Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Храм святой анны. Храм Зачатия Святой Праведной Анны, что в Углу. Храм святой праведной блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре

Парк Зарядье - новая достопримечательность Москвы. Парящий мост над Москва-рекой. Незабываемая архитектура павильонов, где выверен каждый изгиб и каждая форма. Ледниковая камера и «образцы природы» со всей России. А еще - церкви Зарядья, как «историческая» часть парка!

Сейчас мы их все посмотрим, но прежде, вспомним, что было на месте парка еще 30 лет назад. Это Варварка. На заднем плане что-то гигантское.

Гигантское и ужасное. Отель «Россия», который построили в 1967 году на месте старых кварталов.

Но вот что интересно. Постройка отеля разрушила облик района (это, кстати, были довольно злачные кварталы), но при этом спасло церкви. Их не стали сносить, а наоборот оставили и отреставрировали, поскольку после революции они, по сути, были заброшены. Это сделали, чтобы с одной стороны продемонстрировать туристам: вот, мы храним историю, и церкви у нас не только в Кремле. А с другой: показать, как эти остатки истории малы и меркнут на фоне «величественного» гостиничного комплекса. Тогда казалось, что масштаб отеля должен оттенить собою храмы.

Храмы Зарядья: почему без них нельзя себе представить парк

В конце 2000-х гостиницу «Россия» снесли. Сейчас построили парк и церкви в нем вроде бы играют ту же роль - контраста на фоне современной архитектуры, - но уже совсем иначе. Все стало единым и гармоничным.

На территории парка - пять храмов. Все они заново отреставрированы и выглядят, как новые. Красивые.

Идея теперь в том, что старое и новое не контрастируют, а дополняют друг друга. Как нельзя сейчас представить Зарядье без современных изгибов крыш, так и понимаешь, что Зарядье потеряет сразу всё, останься парк без старо-русской и храмовой архитектуры.

Никто не говорит, что храмы могли снести - этого бы конечно не произошло. Но их могли «оттенить» расположением павильонов или как-то еще визуально оградить. А в результате получилось единой целое!

Церковь Зачатия святой Анны. XVI век. Самый старый храм Зарядья:

Это единственный храм Зарядья, который расположен у набережной Москва-реки.

Все остальные церкви стоят или прямо на Варварке или в шаге от нее:

Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря:

На стене сохранились старые надписи. Возможно, они еще с тех времен, когда монастырь только строили - в начале XVII века:

Это самый большой храм Зарядья и его видно издалека, с противоположной стороны парка:

Или им можно полюбоваться сквозь прозрачную крышу павильона. Вот оно: прошлое проглядывает сквозь настоящее!

Красным Знаменский собор стал сейчас, а до «Зарядья» он последнее время имел коричневый цвет и кирпичную кладку. Возможно, так было красивее?

Справа от собора, если встать лицом к Варварке - храм Георгия Победоносца.

С другой стороны от Знаменского собора - еще один оставшийся от монастыря корпус, там сейчас располагается православный просветительский центр.

На саму Варварку выходит именно этот корпус, а не собор:

Возвращаемся в парк. Слева от монастыря: храм Максима Блаженного . Красивая, старо-русская архитектура, конец XVII века:

Вот вид на церковь Максима Блаженного со стороны Варварки:

Ну, а ближе всего к Кремлю маленькая оранжевая церковь - великомученицы Варвары :

Церковь построена в самом начале XIX века и в ее оформлении видны «латинско-античные» мотивы - например, колонны. Когда Москву взял Наполеон, в этой церкви он расположил конюшню 🙁

Как и все церкви Варварки, этот храм, будучи заново отреставрированным, преобразился, а вместе с ней и вся улица:

Одна из самых красивых улиц города!

Храмы Зарядья: расписание богослужений

Богослужения совершаются сейчас практически во всех церквях Зарядья - кроме одной: Зачатия святой Анны (это храм, который расположен рядом с павильоном у Набережной).

Литургии служатся во все дни, кроме понедельника и вторника (если только не случается большого Церковного праздника)

При этом, службы чередуются от храма к храму: сегодня в одной церкви, завтра - в другой.

