Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Турки кто они. Этническая история турок

Турки (нация) Турки (самоназвание ‒ тюрк), нация, основное население Турции. Численность в Турции свыше 35 млн. чел. (1975, оценка). Живут также в Болгарии (свыше 700 тыс. чел.), Югославии (около 200 тыс. чел.), Греции (около 100 тыс. чел.), на Кипре (около 100 тыс. чел.), Румынии, Ираке, СССР и др. Говорят на турецком языке . По религии основная масса Т.‒ мусульмане-сунниты. Антропологически большинство Т. относится к средиземноморской расе . Этнически Т. сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (главным образом огузов и туркмен), переселившихся в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в 11‒13 вв., во время монгольских и сельджукских завоеваний (см. Сельджуки ), и местного малоазийского населения. Часть тюркских племён проникла в Малую Азию с Балкан (узы и печенеги). Смешиваясь с местным населением (греками, армянами, грузинами и др.), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки хозяйства и многие черты культуры. В этногенезе Т. участвовали в разное время также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и др. элементы. В ходе турецких завоеваний 14‒16 вв. Т. проникли на Балканы и Кипр. Формирование турецкой народности завершилось примерно в 15 в., турецкая нация сложилась в первые десятилетия 20 в.

Большинство современных Т. (около 65%) занято в сельском хозяйстве (земледелие и скотоводство). Число промышленных рабочих ‒ около 2 млн. чел.

В составе Т. есть этнографические группы полукочевников: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы и др. Полукочевники, переходя на оседлость, быстро ассимилируются Т. Об истории, экономике и культуре Т. см. в ст. Турция .

Народы Передней Азии, М., 1957; Еремеев Д. Е., Этногенез турок, М., 1971.

Д. Е. Еремеев.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Турки (нация)" в других словарях:

    Турки Türkler … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Турки (значения). Запрос «Турок» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Турки … Википедия

    - (от лат. natio племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономич. связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера. В бурж. социологии и историографии нет… … Философская энциклопедия

    - (самоназвание тюрк) нация, основное население Турции (св. 50 млн. человек). Общая численность 53,3 млн. человек (1992). Язык турецкий. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

    Рок, ркам; мн. Нация, основное население Турции; представители этой нации. ◁ Турок, рка; (разг.) Турка, и; м. Турчанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Турецкий (см.). * * * турки (самоназвание тюрк), народ, основное население Турции (50 млн.… … Энциклопедический словарь

    турки Этнопсихологический словарь

    ТУРКИ - коренная нация Турции давнего соседа России, страны, лежащей к югу от Черного моря. В психологии турок наиболее рельефно проявляются такие черты, как глубокая фанатическая религиозность, выносливость и терпеливость, крайняя неприхотливость в быту … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I Турки Ахмед Риад (16.3.1902, Танта, 17.1.1971, Каир), египетский физико химик. После окончания Каирского университета работал там же (в 1953 57 декан факультета наук). Возглавлял (с 1957) Национальный исследовательский центр Академии… … Большая советская энциклопедия

    - (самоназв. тюрк) нация, осн. (90%) население Турции. Числ. Т. в Турции св. 32 млн. (1972), в Болгарии св. 750 тыс., Югославии ок. 200 тыс., Греции ок. 100 тыс., на Кипре ок. 100 тыс., в Румынии 15 тыс., Ираке 10 тыс., в СССР 79 тыс. чел. Турецкий … Советская историческая энциклопедия

    турки - рок, ркам; мн. см. тж. турок, турка, турчанка, турецкий Нация, основное население Турции; представители этой нации … Словарь многих выражений


1 st row: Осман I Баязид I Молниеносный Мехмед II Фатих Сулейман I Великолепный Абдул-Меджид I Абдул-Азиз
2 nd row: Сафийе Али Мустафа Фехми Кубила Халиде Эдиб Адывар Мимар Кемаледдин Фериха Тевфик Али Фетхи Окйар

3 rd row: Намык Кемаль Джахиде Сонку Мустафа Кемаль Ататюрк Фатма Алийе Топуз Тевфик Фикрет Нигар Ханым

4 th row: Иван Кутайсов Таркан Элиф Шафак Нури Шахин Вежди Рашидов Реджеп Тайип Эрдоган Самоназвание Современный ареал расселения и численность

Всего: около 60 000 000
Турция : 55,500,000 - 59,000,000
Германия : 3,500,000 - 4,000,000
Канада : 190 000
Россия : 105,058 (2010 г.) , 92,415(2002)
Казахстан : 97,015 (2009 г.)
Кыргызстан : 39,534 (оц. 2011)
Азербайджан : 38 000 (2009)
Украина : 8 844 шт (2001)
Таджикистан : 700 (2000)
Белоруссия : 469 (2009 г.)
Латвия : 142 (оценка 2010)

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы

Этническая история

Малая Азия до массового переселения тюркских племён

Начало этногенеза. Сельджукская эпоха. Бейлики

Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI-XIII вв. из Средней Азии и Персии , и местного малоазийского населения .

К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований - бейликов , существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода . В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский , анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка . Правители одного из таких бейликов - караманиды овладели столицей сельджукидов - Коньей , где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального - в канцелярской переписке, в документах и т. п. . И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей власти сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы.

Османская эпоха

Османская империя к 1683 году.

В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют . Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея, а в 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством , став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю как Османская империя . В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV-XV в. они завоевали Балканский полуостров , а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь , положив конец существованию Византийской империи . Н.А. Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века . Д.Е. Еремеев, в свою очередь, относит завершение формирования турецкой народности в конце XV - первой половине XVI в. . По мнению турецкого историка-османиста крымскотатарского происхождения Халила Иналджика сформировавшийся турецкий этнос на 30 % состоял из исламизированного автохтонного населения, а 70 % составляли тюрки; Д.Е. Еремеев считает, что процент тюрок был намного ниже . Об исторической роли первых османских сулатанов Лорд Кинросс пишет:

Историческая роль Османа заключалась в деятельности племенного вождя, сплотившего вокруг себя народ. Его сын Орхан преобразовал народ в государство; его внук Мурад I превратил государство в империю. Их достижения как политиков были по достоинству оценены одним османским поэтом XIX века, сказавшим: "Мы из племени вырастили подчинявшую себе мир державу" .

В 1516 году Селим I Грозный совершил египетский поход против мамлюков, положив конец существованию их Мамлюкского султаната . С завоеванием Египта Османы заняли исключительное положение в исламском мире, взяв на себя защиту святых мест, в частности священных городов Мекки и Медины Хадимю"л-Харемейн . Согласно распросранённой версии Селим I принял халифат от халифа аль-Мутаваккиля в мечети Айя-София . О роли османской династии в исламской умме крупнейший политический мыслитель Туниса XIX века Хайраддин ат-Туниси писал: "они объединили большинство мусульманских стран под дланью своего справедливого правления, которое было установлено в 699 г. (1299 г.). Посредством хорошего управления, уважения нерушимого шариата, соблюдения прав подданных, славных завоеваний, напоминающих завоевания праведных халифов, и восхождения вверх по ступеням цивилизации (тамаддун) Османы вернули умме её могущество... ."

