Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Военная педагогика как наука. Военная педагогика. Учебник для военных вузов Зуев ю ф военная педагогика

БОЕВОЙ ОПЫТ устойчивые практические знания и навыки, обретенные командными кадрами, штабами и войсками (силами флота) в ходе боевых действий. Накапливается и закрепляется в боевой обстановке. Является одним из важных качеств, способствующих успешному ведению боя и операции, умению находить верные решения и выполнять сложные боевые задачи.

Отражается в уставах, наставлениях, инструкциях, директивах и приказах, военно-исторических и теоретических трудах, информационных бюллетенях и сообщениях, при подготовке и ведении последующих военных действий. В рамках боевого опыта особое значение имеет «обстрелянность войск», их непосредственное участие в проведении ряда боев и операций. С изменением условий войны прежний боевой опыт может утрачивать свое значение или даже превращаться в негативный фактор.

Однако некоторые его элементы сохраняют свою роль и должны использоваться в переработанном виде в последующих войнах. Это положение распространяется и на современные условия, несмотря на коренные изменения, происшедшие в военном деле. Поэтому глубокий критический анализ боевого опыта прошлого и внедрение его положительных элементов необходимо рассматривать в качестве одной из главных задач подготовки личного состава ВС.

ВОЕННАЯ ИГРА методическая форма подготовки органов управления войсками (силами флота) и офицерских кадров для совершенствования знаний и навыков в оценке обстановки, принятии решений, планировании операций и боевых действий.

Поставленные в ходе игры учебные вопросы отрабатываются на картах с распределением роли участников игры по соответствующим должностям и выполняемым ими задач, возложенных на них в соответствии с требованиями службы. По масштабу военные игры могут быть стратегическими, оперативными и тактическими, по содержанию – общевойсковыми и специальными, по распределению участков – односторонними и двусторонними, одностепенными и многостепенными.

В ряде случаев в ходе военных игр могут изучаться и исследоваться новые вопросы военного искусства. В особых случаях военные игры применяются для отработки планов предстоящих операций и боевых действий, оценки различных вариантов выполнения поставленных задач.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА подготовка личного состава к безупречному и точному выполнению своих профессиональных обязанностей и задач в мирное и военное время. Предусматривает выработку твердых военно-профессиональных и специальных знаний и навыков, приемов владения военной техникой и оружием, умения использовать все потенциальные возможности в любых условиях обстановки.

Лежит в основе подготовки офицерских кадров, избравших военное дело своей профессией, и военнослужащих, несущих воинскую службу по контракту в течение установленного срока, как правило, превышающего время действительной службы в соответствии с законом об обороне.


ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное, нравственное и физическое развитие военнослужащих в целях формирования у них высоких политических и морально-боевых качеств, необходимых для несения военной службы и выполнения задач в бою.

Осуществляется на основе господствующей идеологии в обществе, законодательных актов государства, требований военной доктрины и военной присяги в ходе повседневной жизни войск, боевой подготовки, воспитательной и культурно-просветительской работы с личным составом. Является одним из способов укрепления морального духа и дисциплины войск. Ведется в тесном согласовании с воинским обучением.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ организованный и целенаправленный процесс вооружения личного состава войск (сил флота) военными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения боевых и служебных задач.

Основными принципами воинского обучения являются научность, требование учить войска тому, что необходимо на войне, не учить тому, что оказывается излишним, ненужным в бою, максимальное приближение обучения к боевой обстановке, сознательность, актуальность, систематичность, последовательность и доступность обучения, закрепление знаний, полученных навыков, индивидуальный подход к обучаемым.

Осуществляется в системе боевой подготовки, а также в боевой практике и повседневной служебной деятельности. Успех воинского обучения обеспечивается правильным пониманием природы и характера современной войны, операции и боя, ограничением условностей и исключением послаблений, тщательной подготовкой каждого занятия и учения, всесторонним учетом и воспроизведением возможных условий боевой обстановки, уровнем профессионализма командиров, умелым использованием боевого опыта прошлых войн, применением новейших достижений военно-педагогической науки, совершенствованием методики обучения, созданием и эффективным использованием современной материально-учебной базы.

Воинское обучение тесно связано с воинским воспитанием и является одним из главных факторов повышения боевой готовности и боеспособности войск (сил флота).

ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ методическая форма оперативной и тактической подготовки офицерского состава. Заключаются в отработке отдельных учебных вопросов, при которой все участники выступают, как правило, в одной или двух-трех должностях. Могут проводиться на картах, на макетах местности и непосредственно на местности. В ходе их отрабатываются, как правило, способы выполнения боевых задач в последовательно создаваемых вариантах боевой обстановки. Является средством предварительной подготовки военных кадров для участия в более сложных формах командирской подготовки, а также на учениях с войсками (силами).

МАНЕВРЫ высшая форма подготовки войск (сил флота). Это крупные двусторонние учения стратегического, оперативно-стратегического или оперативного масштаба с привлечением большого количества органов управления, войск, сил и средств различных видов ВС и родов войск (сил флота).

Являются всеохватывающим средством комплексной подготовки командных кадров, штабов и войск (сил флота), проверки и совершенствования их боевой готовности, исследования новых вопросов военного искусства. В некоторых случаях преследуют цели демонстрации силы или дезинформации, как это было, например, с маневрами, проводившимися перед вводом войск ОВС государств-членов Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г.

Проводятся, как правило, с частичным отмобилизованием ряда соединений и частей (кораблей), выводом их в район маневров и последующим развертыванием на обширной территории и акватории прилегающих морей и океанов.

