Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Где находится и как выглядит единственное кладбище космических кораблей. Где на земле находится кладбище космических кораблей

Этот репортаж доступен в высоком разрешении

В Тихом океане находится уникальное природное образование - лагуна Трук (или Чуук). Около 10 млн назад здесь был большой остров, но со временем он погрузился под воду.

В годы Второй мировой войны на островах вокруг лагуны располагалась крупная морская военная база Японии, а также аэродром. В 1944 году в лагуне Трук находились корабли 4-го императорского флота и командование 6-го подводного флота, но 17 февраля 1944 года американцы начали осуществление военной операции «Хилстон», в результате которой было потоплено более 30 крупных и много небольших японских судов.

Спускаемся на глубину, чтобы посмотреть на подводное кладбище кораблей в Тихом океане.

Так выглядел наш отель «Blue Lagoon Resort», который расположен он на острове Дублон. Домики, в которых мы живем, очень напоминают стандартные дома из первого «Far Cry». Так и кажется. что вот-вот из-за пальм выскочит чувак в красной гавайской рубашке и начнет тут всех мочить. А где-то тут, поблизости должен находится остов японского авианосца, тогда сходство будет полным:

Остров Фефан. Его ни с кем не перепутаешь:

Идем на место погружение:

Остатки корабля . Ходовая рубка и машинный телеграф:

В машинном отделении:

Надпись на борту:

Глубина 36 метров. Противотанковые орудия на палубе «Nippo Maru», их тут 3 штуки:

Глубина 37 метров. Легкий японский танк на дне Тихого океана:

Глубина 25 метров. Грузо-пассажирский пароход Rio de Janeiro Maru. лежит на правом борту. Это левый винт:

Глубина 12 метров. Вид с пилотского места бомбардировщика-торпедоносца Императорского флота Японии Накадзима B6N «Джилл»:

Глубина 36 метров. Еще один самолет «Джилл»:

Затонувший японский корабль Shinkoku Maru, На ходовом мостике:

Грузовик Исудзу трюме корабля Shinkoku Maru. От судна осталась только передняя половина, задняя часть разрушилась от взрыва американской бомбы:

Грузовая стрела корабля Shinkoku Maru покрыта мягкими кораллами:

Фюзеляж истребителя «Клод» - предшественник знаменитого «Зеро» в трюме затонувшего японского судна Fujikawa Maru:

Корабль Fujikawa Maru. Визитная карточка лагуны Трук - жутковатый воздушный компрессор в токарной мастерской:

Вот и завершилась неделя погружения под воду в лагуне Трук. Обследовано около 10 затонувших кораблей, два самолета. Это закат последнего вечера на острове Дублон, лагуны Трук.

Кладбище космических кораблей в Тихом океане

В Тихом океане есть место — так называемая Точка Немо, где кончают свой век отработавшие космические корабли и станции. Когда срок службы завершается, космические агентства выводят их с орбиты и отправляют прямиком в океан.

Точка Немо выбрана не случайно. Она равноудалена от ближайших к ней обитаемых островов примерно на 2,7 тысяч километров.

Место можно назвать океанической пустыней, поскольку эта территория закрыта для судоходства. Кроме того, в этой части Тихого океана существует круговое течение — гигантская воронка, которая затягивает в себя весь мусор. Морской живности здесь тоже сравнительно мало.

Самыми грандиозными похоронами стало затопление орбитальной станции «Мир» в 2001 году. После 15 лет на околоземной орбите станция была затоплена именно в Точке Немо. От исходных 135 тонн до поверхности океана долетело не более 25 тонн — остальное сгорело в атмосфере. Интересно, что Международная космическая станция после 2028 года будет захоронена здесь же поблизости.

Читайте также

Еще в трех популярных туристических местах в ближайшее время будет введен туристический налог. Речь идет о Лондоне, Японии и Хошимине. Ожидается, что в Лондоне размер сбора с туристов (как британцев, так и иностранцев) составит 5% от стоимости проживания в сутки.

Консульство Италии в Петербурге на коммерческий манер завлекает "клиентов" громким спецпредложением: отныне при наличии одной шенгенской визы в паспорте туристы могут претендовать на многократную визу на год, при наличии двух виз - на два года.