В XVIII веке назрел кризис в Османской империи. В 1821 году началась национально-освободительная война в Греции, которая в 1830 году добилась своей независимости. Греческая революция сопровождалась этническими чистками турок и евреев с одной стороны и греков с другой, приведшее к исчезновению значительной турецкой общины на Пелопоннесе . Как отмечает Уильям Клейр: "Турки Греции оставили мало следов. Они исчезли внезапно и окончательно весной 1821, не оплакиваемые и незамеченные со стороны остального мира. Спустя годы, когда путешественники спрашивали о происхождении каменных руин, старики рассказывали: "Здесь стояла башня Али Ага. В ней был убит сам хозяин, его гарем и его рабы". Тогда трудно было поверить в то, что когда-то большую часть населения Греции составляли люди турецкого происхождения, проживавшие в небольших общинах, разбросанных по всей стране, процветающие фермеры, торговцы и чиновники, чьи семьи не знали другого дома в течение многих лет. Как говорили греки, луна пожрала их." .

Новейшая история

Турецкие пехотинцы во время Войны за независимость, 1922 г.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и подписания Мудросского перемирия державы-победительницы приступили к разделу её территории, в том числе собственно турецких земель. Среди населения возникло стихийное народное движение против оккупации ряда районов страны, переросшее в национально-освободительную борьбу под предводительством бывшего османского офицера Мустафы Кемаля-паши . Национально-освободительное движение 1918-1923 гг. способствовала окончательной консолидации турок в нацию . Турецкое национальное движение привело к ликвидации султаната и образования нового государства - Турецкой Республики .

За пределами Турции крупная турецкая община была представлена на Кипре. После Второй мировой войны среди греческого населения нарастает движение за объединение исторических греческих территорий (энозис), в том числе Кипра с Грецией. В ответ на доктрину энозиса турецкое население острова выдвинуло доктрину «таксим», т.е. отделение. Нарастание межобщинной напряжённости на Кипре вскоре привело к образованию вооружённых формирований - греческой ЭОКА и турецкой ТМТ . В результате переворота в 1974 году, осуществлённой военной хунтой в Греции , к власти на острове пришли греческие националисты из ЭОКА, что спровоцировало вторжение турецких войск на Кипр и оккупацию севера и северо-востока острова. На территории, занятой турецкими войсками в 1983 года была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра .

Самоидентификацаия

Этноним

Само слово «тюрк» (Türk) означает «сильный, крепкий» . По-турецки «тюрк» имеет значение «турок», как представитель турецкого этноса и «тюрк», как представитель этно-языковой общности тюркских народов . Впервые термины «Турция», затем «турецкое господство» возникли в 1190 году в западноевропейской политической литературе для обозначения Анатолии, находившейся под властью Сельджукидов . В Османской империи «турками» называли себя турецкие крестьяне, а в среде феодальной верхушки было распространено наименование «османы», означавшее больше всего принадлежность к империи. Однако среди подданных Османской империи правовое положение определялось принадлежностью к какой-либо религиозной общине, а этническое самосознание подменялось конфессиональным. Как отмечал К. Мак-Коан: "национальное самосознание было подчинено религиозному: подданный Османской империи редко называет себя турком или хотя бы османцем, но всегда мусульманином" . Н.А. Иванов также отмечал, что "у самих европейцев в выражение «турок» вкладывалось не только этническое, но и религиозно-политическое содержание. В этом смысле словом «турок» обозначали мусульман, подданных султана, или Великого турка. Отсюда выражения «потурченец», «стать турком», которые применялись к европейцам, в частности к русским , принимавшим ислам " .

До начала XX века этноним «турок» употреблялся чаще всего в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком невежественности (напр. kaba türkler «грубые турки») . Французский путешественник XVIII века М. Гюэ отмечал, что турок значит «крестьянин», «грубый», «неотёсанный» и что на вопрос «турок он или нет?» османец отвечает - мусульманин . , издававшийся в конце XIX - начале XX веков, также отмечал, что «в научной литературе давно уже утвердилось за европейскими турками название османов или, лучше, „османлы“, сами османы [В западноевропейской литepaтypе их называют оттоманами.] даже не любят, чтобы их называли „турками“, считая этих последних людьми грубыми и необразованными» .

Примечательно, что в Османскую эпоху в Боснии турок означал югославянина-мусульманина, и турками себя называло боснийско-мусульманское население , подразумевая под этим принадлежность к господствующей религии, в то время как самих турков они именовали османли. Христиане также называли славян-мусульман турками . В 1850-х гг. русский славист дал следующую характеристику этнического состава и самосознание населения Боснии: «Жители Боснии составляют, по собственному понятию и по официальному признанию, три народа, хотя все принадлежат сербскому племени и говорят одним языком. Эти три народа суть: турки, т. е. мусульмане, латины..., т. е. католики, и сербы... т. е. православные» . В армянском языке , вплоть до новейшего времени, турки именовались «татшиками», которое первоначально употреблялось в отношении мусульман вообще .

Турецкая идентичность

Д.Е.Еремеев, говоря об этнониме, затрагивал идентичность:

Ядро турецкой народности стало складываться сначала в Османском бейлике, где доминирующее положение занимало племя османлы. Этим племенным этнонимом стали впоследствии официально называться и все турки Османской державы. Однако слово «османлы» (османец или, как иногда пишут, осман) не стало этнонимом, народным самоназванием турок. Сперва оно означало принадлежность к племени османлы или к бейлику Османа, а затем - к подданству Османской империи. Правда, соседние народы иногда употребляли это наименование применительно к туркам и в качестве этнонима, но лишь для отличия их от других тюркских народов. Например, в русском языке, особенно до 20-30-х годов XX в., бытовало название турки-османцы или османские турки (другие же тюрки часто назывались тоже турками или турко-татарами, турецкими народами или турецко-татарскими народами, как и их языки - турецко-татарскими наречиями или языками).