В воскресенье Литургии проходят одновременно в нескольких храмах.

Полностью расписание богослужений - во сколько и в какой церкви - можно посмотреть на официальной странице храмов Зарядья.

В общем: будете в Москве (или живете в ней), обязательно приходите в парк! И не только церкви смотреть, а вообще погулять - по дорожкам, посмотреть на растения, на реку и на всё вокруг 🙂

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Одна из древнейших сооруженных в Москве церквей, дожившая до нашего времени, во имя Зачатия праведной Анны, "что в Углу" - ныне единственная в первопрестольной освященная в честь этого праздника.
Ее название связано с тем, что после возведения здесь, за Кремлем крепостной стены Китай-города (сохранившийся участок которой и ныне находится в Китай-городском проезде) древняя посадская церковь оказалась в углу между восточной и южной сторонами стены.
Один дореволюционный москвовед писал, что ради сохранения чтимой церкви средневековым мастерам пришлось здесь выдвинуть стену выступом на 4 сажени вперед.
И ныне эта церковь находится на углу, образуемом Китай-городским проездом и Москворецкой набережной - чудом уцелевший памятник старомосковского Зарядья.
Неизвестно точно, когда впервые тут появился храм. Достоверно, это произошло в XV веке, задолго до постройки Китай-городской стены. Некоторые дореволюционные историки считали ее древнейшей, едва ли не после кремлевского храма Спаса на Бору. Иногда основание этой церкви относят ко времени правления великого князя Василия II Темного и к его супруге Марии Ярославовне, самолично повелевшей возвести здесь Зачатьевский храм.
И именно он сгорел уже в печально знаменитом московском пожаре 1493 года, когда Москва загорелась от копеечной свечки в арбатской церкви св. Николая на Песках. Быстро распространяясь, пламя охватило и Зарядье вплоть до церкви Всех Святых на Кулишках. Тогда же, в летописном повествовании об этом пожаре и упоминается впервые в московской истории Зачатьевский храм. Позднее, в другом месте, говорится, что церковь загорелась от "огня небесного" - видимо, имелся в виду удар молнии во время грозы.
И считается, что храм действительно был основан незадолго до этого пожара, потому что ранее нигде о нем говорится, - а пожары в Москве были очень частым явлением.

В старину, до возведения стены Китай-города посадская Зачатьевская церковь еще называлась "на Востром конце" по особенностям местного ландшафта, потому что была выстроена в урочище (местности) у реки, углом или "концом выдававшемся в Васильевский луг.
На раннее время основания церкви указывает ее придел во имя св. великомученицы Мины. На день памяти этой святой - 11 ноября по старому стилю и 24 ноября по новому в 1480 году пришлось знаменитое бегство хана Ахмета от реки Угры и падения на Руси монголо-татарского ига. В этот же день празднуется память св. Феодора Студийского, и как мы уже писали, в его честь и в ознаменование спасения России, у Никитских ворот была основана сперва часовня, а потом и Студитская церковь.
А в новоустроенном Зачатьевском храме в честь этого счастливого дня в русской истории был основан деревянный придел и в честь св. великомученицы Мины.
Вновь отстроенная после пожара 1493 г. белокаменная Зачатьевская церковь снова сгорела в 1547 году, но частично и была сразу же востановлена повелением Ивана Грозного. И тогда в нее с благоговением перенесли чудотворный образ Божией Матери, называемый "Одигитрией", из находившихся рядом и сгоревших в том пожаре палат подьячего Третьяка Теплова: его дом сгорел, но саму икону, как, и покои, где находился этот образ, огонь не повредил. Поначалу царь забрал этот образ к себе в Кремль, но когда Зачатьевская церковь была восстановлена, он передал его в этот храм.

