Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Монтаж сборных железобетонных конструкций с. Монтаж сборных фундаментов. Установка вентиляционных блоков, объемных блоков шахт лифтов и санитарно-технических кабин

Монтаж колонн . Железобетонные колонны в зависимости от их массы и длины, условий подачи, характеристики кранов поднимают поступательным перемещением колонны краном, поворотом колонны вокруг основания и поступательным движением крана, поворотом колонны и стрелы крана. Тяжелые и высокие колонны поднимают с перемещением нижнего конца на тележке либо поворотом вокруг основания на стальном башмаке.

Для монтажа легких колонн используют фрикционные захваты (рис. 6.15). После установки колонны захват под действием силы тяжести опускается вниз и размыкается.

Возможна также строповка колонны «в обхват» обычным универсальным стропом. Тяжелые колонны захватывают траверсами с двойным стропом, зацепленным за монтажные петли выше центра тяжести.

Типовые сборные железобетонные колонны одноэтажных производственных зданий массой 1,8. 26,4 т и высотой 3,8. 19,35 м, монтируются в фундаменты стаканного типа с помощью клиновых вкладышей ЦНИИОМТП (рис. 6.23, б).

До установки колонн в фундаменты необходимо: принять по акту (с приложением исполнительной схемы) фундаменты; закрыть стаканы фундаментов и засыпать пазухи фундаментов; доставить в зону монтажа необходимые монтажные средства, а также приспособления и инструмент, согласно нормокомплекта; нанести риски разбивочных осей на верхние грани фундаментов и боковые грани колонн.

Устраивается «монтажный горизонт». С помощью нивелира внутрь стаканов фундаментов выносится отметка «монтажного горизонта», т.е. низа устанавливаемой колонны. По этим отметкам выполняется подливка дна стакана фундамента (раствор марки М50, мелкозернистый бетон класса В7,5). Для тяжелых колонн «монтажный горизонт» устраивается из пакета армоцементных прокладок, т.к. такие колонны при установке «выдавливают» частично подливку, чем понижается проектная отметка колонны (рис. 6.25, а). Подкладки размером 100×100 мм, толщиной 10, 20, 30 мм из раствора марки 100 армированы сеткой с ячейками 10>;10 мм из стальной проволоки диаметром 1,0 мм.

Строповку колонн осуществляют за монтажные петли или специальный стержень, пропускаемый в отверстие колонны. При отсутствии монтажных петель или специальных отверстий колонны стропят фрикционным захватом или петлей-удавкой за места, обозначенные заводом-изготовителем. Для обеспечения сохранности каната под ребра колонн в местах примыкания каната устанавливаются стальные подкладки.

Временное крепление и выверка колонн выполняют деревянными или стальными клиньями, а также при помощи клиновых вкладышей. Они позволяют перемещать низ колонны «влево-вправо» и «вперед-назад». Вертикальность колонны регулируется стрелой монтажного крана за верх колонны.

Совмещение осей колонны и разбивочных осей на фундаменте контролируется по двум взаимно перпендикулярным осям. Вертикальность колонн проверяется с помощью двух теодолитов или теодолита и отвеса по двум разбивочным осям. При этом один теодолит должен быть установлен вдоль монтажной оси и установка колонн ведется в направлении «на себя» (на теодолит). Второй теодолит – поперечный и переставляется для каждой колонны. Отметки опорных площадок для подкрановых балок и стропильных конструкций, а также дна стаканов фундаментов контролируется методом геометрического нивелирования.

Расстроповка установленных колонн производится только после их закрепления в стаканах фундаментов деревянными или стальными клиньями с четырех сторон.

Колонны высотой более 12,0 м необходимо в плоскости меньшей жесткости дополнительно крепить расчалками из стальных канатов.

Выполнение рабочего стыка. Следует помнить, что проектные вертикальные усилия железобетонная колонна передает на фундамент, не только торцом (нижней поверхностью) «продавливая» фундамент, но и боковыми гранями, соединенными со стенками стакана фундамента монолитным бетоном класса В15. В20.

Полость стыка продувается сжатым воздухом от передвижного компрессора и смачивается (стенки стакана и нижняя часть колонны). Полость заполняется жесткой бетонной смесью и уплотняется щелевым вибратором (глубинный вибратор с насадкой из стального прутка диаметром 15. 20,0 мм). В течение трех часов не разрешается движение тяжелого транспорта (краны, тракторы, гружённые автомашины и т.п.) ближе 20,0 м от замоноличенных стыков.

В проектных местах (в середине температурного блока) для обеспечения продольной устойчивости здания между колоннами каркаса устанавливаются вертикальные связи. Вертикальные связи изготавливают из стального проката (уголков или швеллеров): крестовые, при шаге колонн 6,0 м: портальные, при шаге колонн 12,0 м. После из установки допускается монтаж следующих конструкций – подкрановых балок или ферм.

Монтаж подкрановых балок . Железобетонные подкрановые балки – это Т-образные элементы длиной 6,0 м при высоте 800 мм и массе до 3,0 т и длиной 12,0 м при высоте 1400 мм и массе до 8,0 т, которые опираются на консоли колонн.

На опорных консолях колонн наносятся риски разбивочных осей подкрановых балок. На самих балках наносятся центральные осевые риски на опорных частях. Балки стропят двухветвевым стропом «в обхват» (с подкладками под канат). Балки длиной 12,0 м поднимают при помощи траверсы (рис. 6.26).

«Монтажный горизонт» по опорным консолям колонн устраивается следующим образом. Определив по схеме наиболее высокую отметку, все остальные опорные точки, уровень которых отличается более чем на 2.0 мм, приподнимают при помощи пакета стальных прокладок толщиной 1.0 мм.

Установленные на консоли колонн балки временно закрепляют кондуктором, с помощью которого производится перемещение концов балки при выверке ее в плане. Выверка балок производится в пределах температурного блока или пролета при помощи геодезических инструментов: по высоте – методом геометрического нивелирования; в плане – методом бокового нивелирования с помощью теодолита или по отвесу со стальной проволокой, натянутой на 0,8-1,0 м выше уровня подкрановых балок по оси подкранового пути и закрепленной на приваренных к колонне кронштейнах.

Расстояния между осями установленных балок проверяют компарированной рулеткой с двукратным смещением мерного привода с поправкой на провес рулетки и температуру. Допустимая средняя погрешность при геодезическом контроле не должна превышать 20% допускаемого отклонения на контролируемый размер.

При монтаже балок с уже установленными на них крановыми рельсами замеряется расстояние между головками крановых рельсов.

Монтаж шатра . При монтаже одноэтажных промышленных зданий мобильными стреловыми кранами не удается на смонтированные по всему зданию фермы укладывать плиты покрытия при боковой проходке крана. Поэтому выполняется комплексный монтаж «шатра» на ячейку (шаг колонн): подстропильные фермы, стропильные фермы, фермы свето- аэрационных фонарей, плиты покрытия.

Поток «монтаж шатра» выполняется мобильным краном грузоподъемностью 25-63 т с соответствующим монтажным оснащением, идущим вдоль оси пролета и выполняющим монтаж «на себя». При шаге несущих колонн 6 м используют краны с обычными стрелами или стрелами с гуськом; при шаге колонн 12 м монтаж ведется стрелами с гуськом или башенно-стреловым оборудованием.

При монтаже шатра первая установленная в проектное положение ферма закрепляется тремя парами расчалок (в центре и но краям фермы), вторая и последующие фермы раскрепляются к предыдущей с помощью инвентарных распорок фиксированной длины (6 или 12 м) (рис. 6.25).

На оголовках колонн наносят риски проектных осей. Центральные риски наносятся на опорные части ферм. По верху фермы устраивается леерное ограждение. К концам фермы крепят оттяжки из пенькового каната необходимой длины для разворота и наведения опорных частей фермы на оголовок колонны. В центре верхнего пояса крепится монтажная распорка длиной 6,0 или 12,0 м (по шагу колонн).

«Монтажный горизонт» в данном случае не устраивается, т.к. накопление погрешностей по высоте прекратилось, и исправления погрешностей отметок верха колонн не требуется.

Балки покрытий и фермы пролетом более 12,0 м поднимают траверсами, длина которых зависит от длины поднимаемой конструкции.

Строповку стропильных ферм в зависимости от пролета производят за две, три или четыре точки. Ферму захватывают в узлах верхнего пояса.

Первая стропильная ферма (без распорки) поднимается траверсой соответствующей длины и наводится на оголовки колонн. Выверка опорных частей фермы (совмещение осевых рисок) производится «на весу». Исправление положения – подъем краном и повторное наведение.

