Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Народное собрание при перикле

Афинская демократия при Перикле

Цели урока:

а) углубить знания учащихся об античной демократии, о расцвете демократии в правление Перикла;

б) реконструировать конфликт между демосом и знатью;

в) продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

г) способствовать проявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. задания-карточки для работы в группах;
  2. презентация
  3. компьютер
  4. ММ-проектор

План изучения:

  1. Личность Перикла;
  2. Функции народного собрания;
  3. Нововведения Перикла;
  4. Перикл, его друзья, враги.

Изучение нового материала

Беседа:

  1. Как называется страна, в которой мы живем?
  2. Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?
  3. Кто у нас сейчас президент?
  4. Как он стал президентом?
  5. Как называется государство, в управлении которого участвует народ?

У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.

  1. В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?
  2. О чем пойдет речь у нас на уроке?
  3. Тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь) .

Проблема урока: можно ли Афинское государство во времена Перикла считать образцовым?

Беседа с классом.

  1. Как афиняне называли управление в своем полисе? (Предполагаемый ответ: демократия.)
  2. Что означает демократия в переводе с греческого? (Предполагаемый ответ: власть демоса.)
  3. Из кого состоял демос? (Предполагаемый ответ: большую часть демоса составляли ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики корабельных канатов, мелкие земледельцы Аттики.)
  4. Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон, VI век до н.э. )
  5. Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).
  6. Каков был состав населения Аттики

Начертить в тетрадях схему: «Состав населения Аттики в V веке до н.э.»

Кто такой Перикл? – . Какие человеческие качества позволили ему стать первым стратегом? Учащиеся отвечают на этот вопрос, работая в группах с карточками. Запись на доске: Перикл – первый стратег с 443 г. до н.э. Умер в 428 г. до н.э. от чумы. В каком году Перикл был избран последний раз стратегом?

Вопрос: а смогла ли я участвовать в Афинском собрании? А вы? Почему?

Афинское народное собрание.

Беседа с классом:

Вопросы:

  1. Назовите и покажите традиционное место проведения народных собраний.
  2. Куда и почему было перенесено место проведения народных собраний.

(Предполагаемые ответы: Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. В Афинах Агора была обсажена деревьями, вокруг нее находилось множество торговых лавок и складов, также рядом возвышался храм.

Однако с развитием города, и в частности торговли, на Агоре стало слишком тесно. Тогда было решено на холм, носивший название Пникс. Плоская вершина холма Пникс представляла собой полукруг, который вмещал 20 тыс. человек. Там же возвышалась трибуна, высеченная из камня. Она сохранилась и до наших дней).

Чем занималось Народное собрание в Афинах? Заполнить таблицу

Обсуждение вопроса. «Устройство афинской демократии во времена Перикла».

Познавательная задача: стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умных людей? Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию, чтобы сделали вы? Ищем ответ на стр. 184 учебника.

В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? (Тянули жребий.)

  1. Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?

Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Но в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

  1. Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?
  1. Подумайте, кто из граждан выступал против закона? Почему? (Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Вывод: после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.

Вопросы:

  1. Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?
  2. Каковы различия в управлении в Афинах и Древнем Египте? Какое вам, кажется, более справедливым?
  3. Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения не участвовала в управлении?

Итак, насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные 25 веков назад? В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о демократии?

(ответы учащихся)

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. Сколько это лет?

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.

Закрепление изученной темы. Вот и подошел к концу наш урок. Но, прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Учащиеся выполняют тесты.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе

После того, как учащиеся выполнили задания теста, они обмениваются карточками и проводят взаимопроверку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка с заданием для I группы

Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.

Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.

Карточка с заданием для II группы

Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее? этот человек отвечал: «Когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.

Карточка для III группы

В молодости Перикл очень боялся народа; его приятный голос, легкость и быстрота языка наводили страх на очень старых людей. Владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, в походах был храбр и искал опасностей. Когда Перикл занялся политической деятельностью, стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов. Перикл, настраивая свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Однако был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящее к данному делу. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине он был прозван “ Олимпийцем”.

Карточка для IV группы

Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.

“Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?” - спросил Перикл.

“Да, да! Слишком много!” - раздались голоса. “раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну все до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: “Воздвигнуто Периклом на его собственные средства”.

Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек.

“Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!” - зашумели граждане и утвердили отчет Перикла.

Перикл очень рисковал, потому что его средств не хватило бы для выкупа статуй и храмов. Он не сомневался, что граждане не пожелают уступить ему честь возведения построек. К тому же все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла.


Афинская демократия при Перикле

РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ В V В. ДО Н.Э.

Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская демократия, появившаяся на свет в результате реформ Клисфена на рубеже архаической и классической эпох, на протяжении последующих десятилетий постоянно развивалась и модифицировалась.

