Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Автоматическое включение фар своими руками. Автомат включения освещения на основе PIR

Добавить сайт в закладки

Система автоматического включения и выключения освещения

В настоящее время на рынке есть готовые схемы включения и отключения освещения, и даже с датчиками движения. Во многих домах на лестничных площадках можно увидеть, как эти схемы работают. Попробовать сделать что-то похожее можно и своими руками.

Автоматическое освещение набирает популярность в настоящее время. Его главный плюс в том, что теперь не нужно беспокоиться о том, выключил ли ты свет дома или же нет.

Рассмотрим устройство фотовыключателя, предназначенного для включения освещения и отключения, в зависимости от времени суток (т. е. естественного освещения). Схема автомати­ческого выключателя приведена на рис. 1. Датчиком фотовы­ключателя является фотосопротив­ление Ф, в качестве измеритель­ной схемы применена мостовая схема. Датчик, реагирующий на величину наружного освещения, расположен в одном из плеч из­мерительного моста АГ последова­тельно с полупроводниковым вентилем 1ВП. В другое плечо БГ включена обмотка нейтрального реле 2Р, плечи ВБ и АВ образу­ются постоянными сопротивления­ми R 1 и R 2 . Замыкающие контакты релевключены в цепь управ­ления лампами освещения ЛО.

Измерительная диагональ со­стоит из сопротивления R 3 , после­довательно с которым соединены обмотка поляризованного реле 1P и газоразрядная лампа МН, па­раллельно лампе МН и реле 1Р подключен конденсатор С. Реле IP снабжено перекидным контак­том, замыкающим ту или другую цепь (зажимы 1 и2) в зависимости от направления тока в его обмотке.

Рисунок 1. Схема автоматического выключателя.

Питание моста осуществляется через вентиль 2ВП и через вер­шины измерительного моста Г и В. Газоразрядная лампа МН - это неоновая лампа, в баллоне которой под небольшим давлением (порядка десятка миллимет­ров ртутного столба) находится газ неон. Неоновая лампа не имеет накаливаемого катода, а снабжена двумя электродами (в виде пластинок, цилиндров или проволочек). Если напряжение на лампе ниже определенного значения, называемого напряжением зажига­ния, то ток через лампу не проходит. При напряжении, равном напряжению зажигания, возникает ионизация и через лампу про­ходит ток. Неоновую лампу всегда включают через некоторое сопротивление, ограничивающее ток.

Схема работает следующим образом. Если на улице светло (освещенность выше 10 лк ), то ток в измерительной диагонали идет от точки Б к точке А, а поляризованное реле1 P включено таким образом, что его перекидной контакт замкнут на зажим 1. Релеотключено (ток, проходящий через его обмотку, недостаточен для срабатывания реле); контакты реле разомкнуты, а следовательно, осветительные лампыЛО отключены.

Ток в измерительной диагонали идет от точки Б к точке А пото­му, что потенциал точки Б выше потенциала точки А, это вытекает из того, что потеря напряжения на плече АВ больше потери напря­жения на плече ВБ (что, в свою очередь, объясняется соответствую­щим подбором сопротивлений R 1 и R 2); к тому же подключены сопротивления к одному и тому же зажиму цепи. Следует иметь в виду, что ток в измерительной диагонали проходит не непре­рывно, а импульсами, скачками. Постепенно конденсатор С заря­жается и напряжение на нем возрастает; когда напряжение на обкладках конденсатора становится равным напряжению зажига­ния газоразрядной лампы МН, лампа зажигается и пропускает через обмотку реле 1P ток. Таким образом, благодаря наличию газоразрядной лампы в цепи реле будет срабатывать более четко и надежно при определенном значении напряжения (равном напря­жению зажигания газоразрядной лампы).

Упрощает управление светом, возможность регулировки настроек с помощью любого гаджета, который всегда рядом с вами.