Временное закрепление первой фермы осуществляется тремя парами расчалок из стальных канатов закрепленными на земле за якоря (анкера) (рис. 6.27). Выверка фермы по вертикали производится отвесом. На опорных частях выполняется сварной монтажный стык.

Вторая стропильная ферма и все последующие аналогичным образом ставятся на оголовки колонн и закрепляются монтажной распоркой к первой ферме (к предыдущей). Выполняются монтажные стыки на опорах.

Далее монтируются плиты покрытия на ячейку (установленные на колонны две фермы). Подъем плиты длиной 6,0 м производится четырех-ветвевым стропом, при длине 12,0 м используются различные траверсы. После установки плиты приваривают в трех точках (одна точка недоступна, рис. 6.27, г) сразу рабочим швом, т.к. точки соединения последовательно закрываются последующими плитами.

Монтаж наружных стеновых ограждений . После окончания монтажа каркаса здания или его части начинают монтировать стеновые панели. В большинстве случаев стеновое ограждение монтируется самостоятельным потоком после завершения монтажа каркаса здания и покрытия.

Проектные решения регламентируют компоновку наружных и торцовых стен, а также раскладку панелей в верхней части стен (при парапетах и карнизах). Способы крепления панелей к колоннам, а также заполнение швов между панелями представлены на рис. 6.25.

До начала монтажа должно быть выполнено складирование стеновых панелей у рабочих стоянок в зоне действия монтажного крана. При этом могут быть три варианта: для зданий небольшой высоты кассета располагается между монтажным краном и монтируемой стеной (объем кассеты обеспечивает достаточное число панелей для устройства стены на всю высоту здания); монтажный кран располагается между кассетой и монтируемой стеной (объем кассеты обеспечивает устройство стены на всю высоту здания); если устройство стены обеспечивается двумя кассетами, монтажный кран располагается между этими кассетами.

Если стена по высоте состоит более чем из 12 панелей, монтаж осуществляется за две проходки крана. При этом монтажники выверяют и крепят устанавливаемые панели с рабочих площадок, находящихся с внутренней стороны здания. При возможности проезда внутри здания в качестве рабочих мест монтажников целесообразно использовать два подъемника на базе автомобилей. При отсутствии подъемников в качестве рабочих площадок могут быть использованы различные подмости и самоподъемные люльки.

Прогрессивная технология монтажа наружных стен одноэтажных производственных зданий базируется на применении специализированного башенно-стрелового оборудования, разработанного применительно для стреловых кранов РДК-25; Э-10011Д; Э-1254, а также для башенных кранов типа БКСМ-3-5-8 (рис. 6.28).

Основными технологическими особенностями применения специализированного оборудования стреловых кранов являются: совмещение функций грузоподъемного крана с монтажной площадкой; возможность перемещения монтажной площадки вверх и вниз по башне, а также по горизонтали – от башни к стене и обратно; размещение стеновых панелей в кассетах, устанавливаемых между краном и монтируемой стеной; ширина монтажной зоны по периметру здания при работе крана со специализированным оборудованием составляет около 8,5 м.

Поворотная часть стреловых кранов может вращаться при нижнем положении монтажной площадки на минимальном вылете. При остальных положениях монтажной площадки поворотная часть крана автоматически блокируется.

Прогрессивная технология монтажа наружного стенового ограждения обеспечивает снижение затрат в 1,5-2 раза.

Стеновую панель поднимают краном при максимальном удалении монтажной площадки от стены. После подачи панели к месту установки монтажная площадка вместе с монтажниками подается вплотную к стене (подача прекращается автоматически после упора ограничителей в колонны).

Монтажники, находящиеся на площадке, обеспечивают наведение и установку панели в проектное положение, ее выверку, временное и окончательное крепление путем электросварки закладных деталей.

Заделка горизонтальных и вертикальных швов производится сразу, одновременно с монтажом. При установке стеновых панелей обычным стреловым краном без описанного спецоборудования заделка швов выделяется в отдельный поток и выполняется вместе с потоком «отделка». В этом случае работы ведутся с наружных переставных, передвижных и самоходных лесов; подвесных люлек.

Для инъецирования герметизирующих мастик и растворов в полость шва используются гидравлические, пневматические и механические нагнетатели, инъекторы, растворные шприцы.

Одновременно с установкой стеновых панелей устанавливают стальные элементы светопроемов (импосты, переплеты).

Монтаж железобетонных конструкций одноэтажных промышленных зданий


Монтаж железобетонных конструкций одноэтажных промышленных зданий Монтаж колонн. Железобетонные колонны в зависимости от их массы и длины, условий подачи, характеристики кранов поднимают

→ Cтроительные работы


Монтаж железобетонных конструкций


Монтаж конструкций одноэтажных промышленных зданий. При монтаже одноэтажных промышленных зданий применяют метод продольного монтажа, когда сборка ведется отдельными пролетами, и метод поперечного или секционного монтажа, когда сборка ведется на отдельных секциях объекта.

В зависимости от ширины пролета здания, массы монтируемых элементов и грузоподъемности крана передвижение его при установке конструкций осуществляется по середине пролета или по его краям. При выборе движения крана необходимо стремиться к тому, чтобы протяженность путей для его передвижения и число стоянок были минимальными.

В отличие от металлических каркасов, собираемых попанельно (комплексно), здания из сборных железобетонных элементов монтируют раздельным способом, что обусловливается необходимостью за-моноличивания стыков конструций до установки на них последующих элементов. Монтаж конструкций покрытия можно начинать только после достижения бетоном замоноличивания стыков колонн с фундаментами 70%-ной прочности. Для сдачи здания под следующие работы отдельными частями весь объем работ разбивают на захватки, ограниченные пролетами, температурными швами или отдельными участками в зависимости от размеров цеха.

При одновременной работе нескольких монтажных механизмов монтаж ведут несколькими параллельными потоками.

Сборные конструкции одноэтажных промышленных зданий монтируют, как правило, стреловыми кранами в следующей последовательности: фундаментные блоки, колонны, фундаментные балки, подкрановые балки, стропильные фермы или балки и плиты покрытия.

В случае монтажа каркасов сборных железобетонных промышленных зданий приобъектные склады не организуют, что объясняется сравнительно близким расположением к монтажным площадкам заводов-изготовителей и возможностью подачи конструкций непосредственно к месту монтажа.

При организации подачи конструкций в требуемой последовательности и в установленные сроки монтаж осуществляется с транспортных средств (монтаж «с колес»). Если нет возможности организовать монтаж «с колес», конструкции подают автотранспортом в зону монтажного крана. Разгрузку конструкций выполняют более легким краном, или монтажным краном в третью смену, так как использовать для разгрузки и раскладки конструкций основной монтажный механизм в дневные смены нерационально. Чтобы обеспечить бесперебойный монтаж, запас конструкций должен быть не меньше чем на 5 дней.

На рис. 181 показана схема монтажа цеха с тремя пролетами по 24 м.

Монтаж конструкций многоэтажных промышленных зданий. При возведении многоэтажных промышленных зданий применяют горизонтальный (поэтажный) или вертикальный (по частям здания на всю высоту) способы монтажа. При этом конструкции обычно монтируют комплексным методом, обеспечивающим пространственную жесткость каждой отдельной части (ячейки) здания.

Рис. 181. Схема монтажа цеха: 1 - кран СКГ-30 со стрелой 25 м; 2 - полуфермы; 3 - стенд для укрупнения ферм; 4 - плиты покрытия

Монтаж сборных элементов подземной части производят при помощи стреловых или башенных кранов. Башенные краны в этом случае устанавливают с расчетом их использования для монтажа надземной части здания без перекладки подкрановых путей. Сборные конструкции надземной части монтируют с помощью башенных кранов, которые устанавливают с одной или с двух сторон (при многих пролетах) здания, или стреловых с башенно-стреловым оборудованием.

Порядок монтажа сборных железобетонных конструкций многоэтажных промышленных зданий зависит главным образом от конструктивной схемы этих зданий. Основным условием монтажа конструкций зданий любой конструктивной схемы является обеспечение устойчивости смонтированной части здания и его отдельных элементов. К монтажу конструкций последующего этажа (яруса) приступают только после проектного закрепления конструкций предыдущего этажа и достижения бетоном замоноличивания 70%-ной прочности. Эти условия возведения каркаса предъявляют определенные требования к выбору монтажного механизма и к его установке.

Монтажный механизм должен располагаться за пределами каркаса и передвигаться вдоль здания, перекрывая его своей стрелой. При большой ширине здания и невозможности охватить его полностью с одной стороны каркас монтируют двумя кранами, перемещающимися по двум сторонам здания.

