Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Открытый урок по литературе на тему «Незабываемый мир детства в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова- внука» (8 класс). Тема детства в русской литературе Чему научился сережа багров в детстве

В русской литературе XIX века тема детства стала одной из центральных тем в творчестве писателей. С.Т. Аксаков, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др. воплощали в своих произведениях детскую тему.

Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Такова поэтизация детства в русской классике: «Детстве» Л.Н. Толстого, «Детских годах Багрова-внука» С.Т. Аксакова.

С середины XIX в. тема детства постоянно присутствует в творческом сознании русских писателей. К детству как главному периоду, формирующему личность, обращается и И.А. Гончаров в «Обломове», и М.Е. Салтыков-Щедрин в «Господах Головлёвых». Наиболее полное выражение эта тема приобретает в творчестве Л.Н. Толстого в его «Детстве», «Отрочестве», и «Юности».

«Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова

Семья всегда была в русской литературе прообразом народной жизни: пушкинские Гриневы, тургеневские Калитины, толстовские Ростовы и т.п. Семья Багровых занимает среди них особое место, т. к. за нею стоит семья самих Аксаковых.

«Детские годы Багрова-внука» Сергея Тимофеевича Аксакова - это книга о годах далекого детства писателя, о людях и судьбах прошлого. С полной правдивостью Аксаков рассказал обо всем, что им было пережито в детстве, начиная от первых еле уловимых ощущений и кончая тончайшей гаммой человеческих чувств.

Самым большим достоинством книги Аксакова Л.Н. Толстой считал любовь к природе, поэзию природы. Чувство природы пришло к мальчику, герою книги, во время первой весны в деревне и сложилось под влиянием отца его Алексея Степановича Багрова и дядьки Евсеича. Оживающие под весенним солнцем берега реки, со всякого рода дичью, плавающие утки и проносившиеся стаи птиц, которых отец и Евсеич знали по голосам, наполняли сердце мальчика восторгом. Именно в этот период мальчик почувствовал то слияние с природой, которое так характерно для писателя Аксакова: «В конце фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дpужно, когда пpиpода, пpобудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте, сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту» .

Природа благотворно влияет на ребенка. Мальчик нежно-участливо привязывается к матери. Растет их взаимная любовь и понимание друг друга. Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым любимым и дорогим авторитетом в мире. Он делится с ней всем увиденным, всем услышанным и пережитым. Добросердечие и искренность, которые мать воспитывала в Сереже, побуждали мальчика сочувствовать подневольному положению крепостных. В богатом поместье бабушки Прасковьи Ивановны, Парашине, старостой был Мироныч, которого Сережа называл про себя «мужиком со страшными глазами». Осматривая вместе с отцом мельницу, мальчик наблюдал грубое отношение Мироныча к старику-засыпке и другим крестьянам и чувствовал «внутреннюю дрожь». Множество вопросов возникало в сознании Сережи: «За что страдает больной старичок, что такое злой Мироныч, какая это сила Михайлушка и бабушка» .

К отцу Сергея являются крестьяне с разными просьбами и уходят ни с чем, а к матери приходят крестьянские бабы опять-таки с просьбами об оброках, но Софья Николаевна не желает их слушать и ограничивает свои милости только советами больным и лекарствами из дорожной аптечки. Управляющий Мироныч обижает крестьян, потворствуя своей родне и богатым мужикам и, несмотря на это, считается хорошим человеком, и Сережа никак не может примириться с мыслью, «что Мироныч может драться, не переставая быть добрым человеком» . Бабушка бьет ременной плеткой крепостную девочку за малую провинность, и мальчик в ужасе бежит из ее комнаты. Таких фактов немало в воспоминаниях Аксакова, но эти случаи, каждый в отдельности и все вместе, не вызывают в нем серьезных душевных потрясений и не влекут к конфликту с крепостнической средой. Напротив, под влиянием старших, под воздействием всего строя общественных отношений, прочно сложившихся и ни в ком не возбуждающих сомнений, юный Аксаков приучается смотреть на все происходящее вокруг него, как на должное, естественное, незыблемое. Недоуменные вопросы, оставаясь без ответа, перестают тревожить его совесть. Он вполне убежден в том, что крестьяне любят его самого, его родителей и вообще господ своих. Аксаков не упускает случая упомянуть о проявлении «любви» крестьян к своим господам всякий раз, когда изображает приезд, отъезд или какой-либо другой случай, предполагающий обязательное изъявление крестьянской «любви». Лишь однажды показывает Аксаков одного «необыкновенно умного мужика», который «как будто хвалил своего господина, и в то же время выставлял его в самом смешном виде» . Юный Багров воспринял самую возможность такого отношения мужика к барину как интересное открытие; оно возбудило его любопытство, но не больше того. Уже в раннем детстве укрепилось в нем прочно и незыблемо самочувствие помещика. «Я знал, - рассказывает Аксаков о своих детских годах, - что есть господа, которые приказывают, есть слуги, которые должны повиноваться приказаниям, и что я сам, когда вырасту, буду принадлежать к числу господ и что тогда меня будут слушаться» .

Преимущественный интерес Аксаков проявляет к внутреннему миру своего героя. С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных. Обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи привычку анализировать собственные чувства и мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа, подыскивая им соответствующие толкования и понятия и закрепляя в своей памяти. Когда же герою повествования это не удается, на помощь приходит Багров повзрослевший, вспоминающий. И на протяжении всей книги мы слышим два голоса. Расширяются, углубляются знания о внешнем мире - и все чаще и чаще приходит желание практического его освоения. И пусть над Cережей не тяготела необходимость физического труда, потребность труда, неотъемлемая от человеческого естества, властно пробуждается и в нем. Сережа не только восхищался прелестями полевых работ. Он подмечал и то, какими невыносимо тяжелыми бывают они для крепостных крестьян. И, повзрослев, он не только сострадает, он убеждается в «важности и святости труда», в том, что «крестьяне и крестьянки гораздо нас искуснее и ловчее, потому что умеют то делать, чего мы не умеем» .

Чем шире раздвигаются горизонты Сережиного мира, тем настойчивее вторгаются в него факты, нарушающие его гармонию. В сознании Сережи никак не укладывается, почему злой староста Мироныч, выгоняющий крестьян на барщину даже в праздник, считается самими же крестьянами человеком добрым, почему пасхальный кулич для Багровых «был гораздо белее того, каким разговлялись дворовые люди?» . Одни из этих многочисленных «почему» оставались без ответа. Даже его любимая мать, чьим «разумным судом» привык Сережа проверять свои впечатления и мысли, и та нет-нет да и одернет его: «Это не твое дело». Другие же «почему» затрагивали такие отношения, которые дети с их врожденной справедливостью вообще не могли понять, а тем более оправдать. Все это приводило к «смешению понятий», производило «какой-то разлад в голове», возмущало «ясную тишину души». Мир взрослых, не всегда понятный для детей, начинает просвечиваться непосредственным, естественным, чисто человеческим детским взглядом. И многое в нем начинает выглядеть не только странным, но и не ненормальным, достойным осуждения.

Переживая дисгармонию внешнего мира, Сережа приходит к сознанию и своего собственного несовершенства: в нем пробуждается критическое отношение и к самому себе, «ясная тишина» сменяется в душе по-детски преувеличенными сомнениями, исканиями выхода. Но внутренний мир Сережи не раскалывается, не распадается. Он качественно видоизменяется, наполняется социально-психологическим содержанием, в него входят ситуации и столкновения, в преодолении которых и протекает становление человека, подготавливающее его к равноправному участию в жизни.

Повествование в «Детских годах Багрова-внука» прекращается накануне важнейшего события в жизни Сережи - поступления в гимназию. Детство кончилось.

Выйдя в свет, «Детские годы Багрова-внука» сразу же стали хрестоматийным классическим произведением. Книга вызвала восторженные отзывы современников. Все сходились в одном: в признании выдающихся художественных достоинств этой книги, редкого таланта её автора.

