Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Речь – первое, что характеризует человека. Внутренняя речь человека

Проблемный очерк

Речь визитная карточка человека. Так ли это? Действительно ли слова способны раскрыть человека, выявляя его черты характера, особенности, поведение? Ответ на этот вопрос берет начало в далекой древности, скрытой от нас прочной стеной времени.

Еще древние мыслители задумывались о значимости речи. Так, Сократ однажды сказал молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Без слов человек закрыт, «невидим для других». Действительно, составить верное представление о человеке лишь по внешнему облику кажется делом невероятно трудным, весь внешний облик лишь обложка закрытой книги, ключом к которой является речь.

Речь являет отражением внутренних установок и характера человека. Многие опытные руководители и психологи знают, что по тому, как человек изъясняется можно сказать, что это за человек, какова его стратегия поведения и как он будет взаимодействовать с другими людьми. Оказывается, мы, общаясь в друзьями на перемене, отвечая на уроке или выступая перед аудиторий, не только передаем информацию об интересующем нас предмете, но, сами того не замечая, рассказываем о себе. Как же это происходит?

Эрудиция и интеллект могут быть в известной степени оценены содержательностью речи и предполагают, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек. Оценивая речь, собеседник обращает внимание на красоту и организованность речи, на построение фраз, логическую связь между предложениями. Даже одну и ту же мысль мы можем донести до слушателя по-разному! Например, даны три высказывания: «Седня холодно, вот черт», «К моему крайнему неудовольствию, погода довольно холодная, так низко температура не опускалась с января 2005 года», «Воистину русская зима! Как говорил Пушкин: «Мороз и солнце…». Проанализировав три высказывания, мы видим, что первое принадлежит, вероятно, подростку или необразованному человеку, о чем свидетельствует наличие разговорной лексики, примитивно построенные предложения. Речь второго построена грамотно, правильно и подкреплена фактами, из чего можно сделать вывод, что говорит взрослый, эрудированный человек, склонный к несколько занудной точности, излишней наукообразности, ну а третий дополняет свою речь отрывком из знаменитого стихотворения, чем показывает свое культурное развитие или претензию на нее.

Более того, наша речь рассказывает о наших чувствах, выдает эмоции, которые мы порой не можем сдержать. Психолог Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

Спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

Заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

Сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;

Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
- нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Значит, просто говорить умными фразами еще не является залогом успеха! Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связно, не нарушая без причины плавную текучесть голоса. Вероятнее всего, вы заметили, что голос человека сам по себе может привлекать или отталкивать слушателей. Это действительно так. Оглянитесь в свое прошлое, присмотритесь к людям, прислушайтесь к чувствам, которые у вас вызывает голос оратора, и вы поймете, что звучание голоса имеет большое значение. Крикливый директор будет отпугивать персонал и не достигнет успеха, в то время как обладатель мягкого, приятного голоса будет притягивать публику.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе много информации не только о предмете обсуждаемой темы, но и о нас самих. По разговору мы можем узнать о психологическом состоянии человека, о его культуре, эрудиции и интеллекте. Может, нам стоит задуматься об этом? Я считаю, что мы должны совершенствовать свою речь и следить за тем, как мы говорим, ведь речь – это действительно наша визитная карточка.

Корепанова Елизавета, 10 класс, 2013

1. Наименование и область использования
1.1. Наименование дисциплины – Психофизиология

1.2. Условное обозначение программы – РП

1.3. Шифр специальности – 0303010.65

1.4. Номер дисциплины в учебном плане - ОПД.Ф.18

1.5. Аббревиатура кафедры – ОП

1.6. Год разработки - 2010

2. ОСНОВАНИЕ

2.1. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 030301.65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ЕН. Ф. 04) от 17 марта 2000 г..

2.2. Утвержденные учебные планы специальности 030301.65 «Психология» в соответствии с ГОС ВПО – 2000.

2.3. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

2.4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 - 2003. М., 2004.