Большая высота зданий и поэтажный метод монтажа требуют наличия большого подстрелового пространства, что можно обеспечить применением высокого башенного крана или стрелового крана с ба-шенно-стреловым оборудованием.

Для сокращения общих сроков строительства и возможности ускорения сдачи каркаса под смежные строительные работы здание разбивают на очереди. Разбивка на очереди определяется температурными швами. Каждый участок каркаса делят на захватки в пределах этажа. Число захваток на этаже не должно быть менее двух, с тем чтобы на первой из них выполнять работы по установке элементов каркаса, а на второй в это время производить проектное закрепление стыков и их выдержку, если это необходимо. Размер захваток определяют из условия равной продолжительности работ на каждой захватке, для того чтобы не было простоев крана.

Рис. 182. Схема монтажа многоэтажного промышленного здания: 1 - каркас; 2 - башенные краны БК.СМ-14

В отличие от одноэтажных зданий элементы в многоэтажных зданиях из сборных железобетонных конструкций монтируют комплексно. Сначала устанавливают четыре колонны одной ячейки, затем монтируют ригели в этой ячейке и укладывают в ней распорные плиты между колоннами. По окончании монтажа элементов одной ячейки производят в такой же последовательности монтаж элементов другой и т. д.

В процессе монтажа колонн их временно закрепляют и выверяют с помощью теодолита. Крепление осуществляют при помощи кондукторов, растяжек или подкосов с винтовыми муфтами, с закреплением их к строповочным петлям нижележащих плит и ригелей. Кондукторы применяют одиночные или групповые (на две или четыре колонны). Кондукторы переставляют с одного места на другое, а также на этажи возводимого здания монтажными кранами. После временного закрепления и выверки правильности установки колонн их окончательно закрепляют путем электросварки закладных деталей. Стыки колонн сваривают до установки остальных элементов каркаса. Крепление ригелей к колоннам и плит к ригелям производят также сваркой закладных стальных деталей.

На рис. 182 показана схема монтажа многоэтажного промышленного здания.

Монтаж опор линий электропередачи. При сооружении линий электропередачи (ЛЭП) наряду с металлическими и деревянными широко применяют также сборные железобетонные опоры. Опоры с завода доставляют к месту их установки с помощью железнодорожного или автомобильного транспорта. Причем оснащение опоры траверсами, наголовником и другими деталями выполняется до отправки ее на пикет. Погрузку, транспортирование и разгрузку железобетонных опор производят с особой осторожностью, так как они легко повреждаются. Погрузку длинных стоек осуществляют с применением монтажных траверс. При перевозке по железной дороге длинные стойки грузят на сцепы из трех платформ, причем жестко привязывают только к средней платформе; на крайних платформах стойки укладывают на деревянные подкладки без привязки, чтобы обеспечить возможность их скольжения на кривых участках пути. При перевозке на автомобилях с полуприцепами в качестве подкладок используют швеллеры.

Железобетонные стойки опор, доставленные на пикет без траверс, соединяют со стальными траверсами посредством болтов, которые пропускают через отверстия в уголках траверсы и через стальные трубки, заделанные в стойку при ее изготволении. Крепление можно также осуществлять стальными хомутами, охватывающими стойку.

Рис. 183. Схема подъема железобетонной опоры ЛЭП

При сборке анкерных плоскостных опор на тросовых оттяжках с двумя траверсами обе стойки и траверсы выкладывают на выровненной площадке у места установки. Затем стойки соединяют с траверсами и крепят концы оттяжек. Собранная таким образом опора обладает достаточной жесткостью для подъема ее целиком без применения временных связей стойками. Железобетонные опоры со стальными траверсами устанавливают на весу при помощи стреловых кранов. Подъем опор с более тяжелыми железобетонными траверсами производят трактором с падающей стрелой (рис. 183). В отличие от стальных опор концы подъемного троса при высоте железобетонной опоры 15 м и более закрепляют на стойке в двух местах - под верхней и нижней траверсами, чтобы уменьшить в ней монтажные усилия. В начале подъема низ опоры упирается в стенку котлована, благодаря чему не требуется нижний тормозной трос. Тормозные расчалки, необходимые в конце подъема при выходе стрелы из работы, крепят к стойке под средней траверсой.

ЛЕКЦИЯ 12. Монтаж конструкций промышленных и гражданских зданий.

Особенности монтажа зданий и сооружений

Методы монтажа характеризуются комплексом организационных и техноло­гических признаков.

Основные организационные признаки:

    направление развития фронта работ;

    последовательность выполнения монтажных операций;

    степень укрупнения монтажных элементов;

    деление хода монтажных работ (на очереди, этапы) и сооружения (на зах­ватки, узлы и т.д.).

Технологические признаки: особенности выполнения отдельных операций по захвату (строповке), наводке, ориентированию и установке в проектном поло­жении монтажных элементов, их закреплению, антикоррозийной защите и др.

Монтаж одноэтажных промышленных зданий. Для одноэтажных промышленных зданий легкого типа с железобетонным каркасом рационален раздельный метод монтажа конструкций.

Одноэтажные промышленные здания тяжелого типа монтируют преимуще­ственно комплексным методом.

Для промышленных зданий площадью свыше 30 тыс. м 2 металлическими кон­струкциями покрытия экономически и технологически оправдано использова­ние конвейерного метода крупноблочного монтажа.

Монтаж оболочек купольных, сводчатых, структурных и других покрытий:

    наземная сборка в кондукторах с последующим подъемом конструкции оболочки в проектное положение;

    сборка на проектных отметках.

Выбор метода монтажа большепролетных зданий обусловлен тем, что их раз­меры в плане превосходят радиус действия монтажных кранов, а некоторые мон­тажные элементы (рамные элементы, арки и др.) ввиду их больших масс и габа­ритов приходится монтировать частями, используя временные монтажные опо­ры, либо поднимать в цельно-сборочном виде, применяя спаренную работу монтажных кранов или подъемники.

Во время монтажа конструкций необходимо соблюдать технологическую пос­ледовательность, обеспечивающую устойчивость и геометрическую неизменяе­мость смонтированных конструкций.

При монтаже одноэтажных зданий пути движения кранов и монтажные по­зиции необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы краном на каждой стоянке было смонтировано возможно большее число элементов. Так, например, при пролете 12 м и шаге колонн 6 м краном, двигающимся посередине пролета, мо­гут быть смонтированы два, четыре или шесть монтажных элементов. При про­лете 18 и 24 м кран может перемещаться вдоль каждого монтируемого ряда и монтировать до четырех элементов.

Монтаж сборных железобетонных колонн ведут с помощью различных захватов и стропов. В тех случаях, когда монтаж производят с транспортных средств или колонна имеет недостаточную прочность на изгиб, применяют соответствующие балансирные устройства, позволяющие переводить конструкции в вертикальное положение на весу. При этом строповку осуществляют за две или несколько то­чек. Установку, выверку и закрепление колонн производят с помощью клиньев, расчалок, кондукторов.

Монтаж стропильных балок и ферм производят с помощью траверс. Строповку железобетонных ферм во избежание потери их устойчивости осуществляют за две, три или четыре точки. Перед подъемом на фермы навешивают отгяжки (для ее наводки), инвентарные распорки и монтажные площадки. Для обеспечения устойчивости и геометрической неизменяемости первую установленную ферм> или балку следует раскреплять расчалками из стального Kai тта, а последующие - распорками, прикрепляемыми струбцинами к верхним поясам ферм (балок), или специальными кондукторами (рис. 10.3). Обычно для ферм пролетом 18 м ис­пользуют одну распорку, при пролетах 24 и 30 м - две.

Если отсутствуют специальные указания в проекте производства работ, пли­ты покрытия рекомендуется укладывать по разметке на верхних поясах ферм (ба­лок) в следующем порядке: по металлическим фермам или фонарям - начиная с середины пролета с симметричной загрузкой; по железобетонным балкам или фермам при бесфонарных покрытиях - от одного края покрытия к другому: в пролетах, примыкающих к ранее смонтированным, - от смонтированного по­крытия к свободному концу; по железобетонным фермам с фонарем - от края покрытия к фонарю. Закладные детали каждой плиты не менее чем в трех узлах опирания необходимо приварить к закладным деталям верхнего пояса фермы (балки); первая плита приваривается в четырех точках.

Монтаж стеновых панелей начинают после окончательного закрепления всех элементов каркаса здания.

