Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как максимально эффективно подготовиться к ОГЭ (ГИА) по биологии. Сдаем гиа по биологии

У всех выпускников 9-го класса, желающих успешно перейти на следующую ступень, возникает вопрос, как подготовится к ГИА? Готовится к ГИА по биологии самостоятельно или с репетитором - индивидуальный выбор каждого, однако следует помнить, что подготовка своими силами сопряжена рядом трудностей.

Подготовка к ГИА по биологии самостоятельно

Одним из наиболее эффективных методов самостоятельной подготовки к ГИА (ОГЭ) по биологии или математики можно назвать прохождение специальных тестов. Недостаточно правильно решать тестовые задания. Их нужно уметь проходить за строго ограниченный временной период. Поэтому очень важно заранее научиться контролировать время на выполнение каждого теста.

Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Важно правильно распределять время - на решение задач повышенной сложности всегда должен быть резерв.
  2. Следует объективно оценивать трудность заданий и выбирать первоочередность их решения с учетом этого фактора.
  3. Необходимо постоянно сверять свои результаты с правильными ответами для анализа своих ошибок.
  4. Нужно пользоваться приемом спирального движения по тестам.

Подготовка к ГИА/ОГЭ с помощью мультимедийных пособий

Самостоятельная подготовка к ГИА (ОГЭ) по биологии или математике возможна с применением различного мультимедийного материала. Используя информационные технологии, ученики воспринимают, усваивают и закрепляют материал быстрее, чем с помощью других методов. Такой эффект обусловлен сочетанием звуков, изображений и интерактивности, а за счет системы обратной связи проводится оперативный контроль и качественная оценка знаний. Структура электронных учебников дает возможность легко переходить с одного курса на другой.

Преимущества использования мультимедийных технологий заключаются в повышенном качестве обучения благодаря интересу учащихся к компьютерным системам и необычному формату уроков.

Готовые электронные продукты для подготовки к ГИА (ОГЭ) по биологии или математике дает возможность сделать процесс максимально насыщенным и интересным. Обучение предусматривает:

  • отражение существенных аспектов биологических объектов;
  • воплощение в жизнь метода наглядности;
  • первоочередное рассмотрение наиболее часто встречаемых в экзаменационных тестах характеристик биологических объектов и природных явлений.

Минусы мультимедийного обучения самостоятельно

Самостоятельно подобрать электронное пособие, которое даст возможность ученику получить всю необходимую информацию, тяжело. С использованием большинства из них невозможно эффективное повторение теоретического материала всех разделов учебников по биологии или математики, закрепление знаний, проведение самоконтроля и объективная самооценка знаний путем прохождения тестовых заданий, предусмотренных ГИА (ОГЭ).

В теоретические материалы часто входит ненужная для подготовки к экзаменам информация, а потому учащимся придется самостоятельно определять, какие материалы важны, а какие нет. При этом тестовые задания, предлагаемые в электронных учебниках, по форме и содержанию могут не совпадать с тестами государственной итоговой аттестации.

Подготовка с репетитором

Минус школьного образования состоит в том, что за время, отведенное на уроки, учителя не успевают предоставить своим ученикам весь объем необходимой информации, которая обязательна для успешной сдачи экзаменов. Освоить ее самостоятельно тяжело, даже если предмет выпускнику интересен. В этом случае на помощь приходят репетиторы по биологии, благодаря которым выпускники смогут без труда заполнить пробелы в знаниях.

Преимущества занятий с репетиторами:

  • индивидуальный подход;
  • все внимание направлено лишь на одного ученика;
  • возможность изучить и закрепить большое количество знаний за короткое время.

Подготовиться к экзаменам можно и непосредственно в учебных заведениях, в которых учащиеся планируют продолжить обучении. Большинство из них проводит рекламу своих курсов путем размещения стенда «готовимся к ГИА».

Однако часто перед экзаменами у учеников отсутствует время на поездку к репетиторам, вследствие сильной загруженности.