Повесть Аксакова - это прежде всего художественное изображение детских лет его собственной жизни. Чтобы придать фактам и событиям своего далекого прошлого типическое значение, автор этих художественных мемуаров скрывается под маской постороннего рассказчика, добросовестно излагающего то, что он слышал от Багрова-внука. Поскольку повествование ведется от лица его главного героя, то авторское «я» и авторская речь почти полностью сливаются с образом и речью самого Багрова-внука. Его отношение к описываемым событиям, как правило, выражает авторское отношение к ним.

ВВЕДЕНИЕ

вошёл в русскую культуру не только как замечательный писатель с

удивительной, своеобразной творческой манерой, но и как глава семьи, давшей России талантливых мыслителей, литераторов, общественных деятелей. Пожалуй, не менее, чем их знаменитый отец, известны сыновья писателя: Константин Сергеевич, Иван Сергеевич, Григорий Сергеевич. Да и сама семья Аксаковых занимает в нашей истории особое место. Тёплая атмосфера их дома, любовь и взаимопонимание между родителями и детьми, крепкие родственные узы, связывающие братьев и сестёр, поражали всех, кому приходилось бывать в этом семействе. , придававший вопросам воспитания и образования огромное внимание, считал семью Аксаковых образцом для подражания и искренне восхищался ею. Здесь находил отдых и душевный покой, очень привязан к этой семье был.

Особенно актуален опыт семейного бытия Аксаковых в наши дни, когда институт брака переживает кризис. Каждый день приходится слышать о разводах молодых пар, о брошенных детях и покинутых престарелых родителях, устрашающе звучит статистика преступлений на бытовой почве. Уже привычными стали сводки в криминальных новостях об истязании и даже убийствах родителями малолетних детей, обычными стали и картины одинокой старости. Современная семья тяжело больна - больна равнодушием, эгоизмом, потребительским отношением к окружающим, безответственностью и бездуховностью. В поисках путей к выздоровлению мы обращаемся к духовному наследию прошлого, к опыту построения семейных отношений наших предшественников, к традициям семейного воспитания в дореволюционной России, где семья почиталась как незыблемый и нерасторжимый союз, освящённый церковью. И в этом отношения семья Аксаковых даёт богатейший материал для серьёзного изучения.

Мы обратились к самому известному произведению – «Детские годы Багрова-внука», автобиографический характер которого даёт возможность изучить принципы воспитания самого писателя и воссоздать модель семьи, в которой сформировалась личность писателя. Это и является целью данного проекта.

Обобщив изученный материал, мы пришли к выводу, что в повести представлена модель христианской, православной семьи, которая и смогла обеспечить духовно-нравственное воспитание ребёнка. Книга представляет, по нашему мнению, особый интерес, так как повествует о самых первых годах жизни человека, когда закладываются основные черты характера, наклонности, взаимоотношения с окружающими. К сожалению, ранний период детства родители часто недооценивают, считая главной своей задачей заботу о здоровье малыша. А опасения за его хрупкую жизнь не даёт возможности заботиться о духовном и нравственном начале, которое они должны формировать с самого раннего возраста. Но нам кажутся очень справедливыми слова выдающегося педагога Я. Корчака: « Есть маленькие мерзавцы, как и мерзавцы взрослые». Нельзя обольщаться, что детство - это безгрешный и невинный период в жизни человека: мол, вырастет – поумнеет, станет добрее, избавится от детского эгоцентризма, научится самоотверженной любви и заботе о близких… К сожалению, это не так. И православная церковь неустанно напоминает о греховной сущности человека, которая проявляется с первых месяцев жизни. Вот почему разумная родительская требовательность наряду с заботой и попечением, серьёзный, осознанный подход к формированию личности ребёнка - необходимые условия православного воспитания

Глава 1.ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ

Замечательный московский протоиерей Глеб Каледа не случайно назвал христианскую семью подлинной школой любви. О любви как основе семейного благополучия говорил на Рождественских образовательных чтениях архиепископ Костромской и Галичский Александр: «Секрет христианского брака прост. Христианский брак зиждется на любви (…)» Он назвал « те добродетели, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимание, доброжелательность, внимательность, участие, готовность прийти на помощь, а если нужно, пожертвовать собой». Святитель Филарет, митрополит Московский, утверждал: «Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок ». Но он же отмечал, что « чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной(…)»

Итак, православная семья немыслима без самоотверженной любви к ближнему. И именно любовью пронизаны страницы автобиографической повести писателя. Маленький Серёжа растёт в атмосфере безграничной любви: любви родителей, сестры, няни, прислуги. Его любят дяди Зубины - братья матери, друзья родителей, Параша, Евсеич… Но и мальчик щедро воздаёт за подаренную любовь, отвечая своим близким глубокой, искренней привязанностью. «Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желанием её видеть и чувством жалости: мне всё казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать; мне беспрестанно хотелось одеть её своим платьицем и кормить своим кушаньем…»

Тяжело заболев, обессиленный мальчик черпает силы в этой любви к близким. Едва наступает улучшение, он просит принести ему сестрёнку: «Но самое главное моё удовольствие состояло в том, что приносили ко мне мою милую сестрицу, давали поцеловать, погладить по головке, а потом нянька садилась с нею против меня, и я подолгу смотрел на сестру, указывая то на одну, то на другую мою игрушку и приказывая подать их сестрице».


Серёжа очень привязан к родителям, его любовь к ним порою кажется даже слишком горячей и экзальтированной. Но это легко объяснить особенностью личности мальчика, его впечатлительностью, богатой фантазией и ранимостью. Он замечает, что его мать нездорова. Услышав, что мать подозревает у себя чахотку, четырёхлетний мальчик испытывает настоящее потрясение: « Сердце у меня замерло от страха, и мысль, что я причиною болезни матери, мучила меня беспрестанно. Я стал плакать и тосковать…» Очень тяжело переживали дети, особенно старший, Серёжа, разлуку с родителями, когда им пришлось на несколько недель остаться в имении дедушки. Аксаков описывает страдание маленького человека, больше всего боящегося потерять мать и отца. В последние дни перед возвращением родителей из поездки в Оренбург Серёжа перестал играть, потерял аппетит, беспрестанно плакал и смотрел на дорогу. Такое поведение казалось равнодушным к детям родственникам капризом и проявлением избалованности. И только умный и по-своему любящий внуков дедушка понял чувства мальчика: «Дедушка слушал меня внимательно, приветливо улыбался, наконец сказал, как-то значительно посмотря на бабушку и тётушку: «Это хорошо, что ты мать любишь. Она ходила за тобой не щадя живота…»

Наделённый талантом любить и тонко чувствовать, Серёжа ощущает, пока ещё неосознанно, отсутствие теплоты в отношении к нему родственников отца, дворовых и прислуги в Багрово. Он с грустью замечают, что они с сестрёнкой здесь чужие, их двоюродные сёстры окружены вниманием и заботой, тогда как об оставшихся без родителей малышах по-настоящему заботится только верный Евсеич. Но любящее сердце Серёжи старается сгладить любую дисгармонию, отметает дурные мысли, зависть или обиду. Видя, что сестру его в Багрово полюбили гораздо больше, чем его, он «не завидовал милой сестрице, во-первых, потому что очень любил её, во-вторых, потому что чувствовал всегда невольный страх в его (дедушки) присутствии».

Такую же безгранично, самоотверженно любящую натуру мы видим и в младшей сестрёнке Серёжи - Надежде. Родственники, перенеся свою нелюбовь к невестке на её любимца - Серёжу, пытаются разрушить дружбу между братом и сестрой, но привязанность Нади к брату и родителям оставалась незыблемой. В повести рисуются трогательные сцены проявления любви этой бесхитростной, чистой сердцем девочки: даже суровый и строгий дедушка любуется дружбой между братом и сестрой: «Сидя у него на коленях и слушая мою болтовню или чтение, вдруг без всякой причины спрыгивала на пол, подбегала ко мне, обнимала и целовала, и потом возвращалась назад; на вопрос же его: «Что ты, Козулька, вскочила?» - она отвечала: «Захотелось братца поцеловать».