Монтаж многоэтажных зданий. Многоэтажные здания монтируют одним или несколькими башенными кранами, размещаемыми таким образом, чтобы исклю­чать «мертвые» участки, находящиеся вне зон обслуживания.

При монтаже бескаркасных панельных зданий очередность установки панелей определяется проектом производства работ. Монтаж осуществляют с помощью индивидуального или группового монтажного оснащения, при этом грани эле­мента или риски на нем должны быть совмещены с рисками, вынесенными от разбивочных осей.

Рис. 10.3. Расположение навесного оборудования и временное крепление ферм инвентарными

распорками при монтаже конструкций покрытия: а - навесное оборудование фермы;

б - схема установки распорок; 1 - приставная лестница; 2 - навесная лестница;

3 - навесные площадки; 4 - страховочный трос; 5- инвентарные распорки;

6 - положение распорок во время подъема фермы; 7 - хомут; 8- канат;

9 - смонтированная часть пролета; 10- струбцина; 11 - полноповоротный шарнир

Проект производства работ предусматривает последовательность установки панелей с учетом следующих условий:

    Монтаж начинается с создания жестких узлов, обеспечивающих простран­ственную неизменяемость конструкций. К ним относятся внешние углы и лест­ничные клетки здания. Обычно монтаж начинается с внешних углов здания, при этом первой, как правило, ставится угловая панель торцовой стены.

    Монтаж сборных элементов ведется «на кран», т.е. начинается с более уда­ленной от крана стены. В этом случае обеспечивается визуальная связь кранов­щика с местом монтажа, создаются более безопасные условия труда, так как па­нели не приходится переносить над ранее поставленными. При наличии двух строительных кранов монтаж начинается с внешних углов здания, ближайших к каждому монтажному крану.

    Панель наружной стены не следует устанавливать между ранее поставлен­ными. Это может нарушить устойчивость панелей или повредить их.

    Панели наружных стен, несущие панели внутренних стен и балконные пли­ты монтируются в светлое время суток.

Монтаж внутренних стеновых панелей производят с помощью индиви­дуальных монтажных приспособлений, группового оснащения, а также спе­циальных деталей, закладываемых в тело панели при изготовлении (метод про­странственной самофиксации).

Выверенную в плане панель временно прикрепляют подкосами к плитам пе­рекрытий, внутренние панели могут временно крепиться универсальными стой­ками, струбцинами, связями.

При монтаже каркасно-панельных зданий установку колонн в проектное поло­жение обычно производят ограниченно свободным методом, используя рамно-шарнирный индикатор, или свободным методом, применяя одиночный или груп­повой кондуктор. Временно колонны закрепляют с помощью клиньев, расча­лок, переносных домкратов, кондукторов или рамно-шарнирных индикаторов. Высота колонн определяет высоту яруса: при колоннах на один этаж высота яруса один этаж; при колоннах на два этажа - высота яруса два этажа и т.д. Мон­таж очередного яруса выполняют после монтажа, сварки и замоноличивания ригелей и плит перекрытий нижележащего яруса.

К монтажу ригелей приступают после достижения бетоном стыка колонн с фундаментом не менее 50% проектной прочности в летнее время и 100% зимой. Расположение ригелей может быть продольным и поперечным. Ригели необхо­димо центрировать по осям колонн, соблюдая проектные размеры их опирания на консоли колонн.

Монтаж перекрытия начинают с установки распорных (связевых) плит сна­чала нижнего, а затем верхнего этажа. На место установки плиту подают в на­клонном положении с помощью специального стропа. Уложенные плиты при­варивают в четырех углах к пилкам ригеля. Рядовые плиты перекрытия уклады­вают аналогично распорным.

После монтажа перекрытий этажей и плит покрытия приступают к монтажу стеновых панелей. Поясные панели, опирающиеся на простеночные или на пли­ты перекрытия, временно крепят либо к колонне, либо к плите специальными струбцинами с подкосами или стяжками. Простеночные панели прикрепляют подкосами к плитам перекрытий или к нижележащей поясной панели струбци­нами с откидными хомутами.

Одновременно с монтажом панелей заделывают стыки.

Монтаж зданий из объемных блоков начинают после полного завершения всех работ нулевого цикла, с транспортных средств. Монтаж доборных элементов осу­ществляют с приобъектного склада.

Для блоков с линейным опиранием устраивают деревянные маяки, втоплен-ные в цементно-песчаный раствор постели блока. Для блоков с точечным опи­ранием выполняют опорные площадки из металлических пластин, набираемых до нужной высоты, и вокруг этих опорных площадок делают постель из цемент-но-песчаного раствора.

Строповка блоков производится четырехветвевыми стропами или спе­циальными балансирными траверсами с ручной или автоматической регули­ровкой, позволяющими выровнять положение блока, если его наружная стена толще и массивнее внутренней.

Блоки монтируют, начиная от середины этажа к торцам, что уменьшает на­копление возможных погрешностей, возникающих от неточности изготовления и установки блоков. Разрыв по высоте допускается не более чем на один этаж.

Монтаж стальных конструкций. Металлические колонны опирают: непо­средственно на фундамент с забетонированной и затертой выровненной повер­хностью; на стальные опорные балки, забетонированные в фундамент; на сталь­ные плиты со строганой верхней поверхностью. Для опирания на стальные пли­ты необходимо предусмотреть обработку на заводе опорных плит и подошв башмаков колонн путем фрезерования. В этом случае колонну устанавливают без выверки. Безвыверочная установка колонн позволяет на 30% сократить тру­доемкость монтажа.

Колонны к фундаменту крепят анкерными болтами, на которые плотно за­винчивают гайки. При монтаже колонн высотой до 15 м, кроме анкерных болтов их крепят в направлении наименьшей жесткости не менее чем двумя расчалка­ми. При высоте колонн более 15 м способ их крепления определяется расчетным путем.

Монтаж подкрановых балок, подстропильных и стропильных ферм про­изводится после выверки и окончательного закрепления колонн и связей, обес­печивающих жесткость их положения.

Блочный монтаж- монтаж конструкций, предварительно укрупненных в плос­кие или пространственные блоки. Он позволяет снизить трудоемкость и продол­жительность строительства крупных промышленных объектов. Примером плос­кого блока могут служить колонны фахверка, соединенные прогонами и связями,пространственного - блок из двух ферм с прогонами и связями. Непременное требование к пространственному блоку - его геометрическая неизменяемость. Различают монтажные блоки неполной и полной заводской готовности. После­дние представляют собой законченную часть здания или сооружения, не требу­ющую после установки ее в проектное положение дополнительных строитель­но-монтажных работ.

Сборка блоков неполной заводской готовности (например, пространственных размерами 12x24, 12x36 м и т.д.) собирают на конвейерной линии, представля­ющей собой расположенный в непосредственной близости от монтируемого объекта рельсовый путь с перемещаемыми по нему от поста к посту тележками-кондукторами, на которых осуществляется сборка. Конструкция блока должна давать возможность монтировать покрытия по системе «блок к блоку».

Готовый блок на тележке-кондукторе транспортируют к месту монтажа и с помощью мощных кранов или специальных кранов-установщиков, смонти­рованных на мостовых кранах, устанавливают в проектное положение.

Этот способ (конвейерной сборки и блочного монтажа) экономически целе­сообразен при возведении одноэтажных промышленных зданий площадью не менее 30-50 тыс. м 2 .

На принципе блочного монтажа основан комплектно-блочный метод строи­тельства. Сущность метода состоит в том, что в стадии проектирования разделя­ют объекты на крупногабаритные, но транспортабельные, конструктивно закон­ченные и укомплектованные технологическим оборудованием монтажные бло­ки с целью возведения и ввода в действие мощностей в кратчайшие сроки и при минимальных трудовых затратах. Блоки изготовляют в заводских условиях и до­ставляют на объект автопоездами. Монтаж заключается в установке блоков в проектное положение, обработке стыков и подключении коммуникаций. Из су­перблоков массой 200-350 т и более могут быть смонтированы различные про­изводственные здания практически любой длины высотой 5,2 и 6,4 м с пролета­ми 12 и 24 м.

Блочный метод монтажа позволяет максимально перенести объемы строитель­но-монтажных работ со строительной площадки на промышленное производ­ство, резко сократить послемонтажиые процессы и в конечном счете сократить продолжительность и стоимость строительства.

Техника безопасности ведения монтажных работ

Требования правил безопасного ведения монтажных работ должны учитывать­ся уже в начальной стадии проектирования объекта за счет использования раци­ональных конструктивных решений и конструкций, например, крупных блоков покрытий с их наземной сборкой, технологичных в монтаже элементов, обеспе­чивающих их сборку с минимальными затратами ручного труда и времени и т.д.