Когда освещенность уменьшается, электрическое сопротивле­ние фотоэлемента возрастает; благодаря этому ток в плече АВ уменьшается и соответственно уменьшается и падение напряжения. Поскольку падение напряжения в плече БВ остается постоянным, падение напряжения в плече АВ может стать настолько малым, что потенциал в точке А станет большим потенциала в точке Б, и ток переменит свое направление и потечет от А к Б. Это про­изойдет тогда, когда естественное освещение к вечеру уменьшится и станет меньше 10лк. По мере уменьшения освещенности ток в измерительной диагонали будет возрастать, напряжение на кон­денсаторе С увеличивается и при его значении, равном напряже­нию зажигания лампы МН, конденсатор разрядится через лампу и поляризованное реле 1P в обратном направлении; реле перебросит свой контакт на зажим2 (этим схема измерительного моста нару­шается). При этом катушка нейтрального реле окажется при­соединенной к полному напряжению сети переменного тока 220 В. Реле сработает и замыканием своего контакта включит освети­тельные лампыЛО. Таким образом с наступлением вечерних суме­рек автоматически включается электрическое освещение.

При наступлении утра повышается освещенность, и фотовыклю­чатель должен отключить электрическое освещение. Проследим, как это происходит. С увеличением освещенности уменьшается электрическое сопротивление фотоэлемента Ф, в связи с чем уве­личивается постоянный ток, проходящий по этому плечу (АГ). По измерительной диагонали А Б будет проходить постоянный (вернее, пульсирующий) ток по следующей цепи: фаза Л 2 - зажим 2 - Б - А - 1ВП - Ф - Г - фаза Л 1 , кроме того, по этой же диагонали будет проходить переменный ток, образующий сле­дующую цепь: фаза Л 2 - зажим 2 - Б - А - В - R 4 - фаза Л 1 .

Пока освещенность мала, разность потенциалов между точками Б и А недостаточна для зажигания лампы МН и, как следствие, для срабатывания поляризованного реле 1P. По мере увеличения освещенности (выше 10 лк) потенциал в точке А, как это уже было объяснено выше, окажется меньше потенциала в точке Б; ток изменит свое направление на обратное, а конденсатор С разрядит­ся на лампу МН и реле от точки Б к точке А; реле сработает и перебросит свой контакт на зажим 1. При этом катушка релеокажется отключенной от полного напряжения сети 220 В и срабо­тает на отключение своего контакта; электрическое освещение будет выключено.

На многих современных автомобилях автоматическое включение фар, также называемое “евросвет”, давно стало нормой. В странах, где законодательство обязывает автовладельцев ездить со включенным ближним светом фар (а в их числе и Россия), эта функция очень удобна, и ряд владельцев автомобилей, лишенных данной функции, задумываются о ее внедрении.

Плюсы автоматического включения фар

  • Устраняется фактор забывчивости водителя (в любом случае фары на движущемся автомобиле будут включены, нельзя и забыть их выключить).
  • При резком изменении освещенности, например, при въезде в тоннель, автомобиль будет освещать дорогу сразу, без задержек на время реакции водителя.

Возможные варианты работы автоматического включения света фар

  • Включение/выключение синхронно с зажиганием . Этот способ наиболее прост, однако имеет определенный минус: при необходимости стоянки со включенным зажиганием аккумулятор автомобиля можно легко разрядить.
  • Автоматическое включение фар при запуске двигателя автомобиля. Такой вариант можно назвать оптимальным.

Самостоятельное подключение евросвета

В зависимости от конструкции автомобиля, решение может быть различным, перечислим наиболее характерные моменты:


Важные моменты

В первую очередь, трезво оцените свои умения и опыт, особенно, если речь заходит о ситуации, описанной в третьем пункте предыдущего подраздела. Лучше расстаться с определенной суммой денег за квалифицированную работу автоэлектрика, чем упорно пытаться обойтись своими силами и нажить себе лишние проблемы.

Все вмешательства в электроцепи лучше производить внутри салона, чтобы защитить точки врезки в штатную проводку от влияния окружающей среды. Грамотно выполненная и заизолированная скрутка, вопреки расхожему мнению, не только не уступает пайке в качестве соединения, но и превосходит ее по стойкости к вибрации. Примененное Вами дополнительное реле должно обязательно быть жестко закреплено .

Цепи питания силовых контактов дублирующего реле и его управляющей обмотки в обязательном порядке должны защищаться предохранителями . Это можно гарантировать подключением реле после блока предохранителей.

