Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Место рождения афродиты. Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены

Неожиданно левую руку сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро член детородный, и бросил назад его сильным размахом... Член по морю долгое время носился; и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене в той зародилась... (с)


Вот так-то и появилась на свет богиня Афродита .

Несмотря на столь захватывающую для сердца каждой феминистки историю зачатия, в изображении сюжета рождения Афродиты, художники - что совершенно естественно - предпочитали писать другой момент: появление полностью обнаженной богини из морских волн, с каплями, стекающими по её телу, прядями длинных волос, прилипших к её груди, и так далее.


И тут я наверно вас удивлю - сюжет этого ню не теряет популярность уже две с половиной тысячи лет. Афродита Анадиомена - этот эпитет означает "выныривающая, выходящая из моря" , будет выходить из-под кистей придворного художника Александра Македонского, а также любимого живописца Наполеона III, и - Пабло Пикассо. У каждого, разумеется, в своем варианте. И будет их немало:

СОЗДАТЕЛЬ Считается, идея Афродиты Анадиомены пришла в голову одному из величайших художников античности - Апеллесу. Он был придворным мастером Александра Макендонского, и писал его так хорошо, что царь, говорят, воскликнул: "Отныне никто не будет писать мои портреты, кроме тебя!" . Понять чувства модели можно - например, для города Эфеса художник написал его сидящим на троне в виде Зевса и держащем пучок молний в руках. Правда, прежде чем стать постоянным живописцем двора, Апеллесу пришлось потрудиться - первый портрет Александра царю не понравился. Зато когда к картине подвели Буцефала, верного жеребца полководца, конь радостно заржал при виде любимого лица. "О царь, - усмехнулся мастер, - твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты".
Вот так надо проходить собеседования.

За "Александра-Громовержца" ему заплатили уже 20 талантов золота.
Из таких баек, к сожалению, и состоит практически вся история античной живописи - ведь из картин ничего не сохранилось. (Кое-что известно, правда, по римским копиям).


Создав свою "Афродиту Анадиомену" , Апеллес стал первопроходцем. Изображение обнаженного женского тела в те времена, 4 в. до н.э., было достаточно смелым - вспомним Праксителя, который, изваяв нагую "Афродиту Книдскую" с гетеры Фрины, должен был оправдываться перед афинским судом; вдобавок, шокированные заказчики статую не приняли (заказчики всегда мерзавцы) и ему пришлось сплавить её другим. Как обстояло дело с живописью, не очень понятно - тем не менее, картина Апеллеса сразу стала знаковой и вызвала множество подражаний.

Что конкретно на ней было изображено - неясно, старый сплетник Плиний Старший в своей "Естественной истории" больше места посвятил рассказам о её перемещениях и цене. Считается, что фреска "Рождение Венеры" из Помпей может быть копией Апеллеса, но это - лишь допущение, которое не очень сочетается со словами источников. А они описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимает волосы .

ЭВРИКА Идея изобразить Афродиту именно так пришла в голову Апеллесу, как говорят, внезапно: его вдохновила уже упоминавшаяся гетера Фрина , натурщица Праксителя. Фрина была очень умна, красива, и зарабатывала огромные деньги - например, после того, как царь Лидии провел с ней ночь, ему пришлось повысить в своей родной стране налоги, чтобы восполнить дефицит бюджета. При всем при этом она была стыдлива: обнаженной её увидеть было практически невозможно. Общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. (Моя версия - она просто берегла свою эксклюзивность).

При зрелище Фрины, выходящей из волн залива обратно на сушу, Апеллеса посетило вдохновение и он придумал образ "Афродиты Анадиомены" . Одни говорят, что Фрина позировала ему для этой картины, так же как она позировала для скульптуры Праксителю. Другие упоминают имя Кампаспы - бывшей любовницы Александра Македонского. Согласно легенде, царь как-то попросил художника написать её обнаженной. В процессе позирования Апеллес так проникся её красотой, что влюбился в неё без памяти. Александр подарил свою наложницу мастеру, продемонстрировав тем самым свое благородство (и свойственную ему прохладцу в отношениях с женщинами).