Мероприятия по безопасному ведению монтажных работ должны предусмат­риваться на стадии разработки проекта производства работ - за счет примене­ния таких приемов монтажа и такой технологической последовательности мон-чжных операций, которые обеспечивали бы наиболее удобный доступ кранов к онтажным позициям, а также жесткость и устойчивость монтируемых и ранее:монтированных конструкций.

Контрольные вопросы

    Какие методы монтажа различают в зависимости от принятой последовательности установки элементов каркаса здания?

    Какие методы различают в зависимости от направления монтажа зданий?

    Каковы основные требования при транспортировании строительных конструкций?

    Назовите основные требования при складировании строительных конструкций (их положение, размеры штабелей и др.).

    Как производится укрупнительная сборка конструкций?

    Каковы основные технические характеристики и особенности грузоподъемных кранов?

    Как производится выбор монтажных кранов?

    Что вы знаете о предназначении и разновидности грузозахватных приспособлений?

    Как производится монтаж одноэтажных промышленных зданий?

10. Каковы основные условия безопасной работы с грузоподъемными кранами?

Основная литература: стр 320-474, стр 306-396, стр 245-278

Дополнительная литература: [ 10] стр 155-252, стр 54-152, стр 305-336.

Монтаж элементов железобетонных конструкций

Технология - Монтаж строительных конструкций

Монтаж сборных фундаментов

Монтаж сборных фундаментов обычно осуществляют отдельным опережающим потоком в период возведения подземной части здания. Разбивку мест установки фундаментов производят с использованием продольных и поперечных осей, фиксируемых с помощью проволоки.

При монтаже фундаментов под колонны на дно котлована отвесом переносят положение осей, фиксируя их штырями или колышками, забитыми в грунт. На фундаментах стаканного типа определяют середину боковых граней стакана и наносят осевые риски на верхнюю грань. При опускании блока на основание контролируют по рискам положение блока.

Установку фундамента стаканного типа необходимо производить сразу в проектное положение, чтобы избежать нарушения поверхностного слоя основания. Положение фундаментного блока по высоте выверяют с помощью нивелира, контролируя отметку дна стакана. Положение блока в плане проверяют при неснятых стропах путем совмещения рисок (установочных и разбивочных осей) по двум взаимно перпендикулярным осям, небольшое отклонение устраняют, передвигая блок монтажным ломиком.

По окончании монтажа фундаментных блоков проводят геодезическую съемку их положения - высотную и в плане. По результатам съемки составляют исполнительную схему, на которой указываются возможные смещения блоков.

Монтаж фундаментов:

1 - гусеничный кран; 2 - положение блока фундаментов до подъема; 3 - блок фундамента при установке

Допускаемые отклонения установленных фундаментных блоков стаканного типа от проектного положения: смещение осей блоков относительно разбивочных осей не более ± 10 мм, отклонение отметок дна стаканов - 20 мм.

Монтаж колонн

Монтаж фундаментов стаканного типа и в целом возведение конструкций подземной части здания относятся к работам нулевого цикла и выполняются самостоятельным монтажным потоком. Надземная часть здания обычно монтируется смешанным методом, когда самостоятельными потоками монтируются колонны и навешиваются стеновые панели, а комплексно осуществляется установка подкрановых, подстропильных и стропильных ферм, укладка панелей покрытия.

Для одноэтажных промышленных зданий разработана номенклатура сборных железобетонных колонн высотой до 19,35 м массой до 26,4 т, монтируемых в фундаменты стаканного типа.

До монтажа колонн необходимо:

Засыпать пазухи фундаментов;

Нанести по четырем граням на уровне верхней плоскости фунда­ментов риски установочных осей;

Закрыть стаканы фундаментов щитами для предохранения от за­грязнения;

Устроить дороги для проезда монтажного крана и автомобилей;

Подготовить площадки для складирования колонн у места их ус­тановки;

Доставить в зону монтажа необходимые монтажные средства, приспособления и инструменты;

Проверить положение всех закладных деталей колонн;

Нанести риски установочных осей на боковых гранях колонн.

Колонны предварительно раскладывают у мест монтажа на деревянных подкладках толщиной не менее 25 мм. Раскладку колонн производят таким образом, чтобы кран с монтажной стоянки мог устанавливать их в проектное положение без изменения вылета стрелы. Перед монтажом каждую колонну необходимо осмотреть с тем, чтобы она не имела деформаций, повреждений, трещин, раковин, сколов, обнаженной арматуры, наплывов бетона. Необходимо проверить геометрические размеры колонны, наличие монтажного отверстия, правильность установки стальных закладных деталей.

Перед или одновременно со строповкой колонну высотой более 12 м обстраивают лестницами, навесными люльками, расчалками.

Строповку колонн осуществляют за монтажные петли, за монтажный стержень, пропускаемый в специальное отверстие колонны. Широко применяют фрикционные захваты или различные самобалансирующие траверсы, позволяющие опускать колонну на фундамент вертикально. Все они должны обеспечивать дистанционную расстроповку, исключающую необходимость подъема рабочего к месту строповки после установки колонны в стакан фундамента. Колонны при помощи монтажного крана опускают в стакан фундамента на железобетонные подкладки или на выравнивающий слой бетонной смеси.

Выверку и временное закрепление установленных в фундаменты колонн осуществляют при помощи комплекта монтажного оснащения. Проектное положение низа колонны на дне стакана фундамента, временное крепление и выверка колонн по вертикали осуществляются с помощью клиновых вкладышей. Устойчивость колонн после установки обеспечивают временными креплениями, чаще всего кондукторами или клиновыми вкладышами. Выверку и исправление колонн по вертикали производят при помощи домкратов; при этом отклонение от вертикали и смещение осей колонн в нижнем сечении не должно превышать нормативных величин.

Колонны высотой до 12 м закрепляют в стаканах фундаментов обычно только при помощи клиновых вкладышей, для более высоких колонн дополнительно используют кондукторы и расчалки. Расстроповку установленных колонн следует производить после надежного закрепления их в стаканах фундаментов клиновыми вкладышами, а при необходимости и расчалками.

Инвентарный клиновой вкладыш состоит из корпуса с гайкой и ручкой, винта с бобышкой и клина, подвешенного на шарнире. Клиновые вкладыши устанавливают в зазоры между гранями колонны и стенками стакана фундамента. При зазорах более 90 мм применяют дополнительные вставки. При вращении винта ключом под действием бобышки клин перемещается в корпусе на шарнире, в результате создается усилие распора между клином и корпусом стакана. Перед заделкой стыка между колонной и фундаментом бетонной смесью на клиновой вкладыш устанавливают ограждение, которое извлекают из стакана сразу же после уплотнения жесткой бетонной смеси или после начала схватывания при обычных смесях.

Для временного закрепления колонн применяют кондукторы различных типов. Условия применения разного вида кондукторов, порядок выполнения работ по установке и выверке колонн с их применением оговаривается проектом производства работ.

После выверки колонн закрепление их в проектном положении осуществляют путем бетонирования стыков бетонной смесью на быстротвердеющем безусадочном цементе при помощи пневмонагнетателя. Клиновые вкладыши вынимают только после приобретения бетоном стыка прочности, указанной в проекте производства работ или по достижении бетоном 50% проектной прочности.

При монтаже колонн необходимо проверять отметку дна стакана фундамента, совмещение риски на грани в нижней части колонны с разбивочной риской на верхней грани фундамента, вертикальность колонн, отметки крановой консоли и оголовка колонны. Совмещение осей колонны и разбивочных осей необходимо контролировать по двум осям, вертикальность колонны должна быть обеспечена при по­мощи одного или двух теодолитов по двум разбивочным осям или зе­нит-прибором методом вертикального проектирования. Отметки опор­ных площадок для подкрановых балок и ферм контролируют методом геометрического нивелирования.

1 . Технология производства земляных работ при разработке выемок (котлованов, траншей).

Зависят от применяемых средств и делятся на механические, гидромеханические, и взрывные.

Механические – самые распр. – предусматривает разработку грунта при помощи различных землеройных и землеройно-транспортных машин.

Гидромеханический – основан на размыве грунта водой и превращение его в разжиженную массу (пульпа). От места образования к месту укладки пульпа перемещается самотеком по лоткам или насосами по трубопроводам.

Взрывной – самый экономичный, но в силу специфики применяется только при определенных условиях и для отдельных видов работ.