Серёжа быстро забывает все обиды, привязывается к семейству Багрова-деда, к бабушке и тёткам, которые так не по-родственному отнеслись к детям в тяжёлый для тех период жизни. Он видит, как тяжело переживают родные смерть дедушки, и тоже остро чувствует эту потерю. Жалеет старую бабушку, которая, похоронив мужа, утратила интерес к жизни. Он готов любить и неласковых тётушек, двоюродных сестёр, друзей и знакомых своих родителей - словом, душа этого ребёнка словно неиссякаемый источник любви и доброты.

Рождение младшего брата вызывает у старших детей живейший интерес, они сразу полюбили малыша. Позже Серёжа очень огорчался, когда богатая родственница Прасковья Ивановна называла брата «чернушкой» и однажды требовала высечь его из-за громкого плача. Дети искренне привязаны к своей няне, прислуге, а особенную роль играет в жизни подрастающего мальчика верный Евсеич, открывший Серёже красоту родной природы.

Итак, Серёжа, безусловно, обладает тем даром любви, который свойственен людям духовно богатым, с твёрдыми нравственными представлениями о сущности человеческих взаимоотношений. Любить и прощать он умеет с детства, ему совершенно чужды эгоизм, зависть, высокомерие. Будучи человеком ранимым и впечатлительным, мальчик остро чувствует чужую боль, горячо переживает за мать и отца, сочувствует обиженным Миронычем мужикам, жалеет больного старика, которого староста поставил работать на мельнице. От его внимания не ускользает, что на Пасху кулич у дворни не так бел и вкусен, как у помещиков, он жалеет даже свою няньку, бросавшую детей ради сплетен с багровской челядью, с радостью прощает обидевшего его дядю – брата матери, заступается за Парашу, с сочувствием наблюдает за тяжёлой крестьянской работой в поле. Так любовь к близким вырастает в любовь к ближнему, становится потребностью и неотъемлемой частью натуры.

Была ли эта способность любить врождённой, или она сформировалась в результате правильного воспитания ребёнка? Ответ на этот вопрос нетрудно найти, если проанализировать эпизоды, связанные с описанием семьи Багрова – младшего, его родителей и близких.

Серёжа – долгожданный наследник Багровых, старший и любимый сын матери, Софьи Николаевны. Смысл её жизни – семья, муж, дети, их здоровье и воспитание. Длительная болезнь Серёжи подорвала физические и душевные силы молодой матери: она, забыв о себе, не допускала мысли о смерти Серёжи даже в самых безнадёжных, отчаянных ситуациях. « Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он начинал гаснуть, она питала его магнетиче - ским излиянием собственной жизни, собственного дыхания». Нельзя без волнения читать сцены болезни маленького ребёнка: «Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть…Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти своё дитя никогда её не оставляли». С гневом встречала мать советы близких смириться с возможностью смерти сына. Она «отвечала, что покуда искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать всё, что может, для моего спасения, - и снова клала меня, бесчувственного, в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону , целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла лёгкие мои своим дыханием - и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни…»

Именно семья стала для Багрова - младшего школой любви. которая из любви естественной, биологической (ребёнка к родителям) перерастает в любовь духовную - ко всему живому, ко всем людям и каждому отдельному человеку.

Глава 2.УВАЖЕНИЕ И ДОВЕРИЕ В СЕМЬЕ

Мать и отец стала и для Серёжи лучшими друзьями, определившими его духовный и душевный мир. Аксаков несколько раз замечает, что от родителей у детей нет тайн, как нет и страха перед возможным наказанием. Ни разу родители не подняли руку на ребёнка – ни в запальчивости, ни наказания ради. Не случайно Серёжа не смог учиться в городском училище, где детей секли за провинности и нерадивость: сцена наказания одноклассника вызвала в душе мальчика ужас и отвращение.

Доверие и взаимное уважение - основа семейных отношений в этой семье. Серёжа не умеет лгать, и чужая лживость его возмущает. Он видит, что няня Агафья обманывает, рассказывая Софье Николаевне, как она заботилась в отсутствии родителей о маленьких Багровых. Серёжа простодушно возражает: «Зачем ты, нянюшка, говоришь неправду?» И движет им не обида или стремление наказать нерадивую прислугу, а с раннего детства усвоенное твёрдое убеждение, что говорить надо только правду. А какую бурю чувств вызвала в душе мальчика просьба Параши не рассказывать маменьке, что она посвятила маленького барчонка в некрасивые тайны семейства Багровых. Оказывается, сёстры обманули доверчивого и прямодушного отца Серёжи, Алексея Степановича, присвоив часть багровского состояния. Серёжа стал случайным свидетелем, как младшая, незамужняя тётка потихоньку обворовывает своего брата - законного наследника и нового хозяина имения. Но сострадание к Параше, сочувствие её слёзам и страху, что барыня может в наказание отлучить её от дома, побеждают в добром сердце мальчика желание раскрыть матери глаза. Нет, он не лжёт - он просто не берёт на себя грех обличать и судить других. И в этом проявляется чистота и цельность его личности.

Православная семья немыслима без уважения к интересам и потребностям всех её членов. Взаимное уважение, стремление понять ближнего, помочь ему даже в ущерб собственным интересам в семье Багровых естественны и органичны. Вот после смерти дедушки перед отцом Серёжи, Алексеем Степановичем, возникает необходимость оставить городскую жизнь, службу и переехать в далёкое Багрово, погрузиться в сельские хлопоты, вести жизнь поместного дворянина. Для него это родные места, неуютное Багрово дорого ему как родовое гнездо, вотчина. Но Софье Николаевне трудно оторваться от привычной городской жизни, уехать из Уфы, где остаются друзья, родственники – самый близкий круг общения. Здесь много образованных людей, есть возможность дать детям хорошее образование, здесь есть и опытные врачи, что очень важно при слабом здоровье Серёжи и самой Софьи Николаевны. Серёжа замечает, что она равнодушна и к сельским заботам, и к хозяйству, а родственники мужа её просто недолюбливают. Но интересы мужа, его душевное состояние, его сыновний долг не подвергаются сомнению - семья оставляет городскую жизнь и переезжает в имение дедушки. Лишь Серёже, шестилетнему ребёнку, Софья Николаевна раскрывает свои опасения по поводу их нового деревенского житья – это ли не доказательство уважения и доверия между матерью и сыном!

Во многих эпизодах повести мы наблюдаем проявление этих качеств в семье Багровых. Алексей Степанович во время дороги определяет те места стоянок, которые выбирает его супруга, даже если выбор этот не совсем удачен: «Как тебе угодно, матушка!». И это отнюдь не потакание слабохарактерного мужа прихотям избалованной барыни! Просто он понимает её душевное состояние, беспокоится о её здоровье и удобстве. Очень чуток к настроению старших и Серёжа. Замечая, что мать с неудовольствием отпускает его на рыбалку, он теряет интерес к увлекательному занятию и возвращается домой, чтобы развеять одиночество матери. По-видимому, Серёжа унаследовал от отца любовь к природе, сельской жизни, интерес и уважение к крестьянскому труду, страсть к рыбалке и охоте. И Софья Николаевна, которой занятия мужа и сына казались низкими, неподобающими для образованного дворянина, всё-таки уступает, видя неподдельный интерес Серёжи. Мальчик со всей силой своей эмоциональной, увлекающейся натуры отдаётся любимым занятиям. Как к равному, взрослому, относится к сыну и Алексей Степанович. Он берёт с собой мальчика в поле - посмотреть на хлеба, показывает ему конный завод, родники и мельницу, знакомит с крестьянами. Серёжа видит искреннее уважение крестьян к своему справедливому и гуманному барину, видит, как отец радуется богатому урожаю на крестьянских полях, как он стремится восстановить порядок и справедливость в распределении работ, как защищает слабых и больных. С какой радостью и гордостью отец указывает мальчику на зажиточные подворья богатого села Парашино, с каким интересом выслушивает мнение крепостных крестьян, как почтительно и доброжелательно беседует с мужиками!