Решить эту проблему поможет подготовка к ГИА по биологии онлайн. Теперь такая возможность доступна всем, поскольку прогресс сказался на модернизации процесса образования - классическое обучение с преподавателями успешно заменили дистанционные занятия. Сеть Интернет позволяет заниматься с педагогами со всего мира, оставаясь дома.

На нашем сервисе вы можете подобрать репетитора по биологии, математике, физике, химии, географии и ряда других дисциплин, готовых оказать помощь в любое время суток.

Неоспоримые достоинства такого ресурса состоят в возможности:

  • обучения в домашних условиях;
  • подбора лучшего педагога путем просмотра и анализа анкет на сайте;
  • быстрого освоения самого сложного материала;
  • низкой стоимости занятий;
  • высокое качество уроков, за счет чего выпускники смогут успешно сдать экзамен.

При этом чтобы задать срочный вопрос, школьнику не нужно лично встречаться с педагогом - он легко может это сделать через интернет.

Специализированные куры по подготовке к ГИА

Подготовка к ГИА по биологии с помощью элективных курсов

Элективные курсы по биологии для выпускников 9-го класса с применением информационных технологий предусматривают:

  • обучение с помощью различных наглядных материалов, таких как видеофильмы, слайдовые презентации, анимации, фотоизображения, схемы и таблицы, онлайн книг сопровождающие теоретическую часть предмета и способствующие закреплению получаемой информации;
  • повторение теории в электронном формате, необходимой для сдачи ГИА, и самостоятельное изучение материалов;
  • прохождение тестов и различных заданий, которые были составлены в соответствии с контрольно-измерительными материалами государственной итоговой аттестации по биологии за текущий год;
  • проведение самоконтроля по всем разделам школьного курса биологии;
  • использование дифференцированного подхода к учащимся, предполагающего учет их способности к обучению, за счет повторения школьного курса с начального уровня.

План подготовки к ГИА (ОГЭ) по биологии в дистанционном режиме для выпускников 9 класса

У выпускников 9-го класса есть возможность пройти подготовку с нуля к ГИА по биологии с повторение всех необходимых разделов предмета.

Основные темы для подготовки предполагают повторение:

  1. Биологии, как науки, изучение основных методов биологии и свойств живых организмов.
  2. Царства Бактерий, Грибов, Растений и Животных.
  3. Сходств людей с животными.
  4. Нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма;
  5. Опорно-двигательного аппарата;
  6. Кровеносной и лимфатической системы.
  7. Системы пищеварения, дыхания, обмена веществ, выделение продуктов веществ.
  8. Размножения и развития организма человека.
  9. Психологии и поведения человека.
  10. Инфекционных заболеваний.
  11. Учения о биосфере.

Специализированные курсы для подготовки онлайн

Подготовиться к ГИА/ЕГЭ по биологии онлайн, не выходя из дома, можно пройдя специализированные курсы Фоксфорд на сайте http://foxford.ru/ или Lancman school - http://school-lancman.ru/. Преподаватели ведущих российских ВУЗов дадут все необходимые знания для успешной сдачи экзаменов или подготовке к олимпиадам.

Прохождение курсов Фоксфорд предполагает полное погружение в школьную программу, после которого большинство школьников сдают экзамены на порядок лучше своих сверстников. С их помощью ученики могут подтянуть знания по биологии, в случае, если для них она является проблемным предметом, и тем самым значительно улучшить свою успеваемость. При этом она дает возможность школьникам, любящим биологию, разобраться в ней еще лучше и занять первые места в городских олимпиадах или поступить в профильные ВУЗы страны на бюджетные места. Быстрее достигнуть таких результатов помогают председатели, члены жюри и тренера по олимпиадам.

Для того чтобы оценить эффективность курсов, можно пройти одно бесплатное занятие.