2.5. Стандарт АГТУ 02-2000.
^ 3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

Цель курса:

Обеспечить фундаментальную подготовку высокоспециализированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями о нейробиологических основах психических явлений, процессов и состояний, включая высшие психические функции и сознание; ознакомить с современными методами психофизиологического исследования и прикладными направлениями в области психофизиологии; предоставить необходимые знания для научно-исследовательской и научно-педагогической работы.

^ Задачи курса :


  • дать будущему специалисту-психологу необходимые фундаментальные знания о мозговых механизмах психики и поведения, формирующие представления о психике как системном явлении, представленном на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях;

  • ознакомить с принципами психофизиологического исследования, с современном состоянием знаний в области механизмов кодирования и декодирования информации, психофизиологии сенсорных процессов, памяти и научения, эмоций и функциональных состояний, программирования и исполнения двигательных актов, мозговых механизмов речевой деятельности и мышления.
4. ИСТОЧНИКИ

4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему.

4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

4.4. Учебные планы специальности 030501 «Психология».

5. ТРЕБОВАНИЯ
В целом курс “Психофизиология» носит основополагающий научный характер и построен таким образом, чтобы ввести в сознание студентов необходимые базовые понятия для формирования представлений о строении и функционировании человеческой психики.

Студенты должны

Знать:


  • знать принципы и современные методы психофизиологического исследования: полиграфии, электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функциональной магнитно-резонансовой томографии мозга (МРТ);

  • знать методы интеграции данных ЭЭГ и МЭГ со структурной функциональной МРТ, а также ЭЭГ – данных с психофизикой;
- знать нейрофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

Уметь:

Анализировать нейрофизиологические показатели сна и бодрствования, сенсорных и моторных реакций, внимания, памяти и речевых функций.


  • анализировать процессы переработки информации, включая нейронный уровень, связав их с нейрофизиологической основой психических процессов (внимания, восприятия, памяти, эмоций, движений, мышления, речи) и целенаправленного поведения.
Владеть:

Терминологией, принятой в психологии и биологии;

Методами сбора нейрофизиологической информации и ее анализа, в том числе регистрацией электроэнцефалограммы и тестирования функциональной асимметрии полушарий;

6. Содержание

6.1. Тематический план


Наименование

темы


Кол-во

час.


1

3

Принципы переработки информации в центральной нервной системе.

Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений, памяти, обучения. Психофизиология функциональных состояний


2

Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решения. Психофизиология высших психических функций. Когнитивная психофизиология. Прикладная психофизиология

2

Методы психофизиологического исследования. Системная психофизиология. Психофизиология индивидуальных различий

2

6

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тест контроля остаточных знаний студентов по дисциплине «Психофизиология»
Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии
1. Укажите основную цель курса "Психофизиология".

Цель курса - познакомить студентов с:

а) морфо-функциональной организацией мозга;

б) с физиологическими основами психических процессов и поведения;

в) с основными принципами мозговой деятельности;

г) закономерностями формирования психики в онтогенезе;

д) закономерностями формирования психики в филогенезе.
^ 2. Какой из перечисленных ритмов ЭЭГ соответствует активному бодрствованию?

а) альфа-ритм;

б) бета-ритм;

в) гамма-ритм;

г) тета-ритм;

д) дельта-ритм.
^ 3. С какой целью в психофизиологии используют метод навязывания ритма?

a) определение фокуса максимальной активности;

б) регистрация суммарной биоэлектрической активности мозга;

в) определение нарушения кровообращения мозга;

г) определение умственной работоспособности;

д) оценка уровня внимания.
^ 4. С какой целью используется метод регистрации КГР?

а) оценки уровня непроизвольного внимания;

б) оценки уровня произвольного внимания;

в) оценки уровня эмоционального напряжения:

г) оценки кратковременной памяти;

д) оценки агрессивности.
5. ^ Каково основное преимущество психофизиологических исследований в модельных опытах на животных?

а) возможность проведения серийных исследований;

б) непосредственное наблюдение за поведением;

в) применение объективных электрофизиологических методов;

г) возможность активно влиять на функциональное состояние различных мозговых структур;

д) возможность проведения лонгитюдных исследований.