В семье Багровых дети не слышат грубости и брани, оскорблений и унижений кого бы то ни было. Уроки гуманного, уважительного отношения к крепостным Серёжа получает от своих родителей, прежде всего от отца, который своим долгом считал заботу и помощь зависящим от него людям. Мальчик видит, как радушно, с непритворной лаской и почтением встречают его семью в каждом селе, принадлежащем Багровым. А в Старом Багрово, родовой вотчине, Серёжу стал свидетелем потрясшей его сцены, которая иллюстрирует стиль взаимоотношений барина и крепостных: « Мы были встречены радостными криками, слезами и упрёками: «За что покинули вы нас, прирождённых крестьян ваших!» Мать моя (…) была побеждена искренностью чувств наших добрых крестьян – и заплакала; отец залился слезами, а я принялся реветь.»


Уважение к любому человеку, к чужому образу жизни и мыслей - вот что формируется в мальчике под влиянием родителей.

Глава 3. ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ

Невозможно переоценить роль художественной литературы в формировании личности ребёнка. Это понималось уже в самом начале становления русской литературы : молодёжь стремились воспитывать на положительных образах, поэтому так популярны были жития святых и великомучеников, героические воинские повести. Книги окружают маленького Серёжу с первых лет его жизни. Едва выздоровев, в четырёхлетнем возрасте, мальчик не расстаётся с любимой книгой – «Зеркало добродетели». Стоит обратить на эту книгу особое внимание: задачей детского чтения понималось формирование нравственных начал, а не развлечение или развитие фантазии ребёнка. На пятом году жизни мальчик выучил книгу наизусть, пытался читать её двухлетней сестрёнке, которая ничего не понимала, но с удовольствием рассматривала рисунки. Судя по названиям рассказов, которые сохранились в памяти автора, это были нравоучительные, назидательные произведения с незамысловатыми сюжетами: «Сам себя одевающий мальчик», «Признательный лев». Но значение этой книги, несомненно, было очень велико, если писатель помнит в мельчайших подробностях даже иллюстрации к этим рассказам.

Когда «Зеркало добродетели» перестаёт удовлетворять потребностям ребёнка, он ищет другие книги, пытаясь читать даже «Домашний лечебник Бухана». Отметим, что в доме есть библиотека, родители Серёжи - образованные, современные люди. Но они справедливо полагают, что взрослые книги не принесут ребёнку пользы, и не позволяют читать их. На помощь любознательному мальчику приходит сосед – богатый и влиятельный холостяк. Узнав о любви Серёжи к чтению, он подарил ему связку книг: «Детское чтение для сердца и разума» - 12 томов. Это был первый в России детский журнал, еженедельное приложение к газете «Московские новости», издававшийся в г. г. «Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, запрыгал и побежал домой…»

Чтение настолько захватывало мальчика, что он «был точно помешанный», «не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать». Родители взяли под контроль чтение сына, отведя для него определённое время и ограничив объём прочитанного. Книги стали для Серёжи окном в мир, источником знаний в самых различных областях науки. «В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир…Я узнал, что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления природы, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали ещё любопытнее (…) Я получил непреодолимое желание всё это наблюдать своими глазами». Уезжая в багровское имение, Серёжа в первую очередь укладывает свои любимые книги, с которыми не расставался никогда, хотя перечитывал их уже по три раза. Аничков дарит Серёже ещё две книги, вызвавшие у мальчика небывалый восторг: «Детская библиотека» Шишкова и «История о младшем Кире и возвратном походе десяти тысяч греков. Сочинения Ксенофонта». Остановимся на этих произведениях подробнее. «Детская библиотека» была переводом с немецкого языка А. С Шишкова, фигура которого хорошо известна в русской истории и литературе. Славянофил и патриот, он стал позже министром народного просвещения, а с Аксаковым их связывали дружественные отношения. Как известно, писатель идеализировал личность Шишкова, но, возможно, причина этого кроется как раз в том впечатлении, которое оставила в раннем детстве книга «Детская библиотека»? В примечаниях к повести «Детские годы Багрова-внука» автор пишет: « Александр Семёнович Шишков, без сомнения, оказал великую услугу переводом этой книжки, которая, несмотря на устарелость языка и нравоучительных приёмов, до сих пор остаётся лучшею детскою книгою .(…)». Серёжа выучил наизусть песни и стихи из книги, они привели его в восхищение, а «Ксенофонт сделался … любимым чтением.»

Годом позже круг чтения Серёжи расширяется: Аничков «опять сделал мне экзамен, остался отменно доволен и подарил мне такую кучу книг, которую Евсеич едва мог донести». Здесь были уже сборники исторических и этнографических материалов, издававшихся, сочинения известных в то время поэтов - и. С этого началось увлечение мальчика поэзией, знакомство с поэзией 18 века заложило основы глубокого интереса к литературе, к писательскому труду. Аксаков вспоминает, как сильно повлияли прочитанные книги на его душу, какой толчок для развития фантазии дали ему эпические поэмы, с какой гордостью и наслаждением произносил он стихи, некоторые из которых он читал с удовольствием уже взрослым человеком.

Чтение становится, пожалуй, главным увлечением мальчика, и это увлечение с годами крепнет. Приехав в симбирское имение Чурасово в гости к богатой тётке отца, Прасковье Ивановне, мальчик оказывается в совершенно чужой обстановке, среди равнодушных к нему людей, занятых своими, взрослыми интересами. Но зато девятилетний Серёжа получает возможность свободно пользоваться библиотекой и знакомится с переводами западноевропейских нравоучительных и авантюрных романов, с поэзией популярных тогда русских стихотворцев.

Несомненно, именно тогда зародились ростки литературного таланта будущего писателя.

Семья в православном понимании - малая Церковь, ячейка Церкви Вселенской.

Формула «На небесах - Господь Бог, в храме - священник, в семье - отец» вполне применима к семье Багровых, где авторитет отца непререкаем и неоспорим. Читатель легко поймёт, что мать Серёжи - Софья Николаевна - сильная и волевая женщина, а отец - Алексей Степанович – человек мягкий и добросердечный. Историю сложных взаимоотношений будущих родителей Серёжи мы знаем из повести «Семейные хроники», в которой писатель приоткрыл многие из семейных «тайн». Читателю известно о страстной безответной любви Алексея Степановича к красивой и образованной дочери крупного уфимского чиновника. И если бы не тяжёлое положение Софьи Николаевны в доме отца и мачехи, брак это вряд ли бы стал возможным. Девушка долго колебалась, но, простояв в молитве перед иконами несколько часов, приняла предложение Багрова. Всё это в прошлом – семья создана, и именно в ней молодая женщина находит смыл жизни и счастье. После смерти первенца - девочки вся семья с нетерпением и радостью ждала известия о появлении наследника – Багрова младшего. Его имя с гордостью вписывает в генеалогическое древо старший из семейства - дедушка Степан Михайлович. Эту предысторию герой повести «Детские годы Багрова-внука» узнает позже, но с раннего детства он растёт в атмосфере уважения к авторитету старших.