Телебашня CN Tower в Торонто входит в число высочайших сооружений на планете (553,33 м). Внутри башни находится второй в мире по высоте ресторан. Но не только этим примечательно это место.

Практическая польза от освоения космоса неоспорима. Это и спутниковое теле- и радиовещание, и глобальный интернет, и прогноз погоды, и изучение биосферы Земли. Другая сторона вопроса - загрязнение околоземного и земного пространства космическим мусором. Раньше обломки космических кораблей падали на Землю, где попало. Но с развитием космической отрасли встал вопрос о поиске безопасного места для захоронения останков космических аппаратов. И место было найдено - это кладбище космических кораблей, расположенное в Тихом океане, где их топят все космические агентства мира.

Результат компьютерного моделирования

Когда развитие космонавтики достигло определенных размеров, встал вопрос о месте, куда можно будет поместить останки космолетов без ущерба для биосферы и достаточно удаленном от проживания людей.

Инженер из Хорватии Хрвойе Лукатела в 1992 году посредством разработки компьютерной модели определил место, отвечающее заданным параметрам. Он же предложил назвать его, впоследствии ставшим кладбищем космических кораблей, точкой Немо - именем отшельника человечества из фантастического рассказа Жюль Верна.

Точка в океане

Наиболее удаленным от людей местом оказалась точка в южной части Тихого океана, от которой до ближайших необитаемых островов - атолла Дюси и острова Моту-Нуи (остров Пасхи) - расстояние в 2688 километров. В 470 километрах от атолла Дюси находится ближайший населенный остров Питкэрн с 49 жителями.

Точка Немо и океанский полюс недоступности - это названия кладбища космических кораблей, координаты которого 48 градусов южной широты и 123 градуса западной долготы. Здесь не ходят корабли, не летают самолеты и до людей очень далеко.

Экологический аспект

Точку Немо называют еще Большое тихоокеанское мусорное пятно. Это связано с наличием тут великого круговорота - крупного кольцевого течения, как воронка втягивающего в свой центр весь мусор ближайших вод. Это сильное течение не дало развиться тут богатой растительной и животной жизни и превратило это место в своеобразную пустыню на глубине 4 километра в океане.

Экологи признают, что решение сделать именно тут кладбище космических кораблей приносит наименьший вред мировому океану. Но говорить о том, что негативных последствий нет совсем, нельзя. Ведь никто не отменил повреждения озонового слоя и загрязнение атмосферы продуктами горения.

Зачем нам это нужно?

К сожалению, современные космические аппараты не предназначены для многоразового использования. Есть исключения (Shuttle, Dragon, Falcon), но они дороги, малочисленны и при возвращении на Землю сильно повреждаются. В основном, когда исчерпывается запас прочности, технологические возможности и срок эксплуатации космического аппарата, есть два способа убрать его с орбиты. Первый - отправить на кладбище космических кораблей в Тихом океане. Второй - отослать его на дальнюю орбиту на сотни километров от орбит управляемых спутников.

Небольшие объекты с близкой к Земле орбитой выгоднее направить к атмосфере планеты, где он сгорит практически без остатка. В случае с крупным спутником его шансы сгореть полностью минимальны, и тогда требуется четкое планирование для его списания и место, где безопасно упадут останки.

Грандиозная свалка

На сегодня на кладбище космических кораблей захоронено порядка 260 объектов из космоса. Больше всего тут беспилотных грузовиков, которые вернулись с Международной космической станции. И она тоже станет затопленной космической станцией по прогнозам приблизительно в 2028 году.

Но если читатель представляет это место как площадку, где лежат затопленные космические станции и спутники, то это не совсем так. Даже если все спланировано и рассчитано, никогда объект не сделает целостного приземления, погрешность всегда будет присутствовать. Его мелкие обгоревшие обломки разбросает на сотни километров и именно поэтому для захоронения космических аппаратов требуются огромные территории.