А этнонимом турок, их народным самоназванием, распространившимся, однако, главным образом среди крестьян, а не среди горожан и феодальной верхушки османского общества, остался древний этноним «тюрк» (турок). Причины этого были следующие. Как уже выше отмечалось, этноним «тюрк» был общим для всех тюркских племён, переселившихся в Анатолию. При оседании части кочевников-тюрок и смешении их с местным населением племенные связи разрывались, постепенно забывались и племенные этнонимы. В процессе ассимиляции тюрками местных жителей побеждал тюркский язык. Духовная и особенно материальная культура заимствовалась, наоборот, местная. Однако новообразовывавшийся этнос считал себя тюркским, так как говорил па тюркском языке, вернее - на диалектах анатолийско-тюркского языка, и сознавал, что в его происхождении большую роль сыграли тюрки. Но все это было верно в отношении преимущественно крестьян, турецких крестьян, возникших от смешения осевших кочевников-тюрок и местных дотурецких крестьян, принявших ислам. Что же касается городского населения, то· его самоназванием чаще всего было не этническое, а религиозное- мусульмане. Так же называла себя и феодальная верхушка. Среди этих групп населения было распространено и официальное название «османец», но оно чаще значило «подданный Османского государства». Это происходило от того, что как городское население, так и феодальная верхушка в Османской империи происходила зачастую не из бывших кочевников-тюрок, а из местного исламизированного населения. Слово «турок» (тюрк) в устах османского правящего класса долго было синонимом «мужика», «плебея», как и в сельджукском государстве Малой Азии .

Упадок Османской империи в XVII-XVIII вв. привёл к деградации различных сфер культурной жизни, а социально-экономическое развитие турок всё больше отставало от развития немусульманских народов. Первая турецкая книга была напечатана в 1729 году , в то время как в Османской империи первая типография появилась у евреев в 1494 году , у армян - в 1565 году и у греков в 1627 г. Кроме того, в начале XX века 90 % турок оставались неграмотными, тогда как среди греков неграмотных было 50 %, а среди армян - 33 % . Даже в начале XX века, история турков не преподавалась в османских школах, а двери религиозных школ (медресе) до революции 1908 года были закрыты для турецкого языка. Преподавалась османо-исламская история, начинавшаяся c жизни пророка . Данные обстоятельства, а также политика европейских держав по отношению к национальным движениям в империи, стимулировавшее рост среди этих народов национального самосознания, сказывалось на отставании турок по уровню развития национальных идей. Первые зачатки турецкого национализма возникли во второй половине XIX века в среде тайной политической организации «новых османов ». Деятели этого двжения развили концепцию османизма (оттоманизма), в основе которой лежала идея слияния всех народов империи в одну «османскую нацию». Принятый в 1869 году Закон о национальности закрепил равный статус для всех граждан Османской империи, провозгласив, что "что все граждане империи без различия называются османами, вне зависимости от религии, которую они исповедуют" . Ст. 8 Конституции Османской империи 1876 года отражала принцип османизма: «Все подданные империи называются османцами без различия вероисповедания» . Турецкий учёный Танер Акчам пишет:

Турецкий национализм, или в общем плане, турецкая национальная идентичность, появилась на исторической арене достаточно поздно. Некоторые анекдоты часто повторялись, в которых чётко выделялось это опоздание. В конце XIX века, когда некоторых представителей младотурков, расположившихся в Париже, спросили к какой нации они принадлежат, они вначале ответили "Мы мусульмане", и только после того, как им пояснили, что Ислам это религия, они ответили "Мы османы". Им пояснили, что это не нация, но совершенно немыслимо для этих молодых людей сказать, что они были турками .

Оригинальный текст (англ.)

Turkish nationalism or, in more general terms, Turkish national identity, appeared on the historical stage very late. Certain anecdotes are often repeated which clearly highlight this lateness. Toward the end of the 19th centure, when certain members of the Young Turks who were located in Paris were asked what nation they belonged to, they would at first reply, "We are Muslims," and only after it was explained that Islam was a religion would they reply, "We are Ottomans." They would then be reminded that this was not a nation either, but it was utterly inconceivable for these youths to say that they were Turks.

Турецкий национализм - последнее национальное течение, возникшее с запозданием в период распада империи. Хозяева империи, то есть турки, увидев её распад и осознав, что государство, которым они управляют - это империя, возникшая на чужих территориях и с чужим населением, возможно, осознали себя именно как турки. Понятия турецкая нация, турецкая родина, турецкий язык и турецкая культура - всё это возникло в те времена и получило своё развитие .

После кемалистской революции и распада Османской империи, этноним «турки» заменил названия «мусульмане» и «османцы» . В ст. 88 конституции Турции 1924 года говорилось: «Все жители Турции независимо от религиозной и национальной принадлежности с точки зрения гражданства являются турками» . Одно время предполагалось вместо этнонима «турок» ввести название анатолиец («анадолулу») с целью окончательно устранить путаницу между этнонимами «турок» и «тюрк» в турецком языке .

Язык

Османский язык

До XX века существовал литературный язык Османской империи, достаточно сильно отличавшийся от разговорной турецкой речи - османский язык (осман. لسان عثمانى ‎, lisân-ı Osmânî , тур. Osmanlı Türkçesi, Osmanlıca ), который хоть и был языком тюркской группы, но до 80-90 % состоял из арабских и персидских слов. Так в некоторых памятниках XVII, XVIII и последующих веков турецкий слой занимает ничтожное место (примерно 10-15 %) . Староосманский язык являлся непосредственным преемником вымершего сельджукского языка . По лексике и грамматике османский язык подразделялся на три разновидности :

  • «Изысканный» (тур. fasih Türkçe ) - язык придворной поэзии, официальной документации и аристократии;
  • «Средний» (тур. orta Türkçe ) - язык городского населения, торговцев и ремеленников;
  • «Вульгарный» (тур. kaba Türkçe ) - язык широких народный масс, в основном крестьянства.

Современный турецкий язык образовался на основе «вульгарного» варианта османского языка .

Турецкий язык

Начало XX века было отмечено ростом турецкого национального самосознания; среди турецкой интеллигенции всё больше распространялись идеи за чистоту турецкого литературного языка. А. Тыркова записала высказывание одного, по её определению, «видного турецкого писателя», сделанное в 1911 году : «Турок забыл своё происхождение. Опросите его, кто он? Он скажет, что он - мусульманин. От него всё отняли, даже язык. Вместо здорового, простого турецкого языка ему дают чужой, непонятный, испещренный персидскими и арабскими словами» .

Придя к власти, кемалисты повели борьбу за очищение языка от арабского и персидского влияния. C целью изучения вопроса о реформе алфавита 15 января 1928 года Совет Министров Турции образовал при Министерстве просвещения „Комиссию языка" (тур. Dil Encümeni ), которая вскоре была распущена. Вместо неё 28 июня была создана новая организация - „Комиссия по алфавиту" (тур. Alfabe Encümeni ), принявшая на заседаниях 8 и 12 июля проект алфавита на основе латинской графики . В своей знаменитой речи 8 августа того же года в Стамбуле Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:

«Граждане, мы должны принять новый алфавит для нашего прекрасно звучащего языка. Мы должны освободиться от непонятных нам знаков, в железных тисках которых наш мозг томится в течение веков. Научитесь без промедления этим новым турецким буквам. Обучите им весь народ, крестьян, пастухов, грузчиков и лоточников, рассматривайте это как патриотический и национальный долг» .