Механический. С помощью экскаваторов различного типа: одноковшовые, многоковшовые (цепные и роторные), фрезерные. В зависимости от ходового устройства, одноковшовые экскаваторы делят на гусеничные, пневмоколесные, автомобильные на шасси и шагающие. С гидравло- пневмо- или электросистемами управления. Многоковшовые экскаваторы явл. машинами непрерывного действия и отличаются высокой производительностью. Рабочим органом являются ковши насаженные через равные промежутки на замкнутой цепи или колесе в зависимости от чего и различаются цепные и роторные. По характеру перемещения рабочего органа относительно направления движения экскаваторы бывают продольного и поперечного очертания. Экскаваторы продольного очертания используются для устройства траншей небольших размеров. Также к перечисленным к мех способам относится разработка грунта скреперами и грейдерами. Грейдерами производится планировка территории, устройство откосов земляных сооружений и протяженных насыпей высотой до 1 метра. Плотные грунты перед их разработкой грейдером рыхлят трактором-рыхлителем или плугом. Грейдеры используют при перемещении грунта на большие расстояния

Гидромеханический. Применяется при возведении гидротехнических сооружений, устройстве больших водоемов, дорожных насыпей и выемок, а также при намыве территории под застройку, прибрежных зонах водных акваториях и на заболоченных участках в районах нового освоения. Способ предусматривает полную механизацию всех процессов разработки и перемещения грунта. Уменьшение стоимости и трудоемкости работ по сравнению с землеройными машинами, однако эффективность – при больших объемах, т.к. требуется прокладка трубопроводов, эстакад и т. д. Существует 2 способа: разработка грунта гидромониторами; разработка землесосными снарядами.

1-й способ основан на разрушении грунта водой (струей), вытекающей из насадки, под давлением от 2.5 до 15 МПа. Размытый грунт смешивается с водой и образует «пульпу». Ее собирают в специальн углубления зумпфы, откуда перекачивают грунт насосом по трубам к месту укладки, после отфильтров воды грунт осаждается, а вода может быть возвращена в водоем или использоваться повторно. В случае благоприятного рельефа местности пульпу можно транспортировать по специальным лоткам самотеком. Разработка грунта встречным забоем более производительна, однако, расск гидромонитора в мокрой среде затрудняет его эксплуатацию.

2-й способ. ЗС представляет собой самоходное и несамоходное судно, на которое смонтировано оборудование по забору грунта из подводного забоя и его транспортирование к месту укладки, грунт со дна водоема всасывает через трубу, подвешенную к специальной стреле наземного снаряда.

При разработке плотных грунтов трубу оборудуют специальной разрыхлительной головкой. Земснаряд с помощью плавучего трубопровода соединяется с магистральным трубопроводом, проложенного по берегу. Намыв грунта в сооружение производится слоями в 200…250 мм. Перед началом намыва по контуру карты сооружения бульдозером земляной вал. На высоту первого слоя пульпы возводится колодец (дренажный), который перед намывом очередного слоя наращивается.

Взрывной . Применяется для разрыхления скальных и мерзлых грунтов, а также для устройства выемок под искусственные водоемы и каналы, плотины, защитные сооружения. В качестве ВВ применяется аммонит, тол, тротил. Необходимую энергию взрыва получаем путем выбора ВВ, его размещения в грунте и последующего взрыва зарядов. Это дает возможность осуществления направленного выброса грунта, обеспечивает его перемещение в нужном направлении и укладку. По скорости взрывчатого разложения и воздействию на окружающую среду различ 2 группы ВВ – метательные и бризантные. Чаще используют бризантные ВВ: аммониты, тол, динамит, тротил. По агрегатному состоянию различают порошкообразные, прессованные, литые ВВ. К средствам взрывания относят капсюль-детонатор, электродетонатор, огнепроводный и детонирующий шнуры, а также источники и проводники электротока. Капсюль-детонатор предназначен для возбуждения детонации при производстве взрывных работ способом огневого взрывания. Электродетонатор представляет собой смонтированные в одной гильзе капсюль-детонатор и электровоспламенитель, который при прохождении тока воспламеняет детонатор. Огневой шнур предназн для передачи капсюль-детонатору пучка искр. Детонирующий шнур служит для передачи и возбуждения взрыва ВВ, он передает детонацию практически мгновенно. По времени взрыва отдельных зарядов различ мгновенные, короткозамедленные, замедлен взрыв. По месту нахождения заряды могут быть:

    наружные

    внутренние

В зависимости от формы: сосредоточенные, удлиненные, фигурные.

По действию на окр среду: заряды выброса, рыхления, камуфлеты.

Количество ВВ в заряде определяется расчетом в зависимости от назначения взрыва. Выбор вида и величины заряда зависит от целей взрывания.

2.Технология монтажа сборных железобетонных конструкций одноэтажных зданий.

Для одноэтажных промышленных зданий легкого типа с ж/б каркасом более рационален раздельный метод монтажа конструкций. При этом методе вслед за установкой конструкций и выверкой колонн замоноличивают стыки между колоннами и стаканами фундаментов. К началу монтажа подкрановых балок и конструкций покрытия бетон в опорном стыке должен набрать не менее 70% проектной прочности. Это условие определяет длину монтажных участков.

Одноэтажные промышленные здания тяжелого типа монтируют преимущественно комплексным методом. Но при этом необходимо принимать меры по ускорению набора бетоном в стыках прочности.

По направлению различают продольный монтаж, при котором здание монтируют последовательно отдельными пролетами, и поперечный (секционный), когда кран движется поперек пролетов. Применяют и продольно-поперечный монтаж здания. В этом случает кран, двигаясь вдоль пролета, монтирует все колонны, а затем перемещаясь поперек пролета, ведет секционный монтаж.

Одноэтажные промышленные здания монтируют специализированными потоками, каждому из которых придают комплект монтажных и транспортных машин и соответствующая монтажная оснастка.

Сборные фундаменты, так же, как каналы, колодцы и другие подземные сооружения, монтируют отдельным опережающим потоком в период производства работ по возведению подземной части здания.

После контроля нивелиром отметок дна котлована под фундаменты проверяют разметку осей на обноске, натягивают проволоку по осям и переносят риски на фундаменты.

Монтажу колонн должна предшествовать приемка фундаментов с геодезической проверкой положения их осей и высотных отметок. Тяжелые колонны монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием, обращенным к фундаментам. Колонны легкого типа, как правило, предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами, обращенным к фундаменту. Выверку и временное закрепление колонн в зависимости от их размеров, массы и места установки производят с помощью индивидуальных кондукторов или инвентарных стальных, деревянных, ж/б клиньев (по два у каждой грани колонны).

Колонны высотой более 12 м дополнительно раскрепляют инвентарными расчалками в плоскости их наименьшей жесткости. Верхние концы расчалок крепят к хомуту, устанавливаемому на колонне выше центра ее тяжести.

Подкрановые балки монтируют после того, как бетон в стыке между колонной и стенками стакана фундамента наберет не менее 70% проектной прочности.

Подкрановые балки монтируют отдельным потоком или одновременно с конструкциями покрытия. До начала монтажа выполняют геодезическую проверку отметок опорных площадок подкрановых консолей колонн. Балки устанавливают по осевым рискам на них и подкрановых консолях колонн с временным раскреплением на анкерных болтах. Оси подкрановых балок выверяют теодолитом. После окончательной выверки подкрановых балок составляют исполнительную схему, на которой обозначают отметки верха балок, отклонения, проектную отметку верха балок. Этой схемой пользуются при установке рельсовых путей. После выверки и геодезической проверки правильности установки балок сваривают закладные детали.

Фермы обычно монтируют с транспортных средств. В отдельных случаях, а так же при необходимости укрупнения ферм у места монтажа их размещают в специальлных кассетах в монтируемом пролете. При этом фермы раскладывают таким образом, чтобы кран с каждой позиции мог без оттяжки устанавливать ферму и по возможности без передвижек укладывать плиты покрытий. При монтаже ферму поднимают, разворачивают с помощью оттяжек на 90 о. Затем поднимают на высоту, на 0,5…0,7 м превышающую отметку опор, и опускают на опоры. Для строповки ферм применяют траверсы с полуавтоматическими захватами, обеспечивающими дистанционную расстроповку. После подъема, установки и выверки первую ферму раскрепляют расчалками, а последующие крепят специальными распорками из расчета не менее двух для ферм пролетом 24…30 м. Расчалки и распорки снимают только после установки и приварки панелей покрытия.

Плиты покрытий предварительно складируют в зоне действия монтажного крана. Их монтируют сразу после установки и постоянного крепления очередной фермы. Плиты следуют монтировать с симметричной загрузкой фермы, приваривают их к закладным деталям. После установки плит замоноличивают стыки.