Ветви проводки не должны иметь натяг при любом ее возможном перемещении, а в местах перегиба ее возле металлических частей кузова обязательным является применение изолирующей поливинилхлоридной трубки (тюбинга).

Часто можно услышать, что того же результата можно добиться без применения дополнительных реле, вставив перемычку в нужное место монтажного блока автомобиля. Нужно крайне скептически относиться к подобным советам, так как зачастую их авторы не имеют никакой квалификации автоэлектрика и выполнение их рекомендаций может привести к печальным последствиям, например, если в реальности эта перемычка приведет к включению фар в обход предохранителя.

Итог

В большинстве случаев внедрение “скандинавского света” на автомобиль не является большой трудностью и может быть выполнено самостоятельно. Важно помнить, что, как и любое вмешательство в электропроводку автомобиля, эта работа требует большой аккуратности и внимания к мелочам, и только в этом случае завершится полным успехом.

Найдите органы управления фарами. Место расположения будет разниться в зависимости от марки автомобиля, но существует несколько общепринятых мест размещения элементов управления. Обратите внимание на приборную панель или рычаг управления возле рулевого колеса.

  • Некоторые производители помещают отдельную панель управления фарами непосредственно под торпедой слева от водителя. Чаще всего такое исполнение встречается в больших авто с большей площадью торпеды. Найдите небольшую панель с поворотной ручкой. Стандартные символы индикатора фонарей должны располагаться на разном расстоянии по кругу.
  • Другие производители размещают элементы управления фарами на рычагах, прикрепленных к основанию рулевого колеса. Рычаг может располагаться слева или справа от руля, а поворотная ручка управления фарами будет находиться ближе к краю рычага. Такая ручка управления фарами будет иметь стандартные символы.

Найдите положение «ВЫКЛ». По умолчанию элемент управления фарами установлен в положение «ВЫКЛ». Обратите внимание на символ, обозначающий это положение, а также на его положение на ручке, чтобы в нужное время вы смогли отключить фары.

  • Положение «ВЫКЛ» обычно располагается в крайней левой стороне или в нижней части поворотной ручки. В качестве символа используется открытый или незаштрихованный круг.
  • Сегодня многие транспортные средства оснащаются «габаритными огнями», которые автоматически включаются при включении двигателя и выключении основных фар. Если при выключенных передних фарах вы все равно видите свет в передней части автомобиля, то это должны быть габаритные огни.
  • Всегда отключайте фары перед отключением двигателя. Если они останутся включенными при выключенном двигателе, то произойдет разрядка аккумулятора, после чего вы не сможете завести двигатель. Если вы забудете выключить фары и полностью разрядите аккумулятор, то завести машину вы сможете лишь толчком или от чужого аккумулятора.
  • Переключите ручку на правильный символ. Зажмите поворотную ручку управления между большим и указательным пальцами и поворачивайте до нужного положения. Положения обозначены разными символами, при этом вы должны ощущать щелчки при переключении разных положений.

  • Практическая проверка. При наличии сомнений проверьте опытным путем, как ваш автомобиль реагирует на переключение ручки в разные положения.

    • Если у вас есть помощник, попросите его или ее постоять перед машиной. Откройте окно, чтобы вы могли слышать помощника, затем переключайте поворотную ручку в разные положения. После каждого положения делайте паузу и спрашивайте помощника о том, какой свет включен.
    • Если у вас нет помощника, то припаркуйтесь возле гаража, стены или другого строения. Затем переводите поворотную ручку в разные положения и смотрите, как свет будет отражаться на поверхности перед вами. Вы сможете определить все положения по яркости отражаемого света.
  • Правильное использование света. Фары следует включать при низкой видимости. Если вы не можете рассмотреть участок дороги на расстоянии 150-300 метров перед вами, то пора включить фары.

    • Ночью фары всегда должны быть включены. При плотном движении используйте ближний свет, а в остальных случаях – дальний свет.
    • Также включайте фары на рассвете и в сумерках. Даже несмотря на некоторое естественное освещение, темные тени от зданий и других сооружений могут помешать увидеть другие транспортные средства. В эти часы необходимо включать как минимум ближний свет.
    • Включайте противотуманные фары в плохую погоду: дождь, снегопад, туман или пыльные бури. Не включайте дальний свет, поскольку в таких условиях отражение и яркость дальнего света фар может ослепить других водителей.
  • С учетом недавних изменений в правилах дорожного движения на территории РФ водитель обязан включить ближний свет фар как при езде в темное, так и светлое время суток. В противном случае сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать водителя.