В Советской Армии маневры широко практиковались в 30-х годах ХХ века. Наиболее известны из них маневры в Киевском и Белорусском военных округах, где впервые в присутствии иностранных военных атташе многих государств отрабатывались военные действия различных родов войск, основанные на принципах «глубокого боя». С началом репрессий военных кадров в 1937-1938 гг. были прекращены и забыты. Возобновлены в 60-70-х годах ХХ века. Наиболее значительными из них были маневры «Днепр» и «Украина». Проводились в Белорусском и Киевском военных округах, а также на территории ряда смежных округов.

В ОВС НАТО ежегодно практикуется проведение крупных маневров типа «ОТЭМ ФОРЖД», которые расчленены на ряд частных учений, проводимых в течение длительного времени.

МОРАЛЬНЫЙ ДУХ АРМИИ И ЕГО УКРЕПЛЕНИЕ духовная готовность и способность войск (сил флота) переносить тяготы войны, активно вести военные действия в любых условиях обстановки и добиваться победы над врагом, сознательно отдавая для этого все свои силы. Является одним из наиболее важных факторов высокого боевого потенциала ВС, преодоления трудностей и достижения решительной победы. Показатель морально-психологического превосходства над противником.

Предусматривает сознательное отношение к данной войне, поддержку ее целей, глубокое понимание своего воинского и патриотического долга, готовность отдать все силы и жизнь для выполнения поставленных задач. Зависит от характера социального строя общества, степени единства армии и народа, патриотизма.

Повышение и поддержание высокого морального духа войск (сил флота) во всех войнах являлись предметом особой заботы полководцев и командующих, во многих случаях приводили к победе над численно превосходящим врагом.

Формируется и развивается в общей системе духовного воспитания народа, подготовки военнообязанных к воинской службе, морально– психологической подготовки личного состава ВС. Большое влияние на моральный дух войск (сил флота) может оказать благоприятный ход войны, одерживаемые армией и флотом победы или, наоборот, понесенные ими поражения, неуспехи, тяжелое положение в тылу.

Определенное влияние на моральный дух войск оказывают религия, воспитание народа на религиозных и национальных догмах. Вместе с тем, моральный дух может подрываться в результате крупных поражений, несоответствия целей войны интересам народа, а также в результате вражеской пропаганды. На этот случай должны быть заблаговременно выработаны соответствующие контрмеры.

ПЕДАГОГИКА ВОЕННАЯ составная часть общей педагогики и область военной науки. Изучает закономерности обучения, воспитания и психологической закалки военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к выполнению боевых задач, определяет принципы, формы и методы учебно-воспитательного процесса.

Как область научно-практических знаний тесно связана с оперативной, мобилизационной и боевой подготовкой, военной психологией. Дает руководящие установки командному составу и штабам по организации всех видов подготовки войск (сил флота) и их боевого применения.

ПОДГОТОВКА БОЕВАЯ система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей и соединений всех видов ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с предназначением. Главная цель боевой подготовки – повышение боеспособности и боевой готовности войск (сил флота), выработка у военнослужащих необходимых качеств для ведения успешных боевых действий.

Включает одиночную подготовку солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и офицеров войскового звена, подготовку подразделений и частей, слаживание частей и соединений, командирскую подготовку офицерского состава и подготовку штабов, служб и органов управления.

Охватывает ряд дисциплин. Важнейшие из них: тактическая, огневая, тактико-специальная, специальная, физическая, строевая и другие виды подготовки. Содержание и общая направленность боевой подготовки определяются военной доктриной государства, вероятным характером возможной войны, требованиями боевых уставов, наставлений и руководств, учебными курсами, приказами, планами, программами.

К основным формам боевой подготовки относятся теоретические и практические занятия, групповые упражнения, учебные сборы, показные и инструкторские методические занятия, тактические и специальные маневры и учения различных родов войск.

Главное требование к боевой подготовке – ее приближение к боевой действительности (учить войска тому, что необходимо на войне), системность, высокое качество, организованность, постепенный переход от простого к сложному, сочетание обучения и воспитания в едином учебном процессе и др.

Эффективность боевой подготовки определяется ее тщательным планированием, всесторонней творческой подготовкой каждого занятия и учения, развитой современной материально-учебной базой, умелым использованием обучающей аппаратуры, тренажеров, средств объективного контроля и т.п.

ПОДГОТОВКА ВС ПОВСЕДНЕВНАЯ система мероприятий по боевому обучению и воспитанию личного состава войск и сил флота, подготовке военных кадров и боевому слаживанию подразделений, частей, соединений и объединений. Включает оперативную, боевую, психологическую и мобилизационную подготовку.

Каждая из этих видов подготовки имеет свои разновидности. Подготовка ВС должна вестись систематически, целеустремленно, с переходом от простого к сложному. В случае принятия государством оборонительной военной доктрины, она направлена преимущественно на отработку оборонительных боевых действий, подготовку войск и сил флота к отражению внезапной агрессии ответными действиями.

Вместе с тем, системой подготовки должна обеспечиваться готовность ВС ко всем другим действиям, в том числе к нанесению мощных ударов по противнику, ведению контрнаступления и наступления, способности успешно решать задачи в любых условиях обстановки, местности и погоды.

В ходе оперативной, боевой и мобилизационной подготовки могут использоваться различные формы и методы обучения: стратегические, оперативные, тактические и специальные учения, командно-штабные и штабные учения, военные игры, занятия, тренировки, учебные сборы, рекогносцировочные поездки, маневры, боевые стрельбы, учебные полеты, походы кораблей и т.п.

