Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

«Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные

В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.

  1. Качественные прилагательные. Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
    • цветов (красный, розовый, малиновый);
    • пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
    • физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
    • внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
    Выражаемые качественными прилагательными признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, а сами прилагательные – иметь степени сравнения (лёгкий – легче – легчайший), сочетаться с наречиями меры и степени (очень лёгкий) и превращаться в них (легко). Качественные прилагательные могут иметь антонимы (добрый – злой, высокий – низкий). От них часто образуются абстрактные имена существительные (сладкий – сладость, кривой – кривизна). Качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму (лёгкий – лёгок). С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов говорящие без труда придают им субъективную оценочную форму (лёгонький).
    Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи.
  2. Относительные прилагательные. Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
    • предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
    • действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
    • времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
    • понятию (философский трактат).
    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения. Чаще всего их можно заменить предложно-именными сочетаниями со словами, от которых они образованы (см. выше). Для относительных прилагательных свойственен производный характер, в то время как качественные – сами служат основой для других слов.
    Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая).
  3. Притяжательные прилагательные. Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
    Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:
    • -ов (-ев), -ин (-ын);
    • –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд как относительных (бобровый домик – притяжательное значение, бобровый воротник – относительное), так и качественных: (медвежья берлога – притяжательное значение, медвежья услуга – качественное) частей речи.
Подведём итог. Разряд имени прилагательного можно определить, исходя из его лексического значения. В начале стоит задать вопрос и посмотреть, что именно обозначает то или иное слово: самоценно ли оно само по себе (качественное прилагательное) и не относится ли оно к какому-либо неодушевлённому предмету (относительное прилагательное) или одушевлённому лицу (притяжательное прилагательное).

По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.

Цели урока:

Дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

Формировать умение находить в текстах качественные прилагательные, стоящие в краткой форме или в форме сравнительной степени;

Развивать умение различать качественные и относительные прилагательные;

Закрепить навык письменного морфемного, словообразовательного и синтаксического разборов;

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

Иллюстрации;

Карточки-задания;

Опорная таблица по разрядам прилагательных.

Межпредметные связи: связь с литературой и технологией.

Тема высказывания: «Древнейшее рукодельное искусство».

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени из упражнения «Отечество мое Россия. Урал».

3. Индивидуальные задания (выполняются 2–3 учениками за партами, а затем выборочно у доски).

Задание 1. Какое лексическое значение имеют слова парча и сафьян? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 3-м предложении. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

В Тверской област_ на пр_брежных х_лмах реки Тверцы ра(з,с)кинулся город Торжок. (3,с)десь с_хр_нился изве(стн,сн)ый в Росси_ с XIII века центр золотного шитья. И(с,сс)ку(с,сс)ные маст_рицы шили золотой нитью по парче и сафьяну укр_шали выш_вкой царские одежды.

Задание 2 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 1-м предложении. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Разберите по составу слово уд_вительные. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

Золотное шитье сложнейший вид рук_дельного и(с,сс)ку(с,сс)тва. Ру(с,сс)кие золот_швейки и(з,с)пользовали в декоративном оформлении литургических ткан_й и облачений св_щенн_служителей удивительные по технике исполнения узоры.

4. Беседа с классом.

Учитель показывает иллюстрацию картины В.А. Тропинина «Золотошвейка».

– За каким занятием изобразил художник мастерицу?

В Древней Руси каждая девушка должна была уметь шить и вышивать. Прилежание к рукоделию почиталось за особую добродетель. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские – «светлицы», где работали вышивальщицы. В конце XIX века заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные мастерицами Новодевичьего монастыря в Москве.

Задание 3. Составьте предложение из данных слов и словосочетаний. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Золотное шитье, золотошвейки (вышивальщицы, мастерицы, рукодельницы); декоративное оформ ление тканей и одежды; парча, сафьян; удивительные (диковинные, чудесные, необыкновенные) узоры.