    Хотя сумма штрафа не самая большая, при этом сама факт того, что автомобиль могут задержать за нарушение ПДД, после чего за такое правонарушение водитель будет оштрафован на определенную сумму, по целому ряду причин неприемлем для большинства ответственных автолюбителей.

    Естественно, в сложившейся ситуации многие автовладельцы столкнулись с тем, что человеческий фактор на практике оказался главной причиной, по которой автомобиль без включенного света останавливают и штрафуют. Простыми словами, нередко водители попросту забывают включить фары.

    Чтобы избежать подобных ошибок, оптимальным вариантом является включение ближнего света при запуске двигателя, то есть автоматически. Однако далеко не все ТС имеют подобную функцию, которая реализована штатно. В этой статье мы рассмотрим, как доработать автомобиль, чтобы фары включались одновременно с запуском .

    Читайте в этой статье

    Автоматическое включение фар: схема, доступные варианты, преимущества

    Вполне логично, что именно автоматическое включение ближнего света является той самой опцией, которая позволяет не опасаться ситуации, когда перед поездкой водитель забыл включить свет. При этом на многих импортных авто устройство автоматического включения есть, но его срабатывание происходит только с учетом определенных условий (изменение освещения, сигнал от датчика дождя и т.д.)

    Однако по ПДД в РФ свет должен быть включен постоянно, независимо от того, темно на улице или светло. Некоторые владельцы, чтобы не забыть включить свет, вынуждены в светлое время суток оставлять машину на парковке с включенными фарами, тем самым .

    Как видно, проблема весьма актуальна. Чтобы решить задачу, наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации становится такая система автоматического включения ближнего света, которая будет работать независимо от степени освещенности и других условий, а также срабатывать без участия водителя.

    Другими словами, фары должны включаться параллельно запуску ДВС. Также можно реализовать отключение света после того, как двигатель глушится. Кстати, для автомобилей, которые не имеют даже штатного датчика света (отечественные авто, старые или бюджетные новые иномарки), срабатывающего в случае изменения освещенности, постоянно включенный ближний свет позволит повысить безопасность при езде по тоннелям, под мостами и т.д.

    Итак, спрос на подобные системы привел к тому, что различные предприятия, которые специализируются на выпуске электрооборудования, стали изготавливать готовые решения для авто (например, Skybrake M5, АвтоСвет AS, Фараон и т.д.) Также можно отметить и большое количество схем и устройств, которые энтузиасты и опытные автолюбители создают самостоятельно.

    Если желания ставить на машину самодельные устройства нет, тогда заводские решения окажутся наилучшим вариантом. Однако функционал может быть несколько ограничен. Главное, как в первом, так и во втором случае подобные решения позволяют реализовать автоматическое включение света фар, свет включается синхронно в момент включения зажигания или пуска двигателя.

    При этом еще раз отметим, что разные схемы отличаются функциональностью. Например, можно сделать так, чтобы днем горели только фары, а в темное время суток подключались габариты и т.д.

    Схемы автоматического включения фар при запуске двигателя

    Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных решений. Основной задачей для автовключения света фар является подача на него питания. Это питание можно взять от зажигания. Однако следует помнить, что в авто зачастую есть и другие устройства, запитанные на замок зажигания. С этим могут возникнуть сложности.

    Например, если магнитола включается после первого поворота ключа в замке, фары также могут срабатывать именно в этот момент. Такие аспекты нужно отдельно учитывать. Получается, двигатель заглушен, а ближний свет уже горит.

    Чтобы избежать подобных нюансов, оптимальной считается такая схема, посредством которой подача происходит через кнопку (реле) в момент замыкании контактной группы в замке зажигания при запуске ДВС. Отключение фар, соответственно, произойдет при размыкании цепи и остановке мотора.

    Отметим, многие водители считают, что подобная схема приводит к тому, что нагрузки на электроцепь возрастают. На практике правильно выполненное подключение сводит к минимуму или исключает такие нагрузки.