Важную роль в укреплении демократии строя сыграла реализованная в 80-х годах V в. до н. э. морская программа Фемистокла, предусматривавшая создание мощного военного флота. В качестве гребцов на афинские триеры были привлечены прежде всего беднейшие граждане, доходы которых не позволяли им приобрести гоплитские доспехи и сражаться в рядах фаланги. В результате военные моряки стали той силой, которая сыграла решающую роль в освобождении всего греческого мира от угрозы порабощения. Соответственно возросла и политическая роль этой части гражданского коллектива. Поскольку отныне флот, а не сухопутная армия стал основой афинских вооруженных сил, то и голос фетов (самых бедных афинян) в общественной жизни стал несравненно более весомым. В итоге демократия оказалась ориентированной скорее не на средние, а на наименее обеспеченные слои населения. В 487 г. до н. э. по инициативе Фемистокла была осуществлена реформа власти (архонтата): если ранее архонтов избирали голосованием в народном собрании, то теперь их стали назначать по жребию. Это привело к тому, что пост, считавшийся высшим в полисе, все чаще стали занимать не умудренные политические лидеры, а совершенно случайные люди, что снижало значение архонтской магистратуры.

Однако после отражения нашествия Ксеркса в 480-479 II. до н. э. радикализация афинской демократии примерно на два десятилетия приостановилась, даже более того, процесс временно приобрел обратное направление. Аристократ Кимон, в 70-60-х годах V в. до н. э. фактически стоявший у руля государства и пользовавшийся огромным влиянием после своих славных побед в греко-персидских войнах, был противником широкого участия демоса в управлении жизнью полиса. Ему больше импонировало жесткое государственное устройство Спарты, основывавшееся на дисциплине и безоговорочном подчинении рядовых граждан властям. При нем демократические реформы в Афинах были приостановлены. Кимона поддерживал Совет ареопага.

Этот древний аристократический орган, чей «золотой век», казалось бы, остался в далеком прошлом, сумел укрепить свое положение, достойно проявив себя в тяжелую годину войны с персами. В частности, именно ареопагиты пресекли панику и организовали эвакуацию жителей, когда войска Ксеркса в 480 г. до н. э. приближались к Афинам. После этого, воспользовавшись своим возросшим авторитетом, ареопаг присвоил себе ряд важных политических функций: стал проводить проверки граждан, избранных на государственные должности, принимать отчеты у магистратов по истечении срока их полномочий, судить тех должностных лиц, отчеты которых признавались неудовлетворительными. Происшедшие в общественной жизни изменения, бесспорно, следует определить как «шаг назад» в эволюции афинской демократии, как расширение участия аристократии в руководстве государством.

Следующий этап демократизации афинского полиса начался в конце 40-х годов V в. до н. э. и продолжался приблизительно десятилетие. Политические противники Кимона, сторонники увеличения роли демоса в управлении государством, сумели одержать верх: в 461 г. до н. э. Кимон был подвергнут остракизму и изгнан из Афин. Пришедшую к власти демократическую группировку возглавили Эфиальт и еще молодой, но уже пользовавшийся известностью благодаря выдающемуся ораторскому таланту Перикл. В 462/461 г. до н. э. по предложению Эфиальта была осуществлена чрезвычайно важная реформа ареопага. Древний совет лишился незаконно присвоенных им полномочий, которые были теперь распределены между демократическими органами управления – народным собранием, гелиэей и Советом пятисот.

План Афин

Вскоре после этого Эфиальт был убит при загадочных обстоятельствах, но демократические реформы продолжил Перикл. Они совершались на всем протяжении 50-х годов V в. до н. э. Чрезвычайно важное значение имело введение мистофории – оплаты труда должностных лиц. Вначале плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные; вскоре мистофория была распространена на членов Совета пятисот, а затем и на многие другие магистратуры, что позволило небогатым гражданам более активно, чем ранее, участвовать в политической жизни. И этой возможностью они сразу воспользовались, понемногу лишая аристократию монополии на большинство государственных постов. Так, в 457 г. до н. э. на должности архонтов, ранее доступные лишь пентакосиомедимнам и всадникам (представители двух первых сословных разрядов), было позволено избирать зевгитов. Феты этого права формально не получили, но фактически и они тоже могли становиться архонтами: выставляя свою кандидатуру на жеребьевку, фет просто умалчивал о своей принадлежности к низшему разряду граждан, и власти делали вид, что не замечают обмана.

Тогда же происходили демократические изменения в системе судопроизводства. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию в гелиэе, что уменьшило возможности аристократии реально влиять на вынесение приговоров, воздействуя разными способами на рядовых граждан. Члены судебных коллегий стали избираться по жребию, что считалось в те времена сугубо демократическим методом. Вообще применение в политической системе разного рода жеребьевок, особенно при избрании должностных лиц, значительно возросло.

На рубеже 60-50-х годов V в. до н. э. значительно активизируется деятельность народного собрания. Оно стало собираться чаще, чем прежде. На Пниксе, холме в центральной части Афин, было построено специальное сооружение для работы народного собрания, в нем стояли ряды скамей для граждан и трибуна для выступающих. В 453 г. до н. э. были возрождены введенные еще Писистратом, но впоследствии отмененные разъездные судебные коллегии, разбиравшие на местах, в сельских демах, тяжбы между земледельцами. При этом преследовалась цель ограничения власти местной аристократии.