Тема 6. Психофизиология памяти

1. Индивидуальная память - это:

а) восприятие информации,

б) переработка информации;

в) хранение информации,

г) воспроизведение информации;

д) восприятие, переработка, хранение и воспроизведение информации.
^ 2. Для большинства людей ведущей является:

а) зрительная память;

б) слуховая;

в) словесно-логическая;

г) смешанная;

д) эмоциональная.
^ 3. В основе кратковременной памяти лежат:

а) изменения в синапсах;

б) изменение синтеза белка;

в) изменение количества РНК в мозге;

г) изменение количества ДНК в мозге;

д) синтез нейропептидов.
^ 4. Синоптические теории памяти предполагают:

а) увеличение количества синапсов при обучении;

б) изменения морфо-функциональной организации синапсов;

в) смена медиатора в везикулах;

г) подавление тормозных синапсов;

д) подавление дофаминовых нейронов.
^ 5. Ухудшение с возрастом памяти связано в основном:

а) структурными изменениями мозга;

б) уменьшение массы мозга;

в) гибелью нейронов;

г) нарушением кровоснабжения мозга в результате атеросклероза;

д) уменьшением потока новой информации.
Тема 7. Внимание и ориентировочная реакция

^ 1. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?

а) в коре больших полушарий;

б) в коре мозжечка;

в) в подкорковых ядрах;

г) в верхних буграх четверохолмия;

д) в нижних буграх четверохолмия.
^ 2. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?

а) во внутреннем ухе;

б) в верхних буграх четверохолмия;

в) в нижних буграх четверохолмия;

г) в височной коре;

д) в теменной коре.
^ 3. При каких условиях возникает депрессия альфа-ритма?

а) при действии нового раздражителя;

б) при повторных действиях раздражителя;

в) во время сна,

г) во время сноведений;

д) при полном покое.
^ 4. В дошкольном периоде?

а) непроизвольное внимание отсутствует;

б) произвольное внимание отсутствует;

в) непроизвольное внимание преобладает над произвольным;

г) произвольное внимание преобладает над непроизвольным;

д) произвольное и непроизвольное внимание развиты в равной степени.
^ 5. Какая из перечисленных структур мозга обуславливает процесс внимания?

а) гиппокамп;

б) гипоталамус;

в) миндалина;

г) обонятельная луковица; е) полосатое тело.
Тема 8. Психофизиология эмоций

1. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны качеством удовлетворения:

а) биологических потребностей;

б) познавательной деятельностью;

в) развитием двигательной активности;

г) игровой деятельностью;

д) социальных потребностей.
^ 2. Укажите из перечисленных смешанную эмоцию:

а) радость;

г) гнев.
3. В чем основное биологическое значение эмоций?

а) оценка биологической значимости раздражителей;

б) средство коммуникации;

в) улучшение памяти;

г) активизируют внимание;

д) бесполезны для организма.
^ 4. Какие стриктуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?

а) специфические проводящие пути;

б) ганглии;

в) ретикулярная формация;

г) лимбическая система;

д) комиссуаральные волокна.
5. ^ Какой из факторов оказывает большое влияние на подавление трусости?

а) физическая депривация;

б) психическая депривация;

в) сенсорно обогащенная среда;

г) стресс;

д) материальное благополучие.
Тема 9. Речевая деятельность

1. Дайте определение речи (языка).

а) система знаков;

б) система символов;

в) система знаков или символов;

г) сигналы сигналов;

д) система сигналов, подчиненных грамматическим правилам.
^ 2. Наибольшее отличие языка человека от "языка животных".