    Чтобы реализовать автоматическое включение осветительных приборов по самой простой схеме своими руками, необходимо приобрести:

    • штатное реле (пятиконтактное),
    • проводку и диоды;

    Более сложной и одновременно более удобной является схема, когда, простыми словами, фары запитываются на стояночный тормоз или датчик давления масла. Для успешного внедрения такого решения потребуется иметь 2 транзистора, проводку, реле и микросхему типа К561ТП1 или похожую.

    Давайте начнем с первой схемы. При установке наилучшим образом подойдет кнопка выключения печки, которая расположена на блоке выключателей. Все работы сводятся к тому, чтобы снять выключатель габаритов, затем разъединяются провод «+» и колодка клавиш, через которую реализовано включение ближнего света фар.

    Само подключение производится при помощи двойного провода, который соединяется с реле. В провод «+», который идет на выключатель печки, осуществляется врезка еще одного провода, который тоже подключается к реле. Далее к реле протягивается провод, через который подается питание на сами фары. Еще один провод «массы» кидается на корпус. На этом подключение закончено.

    Остается только все соединения или перепаять, или же все «скрутки» тщательно заизолировать. В результате получается система включения ближнего света в момент включения зажигания.

    К минусам можно отнести то, что в зимний период нагрузка на АКБ в момент пуска будет выше, машина будет прогреваться с включенными фарами и дополнительно расходовать топливо и т.д.

    • Чтобы избавиться от недостатков, можно задействовать следующую схему. Доработки позволят отключить свет после остановки ТС, причем независимо от включения самого зажигания. Для этого подключение выполняется к стояночному тормозу или к . Как уже было сказано выше, в основе лежит микросхема, а соединение осуществляется через «ручник» или датчик давления масла.

    В случае с датчиком, после отключения ДВС давление в падает. Это приводит к тому, что контакты датчика давления масла разомкнутся, на конденсатор подается питание, через транзисторы напряжение идет на реле и фары выключаются.

    Также после остановки ДВС питание с датчика подается на лампу-диод, которую устанавливают на панели приборов. Также конденсатор в схеме управления фарами начнет разряжаться и питание на реле не подается.

    Хотя данная схема позволяет «обойти» замок зажигания, она также не лишена некоторых минусов. Если давление в системе смазки будет «плавающим» или понижаться, срабатывание датчика возможно при езде на нейтральной передаче или на холостых. Свет фар в таком случае будет моргать.

    Еще добавим, что включение фар можно сделать как автоматическим, так и ручным. Данная возможность реализуется путем создания параллельного подключения и выбора нужного сопротивления на самой микросхеме. Кстати, решение подключаться к датчику давления масла не популярное, так как схема сложная, нужна дополнительная проводка, повышаются требования к качеству соединений.

    • Проще реализовать подключение к стояночному тормозу. Для этого к общему списку деталей нужно добавить дополнительное реле, которое запитывается на кнопку стояночного тормоза.

    Такой способ позволяет добиться следующего:

    1. как только водитель начинает поднимать ручник, происходит отключение света фар;
    2. если же ручник начать опускать, фары сразу включаются;

    Как видно, изготовленные самостоятельно решения могут иметь больше плюсов, чем штатные. Функциональность также расширяется, стоимость зачастую получается более привлекательной. Другими словами, собрать недорогую схему автоматического включения ближнего света фар вполне реально.

    При этом важно понимать, что для сборки схемы своими руками необходим определенный опыт и навыки. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к профессиональному автоэлектрику. Если же работы выполняются самостоятельно, точки врезки оптимально располагать во внутрисалонном пространстве, а не под капотом. Такой подход позволит избежать окисления контактов, снижает риски увлажнения и короткого замыкания и т.п.

    Если же говорить о том, что лучше, паять или делать скрутку проводов, правильно сделанная скрутка в ряде случаев окажется лучше пайки применительно к автомобилю. Дело в том, что ТС подвержено различным вибрациям, а пайка менее устойчива к вибрационным нагрузкам.