Самые впечатляющие похороны

Это случилось вечером 23 марта 2001 года, когда с орбиты была выведена и затоплена в этих водах российская станция «Мир». Она прослужила 15 лет и весила 135 тонн. На 100-километровой высоте от станции отделились батареи, на высоте 90 километров она развалилась на несколько частей, пламя от горения которых видели даже жители острова Фиджи.

До вод океана долетело порядка 25 тонн металла станции. Длина следа от падения из мусора и обломков составила 1,5 километра, а ширина до 100 километров. Жителям Австралии, островов Фиджи и Японии тогда рекомендовали укрыться в убежищах, но многие даже рисовали на своих лужайках ориентиры и надеялись, что русская станция упадет к ним во двор.

Погрешности затопления

Были и опасные случаи с захоронением космических аппаратов. Так, в 1979 году что-то пошло не так с американской космической станцией «Скайлэб» и ее останки упали в западной части Австралии. Ситуация повторилась в 1991 году, но уже с российской станцией «Салют-7». Ее обломки упали в Аргентине. К счастью, в обоих случаях это случилось в малонаселенных местах, жертв и разрушений не было.

Не только на Земле

В последнее время в прессе появились снимки планеты Марс, сделанные марсоходом Curiousity и орбитальными зондами. На них ясно видны кратеры на поверхности красной планеты. Есть версия, что они образованы от двигателей при посадке и взлете инопланетных кораблей. Уфологи утверждают, что это кладбище космических кораблей и ремонтная площадка для неизвестных нам цивилизаций.

Экологичный выход - «Ликвидатор»

К 2025 году агентство «Роскосмос» обещает запустить на геостационарную орбиту планеты автономный аппарат «Ликвидатор». Задача его будет состоять в уборке останков летательных аппаратов и прочего мусора с орбиты.

«Уборщик космоса» будет стоить порядка 11 миллиардов рублей, весить 4 тонны и эксплуатироваться в течении 10 лет. В проекте рассматривается два варианта утилизации космического мусора - вывод его на более высокие орбиты и затопление в Тихом океане на кладбище космических кораблей. Экологи за первый вариант, хотя и он не совершенен. Он просто отодвинет решение проблемы захламления космоса в будущее.

Если раньше мало кто задумывался о том, куда деваются остатки космических аппаратов, не сгоревшие в атмосфере, то теперь на вопрос, где находится кладбище космических кораблей на Земле, читатель знает ответ - в точке Немо в глубинах Тихого океана.

Проблема утилизации космического мусора приобретает все больший размах, экологи и специалисты по космическим исследованиям ищут способ минимизировать ущерб для биосферы нашего дома от последствий освоения космоса. Хочется верить, что в ближайшем будущем эти идеи превратятся в реальность, и мы сможем оставить нашим потомкам цветущую и благополучную планету без кладбищ космических кораблей на ее поверхности.

Вокруг Земли сейчас вращается более 15,5 тысяч искусственных спутников. Здесь и военные аппараты, и метеостанции, и спутники связи и телекоммуникаций. Весь этот металлолом рано или поздно падает на Землю. Но не просто так, а в определенное место нашей планеты. Его называют Точка Немо. Это самое настоящее кладбище космических кораблей.

Способы утилизации космических кораблей

Для начала немного проясним, как происходит «списание» и утилизация космических аппаратов.

Когда спутник или орбитальная космическая станция вырабатывает свой ресурс, существует всего два способа вывести их с орбиты и отправить на покой. Если спутник имеет очень высокую орбиту, например геосинхронные спутники, то инженеры «выталкивают» их дальше в космос, в так называемую орбиту кладбища. Она находится на нескольких сотен километров выше орбиты самых высоких эксплуатируемых спутников. Поэтому вероятность столкновения нужных аппаратов с ненужными сводится практически к нулю.

Для спутников, которые вращаются ниже к поверхности планеты, лучше и экономически целесообразнее замедлить их скорость и позволить им упасть обратно на Землю. Если спутник мал, он сгорит и полностью разрушится в атмосфере, как и сотни метеоров, падающих на планету каждый день. Но если спутник большой, и есть вероятность, что он может не полностью сгореть в воздухе, то процесс его утилизации потребует немного большего внимания и планирования.