а) множественность языков и наречий;

б) множественность функций;

в) богатый звуковой репертуар;

г) высокая степень абстракции;

д) наличие письменной и устной речи.
^ 3. У большинства людей ведущим по речи является:

а) правое полушарие;

б) левое полушарие.
4. Центр Вернике расположен в коре:

а) лобной левого полушария;

б) лобной правого полушария;

в) височной левого полушария;

г) височной правого полушария;

д) теменной левого полушария.
5. ^ Центр Брака - это центр:

а) моторной речи;

б) сенсорной речи;

в) расположен в теменно-затылочной доле левого полушария;

г) расположен в височной доле левого полушария;

д) его локализация определяется национальностью человека.
Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности

1. Сознание как восприятие окружающей среды характерно:

а) только для животных;

б) только для человека;

в) и для животных, и для человека.
2. Сознание как восприятие окружающей среды связано:

а) с продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий;
^ 3. Сознание как восприятие собственного "я"характерно:

а) ля всех высших позвоночных животных;

б) для приматов;

в) для человекообразных обезьян;

г) для человекообразных обезьян и человека;

д) только для человека.
^ 4. Сознание как восприятие собственного "я" связано с:

а) продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий большого мозга.
^ 5. Какое из определений наиболее адекватно понятию "мышление"?

а) рекомбинация ранее выработанных условных рефлексов;

б) выработка новых условных рефлексов;

в) решение новых задач в проблемной ситуации;

г) сочетание индивидуального опыта с опытом историческим;

д) интуиция.
^ Вопросы к зачету по ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология».


  1. Цель и задачи психофизиологии. Объект исследования.

  2. Развитие психофизиологии в нашей стране и за рубежом (В.Вундт, Б.Гудвин, Д.Хебб, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын).

  3. Характеристика основных отраслей психофизиологии.

  4. Место психофизиологии среди других отраслей научных знаний.

  5. Методы психофизиологических исследований. ЭЭГ.

  6. Методы психофизиологических исследований. Электромиография, электропроводность кожи, электроокулография.

  7. Строение и функции нейрона.

  8. Принципы передачи и переработки информации в ЦНС.

  9. Учение о функциональных системах П.К.Анохина.

  10. Узловые механизмы функциональных систем.

  11. Формирование целостного поведенческого акта.

  12. Понятие о сенсорных системах, свойства сенсорных систем.

  13. Виды анализаторов.

  14. Особенности кодирования в сенсорных клетках.

  15. Адаптация сенсорных систем, виды адаптации.

  16. Взаимодействие сенсорных систем. Системное распознование образов.

  17. Общие сведения о мышечной системе.

  18. Двигательный навык, его формирование и автоматизация.

  19. Центральный аппарат управления движениями.

  20. Характеристика основных типов движения: сохранение позы и равновесия, локомоция, произвольные движения.

  21. Уровни двигательных реакций (палеокинетический, синергизм и штампы, пространственное поле).

  22. Виды биологической памяти.

  23. Механизмы кратковременной памяти.

  24. Механизмы долговременной памяти.

  25. Роль памяти и научения в процессе адаптации человека.

  26. Методы изучения памяти.

  27. Психофизиологичекие аспекты внимания.

  28. Виды внимания.

  29. Модели внимания Бродбента, Дойча.

  30. Теория фильтрации внимания.

  31. Основные показатели внимания. Проблемы исследования внимания.

  32. Значение эмоций в жизнедеятельности организма.

  33. Теории эмоций.

  34. Морфо-функциональные основы эмоций.

  35. Роль вегетативных реакций в реализации эмоций.

  36. Участие эмоций в компенсаторно-приспособительных реакциях организма.

  37. Понятие функционального состояния.

  38. Основные компоненты функционального состояния человека.

  39. Основные виды функциональных состояний.

  40. Проблема разработки и использования методов оценки, прогнозирования и оптимизации функциональных состояний человека.

  41. Ориентировочный рефлекс, его сущность. Значение в исследовательской деятельности.

  42. Механизмы ориентировочных рефлексов.

  43. Основные концепции сознания.

  44. Нейрональные механизмы мыслительной деятельности.

  45. Концепция коммуникативной природы сознания (П.В.Симонов). Нейронные механизмы.

  46. Дифференциальная психология. Предмет, цели, задачи, объекты исследования.

