Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Техника и технология малярных работ. Малярные работы и технология их выполнения в квартире Основы технологии малярных работ

Малярные работы - заключительный этап ремонтных работ, при которых малярные материалы наносятся на поверхность конструкций, обеспечивая им санитарно-гигиенические нормы и придавая помещению (или конструкции) особый внешний вид. Другими словами, малярные работы - это финишная отделка поверхностей конструкций. Именно поэтому перед началом выполнения малярных работ необходимо закончить все строительные работы. Исключением является облицовка пола (укладка паркетной доски, ламината, линолеума и т.д.).

Малярные работы делятся:

  • по условиям выполнения рабо т - на внутренние и наружные;
  • по виду связующего составляющего - на водные, масляные краски;
  • по качеству производимых работ - отделка под покраску, отделка под обои, под декоративные краски и штукатурки;
  • по типу окрашиваемых поверхностей - металл, дерево, бетон, штукатурка.

В зависимости от предъявляемых требований к отделке конструкции, окраска, как и оштукатуривание, бывает:

  • Простая - применяется в помещениях и зданиях складского или бытового типа.
  • Улучшенная - применяется при отделке жилых и общественных зданий, а также в помещениях зданий повышенного класса.
  • Высококачественная - выполняется в зданиях и сооружениях с повышенными требованиями к отделке (гостиницы, кинотеатры и т.д.).


Этапы малярных работ

Обычно малярные работы состоят из трех этапов:

  • Приготовление лакокрасочных составов
  • Подготовка поверхности под окраску
  • Окраска поверхностей

Однако, в связи с тем, что лакокрасочные составы в своем большинстве продаются уже готовые, то вкратце рассмотрим только подготовку поверхности и ее окраску.

Подготовка поверхностей под окраску
Подготовка поверхности - это один из главных этапов малярных работ, от качества выполнения которого зависит надежность и долговечность лакокрасочного покрытия.

К подготовительным работам можно отнести:

  • Применяется для устранения неровностей и дефектов поверхности, а также для придания им идеально ровного состояния. Необходимо помнить, что шпатлевание под улучшенную окраску выполняется в один слой, а под высококачественную окраску - в два или три слоя. При этом каждый шпаклевочный слой после высыхания заглаживается шлифовочной бумагой или с помощью специальных машин для зачистки шпатлевки.

  • Очистка. Поверхность очищают от различных загрязнений (пыли, жирных пятен, ржавчина, дефектов столярных изделий и т.д.).

  • Грунтование. Перед шпатлеванием, а также, непосредственно перед самой покраской, поверхность грунтуют специальными грунтовочными составами. Грунтовка создает специальный защитный слой, обеспечивая хорошую укладываемость красок. Т.е., у окрашиваемой поверхности появляется возможность одинаково (равномерно) впитывать в себя лакокрасочные составы.

Окраска поверхностей
Система нанесения лакокрасочных смесей на поверхность зависит от типа материалов, из которых изготовлена сама поверхность. Однако не зависимо от материала поверхности, покраска должна происходить последовательно и в несколько слоев. Число наносимых слоев зависит от нескольких факторов:

  • вида используемых красок;
  • вида окрашиваемой поверхности;
  • предъявляемых требований к качеству покрытия;
  • инструмента, с помощью которого наносятся лакокрасочные составы.

Также следует знать, что окраску поверхностей можно производить, как ручными методами нанесения малярных составов на поверхность (с помощью маховой или малой кистью, малярного валика), так и с использованием малярных распылителей (краскопультами, пульверизатором).

Использование различных инструментов для окраски поверхностей может сыграть огромную роль, начиная от снижения усталости, и до повышения производительности труда и получения высокого качества окрашиваемой поверхности. Поэтому необходимо не только знать, как правильно приготавливать и наносить лакокрасочные составы на поверхность, но и уметь применять для окраски различные малярные инструменты.

  • Подготовительные малярные работы
  • Технологии окраски поверхностей
  • Применение различных малярных инструментов
  • Лакокрасочные составы
  • Грунтовочные и шпаклевочные составы

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.

Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.

Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.

Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.

Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.



При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел. Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.

Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.

Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

ПОКРАСКА КИСТЬЮ

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.

В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.

Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.



Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.

Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.

При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.

Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.

Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

ПОКРАСКА ВАЛИКОМ

Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.

Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

Для выполнения этих работ применяют материалы: пигменты (сухие строительные краски), клеи, олифу и др.

Пигменты, или сухие строительные краски, бывают естественными и искусственными и представляют собой тонкие порошки различных цветов: белого, желтого, синего, красного и др.

Чтобы пигменты прочно прилипали к окрашиваемой поверхности, в них добавляют связующие материалы. В водные составы добавляют клей, а в масляные составы - олифу. Натуральная олифа изготавливается путем варки при температуре 275°С льняного или конопляного масла с добавлением некоторых специальных веществ. Олифа может быть также синтетической.