К этому времени, ко второй четверти XVI века официально относят возведение ныне существующего здания Зачатьевской церкви, построенного на месте прежней - эта дата была определена во время его советской реставрации.
Раньше рядом с церковью еще стояла ее колокольня, выстроенная в древнем стиле, однотипная с колокольней древнейшей московской церкви св. Трифона в Напрудном - что тоже является свидетельством раннего времени ее возведения.
На этой колокольне находился иностранный колокол, возможно, пленный, который попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах.
Однако, есть еще предание, что этот колокол, названный Амстердамским, пожертвовал в Зачатьевскую церковь сам князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Достоверно известно, что князь действительно участвовал в устроении этой церкви и восстановил в ней в камне придел св. Мины - на этот раз в честь избавления Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году..
А в середине XVII века, в 1658-1668 г.г. повелением царя Алексея Михайловича в Зачатьевском храме был устроен северный придел во имя св. великомученицы Екатерины - в честь рождения у него дочери.
Первые Романовы вообще очень любили эту древнюю китай-городскую церковь. И Михаил Федорович, и Алексей Михайлович часто благолепно обновляли ее и ездили сюда в храмовые праздники слушать обедню. И тогда в Китай-город на богослужение в Зачатьевскую церковь посылал духовенство сам Патриарх. А ее священнослужители состояли на государевом денежном и продовольственном,"хлебном", содержании.
Церковь была закрыта в советское время, колокольня снесена, но само здание состояло на государственной охране как памятник истории. Свой современный вид она обрела во время реставрации в 1955-1958г.г., исполненной под руководством архитектора Л.А.Давида.

    Что в Углу (что на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай городе на берегу, что за Соляным рядом) (Москворецкая набережная, 3). Одноимённая, видимо, деревянная церковь в конце главной Великой улицы древнего посада впервые… … Москва (энциклопедия)

    Православный храм Церковь Антипия на Колымажном дворе … Википедия

    ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - (cтавропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2 м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка. Основан, вероятно, в 80 х гг. XVI в. на участке древнейшей жен. обители столицы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон ря. Древнейшая … Православная энциклопедия

    О соимённом московском храме см. церковь Зачатия Анны, что в Углу Церковь Аннозачатиевская церковь … Википедия

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с… … Художественная энциклопедия

    Сигизмундов план Москвы. 1610. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147. В этом году суздальский князь пригласил «в Москов» черниговского князя Святослава Ольговича и 4 апреля устроил в его честь «обед силен». Согласно летописному… … Москва (энциклопедия)

    1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река. Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или … Географическая энциклопедия

    Действующие храмы Москвы. Цифрами на карте обозначены: Кремль 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Церковь Успения 9. Церковь Спаса Преображения в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского 10. Большой собор Донской Богоматери 11. Малый собор… … Москва (энциклопедия)

«Медицина в этом случае бессильна», – такую фразу часто слышат женщины, которые долго не могут забеременеть. Но, к счастью, такой приговор врачей это еще не повод отчаиваться. В мире известно немало мест, после посещения которых, женщинам удавалось познать радость материнства. Многие из них расположены в Москве и ближайшем Подмосковье.

Святые места Москвы, помогающие забеременеть

Храм святой праведной блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре.

Матрона Московская является самой известной и почитаемой в России святой. Считается, что ее мощи обладают чудотворной силой и помогают исцелиться от разных болезней, в том числе и от бесплодия. Помолиться Матроне Московской приезжают паломнике со всего мира. Ежедневно мощам святой поклоняются более тысячи человек, а в выходные очередь растягивается на 8 часов.

Кроме храма Покровского монастыря в Москве и Подмосковье имеются и другие места, где можно помолиться перед иконой святой. Храмы и часовни Матроны Московской расположены:

  • в Дмитровском районе Москвы;
  • в Беляево, район Теплый Стан Москвы;
  • на Курском вокзале;
  • в г. Верея Московской области;
  • в г. Икше Московской области;
  • в г. Лобня Московской области.

Известны случаи исцеления от бесплодия даже не православных людей, которые приходили к вере, только после совершения чуда. Это святое место Москвы, которые стоит посетить для обретения веры в чудо.

Зачатьевский монастырь

В 1584 году в Москве, на месте древней обители, сгоревшей во время великого пожара, был возведен Зачатьевский монастырь. Основателем его считается царь всея Руси Федор Иоаннович, жена которого, Ирина Годунова, долгое время страдала бесплодием. После того, как на территории обители был освящен храм в память Зачатия Анны Девы Марии, царица смогла забеременеть, и родила долгожданную дочь.