  47. Интегральная индивидуальность и ее структура.

  48. Биологические основы личностных черт, характеристика темпераментальных свойств.

  49. Психофизиологические компоненты работоспособности. Их характеристика.

  50. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности.

Основные источники:


  1. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2007. - 464с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-94723-732-0.

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 368с. - ISBN 978-5-7567-0220-0.

  3. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 410с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-10990-8

  4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.

  5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1981.

  6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

  7. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999.

  8. Гудвин Б. Временная организация клетки. - М., 1986.

  9. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992. № 11-12.

  10. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

  11. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. - М., 1985.

  12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

  13. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М., 1984.

  14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

  15. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - М., 1997.

  16. Основы психофизиологии/ Под ред. Александрова Ю.Б. -М.,1998.
17. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001.

18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. - М, 1979.

19.Русалов В.М. Программа дисциплины "Дифференциальная психофизиология"/Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 02.04. Психология (практическая). - М., МГУ, 1991.

^

Дополнительная литература


  1. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987

  2. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2.

  3. Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Хенцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995.

  4. Маунткасл В. Организационный принцип функционирования мозга - элементарный модуль и распределенная система // ЭделъманДж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

  5. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

  6. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1985.

  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1987.

  8. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М.,1981.

  9. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1996. Т. 46. Вып. 2.

  10. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4.

  11. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2.

  12. Уолтер I. Живой мозг. М.: Мир, 1966.

  13. Хрестоматия по физиологии сенсорных систем / Ред.-сост. А.М.Черноризов. М.: РПО, 1999.

  14. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.

  15. Шеперд I. Нейробиология: В 2 т. М., 1987. Т. 1,2.

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Особенности речи человека

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Значение речи в жизни человека

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

Речь можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней речью человека можно понимать его общение с самим собой. Это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Проблема заключается в том, что трудно четко определить и обозначить природу и особенности внутренней речи..

Каждый человек ведет разговор с самим собой. Обычно это происходит на уровне мыслей. Губы не двигаются, слова не произносятся, однако человек их проговаривает в своей голове. Внутреннюю речь определяют как своеобразную форму , когда человек анализирует, думает, ведет спор с самим собой и т. д.

Во многом внутренняя речь похожа на внешнюю. Только отличаются формы ее проявления и функции. Это рассмотрим в статье.

Что такое внутренняя речь?

Что такое внутренняя речь? Это сложное мыслительное функционирование, которое включает операции, языковые компоненты, коммуникационное взаимодействие и сознание.

Общение ведется в голове у человека, который при этом не использует свой голосовой аппарат для выражения слов. Все происходит на уровне мыслей, которые помогают человеку обдумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения и т. д.

Внутреннюю речь можно назвать мыслительной. Для нее не всегда необходимы слова. Иногда человек представляет образы, картинки, чего достаточно для мыслительной деятельности. Достаточно часто человек даже не отмечает самого процесса мышления, который проходит автоматически и самостоятельно. Однако мыслительная речь помогает человеку в принятии решений, анализе происходящего, постановке задач и решении проблем. Это своеобразная связь человека с окружающим миром, из которого он получает информацию.

Внутренняя речь обычно носит вербальный характер, то есть человек думает на уровне слов. Это делает ее обслуживающей внешнюю речь и связывает с окружающим миром. Человек сначала думает, потом действует или говорит. Соответственно, сначала возникает внутренняя речь, а затем – внешняя или прочие проявления человека.

Достаточно трудно психологам разделить, где есть внутренняя речь, а где – мышление. Поэтому некоторые совмещают данные понятия воедино. На самом деле мышление и внутренняя речь являются компонентами, но нисколько не замещают друг друга.

Происхождение внутренней речи также неоднозначно. Некоторые утверждают, что она возникает в результате ухода человека вглубь себя. Он мыслит, сам с собой ведет беседу, размышляет и т. д. Другие утверждают, что внутренняя речь сопутствует внешней. Когда человек с кем-то общается, он параллельно ведет внутреннюю речь с самим собой, где договаривается, находит доказательства, выискивает нужные факты и пр.