Описание курсов Фоксфорд

Преимущества курсов Фоксфорд

  • проведение обучения лучшими преподавателями МФТИ, МГУ и прочих вузов, членов жюри олимпиад, авторов учебников по биологии;
  • занятия онлайн в реальном времени;
  • закрепление материала путем прохождения домашних заданий с наводящими подсказками;
  • использование интерактивного учебника;
  • возможность просмотра видеозаписей прошлых занятий;
  • контроль эффективности успеваемости путем выставления объективной оценки за знания каждого подраздела биологии;
  • высокий уровень комфорта благодаря доступу к занятиям в любое удобное время и уютному рабочему месту у компьютера;
  • возможность оплаты обучения в рассрочку.

Часто задаваемые вопросы

  1. Как проводятся занятия? - Занятия ученики проходят на сайте http://foxford.ru/ в реальном времени. Школьник видит репетитора на экране, ведущего урок возле школьной доски. Ему можно в любой момент задать вопрос путем текстового или голосового чата.
  2. Как подключиться к урокам? - Все занятия проводятся по строгому расписанию, а подключиться к ним можно за час до того, как они начнутся. Сделать это могут все, кто имеет оплаченный доступ к курсам, путем нажатия на кнопку «Подключиться».
  3. Как делать домашнее задание? - В конце каждого урока ученик получает доступ к домашнему заданию и конспектам по уже изученным темам. Во время их выполнения школьники могут пользоваться интерактивными подсказками, обращаться к конспектам и записям прошедших занятий.
  4. Как стать лучшим учеником на курсах? - За выполнение заданий все ученики получают определенный бал, на величину которого влияет их сложность и число применяемых подсказок.
  5. Что делать, если не успел вовремя подключиться? - Те, кто присоединились к уроку позже положенного срока, могут посмотреть пропущенные занятия в видеозаписях.

Готовимся к ГИА с Lancman school

Преподаватели образовательного центра Lancman school имеют огромный опыт в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ или ГИА, как по биологии, так и по всем остальным школьным предметам, участия в олимпиадах и поступлению в ВУЗ. Обучение проводится в группах до 6-ти человек с использованием видео-уроков.

Преимущества курсов в Lancman school

  1. Работа на результат. В состав одной группы входят не более шести человек, что позволяет учителю уделить максимум внимания каждому из них.
  2. Повышение уровня. Участники группы в среднем сдают экзаменационные тесты на 37 баллов выше, чем их одноклассники.
  3. Подготовка к ЕГЭ по всем предметам.
  4. Пробное занятие бесплатно.
  5. Эффективная программа подготовки.
  6. Удобный график занятий, исходящий из запросов учащихся.
  7. Мониторинг знаний путем пробных ЭГЕ ежемесячно.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что, если ученики производят самостоятельную подготовку к экзаменам, они могут столкнуться с рядом трудностей. Отсеивание важной информации от лишней, выбор нужного пособия, осуществление самоконтроля - для большинства школьников достаточно тяжелые вещи. Классические занятия с репетитором более эффективны, поскольку преподаватель уделяет ученику максимум внимания и использует для его обучения индивидуальный подход. Однако недостаток времени на поездки к репетиторам часто заставляет отказываться от этого способа. Наиболее действенный и удобный способ заключается в тематической подготовке на специализированных курсах онлайн с помощью лучших преподавателей страны. Такой вид обучения представляет собой уникальную возможность подготовки к экзаменам на высшем уровне, сидя в удобном кресле перед компьютером, экономя время и деньги. При этом ученик может сам выбрать график занятий, который будет ему наиболее удобен, а в случае пропуска урока, просмотреть его в видеозаписи.

Предмет «биология» играет важную роль в общем образовании школьника и относится к классу предметов о естествознании. Главной задачей биологии является научное объяснение явлений живой природы, их свойств и значения. Можно сказать, что биология изучает организацию жизни на разных уровнях, начиная с молекулярного. Фактически, биология — это целый комплекс наук, которые изучают живую природу, например ботаника, зоология, анатомия, вирусология — это все направления биологии. Изучение биологии как предмета в школе начинается с седьмого класса, хотя с ботаникой ученики знакомятся уже в пятом. В девятом классе учащиеся по желанию сдают ГИА по биологии .