1 ноября 1928 года на первом заседании очередной сессии ВНСТ, парламент принял закон о введении нового алфавита . Современный турецкий алфавит состоит из 29 букв (21 согласных и 8 гласных звуков) и 2 орфографических знаков. 12 июня 1932 года Ататюрком было основано Турецкое лингвистическое общество .

Северо-западные диалекты турецкого языка фонетически сильно сближаются с гагаузским языком , причём сам турецкий (в частности его северо-западные диалекты) и гагаузский - оба сближаются с печенежским языком .

Диалекты турецкого языка делятся на 2 основные группы" :

  • западная или дунайско-турецкая: адакалийский, адрианопольский, боснийский и македонский диалекты
  • восточно-анатолийская: айдынский, измирский, караманский, кенийский, сивасский диалекты. К этой же группе относится кипрский диалект и городской говор Анкары.

В качестве основы литературного языка используется стамбульский диалект, на который в последнее время оказывает влияние говор столицы страны - города Анкары .

Антропология

Турчанка, между 1880 и 1900 г.

Турецкая девушка в османском костюме

Максимально обобщенно – основу антропологического типа турок составляет переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной расы.

Антропологически большинство турок относится к средиземноморской расе. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт краткое описание:

Османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племён совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племён или с уроженками Кавказа. В силу своего рода естественного подбора турки в настоящее время представляют племя рослых, хорошего и красивого телосложения людей с благородными чертами лица. Господствующие черты их национального характера - важность и достоинство в обращении, умеренность, гостеприимство, честность в торговле и мене, храбрость, преувеличенная национальная гордость, религиозный фанатизм, фатализм и склонность к суевериям .

В статье «Турки османские» ЭСБЭ широко описывает антропологические черты турок:

в антропологическом отношении турки османские совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса турков османских, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуо-в, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и т. д. Ещё при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодёжи корпусов янычаров, многожёнство, наполнявшее гаремы турков османских красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турков османских эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода - всё это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых.

Поэтому среди турков османских мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой растительностью на лице. Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды (Riegler). В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт курдского типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более тёмноватым цветом лица и менее удлинёнными очертаниями лица, арабского по северной границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Северной Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным. Что касается Европейской Турции, то даже Стамбул представляет смесь самых различных типов переднеазиатских, греко-славянских и кавказских, смесь, кажущаяся однородной исключительно только благодаря однообразному покрою одежды, головному убору, бритой голове и нестриженой бороде и т. д. Измерения Вейсбаха и Ивановского над ста черепами из разных мест Европейской Турции дали подавляющее большинство долихоцефалий (сред. гол. указ.: 74), остальные с показат. 80-81 (субрахицефалия). У 143 турков османских, измеренных Елисеевым в Малой Азии, рост оказался в среднем 1,670, а головной указатель 84, причем брахицефалов и суббрахицефалов 60 % (преимущ. среди кочевников) долихоцефалов и субдолихоцефалов только 20 % (среди городского населения) .

Культура

Литература

Первые письменные произведения на турецком языке относятся к середине XIII века, причём в Малой Азии тюркоязычные письменные тексты носили исключительно суфийский характер . Самым ранним суфийским произведением является «Книга судьбы» Ахмеда Факиха, ученик которого Шейад Хамза создал поэму «Юсуф и Зелиха» . Первое значительное произведение на турецком языке относится к 1330 году, когда суфий Ашик-паша создал поэму-месневи «Книга скитальца» .

В середины XV века наступает так называемый классический период развития турецкой поэзии, продолжавшийся до начала XVII века. В этот период бурно развивалась придворная поэзия. Родоночальником новой турецкой литературы стал писатель и публицист Шинаси Ибрахим, создавший первое в турецкой литературе драматургическое произведение - одноактную сатирическую комедию «Женитьба поэта» (1860) .

Музыка

Внешние видеофайлы
Турецкая классическая песня "Katibim (Üsküdar"a Gider iken)"в исполнении Сафийе Айлы
Османская военная мелодия - Марш Мехтер
Османская музыка, композитор принц Дмитрий Кантемир
«Чеченская дочь», композитор Танбури Джемиль-бей

Традиционная турецкая музыка связана с арабо-иранской культурой, впитав в себя характерные особенности, присущие искусству народов, населявших Анатолию . В народном музыкальном искусстве мелодии небольшого диапазона с равномерном ритме - кырык хава (короткая мелодия) и мелодии широкого диапазона, ритмически свободные, не укладывающиеся в чёткие метроритмические схемы (преобладает меняющееся тактовое членение) - узун хава (длинная мелодия).

Во времена Османской империи сформировался новый музыкальный жанр - оркестровая военная музыка , которая сопровождала многие походы и кампании имперской армии. В начале XVIII века в Европе появился набор традиционных инструментов военного оркестра янычар, включавший в то время большой барабан (дауль), 2 небольших барабанчика (сардар-нагара), 2 тарелки (цил), 7 медных труб (бори) и 5 шалмеев (цурнадер). Янычарская музыка как специфический тембровый комплекс (большой барабан с тарелками, к которым часто присоединялся треугольник) оказала заметное влияние на европескую оперную и симфоническую музыку . ЭСБЭ описывал турецкую музыку, как музыку янычар, ударные инструменты которой "перешли в военные духовые оркестры Австрии, а затем и других стран, но с более ограниченным и осмысленным применением ."

В XX веке турецкая музыка обогатилась новыми жанрами, первоначально возникшими в Европе. Тем не менее, симфонии , оперы , балет и т. п. не получили большого распространения в Турции. Современная турецкая музыка развивается под сильным воздействием западной музыки.

Турецкая диаспора

Основная статья: Турецкая диаспора

Исторически первая известная османская (турецкая) диаспора существовала в Крымском ханстве - вассальном государстве Османской империи . Однако к XVIII в., когда Крым вошёл в состав России , турки почти полностью интегрировались в крымскотатарский этнос . Южный диалект крымскотатарского языка - относится к огузской группе языков (два других диалекта, имеющих кыпчакское происхождение, заметно отличаются от него лексически и грамматически).

В настоящее время наиболее крупные турецкие диаспоры имеются в странах, ранее входивших в состав Османской империи . В арабских странах (страны Магриба , Египет , Сирия , Ирак) турки не испытывают религиозного давления, однако в то же время их возможность изучать родной язык и поддерживать культурные связи с Турцией серьёзно ограничивается.

Турки-киприоты

На Кипре в результате неудачной попытки присоединения острова к Греции и последовавшей за тем войны 1974 года образовалась непризнанная Турецкая республика Северного Кипра . Северный Кипр как независимое государство признан только Турцией, которая, согласно ряду резолюций ООН , незаконно оккупирует эту территорию, отторгнутую в результате военного вторжения в 1974 году от международно признанной Республики Кипр. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в её состав до 1974 года. В году Кипр был принят в ЕС без северной (турецкой) части.