Достаточно трудно изучать то, что скрытно. Внутренняя речь всегда является скрытой частью человека. Как ее можно исследовать? Путем самонаблюдения или различными инструментами, которые воспринимают сигналы. Наиболее доступными остаются методы самоанализа тех процессов, которые происходят внутри человека.

Внутренняя и внешняя речь

Коммуникативные процессы условно разделяются на три вида: внешняя, внутренняя и письменная речь. Чем отличается внутренняя речь от внешней? Внешняя речь направлена на окружающий мир, когда человек вслух произносит собственные мысли. Он использует речевой аппарат (голосовые связки, язык, губы и пр.), чтобы произнести слова, которые передадут информацию, исходящую из него. Внутренняя речь направлена на самого себя. При этом голосовой аппарат может вообще не использоваться.

Посредством внутренней речи человек общается с самим собой, рассуждает, размышляет, делает анализы и выводы, принимает решения, сомневается и т. д.

Отмечается возрастной период, когда человек начинает прибегать к внутренней речи. Этим возрастом является 7 лет. В этот период ребенок переходит от обращения во внешний мир к своему внутреннему, эгоцентрическому. Он начинает осознавать, что не каждое слово может быть произнесено вслух.

Характерными становятся особенности внутренней речи, которая является:

  • Обрывочной.
  • Фрагментарной.
  • Краткой.

Если была бы возможность записать внутреннюю речь, то она оказалась бы:

  • Непонятной.
  • Бессвязной.
  • Обрывочной.
  • Неузнаваемой по сравнению с внешней.

Характеристикой внешней речи является ее направленность вовне. Здесь человек использует четкие структуры и фразы, которые будут понятны собеседнику. Устанавливается зрительный контакт, при котором люди обращают внимание на слова, язык жестов и интонацию голоса. Все это позволяет распознать не только смысл, произнесенный вслух, но и рассмотреть под ним то, что было скрыто.

Внутренняя речь может быть разной, в зависимости от степени вовлеченности в нее человека. Если человек действительно разговаривает сам с собой, тогда он пользуется той речью, которая имеет вид внешнего характера. Если же разговор ведется неосознанно, тогда может наблюдаться директивный или предикативный характер речи, которая является короткой и целенаправленной. Здесь нет рассуждений. Человек просто принимает короткие решения и побуждения к действию.

Характеристики внутренней речи:

  1. Обобщенность.
  2. Беззвучность.
  3. Вторичность (образованность от внешней коммуникации).
  4. Обрывочность.
  5. Большая скорость произношения.
  6. Отсутствие строгого грамматического оформления.

Чтобы что-то сказать вслух, человек сначала обдумывает и подбирает слова, составляет фразы и предложения. При внутренней речи такого не происходит. Зачастую предложения вовсе отсутствуют. Имеются короткие фразы, даже просто слова.

Таким образом, внутренняя речь подготавливает внешнюю, которая в свою очередь делится на устную и письменную.

  • Устная речь включает в себя произношение слов и их слушание. Она бывает разговорной (обиходной) и публичной.
  • Письменная речь имеет строгие правила передачи мыслей при помощи слов.

Внутренняя речь по Выготскому

Выготский и многие другие эксперты психологии изучали внутреннюю речь. По Выготскому внутренняя речь является следствием эгоцентрической речи или коммуникации для себя. Она формируется в младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно начинает пользоваться внешними формами речи.

Внутренняя речь отмечается у младших дошкольников, которые пока пользуются непонятными для взрослого понимания формулировками.

Эгоцентрическая речь является основной, на которой и развивается внутренняя речь. Сначала она понятна только ребенку, затем трансформируется, становясь все более похожей на осмысленный мыслительный процесс.

Формирование внешней и внутренней речи у малышей отличается. Внешняя речь формируется от простого к сложному: от слова к фразам, от фраз к предложениям и т. д. Внутренняя речь формируется от сложного к простому: от целого предложения к осмыслению каждой ее отдельной части – фразы или слова.