Во всех случаях подготовки войск и сил флота должны сводиться к минимуму условности, исключаться послабления. Подготовка в полной мере должна соответствовать задачам военного времени.

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ особый вид подготовки командных кадров, штабов, военных комиссариатов, других органов управления войсками (силами флота). Представляет собой совокупность организационных и учебных мероприятий, направленных на повышение мобилизационной готовности войск (сил флота) и отработку действий при осуществлении войсковой мобилизации.

Заключается в изучении основ войсковой мобилизации, мобилизационных планов, должностных обязанностей офицерского и всего личного состава по управлению отмобилизованием, планированию, организации и выполнению мобилизационных мероприятий всех видов, в отработке действий подразделений и частей при переходе на штаты военного времени, вводе в строй военнообязанных, подготовке оружия и военной техники к боевому применению.

Осуществляется путем проведения мобилизационных сборов и занятий, тренировок по практической отработке отдельных мобилизационных мероприятий, выборочных проверок с учебным отмобилизованием частей и соединений, приведением их в полную готовность.

ПОДГОТОВКА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ комплекс мероприятий, проводимых в армии и на флоте для формирования высоких морально-боевых качеств и психологической устойчивости личного состава.

Предполагает воспитание у военнослужащих моральных устоев, закалки, активности, самоотверженности, мужества, храбрости, войскового товарищества, дисциплинированности, верности своему воинскому долгу, готовности к самопожертвованию, взаимовыручке, способности стойко переносить высокие морально-психологические нагрузки, противостоять растерянности и панике.

Достигается всей системой службы и подготовки ВС, совершенствуется на учениях и непосредственно в бою. Для выработки психологической устойчивости широко применяется имитация сложных боевых условий, критической обстановки, выполнения задач при массовых поражениях и больших потерях войск.

В современных условиях, особенно в случае применения ядерного и высокоточного обычного оружия, приобретает особое значение, становится одним из решающих факторов достижения успеха в операции и бою.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТИВНАЯ основной вид подготовки оперативных органов управления, командных кадров и штабов стратегического и оперативного звена, слаживания объединений всех видов ВС. Включает изучение теоретических основ стратегии и оперативного искусства своих войск (сил флота) и вероятного противника, театра военных действий, совершенствование знаний и практических навыков должностных лиц в руководстве подчиненными войсками (силами флота) в повседневной деятельности и при проведении всех видов операций, совершенствование методов анализа и оценки обстановки, принятия обоснованных решений, планирования и подготовки операции и боевых действий, организации взаимодействия и всех видов обеспечения, развития искусства управления войсками (силами флота) при ведении боевых действий.

Важнейшей задачей оперативной подготовки является также слаживание органов управления и поддержание их в готовности к выполнению задач в мирное и военное время, овладение современными методами работы командующих и штабов по руководству повседневной жизнью, службой войск (сил флота) и их боевой деятельностью.

Основными формами оперативной подготовки являются теоретические занятия, групповые упражнения, оперативные тренировки, военные игры на картах, оперативные и оперативно-тактические командно-штабные учения, в том числе с обозначенными войсками (силами флота), маневры, стратегические и оперативные учения объединений, полевые поездки, оперативные, рекогносцировочные и военно-исторические поездки.

ПОДГОТОВКИ БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ МЕТОДИКА совокупность правил, форм, способов и приемов обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления войсками (силами флота). Определяет порядок организации и проведения занятий и учений по различным дисциплинам. Базируется на основных положениях военной педагогики.

Предусматривает создание поучительной учебной обстановки, повышение интенсивности, эффективности и качества учебного процесса, рациональное использование учебно-материальной базы, выработку обоснованных критериев оценки и контроля результатов обучения и воспитания.

Рекомендации по методике боевой и оперативной подготовки содержатся в организационно-методических указаниях штабов, учебных пособиях, руководствах и наставлениях по проведению учений и занятий, программах и курсах боевой подготовки и т.п.

Методика боевой и оперативной подготовки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, перестраиваться с учетом использования новых учебных средств, автоматизированных систем управления, средств обозначения и воспроизведения обстановки.

Для совершенствования методики организуется методическая подготовка, которая включает проведение учебно-методических сборов, показных занятий и учений, инструкторско-методических занятий, показ учебных кинофильмов и т.п.

ПОЕЗДКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ поездка руководящего состава в район прошедших операций для изучения на местности их хода, ознакомления с военно-географическими условиями выполнения задач, характера действий войск и сил.

Проводится как одна из форм оперативной подготовки и военно-исторической исследовательской работы. Является важным средством изучения военной истории, овладения боевым опытом, извлечения уроков на будущее. Может проводиться различными методами: путем заслушивания докладов на избранных точках или рубежах, разбора боевых эпизодов, их воспроизведения с участием обозначенных войск и т.п.

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ ОПЕРАТИВНАЯ особый вид оперативных занятий, проводимых на местности и маршрутах движения. При этом изучаются оборонительные рубежи, исходные районы, направления действий, водные преграды, участки их форсирования, оперативные объекты, а на установленных точках отрабатываются способы выполнения возможных оперативных или оперативно-тактических задач.

Может использоваться также для отработки вопросов взаимодействия или отдельных вариантов ведения боевых действий войск.

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ РЕКОГНОСЦИРОВОЧНАЯ выезд на местность группы руководящего состава для ознакомления с военно-географическими условиями определенных направлений или районов, проверки целесообразности решений, принятых по карте, разработанных планов.