Турки в Германии

Турецкая диаспора в Германии образовалась в результате «экономического чуда» 1960-х гг., когда в результате экономического роста возрос спрос на рабочую силу, в то время как население Германии не только не росло, но даже уменьшалось. В связи с этим в Германию прибыло большое количество турок. Происходили столкновения между турками и немецкими националистами, нередко со смертельными случаями. В 1990-е гг., однако, ситуация стала меняться в лучшую сторону: немецкое правительство начало целенаправленную программу по интеграции турок в немецкое общество при сохранении их национальной идентичности.

Турки в других странах Европы

См. также

Примечания

  1. Milliyet . 55 milyon kişi "etnik olarak" Türk . Проверено 21 июля 2011.
  2. KONDA Research and Consultancy, Social Structure Survey 2006
  3. Library of Congress – Federal Research Division Country Profile: Turkey . Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 6 февраля 2010.
  4. CIA . The World Factbook . Проверено 27 июля 2011.
  5. European Institute Merkel Stokes Immigration Debate in Germany . Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 15 ноября 2010.
  6. Kötter, I; Vonthein, R; Günaydin, I & Müller, C (2003), "Behçet"s Disease in Patients of German and Turkish Origin- A Comparative Study", in Zouboulis, Christos (ed.), «Advances in Experimental Medicine and Biology, Volume 528» , Springer, с. 55, ISBN 0306477572
  7. Haviland, William A.; Prins, Harald E. L.; Walrath, Dana & McBride, Bunny (2010), «Anthropology: The Human Challenge» , Cengage Learning, с. 675, ISBN 0495810843
  8. 2006 Census of Canada: Topic-based tabulations | Ethnic Origin (247), Single and Multiple Ethnic Origin Responses (3) and Sex (3) for the Population of Canada, Provinces, Terr …
  9. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  10. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  11. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
  12. National Statistical Committee of Kyrgyz Republic 2009.
  13. Ethnic composition of Azerbaijan: 2009 census . Архивировано
  14. &n_page=5 Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку . Государственный комитет статистики Украины.
  15. Михаил Тульский Итоги переписи населения Таджикистана 2000 года: национальный, возрастной, половой, семейный и образовательный составы . «Демоскоп ». Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  16. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ . belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  17. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
  18. "Лица России" - этносы и народы
  19. Академия наук СССР. Всемирная история . - Гос. изд.-во полит. лит-ры, 1956. - С. 253.

    Оригинальный текст (рус.)

    Наряду с крупными и древними центрами экономической и культурной жизни в ней были области, сохранившие старинные формы отношений, восходившие к первобытнообщинной эпохе. Малая Азия имела необыкновенно пёстрый этнический состав, и её население нередко в пределах сравнительно небольшой территории говорило на нескольких языках.

  20. , с. 49-73
  21. , с. 52: «На западе Анатолии и в приморских районах это были в основном греки. А на востоке этнический состав населения был гораздо сложнее: там помимо греков обитали лазы, грузины, армяне, курды, арабы, ассирийцы.»
  22. , с. 55-56
  23. , с. 73
  24. Турки (нация) . БСЭ. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  25. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  26. , с. 123
  27. VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук // 1964 г. Москва. Том 10 стр-ца 98

    Оригинальный текст (рус.)

    В самых общих чертах этногенез турок характеризуется тем, что турецкий народ сложился из многих этнических компонентов, но определяющим компонентом были тюркские племена - огузы, туркмены, узы (западные огузы), печенеги, кыпчаки и др. Другим слагаемым явились ассимилированные тюрками группы местного населения - греков, армян, курдов, лазов, грузин и т.д. Ассимиляция местного населения была "облегчена тем, что тюрки создали в Малой Азии мощное феодальное государство - Сельджукский султанат (70-е гг. XI в. - 1307 г.), т. е. были политически господствующей общностью.

  28. , с. 126
  29. Gábor Ágoston, Bruce Alan Masters. . - Infobase Publishing, 2009. - С. 40. - ISBN 0816062595 , 9780816062591

    Оригинальный текст (англ.)

    Combined with the Seljuks and the immigration of Turkic tribes into the Anatolian mainland, they spread Turkish and Islamic influence in Anatolia. Unlike the Seljuks, whose language of administration was Persian, the Karamanids and other Anatolian Turkish emirates adopted spoken Turkish as their formal literary language. The Turkish language achieved widespread use in these principalities and reached its highest sophistication during the Ottoman era.

  30. , с. 131
  31. Академия наук СССР. Всемирная история . - Гос. изд.-во полит. лит-ры, 1957. - С. 733.
  32. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Труды . - Гос. изд.-во полит. лит-ры, 1963. - Т. 83. - С. 58.
  33. Н.А. Баскаков Тюркские языки. - М .: Издательство восточной литературы, 1960. - С. 141.
  34. , с. 135
  35. , с. 149
  36. Кинросс Лорд. Расцвет и упадок Османской империи. - М .: КРОН-ПРЕСС, 1999. - С. 37. - ISBN 5-232-00732-7
  37. История Османского государства, общества и цивилизации. - М .: Восточная литература, 2006. - Т. 1. - С. 25-26. - ISBN 5-02-018511-6 , 5-02-018509-4
  38. Иванов Н. А. Труды по истории исламского мира. - М .: Восточная литература, 2008. - С. 207. - ISBN 978-5-02-036375-5
  39. Греция . Краткая еврейская энциклопедия. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.

    Оригинальный текст (рус.)

    Восстание греков против Османской империи (1821) оказалось серьезным бедствием для еврейства Греции, лояльного по отношению к турецкому правительству. В городах, захваченных повстанцами, много евреев было убито. Только на Пелопоннесе погибло пять тысяч евреев. Несмотря на то, что независимая Греция провозгласила равноправие евреев, после 1821 г. они жили вплоть до конца века под постоянной угрозой погромов.

  40. William St Clair. . - Open Book Publishers, 2008. - С. 1. - ISBN 1906924007 , 9781906924003

    Оригинальный текст (англ.)

    The Turks of Greece left few traces. They disappeared suddenly and finally in the spring of 1821 unmourned and unnoticed by the rest of the world. Years later, when travellers asked about the heaps of stones, the old men would explain, "There stood the tower of Ali Aga, and there we slew him, his harem, and his slaves". It was hard to believe then that Greece had once contained a large population of Turkish descent, living in small communities all over the country, prosperous farmers, merchants, and officials, whose families had known no other home for years. As the Greeks said, the moon devoured them.

Сельджуки и Османская империя

В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов; монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.

