Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Съемка с проводкой — принципы этой интересной техники съемки. Фотосъемка с проводкой

Как же это делается?

Первый шаг – установка подходящей выдержки. Скорость работы затвора должна быть такой, чтобы передать движение объекта, не заморозив его. Чаще всего она колеблется в пределах от 1/15 до 1/200 секунды: все зависит от скорости движения объекта съемки и условий освещения. Выдержка устанавливается вручную. Соответственно, снимать нужно либо в ручном режиме, либо в режиме приоритета выдержки.

Главное, не переусердствовать – слишком длинная выдержка может привести к полному размытию кадра.

Фокусировка

Второй шаг – фокусировка на объекте. Поскольку часто случается так, что движущийся объект или приближается к фотографу или отдаляется от него, я советую использовать режим фокусировки AI SERVO (AF-C) – так называемый «следящий» фокус. В этом режиме следит за движением объекта, и он попадает в фокус во время спуска затвора.

Обычно этот режим используют при серийной съемке движущихся объектов, однако для съемки с «проводкой» он также подходит.

Вспышка очень удобна для съемки с «проводкой». Техника работы с ней в движении такова – как только затвор откроется (как только вы нажмете на кнопку), «зажгите» вспышку, чтобы заморозить движение, а затем проведите камерой за объектом, как обычно.

Для начинающих вспышка будет большим подспорьем, поскольку при работе со вспышкой длину выдержки можно регулировать в режиме Bulb. Чтобы его активировать, переведите камеру в ручной режим (М) и установите выдержку до значения выше 30 секунд – на дисплее загорится слово “Bulb”. В этом режиме при нажатии кнопки спуска затвор поднимется и не будет опускаться до тех пор, пока вы вновь не нажмете на кнопку. Таким образом, от вас требуется просто установить мощность вспышки, а затем регулировать длину выдержки вручную, в зависимости от скорости движения объекта.

Решение возможных проблем

Если у вас ничего не получается, причины может быть две – вы либо подобрали неверную выдержку, либо не справляетесь с фокусировкой.

В первую очередь, следите за выдержкой – чем она длиннее, тем больше вероятность все размыть. Если кадр слишком размыт, сделайте выдержку короче.

Фокусировка может вызвать особую сложность в том случае, если вы фокусируетесь на объекте до того, как он достаточно к вам приблизится. Если возникла проблема с фокусом, установите в режим ручной фокусировки, прикройте диафрагму, сфокусируйтесь на конкретной точке и ждите, пока объект попадет в нее.

Съемка с проводкой - это прием, когда вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале – каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое – только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

Как вы знаете, диафрагма напрямую связана с выдержкой. В данном случае мы работаем с относительно длинными выдержками, что приводит к закрытой диафрагме. Это не проблема, большая глубина резкости поможет нам держать в кадре больше деталей. И немного прикроет от небольших ошибок автофокуса.

Используя приоритет диафрагмы, вы рискуете получить разброс значений выдержки от 1/15 до 1/60 (например, если на фоне объекта съемки проедет грузовик с очень темным или светлым корпусом).

Штатив

Если вы снимаете движение машины, штатив (или монопод) поможет избавиться от вертикальной шевеленки, обеспечивая вращение камеры только в горизонтальной плоскости.

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку – она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом – промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус – серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой – она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее - черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям – чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог - больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните – в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное – чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.

Съёмка с проводкой – один из основных приёмов съёмки быстро движущихся объектов. Пробовали ли вы хоть раз использовать его? Успешно овладев искусством съёмки с проводкой, вы сможете создавать эффектные снимки.

Каждый фотограф или фотолюбитель, рано или поздно сталкивается с ситуациями, когда основной объект съёмки находится в движении. Если в подобной ситуации прибегнуть к стандартным настройкам, предлагаемым камерой, например, в режиме «Спорт», то существует высокая доля вероятности, что полученная фотография будет скучной и заурядной. Причина в том, что, работая в этом режиме, камера выбирает очень короткие выдержки, чтобы предотвратить размытие изображения. Так что, использование подобных режимов съёмки – не лучший вариант, если вы хотите сделать оригинальную фотографию, наполненную энергией движения.