На каждую рекогносцировочную поездку определяются ее цель, основные задачи, район и время проведения, состав групп рекогносцирования, маршруты движения, точки работы, вопросы, решаемые на каждой точке. Составляется план рекогносцировки, назначаются и соответствующим образом оборудуются рабочие точки, устанавливается порядок работы на каждой из них.

ПОЛЕВАЯ (ВОЗДУШНАЯ, МОРСКАЯ) ВЫУЧКА основа боевой выучки войск, авиации и сил флота, комплекс знаний, умения и практических навыков, необходимых для успешного выполнения боевых задач на поле боя, в воздухе и на море.

Предполагает высокий уровень практической обученности личного состава, боевой слаженности подразделений, частей, соединений и органов управления, их способность умело применять оружие и военную технику, использовать выгодные условия местности и погоды, успешно вести боевые действия в сложной, быстроменяющейся боевой обстановке в любое время года и в любых метеорологических условиях.

Составляет один из главных показателей боеспособности и боевой готовности войск (сил флота) и характеризует степень готовности частей и соединений родов войск сухопутных войск вести общевойсковой бой в сложных условиях местности и погоды.

Воздушная выучка – комплекс практических навыков летного состава, а также степень обученности и слаженность подразделений, частей и соединений ВВС ведению боевых действий в воздухе и нанесению эффективных ударов с воздуха по наземным и морским целям противника, преодолению его системы ПВО и уклонения от ударов врага в любых условиях воздушной, наземной и метеорологической обстановки.

Морская выучка – комплекс практических навыков экипажей кораблей по ведению боевых действий в море в различных условиях боевой, морской и гидрометеорологической обстановки.

Во всех случаях полевая, воздушная и морская выучка предполагает наличие высоких профессиональных навыков личного состава, умелое использование предельных возможностей военной техники и оружия.

ТРЕНИРОВКИ специальные, обычно кратковременные занятия по отработке вопросов управления войсками (силами флота) и совершенствованию навыков выполнения отдельных элементов действий (обязанностей) в ходе повседневной деятельности войск (сил флота), приведения их в высшую степень боевой готовности, а также ведения боя (операции).

Могут быть командными, штабными и командно-штабными, общевойсковыми, огневыми, техническими и специальными, одностепенными и многостепенными. Проводятся на картах, на макетах местности или на подготовленных пунктах управления, без средств связи и со средствами связи, а также на тренажерах, боевых машинах, в огневых городках, полигонах и т.п. Являются важнейшим средством совершенствования и закрепления полученных знаний и навыков, доведения практических действий до автоматизма.

УЧЕБНАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА (МТБ) совокупность материальных и технических средств, используемых для обучения и воспитания личного состава, проведения учений и занятий, боевого слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления.

Создается и совершенствуется в соответствии с изменением характера операций и боевых действий, развитием организационной структуры и оснащением войск (сил флота) применительно к задачам и потребностям боевой, оперативной и мобилизационной подготовки ВС.

Включает: учебные центры, полигоны всех видов, учебные поля, стрельбища, танкодромы, автодромы, учебные классы, огневые и другие учебные городки, разнообразные тренажеры, учебные приборы и приспособления, другие технические средства, наглядные пособия, мишенные установки, различного рода имитаторы, учебные кинофильмы, а также учебные (учебно-боевые) комплексы оружия и военной техники, учебные корабли.

В начале ХХI века важнейшее значение в развитии учебной МТБ приобретают широкое внедрение и использование компьютерной техники, средств объективного контроля, автоматизация рабочих мест. Развитие, наращивание и обновление учебной МТБ осуществляется непрерывно на основе специально разработанных годовых и перспективных планов.

УЧЕНИЯ АВИАЦИОННЫЕ учения, проводимые с объединениями, соединениями и частями различных видов и родов авиации, а также группировками зон и районов противовоздушной обороны ВВС (армий ВВС и ПВО, корпусов ВВС и ПВО, дивизий ВВС и ПВО) в целях отработки вопросов оперативного и боевого их применения в общевойсковых, воздушных или противовоздушных операциях.

Для их проведения разрабатываются соответствующий замысел и план, создается определенная оперативно-тактическая и воздушная обстановка, определяется состав авиации, сил и средств ПВО и взаимодействующих с ними сил и средств обеих сторон, осуществляется перебазирование авиации, устанавливается необходимый летный ресурс и расход материальных средств, подготавливается соответствующая мишенная обстановка на полигоне.

Тематика и содержание учений определяются в зависимости от предназначения привлекаемых к учению авиационных соединений и частей и поставленных учебных целей. Во всех случаях учения проводятся с реальными полетами авиации и практическим выполнением боевых задач. Обычно организуются как двусторонние. Большое внимание при планировании и проведении таких учений должно уделяться обеспечению безопасности полетов авиации.

Особое место при отработке задач оперативного и боевого применения в противовоздушных операциях (или отдельных их составных элементов) уделяется группировкам районов и зон сил противовоздушной обороны ВВС. Этому в значительной степени способствует имитация противника силами собственной авиации.

УЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИЕ учения, проводимые с объединениями и соединениями ВМФ, а также со сводными группировками сил флота для отработки комплекса определенных задач в морских операциях и операциях флота. К участию в них обычно привлекаются разнородные силы флота, но могут быть и учения однородных сил, на которых исследуются вопросы их боевого применения.

Проводятся в установленных зонах (районах) морей, океанов с выходом кораблей в море и с реальным применением оружия или с ведением, так называемой, «немой стрельбы». В большинстве случаев военно-морские учения организуются как двусторонние или с обозначенным противником. Они являются решающим средством повышения морской выучки, слаживания сил флота и его подготовки к действиям в сложной обстановке при борьбе с сильным морским противником.

УЧЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ) форма подготовки и боевого слаживания органов управления. На учениях отрабатываются подготовка и ведение операции или боя на фоне специально созданной военно-политической, стратегической, оперативной или боевой обстановки. Проводятся, как правило, по комплексным темам, охватывающим различные виды боевых действий и всю совокупность задач, которые могут возникнуть в ходе операции и боя.

В командно-штабных учениях (КШУ) участвуют командующие (командиры), штабы в полном составе, органы управления родов войск (сил флота) и служб. В качестве руководителя выступает старший начальник и его штаб. В ходе их особое внимание уделяется отработке вопросов подготовки операций (боевых действий), организации взаимодействия и обеспечения, а также решению задач по наиболее важным этапам развития военных действий. Важнейшие учения могут проводиться с участием обозначенных войск.

На штабных учениях (ШУ) участвуют лишь штабы и службы. Командующие (командиры) выступают в роли руководителей учений. Особое внимание на них уделяется оценке обстановки, оформлению решений, отработке документов по планированию боевых действий и управлению войсками.

КШУ и ШУ различаются:

По масштабам – на стратегические, оперативно-стратегические, оперативные, оперативно-тактические и тактические;

По организации управления – со средствами связи и без них;

По составу – привлекаемые силы и средства с обозначенными войсками (силами флота) и без них;

По характеру поставленных целей – обычные, показные, исследовательские, опытные и специальные;

По методам проведения – односторонние, двусторонние, одностепенные и многостепенные.

Наиболее крупными стратегическими учениями в истории советских ВС были учения, проводившиеся в 1987 г. на территории пяти военных округов, а также на Черноморском и Балтийском флотах.

УЧЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ учения общевойсковых частей, соединений и объединений (мотострелковых и танковых полков, бригад, дивизий, общевойсковых корпусов, общевойсковых и танковых армий) с привлечением частей и соединений ВВС, различных родов войск и специальных войск, а на приморских направлениях – и сил флота.

Составляют основу подготовки всех видов ВС. Используются для освоения способов ведения общевойскового боя, корпусных и армейских операций, отработки взаимодействия и управления. Как правило, приурочиваются к завершению соответствующих этапов боевой и оперативной подготовки. Ведутся по комплексным общевойсковым темам в различных условиях местности, обычно с использованием территории полигонов. Отработка наиболее важных эпизодов на таких учениях может проводиться с боевой стрельбой, реальными пусками ракет и бомбометанием.

УЧЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ учения с соединениями и объединениями РВСН. Проводятся самостоятельно или в системе крупных стратегических учений. Могут вестись без пусков и с реальными боевыми пусками ракет, на которых головные части заменяются грузовыми макетами и вводятся в учебное полетное задание.

В ходе учений обычно отрабатывается приведение войск в повышенную и полную боевую готовность, нанесение ракетных ударов по одному из вариантов боевого применения, защита ракетных стартов от ударов противника, восстановление боеспособности ракетных комплексов, подготовка к последующим пускам ракет.

В соединениях и частях с подвижными ракетными комплексами, кроме того, осваивается боевое патрулирование, выход на полевые стартовые позиции, маневр в новые позиционные районы, тщательно отрабатываются вопросы маскировки и других видов боевого, специального, технического и тылового обеспечения. Особое внимание уделяется совершенствованию систем управления и предупреждению несанкционированных пусков ракет.

УЧЕНИЯ С ВОЙСКАМИ основная наиболее эффективная форма подготовки войск (сил флота), повышения их полевой, воздушной и морской выучки, боевого слаживания подразделений, частей и соединений, комплексной отработки вопросов взаимодействия, управления и обеспечения.

Проводятся с участием органов управления в полном составе специально выделенных войск (сил флота), боевых средств и соответствующих сил и средств обеспечения объединений, соединений, частей, подразделений. Как правило, на учения привлекаются также соответствующие средства усиления различных родов войск и сил, поддерживающая авиация, что позволяет контролировать, поддерживать и наращивать боеспособность и боеготовность войск (сил флота).

Подразделяются:

– по масштабам – на стратегические (оперативно-стратегические), оперативные (оперативно-тактические) и тактические;

– по целевой направленности – на обычные, контрольные (проверочные), исследовательские, показные, опытные;

– по характеру отрабатываемых действий – на общевойсковые, совместные, авиационные, флотские, ракетные;

– по составу участвующих частей – на ротные, батальонные (дивизионные и эскадрильные), полковые, бригадные, дивизионные, корпусные, армейские;

– по применению оружия – на учения без боевой стрельбы и с боевой стрельбой (с реальным применением оружия);

– по форме организации – на односторонние и двусторонние, одно– двух– и многостепенные.

Учения объединений, соединений и частей различных видов ВС, родов войск и специальных войск различаются по своему характеру, содержанию, способам подготовки и проведения. В их основе лежит отработка оперативных действий и тактики их применения в операции и бою.

Обычно учения проводятся после завершения одиночной подготовки войск (сил флота) и подготовки мелких подразделений (кораблей), чаще всего при завершении того или иного этапа боевой подготовки. Для проведения учения создается штаб руководства, назначается участковый и войсковой посреднический аппарат, организуются пункты и связь руководства, устанавливаются опознавательные знаки сторон, осуществляется подготовка войск (сил флота), аппарата руководства и района учения.