Требования к уровню знаний для сдачи ГИА по биологии

Чтобы успешно пройти этот сложный текст, нужно:

  • знать и различать признаки биологических объектов, разных живых организмов, растений, животных, бактерий, а также знать особенности человеческого организма — как он устроен, принципы жизнедеятельности, поведения;
  • понимать сущность биологических процессов, таких как питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, наследственность;
  • уметь объяснить роль биологии в различных сферах нашей жизни, влияние на человека других живых организмов, взаимосвязь человека с окружающей средой и необходимость ее защиты, причины наследственных заболеваний, понимать, что такое иммунитет, для чего нужны витамины, микроэлементы и гормоны в организме человека;
  • уметь описывать и объяснять результаты различных биологических экспериментов;
  • уметь распознавать, сравнивать и описывать разные биологические объекты: клетки, ткани, органы, системы органов, живые организмы, растения и животных разных видов, а также знать их классификацию;
  • знать, как последствия человеческой деятельности влияют на различные экосистемы, уметь оценивать факторы риска для здоровья, как человека, так и других живых организмов;
  • уметь самостоятельно проводить поиск нужной информации с помощью различных учебников, конспектов уроков биологии , справочников и биологических словарей;
  • уметь использовать свои знания в повседневной жизни, оказать первую медицинскую помощь, рационально организовать свой труд и отдых, соблюдать меры профилактики различных заболеваний.

Как проверить уровень знаний?

Проверить свой уровень знаний самостоятельно можно с помощью:

  • специальных тестовых программ в режиме онлайн, в которых заложены требования к уровню и объему знаний ученика;
  • демонстрационных вариантов тестов ГИА по биологии , которые не только показывают уровень знаний, но и знакомят с форматом экзамена;
  • образцов тестовых заданий и сборников различных тестов.

Как самостоятельно подготовиться к ГИА по биологии

В подготовке к ГИА по биологии и самостоятельном изучении этого предмета главную роль играют теоретические знания. Почерпнуть нужные знания можно из школьных учебников, биологических справочников, энциклопедий, конспектов уроков по биологии, а также видеоуроков. Знакомиться с материалом нужно постепенно, переходя от простой темы к более сложной, например, не стоит браться за изучение физиологии человека, не выучив при этом строение клетки и тканей. Идеальный план для самостоятельного изучения биологии — школьная программа, которая построена именно таким образом — от простого к сложному. Очень важна и практическая сторона, ведь изучать животных или растения намного интереснее вживую. Если это невозможно, тогда вам пригодятся различные научные фильмы о живой природе. Обязательно составляйте свои личные конспекты уроков по биологии , которые помогут быстро повторить и закрепить пройденный материал.

Как самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии выпускникам средних образовательных учреждений быстро и эффективно? Сейчас этим вопросам озадачены все, кому предстоит сдавать экзамены, от результата которых зависит будущее.

Довольно часто школьники не могут определиться с будущей профессией. А это значит, что и с выбором предметов появляются трудности, поскольку техникумы, колледжи и училища требуют сдачи определенных предметов для нужной специальности. Учащиеся, которые остаются в школе, тоже должны сдать предметы для перехода в 10 класс. Обязательными считаются русский язык и математика, а остальные — по желанию. Так вот, если выбрали биологию, то подготовиться за короткий срок возможно. В первую очередь необходимо взять все книжки по предмету за предыдущие годы. А еще лучше — собрать тетрадки с конспектами. Так будет быстрее и легче усвоить материал. Если же нет конспектов, то не беда! Можно завести тетрадь, а уже там записывать важное.

После того как весь материал пройден, можно переходить на вторую ступень подготовки.

Самое главное в подготовке к экзаменам — это огромное желание. Если его нет, то и результата не будет. Затем нужно определить для себя, какой способ подготовки будет лучше.

На данный момент лидируют специальные курсы. Их устраивают в самих колледжах или университетах. Набираются 3-4 группы по 15-20 человек. Это подходит для тех, кто знает предмет на слабую четверку. Стоит отметить, что на коллективных занятиях можно упустить важный материал. Людей много, и преподавателю будет физически сложно подойти к каждому. Поэтому придется слушать внимательно. Тут есть и свои плюсы. Например, в группе могут оказаться те ученики, которые усвоили какой-то материал хорошо и в последующем смогут объяснить.

