Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Секреты изготовления крупных скульптур. Процесс создания скульптуры. Мистический Медный всадник

Скульптура, как вид изобразительного искусства, возникла очень давно. Палеолитическая Венера тому пример.

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Скульпту́ра (лат. sculptura , от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов - в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура , помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Разновидности скульптуры

Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае - барельеф, во втором - горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление, или моделировка - искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика - искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле - искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура малых форм

Основная статья: Миниатюрная скульптура

Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям - как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно - объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура.

Иные разновидности скульптуры

Кинетическая скульптура - разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура - художественная композиция, выполненная изо льда. Песчаная скульптура - художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки - лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Техника исполнения

«Изготовление скульптуры в Тибете», 1905 г. (Арнольд Генри Сэвидж Лэндор)

Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска, и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры, и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою , художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками , но ещё больше пальцы его собственных рук. Во все продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приемы употребляются и при производстве рельефов значительного размера - с тою только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu ) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux ), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).

Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры - будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.

С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе и т. п.) или в металле (бронзе, цинке, сталь и т. п.), что составляет уже полуремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота; в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой , в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили (см. Полихромия).

Использование материалов

Бронза

Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза - для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной . Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.

Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё - это совокупное название всего этого процесса.

Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè ), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.

Дерево

Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево.

Драгоценные материалы

Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты.

Искуственный камень

На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел икусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор, известняк и т.д.).

История

Древний мир

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, - легенда, по которой Кора , дочь коринфянина Вутада , желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху - о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это - простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Древний Египет

Дочь Нефертити (18 династия Египта)

Скульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр.), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия - таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др.). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории - в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов - в погребальных сооружениях. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы ), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.

Месопотамия

Крылатый бык из Ассирии

Раскопки, произведенные в Месопотамии, в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия, познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000-600 гг. до н. э.). И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений - довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни. Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы. По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно небольшие бронзовые и терракотовые статуэтки благодетельных и злых демонов, представляющие иногда удачное, иногда чудовищное сочетание человеческих форм с формами животных. Из крупных произведений подобного рода можно указать только на крылатых быков и львов с бородатой человеческой головою, увенчанной тиарой, - колоссальных полустатуй, полурельефов, стоявших парами как бы на страже при входах в царские жилища.

Древняя Персия

Искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560-330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций в Персеполе и Сузах, состоят в рельефах с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках - крылатых животных с человеческою головою. Нельзя, однако, сказать, чтобы персидская пластика сделала значительный шаг вперед по сравнению с ассирийской: напротив, вместо энергичных, полных движения фигур и форм, какие мы видели в этой последней, здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах; в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений; но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные.

Древняя Индия

«Танцующий Шива», статуэтка XI века (государство Чола)

Религиозные воззрения древних индийцев в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до н. э. Эта отрасль искусства и на берегах Инда стояла в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических; поэтому образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела, или в странном соединении человеческих и животных форм. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей.

Современный человек постоянно испытывает эмоциональное перенапряжение в заботе и суете больших городов. Душевный отдых в парке среди изысканных скульптур - вот что помогает отдохнуть и расслабиться. Чтобы скульптуры смотрелись в вашем саду целесообразно и гармонично, необходимо знать особенности их традиционного размещения и различать их стили и виды.

Виды

Специалисты выделяют 4 вида садово-парковых скульптур:


Знаете ли вы? Самая дорогая скульптура в мире была продана за рекордные 141,3 млн. долларов. Её создал швейцарский живописец Альберто Джакометти. Называлось его творение «Указующий человек».


Садово-парковые скульптуры можно приобрести или изготовить самому. Материал изделий бывает разным, от него зависит долговечность и износостойкость скульптуры, а также их цена. Приведём список материалов, использующихся чаще всего.

  • Дерево. Наверное, наиболее универсальный материал для изготовления статуй и не только. Абсолютно любую вашу фантазию можно воплотить в реальность благодаря обычному деревянному брусу. Деревянные изделия великолепно оживят даже самый неприметный уголок вашего сада, их можно создать самому или заказать интересующую вас фигурку у специалиста. Цены на такие изделия зависят от сложности выполненной работы и породы дерева. Например, если вы хотите красивую статую высотой 1 м и шириной 20-30 см, то мастеру необходимо заплатить от 100 до 300 долларов. Но деревянные изделия имеют один минус - они недолговечны. Конечно, если изделие покрыть морилкой или лаком, то срок службы значительно продлится. Однако естественные процессы гниения древесины всё равно рано или поздно начнутся, пусть даже через 30 или 40 лет.