Гораздо эффективнее в таких случаях будет использование техники съёмки с проводкой. Её суть заключается в том, что фотограф должен поворачивать камеру вслед движущемуся объекту, стараясь постоянно удерживать этот объект в одной точке кадра.

Как фотографировать с проводкой: подготовка к съёмке

На первый взгляд, фотосъёмка с проводкой может показаться делом несложным, однако, после нескольких пробных снимков, очень быстро приходит осознание того, что успешное овладение этой техникой требует длительной практики.

Какое место лучше всего подходит для отработки навыков использования съёмки с проводкой? Оптимальный вариант – это горнолыжная трасса или велотрек. В таких местах обычно нет недостатка в объектах съёмки, и их не приходится ждать подолгу.

При выборе места, из которого вы собираетесь фотографировать, особое внимание нужно уделять хорошему обзору: деревья, кустарники, высокая трава – всё это не должно находиться между вами и объектом съёмки, иначе они не только затруднят отслеживание объекта, но могут стать причиной ошибок автофокуса камеры.

Об эстетичности заднего фона можно не беспокоиться – при съёмке с проводкой все объекты на заднем плане будут размыты. Единственное, чего стоит избегать – обширных, светлых поверхностей – яркое пятно на заднем фоне может отвлечь взгляд зрителя.

Не стоит забывать и о безопасности как о своей, так и людей, которых вы собираетесь снимать. Подберите место так, чтобы на вас случайно не налетел велосипедист или лыжник – вы можете не заметить его, пока будете фотографировать, прильнув к видоискателю. А он не сможет избежать столкновения с вами из-за скорости, на которой он будет двигаться.

Хорошо подобранное место съёмки и достаточно равномерный задний фон позволят вам получить эффектные фотографии.

Как настроить выдержку для съёмки с проводкой

Для съемки с проводкой вы можете использовать любую цифровую камеру, позволяющую вручную настраивать выдержку. В зеркалках для освоения этой техники съёмки хорошо подходит режим приоритета выдержки (TV или S). В нём вы можете задать желаемую продолжительность выдержки, а камера автоматически подберет значение диафрагмы, необходимое для получения правильной экспозиции.

Выбор величины выдержки главным образом зависит от скорости движущегося объекта, который вы собираетесь снимать. Например, для съёмки велосипедиста или наездника на лошади, подойдёт выдержка продолжительностью от 1/30 до 1/60 сек. Для съёмки же автомобиля необходимо будет уменьшить выдержку до 1/125 или даже 1/500 сек. Конечно, это лишь приблизительные значения выдержки, и для каждого конкретного случаявыдержку нужно будет подбирать индивидуально – увеличивать, если вы хотите получить больше размытия, или сокращать, если объекты съёмки получаются недостаточно резкими.

Для съемки автомобиля, который вы видите на фото выше, использовалась выдержка в 1/5000 сек. Благодаря такой короткой выдержке изображение автомобиля получилось статичным.

Более эффектные результаты можно получить, увеличив выдержку и прибегнув к съёмке с проводкой. Эта фотография была снята на выдержке 1/125 сек.

Автофокусировка при съёмке с проводкой

Еще один важный момент, которому вы должны уделить внимание – выбор режима . Так как при съёмке с проводкой расстояние между фотографом и снимаемым объектом может постоянно изменяться, то камера должна работать в режиме следящего автофокуса (AI Servo AF или AF-C). Если в вашей камере нет такого режима, или её система автофокусировки слишком медленная, то вы можете вручную сфокусироваться на точке, где примерно будет располагаться объект съёмки в момент нажатия на кнопку спуска затвора. К сожалению, этот способ требует немалого опыта и даёт хорошие результаты в основном лишь в тех случаях, когда объект съемки движется по относительно фиксированной траектории (например, велосипедист по велодорожке или автомобиль по кругу гоночного трека).

Как фотографировать с проводкой: практические советы

Выберите позицию для съёмки так, чтобы наиболее комфортно чувствовать себя в середине пути, который проделает ваша камера с объективом, следя за объектом съёмки – именно в этот момент вы будете делать снимок. Вы должны прочно стоять на ногах. Носки ваших ног должны быть направлены в сторону точки, в которой будет располагаться объект съёмки в момент нажатия на кнопку спуска затвора.