Масляные краски готовят на заводах так: олифу смешивают с сухими пигментами и перетирают смесь на особых краскотерках. Эти краски применяют для работ внутри и снаружи помещения, окрашивая ими металл , дерево, штукатурку. Срок высыхания масляных красок после окраски поверхности обычно 24 ч.

Эмали - это окрасочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на краскотерках. При длительном хранении эмали могут загустеть. Разбавляют их различными растворителями. Время высыхания эмали, нанесенной на окрашиваемую поверхность, от 1 до 24 ч.

Лаки представляют собой растворы смол в различных растворителях, имеют разные названия и назначение, бывают светлые и цветные. Высыхают за 24...48 ч.

Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов , мытья инструментов и т.д.

Перед окраской поверхностей их рекомендуется огрунтовать - покрыть жидкостью определенного состава - грунтовкой, хорошо прилипающей к поверхности и оставляющей на ней тонкую пленку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав. Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают краску, поэтому местами ее будет больше, местами меньше и окраска станет неравномерной - пятнами или полосами. Под масляную краску лучшей грунтовкой является олифа.

Для малярных работ применяют различные инструменты: кисти, валики, шпатели, линейки.

Рис. 99. Кисти: а - побелочная; б - макловица; в - ручник; г - флейц; д - филеночная; е - торцовка

Кисти изготавливают из щетины и конского волоса. Маховые кисти имеют длину пучка волос до 180 мм и ручку-палку длиной до 2 м. Побелочные кисти (рис. 99,а) имеют ширину до 200 мм, толщину 45...65 мм с длиной волоса 100 мм. Макловицы (рис. 99, б) - это плоские кисти шириной 25...100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса. Их применяют для сглаживания свеженанесенной краски.

Филеночные кисти (рис.99, д) предназначены для проведения узких горизонтальных полос (филенок) или для окраски труднодоступных мест.

Торцовки (рис. 99, е) служат для специальной обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесенной кистью.

Для выполнения малярных работ вместо кистей применяют валики (рис. 100), более производительные, чем кисти. Изготавливают валики из меха или поролона.

Окрашивание поверхностей начинают с выбора варианта внутренней отделки помещения, аналогично вариантам оклейки стен обоями: в один или два колера, с бордюром, фризом или гобеленом и т.д. (рис. 95).

Перед окраской все поверхности нужно отремонтировать, просушить и огрунтовать.

Чистота окрашиваемой поверхности во многом зависит от силы нажима на кисть. Если нажимать на кисть слабо, то краска ложится в виде узких штрихов или полос. При сильном нажиме на кисть с нее стекает краска. Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий.

Направление штрихов при окраске играет существенную роль. Если стену окрашивают два раза, то первые штрихи ведут параллельно полу, а при окрашивании вторым слоем - вертикально от потолка к полу (рис. 101), При окрашивании потолка штрихи последнего слоя прово дят параллельно световым лучам, падающим из окна.

Стык двух красок разного цвета не всегда бывает ром ным, поэтому место стыка закрашивают ровной полоской краски другого цвета - филенкой. Филенку проводят (отводят) по линейке или трафарету (рис. 102).

Рис. 101. Работа ручником

Чтобы придать окрашенным масляными красками поверхностям повышенный блеск и продлить срок службы краски, их покрывают лаком.

Рис. 102. Отводка филенок: а - по линейке; б - по трафарету

Для нанесения на стены разнообразных рисунков применяют трафареты. Трафареты изготавливают из плотной бумаги. На нее наносят рисунок и вырезают его острым ножом так, чтобы узоры не вываливались, для чего между ними оставляют мостики (полоски бумаги), соединяющие их между собой. Для каждого цвета изготавливают свой трафарет (рис. 103).

Рисунки по трафарету выполняют вдвоем. Один работающий прижимает трафарет к поверхности, а другой смачивает ручник в краске, чтобы он был полусухим, и наносит им по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка в трафарете краской. После набивки на поверхности остается точная копия рисунка трафарета.

При отделке многоцветными рисунками каждый цвет набивают отдельной кистью и только после того, как высохнет ранее набитый рисунок .

Рис. 103. Рисунок (а) и трафареты для него (б, в)

По окончании малярных работ кисти и валики отжимают и промывают в растворителе. Допускается непродолжительное время хранить кисть или валик опущенными в емкость с краской.

Малярные ремонтно-строительные работы в жилых и административных зданиях выполняют маляры. Они долж ны хорошо знать технологию выполнения малярных работ, уметь пользоваться красками и эмалями различного соста ва, владеть малярными инструментами, правильно подбирать цвета при окраске помещений, соблюдать технику безопасности .

! Правила безопасности

1. Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.
2. При окраске поверхностей проветривать помещение.
3. Не касаться загрязненными в краске руками лица и предметов одежды.
4. Не бросать в помещении пропитанные в краске тряпки.
5. Не наклонять лицо близко к емкости с краской.
6. По окончании работы старательно мыть руки с мылом.