III. Объяснение нового материала.

– Выполняя задания, мы убедились в том, что прилагательные могут выступать в разных формах (в полной или краткой, в форме сравнительной или превосходной степени). Но они различаются и по значению. Сегодня мы познакомимся с тремя разрядами прилагательных.

1. Работа с раздаточным материалом «Разряды прилагательных по значению» (см. таблицу).

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

– Назовите признаки качественных прилагательных.

3. Выполнение упражнения № 290 (с. 116) по учебнику . Найдите в тексте относительные прилагательные.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

Карточка 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях под цифрой 2. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

1. И д_вясь, перед собой
Вид_т город он б_льшой,
Стены с частыми зу_цами,
И за белыми стенами
Блещ_т маковки церквей
И св_тых монастырей.

2. Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный!
Что ты тих, как день ненас_ный?
Опечалился чему?

Карточка 2. Угадайте, о героях каких произведений идет речь в данных отрывках. Спишите. Определите разряд прилагательных. Объясните свою точку зрения. Назовите (устно) форму, в которой употребляются прилагательные. В 3-м и 4-м предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

2. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства...

3. Лгут люди, я совсем не хороша.
4. Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно...

5. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

2. Распределительный диктант.

Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок . (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте таблицу.)

Таблица

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название Значение Примеры
Качественные признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие
Относительные признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал , из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению
серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина
Притяжательные признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?) мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Зимний вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, праздничный наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение, недостойное поведение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: упражнение № 295, с. 118.

Ученикам нужно найти в загадках прилагательные, выписать их, определить разряд по значению.

Встала красная девица рано,
Встала бела да румяна.
Умылась ясной росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.

(Солнышко.)

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.

(Вода.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.

(Мороз.)

По деревьям скок да скок –
Мелькает рыжий огонек.
Красная девица,
Каменное сердце.

(Вишня.)

Маленький Егорка
Упал в озерко.
В воде купался,
А сух остался.

(Перо.)

Стоит толстуха –
Деревянное
брюхо,
Железный поясок.

ЛИТЕРАТУРА

1. M.T. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научн. ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2005.
С. 113–119.

2. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Линка-Пресс, 2000. С. 36–38, 41–42, 47, 50.

3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С. 26–27.

4. А.С. Пушкин. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Поэмы. Сказки. Примеч. С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975. С. 285–286, 311.

5. Н .В. Бабушкина. Золотое шитье. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 3–8.

6. В.П. Полухина. Литература: 6-й кл. Учебн. хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1998. С. 94.

Т.В. ЕФАНОВА,
г. Москва

На этом уроке вы расширите свои знания об именах прилагательных, узнаете о разрядах имен прилагательных по значению.

Тема: Имя прилагательное

Урок: Разряды прилагательных по значению

1. Отличительные признаки имен прилагательных

Мы знаем, что каждое слово в языке относится к той или иной части речи. По каким же признакам можно отличить имя прилагательное от других частей речи?

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные обозначают признак предмета

3. Имена прилагательные относятся к именам существительным и согласуются с ними в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде

Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.

2. Разряды имен прилагательных

Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.

Подберем прилагательные к слову карандаш.

Тонкий,

маленький,

красивый

деревянный,

пластмассовый.

Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын .

Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными . Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.

Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый ), - качественные . Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.

Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый ) называются относительными . Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.

Например:

Деревянный дом - дом из дерева

Зимний день - день зимы

3. Как определить разряд прилагательного?

Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:

1. Задайте вопрос:

Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей? , перед нами притяжательное прилагательное.

А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой? , перейдите к следующему шагу.

2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.

Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.

А если нет, то относительное.

Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:

От злого волка -

В земляную щелку.

По холодной росе -

К хитрой лисе.

Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.

Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.

Значит, перед нами качественное прилагательное.

Земляная (какая? ). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.

Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая ).

Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожан ый.

А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый .

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:

Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.

Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.

Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.

4. Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.

1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени

2. Могут иметь антонимы: злой/добрый

3. Всегда непроизводны

А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.

4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость

И наречия на -о : строго .

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий .

5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму

6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий

5. Образование относительных и притяжательных прилагательных

Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий. Самыми распространенными суффиксами для их образования являются суффиксы -л -, например, беглый ; -ск -, например, людской ; -ин - - тополиный ; -ов - - ежовый ; -н- - лесной .

Притяжательные прилагательные образуются только от существительных. С помощью суффиксов -ий - - лисий , -ов - - отцов , -ин - - мамин .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разрядах прилагательных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

2. Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс - бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле . (По В.Белову)

6 класс.

Русский язык.

Учитель: Арушанян Т.П.

Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные». § 42

Цели урока:

Обучающие : познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.

Развивающие : развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Оборудование:

Тетради, учебник.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод : исследовательский, частично – поисковый.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация опорных знаний .

Приветствие. Объявление темы урока.

Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)

Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.

Запишем в тетрадь дату и тему урока.

Орфографическая разминка.

О дальней дороге, о столетней ели, из-за ноющей боли, в пахучей жидкости, в соседней деревне, на свежем воздухе, в колючем кустарнике, о летнем зное, во внутренний дворик, о будущем новоселье, в синей дали, о недавнем происшествии, к ближайшей станции, в ближайшем кафетерии.

На прошлом уроке мы изучали разряды прилагательных, а именно, качественные имена прилагательные. Давайте вспомним всё, что о них знаем.

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета; отвечает на вопрос какой? / чей?: большой, железный , мамин.

2. Разряды прилагательных:

- качественные - прилагательное называет признак, который может быть выражен в большей или меньшей степени: добрый, добрее, самый добрый ;

- относительные - прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: золотые серёжки;

- притяжательные - прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному: беличий, мамин.

3. Склонение прилагательных

Прилагательные изменяются:

по падежам: красная роза, о красной розе и т. д.;

по числам; красная роза, красные цветы;

по родам (только в единственном числе): красный цвет, красная роза, красное зарево.

Род, число, падеж определяются по существительному.

4.Форма прилагательного (только у качественных):

- полная: весёлый;

- краткая: весел.

5. Степень сравнения (только у качественных):

- сравнительная степень: веселее, более весёлый;

- превосходная степень: веселейший, самый весёлый.

6. В предложении может быть определением, сказуемым: тёплый хлеб. Хлеб был тёплый.

Качественные прилагательные (какой?): прилагательное называет признак,

который может быть выражен в большей или меньшей степени:

яркий свет - ярче. более яркий

Относительные прилагательные ( какой?): прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени:

компьютерная программа, электронные часы

Притяжательные прилагательные ( чей?): прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному:

папины документы, лисья нора

III . Изучение новой темы.

- В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.

Работа с теоретическим материалом учебника, стр.8, 10

«Опознавательные признаки относительных прилагательных».

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

IV . Закрепление изученного материала.

    Работа с учебником. Стр. 9, упр. 313, 314

    Из каждой группы словосочетаний выпишите словосочетания с качественными, относительными прилагательными.

Новый плащ.., кожаный плащ..,.; золотая брош.., дорогая брош..; льняная вещ.., нужная вещ..; шерстяное кашне, красивое кашне; элегантное пальто, драповое пальто; дорогое боа, меховое боа; чёрный кофе, кенийский кофе.

V . Итог урока. Рефлексия.

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?

3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?

VI . Домашнее задание

Выучить теоретический материал § 42 (правила + тетрадь) . Выполнить упр. 315.

§1. Общая характеристика имени прилагательного

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
  • изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.

3. Синтаксическая роль в предложении : у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.

§2. Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания,
менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий ,
сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.

Непостоянные признаки: падеж, число, род (в единственном числе) выражены окончаниями: сладкий, сладкому, сладкие, сладкая и т.п.

§3. Разряды прилагательных по значению

В зависимости от характера значения имена прилагательные делятся на:

  • качественные: большой, маленький, хороший, плохой, весёлый, грустный,
  • относительные: золотой, завтрашний, лесной, весенний,
  • притяжательные: лисий, волчий, папин, мамин, отцов.