Отец мальчика, Алексей Степанович, вырос в патриархальной русской семье, где существовала строгая иерархия. Авторитет отца в семье незыблем, и это естественно: ведь, согласно православному мировоззрению, « над женой - муж, над мужем - Господь». Все решения в традиционной христианской семье принимает именно глава семейства, он определяет и судьбу детей и вверенных ему крестьян, дворни, прислуги. Именно таким отцом семейства предстаёт Багров-старший - дедушка – умный, проницательный, внешне суровый, но справедливый и добрый человек. Не случайно он сразу оценил достоинства молодой невестки и взял её под свою защиту от враждебно настроенных свекрови и золовок. Едва переступив порог багровского дома, родители Серёжи торопятся поздороваться с отцом, Серёжа видит, с каким уважением и почтением относятся к больному старику его жена и дети, как ловят каждое его слово, как дорожат его мнением, как ждут одобрения. Мать Серёжи очень хочет, чтобы внуки произвели на дедушку хорошее впечатление. «Отец громко сказал: «Серёжа, ступай к дедушке.» Мать тихо подозвала меня к себе, разгладила мои волосы, посмотрела на мои покрасневшие глаза и сказала на ухо: «Будь умён и ласков с дедушкой», и глаза её наполнились слезами». Когда сын возвращается, Софья Николаевна расспрашивает о встрече с дедом и облегчённо вздыхает: «Слава Богу, я вижу, что ты дедушке понравился. Он добрый, ты должен любить его…» Даже фигура деда исполнена величественности и достоинства, а его старинное кожаное кресло кажется внуку диковинным, необычным. Серёжа ещё не знает о сложных взаимоотношениях Софьи Николаевны с роднёй мужа, он только чувствует «что-то чужое, недоброхотное». Но неизменно почтительны с дедом и бабушкой родители Серёжи, как и неизменны их твёрдые наставления детям быть ласковыми и почтительными со старшими. Дети никогда не слышат в семье осуждения старших, авторитет дедушки и отца не подвергается сомнению. Когда Серёжа рассказал о том, как относились к нему родные бабушка и тётка, мать приходит в сильное волнение и пытается высказать своё возмущение мужу и его родне. Но отец, тоже оскорблённый и удручённый, останавливает её: «Побереги себя, ради Бога, пожалей Серёжу. Что он должен подумать?» Последние слова нам представляются особенно важными: что может подумать ребёнок, ставший свидетелем семейных разборок, ссор между самыми близкими людьми? В сознании Алексея Степановича устои семьи святы и нерушимы, а дети всегда должны ощущать тепло родительского дома, осознавать крепость семейных уз. Так же мыслит и Софья Николаевна, которая благодарит мужа за то, что он сдержал её душевные порывы.

Семейная иерархия строго соблюдается и после смерти деда. «Вдруг растворились двери и вошёл мой отец.(…) В одну минуту все встали и пошли ему навстречу, даже толстая моя бабушка, едва держась на ногах и кем-то поддерживаемая, поплелась к нему, все же четыре сестры повалились ему в ноги и завыли.(…) Помню слова: « Ты теперь наш отец, не оставь нас, сирот.» Добрый мой отец, обливаясь слезами, всех поднимал и обнимал, а своей матери, идущей к нему навстречу, сам поклонился в ноги, и потом, целуя её руки, уверял, что никогда из власти её не выйдет и что всё будет идти по-прежнему. Вслед за этой сценой все обратились к моей матери (…), просили её, настоящую хозяйку в доме, не оставить их своим расположением и ласкою». Какой потрясающий урок великодушия и благородства получают дети, когда видят, что и отец, и мать не собираются вымещать на домочадцах былые обиды и остаются почтительными и доброжелательными по отношению к бабушке и сёстрам!

Конечно, семья Багрова – сына совсем иная, и характер взаимоотношений в ней не столь патриархален, как в семействе Степана Михайловича. Да и родители Серёжи - люди совсем иного склада, чем поместные дворяне, живущие безвыездно в своих усадьбах. высказал справедливую мысль о том, что жизнь поместного барства была близка жизни крестьянина: те же заботы, те же интересы, те же традиции и устои. А родители Серёжи - люди образованные, принадлежащие к провинциальной дворянской элите. Однако, как истинные христиане, они живут в соответствии с православными взглядами на семейную жизнь. Решающее слово всегда за Алексеем Степановичем, который, несмотря на свой мягкий, миролюбивый характер, умеет отстаивать свою позицию. Рискуя навлечь на себя недовольство богатой тётки, он уезжает из Чурасова, исполняя просьбу своей матушки. Жена неизменно поддерживает мужа, всегда следует за ним, воспитывает в детях уважение к отцу, хотя далеко не всё в характере Алексея Степановича её устраивает. Очень показательна история смерти бабушки Серёжи. Отец вынужден был месяцами жить в Чурасове, чего требовала от него богатая тётка. Душа его томится от дурных предчувствий и стремления поскорее вернуться в Багрово. Он твёрдо заявляет о своём решении ехать, только получив известие о болезни матери. В дороге Багровы узнают о смерти бабушки, Алексей Степанович в отчаянии и неутешной скорби. И только жена сумела найти слова утешения, растопившие чувство вины и тоски. Она не отходит от мужа ни на минуту, понимая и разделяя его горе, хотя при жизни покойница причинила ей немало огорчений. «Мать старалась заговаривать с ним и принуждала отвечать на её вопросы. Она с большим чувством и нежностью вспоминала о покойной бабушке и говорила моему отцу: «Ты можешь утешаться тем, что был всегда к матери и самым почтительным сыном, никогда не огорчал её и всегда свято исполнял её желания. Она прожила дл женщины долгий век (ей было 74 года); она после смерти Степана Михайловича ни в чём не находила утешения и сама желала скорее умереть…» «Правда, правда, - сказал мой отец со вздохом, - видно, уж так угодно Богу», снова залился слезами и обнял мою мать.»

Глава 5.ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНИНА

Очень важным нам представляется то, что родители Серёжи уповают на волю Божию, во всём полагаясь на Его помощь, не ставя под сомнение Его справедливость. В выступлении архиепископа Костромского и Галичского Александра на Рожественских образовательных чтениях прозвучало: «Критерием жизни для православной семьи является Слово Божие, оно помогает преодолеть многие трудности и указывает путь созидания и укрепления семейного единства». Христианская вера в семье Багровых - основа духовной жизни, определившая принципы нравственного воспитания детей, дающая силы и надежду в самые трудные периоды жизни.

…Маленькому Серёже в дороге стало плохо, он находится между жизнью и смертью, и память умирающего ребёнка запечатлевает молитвы матери: «Я всё видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу». И происходит чудо: ребёнку становится легче, и именно с этого момента начинается его полное выздоровление. « Я всё слышал и видел явственно и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться – и вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного (…)Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость и какое-то внутреннее удовольствие и спокойствие(…)». После этого мать, «помолилась Богу и решилась оставить уфимских докторов, а принялась лечить меня по домашнему лечебнику Бухана. Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был уже почти здоров (…)». Тяжёлая болезнь Серёжи, когда жизнь его висела на волоске, была не просто испытанием для его родителей: она помогла раскрыть огромную силу материнской любви и укрепила веру во всемогущество Господа. «Выздоровление моё считалась чудом, по признанию самих докторов. Мать приписывала его, во-первых, бесконечному милосердию Божию, а во-вторых, лечебнику Бухана… Мать приучила меня в детстве молиться Богу за упокой его души при утренней и вечерней молитве». Бог раскрывает глаза мальчика на красоту созданного им мира, на исцеляющую силу природы. Писатель утверждает, что толчок ослабевшему организму дало «двенадцатичасовое лежание в траве на лесной поляне».

Многие страницы произведения посвящены описанию молений, крестного хода, христианских праздников, которые органично входят в семейную жизнь и являются неотъемлемой частью самых светлых детских воспоминаний писателя. Вот четырёхлетний Серёжа становится участником водоосвящения: «Наконец мы въехали в село. В самое это время священник в полном облачении, неся крест на голове, предшествуемый диаконом с кадилом, образами и хоругвями и сопровождаемый огромною толпою народа, шёл из церкви для совершения водоосвящения на иордани. Пение дьячков заглушалось колокольным звоном и только в промежутках врывалось в мой слух. Мы сейчас остановились, вышли из кареты и присоединились к народу. Мать вела меня за руку, а нянька несла мою сестрицу, которая с необыкновенным любопытством смотрела на невиданное ею зрелище; мне же хотя удалось видеть нечто подобное в Уфе, но тем не менее я смотрел на него с восхищением. После водосвятия, приложившись ко кресту, окроплённые святой водою, получив от священника поздравление с благополучным приездом, мы пошли на господский двор…»

Настоящим благоговением охвачен мальчик по время Светлой Пасхи. Он неожиданно просыпается ночью и ощущает необычное волнение и умиление. Став невольным свидетелем искренних молитв матери, ребёнок тоже испытывает сильное желание обратиться к Господу. « Комната была ярко освещена, киот с образами растворён, перед каждым образом, в золочёной ризе, теплилась восковая свеча, а мать, стоя на коленях, вполголоса читала молитвенник, плакала и молилась. Я сам почувствовал непреодолимое желание помолиться вместе с маменькой и попросил её об этом. Масть удивилась моему голосу и даже смутилась, но позволила мне встать. Я проворно вскочил с постели и начал молиться с неизвестным мне до тех пор особого рода воодушевлением…» Очень важно, что ребёнок видит глубокую, искреннюю веру матери, для которой Пасха не просто традиционный праздник, а время плодотворной духовной работы, покаяния и очищения.