В большинстве случаев учения проводятся непрерывно днем и ночью в течение установленного периода времени, которое бывает тем большим, чем выше масштаб учения. В ряде случаев в ходе учений допускаются частные отбои для подготовки к очередному этапу учения. На каждое учение заранее определяется расход моторесурсов и всех видов материальных средств. Заканчивается учение отбоем, после чего следует его разбор отдельно с офицерским составом и отдельно с личным составом частей.

УЧЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ учения, на которых отрабатываются вопросы подготовки и ведения совместных операций (воздушных, противовоздушных, десантных, противодесантных) или проводится слаживание органов управления, войск и сил различной видовой и национальной принадлежности, входящих в состав одного военного блока. Для проведения таких учений, как правило, разрабатывается единый замысел, общий план, формируется объединенный штаб руководства и объединенное командование.

Обычно учения расчленяются на этапы применительно к этапам соответствующих совместных операций. В некоторых случаях могут проводиться с реальным применением боевых средств.

УЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ учения соединений и частей специальных родов войск (сил флота) – разведывательных, РЭБ, инженерных, химических, связи, космических и других, а также по отработке различных видов обеспечения, для чего создается соответствующая оперативно-тактическая и специальная обстановка. Соответственно различаются разведывательные, связные, инженерные, химические учения, учения по РЭБ и маскировке, тактико-специальные, технические, тыловые, в том числе медицинские, транспортные учения.

Проводятся самостоятельно или в системе общевойсковых учений, как правило, с привлечением всего состава соединений, частей или обозначенных сил и средств.

В ходе учений осуществляется заблаговременное развертывание частей в установленных районах в соответствии с учебным замыслом, создается соответствующая оперативно-тактическая и специальная обстановка, организуется выполнение плановых или внезапно возникших задач по предназначению специальных войск, соединений, частей и учреждений обеспечения, проверяется боеготовность и боеспособность специальных частей и соединений, эффективность различных видов оперативного, боевого, специального, технического и тылового обеспечения.

Как правило, организуются как односторонние или проводятся с обозначенным противником.

УЧЕНИЯ ТЫЛОВЫЕ учения по комплексной отработке вопросов тылового обеспечения в различных видах операций, развертыванию тыла и выполнению тыловыми соединениями, частями и учреждениями задач по их предназначению. Являются особым видом специальных учений. Проводятся самостоятельно или как часть общевойсковых (общефлотских) учений.

В ходе учений на фоне созданной оперативно-тактической и тыловой обстановки отрабатываются приведение тыловых соединений и частей в полную боевую готовность, развертывание и построение тыла, организация его охраны и обороны, все виды тылового обеспечения при выполнении различных оперативных и боевых задач, эшелонирование, подвоз и маневр материальными средствами. Наряду с общетыловыми учениями могут проводиться транспортные, медицинские и другие специальные учения по тылу.

Отрасль педагогической науки, которая изучает сущность, содержание и закономерности военно-педагогического процесса в воинских подразделениях в мирное и военное время.

Военно-педагогический процесс рассматривается как базовое интегративное понятие, выражающее организованную и целенаправленную деятельность командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных и государственных институтов по воспитанию, обучению, развитию и психологической подго¬товке воинов к умелым действиям при выполнении поставленных задач. Военно-педагогический процесс включает в себя также специфическую деятельность по перевоспитанию, самовоспитанию и самообразованию личного состава.

Методологической основой В.п. выступают положения учений: о сущности воспитания и его роли в жизни людей и общества; роли морально-психологического фактора в войне; факторах формирования военнослужащего (социальная среда, воспитание, общественно-трудовая деятельность, наследственность); соотношении человека и техники в вооруженной борьбе и др.

Существенными особенностями В.п. на всем протяжении ее развития в России являются: гуманистические традиции, единство воинского и нравственного воспитания, опора на национально-государственные патриотические ценности, бережное отношение к героическому прошлому страны и Вооруженных Сил, широкое использование в воспитательном процессе воинских ритуалов и символики.

По своей сущности военно-педагогический процесс является социально обусловленным. Его основная цель заключается в подготовке воина-гражданина, воина-патриота и воина-специалиста, мастерски владеющего современной техникой и оружием.

В организационном плане военно-педагогический процесс осуществляется в виде завершенных циклов, сменяющих друг друга. Основным циклом является учебный год, в течение которого решается целый ряд конкретных учебно-воспитательных задач, определенных требованиями Министра обороны РФ, старших командиров и органов воспитательной работы. Учебный год состоит из двух периодов - зимнего и летнего, каждый из которых включает этап одиночной подготовки военнослужащего и подготовку подразделений, воинских частей. В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых с учётом специфики различных категорий военнослужащих и подразделений решаются соответствующие педагогические задачи.

Содержание военно-педагогического процесса тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и проводится в соответствии со спецификой подготовки военнослужащих-ракетчиков, с учётом их военной специальности. Содержание военно-педагогического процесса определяется из всего специального, прежде всего профессионального опыта, и структурируется главным образом в учебных и воспитательных планах и программах. В каждой изучаемой учебной дисциплине определяются фундаментальные положения (категории, понятия, ключевые определения и т.д.), которые составляют ядро учебного материала, обязательное для глубокого понимания, основательной проработки. Затем отбирается эмпирический материал (факты, эпизоды, события, статистические данные), который подкрепляет, аргументирует правильность теоретических положений. Структурирование учебного материала завершается определением дополнительных источников информации, расширяющих кругозор военнослужащих после ознакомления с ними в ходе самостоятельной работы.

Методический компонент военно-педагогического процесса включает в себя методы и приёмы педагогической деятельности командиров и органов воспитательной работы.

