все силы: он, как бесчувственный робот, «тупо молчит», «механически ржавой лопатой/мерзлую землю долбит».

Нет, поэт убежден: любой труд благороден. Человек должен сделать свой труд привычной, основой жизни.

Поэт верил: труд-вершитель благополучия на земле.

«Вынес достаточно русский народ»- перенес, испытал много трагедий, войн, потрясений, страшных эпидемий, голод.

«Вынес и эту дорогу железную»- построил, завершил ценой собственных жизней.

В первоначальном варианте вместо слова «достаточно» было: «татарщину», то есть монголо-татарское иго (1243-1480). Можно догадываться о причинах такой замены: «татарщина» - дела далекого исторического прошлого, между тем как в строительстве железной дороги участвовали и татары, страдавшие вместе с русским, так зачем же их задевать этим словом, как бы способствуя тем самым национальной розни?

Железная- бездушная, немилосердная дорога, погубившая тысячи жизней.

Некрасов уверен, что и грядущие испытания, ниспосланные Богом, народ выдержит с достоинством.

Мы слышим паровозный свисток, который сыграл традиционную роль петушьего крика, предвещающего утреннюю зарю и разгоняющего призраков, которые теперь спешат скрыться из мира живых. Таковы славянские, и не только славянские, представления на этот счет. У Шекспира именно так исчезает призрак отца Гамлета.

Ваня говорит, что видел во сне, как пятитысячная толпа мужиков предстала перед Богом и Он указал: «Вот они – нашей дороги строители!»

Нет, захохотал, словно дивясь наивной выдумке ребенка.

По мнению генерала, народ ничего не может сотворить великого, разве что печные горшки. Генерал ругает народ, будь то «славянин, англосакс или германец, не умеет творить, он лишь способен разрушать».

Нет, великие зодчие, художники, простые безвестные мастера и таланты – это народ.

Поэт так долго и убедительно показывал картины народной жизни, да и Ваня проникся этой верой в народ, что перестал «закрываться перчаткою», а начинает смело возражать отцу, призывая на помощь Бога: это Он указал на истинных героев железной дороги.

4 часть продолжает словно оборванную на полуслове 3 часть: «Рад показать»- ответ лирического героя генералу. Эта часть построена с помощью приема иронии. «Светлая сторона»- описание окончания тяжелых работ.

Окончание работ:

Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у конторы…

В слове «почтенный» сквозит нескрываемая авторская ирония: у кого власть да деньги, у того почет. Толстый, плотный, маленький, «красный как медь». Лицо сытое, лоснящееся от жира. А белорус обрисован тусклыми темными красками. Лабазник-ярок! Синий кафтан дорогого сукна, красное лицо! В описании белоруса видно глубокое сочувствие поэта, сострадание, то купец нарисован с явным презрением, отвращением и насмешкой.

Ничего, еще должны остались выплатить недоимку (не уплаченную в срок часть налога) подрядчику.

Купец «прощает» им недоимку, милостиво «дарит» этот долг, угощает бочкой вина. Затем рабочие впряглись «на радостях» в телегу, посадили в нее лабазника и с криками «ура» помчали его по дороге.

Остается безрадостное, тягостное впечатление

О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе

Кто истинный строитель дороги?

Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.

Ответы:

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»

Тесты

1. Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2. Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился

2) захохотал

3) возмутился

1) Какое значение имеет в стихотворении эпиграф "Разговор в вагоне":
Ваня. Папаша кто строил эту дорогу
Папаша. Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька
2) Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

3) Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя?
4) как вы понимаете строки:
Многие-в старшной борьбе,

к жизни воззвав эти дебри бесплодные,

гроб обрели здесь себе?....
какая мысль выражена антитезой?

5) Почему стихотворение обращено к детям?

6)Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентирует слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразия в природе; всё хорошо под сиянием лунным.

7) Какой приём использовал поэт, сначала дав описание осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

8) Железная дорога-стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки.

Пожалуйста напишите тропы из стихотворения "Железная дорога"

Прошу пожалуйста, обязательно отблагодарю, срочно!:(
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
В жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?..."В ночь эту лунную,
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё притерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..."

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого -
Это всё! братья твои - мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!
"Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал, - тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились - и он мне сказал:
"Вот они - нашей дороги строители!..""
Захохотал генерал!

"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ - эти термы и бани,
Чудо искусства - он всё растаскал!"
-"Я говорю не для вас, а для Вани..."
Но генерал возражать не давал:

"Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать - разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону..."

-"Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку -
Брал ли на баню, лежал ли больной.
"Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты!.."- махнули рукой...

В синем кафтане - почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
"Ладно... нешто... молодца!... молодца!...

С богом, теперь по домам, - проздравляю!
(Шапки долой - коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И - недоимку дарю..."

Кто-то "ура" закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком "ура" по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу. Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни. Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать .

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением. Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям.
Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал. Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство. И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика. Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю. Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону. А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги. Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.

Похожие публикации