Перед читателем встают светлые, наполненные счастьем картины празднования Светлого Воскресения в семье Багровых: дети присутствуют при крашенье пасхальных яиц, восхищаются искусному умению матери делать на яйцах диковинные узоры и, цветы и поздравления. все домочадцы подходят христосоваться разноцветным яичком, поздравляют друг друга, родственники привозят из храма « петые пасхи, куличи, крутые яйца и четверговую соль.» Веселье и радость царят на улице, где бегают принаряженные дворовые ребятишки, в доме накрыт праздничный стол. Серёжа видит, как «солнышко играет», и ощущает при этом восторг, делится своей радостью с домашними. Отметим, что вся семья соблюдает пост - даже больная мать и дети, которые в последние три дня Страстной недели, по словам автора, даже голодали: «нам не давали обычной постной пищи, а питались мы ухою, мёдом и чаем». Несмотря на половодье и опасную дорогу, отец и его сёстры едут в соседнее село Неклюдово, чтобы « встретить там в храме Божием светлое Воскресение». Дети видят, как грустит мать, что из-за болезни сына и весеннего распутья она не услышит заутрени, писатель отмечает, что очень богомольной была бабушка… В праздники семья Багровых вместе с маленькими детьми присутствует на богослужениях , которые воспринимается как непременное и естественное условие духовно-нравственного воспитания ребёнка. Вот только одно упоминание: «В один прекрасный осенний день, это было воскресение или какой-нибудь праздник, мы возвращались от обедни из приходской церкви Успения Божией матери(…)»

Истинным православным были и отец Серёжи, Алексей Степанович. Его добродетельный жизненный путь отмечен смирением и кротостью, бескорыстной добротой и заботой о ближних, честным служением Отечеству и долгу. Пожалуй, именно он чаще других персонажей повести проявляет христианское смирение и упование на Божию милость. Серёжа вспоминает обыкновенное приветствие отца при встречах с крепостными крестьянами: « Бог помощь!» или «Бог на помощь!». Свою непоколебимую веру в справедливость Господа Багров - сын передаёт окружающим. Вспомним один из эпизодов: в неурожайный год, в ответ на жалобы крестьянина на скудный урожай, «отец возразил: « Как быть, воля Божья…» – и суровый жнец ласково отвечал « «Вестимо так, батюшка!» Алексей Степанович возмущён приказанием старосты работать в праздничный день («это был первый Спас»), считая это отступлением от норм православной жизни, пеняет старосте, что тот заставляет работать немощных стариков.

Верой и правдой служа своему Отечеству, Алексей Степанович искренне оплакивает смерть императрицы Екатерины Второй, присягает в соборе новому императору Павлу, возмущён военным губернатором, который не скрывает своей радости, что скончалась императрица: он надеялся «сделаться большим человеком» при новой власти. основывается на христианском утверждении, что « любая власть от Бога», поэтому он строго запрещает слугам обсуждать нового императора и передавать слухи и толки о смерти Екатерины. Маленькому Серёже доходчиво объясняют, что умершая императрица «была умная и добрая, старалась, чтобы всем было хорошо жить, чтоб все учились, что она умела выбирать хороших людей, храбрых генералов, и что в её царствование соседи нас не обижала, и что наши солдаты при ней побеждали всех и прославились». На вопрос, будет ли таким государем Павел Петрович, взрослые сдержанно отвечают: «Как угодно Богу, и мы будем молиться о том».

Так с первых лет жизни ребёнка христианская вера, православные традиции, праздники, обряды, ежедневные молитвы, утренние и вечерние, формируют христианское мироощущение и мировоззрение. Несомненно, что именно домашнее воспитание определили уникальную и своеобразную личность писателя, его философские взгляды, религиозность, гуманистические убеждения и принципы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив «Семейную хронику», работа над которой продолжалась более 15 лет, с грустью заметил в одном из писем: « Это последний акт моей жизни. Но он ошибся. За первой книгой последовали «Детские годы Багрова-внука». Если героями «Семейной хроники» были старшие члены семьи Багровых - её первое и второе поколение, то в следующей части трилогии в центре повествования оказывается уже третье поколение Багровых - образ маленького Серёжи Багрова. Сложный процесс формирования детской души – такова центральная тема новой книги Аксакова. Эта тема давно привлекала к себе писателя, он работал над её воплощением с огромным подъёмом, со всем жаром своего сердца. «Диалектика души» героя, развитие его характера - вот что является предметом пристального изучения и размышлений писателя.

Но нас заинтересовало несколько иное - «мысль семейная» в произведении «Детские годы Багрова – внука». Мы исследовали условия формирования личности ребёнка, обобщили основные факты и события, повлиявшие на его духовное и нравственное развитие, попытались сформулировать главные принципы воспитания в семье Багровых. Изученный материал позволяет сделать некоторые выводы:

1. В произведении « Детские годы Багрова-внука» представлена модель православной русской семьи последней трети 18 века.

2. Воспитание детей в этой семье определяется христианским мировоззрением родителей и основываются на главных принципах православной педагогики.

3. Целью родителей является воспитание духовно – нравственных качеств, свойственных личности истинного православного христианина.

4. Огромную роль в процессе становления личности Багрова-внука играет тёплая атмосфера семьи, уважение и понимание, гармония человеческих отношений между членами семьи, родительская любовь и внимание.

5. Большое значение в интеллектуальном и духовном развитии имеет художественная литература, в первую очередь детская, направленная на формировании в ребёнке стремления к добродетельной жизни, дающая основные представления о добре и зле.

Областные Аксаковские чтения

Тема: СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ. МОДЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. Т. АКСАКОВА «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА - ВНУКА»

Выполнили: Савелькина Мария,

Аупенова Гульзия,

Азизов Азат,

учащийся 11 класса

Алакаевской СОШ Кинельского района

Научный руководитель: Курсина Наталия

тературы Алакаевской

Алакаевка, 2011г

1.Введение …………………………………………………………………………….... 1

2.Гл. 1 Любовь как основа христианской семьи……………………………………..2

3.Гл. 2 Уважение и доверие в семье…………………………………………………..4

4.Гл. 3 Чтение как средство интеллектуального и духовно-нравственного

развития в семейном воспитании……………………………………………………….5

6.Гл. 5 Воспитание христианина………………………………………………………..9

7.Заключение……………………………………………………………………………..11

8. Библиография………………………………………………………………………….12

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксаков годы Багрова – внука.- М., Дет. лит, 1986.

2. Аксаков хроника. – М., Дет. лит., 1987.

3.Аксаков семейного быта Аксаковых. В кн.: в его письмах, эпистолярных дневниках. 1838 – 1886 г. г. В 3 томах. – М., 2003.

4.Бегак в стране детства. Очерки. – М., Дет. лит., 1987.

5.Богданов человека. . Детские годы Багрова - внука.- М., Дет. лит. 1981.

6. в кругу писателей – классиков.- Л., Дет. лит., 1982.

7.Кошелев. В.А. Время Аксаковых. Литература в школе. – 1993, № 4,с.9-16.

8. Из семьи Аксаковых. (О детях). Аксаковыские чтение 1991 г. – Оренбург, 1991.

9. Кошелев традиции Аксаковых как феномен русского славянофильства. Тезисы доклада юбилейной конференции сентября 1991 года. - Уфа, 1991.

10.Сидорова и православные основы воспитания в семье Аксаковых. Аксаковские чтения: Духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. Материалы научно – практической конференции 27-29 сентября 2001 года. – Уфа, 2001.

11.Файзуллина -нравственные и психологические основы семьи в культурном наследии Аксакова. Материалы «Философских и культурологических чтений имени проф. ». – Уфа, 2004.