    Что касается реле, проводов, предохранителей и т.д., реле нужно надежно закреплять, проводку необходимо прокладывать так, чтобы провода не лежали в «натяг». В местах перегибов проводов и в точках, где провод касается металлических частей кузова, должна присутствовать дополнительная изолирующая термоусадка. В противном случае провод может перетереться и начать замыкать.

    Также настоятельно не рекомендуется вместо реле обходиться обычными перемычками, подключаться в обход предохранителей и т.д. Игнорирование данных рекомендаций может не только стать причиной неполадок оборудования, но и замыканий или пожаров.

    Читайте также

    Как работает кнопка запуска мотора. Доступные варианты и решения для самостоятельной установки кнопки стартера. Как самому установить кнопку запуска ДВС.

  • Почему в автомобиле отключается головное устройство (магнитола) при запуске двигателя. Основные причины отключения автомагнитолы, возможные неисправности.


  • Владельцев частных домов при благоустройстве участка волнует вопрос, как сделать автоматическое включение света в сумерки и выключение его на рассвете. Для этого есть два устройства — фотореле и астротаймер. Первое устройство более простое и дешевое, второе — сложнее и дороже. Более подробно поговорим о фотореле для уличного освещения.

    Устройство и принцип действия

    Это устройство имеет множество названий. Самое распространенное — фотореле, но называют еще фотоэлемент, датчик света и сумерек, фотодатчик, фотосэнсор, сумеречный или светоконтролирующий выключатель, датчик освещенности или день-ночь. В общем, названий много, но суть от этого не меняется — устройство позволяет в автоматическом режиме включать свет в сумерки и выключать на рассвете.

    Работа устройства основана на способности некоторых элементов изменять свои параметры под воздействием солнечного света. Чаще всего используют фоторезисторы, фототранзисторы и фотодиоды. Вечером, при уменьшении освещенности, параметры светочувствительных элементов начинают меняться. Когда изменения достигнут определенной величины, контакты реле смыкаются, подавая питание на подключенную нагрузку. На рассвете изменения идут в обратном направлении, контакты размыкаются, свет гаснет.

    Характеристики и выбор

    В первую очередь выбирают напряжение, с которым будет работать датчик света: 220 В или 12 В. Следующий параметр — класс защиты. Так как устройство устанавливается на улице, он должен быть не ниже IP44 (цифры могут быть больше, меньше — нежелательно). Это значит, что внутрь устройства не могут попасть предметы размером более 1 мм, а также что водяные брызги ему не страшны. Второе, на что стоит обратить внимание — на температурный режим эксплуатации. Ищите такие варианты, которые с запасом перекрывают средние показатели в вашем регионе как по плюсовой, так и по минусовой температуре.

    Подбирать модель фотореле также необходимо по мощности подключаемых к нему ламп (выходная мощность) и току нагрузки. Оно, конечно, может «тянуть» нагрузку немного больше, но при этом могут быть проблемы. Так что лучше брать даже с некоторым запасом. Это были обязательные параметры, по которым надо выбирать фотореле для уличного освещения. Есть еще несколько дополнительных.

    В некоторых моделях есть возможность подстроить порог срабатывания — сделать фотодатчик более или менее чувствительным. Уменьшать чувствительность стоит при выпадении снега. В этом случае отраженный от снега свет может быть воспринят как рассвет. В результате свет будет то включаться, то отключаться. Такое представление вряд ли понравится.

    Обратите внимание на пределы регулировки чувствительности. Они могут быть больше или меньше. Например, у фотореле AWZ-30 белорусского производства этот параметр — 2-100 Лк, у фотоэлемента P02 диапазон подстройки 10-100 Лк.

    Задержка срабатывания. Для чего нужна задержка? Для исключения ложных включений/отключений света. Например, ночью на фотореле попал свет фар проезжающего автомобиля. Если задержка срабатывания мала, свет отключится. Если она достаточна — хотя-бы 5-10 секунд, то этого не произойдет.

    Выбор места установки

    Для корректной работы фотореле важно правильно выбрать его местоположение. Необходимо учесть несколько факторов:


    Как видите при организации автоматического освещения на улице выбрать место для установки фотореле — не самая простая задача. Иногда приходится переносить его несколько раз, пока найдешь приемлемое положение. Часто, если датчик света используют для включения фонаря на столбе, фотореле стараются расположить там же. Это совершенно не обязательно и очень неудобно — счищать пыль или снег приходится довольно часто и каждый раз залезать на столб не очень весело. Само фотореле можно разместить на стене дома, например, а к светильнику дотянуть кабель питания. Это наиболее удобный вариант.