Неоднозначное впечатление производит принятый в 451 г. до н. э. по инициативе Перикла закон о гражданстве. Согласно этому закону, полноправными гражданами Афин стали считаться лишь те лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по отцовской, и по материнской линии. Это консолидировало граждан полиса. Но этот закон был очень неудобен знати, поскольку многие афинские аристократы издревле заключали браки с женщинами из других государств, в том числе негреческих. Так, женой Мильтиада и матерью Кимона была фракийская царевна. Теперь дети от «смешанных» браков не могли стать афинскими гражданами. В результате принятия этого закона гражданский коллектив Афин как бы превратился в привилегированное сословие «избранных», которым только и дозволялось пользоваться всеми благами демократии.

Реформы Эфиальта и Перикла привели к тому, что к середине V в. до н. э. демократическое устройство афинского полиса приобрело классический облик. Демос реально взял власть в свои руки, постепенно избавляясь от «опеки» аристократов.

Начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения . Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание.

Главным органом управления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы .

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Должностные лица.

Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

4. Суд.

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.

5. Введение оплаты.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

6. Строительство в Афинах при Перикле.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин.

Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы.

Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Перикл был выдающимся государственным и политическим деятелем, настоящим патриотом и непревзойденным оратором. За период своего правления он смог превратить Афины в процветающий полис.

Благодарные жители Афин называли своего правителя посланником Зевса и переизбирали на высшую должность 15 раз. В отличие от своих предшественников, основной целью своей государственной деятельности Перикл сделал увеличения благосостояния горожан и заботу о них. Перикл смог утвердить настоящую полноценную демократию в Афинах .

Правление Перикла в Афинах: народное собрание

Чтобы сделать органы управления более прозрачными Перикл учредил народное собрания, членами которого были все мужчины, достигшие 20 летнего возраста.

На собрание, которое проводилось раз в неделю, принимались новые законы и обсуждались все проблемные аспекты жизни общества. Свое мнение имел право высказать каждый член собрания.

Чтоб беднейшие слои населения также смогли принимать участия в собрании, Перикл платил им за посещение суму, которую они могли бы заработать за этот день, работая на полях или в мастерских.

Для искоренения коррупции в судопроизводстве, Периклом была введена система, при которой судья до последнего момента не знал, какое дело будет рассматривать. Судьей мог стать любой гражданин Афин, достигший 30 летнего возраста.

Женщины при Перикле не имели абсолютно никаких политических прав, так же, как и приезжие жители. Однако это было вызвано не личными побуждениями Перикла, а теми устоями, которые диктовало то время.

Культурное развитие горожан

Не забывал Перикл также о культурном развитие горожан. Очень часто в Афинах проводились различные соревнования и массовые празднества. Особым уважениям пользовался театр Афин . Горожанам, которые не имели материальной возможности посетить театр, Перикл давал им на это деньги из своих личных средств.

Чтобы обеспечить постоянной работой жителей Афин, Перикл инициировал строительство храмов и общественных зданий. Это не только дало возможность зарабатывать деньги простым людям, но и со временем превратило Афины в город с потрясающей архитектурой.

Согласно историческим источникам, некоторые грузчики и пастухи, которые работали на строительстве, набравшись опыта в этом деле, со временем становились известными архитекторами.

Развитие флота и торговли

Перикл также смог укрепить флот Афин, превративши, таким образом, город в могущественный центр торговли в Средиземноморье. Флот Афин мог противостоять пиратам и со временем фактически полностью их уничтожил.

Из-за своей мягкости и дипломатичности, Перикл не развязывал воин с соседними государствами и фактически не колонизировал другие земли, хотя могущество флота предоставляло ему такую возможность

Все силы правителем были консолидированы в первую очередь на улучшения жизни самих Афин.

Афины при Перикле достигли невиданных высот экономического, интеллектуального и политического развития. Благодаря своей либеральной демократичной политике, он смог не только сделать Афины крупным культурным и политическим центром древнегреческого мира, но и войти в мировую историю, как отец демократии, борец за права и свободы людей.

Страница 1
Тема:Афинская демократия при Перикле

Цели:

Расширить и дополнить представления о демократии;

Познакомить с деятельностью Перикла;

Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

План урока:

1.Зарождение демократии в Афинах

2.Афины при Перикле.

3.Реформа государственного управления при Перикле.

4.Закрепление.

Ход урока

Сегодня мы продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на этот вопросы:

Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины?

Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады.

V век до н.э. называют «золотым веком Афинской демократии» или веком «Перикла». Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Давай вспомним с тобой

Что означает слово «демократия»?

С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

Когда правил Солон? .(594 г до н.э.)

2. Объяснение нового материала.

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторический документ.

Учащийся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.

Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

А как ты думаешь, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

Учащийся анализирует отрывок из «Истории» Фукидида.

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…..Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.

Выполнение теста.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы расстанемся, давай повторим то, что ты сегодня узнал на уроке.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин школе
страница 1

Похожие публикации