12.Файзуллина Аксаковых как явление русской дворянской культуры. Аксаковский сборник.. Аксаковский фонд мемориального музея в г. Уфе - Уфа, 1992. Выпуск 2.

13.Файзуллина семейной педагогики Аксаковых. Образование. Язык. Культура на рубеже 20-21 в. в. материалы научно-практической конференции сентября 1998 года. – Уфа, 1998.

«Мысль семейная» в духовном наследии

В начале октября исполняется 220 лет, который вошёл в русскую культуру не только как замечательный, самобытный писатель, но и как глава удивительного семейства, давшего России талантливых писателей, мыслителей, общественных деятелей. Пожалуй, не меньше своего знаменитого отца известны дети: Константин Сергеевич, Иван Сергеевич, Григорий Сергеевич, Вера Сергеевна… Семьёй Аксаковых восхищались современники, считал её образцом для подражания, здесь находил тепло и душевный покой, многие годы дружил с Аксаковыми … Поражала глубокая одухотворённость и особенная, органичная любовь всех Аксаковых друг к другу, единство их взглядов и убеждений - а ведь в этой семье было десять детей!

Уроки семьи Аксаковых очень актуальны сегодня, когда институт брака переживает кризис. Устрашающе звучат криминальные сводки о преступлениях в семье, о насилии над собственными детьми, переполнены интернаты для брошенных стариков и приюты для младенцев –«отказников». Современная семья тяжело больна – больна эгоизмом, культом наслаждений, потребительским отношением к окружающим, жестокостью и равнодушием. В поисках путей к выздоровлению мы вновь и вновь перечитываем страницы книг Аксакова, где главной мыслью неизменно выступает «мысль семейная»… Об этом говорил на областных Аксаковских чтениях ученик 11 класса Азизов Азат. В уютном и необычайно красивом селе Языково Борского района, где находилось когда-то имение Аксаковых, собрались поклонники творчества писателя: юные чтецы, исследователи аксаковского творчества, художники, краеведы - все те, кому дорого духовное наследие великого сына Русской земли. Алакаевские школьники - участники школьного научного общества «Слово» представили на суд жюри проект « Семья как малая церковь. Модель православной семьи в произведении «Детские годы Багрова – внука». Это уже не первое наше обращение к аксаковской теме: несколько лет ученики школы исследовали судьбу аксаковских мест в Самарском крае. Так возник проект «История дворянского гнезда. Имение Аксаковых в с. Языково Самарской губернии». Проект этот дважды становился победителем окружной научно-практической конференции и Головкинских чтений. И вот новая тема, позволившая прикоснуться к духовной жизни наших соотечественников 18-19 в. в. Какие бесценные уроки можно извлечь после знакомства с «семейными хрониками» писателя! Мария Савелькина, ученица 11 класса, работала над проблемой « Любовь как основа православной семьи в повести «Детские годы Багрова-внука». Каждая страница повести дышит любовью, и семья Сережи - вот та школа бескорыстной и самоотверженной любви к людям, из которой вырастает одухотворённая любовь к ближнему. К этому выводу приходит автор проекта, и как отрадно было услышать на открытии чтений ту же мысль из уст настоятеля местного храма о. Алексея: «Не забывайте о любви, на которой держится весь мир,- о любви к семье, Родине, природе…» !

А ученица девятого класса Аупенова Гульзия исследовала роль чтения в формировании личности ребёнка. Она не только обобщила и проанализировала круг чтения маленького героя повести - Сережи Багрова, но и дала обстоятельную характеристику каждого из упоминаемых в тексте произведений.

Проект учащихся Алакаевской школы был отмечен как актуальное и оригинальное исследование темы, которая оставалась вне поля зрения исследователей творчества, и занял третье место среди представленных проектов. В дальнейшем авторы планируют выступить на школьном мероприятии, посвящённом семье Аксаковых, и принять участие в окружной научно-практической конференции.

Учитель русского языка и литературы МОУ Алакаевской СОШ.

    Все что написано — исключительная правда. И про слабое здоровье, и про увлечения, и про то, что везунчик. Детьми, а точнее ребенком, он никогда не будет забыт, потому что любит его до безумия. Мне порой кажется что он сына любит больше, чем его мать, которая только выпрашивает деньги якобы на ребенка, а сама тратит на маникюр и педикюр. Так что, думаю что второго брака не избежать. А значит, Ваша статья превосходна.

    Да, все верно написано, общительный, открытый, дружелюбный, надежный, на него можно всегда положиться, но в тоже время душа компании, шутник-заводила, всегда травить анекдоты. Это все о моем папе, он у меня как каменная стена для нашей семьи и главный заводила на работе и для своих друзей. И на самом деле, еще с детства он очень подвижный. С самого детства активно занимается спортом. Про него бабушка рассказывала, что она хотела, чтобы он научился играть на музыкальных инструментах, записала его в музыкальную школу. Он брал ноты уходил в музыкальную школу, а на самом деле, ноты закидывал в кусты, а сам с мальчишками в футбол играть, только через месяц его родители вычислили. Вот она любовь к спорту.

    Все почитала и поняла! А я-то думала у ребенка с психикой что-то не то, такие частые перепады настроения, — агрессия, а после этого бежит ко мне и обнимает, — все это очень пугало меня. Но я же ничего не могу сделать и никуда не убежать, он же мой ребенок. Надеюсь, с возрастом это действительно все пройдет, а иначе я не знаю что делать. Этой осенью идет в 1 класс, посмотрим как будут наши дела)

    Добрый день! мой папа — Сережа,так тут точно про него написано!что человек-идея так это точно! если у него есть какая-то идея или дело,то все остальные заботы переходят на второй план и он никого и ничего не замечает))) мама это называет «загорелось»))) у папы очень много друзей и у нас дома постоянно какое — то застолье.

    В моем окружении много друзей с этим именем, а самое главное, что мой любимый человек- Серенький!!!
    Так вот, более надежных, сексуальных, внимательных, добрых, сильных, симпатичных, с отличным чувством юмора я мужчин не встречала!!! Имя-супер!!!Что-то похоже, а что-то и нет, имя конечно много дает человеку, но ведь и не в имени дело.

    У меня дед Сергей. Замечательный человек! Я могу сказать что он настоящий мужчина. Он хозяйственный заботливый, сильный и чуткий. Своих внуков, то есть нас, он очень любит. Мы все детство с братом проводим у них с бабушкой в деревне. Наш дед еще тот виртуоз! Кстати, верно подмечено, что готов взять в жены женщину с ребенком. У нас так и получилось. Он нам не родной дед, но это и не важно, любит он нас как своих. И вообще, хочу сказать, сколько знаю Сергеев все мужчины мне симпатизируют своим отношением к жизни, своими успехами в работе и личной жизни.

    У меня муж Сергей. Вообще не про него.

Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука

Пересказала Г. В. Зыкова

В книге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребенка (1790-е гг.), проведенные в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.

Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве - человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, - одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формы бутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном доме и т.д. Самый частый образ - дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описание переездов в сотни верст - к родным, в гости и т.п. - занимает большую часть «Детских годов».) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенно плохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлали ему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силах пошевелиться, и «вдруг точно проснулся». После болезни ребенок испытывает «чувство жалости ко всему страдающему».

С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.

Последовательные воспоминания начинаются с четырехлетнего возраста. Сережа с родителями и младшей сестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприимчивости» нервы мальчика. По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч. (разнообразные страхи будут мучить его и дальше). Читать его научили так рано, что он даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал её наизусть и каждый день читал вслух сестре; так что когда сосед С. И. Аничков подарил ему «Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлекшись книгами, был «точно как помешанный». Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющие гром, снег, метаморфозы насекомых и т.п.

Мать, измученная болезнью Сережи, боялась, что сама заболела чахоткой, родители собрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителям отца. Дорога поразила ребенка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости - «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно - рыбная ловля на Деме, которая сразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огонь лучины, родники и т.п. Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потом отваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.

Встреченные в пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовых багровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношения крестьян со «страшным» старостой и т.п.; ребенок видит, между прочим, жатву в жару, и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».