В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство бея Османа. Походы против соседней Византии привели к успеху: вскоре большая часть Малой Азии оказалась под властью османских турок. Во второй половине XIV в. турки вторглись на Балканы и завоевали значительную часть их. Кроме того, турецкие султаны распространили свою власть на восток вплоть до Ирака. Столкновение с армией победоносного Тимура, в конце XIV в. разгромившего монгольское государство ильханов и объединившего под своей властью Среднюю Азию, Иран и значительную часть Ближнего Востока, отбросило турецких султанов на исходные позиции.

Однако после распада империи Тимура турки продолжили свою экспансию. Создав регулярную армию из янычар, султаны уничтожили Византию (захват Константинополя в 1453 г. сопровождался варварскими разрушениями), завершили завоевание Малой Азии и Балкан, а в начале XVI в., сильно потеснив иранских Сефевидов, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Повернув затем войска на юго-запад, турецкие султаны завоевали Египет и Сирию, установили свою власть в Аравии и заставили последнего из халифов уступить турецкому султану прерогативы повелителя правоверных. Вслед за тем власть турецкого султана была распространена на всю арабскую северную Африку, а в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Кроме того, вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья.

Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира. Самостоятельным политическим образованием в позднем средневековье был сефевидский Иран с его в основном шиитским населением, не говоря уже об Индии.

Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Османская империя: династические традиции Наследницей первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, или, официально, Высокое Османское Государство. Государство османских султанов образовалось в 1299 году. В Европе его часто называли Оттоманской империей или

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 4 Османская империя (Турция) Первые волны тюркоязычных племен в Малой Азии датируются эпохой Великого переселения народов (сер. I тысячелетия н.э.), но в период эффективной власти византийских императоров эти племена достаточно быстро ассимилировались местным

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Тамерлан и Османская империя Тамерлан одержал победы над чингизханидами Кашгарии, южной России и Султанатом Индии. Мы только что рассмотрели тот факт, насколько мало он ценил султана Египта. Единственной силой с которой ему приходилось считаться, так это была Османская

Из книги Месть географии [Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного] автора Каплан Роберт Д.

Глава 14 Бывшая Османская империя Если Иранское нагорье - это наиболее важное географическое формирование на Большом Ближнем Востоке, то значение полуострова Анатолии (Малой Азии), далеко выдвинутого на запад, по сравнению со всеми остальными частями Азии, является

Из книги Российская империя и её враги автора Ливен Доминик

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 2 Османская империя и ее армия

автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСМАНСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ XIV–XV ВЕКОВ Османские завоевания XIV–XV вв. сопровождались турецкой колонизацией завоеванных территорий, ассимиляцией отдельных групп местных жителей, обращением части

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII ВЕКЕ НАРАСТАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ИМПЕРИИ К началу XVII в. Османская империя объединила в своих пределах огромные территории Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Европы. Она вовлекла в единый государственный организм области и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Гасратян M.A., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983.Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. СПб., 2007.Жюльен Ш.А. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. М., 1961. Т. 2: От

автора Рахманалиев Рустан

Глава 7 Османская империя Истоки государства Османов В конце 1270-х гг. на северо-западе Анатолии возникло владение, вошедшее в историю как бейлик Османов – по имени предводителя тюркской племенной группы. «Анатолия» или «Восток» – так греки называли в античное время

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Османская империя и Россия Одним из внешнеполитических факторов, оказывающих значительное влияние на общее положение Османской империи на рубеже XVII–XVIII вв. становятся отношения с Россией. И хотя характер открытого военного противостояния русско-турецкие отношения

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

12.4. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII В. Мятежи янычар показали, что на сцену выходит новое военное сословие, осознавшее свои интересы и требующее перераспределения ресурсов в свою пользу. Оказалось, что воины с ружьями могут точно также отстаивать свои сословные интересы, как

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Османская империя и герои Алжира Алжирский вызовК началу XVI столетия берега Северной Африки превратились в яблоко раздора, ввергнувшее страны Средиземноморья в непрекращающиеся военные столкновения. Эта полоска земли, протянувшаяся тысячью километрами скалистых

Из книги История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. автора Овчинников А. В.

9. Османская империя После распада Сельджукской державы на территории Малой Азии остался Румский султанат Сельджукидов (Карта 48) с военно-ленной системой землевладения. Правители Рума провели своего рода «социальную революцию», освободив рабов и крепостных, что

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство Довольно успешную попытку восстановить единство мусульман предприняли султаны Сельджукиды: идеал единого исламского государства все еще влиял на умы жителей земель вокруг Багдада, где пришли к власти сельджуки.

Русско-турецкие войны

История в таблицах, картах и лузлах.

Предупреждение читателю:

Это так называемая бета-версия текста. Опечатки будут исправлены, запятые проставлены, история переписана. Автор снимает с себя ответственность за возможное переосмысление указанных событий, переигрывание войн и пересмотр их итогов.

Кто такие турки и почему они были так могущественны?

Турки - потомки вторгшихся на полуостров Малая Азия турецких племен (сельджуков). Их язык похож на татарский, башкирский, кипчакский (половецкий) и - в гораздо меньшей степени - на монгольский.

Во все эпохи Малая Азия являлась богатым, густонаселенным земледельческим регионом. До поражения от сельджуков, её территория принадлежала Византии (так эту страну называем мы, а как империю называли аборигены, дела никому нет). При завоевателях земледельческое население, в основном, сохранилось - оно кормило огромную турецкую армию. Часть местных жителей сохранила свою национальную идентичность - в Турции до сих пор проживает немало греков. Остальные же постепенно ассимилировались.

Вскоре после завоевания у кочевников наступила традиционная для их государств раздробленность. На этом фоне поднялось одно из турецких племен - османы (в европейском варианте - оттоманы). С 1288 года они подбирают под себя мелкие султанаты и доедают остатки Византии. Правда, перед смертью, ромейское государство успело неплохо подгадить бросившей его на произвол судьбы Европе. Греки использовали турок для борьбы с мятежными вассалами - Болгарией, Сербией, Эпиром. Османам так понравилось на европейском берегу, что они завоевали его для себя и перенесли свою столицу.

Велик был султан Баязид - это он добил на Косовом поле «братушек-сербов», это он заложил добрую турецкую традицию убивать всех близких родственников мужского полу по восшествии на престол (в результате, Османская империя была на 200 лет избавлена от дробления и междуусобиц). А потом, на развалинах старой часовни... а потом пришел Тамерлан и едва не вбомбил молодое государство в каменный век. Не добил, халтурщик...

В 1453 году султан Мехмед II захватил Константинополь. Византия кончилась. В Москве загнули пальцы и вычисли, что теперь являются Вавилоном-5 Третьим Римом. Турки с московитами не соглашались - ведь по их мнению «Второй Рим» никуда не исчезал - в нем просто сменилась власть. С тех пор и пересекаются трагически у двух имперских народов национальные идеи.