Обучение и воспитание в военно-педагогическом процессе выступают как важнейший фактор воздействия на личность военнослужащих. В ходе учебных занятий реализуются все функции военно-педагогического процесса. Так, воспитательные задачи решаются посредством профессиональной направленности содержания учебного материала, четкой организации и методов активного обучения, внедрением культа знаний, учебы. Критериями успешности воспитания в процессе обучения служат: превращение знаний во взгляды, жизненные позиции; развитие способности к творческому мышлению; владение умениями умственного и практического труда; культура потребностей и интересов.

Военно-педагогический процесс имеет свои особенности, а именно: практический характер учебно-воспитательной работы, её тесная связь со служебной деятельностью; органическое единство теоретической и практической подготовки военнослужащих; полевая выучка личного состава как практическая основа военно-педагогического процесса; высокая техническая оснащённость; напряжённый характер учебно-воспитательной работы, проведение её в обстановке, приближенной к боевой; осуществление военно-педагогического процесса в строгом соответствии с требованиями общевоинских и боевых уставов, наставлений; единство индивидуальной и коллективной (групповой) подготовки военнослужащих; многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер; ведущая роль командиров (начальников) в подготовке и осуществлении военно-педагогического процесса; непосредственная зависимость научного, организационного и методического уровней военно-педагогического процесса от психолого-педагогической подготовленности и педагогической культуры офицерского состава и др.

В учебнике представлены актуальные вопросы современной военно-педагогической теории и практики, а также раскрыты проблемы воспитания, обучения и развития военнослужащих, их психологической подготовки к ведению боевых действий. Важное внимание уделено формированию педагогической культуры офицера, педагогической профилактике девиантного поведения среди различных категорий военнослужащих. Особенностью представленного издания является то, что педагогические явления и процессы рассматриваются с позиции личностно-социально-деятельностного подхода. Учебник предназначен для командиров и органов по работе с личным составом, преподавателей военно-учебных заведений, курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов, студентов военных кафедр и учебных военных центров.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

    Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

    Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

    Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

    С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

    • *факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
    • *научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
    • *гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
    • *методики исследования военно-педагогической реальности;
    • *система нравственных ценностей военной службы.

    Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

    Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

    • *военно-педагогический процесс - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;
    • *воспитание военнослужащих - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;
    • *обучение военнослужащих - целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;
    • *развитие военнослужащих - процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;
    • *психологическая подготовка военнослужащих - формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
    • *образование военнослужащих - процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

    Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

    Военная педагогика как наука решает следующие задачи:

    • *исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;
    • *исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;
    • *разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;
    • *способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;
    • *обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;
    • *выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;
    • *обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учетом специфики видов и родов войск;
    • *разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;
    • *исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;
    • *разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;
    • *дает научные рекомендации по творческому использованию исторического наследия военной педагогики.

    Решение задач военной педагогики связано прежде всего с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил РК, формирования у командиров (начальников) современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины. военный педагогика офицер

    Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

    Прежде всего, офицер занимается обучением, подготовкой подчиненных, совершенствованием их воинского мастерства, боевой выучки. Будучи непосредственным начальником для своих подчиненных, он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. Кроме того, офицер обучает прапорщиков (мичманов), сержантов (младших командиров) практике обучения и воспитания подчиненных, организует и направляет их педагогическую деятельность.

    Эти положения закреплены соответствующими статьями Устава внутренней службы ВС РФ и являются обязательными для выполнения в повседневной деятельности.

    Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера - руководителя воинского коллектива - знаний, навыков и умений в области военной педагогики.

    Педагогические знания позволяют офицеру:

    • *умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;
    • *успешно руководить боевой подготовкой, методически грамотно обучать личный состав;
    • *продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ;
    • *результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;
    • *обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;
    • *целесообразно строить работу с подчиненными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний и методического мастерства;
    • *эффективно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением;
    • *использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.

    Педагогические знания командира (начальника), его навыки, умения по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Это обусловлено тем, что объект педагогических воздействий (военнослужащие и воинский коллектив) постоянно изменяется, развивается и все в большей степени (в соответствии с современными подходами) рассматривается как один из субъектов педагогического взаимодействия. Кроме того, изменяются и условия, в которых осуществляется военно-педагогический процесс.

    В ВС РК функционирует система вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике. Ее основные элементы:

    • *изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;
    • *занятия в системе командирской подготовки, прежде всего по общественно-государственной подготовке;
    • *специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;
    • *анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;
    • *обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;
    • *самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;
    • *совершенствование психолого-педагогических знаний офицеров в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации в учебных центрах, на курсах.

    Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

    Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

    В настоящей главе военная педагогика рассматривается как отрасль педагогики, раскрываются ее сущность, содержание, особенности, задачи, методы, основные категории.

    С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

    Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

    В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

    Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

    Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

    По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

    Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

    Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).

    Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:

    • *задачи военно-педагогического процесса;
    • *содержательная структура;
    • *организационная структура;
    • *субъекты и объекты данного процесса.

    Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:

    • 1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;
    • 2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
    • 3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
    • 4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
    • 5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

    Организационно военно-педагогический процесс включает:

    • *различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
    • *педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;
    • *воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

    Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.

    Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.

    В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.

    Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.

    Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.