Ирина Годунова молилась о рождении ребенка перед иконой Богоматери «Милостивая», которая сохранилась в обители до настоящего времени. Зачатьевский монастырь – это одно из святых мест в Москве, помогающих забеременеть даже тем женщинам, которые отчаялись обрести счастье материнства.

Церковь праведных Захарии и Елисаветы на территории Донского монастыря (1730-1755 годов постройки).

Праведным Захарию и Елисавете Господом было послано великое испытание – бесплодие, которое у евреев считалось наказанием за грехи. До самой старости они не могли обзавестись детьми, но сохранили любовь и преданность Богу. За это Господь избрал их родителя Иоанна Предтечи и Крестителя Христова, самого чтимого после Пресвятой Богородицы Святого.

Обратиться в молитвах к Захарии и Елисавете в Москве можно перед иконами в старинной церкви, расположенной над западными вратами Донского монастыря и в Храме Покрова Пресвятой Богородице.

Храм Тихвинской иконы Божьей матери

Издавна считается, что чудотворная икона оберегает всех младенцев и является их покровительницей. Недаром ее еще называют деткой. Молитвы Тихвинской Божьей матери помогают детям в скором выздоровлении от болезней, улучшают отношения в семье. Женщины обращаются к иконе с молитвой, когда не могут зачать ребенка, а также в период беременности и непосредственно перед родами.

Эти святые православные места города Москвы, помогающие забеременеть, стали для многих семей настоящим спасением на пути к счастливой жизни. Молитвы перед иконами способны сотворить чудо, о чем и свидетельствуют слова Христа «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».

Святые места Подмосковья, помогающие забеременеть

Некоторые святые места, которые стоит посетить для скорой беременности, расположены не в Москве, а за ее пределами, в Подмосковье.

Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы.

С давних времен Параскеву Пятницу почитали православные христиане во всем мире. Иконы святой оберегают семейное благополучие и счастье. Чудотворные иконы, хранящаяся в храме, сделали его таким же популярным и посещаемым, как и другие святые места Подмосковья, помогающие исцелиться. Молитвы Параскеве Пятнице помогают в исцелении от физических и душевных недугов. Женщины обращаются к ней в молитвах с просьбой о зачатии и благополучном вынашивании малыша.

Деревня Качалово, где расположен храм, до 1997 года входила в состав Московской области. Сегодня это территория района Северное Бутово столицы.

Музей-заповедник Коломенское

В черте музея-заповедника Коломенское на территории Подмосковья находятся несколько чудотворных валунов. Один из них – Девичий камень – исполняет самое заветное желание бесплодных женщин. Чтобы чудо свершилось нужно набрать воды из ручья, что протекает неподалеку, сев на камень загадать про себя желание и выпить ее, не вставая. Уже вскоре после совершения «обряда» многим женщинам удалось забеременеть.

Анно-Зачатьевская церковь г. Чехов Московской области

Всего в 50 километрах от Москвы находится старинная церковь в честь зачатия праведной Анной Девы Марии. Она была построена в XVII веке стольником Саввой Васильчиковым. Его жена Анна никак не могла забеременеть, и тогда дворянин дал обет, если в семье родится ребенок, построить на свои средства церковь. Как только было заложено строительство храма, Анна смогла зачать, а через время родила здоровую девочку. Позже у супругов появились на свет и другие дети.

В церкви находятся сразу несколько икон, обладающих чудотворной силой, а неподалеку от входа в храм бьет из-под земли святой источник с целебной водой, освященный в честь Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. К нему съезжаются паломники со всего мира просить Господа о деторождении.

Чудеса случаются – это знают точно тысячи женщин с разных уголков России и мира, которые когда-то считались бездетными. Для тех, кто счёл важным посетить святые места Москвы и Подмосковья исцеление от недугов является заслуженной наградой. Только после посещения святых мест в Москве и Подмосковье силы прибавляются и они наконец-то можно обрести радость долгожданного материнства.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.

Похожие публикации