Москва - Второй Сарай - подбирает под себя земли бывшей Золотой Орды. В том числе - территории её мусульманских народов.

Москва - Третий Рим (и, по совместительству, Второй Иерусалим) - борется за объединение под своей властью всех православных народов.


Позднее - в XIX веке - возникла мысль о праве России объединить славянские народы (панславянизм)

Истанбул - Второй Рим - тоже собирает византийские земли, стремясь выйти к границам Юстиниана.

Османское государство также провозглашает себя Новым Халифатом - единым государством всех мусульман. Под этим предлогом присоединяются арабские и персидские территории, в Римскую Империю не входившие.

Наконец, турки - что вполне логично - претендуют на власть над всеми тюркоязычными народами (пантюркизм)

Сопоставив идейные притязания двух держав, мы видим: конфликт интересов возникает в Средней Азии, в Поволжье, на Кавказе и в Крыму. Затронуты все Балканские страны, Палестина и само сердце Турецкой империи - Константинополь.

Турция первой реализует свои амбиции. К моменту, когда Иван IV устраивает поход на Казань (1552 год), османскому владыке Саурону Сулейману Великолепному уже принадлежат Балканы, Крым, Ближний Восток и Северная Африка. Они контролируют практически весь Арабский мир. Большинство земель империи признают себя не провинциями, а вассалами Черного властелина турецкого султана. Но врагам Высокой Порты от этого не легче - на границах всё равно стоят крепости с сильными турецкими гарнизонами, подобно Азову, Кафе (Феодосии) и Очакову в Причерноморье.

Стоп! Кажется, я совсем запутал читателя с названиями. Следует разъяснить, что словами «Турция», «Оттоманская империя», «Османская империя» и «Высокая (Блистательная) Порта» принято обозначать одно и то же государство в один и тот же период - с XIV века по 1922 год). Последние 90 лет существует Турецкая Республика.

На языке аборигенов столица турок называется Истанбул, в русском языке - Стамбул, иногда город продолжают называть Константинополем.

Правителя титулуют султаном.

Визирь - аналог нашего министра.

Паша - наместник провинции, губернатор, военачальник.

Мощь османов основывалась на многолюдности и продовольственной независимости своей державы (под властью султана оказались все «хлебные» регионы Среднеземья Средиземноморья. Население империи достигало 110 млн. человек (Для сравнения, в тогдашней Московии едва набиралось 10 млн, а в современной России проживает 142 млн. граждан и гастарбайтеров). Крупные земельные наделы на захваченных территориях реквизировались и дробились - множество мелких собственников давали рекрутов в качественную пехоту и на флот. Теперь видно, что окажись Московское государство основным, а не второстепенным противником Турции, царям было бы несдобровать... К счастью, основными воротами для османских боданий традиционно являлись Центральная Европа и Персия.

2. Крымское хамство ханство

Очень продуктивные равнины Причерноморья в сочетании с несколькими торговыми городами побережья являлись экономическим ядром Золотой Орды. Поэтому, при распаде татаро-монгольского государства в середине XV века Крымское ханство первым освободилось от власти Сарая и выдержало давление соседних держав. В наступательный поход крымцы могли мобилизовать до 50000 конных воинов. Если же война складывалась неудачно, из междуречий Дона, Днепра и Донца подданные откочевывали на полуостров, оставив преследующим противникам безводную, сожженную и потравленную степь. От самых настырных врагов защищали несколько рядов укреплений, от моря до моря перекрывающих Перекопский перешеек.

Выгодное географические положение позволило крымцам уйти от таких архаичных форм деятельности, как земледелие и животноводство. Страну кормила торговля и война.

Каждую весну, едва вылезала первая трава, орды кочевников пускались «в загон». Проникая на территорию России и Ржечи Посполитой, летучие отряды татар захватывали «ясырь» - живой товар - и угоняли рабов на рынки Еникале, Каффы и Гезлева (Керчь, Феодосия, Евпатория). В самом Крыму рабства не было - славяне продавались в Османскую империю. Такой способ существования государства даже получил свой термин - «набеговое хозяйство». Добавлю, что черты оного мы могли видеть в Чечне 1992-2000 годов.

Укрепления на суше позволяли ханам идти на самые подлые наглости и решаться на самые наглые подлости. Но для десанта с моря Крым оказывается абсолютно беззащитен. А до турецкой столицы - три-четыре дня неспешного плавания. В итоге, с 1466 года трудовая династия Гераев становится вассалом Османской империи. Турки укрепляют запирающую Азовское море Керчь, ставят в устье Дона крепость Азов, а на Днепре - Очаков, Таванский городок (Каховка), Херсон. Черное море делается внутренним «Турецким озером». Чтобы обезопасить себя от крымских набегов, русскому государству, следует, прежде всего, «раскупорить» речные устья и выставить силу, способную соперничать с одним из сильнейших в мире военных флотов.

Такова диспозиция ко времени первого столкновения Кремля и Высокой Порты в правление Ивана IV

ТУРКИ-СЕЛЬДЖУКИ

Всем, наверно, известно о существовавшей на протяжении многих веков турецкой Османской империи. Но это была империя турок-османов. Мы же здесь немного затронем тему их предшественников - турок-сельджуков, сумевших захватить к XI веку громадные территории.


Владения турок-сельджуков в середине XI века


Их первоначальная история практически неизвестна, историки могут только предполагать и строить догадки о том, кто они были и откуда появились. Если судить по именам правителей, это были тюрки, пришедшие из Средней Азии. По имени одного из них - Сельджука, прожившего якобы 107 лет (это уже говорит не в пользу правдивости всей этой истории), они стали называться турками-сельджуками. Потомки Сельджука в течение нескольких десятков лет сумели захватить значительную часть Багдадского халифата, включая и сам Багдад. Но, как ни странно, согласно традиционной истории, в Багдаде по-прежнему продолжали править халифы из рода Аббаса. Историки объясняют это тем, что сельджукские султаны, лишив халифов светской власти, оставили им духовное управление, а через некоторое время подарили им Багдад с прилегающими землями. Красивая, но несуразная сказка традиционной истории.

В середине XIII века Багдад завоевывают монголы, а аббасидские халифы тут же переселяются в Египет, где номинально возглавляют страну. Династия при этом не прерывается. Что здесь можно сказать?

Мы видим явное хронологическое наслоение: если в других случаях традиционная хронология дублировала и разбрасывала по разным векам одни и те же события, то здесь на одном историческом отрезке и на общей территории оказались два разных исторических события. Одно - правление арабских халифов, другое - правление тюрок-султанов.