Идея состоит в том, чтобы направить спутник в океан вдали от любых островов и континентов, где отслуживший свой срок аппарат не причинит никому вреда. Выбранное место также должно быть вдали от судоходных путей. Такое место в океане существует, и географы называют его «океаническим полюсом недоступности». Здесь можно найти самое настоящее кладбище космических кораблей.

Точку Немо мы разместим в категории Антарктида, так как оба географических объекта не принадлежат ни одному государству.

Где находится Кладбище космических кораблей

В 4800 километрах от восточных берегов Новой Зеландии, и в 3600 километрах от западного побережья Чили в южной части Тихого океана лежит Точка Немо, в районе которой находится одна из самых огромных свалок на планете. До ближайших островов 2688 км. На севере это остров Дюси (Ducie), входящий в состав островов Питкэрн, с юга антарктический остров Мейхер (Maher), на северо-востоке Моту Нуи (Motu Nui) недалеко от острова Пасхи.


Если вы вдруг окажетесь здесь (что крайне маловероятно), то не увидите ровным счетом ничего, кроме бесконечных водных просторов Тихого океана. Чтобы увидеть кладбище космических кораблей, нужно спуститься на дно океана, на глубину примерно в 4 километра. Именно сюда все мировые космические агентства направляют отработавшие спутники.


Название и особенности Точки Немо

Точкой Немо это место стали называть в честь известного капитана Немо (персонажа писателя Жюля Верна). Название также означает «никто» на латыни и очень подходит для такого удаленного и почти недоступного места на планете.

Точка Немо, кроме своей удаленности от населения, также почти не заселена морскими обитателями. Это хорошо, поскольку мы не хотим, чтобы космический мусор затрагивал морскую жизнь. Точка Немо расположена в центре так называемого Южного Тихого океана, который представляет собой большой вращающийся океанский поток. Это вращение блокирует поступление питательных веществ, стекающих с прибрежной полосы континентов. К тому же в этой части океана довольно большие глубины и температура воды около +7 о С. Все это делает Точку Немо и область вокруг неё относительно безжизненной, похожей на океанскую пустыню. Другими словами, это лучшее место для свалки спутников и космических отходов.


Сколько останков на кладбище космических кораблей

С 1971 по 2016 годы в Точке Немо захоронено 263 аппарата. Здесь регулярно затапливаются беспилотные грузовые транспортные средства с МКС (Международная Космическая Станция). В конце концов, сама МКС будет затоплена в этом месте, когда срок её службы закончится. Предположительно это будет 2028 год, если срок эксплуатации не продлят.

Утилизация станции Мир

Крупнейшее захоронение на кладбище космических кораблей зафиксировано 23 марта 2001 года. После 15-летней работы наша космическая станция «Мир», весом в 143 тонны, была затоплена в этом месте. При снижении станция, входя в плотные слои атмосферы, стала рассыпаться на высоте около 100 км. К моменту столкновения с водой масса станции была не более 25 тонн. Все остальное или сгорело, или оторвало и раскидало на десятки и сотни километров вокруг.


Если вы думаете, что кладбище космических кораблей представляет собой ровную площадку с аккуратными захоронениями и сторожем на входе, то вы ошибаетесь. Затопленные аппараты и их части могут быть разбросаны на многие километры по акватории океана. Так, например, когда станция «Мир» распадалась в атмосфере, её обломки разлетелись на 1500 километров в длину и 100 километров в ширину.

Как вы понимаете, Точка Немо позволяет нивелировать значительные погрешности расчетов при затоплении космических аппаратов.


Утилизация очередного спутника в точке Немо

Как бы то ни было, количество мусора на планете растет, а это очень и очень плохо. Банально, но факт. Даже райский уголок планеты – Мальдивы – и тот имеет собственную огромную свалку на острове Тилафуши .


Объемы космического мусора на околоземной орбите достигли критического порога, говорят специалисты. Он уже становится опасным не только для орбитальных космических аппаратов, но и для всех нас. В околоземном пространстве вращаются более 20 тысяч обломков. В NASA заговорили о необходимости запустить в космос специального уборщика.