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такие признаки, которые могут быть выражены в бо´ льшей или ме´ ньшей степени. Отвечают на вопрос: Какой ?
У них есть:

  • полные и краткие формы: хороший - хорош, весёлый - весел
  • степени сравнения: маленький - меньше - наименьший и самый маленький.

Большинство качественных прилагательных - непроизводные слова. Основы качественных прилагательных - производящие основы, от которых легко образуются наречия: плохо ← плохой, грустный ← грустно.
Значения качественных прилагательных таково, что большинство из них вступают в отношения

  • синонимии: большой, крупный, огромный, громадный
  • антонимии: большой - маленький.

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные соотносятся по значению со словами, от которых они образованы.Поэтому они так названы. Относительные прилагательные - это всегда производные слова: золотой←золото, завтрашний←завтра, лесной←лес, весенний←весна . Признаки, выражаемые относительными прилагательными, не имеют разных степеней интенсивности. У этих прилагательных не бывает степеней сравнения, а также полных и кратких форм. Отвечают на вопрос: Какой ?

Притяжательные прилагательные

Эти прилагательные выражают идею принадлежности. Они в отличие от качественных и относительных прилагательных отвечают на вопрос: Чей ? Притяжательные прилагательные не имеют степеней сравнения, а также полных и кратких форм.
Суффиксы притяжательных прилагательных: лисий - -ий- [ий’], мамин - -ин-, синицин - [ын], отцов - -ов-, Сергеев -ев-.
Набор окончаний у притяжательных прилагательных особый. Даже из приведённых примеров видно, что в начальной форме (им.п., ед.ч., м.р.) у них нулевое окончание, в то время как у других прилагательных - окончания - -ый, -ий, -ой.

Формы им.п. и в.п. притяжательных прилагательных ед. и мн.ч., как у существительных, а остальные - как у прилагательных:

Единственное число

Им.п. ж.р. - а: мамина, лисья, м.р.- : ,мамин, лисий ср.р. - о, е: мамино, лисье.

Род.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ого, его: маминого, лисьего.

Дат.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ому,ему: маминому, лисьему.

Вин.п. ж.р. - у,ю: мамину, лисью, м.р. и ср. р. - как им.п. или р.п.

Тв.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ым, им: маминым, лисьим.

П.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ом, ем: мамином, лисьем.

Множественное число

Им.п. - ы, и: мамины, лисьи.

Род.п. - ых, их: маминых, лисьих.

Дат.п. - ым, им: маминым, лисьим.

Вин.п. - как им.п. или в.п.

Тв.п. - ыми, ими: мамиными, лисьими.

П.п. - ых, их: маминых, лисьих.

Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Такие переходы обусловлены особенностями контекста и связаны, как правило, с использованием прилагательных в переносных значениях. Примеры:

  • лисья нора - притяжательное прилагательное, а лисья хитрость - относительное (не принадлежит лисе, а как у лисы)
  • горькое лекарство - качественное прилагательное, а горькая правда - относительное (соотносится с горечью)
  • лёгкая сумка - качественное прилагательное, а лёгкая жизнь - относительное (соотносится с лёгкостью)

§4. Полная и краткая формы качественных прилагательных

Качественные прилагательные имеют обе формы: и полную, и краткую.
В полной форме они склоняются, т.е. изменяются по числам, по родам (в ед.ч.) и по падежам. Полные прилагательные в предложении могут быть определением или частью составного именного сказуемого.

Поздней ночью они вышли из дома.

Поздний - качественное прилагательное, положит. степень, полное, в форме ед.ч., ж.р., тв.п.

В краткой форме прилагательные не склоняются. Они не изменяются по падежам. Краткие прилагательные изменяются по числам и родам (в ед.ч.). Краткие формы прилагательных в предложении обычно бывают частью составного именного сказуемого.

Девочка больна.

Больна - качественное прилагательное, положит. степень, краткая форма, ед.ч., ж.р. В современном языке в роли определений краткие прилагательные бывают в устойчивых лексических сочетаниях, например: красна девица, средь бела дня.