Это можно объяснить лишь тем, что дошедшие до наших дней источники фрагментарны и во многом надуманны. Династия Аббасидов согласно ТВ непрерывно тянется с 750 до 1517 года. Я подозреваю, что большинство представленных в ней халифов - попросту выдуманы. Точно такие же выдумки мы обнаруживаем, когда рассматриваем нескончаемую череду римских пап, а именно это и является одним из главных аргументов сторонников ТВ: раз существует непрерывная цепочка римских пап, то традиционная хронология верна. Однако точно так же, как и многие багдадские калифы, значительная часть римских понтификов является средневековой выдумкой.

Симптоматично, но турки-сельджуки выходят на историческую сцену сразу же после разгрома Хазарского каганата князем Святославом. Численность тюрок в Малой Азии стремительно возрастает со второй половины XI века. В эти же годы на южных границах Древней Руси появляются половцы, которые также являлись тюрками. Тюрки даже захватывают власть в Египте. Объяснения такой тюркской вездесущности у ТВ неубедительны, так как встает резонный вопрос: куда и почему столь внезапно пропала активность арабов? Возникает ощущение, что арабы, если не исчезают с территории халифата, то, по крайней мере, становятся незаметными.

Пришельцы тюрки в конечном итоге ассимилируют население территорий современных Азербайджана, Турции и части Ирана, хотя эти земли издревле были населены народами высокой по тем меркам культуры. Тем не менее, дикая орда каким-то образом смогла их ассимилировать. Такое трудно объяснимо. Однако если предположить, что население этих территорий к моменту прихода тюрок было редким, т. е. значительные территории Малой Азии были малонаселенными, то процесс ассимиляции их тюрками, конечно же, вполне мог стать успешным. Малонаселенность этих земель, по АВ, вполне можно объяснить последствиями вторжения семитов в этот регион и их политикой истребления местного населения.

Однако успех ассимиляции, тем не менее, должен подразумевать наличие определенной культуры у вторгнувшихся тюрок. Традиционные историки пытаются преподнести мнение, что ввиду того, что среди тюркских племен в IX и X веках распространился ислам, у них появились начатки более высокой арабской культуры, так же под арабским влиянием выросло и военное искусство. Не отрицая это утверждение, все же отмечу, что это лишь факторы более позднего периода, позволившие успешно продолжить ассимиляцию. Но они еще не могли существовать на начальном этапе, когда тюрки только лишь начинали свои завоевания.

Решение этой проблемы можно найти у А. Кестлера в «Тринадцатом колене». Он пишет, что «великая сельджукская династия была, как кажется, тесно связана с хазарами. Об этом сообщает Бар Гебрей». Далее по Кестлеру: «Бар Гебрей сообщает, что отец Сельджука Тукак был полководцем в войске хазарского кагана и что после его смерти сам Сельджук, основатель династии, воспитывался при дворе кагана… Один из четырех сыновей Сельджука был наречен еврейским именем Израиль, а один из внуков - Даудом (Давидом)».

Разгром Хазарии Святославом позволил тюркским племенам, находившимся под властью хазар, получить независимость и начать экспансию в Закавказье. При этом тюрки-сельджуки уже не были столь дикими, как нам рисует ТВ. От контактов с хазарами они получили основы культуры и что самое главное - основы военного искусства. Наличие у членов рода Сельджуков еврейских имен вполне можно объяснить иудаизмом среди части тюрок. Но в Закавказье они столкнулись с активно действующим исламом, что и привело в конечном итоге к переходу сельджуков в мусульманскую религию.

Есть еще одно объяснение тюркской вездесущности на страницах истории. Да, их было много, но не все исторические тюрки являлись таковыми на самом деле. Так, многие угорские племена были объявлены тюрками. Те же печенеги, гунны, хазары (точнее их угорские компоненты до контактов с семитами). И если бы до наших дней не дожили нации венгров и осетин, то и венгры и часть аланов тоже, скорее всего, были бы объявлены историками тюрками.

Известный историк профессор А. Г. Кузьмин в работе «Хазарские страдания» привел пример с расшифровкой салтово-маяцких надписей (район лесостепной части Подонья, где обитали в основном аланы). «Не отрицая алано-болгарской принадлежности поселений и могильников Подонья, М. И. Артамонов стал склоняться к мысли, что и эти народы были ассимилированы тюркоязычными хазарами. Эту мысль вроде бы проверил и подтвердил тюрколог А. М. Щербак, прочитав ряд надписей салтово-маяцкой культуры как тюркские, и М. И. Артамонов немедленно принял это прочтение как огромной важности факт». Это было в 1954 году. А в 1971 году выяснилось, что «Щербак не только неверно перевел, но даже неверно воспроизвел все надписи, поскольку в оригинале их даже и не видел. В действительности - одни надписи оказались алано-осетинскими, а другие - черкесскими».

Но вот что любопытно: в 1976 году, т. е. пять лет спустя, выходит книга С. А. Плетневой «Хазары». «Заключение М. И. Артамонова приняла и С. А. Плетнева, признав вероятным, что уже к середине VIII века на территории каганата распространился „общий язык“, который восприняли „даже ираноязычные аланы“» (А. Г. Кузьмин). Тюркизм по-прежнему торжествует!

В труде Масуди «Россыпи золота» читаем: «Затем следует царство Алан (ал-Лан), царь которого называется К. рк. ндадж, что является общим именем для всех их царей». В примечаниях к труду сообщается, что К. рк. ндадж - возможно, турецкий почетный титул (кэр-кун-дедж), а элемент кэр встречается во многих турецких именах и словах. Еще немного и глядишь, историки признают в некоторых аланских племенах вовсе не индоевропейцев, а тюрок.

Между тем появление этого титула у аланов вполне объяснимо с точки зрения АВ. В тех же примечаниях к труду Масуди сообщается об именах северокавказских эмиров: это Исхак бен Кундадж и Исхак бен Кундаджик бен Урхур. А имена-то еврейские! Исхак, СЫН Кундаджа. Бен - это ивритское «сын» (по-арабски «сын» - ибн). Поэтому нам сразу же заявляют, что эти эмиры могли иметь хазарское происхождение. И здесь я соглашусь с традиционными историками. Действительно, эти имена хазарского, т. е. ЕВРЕЙСКОГО (по АВ) происхождения. Кундадж тоже, получается, имя семитского корня.

Как звали аланских царей? К. рк. ндадж. Иначе: Кэр Кундадж. Но «кэр» - это слегка испорченное семитское «сар», т. е. «царь, правитель»! Таким образом, мы имеем, что аланского царя звали «царь Кундадж». Откуда семитские имена у аланов? Вполне возможно, что этот царь Кундадж был родом из хазар, т. е. евреев. Семиты практиковали посажение на трон подчиненных им племен своих соплеменников.

Через несколько веков сельджуков сменили родственные им турки-османы. В самом конце XV века, когда в Испании начались гонения на евреев, именно османы пригласили к себе этих беженцев (иноверцев!) и даже создали условия для их жизни и торговли.


| |

Похожие публикации