  • Пример деревянной скульптуры
    • Гипс. Изделия из этого материала до сих пор остаются одними из самых популярных. Гипс является достаточно распространённым и относительно дешёвым материалом. Гномики и ангелочки из гипса могут выглядеть очень естественно. Они придадут вашему саду нереальной сказочности и красоты. Но у таких изделий есть один важный недостаток - материал очень хрупкий и ломкий. При небрежном отношении скульптуру можно разбить или расколоть. Но если вы заказываете изделие у профессионала, то можете быть уверены в надёжности его творения. Зачастую мастера покрывают гипс специальными материалами, которые значительно укрепляют скульптуру. Такие изделия могут служить вам много десятков лет. Цены варьируются в зависимости от сложности проделанной работы и объёма самой скульптуры. Например, небольшого ангелочка высотой около 30 см можно приобрести за 20-30 долларов.

    • Скульптура из гипса
    • Разные виды камня. Каменные стелы, статуи, обелиски, расположенные в пышном и шикарном саду, всегда говорят о хорошем достатке владельца. Дело в том, что красивые каменные изделия не так-то и просто сделать, поэтому цены на них немножко «кусаются». Например, шикарные мраморные ангелочки смогут придать атмосферу роскоши любому саду, но цены на небесных особей достаточно высоки: изделие около 1 м высотой будет оцениваться в 300 долларов и более. За мрамором нужно правильно ухаживать: укрывать на зиму или уносить в тёплое помещение. В идеале, мраморные статуи смогут прослужить вам около 100 лет. Существуют и более дорогие камни - кварц, гранит, полистоун (искусственный акриловый камень). Изделия из таких материалов не боятся никаких погодных условий, даже самых экстремальных. Кварцевые или гранитные скульптуры могут сотнями лет стоять под лютыми морозами снежных зим. Цены на метровую статую гномика или ангела из таких камней начинаются от 1000 долларов.

    • Садовые гранитные скульптуры
    • Металл. Зачастую металлические скульптуры изготавливают на основе меди или бронзы. Такие статуи способны великолепно подчеркнуть дизайн вашего неповторимого сада или ландшафтного парка. Главное положительное качество таких изделий - долгий срок службы. Медь и бронза не окисляются, не ржавеют и не тускнеют, несмотря на изменчивый климат. Первоначальный вид металлических статуй смогут увидеть даже ваши внуки через несколько десятков лет. Но так как самостоятельно изготовить их не удастся, то придётся недёшево заплатить профессиональному мастеру. Например, небольшая статуэтка льва высотой всего 20-25 см обойдётся вам примерно в 50-70 долларов.

    • Садовая скульптура из металла

      Знаете ли вы? Для изготовления статуи свободы потребовалось использовать 225 тонн меди.

    • Керамика. Материал, изделия из которого остаются одними из самых популярных на рынке. А всё из-за невысокой стоимости скульптур. Производство статуй, памятников и статуэток из керамики широко налажено в странах СНГ, и, честно говоря, некоторые производители совсем не заботятся о качестве, делая основной уклон на низкие цены. В данном случае всё очень прозрачно и ясно: цены доступны для обычного среднестатистического человека (за фигурку высотой в 50 см вы заплатите не более 15-20 долларов), но срок службы скульптуры при этом невелик (от 3 до 15 лет).

    • Садовые скульптуры из керамики
    • Бетон. Изделия могут отличаться красотой и придавать вашему саду немножко изящности и сказочности, но долговечность таких поделок совсем невелика. Лютые морозы отрицательно сказываются на бетонных фигурках и статуях: они начинают растрескиваться и рассыпаться прямо у вас на глазах. Срок службы в первозданном состоянии не превышает 5 лет. А цены при этом могут кусаться (например, стоимость полуметрового бетонного ангелка - около 80 долларов).

    • Скульптуры из растительности или (иногда - топиари). Незабываемую красоту вашему саду можно придать при помощи обычных садовых ножниц и капельки фантазии и терпения. Топиары - это садовые скульптуры из растений. Сделать их можно самостоятельно, но лучше всего пригласить профессионального мастера. Для поддержания задуманного дизайна проводить обрезку растений следует 3-4 раза в год. Цены доступны практически для каждого (в зависимости от уровня профессионализма мастера, цена за обработку 1 куб. метра растений может составлять от 10 до 50 долларов).

    • Садовые скульптуры топиарии

    Выбор скульптуры

    При выборе культуры следует ориентироваться на стилистику собственного сада. Регулярному стилю сада изысканности и строгости придадут классические скульптуры, пейзажный стиль хорошо дополнят романтические нимфы, ангелки и амурчики.