Патриархальное Багрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тетушка одеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного из его безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок» любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резко изменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят. В Багрове, до того негостеприимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишком месяц. Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслух читая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу. Тетушка дала мальчику «Сонник» и какой-то водевиль, сильно подействовавшие на его воображение.

После Багрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опять окруженный обшей любовью, вдруг повзрослел. В доме гостят молодые братья матери, военные, окончившие Московский университетский благородный пансион: от них Сережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчего кажется мальчику «высшим существом». С. И. Аничков дарит новые книги: «Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).

Дяди и приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, что он не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; его наказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым; один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волнения и усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением.

По просьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народного училища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок: грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), порка виноватых очень пугают ребенка.

Отец Сережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет её «Сергеевской пустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобы лечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Сережа не может думать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки.

В Сергеевке дом для господ не достроен, но веселит даже это: «Окон и дверей нет, а удочки готовы». До исхода июля Сережа, отец и дядька Евсеич удят на озере Киишки, которое мальчик считает своим собственным; Сережа впервые видит ружейную охоту и чувствует «какую-то жадность, какую-то неизвестную радость». Лето портят только гости, правда нечастые: посторонние, даже ровесники, тяготят Сережу.

После Сергеевки Уфа «опостылела». Сережу развлекает только новый подарок соседа: собрание сочинений Сумарокова и поэма «Россиада» Хераскова, которую он декламирует и рассказывает родным разные выдуманные им самим подробности о любимых персонажах. Мать смеется, а отец беспокоится: «Откуда это все у тебя берется? Ты не сделайся лгунишкой». Приходят известия о смерти Екатерины II, народ присягает Павлу Петровичу; ребенок внимательно слушает не всегда понятные ему разговоры обеспокоенных взрослых.

Приходит известие о том, что дедушка умирает, и семья сразу собирается в Багрово. Сережа боится видеть умирающего дедушку, боится, что маменька от всего этого захворает, что зимой они замерзнут в пути. В дороге мальчика мучают печальные предчувствия, и вера в предчувствия укореняется с этих пор в нем на всю жизнь.

Дедушка умирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «все чувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения няньки Параши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глаза да только губами шевелит». «Я почувствовал всю бесконечность муки, о которой нельзя сказать окружающим».

Поведение багровской родни неприятно удивляет мальчика: четыре тетки воют, повалившись в ноги брату - «настоящему хозяину в доме», бабушка подчеркнуто уступает власть матери, а матери это противно. За столом все, кроме Матери, плачут и едят с большим аппетитом. И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающий Бугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.

Вернувшись в Уфу, мальчик опять переживает потрясение: рожая ещё одного сына, чуть не умирает мать.

Став хозяином Багрова после смерти деда, отец Сережи выходит в отставку, и семья переезжает в Багрово на постоянное житье. Сельские работы (молотьба, косьба и пр.) очень занимают Сережу; он не понимает, почему мать и маленькая сестра к этому равнодушны. Добрый мальчик пытается жалеть и утешать быстро одряхлевшую после смерти мужа бабушку, которую он до того, в сущности, не знал; но её обыкновение бить дворовых, весьма обычное в помещичьем быту, быстро отвращает от нее внука.

Родителей Сережи зовет в гости Прасковья Куролесова; отец Сережи считается её наследником и потому ни в чем не перечит этой умной и доброй, но властной и грубоватой женщине. Богатый, хотя и несколько аляповатый дом вдовы Куролесовой поначалу кажется ребенку дворцом из сказок Шахерезады. Подружившись с матерью Сережи, вдова долго не соглашается отпускать семью назад в Багрово; между тем суетливая жизнь в чужом доме, вечно наполненном гостями, утомляет Сережу, и он с нетерпением думает об уже милом ему Багрове.

Вернувшись в Багрово, Сережа впервые в жизни в деревне по-настоящему видит весну: «я […] следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особые предметы или места, по которым я производил свои наблюдения…» От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучше засыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки, и между прочим - «Аленький цветочек» (эта сказка помещена в приложении к «Детским годам…»).

Осенью по требованию Куролесовой Багровы гостят в Чурасове. Отец Сережи обещал бабушке вернуться к Покрову; Куролесова не отпускает гостей; в ночь на Покров отец видит страшный сон и утром получает известие о болезни бабушки. Осенняя дорога назад тяжела; переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула. Бабушка умерла в самый Покров; это страшно поражает и Сережиного отца, и капризную Куролесову.

Следующей зимой Багровы собираются в Казань, помолиться тамошним чудотворцам: там никогда не был не только Сережа, но и его мать. В Казани предполагают провести не больше двух недель, но все складывается иначе: Сережу ожидает «начало важнейшего события» в его жизни (Аксакова отдадут в гимназию). Здесь кончается детство Багрова-внука и начинается отрочество.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. - М. : Олимп: ACT, 1996. - 832 с.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/

Похожие работы:

  • Аксаков Сергей Тимофеевич

    Доклад >> Биографии

    Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) Знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков , несомненно, ... . “Семейная хроника” получила свое продолжение в “Детских годах . Длинный ряд второстепенных литературных работ...

  • Аксаков

    Доклад >> Литература и русский язык

    Культуры заметное место занимает Сергей Тимофеевич произведений «Детские годы «Семейная хроника», «Записки об... . Это его дочери посвятил Сергей Тимофеевич свою книгу «Детские годы . О Григории Сергеевиче известно...

  • Аксаков С.Т.

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Аксаков С.Т. Аксаков Сергей Тимофеевич 20.9 (1.10).1791, Уфа, ... книгах "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы (1858), написанных на основе воспоминаний... на историю трЕх поколений семьи Багровых , Аксаков воссоздал в них помещичий...

  • помогите пожалуйста по литературе(А.С.Пушкин Из Пиндемонти) 1)Что не дорого лирическому герою стихотворения?Почему? 2)с какой целью в стихотворении

    использованы слова церковнославянской лексики?выпишите 3 примера,приведите современные значения. 3)Какие жизненные ценности утверждает лирический герой стихотворения? 4)О чем заставляет задуматься это стихотворение?Что нового вы узнали о Пушкине,прочитав это стихотворение?

    8. О каком герое идет речь? Завершить сравнение. Что является основой характера героя? (1 балл).

    …он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у____________________. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. 9. О каком герое идет речь? Как выражено авторское отношение к герою? Охарактеризуйте ситуацию, в которой были произнесены эти слова. В чем особенности пейзажа в данном отрывке? Какой типичный конфликт романтического произведения реализуется в этом отрывке? (1 балл).
    Повел их _________. Дружно пошли все за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, и вес меньше было сил! И вот стали роптать на ____________, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЧЕХОВУ Где родился и где похоронен Чехов?

    Кто из известных русских писателей был врачом по образованию?
    Что объединяет имена: Максим Горький, Демьян Бедный, Анна Ахматова, Жорж Санд, Брат моего брата, Стендаль?
    Какая книга Чехова имеет географическое название?
    Когда и в каком театре была впервые поставлена «Чайка»?
    Как назвал Чехов свое последнее драматическое произведение?
    Когда и почему Чехов отказался от звания академика?
    Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
    Какой рассказ Чехова вызвал особенный восторг Л. Н. Толстого? (По словам его дочери Татьяны Львовны, Лев Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и говорил, что поумнел от этой вещи».)
    Какие рассказы Чехова составляют так называемую маленькую трилогию?
    Назовите последний рассказ Чехова.
    Люди не слушают старого извозчика, когда тот пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
    Герою какого чеховского рассказа принадлежат следующие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»?
    На занавесе какого театра изображена чайка?
    Героем какого рассказа Чехова является Очумелов?
    В каком произведении Чехова героев зовут Иван Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка? (Это вовсе не люди, хотя имеют человеческие имена.)

    Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»
    Как звали Старцева?
    Где назначила свидание Старцеву Котик?
    Как начала свой роман Вера Иосифовна?
    Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
    Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
    Как звали кучера Старцева и как он был одет?
    Как звали Котика?
    С какой целью уехала в Москву Котик?
    Сколько у Ионыча домов в городе и какой по счету дом он себе присматривает?
    Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

Похожие публикации