Репетиторов нанимает каждый второй. Это такой же учитель, только занимается в индивидуальном порядке. Не обязательно проходить все темы. Можно взять те, которые непонятны. Или же скачать программу ОГЭ. А уже по ней разбираться.

Самообразование — наиболее эффективный способ. Здесь учащийся сам читает, выбирает для себя полезное, учит самое важное и запоминает то, что пригодится на экзаменах. Только это способ для тех, у кого большая сила воли и нет лени. Придется распределить свое время так, чтобы оставалось на занятия. На самообучение нужно выделить как минимум 2 часа в сутки. Иначе результата не будет.

Какой способ подготовки выбрать?

Сейчас очень модно навязывать выпускникам подготовительные курсы и репетиторов. Такие способы очень затратные. Порой на подобное дополнительное образование уходит много денег. А есть и такие родители, которые влезают в долги ради обучения детей. Есть и другой выход — самоподготовка. Во-первых, дает больше знаний, а во-вторых, не требует вложений средств.

Оптимальный вариант — начать готовиться к экзаменам после окончания 8 класса в летнее время года. Но если не удалось, то желательно претворить задуманное в жизнь в сентябре. Для того чтобы ничего не упустить, следует прописать себе алгоритм действий:

  1. Перед тем как подготовиться к тесту, необходимо взять все книги, справочники, энциклопедии по биологии. Если библиотекарь отказывается дать учебники, то необходимо сказать, что нужны для подготовки к экзаменам. Затем следует приобрести тетрадь и сделать конспекты к важным темам. На это понадобится около трех месяцев. Потом необходимо поискать в интернете таблицы, дополнительные электронные учебники, краткую теорию. По возможности лучше распечатать, чтобы всегда материал был перед глазами. Когда есть основная база (ее нужно усвоить с сентября по декабрь), можно приступать к решению ОГЭ.
  2. Сейчас есть множество сайтов по решению ОГЭ онлайн. Это удобно, поскольку можно в любое время зайти, выбрать вариант и решать. В онлайн-тестах есть время, система подсчета правильных и неправильных ответов, а также общий балл. Так что сразу после решения можно оценить свои знания. Не стоит расстраиваться, если в первый раз система показала низкий уровень подготовки. Наоборот, нужно начать заниматься усиленно. Если указанного времени не хватает, то можно распечатать тесты или купить в книжном магазине. В этом случае уже можно сидеть и думать столько, сколько хочется.
  3. Ежегодно программа основного государственного экзамена меняется. Или же туда вносятся поправки. Поэтому очень важно скачать программу, в которой указано, на какие темы обратить особое внимание. А лучше взять ее у репетитора или учителя биологии. У них уж точно она правильная!
  4. После того как все книги прочтены, более 80 тестов пройдено, следует обратиться к учителю с просьбой проверить знания. Это лучше сделать в марте. Если педагог говорит, что результат отличный, то нужно продолжать в том же духе. Для общего развития можно взять дополнительную литературу по биологии, которая тоже способна стать неотъемлемым источником информации.
  5. В социальной сети Вконтакте созданы специальные сообщества для подготовки к экзаменам. Там сидят несколько тысяч школьников из разных уголков России. А это еще один источник информации.
  6. Если в классе есть те, кто сдает биологию, то можно готовиться вместе с ними. Как говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше».

При самостоятельной подготовке ни в коем случае нельзя давать себе слабину. Рекомендуется заниматься ежедневно по 3 часа в будни и до 5 часов в выходные. Конечно, столько времени тяжело сидеть. Поэтому в период занятий нужно делать небольшой отдых по 10-15 минут.

Помимо школьного обучения и подготовки есть дополнительные дела — это уборка, прогулки на свежем воздухе, развлечения. Если есть возможность, то лучше скачать аудиозапись тем и слушать в свободное время или перед сном.