Монтаж стеновых панелей обычно ведут отдельным потоком сразу после набора бетоном на данном участке необходимой прочности в стыках между колоннами и фундаментами. Крупноразмерные стеновые панели длинной до 12 м, как правило, монтируют с транспортных средств, используя для этого стреловые краны или специальные установщики в виде самоходных башенных агрегатов, оборудованных самоподъемной монтажной площадкой.

3.Технология монтажа сборных железобетонных конструкций многоэтажных зданий. Многоэтажные производственные, общественные и административно бытовые здания с ж/б каркасом возводят на основе типовых серий. Эти серии как балочной, так и безбалочной конструкции предусмотрены д

ля строительства многоэтажных зданий с сеткой колонн до 9х9 м. Многоэтажные здания с железобетонным каркасом монтируют башенными или стрелковыми кранами. Устанавливают краны так, чтобы не было мертвых зон, которые не могут обслужить краны, а так же чтобы не было возможности столкновения стрел или подъемных грузов.

После приемки по акту конструкций подвала и монтажного горизонта приступают к монтажу конструкций каркаса надземной части. Монтируемое здание делят в плане на захватки – монтажные блоки, обычно ограниченные температурными швами; по вертикали – на ярусы, которые могут быть высотой в один этаж (при высоте колонн в один этаж) или два этажа (при высоте колонн в два этажа).

Колонны первого этажа устанавливают на оголовки колонн фундаментов или в стаканы фундаментов и закрепляют клиновыми вкладышами и одиночными кондукторами. Для закрепления и выверки колонн более 12 м кроме кондуктора устойчивость колонн обеспечивается жесткими подкосами, устанавливаемыми в плоскости наименьшей жесткости колонн. Для монтажа колонн последующих этажей применяют групповые кондукторы, с помощью которых можно монтировать четыре или шесть колонн.

После установки кондуктора на перекрытии и закрепления за оголовки колонн нижнего этажа устанавливают и закрепляют все четыре колонны и выверяют их с помощью регулировочных винтов. Допускаемое смещение осей в нижнем сечении относительно разбивочных осей +\- 5мм; отклонение осей колонны от вертикали в верхнем сечении при высоте колонн до 4,5 и от 4,5 до 15 м не должно превышать соответственно +\- 10 и +\- 15 мм. Выверив и закрепив колонны в кондукторе, сваривают и замоноличивают стыки. К монтажу ригелей превого этажа приступают после достижения бетоном стыка колонны с фундаментом 50% проектной прочности летом и 100% - зимой. Смещение осей ригелей относительно разбивочных осей опорных консолях колонн не должно превышать +\- 5 мм. После выверки положения ригеля выполняют монтажную прихватку его закладных деталей к консоли колонны, а после монтажа ригеля по всей ширине здания сваривают выпуск арматуры и затем окончательно сваривают закладные детали ригеля и консоли колонны с последующим замоноличиванием стыка бетоном на мелком щебне. Для монтажа каркасной конструкции с двухэтажными колоннами применяют рамно-шарнирные индикаторы (РШИ), представляющие собой групповой кондуктор с шарнирно закрепленной на нем рамой с уголковыми упорами для крепления оголовков четырех колонн.

При установке групповых кондукторов каркас здания монтируют в следующем порядке: устанавливают и выверяют кондуктор и двухъярусные колонны, устанавливают ригели и распорные плиты над нижним этажом, сваривают стыки колонн, монтируют стены жесткости (перегородки) нижнего яруса, лестничные марши и рядовые плиты перекрытия в промежутках между кондукторами, извлекают и переставляют кондукторы, монтируют промежуточные распорные плиты, лестничные марши и рядовые плиты, где ранее стояли кондукторы.

Наружные стеновые панели монтируют одновременно с монтажом несущих элементов каркаса или отдельными потоками.

При возведении производственных многоэтажных зданий технологическое оборудование рекомендуется монтировать по ходу монтажа несущих конструкций здания. При таком совмещенном методе монтажа отпадает необходимость в устройстве монтажных проемов, сложных такелажных операциях, связанных с установкой оборудования в законченную коробку здания, а так же сокращается продолжительность строительства.

4.Технология монтажа стальных конструкций одноэтажных промышленных зданий. В строительстве металлические конструкции применяют в тех случаях, когда использование металла более целесообразно по сравнению со сборным железобетоном. Так, для изготовления фермы пролетом более 24 м требуется металла столько же, сколько для армирования железобетонной фермы такого же пролета.

Ввиду значительной гибкости стальных конструкций необходимо при перевозке и монтаже принимать меры, исключающие повреждение поверхностей и стыковых кромок.

Учитывая относительно небольшую массу некоторых, конструкций каркаса зданий, необходимо стремиться к оптимальному их укрупнению, созданию плоских рам, пространственных блоков и т. п.

Процесс установки колонн состоит из подготовки фундаментов, строповки, подъема, наводки на опоры или встык, установки, временного закрепления, выверки и окончательного закрепления в проектном положении.

При подготовке фундаментов проверяют соответствие нанесенных на них осевых рисок продольным и поперечным осям здания, отметки опорных поверхностей, расположение анкерных болтов. Иногда анкерные болты ставят в специальных углублениях (клюзах), которые позволяют за счет отгиба болтов несколько исправлять неточность их установки. В некоторых случаях анкерные болты устанавливают на эпоксидном клее в отверстия, высверленные в фундаменте.

Колонны захватывают стропами или полуавтоматическими приспособлениями. До подъема на колоннах крепят хомуты для навески подмостей и лестницы для монтажников.

Для облегчения наводки башмаков на анкерные болты фундаментов надевают стальные конусные колпаки, которые предохраняют резьбу болтов от сминания.

Колонны с фрезерованными подошвами башмаков устанавливают на поверхность фундаментов, возведенных до проектной отметки, или на заранее установленные опорные плиты со строганой поверхностью. Колонны с обычными подошвами башмаков устанавливают на балки или рельсы, поверхность которых выверена, или на металлические подкладки общей толщиной 20... ... 30 мм с последующей подливкой цементного раствора.

Применение фрезерованных башмаков и строганых плит позволяет вести безвыверочную установку колонн и подкрановых балок, что сокращает трудоемкость монтажа на 30 %.

Устойчивость колонн до окончательного закрепления обеспечивают затяжкой анкерных болтов, постановкой дополнительных расчалок вдоль ряда для высоких колонн и крестообразных расчалок для высоких колонн с узким башмаком. Первые две смонтированные колонны раскрепляют постоянными или временными жесткими связями.

Подкрановые балки укрупняют в один монтажный элемент с тормозными фермами в зоне действия монтажного крана. Поднимают их с помощью захватов дистанционной расстроповки. Балки большой массы монтируют из двух элементов с использованием промежуточной опоры или после укрупнения - двумя кранами. При установке балки монтажники находятся на подмостях, закрепленных на колоннах.

Предварительную выверку производят до снятия крюка крана, а окончательную с исправлением положения балок в плане и по высоте домкратами - извлечением или добавлением подкладок после окончательного закрепления основных несущих конструкций каркаса в пределах температурного блока.

Балки временно закрепляют болтами или заклепками (40 %), а сварные приваривают в объеме, определяемом расчетом и указываемом на чертежах.

Фермы монтируют только после окончательного закрепления колонн и связей между ними. В зависимости от длины их стропят в двух или четырех точках траверсами с захватами дистанционного управления. Если устойчивость ферм недостаточна, их усиливают.

Применение специального способа строповки позволяет избежать временного усиления ферм брусьями и бревнами, которое трудоемко и небезопасно при монтаже. Универсальная траверса для подъема стальных ферм за две точки обеспечивает усиление нижнего пояса на участке возникновения наибольших сжимающих усилий. Траверса имеет вертикальные стойки с кронштейнами, на которые опирается ферма в уровне нижнего пояса. Стойки являются также элементами усиления фермы при переводе ее из горизонтального положения в вертикальное. Для подъема фермы совместно с фонарем траверса имеет выдвижные стойки, усиливающие вертикальные элементы фонарной фермы во время кантования. Выдвижные опоры в нижней части траверсы исключают опирание нижнего пояса на землю при кантовании. После установки фермы на опоры и ее временного закрепления траверсу краном несколько опускают, чтобы освободить кронштейны от нагрузки, и оттяжками отводят в сторону.