    Если вы являетесь хозяином сада деревенского стиля, то лучше всего покупать скульптуры различных ежей, лисичек, волков и т.п. Любой сад естественного стиля будет более совершенным и красивым при наличии в нём редких и завораживающих камней.

    Знаете ли вы? Француз Огюст Роден - один из создателей современной скульптуры, трижды пытался поступить в парижскую школу изящных искусств, но постоянно получал отказы. Сегодня его работам посвящены три музея, а копии его произведений располагаются во многих странах мира.

    При выборе всегда следует полагаться только на свой вкус и фантазию Экономия при облагораживании декоративного парка или сада может сыграть с вами злую шутку. Лучше заплатить немного больше и приобрести скульптуру из качественного материала, которая будет выглядеть прекрасно в долгие годы и зимой и летом.

    Рассматривать каждую отдельную скульптуру как представителя определённого стиля достаточно сложно. Это связано с тем, что существует более десятка различных направлений ландшафтного дизайна, кроме того некоторые виды статуэток, обелисков, статуй, стел можно отнести сразу к нескольким стилям. Для большего удобства специалисты выделили всего три основных стиля скульптур:


    Дабы правильно подобрать стилистику сада, необходимо внимательно его изучить. Задача не из лёгких, но иногда определённый стиль становится очевидным. Следует оценивать размеры участка, типы и величину клумб, разновидности деревьев, наличие водоёмов и т.п.

    Мы хотим вам рассказать о способе изготовления домика-гриба из гипса для хомячков. Данную скульптуру очень просто сделать. Для этого нам не понадобится использовать специальные приспособления, кроме того, не нужно иметь профессиональных навыков архитектора или скульптора. Пошаговый процесс изготовления таков:


    Важно! Гипс лучше не разводить в горячей воде, так как это поспособствует сокращению времени схватывания смеси.

    Видео: как сделать домик-гриб из гипса своими руками Как видите, ничего сложного в этом деле нет. Из обычного гипса можно сделать много разных поделок, а в качестве каркаса использовать, например, коробки из-под сока или жестяные банки из-под пива. Просто дайте волю своей фантазии и оживите её при помощи своих рук.

    Правильное размещение

    Если вы хотите, чтобы новая скульптура смотрелась в саду гармонично и выразительно, для неё необходимо выбрать подходящее место. Существуют некоторые правила идеального размещения:

    • гармония будет при соблюдении размеров скульптур относительно общей площади сада. Не старайтесь поместить крупные изделия в маленьком декоративном парке. Небольшие статуэтки в огромном саду могут затеряться и не придавать должного эстетического эффекта;
    • наиболее ценное для вас изделие постарайтесь поместить в центре общей картины сада. Задний план должен соответствовать стилистике «главного героя»;
    • старайтесь не размещать большие статуи и фигуры вдали от обозримого периметра. В то же время маленькие изделия лучше всего помещать на возвышенностях или скалах;
    • смешение стилей может испортить общую декоративную красоту вашего «оазиса». Старайтесь придерживаться одной выбранной линии;
    • сначала выбирайте место, а затем скульптуру, которая будет гармонично смотреться на нём. Например, возле пруда уместны русалки или цапли, в розарии лучше всего поместить фигурки ангелов, а декоративной траве придадут интересный вид небольшие гномы или ёжики;
    • 4 раза уже
      помогла


Смысл, идея, задача задуманного произведения определяют и выбор материала. Из фарфора не выпол­нишь монументальной скульптуры, а гранит вряд ли удачный мате­риал для настольного украшения.

Техника скульптуры разделяется на три вида - лепка, т. е. собст­венно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние - обработ­ка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.

Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, набро­ска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).

Мягкие мате­риалы считаются временными, при работе с ними обычно предпо­лагается дальнейшая отливка в более долговечные - чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пласт­массы.

Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

Глина - один из основных скульптурных материалов. Это оса­дочная порода, основу которой составляет каолин. Важнейшее каче­ство глины - пластичность, а также способность длительное время сохранять обеспечивающую пластичность насыщенность влагой. Обжиг придает глине не только механическую прочность, но и определенную завершенность, ощущаемую зрителем.

Этого качества лишен пластилин, обладающий как промежуточ­ный скульптурный материал рядом преимуществ по сравнению с гли­ной. Являясь продуктом смешения очищенной глины с воском, жиром и другими компонентами, он не высыхает, допускает тончайшую, не всегда доступную глине моделировку поверхности, но недостаточно пластичен для работы с крупной скульптурной формой, неудобен для длительного хранения и экспонирования. Пластилин используется обычно для лепки эскизов, исполнения миниатюрных и медальерных работ, впоследствии переводимых в другие скульптурные материалы.