Затем, стараясь удерживать камеру неподвижно (для чего наглазник видоискателя нужно плотно прижать к брови, а локти – к бокам торса), повернитесь в сторону направления появления объекта съёмки. Важно: вы должны поворачивать только корпус, ноги всё время должны оставаться неподвижными! После того как снимаемый объект попал в кадр, вам нужно начать перемещать камеру вслед за ним (помните, что поворачивать нужно только корпус!), стараясь всё время удерживать его в одной и той же точке кадра.

Как только объект съёмки поравняется с заранее выбранной вами точкой, вам нужно плавно нажать кнопку спуска затвора камеры, продолжая при этом перемещать объектив камеры вслед за снимаемым объектом. Самое главное – не прекращать проводку сразу же после нажатия кнопки спуска затвора – это позволит создать более гладкий эффект движения и ровнее размоет фон.

Примерно так должна выглядеть ваша траектория движения. Ноги должны оставаться неподвижными!

Конечный эффект зависит не только от правильно подобранной выдержки, но и от того, насколько плавно вы будете отслеживать объект съёмки.

Проявите терпение в процессе освоения техники съёмки с проводкой, и ваши старания будут вознаграждены отличными фотографиями!

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Съемка с проводкой, очень старый, но актуальный прием для передачи динамичности сюжета на фотографии. Снимки сделанные с проводкой выгодно отделяют объект съемки от окружающего статического пространства смазывая задний фон на фотографии.

Из приведенного примера думаю понятно как выглядит результат такой фотосъемки. Конечно передать движение можно и "сюжетно" поймав объект съемки в момент прыжка, уловить момент когда из под колес будет лететь пыль и так далее, но статья не об этом, а именно о съемке с проводкой.

Что собой представляет данный прием. Съемка ведется на длинных выдержках 1/30 - 1/125, подбирается в зависимости от скорости движения объекта и степени желаемого смазывания второстепенных деталей. Естественно при таких выдержках быстро движущийся объект попросту будет смазан, как на примере ниже.

При использовании коротких выдержек от 1/500, мы просто заморозим всяческое движение в кадре, и эффекта съемки в проводку естественно не получим. Так на примере ниже непонятно, едет или стоит мотоцикл.

Такую остановку движения легко получить используя предустановленный режим "спорт", очень полезный режим для съемки, но не подходит для съемки в проводку. Пример использования очень коротких выдержек или режима "спорт".

Теперь техническая сторона. Залогом качественного снимка является плавность ваших движений. Поймав объект фотосъемки в видоискатель вы как снайпер нацеливаете на определенную точку объекта и как в прицел начинаете сопровождать объект съемки, "выстрел" делаем также плавно и аккуратно при этом продолжая проводку камеры за объектом. Также полезно будет использовать и серийную съемку и естественно следящий автофокус (Настройки камеры и включение режимов смотрите в документации к вашей камере). Конечно будут и неудачные снимки из-за рывков, из-за не четкого удержания объекта фотосъемки в видоискателе. Пример таких ошибок на фото ниже.

Использовать фотосъемку с проводкой можно не только на "шустрых" зеркалках, но и достаточно "тормознутых" компактах. Особенностью мылниц является их медлительность, и даже если у нее есть предустановленные возможности съемки на коротких выдержках есть большая вероятность получить эффект "ушедшего поезда" наподобие примера ниже. Пока фотоаппарат думал, объект "убежал" за пределы кадра.

Съёмка с проводкой служит двум техническим целям (передача движения в кадре, отделение фигуры от фона) и бесчисленному количеству художественных целей. В простом случае, при проводке камера перемещается вслед за движущимся объектом, как бы «следя» за ним. Никаких специальных технических средств для такой съёмки обычно не нужно, но есть ряд хитростей, которые полезно учесть. Я начну с видов «проводок», включая экзотические варианты, далее расскажу про настройки камеры, и завершу «tips & tricks» - практическими советами.

Виды съёмок с проводкой

Терминология моя, и на мой взгляд, она не столь важна. Хоть груздём назовите, главное - хорошо снять.