    Рецензенты:

    Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор В. Я. Слепов

    Заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук профессор А. В. Козлов

    © Серия «Учебник для вузов», 2017

    Предисловие

    Одним из важных направлений деятельности по модернизации Вооруженных Сил России выступает дальнейшее развитие военно-педагогической теории, в которой особое место принадлежит вопросам обучения, воспитания и развития военнослужащих воинских частей и подразделений. Такая постановка вопроса определяется современными подходами к строительству Вооруженных Сил, в которых целью и мерой успешности деятельности частей и подразделений является безусловное и безупречное выполнение военнослужащими стоящих перед ними задач. В связи с этим возникает необходимость создания в войсках педагогических систем, в основу которых были бы положены принципы эффективности, качества и инновационного развития.

    Целью подготовки учебника «Военная педагогика» является разработка теоретико-методологических и методических основ организации эффективного учебно-воспитательного процесса в воинских частях и подразделениях. Данная цель предполагает решение комплекса задач, связанных:

    Систематизацией и конкретизацией информации в области организации учебно-воспитательного процесса в частях и подразделениях;

    Формированием установки на технологический подход к проектированию процессов обучения и воспитания, осуществляемых с позиции личностно-социально-деятельностного и профессионально ориентированного педагогического процесса в части и подразделении;

    Развитием педагогической культуры изучающих военную педагогику, которая обеспечивает, с одной стороны, самореализацию творческого потенциала офицеров, с другой стороны, повышение качества их педагогической деятельности.

    Учебник подготовлен на основе последних достижений военно-педагогической науки с учетом особенностей современной боевой и повседневной деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил России. В нем учтены выводы философской, социологической, культурологической, психологической, управленческой и исторической наук. Содержание носит практико-ориентированный характер и представлено в легко воспринимаемой форме. Структура учебника позволяет не только разобраться с методологическими и мировоззренческими основами военной педагогики, понять современные подходы к эффективной организации обучения и воспитания военнослужащих, но и проверить уровень своей теоретической и практической подготовленности к решению военно-педагогических задач.

    В учебнике подробно рассмотрены вопросы педагогического пространства воинских частей и подразделений, проектирования эффективных учебно-воспитательных систем, педагогического целеполагания, применения современных методик и технологий обучения и воспитания.

    Учебник состоит из трех частей, логически связанных между собой: первая часть позволяет понять сущность и структуру педагогического пространства частей и подразделений Вооруженных Сил России; вторая – раскрывает актуальные вопросы обучения военнослужащих; третья – обеспечивает понимание теоретических и методических основ организации воспитательного процесса в частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Учебник предназначен для курсантов, адъюнктов, преподавателей, командиров воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, их заместителей по работе с личным составом, других должностных лиц, имеющих подчиненных.

    Введение в военно-педагогическое пространство частей Вооруженных Сил Российской Федерации

    Военная педагогика как наука, военно-гуманитарная практика и учебная дисциплина

    1.1. Методологические основы военной педагогики как теории и практики обучения, воспитания и развития военнослужащих

    Динамичное изменение российского общества и развитие военного дела непрерывно пополняют военную педагогику новыми фактами, которые необходимо постоянно анализировать и учитывать в военно-педагогической деятельности. Эффективному осмыслению и учету фактов способствует методология научного познания и построения практической деятельности.

    Методология – это система знаний о принципах и способах осуществления исследовательской и преобразовательной деятельности, а также сами эти принципы и способы познания и преобразования действительности.

    Методология выполняет по отношению к военной педагогике ряд функций : нормирования, предписания, познания (гносеологическая), преобразования (праксеологическая), оценки (аксиологическая), научного самопознания (рефлексии).

    Функция нормирования определяет критерии и меру оптимального соотношения частей и целого в военно-педагогической теории и практике, ориентиры развития обучения и воспитания военнослужащих.

    Функция предписания отвечает на вопрос: опираясь на какие принципы и подходы, должно осуществляться изучение и построение учебно-воспитательного процесса в частях Вооруженных сил России?

    Реализация познавательной (гносеологической) функции позволяет описать современное состояние военно-педагогической науки и практики; объяснить, почему все сложилось именно так, а не иначе; спрогнозировать, в каком направлении будет осуществляться изменение военно-педагогической науки и практики.

    Преобразовательная (праксеологическая) функция обеспечивает научно обоснованное целеполагание и выбор оптимальных способов достижения поставленных учебно-воспитательных целей, а также путей практической реализации наработок в военно-образовательной практике.

    Роль оценочной (аксиологической) функции развития военной педагогики состоит в обосновании методики оценки организации обучения, воспитания и развития военнослужащих.

    Предназначение функции научного самопознания заключается в анализе эффективности организации военно-педагогической науки и практики.

    В методологии военной педагогики следует выделить пять уровней :

    1) философский (аспекты: гносеологический, формально-логический, социально-философский, философско-мировоззренческий, этический);

    2) общенаучный (представлен общими подходами к организации исследования военно-педагогических систем и практической деятельности по их созданию);

    3) междисциплинарно-научный (отражает заимствования военной педагогики из других наук, с которыми она связана);

    4) научно-педагогический (включает исходные общетеоретические положения педагогики);

    5) исследовательско-технологический (определяет технологию организации военно-педагогических исследований).

    Рассмотрим философский уровень методологии военной педагогики.

    Гносеологический аспект философского уровня методологии представлен значением положений теории познания для военной педагогики.

    1. Материя объективна, вечна, бесконечна, обладает свойствами движения, пространства и времени. Следовательно, педагогические системы (П. С.) частей и подразделений носят объективный характер, ограничены пространством жизнедеятельности воинской части (подразделения), находятся в постоянном изменении, охватывают служебно-боевую, учебную, хозяйственно-бытовую, досуговую и внутриколлективную сферы; временны́е рамки определяются временем существования части (подразделения).

Похожие публикации