Лепка в мягком материале осуществляется на специальном кар­касе, составляющем основу и остов будущего произведения. Он дол­жен соответствовать ему по своим размерам и форме. В переводе с французского языка carcasse - буквально означает - скелет, ос­тов. Его непосредственная задача - гарантировать конструктивную прочность изображения, не давать глине или пластилину оседать под собственной тяжестью, деформируя скульптурный объем.

Глина может быть и самостоятельным материалом, тогда она тре­бует обжига и называется терракотой.

Из Ис­пании техника цветной глазури (по-видимому, от острова Майорки возникло название «майолика») перешла в Италию.


В XVIII в. майолику сменяет открытый китайцами еще в VII в. фар­фор.

Гипс больше служит как вспомогательный материал для отливок с глины и воска, но и как отлив с живой модели он известен очень давно.

Из твердых материалов скульптуры древнейшим было дерево, из­вестное в Египте и архаической Греции, совсем забытое в эпоху зрелой античности в классической Греции и в Риме. Дерево можно легко окрашивать, чем широко пользовались как египетские мастера, так и западноевропейские в эпоху Средневековья и барокко.

Скульпторы итальянского Возрождения прибегали к дереву очень редко, его вытеснили мрамор и бронза.

Другой крепкий материал - слоновая кость, известная еще с ка­менного века. Слоновая кость используется чаще всего для мелкой скульптуры.

Камень - самый распространенный из твердых материалов, который может быть разных цветов и разной степени твердости. Наиболее твердый - обсидиан, черный или темно-зеленый базальт, красный или фиолетовый порфир, черный диорит. Все это - излюбленные материалы египтян, высекающих из них свои огромные, мрачные, застывшие в вечной статике статуи. Хрупкий и прозрачный алебастр, известный еще шумерам, употреблялся как для монумен­тальной скульптуры, так и для мелкой пластики.

Более мягкий (но и более ломкий) камень - известняк, широко при­менялся в скульптуре Древней Греции. Мрамор, собственно, - особая порода известняка, только наиболее твердая и разных, очень красивых цветов - от ярко-белого до черного, дающая сложнейшую игру светотени. Этим и объясняется его успех у скульпто­ров.

Из металлов , применяемых для отливки скульптуры, наиболее рас­пространена бронза, - смесь олова с медью, известная на Востоке еще в III тысячелетии до н. э. Новое время знает и отливку из чугуна, алюминия, формование из бетона и т. д. Приемы отливки, чеканки, ковки, естественно, отличны от приемов работы в камне. Прежде все­го бронза легче камня, ибо она полая внутри. Поэтому она дает возможность для более разнообразных решений: просветы, сложные по­вороты, большие ответвления от основной массы, - чего нельзя вы­полнить в камне. В бронзе более четкий, темный силуэт, большая игра светотени. Наконец, бронза менее мрамора поддается атмосферным влияниям, воздействию сырого воздуха, а патина (зеленоватый на­лет), возникающая от сырости, иногда даже придает ей благородный «оттенок времени».

Литье из бронзы было знакомо еще древним египтянам, от них пе­решло к грекам. Скульптор IV в. до н. э. (так называемой поздней классики) Лисипп работал в основном в бронзе и, как говорят источ­ники, оставил более 1500 статуй. Раннее Средневековье предпочита­ло бронзу в отличие от позднего, любившего дерево и особенно ка­мень. С эпохи Возрождения история литья из бронзы практически уже не прерывалась.

Холодная ковка металла (необязательно бронзы, это может быть и золото, и серебро) известна была и в древности - в Вавилоне и Египте, где металлическими пластинами с выкованными на них рельефами (они ковались изнутри) обкладывались большие статуи, основа которых была деревянной или глиняной.

Бетонные скульптуры, изготовленные профессионалами, вызывают у многих неподдельное восхищение и уважение, а также желание научиться выполнять эту работу самому своими руками.

Окраска бетонных скульптур

Сказка из бетона

По составу бетонной смеси мастера особых секретов не раскрывают, объясняя тем, что состав обычный. Но по цвету бетона можно предположить, что одни используют темный коричневый , другие для ускорения твердения и увеличения прочности конструкции добавляют белый цемент (но он значительно дороже серого портландцемента).

Некоторые комментарии на эту темы были даны по советам Т. Нила . Также можно отметить, что многие российские мастера и самоделкины добавляют (для придания большей пластичности) в бетонную смесь моющее средство типа Fairy (0,1 – 0,5% от веса цемента). Оно является и пластификатором, и воздухововлекающим компонентом. Смесь получается более легкой, но прочность такого бетона ниже и поэтому его желательно использовать в последнем поверхностном слое фигуры, где необходимо проработать тонкие и мелкие детали.

Похожие публикации