Классическая проводка. Объект движется, камера поворачивается за ним. Например, вы выхватываете камеру, наводитесь на карету, и, продолжая поворачивать объектив вслед за каретой, нажимаете на спуск.

Вариант классической, но для вращающихся объектов, вроде колеса обозрения или гимнастов, делающих сальто. В этом случае, камера фиксируется на центр вращения, и поворачивается вместе с объектом. Годится и для неподвижных объектов, в этом случае вы движете камеру вокруг.

Объект неподвижен, движется фон. , съёмка из движущейся машины другой движущейся машины и т. п. Немного спорно относить всё это к проводкам, но тут много общего с классикой - как с точки зрения цели передать движение, так и в плане настроек камеры.

«Антипроводка». Объект неподвижен, но движетесь вы. Например, плывёте на кораблике, а на берегу гордо стоит красивый камень.

Зум-проводка. Объект движется на вас, или от вас, а вы фиксируетесь на нём, и двигаете трансфокатор, чтобы объект всегда был одного размера.

Настройки камеры

Три главные цели всех настроек: 1) за время выдержки фон должен успеть сдвинуться так, чтобы выглядеть красиво размытым; 2) сам объект должен быть адекватно экспонирован; 3) объект не должен быть слишком размытым - в идеале вообще без размытия.

Поэтому, в большинстве случаев, для съёмки с проводкой полезен режим приоритета затвора: «Sv»/«Tv» (подробнее обо всех режимах можно прочитать ). Скорость затвора выставляется, в зависимости от сцены, от 1/150 до 1/2 секунды. Можно добавить Auto ISO, это даст больше гибкости в плане гарантированной экспозиции - если вдруг даже на открытой диафрагме будет слишком темно, камера повысит ISO и спасёт кадр. Диафрагма как правило не очень важна, фон и так размывается движением. Шумы тоже особо не страшны и незаметны даже на высоких ISO.

Если поставить слишком длинную выдержку, фон размоется в неинтересную кашу, а сам объект из-за собственного движения и трясущейся камеры тоже будет мутным. Мане со скрипом одобрит, остальные нет. Если поставить слишком короткую выдержку, объект будет чётким, но и фон тоже - что опять неинтересно. В ряде случаев какую выдержку ни ставь, всё плохо - например, суровый брейкданс на тёмном фоне. В таком случае можно использовать вспышку.

Несколько примеров вместе с ориентировочной скоростью затвора:

  • Движение континентов - миллионы лет.
  • Растущий ребёнок - месяцы и годы.
  • Растущий цветок - дни.
  • Черепаха - 1 - 2 секунды.
  • Женщина с коляской - 1/3 - 1/5.
  • Ложка, которую подносят ко рту - 1/5 - 1/10.
  • Идущий с обычной скоростью человек - 1/8 - 1/15.
  • Падающий дождь или град - 1/20 - 1/30.
  • Бегун - 1/20 - 1/60.
  • Велосипедист, роллер - 1/30 - 1/100 (если проворный, можно и больше).
  • Летящий дротик в дартсе - 1/60-1/100.
  • Автомобиль, едущий со скоростью километров шестьдесят в час - 1/150 - 1/300.
  • Взлетающий самолёт - 1/500 - 1/1000.
  • Пролетающий мимо космический корабль - думаю, лимитирующим фактором здесь будет не выдержка, а скорость, с которой вы можете перемещать камеру вручную.
  • Элементарные частицы в ускорителе - лучше сфотошопить.

Разумеется, в конкретной сцене вы должны поэкспериментировать и сами найти оптимальную скорость.

Снимать с проводкой можно всё. Поначалу я снимал только классические сюжеты, бегущих людей, мотоциклистов и тому подобное. Потом осмелел и стал снимать медленно идущих, даже мам с колясками. И, под конец, совсем распустился, снимая с проводкой неподвижные камни и кружки на столе. Пробуйте!

Jpeg или RAW - тут кому как удобнее в плане . Моё мнение: обычно хватает Jpeg или уменьшенного RAW (многие камеры позволяют снимать во всякие sRAW). RAW полезен для «спасения» теней и светов, если что-то пойдёт не так. А что-то пойти не так в подобных сложных условиях съёмки может очень часто. Но большой размер мне ещё ни разу не пригодился: как ни держишь камеру, всё равно резкость объекта не самая хорошая. Так зачем тратить мегапиксели на блюр?