Проблема внутренней речи

Достаточно трудно изучать внутреннюю речь, которая лишь на первый взгляд отличается от внешней отсутствием звукового сопровождения, что и создает проблему. На самом деле внутренняя речь не похожа на внешнюю по своей структуре. Здесь уже возникает много различий, не только отсутствие произнесенных вслух слов.

Внутренняя речь является свернутой и обрывочной. Она по своей структуре абсолютно отличается от внешней. Если внешняя речь имеет четкую структуру, где есть подлежащее и сказуемое, дополнительные слова, то внутренняя речь часто отмечается в действиях. Здесь отсутствует предмет, который рассматривается, обозначается лишь действие, каким предмет должен быть, что носит побудительный характер.

Во внутренней речи участвуют не только слова, но и прочие формы, понятные для человека. Это могут быть схемы, детали, картинки, образы. Человеку не нужно выражать словами все, что он себе представляет. Достаточно лишь вспомнить увиденную картину, чтобы далее приступить к размышлению, где также могут быть использованы образы, виденные из жизни.

Особенности внутренней речи человека

В процессе внутренней речи участвует множество компонентов, которые не ограничиваются словесными структурами. Особенность внутренней речи человека заключается в том, что ее трудно четко разграничить, поскольку в процессе мышления индивид использует все известные и понятные ему формы предоставления смысла того, о чем он думает.

Для построения внутренней речи нет необходимости составлять сложные предложения. Почему? Потому что человек их и так понимает. Более того, порой легче представить некий образ, который более полно передает весь смысл того, о чем думает человек, нежели подбирать слова.

Внутренняя речь не является следствием мыслей, она, наоборот, порождает мысли. Таким образом, мысль формируется после того, как человек ее сгенерировал. Она является связующим звеном между мыслями и внешней речью, которую потом человек применяет, чтобы выразить собственные идеи.

Несмотря на то, что внутренняя речь зарождается в детском возрасте и полна фантастических объектов, которые ребенок себе воображает, она присуща взрослым. Только уже во взрослом возрасте человек больше прибегает к словесным формам внутренней речи, а также к картинкам, увиденным в реальной жизни.

Здесь следует рассмотреть феномен, как звучание внутреннего голоса, который производится не человеком, а неким другим существом. Так называемое слышание голосов относится к этой категории. Ученые провели исследования и выяснили, что данные феномены являются внутримозговыми импульсами, когда человеку кажется, что голос звучит извне, хотя на самом деле он идет изнутри.

Итог

Все люди общаются сами с собой. Это нормальный процесс, который позволяет обдумывать мысли, себя убеждать в чем-то, успокаивать, принимать решения, анализировать ситуации и т. д. Человеку нужно общение с самим собой, когда он приходит к внутреннему балансу, договаривается с самим собой, находит компромисс, который выгоден ему. Итог – сохранение спокойного душевного равновесия.

Нет ни одного человека, который бы не общался с собой. Порой человек просто не осознает данного процесса, который происходит автоматически. Человеку необязательно осознанно находиться в процессе общения с самим собой. Достаточным является акт, когда мысли просто генерируются в голове часто в автоматическом режиме.

Неосознаваемость поступков и произнесенных слов формируется на данной основе. Человек не участвует сознательно в процессе генерации идей, он автоматически их формирует, подчиняясь им. Только потом он анализирует и делает выводы, насколько правильными они были в той или иной ситуации. Если человек не согласен с чем-то, тогда он начинает сожалеть о том, что не принимал в процессе мышления активного участия.

Николай Тимченко, психолог
Источник: Elitarium.ru

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов и стиле построения фраз.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми - остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Известный отечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи - основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он - мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех - одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех - есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

  • на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
  • на «э» (хе-хе): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
  • на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
  • на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе - издевательский и протестующий;
  • на «у» (ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в) непроизвольный, но контролируемый.

Таким образом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистические особенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.

Похожие публикации