    Схемы подключения

    Схема подключения фотореле для уличного освещения проста: на вход устройства заводится фаза и ноль, с выхода фаза подается на нагрузку (фонари), а ноль (минус) на нагрузку идет от автомата или с шины.

    Если делать все по правилам, соединение проводов необходимо делать в распределительной (монтажной коробке). Выбираете герметичную модель для расположения на улице, монтируете в доступном месте. Как подключить фотореле к освещению на улице в этом случае — на схеме ниже.

    Если включать/отключать необходимо мощный фонарь на столбе, в конструкции которого есть дросселя, лучше в схему добавить . Он рассчитан на частое включение и выключение, нормально переносит пусковые токи.

    Если свет должен включаться только на время нахождения человека (в уличном туалете, возле калитки), к фотореле добавляют . В такой связке лучше сначала поставить светочувствительный выключатель, а после него — датчик движения. При таком построении датчик движения будет срабатывать только в темное время суток.

    Схема подключения фотореле с датчиком движения

    Как видите, схемы несложные, вполне можно справиться своими руками.

    Особенности подключения проводов

    Фотореле любого производителя имеет три провода. Один из них — красный, другой — синий (может быть темно-зеленым) и третий может быть любого цвета, но обычно черный или коричневый. При подключении стоит помнить:

    • красный провод всегда идет на лампы:
    • к синему (зеленому) подключается ноль (нейтраль) от питающего кабеля;
    • к черному или коричневому подается фаза.

    Если посмотрите на все выше приведенные схемы, то увидите, что они нарисованы с соблюдением этих правил. Все, больше никаких сложностей. Подключив так провода (не забудьте, что нулевой провод также надо подключить на лампу) вы получите рабочую схему.

    Как настроить фотореле для уличного освещения

    Настраивать датчик освещенности необходимо после установки и подключения в сеть. Для регулировки пределов срабатывания в нижней части корпуса имеется небольшой пластиковый поворотный диск. Его вращением и задается чувствительность.

    Найдите на корпусе подобный регулятор — им настраивается чувствительность фотореле

    Чуть выше на корпусе есть стрелочки, которыми обозначено, в какую сторону крутить для увеличения и уменьшения чувствительности фотореле (влево- уменьшить, вправо — увеличить).

    Для начала выставляете наименьшую чувствительность — загоняете регулятор в крайнее правое положение. Вечером, когда освещенность будет такой, что вы решите, что уже надо бы включить свет, начинаете подстройку. Надо плавно поворачивать регулятор влево до тех пор, пока не включится свет. На этом можно считать, что настройка фотореле для уличного освещения закончена.

    Астротаймер

    Астрономический таймер (астротаймер) — это другой способ автоматизировать уличное освещение. Принцип его работы отличается от фотореле, но он тоже включает свет вечером и выключает его утром. Управление светом на улице происходит по времени. В данном устройстве заложены данные про то, в какое время темнеет/светает в каждом регионе в каждый сезон/день. При настройке астротаймера вводятся GPS координаты его установки, выставляется дата и текущее время. Согласно заложенной программе устройство и работает.

    Астротаймер — второй способ автоматизировать свет на участке

    Чем оно удобнее?

    • Оно не зависит от погоды. В случае с установкой фотореле велика вероятность ложного срабатывания — в пасмурную погоду свет может включаться ранним вечером. При попадании на фотореле света он может гасить свет посреди ночи.
    • Устанавливать астротаймер можно в доме, в щитке, в любом месте. Ему не нужен свет.
    • Есть возможность сдвигать время включения/выключения на 120-240 минут (зависит от модели) относительно заданного времени. То есть, вы сами сможете выставить время так, как вам удобно.

    Недостаток — высокая цена. Во всяком случае, модели, которые есть в торговой сети, стоят довольно солидных денег. Но можно купить в Китае намного дешевле, правда, как он будет работать — вопрос.

    Похожие публикации