В Canon я сделал отдельную «пользовательскую» настройку для съёмки с проводкой. Это режим Tv (приоритет выдержки), AutoISO, sRAW, точечный замер, передержка +1/3 ev и скоростная съёмка. Поставил настройки на C3, самое последнее положение дискового переключателя, чтобы если вдруг выпрыгнет сюжет, можно было не глядя на камеру, мгновенно перевести её в нужный режим и отснять серию с проводкой.

Упомянутая выше скоростная серийная съёмка удобна - единичный кадр редко бывает качественным, зато из серии почти всегда можно выбрать что-то хорошее.

Для серийной съёмки лучше поставить быструю карточку . Чтобы не грызть части тела, глядя вслед уходящему сюжету, пока камера мучительно медленно льёт серию на флешку.

Передержка на треть - две трети ступени, чтобы фон был светлее, в идеале - уходил почти в верхний ключ. Мне так кажется эстетичнее, да и тени спасти важнее, чем света. Но тут у кого как экспозамер себя ведёт, может и недодержка понадобится. Также важно не переборщить, если фон будет просто белым, то ради чего проводка делалась?

В случае с «классической проводкой», камеру удобно зафиксировать в «треугольнике» из рук и поворачиваться за объектом всем корпусом, вместе с камерой. Это обеспечивает большую стабильность и равномерность поворота.

Сначала вскидываете камеру, начинаете вести её вслед за объектом, потом плавно, как спусковой крючок, нажимаете на кнопку спуска. You gotta squeeze the trigger, Harley. Don"t yank it. It"s not your dick. Squeeze it. ©

Зум-проводку удобнее делать с объективами, зуммирующимися не поворотом, а «тромбоном». Но телевиками проводку делать несподручно, а «тромбонов» - широкоугольников я не знаю, так что зум-проводку неудобно делать ничем.

«Обратная» проводка не обязательно делается из машины или поезда. Вы можете идти параллельно движущемуся объекту и или спереди.

Если вы вышли на охоту за проводкой, широкоугольник (а то и «рыбий глаз») удобнее телевика.

Кадрировать лучше с запасом - позже отредактируете.

Провожайте не только прямолинейное, но и диагональное и всякое другое движение .

Стабилизатор в объективе очень помогает. Монопод тоже.

Бленда. Об этом говорилось множество раз, и ещё раз скажу: бленда нужна. Особенно при съёмке с проводкой. Одно дело, единичные кадры, когда в принципе вы видите блики и можете их учесть. Другое - когда камера вертится туда-сюда, и оценить световую картину просто нет времени. Бленда не гарантирует отсутствие «зайцев», но уменьшает риск их появления.

Если вы не уверены в автофокусе , поставьте камеру на режим M (ручной), зажмите диафрагму до f/8-13, установите Auto ISO и используйте широкоугольник с отключенным автофокусом, сфокусированным на какую-то разумную дистанцию. Но по-моему такое нужно крайне редко.

Если вы снимаете с проводкой неподвижный объект , то камера может летать в ваших руках как угодно - при условии, что объектив всегда направлен на одну точку объекта. LiveView тут здорово помогает.

Ярким днём при выдержках порядка долей секунды, даже на ISO 100 может не хватить максимальной диафрагмы, и кадр окажется пересвеченым. Используйте нейтральные серые фильтры - Cokin, Lee или что-нибудь подобное. Или попросите закрыть Солнце облаками.

Никто не запрещает использовать при съёмке с проводкой вспышку - моноимпульс или даже стробоскоп. Как правило, более симпатичный результат получается при синхронизации по второй шторке (вспышка срабатывает не сразу, а когда затвор уже начинает закрываться, от чего в кадре получается реалистичный motion blur с фиксацией последней фазы движения). LED-светильники тоже годятся, с поправкой на то, что в отличие от вспышки, они дадут большее ощущение непрерывности движения.

Фазы движения в серии с проводкой можно в фотошопе совместить в одном кадре, получив экзотический вариант .

Серии, снятые с проводкой, удобно группировать в Lightroom с помощью Auto-Stack (Photo: Stacking: Auto-Stack).


Похожие публикации