Готовиться к ГИА по биологии надо тщательно, используя всевозможные источники информации. А обычные уроки по данному предмету в школе пропускать нельзя, несмотря на то, что тема знакома и проста. Повторение материала еще никому вреда не принесло.

В программе ОГЭ обязательно будут такие темы:

  • Биология, как наука;
  • Живые организмы;
  • Анатомия;
  • Ботаника;
  • Зоология;
  • Генетика;
  • Бактерии и вирусы;
  • Царство животные;
  • Физиология человека;
  • Эволюция животного мира;
  • Биосфера;
  • Экосистема и др.

И это даже не половина списка! Хорошая подготовка занимает от 4 месяцев и более. Зубрежка, шпоры и надежда на удачу вряд ли помогут. Только знания и умение применять их на практике дадут положительный результат.

Как готовиться к экзаменам и насколько это сложно, понятно. А как облегчить — непонятно. Врачи настоятельно рекомендуют применять Глицин, Настойку пустырника, Пирацетам и другие успокаивающие препараты. А для того чтобы узнать, подходит то или иное лекарство, необходимо проконсультироваться со специалистом. Главное в этом вопросы — не наводить панику. Особенно важно выходить на свежий воздух и правильно питаться.

Подготовка к экзаменам требует много сил и времени. Для того чтобы сдать предмет на хорошую отметку, придется постараться. По возможности не откладывать занятия на второй план. Ведь от того, как подготовится ребенок, зависит его будущее. Даже если до экзамена остался всего месяц, не стоит паниковать. В мире нет ничего невозможного!

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ботаника - наука о растениях,

Зоология - наука о животных,

Микология - о грибах,

Вирусология - о вирусах,

Микробиология - о бактериях.

Анатомия - наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных - строение животных.

Морфология - наука, изучающая внешнее строение организмов

Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.

Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

Цитология - наука о клетке.

Гистология - наука о тканях.

Систематика - наука, о классификации живых организмов. Классификация - разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.

Палеонтология - наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.

Эмбриология - наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Этология - наука о поведении животных.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Селекция - наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.

Эволюционное учение - изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.

Антропология - наука о возникновении и развитии человека.

Клеточная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.

Генная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).

Бионика - направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.

Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Метод - это способ познания действительности.

1. Наблюдение и описание.

2. Измерение

3. Сравнение

4. Эксперимент или опыт

5. Моделирование

6. Исторический.

ЭТАПЫ научного исследования

Проводится наблюдение над объектом или явлением

на основе полученных данных выдвигается гипотеза

проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
теорией или законом

СВОЙСТВА ЖИВОГО

Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии - важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.

Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является на-личие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточ-ное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.

Раздражимость - способность организма реагировать на внеш-ние или внутренние воздействия.

Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность - свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.

Рост и развитие.

Рост - количественные изменения (например, увеличение массы).

Развитие - качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).

Саморегуляция - способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности - гомеостаз.

Приспособленность (адаптация)

Ритмичность - периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм - реакция организма на длину светового дня).

Уровни организации жизни

Номер
уровня

Название

Чем представлен

Биосферный

Совокупность всех экосистем
планеты

Экосистемный

(биогеоценотический)

Система популяций разных
видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой

Саванна, тундра

Популяционно-
видовой

Совокупность популяций,
образующих виды

Медведи белые,
киты синие

Организменный

Организм как целостная система

Бактерия, обезьяна

Клеточный

Клетка и её структурные компоненты

Эритроциты, митохондрии, хлоропласты

Молекулярный

Органические и неорганические

вещества

Белки, углеводы;

Вода, ионы солей

Тестовые задания в формате ОГЭ

Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция

2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон

3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу

3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии

4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания

5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?

1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение

8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

Определите длину насекомого на 30-й день его развития.

1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0

9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция

11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.

1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь

12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

14. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

Время после введения бактерий в культуру, мин.

Число бактерий в колбе 1

Число бактерий в колбе 2

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?

Литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.

Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.

«Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] - URL:http:// oge.sdamgia.ru

Похожие публикации