Практическая работа

Изучение технологии малярных работ

1. Рассмотрите имеющиеся в учебных мастерских инструменты для малярных работ (кисти, валики и др.). Запишите назначение каждого инструмента в рабочую тетрадь.
2. Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или цветными карандашами вариант внутренней отделки помещения (мастерских, жилой комнаты, кухни).
3. Изготовьте трафарет для нанесения какого-либо рисунка на поверхность стены в виде бордюра. Проверьте правильность изготовления трафарета нанесением с помощью него рисунка на лист рабочей тетради.
4. Под руководством учителя примите участие в ремонтных малярных работах в школьных мастерских.

О Малярные работы, пигменты, связующие материалы, олифа, масляная краска, эмаль, лак, растворитель, грунтовка, кисть (побелочная, филеночная, макловица, ручник, флейц, торцовка), валик, трафарет, маляр.

1. Что такое малярные работы?

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?

3. Что такое олифа? Где она используется?

4. Чем отличается эмаль от лака?

5. Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?

6. Какие инструменты применяют для малярных работ?

7. Что такое флейц?

8. Как изготавливают трафареты для нанесения рисунка на поверхность?

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология . Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Графф, 2003. - 192 е.: ил.

Планирование по технологии, учебники и книги онлайн , курсы и задачи по технологии для 7 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Технология выполнения высококачественного окрашивания поверхностей водоэмульсионными составами состоит из нескольких последовательных операций. Тщательное выполнение, которых позволяет считать данную отделку высококачественной.

Это операции: очистка поверхности, сглаживание, расшивка трещин, огрунтовка, частичная подмазка, шлифовка, первое сплошное шпатлевание, шлифовка, второе сплошное шпатлевание, шлифовка, огрунтовка с подцветкой. первое окрашивание, второе окрашивание, торцевание.

Очистка удаление пыли, грязи, брызг потёков с поверхности металлическими шпателями скребками или механизированным способом. (Рис.1).

Сглаживание (выполняется только по оштукатуренной поверхности)- обработка поверхности лещадью пемзой куском древесины. Устранение погрешностей неснятых при очистке.

Расшивка трещин производится ножом или самим шпателем с целью предотвращения её дальнейшего распространения, (рис.3).

Огрунтовка – предварительное нанесение грунтовочных составов на поверхность. Осуществляется кистями. Валиками краскопультом. Состав наноситься на поверхность, потом растушевывается в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. (Рис.4)



Частичная подмазка – осуществляется с целью ликвидации впадин и дыр, образованных во время расшивки трещин, чтобы выровнять поверхность, (рис 5а). Осуществляется при помощи шпателя приёмом «ёлочка». Шпатлёвка наносится под углом 45градусов оси трещины с одной и другой стороны. Заполненная трещина приглаживается шпателем, (рис5б).

Шлифовка подмазанных мест – осуществляется с целью ликвидации на поверхности выступающих следов предыдущей подмазки пред нанесением сплошного слоя шпатлёвки. Чтобы она легла, ровно и гладко на поверхность. (Рис 6). При выполнении этой операции используется брусок, пемза. Шлифование осуществляется круговыми и вертикальными движениями. Данная операция осуществляется только после полного высыхания шпатлёвки.

Первое сплошное шпатлевание поверхности – вручную выполняется и разравнивается шпателем. Маляр набирает шпатлёвку на вспомогательный шпатель. Затем переносит её на основной шпатель и наносит её на поверхность вертикальными движениями, при чём край каждого следующего слоя перекрывает предыдущий. (Рис 7).

После высыхания слоя шпатлёвки производится его шлифовка, а затем производится второе сплошное шпатлевание, с целью окончательного выравнивания поверхности. Затем и этот слой шпатлёвки так же шлифуется после высыхания. После шлифовки второго слоя шпатлёвки поверхность грунтуют с подцветкой, добавляя в грунтовку цвет будущего покрытия. Приёмы нанесения данной грунтовки такие же что и при первой огрунтовке.

После высыхания данного слоя приступают к первой окраске. (Рис8).

При окраске поверхностей валиками производиться предварительная отводка труднодоступных мест (углов стыков и др.) кистью. После нанесения окрасочного состава предварительно заколерованного на поверхность осуществляется его вертикальная растушевка. Валик равномерно передвигается по всей поверхности плавными движениями, при чём каждый последующий слой перекрывает предыдущий.

После высыхания первого слоя краски производиться нанесение второго слоя.

В некоторых случаях при выполнении высококачественной окраски применяют торцевание поверхности – что бы поверхность стала матовой, лишённой блеска и шероховатой. Торцевание осуществляется щётками торцовками по свеженанесенному второму слою краски щётками торцовками в двух направлениях под углом 45 и 90 градусов. Держа торцовку перпендикулярно поверхности. Рис 9.

Похожие публикации