Можно ли провести в космосе генеральную уборку и как это можно сделать? Об этом в эфире "Утра России" рассказал главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин.

Эксперт отметил, что для Земли падение этого космического мусора практически не опасно. По его словам, панику, которая связана, в частности, с падением американского спутника UARS, спровоцировали некомпетентные люди. Вопреки опасениям, спутник упал не кому-то на голову, а благополучно затонул в Тихом океане вдали от суши. "Вероятность того, что обломки упадут на какой-то населенный пункт, ничтожно мала - меньше одной десятитысячной процента", - отметил Маринин.

По словам эксперта, нельзя сказать, что проблемой космического мусора раньше не занимались. Этот вопрос не раз поднимался в ООН и международных космических организациях. "В 1997 году было принято рекомендательное решение, чтобы каждая страна, которая занимается космической деятельностью, за собой убирала. Например, со станции "Мир" просто выбрасывали помойные ведра. Сейчас с Международной космической станции уже ничего не выбрасывают", - рассказал он.

Однако сбор того мусора, который уже есть на орбите, составляет большую проблему. Магнитом эти обломки не соберешь - магнит притягивает стальные сплавы, а мусор, в основном, дюралюминиевый. Японские эксперты предлагали ловить космический мусор сетью, но это тоже неподходящий вариант - обломки движутся в разных направлениях и с разными скоростями.

В России этот вопрос пока вообще не считается актуальным и средства в его решение не вкладываются. Однако и непосредственной угрозы для Земли этот мусор не представляет. "Большинство космических обломков медленно, но верно падают и сгорают в атмосфере. Если сейчас принять международные законы и декларации, чтобы каждая страна, занимающаяся космической деятельностью, взяла на себя обязательства бороться с этим мусором, то эта проблема не будет такой актуальной. Весь мусор будет самоликвидироваться, а новый будет возникать все меньше", - заключил Маринин.

Кладбище космических кораблей — распространённое название закрытого для судоходства южного района Тихого океана глубиной 4 км, куда попадают остатки космических аппаратов после выведения их из эксплуатации. Оно расположено близ острова Рождества ,

в 3900 км от новозеландского города Веллингтон. Большая часть космических аппаратов сгорает в плотных слоях атмосферы, однако часть обшивки кораблей и другие части, не сгоревшие при выводе их с орбиты, падают именно в этот район. Затоплению подлежат выработавшие свой ресурс станции и корабли с загруженным в их отсеки различного рода мусором и отходами жизнедеятельности космических экспедиций. Как правило, поверхности воды достигают лишь тугоплавкие элементы конструкций. В частности, данный участок используется Центром управления полётами (ЦУП) для затопления космических грузовиков «Прогресс». В данном районе были затоплены остатки космической станции «Мир» в 2001 году. История «кладбища» насчитывает и два чрезвычайных происшествия, когда в 1979 г. остатки американской станции «Скайлэб» упали на западе Австралии, а в 1991 г. обломки российской станции «Салют-7» частично рассыпались на территории Аргентины. Оба случая обошлись без жертв и разрушений. В марте 2001 г., во время вывода с орбиты комплекса «Мир», власти Австралии, Японии и островов Фиджи, находящихся на весьма внушительном расстоянии от «кладбища», рекомендовали своим гражданам не выходить на улицу, а находиться исключительно в жилых домах, учреждениях и прочих укрытиях. Ежегодно на океанском «кладбище» находят свой последний приют по нескольку десятков космических аппаратов. По словам представителей Центра управления полетами Федерального космического агентства, «принятая практика уничтожения космического мусора с помощью „грузовиков“ не наносит вреда экологии Земли». Район полностью закрыт для судоходства.