Во избежание раскачивания при подъеме к концам фермы крепят пеньковые оттяжки, которыми ее придерживают и направляют. Устойчивость первой фермы до расстроповки обеспечивают четырьмя расчалками. Вторую и каждую последующую фермы крепят к ранее установленным постоянными связями или временными в виде распорок. Минимальное количество распорок для бесфонарных ферм пролетом 18 м - 2, пролетом более 18 м - 3, для ферм с фонарем - соответственно 3 и 6.

Для обеспечения устойчивости ферм плиты покрытия укладывают симметрично от опорных узлов к коньку, при наличии фонаря - сначала по ферме в том же порядке, а затем по фонарю от конька к краям.

После выверки конструкций монтажного участка (температурного блока в пределах пролета) окончательно закрепляют монтажные стыки сваркой или установкой болтов. Приемку этой работы оформляют актом.

Противокоррозионную окраску конструкций производят после их приемки, о чем также составляется акт.

5.Технология устройства набивных свай. Изготавливают их непосредственно в проектном положении путем устройства в грунте скважин и заполнения их бетонной смесью или другими материалами. Достоинства: возможность устройства свай различной несущей способности (до 1000 т) без значительного изменения технологии производства работ, работа по устройству свай, как правило, не сопряжена с динамическими воздействиями на окружающую грунтовую среду, что позволяет производить работы вблизи или внутри зданий и сооружений. Бывают: набивные бетонные, пневмонабивные, частотрамбованные, вибронабивные, буронабивные, набивные с пятой, набивные песчаные.

Набивные бетонные сваи выполняют следующим образом: бурением с обсадной трубой образуют скважину, затем ее заполняют пластичной бетонной смесью с послойным трамбованием и постепенным извлечением обсадной трубы. Бетонная смесь распирает грунт и образует утолщенный ствол сваи.

Буронабивные сваи устраивают в скважинах, пробуренных без обсадных труб. Скважины бурят станками разведочного бурения, спецбуровыми установками или, буровыми механизмами, смонтированными на кранах-экскаваторах. Наиболее эффективны буронабивные сваи с уширенным основанием, обладающие большой несущей способностью. Полость уширения создается спецмеханизмом-уширителем, отдельно погружаемым в пробуренную скважину или входящим в состав бурового инструмента. Буронабивные сваи имеют диаметр 0.6…2 и длину 14…50 м.

В строительстве применяют след технологию изготовления буронабивных свай в водо-насыщенных грунтах. Бурение скважины и устройство уширения производят с промывкой глинистым раствором, который предохраняет стенки скважины от обрушения и удаляет разбуренную породу. После проходки скважины до проектной отметки в нее отпускают арматурный каркас и производят бетонирование методом вертикально перемещаемой трубы. По мере заполнения трубы бетонная смесь выжимает глинистый раствор через зазор между трубой и скважиной. В процессе бетонирования труба должна быть постоянно заполнена бетонной смесью на всю высоту, а нижний конец трубы должен быть заглублен в бетон не менее чем на 2 м. Бетонирование ведут непрерывно с таким расчетом, чтобы предотвратить возникновение прослоек глиняного раствора в бетоне.

Основной материал строительной индустрии - бетон. Из него производятся в заводских условиях, на полигонах, прямо на объектах строительства конструкции и их элементы различных типов, назначения, которые формируют несущую структуру и внешний облик сооружений. Нормативные документы устанавливают практические требования к процессу монтажа бетонных и железобетонных изделий.

Какие бывают железобетонные конструкции?

Изделия подразделяются на сборные, монолитные, сборно-монолитные. Первые - заводские образцы, которые объединяются в каркас или соединяются с ним сваркой и последующим бетонированием. Вторые - отливаются на объектах, каркасы которых будут принимать повышенные нагрузки (фундаментные плиты, самонесущие каркасы и пр.).

Последние - рациональным образом объединяют разнородные элементы первого и второго типов. Заводские конструкции оснащаются обычной и (увеличивает сопротивление нагрузкам, действующим на изгиб). Монолитные изделия содержат только обычный арматурный каркас.

СНиП 3.03.01-87, устанавливающий нормы для всех этапов установки железобетонных конструкций, технологии и материалы. ГОСТ 10922-90, устанавливающий общие условия формирования изделий из арматуры и их сварки в железобетонных конструкциях. ГОСТ 14098-91, стандартизирующий виды конструкционного исполнения, геометрические параметры соединений при сварке закладных деталей и арматуры. Требования перечисленных документов включаются в проект производства работ на объектах строительства (ППР).

Как происходит установка конструкций?

Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций включает:

  • промежуточное складирование и перемещение изделий;
  • установку железобетонной продукции из сборных элементов;
  • армирование в монолитных конструкциях;
  • заливку и уход за бетоном до набора прочности;
  • обработку бетона.

Складирование и перемещение

Размещение изделий на стройплощадке производится с учетом последовательности монтирования. Продукция укладывается в штабели (допустимое количество индивидуально для конкретного типа) на прокладки высотой около 3 см, располагаемые строго друг под другом, или в групповые кассеты. Компоненты каркаса размещаются в зоне монтажа (рабочий радиус досягаемости крана без изменения вылета его стрелы) крана. Изменение вылета стрелы допускается только для переноса плит перекрытия. Перемещение структурных компонентов производится только грузоподъемной техникой.

Стропы крепятся за монтажную арматуру в соответствии с чертежами. Допускается ручной перенос грузов весом до 50 кг (волоком - запрещается) на дальность до 30 м. Перед сборкой допускается раскладка на прокладки однотипных компонентов (колонны, балки и пр.) с целью осмотра состояния выпусков арматуры. Такие конструкционные выпуски защищаются от повреждений, крепить стропы к ним недопустимо.

Поднятие и опускание грузов осуществляется со статичным зависанием над точкой отрыва/установки на высоте 300 мм. Пространственное положение изделий при этом должно соответствовать проектному положению при установке в структуру здания (примеры - панели, колонны, лестничные марши и пр.). Для улучшения ориентации в воздухе пользуются одной-двумя оттяжками, прикрепленными к ним. Метизы на стройплощадке размещаются в рассортированном виде в специальном помещении.

Бетонные работы

Составляющие композиций бетона дозируются по массе. Объем воды в растворе - ориентир для объема модифицирующих добавок, которые изменяют свойства бетона (морозостойкость, пластичность, текучесть, гидрофобность и пр.). Пропорции составляющих определяются относительно всех партий (марок) цемента и заполнителей путем и . Не допускается повышать удобоукладываемость бетона добавлением воды в затворенную смесь. Требования, устанавливаемые СНиП 3.03.01-87 к формированию растворов, показаны в таблице 1.


Места укладки (формы), их швы и поверхности очищаются от сезонной осадочной влаги, грязи, мусора, пятен масла и жиров, цементной пылевой пленки, затем промываются под давлением и высушиваются. Размер фракций зерен заполнителя не должен быть больше 1/3 от размера сечения шва в самом узком месте, не должен превышать 3/4 минимальной дистанции между армирующими прутками. Бетон заливается послойно. Вибротрамбовка производится погружением инструмента на глубину 50 – 100 мм.

Его опора на закладные детали, опалубку и арматуру недопустима. Шаг перемещения по поверхности - 1,5 радиуса действия оборудования. Модели поверхностного действия переставляются с перекрытием участков трамбования на 100 мм. Последующие слои раствора заливаются после набора прочности предыдущим слоем 1,5 МПа.

Обработка бетона

После укрывается цементной стяжкой высотой 20 – 30 мм, которая покрывается гидроизолирующим составом. подвергается формированию технологических отверстий и проемов, антидеформационных швов (набор прочностных показателей от 50% и выше). Предпочтительно применение алмазных режущих инструментов (исключают вибрационные нагрузки) с принудительным отводом тепла с рабочего участка.

Армирование


Осуществляется установкой в опалубки заводских плоских армирующих сеток, имеющих продольные и поперечные компоненты. Такое армирование группирует длинные стержни и удерживает поперечные от деформирования. Объемное соединение слоев конструкционной арматуры внутри опалубки и рабочей арматуры разных изделий осуществляется вязальной проволокой, сваркой, винтовыми муфтами, обжимными гильзами и пр. Перед заливкой проверяется качество монтирования металла, форма освобождается от мусора, окалины.

Армирующая конструкция должна со всех сторон иметь высотой 20 – 30 мм. Заливка раствора сопровождается уплотнением штыкованием и вибротрамбовкой. (отношение суммы площадей сечения армирующего металла к площади сечения конструкции) нижних колонн здания устанавливается не меньше 2,01%, верхних - 0,79%. Бетонную конструкцию металл может наполнять не больше, чем на 0,1%.

Похожие публикации