Не удивляйтесь:

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд.

Относительные и притяжательные прилагательные имеют только полную форму. Обратите внимание: у притяжательных прилагательных с суффиксом -ин- в им.п. совпадающей с ним формой в.п. окончание - как в кратких формах.

§5. Степени сравнения

Качественные прилагательные имеют степени сравнения. Так выражается в языке то, что признаки могут иметь большую или меньшую степень. Чай может быть сладким в большей или меньшей степени, правда? И язык передаёт это содержание.
Степени сравнения, таким образом, передают идею сравнения. Они делают это системно. Степеней три: положительная, сравнительная, превосходная.

  • Положительная - это значит, что признак выражен без оценки степени: высокий, веселый, теплый.
  • Сравнительная определяет большую или меньшую степень: выше, веселее, теплее, более высокий, более весёлый, более тёплый, менее высокий, менее весёлый, менее тёплый.
  • Превосходная выражает наибольшую или наименьшую степени: высочайший, веселейший, теплейший, самый высокий, самый весёлый, самый тёплый.

Из примеров видно, что степени сравнения выражены по-разному. У сравнительной и превосходной степеней значение передаётся либо с помощью суффиксов: выше, веселее, высочайший, веселейший, либо с помощью слов: более, менее, самый. Поэтому сравнительная и превосходная степени сравнения могут быть выражены:

  • простыми формами: выше, высочайший,
  • составными формами: более высокий, менее высокий, самый высокий.

Среди простых форм в русском языке, как и вдругих языках, например, в английском, бывают формы, образованные от другой основы.

  • хороший, плохой - положительная степень
  • лучше, хуже - сравнительная степень
  • лучший, худший - превосходная степень

Слова в простой и сложной сравнительной и превосходной степенях изменяются по разному:

  • Сравнительная степень (простая): выше, ниже - не изменяется.
  • Сравнительная степень (сложная): более низкий, более низкому, более низкими - изменяется само прилагательное, изменение возможно по падежам, числам, а в единственном числе - по родам.
  • Превосходная степень (простая): высочайший, высочайшему, высочайшим - изменяется по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.
  • Превосходная степень (сложная): самый высокий, самому высокому, самые высокие - оба слова изменяются по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.

Прилагательные в простой сравнительной форме в предложении бывают частью сказуемого:

Анна и Иван брат и сестра. Анна старше Ивана. Раньше она была выше, а теперь выше Иван.

Остальные формы сравнения бывают и в роли определения, и в роли сказуемого:

Я подошла к более взрослым ребятам.
Ребята, были более взрослыми, чем я думала.
Я обратилась к самым взрослым ребятам.
Эти ребята самые взрослые из тех, кто занимается в кружке.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Является ли имя прилагательное самостоятельной частью речи?

  2. Какие прилагательные могут выражать признаки, выражаемые в большей или меньшей степени?

    • Качественные
    • Относительные
    • Притяжательные
  3. Для каких прилагательных характерны лексические отношения синонимии и антонимии?

    • Для качественных
    • Для относительных
    • Для притяжательных
  4. Являются ли относительные прилагательные производными?

  5. У каких полных прилагательных набор окончаний особенный?

    • У качественных
    • У относительных
    • У притяжательных
  6. Изменяются ли прилагательные в полной форме по падежам?

  7. Для каких форм прилагательных характерна синтаксическая роль определения?

    • Для полных
    • Для кратких
  8. Все ли прилагательные изменяются по падежам?

    • Не все
  9. Все ли прилагательные изменяются по родам?

    • Не все
  10. Изменяются ли прилагательные в превосходной степени по падежам?

  11. Могут ли сравнительная или превосходная степени выражаться одним словом?

  12. Могут ли прилагательные переходить из одного разряда по значению в другой?

Правильные ответы:

  1. Качественные
  2. Для качественных
  3. У притяжательных
  4. Для полных
  5. Не все
  6. Не все

Вконтакте

Похожие публикации