Район затопления выведенных с околоземной орбиты космических станций и грузовых кораблей одноразового использования, известный в качестве "кладбища космических кораблей", находится в Тихом океане на 40 параллели Южного полушария близ острова Рождества вдали от судоходных путей и населенных территорий. Вместе с тем, история "кладбища" насчитывает и два чрезвычайных происшествия, когда в 1979 г. остатки американской станции "Скайлэб" упали на западе Австралии, а в 1991 г. обломки российской станции "Салют-7" частично рассыпались на территории Аргентины. Оба случая обошлись без жертв и разрушений. В марте 2001 г., во время вывода с орбиты комплекса "Мир", власти Австралии, Японии и островов Фиджи, находящихся на весьма внушительном расстоянии от "кладбища", рекомендовали своим гражданам не выходить на улицу, а находиться исключительно в жилых домах, учреждениях и прочих укрытиях.

Затоплению подлежат выработавшие свой ресурс станции и корабли с загруженным в их отсеки различного рода мусором и отходами жизнедеятельности космических экспедиций. Как правило, поверхности воды достигают лишь тугоплавкие элементы конструкций, которые затем опускаются на глубину около 4 километров (большая же часть фрагментов сгорает в плотных слоях атмосферы). Ежегодно на океанском "кладбище" находят свой последний приют по нескольку десятков космических аппаратов. По словам представителей Центра управления полетами Федерального космического агентства, "принятая практика уничтожения космического мусора с помощью "грузовиков" не наносит вреда экологии Земли. Источник: http://kvazar.org/showthread.php?t=18136 Заключительный виток станции Мир. Обломки станции Мир над Тихим океаном Источник: http://www.mir.avia.ru/

Заключительный виток станции Мир.

Обломки станции Мир над Тихим океаном




Источник: http://www.mir.avia.ru/

Первый европейский грузовой космический корабль "Жюль Верн" также был затоплен в южной части Тихого океана, на так называемом кладбище космических кораблей в заданном районе с координатами 40 градусов Ю.Ш. и 145 граудсов З.Д. В 2500 км к востоку от Новой Зеландии, 6000 км от к западу Чили и 2500 км к югу от Французской Полинезии, 29 сентября 2008 примерно в 17:53 по московскому времени. Часть конструкций корабля сгорела в плотных слоях атмосферы во время вывода космического аппарата с орбиты. Корабль отстыковался от МКС 6 сентября, после чего был направлен в заданный участок океана для затопления. Источник: http://www.cybersecurity.ru/space/56091.html Фотография падения корабля "Жюль Верн": Источник изображения и информация о нём: http://www.astronet.ru/db/msg/1231393


*

Завершается автономный полет грузового космического корабля "Прогресс М-66", в понедельник вечером корабль будет сведен с орбиты затоплен в несудоходном районе Тихого океана, сообщил РИА Новости представитель ЦУП. Корабль был отстыкован от станции 6 мая и отправлен в контролируемый автономный полет с научным целями. В 14:28:30 UTS двигатели "Прогресса" получат команду на торможение, после чего корабль войдет в плотные слои атмосферы Земли, где и сгорит. Фрагменты "Прогресса" приводнятся в расчетном районе Тихого океана в 15:14:45 UTS. Координаты центра группировки падения несгоревших элементов конструкции – 42°34" южной широты и 139°24" западной долготы. Источник: ЦУП

В Тихом океане затоплен "Прогресс М-67" - последний космический грузовик с аналоговой системой управления. Об этом агентству "Интерфакс" сообщили в Центре управления полетами. Обломки корабля, не сгоревшие в атмосфере, упали вдалеке от судоходных путей, примерно в трех тысячах километров восточнее Веллингтона, столицы Новой Зеландии. 21 сентября грузовик отстыковался от МКС и отправился в автономный полет, во время которого принял участие в эксперименте "Плазма-Прогресс". В рамках этого эксперимента изучались характеристики облаков плазмы, возникающих вокруг комического аппарата при работе его двигателей на низкой околоземной орбите. На МКС с "Прогресса" сняли дорогостоящую аппаратуру стыковки "Курс". На борт корабля загрузили скопившийся на станции мусор и отслужившее свой срок оборудование. Вместо аналоговых "Прогрессов" старой серии будут использоваться грузовики с цифровой системой управления - более надежные и вместительные. Два таких корабля уже были отправлены на орбиту. Первый из них доставил груз на МКС в ноябре прошлого года.

Похожие публикации