Картина отправилась в Асклепион - храм бога Асклепия на острове Кос, где она и находилась несколько столетий. Судьба полотна с началом Римской Империи оказалась не очень счастливой: около рубежа нашей эры её забрал император Август, правда, простив взамен жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря. К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию ее никто не брался. А император Нерон, известный перфекционист, заменил погибающее произведение одной из работ некоего мастера Доротея. С тех пор так никто и не знает, что там было. Но многие предлагают свои толкования.

АТРИБУТИКА Поговорим об атрибутике, которая сопровождала новорожденную богиню в её изображениях. Самым символически наполненным в этом смысле является полотно Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" , который чрезвычайно тщательно изучал все доступные ему античные свидетельства.

Безусловно, в "Рождении Венеры" должно присутствовать море (вспомним, что именно его оплодотворили отрезанные гениталии Урана, т.е. оно выступило как бы матерью. Не зря в позднем варианте мифа Афродита - дочь Зевса, верховного бога уже следующего поколения, именно от океаниды Дионы). Присутствуют морские атрибуты - дельфины, рыбы, нимфы-нереиды. Богиню на берегу встречают её служанки - оры и хариты, и гостеприимно обдувают ветра. Под ногами распускаются цветы. Иногда присутствуют обычные её спутники - амуры и купидончики.

И два главных признака Афродиты Анадиомены - ракушка, на которой Афродита проплыла от острова Кифера (где она появилась) до острова Кипр (где она высадилась); а также пряди мокрых волос, которые богиня выжимает от морской пены.

Эти же детали, только не столь жестко структурированные, мы видим на картинах мастеров и позднего времени. Например, у академиста Бугро при рождении богини присутствует огромное количество народу - какие-то кентавры, тритоны, как минимум, дюжина амуров, черный дельфинчик и проч. Буше более камерен - у него Венера возлежит то ли на синем атласе, то ли на волнах, и только рыба, таращась большим глазом, дает более явный намек на сюжет картины. В отличие от картины Боттичелли, где ракушка под ногами Венеры является композиционным фокусом картины, у Буше её нет, а у Бугро она теряется.

РАКУШКА Как неаппетитно объясняют продвинутые искусствоведы и культурологи, морская раковина в античном мире являлась символом вульвы. Это не странно - ту же самую ситуацию мы находим у индуистов с их йони. Упоминания о том, что на картине Апеллеса присутствовала ракушка - нет. Тем не менее Боттичелли не отказался от этого атрибута, вероятно, опираясь на множество мелких доступных ему археологических артефактов. Морской моллюск может как изображаться непосредственно, либо быть обозначенным с помощью складок одежды, как мы это видим на статуе "Венеры Сиракузской" .

На схеме - пример йони: образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами из тибетской секты кагьюдпа (или чо-то типа того). Энергия, исходящая из йони богини, образует лист дерева бодхи, под которым Будда пережил просветление. Эта картина выражает стихийную природу эротической энергии.

Написала, подставила картинки - и самой стало страшно.
Душераздирающая вещь - эти ваши фрейдистские символы в коллективном первобытном бессознательном, особенно перекочевывающие в современную нам культуру.

ВОЛОСЫ Намного спокойнее ситуация с жестом рук, выжимающим мокрые волосы - его задача явно чисто эстетическая плюс контекстуальная. По этому пути пошли такие мастера, как Тициан, Рубенс, Энгр и проч. (У Боттичелли богиня всего лишь легко придерживает длинный локон, прикрывая им лоно).



Этот сюжет, в силу своего наглядного прикладного истолкования, хорошо подходит и для фонтанов. На фото из музея Метрополитен даже видны капли воды, не очень ясно, течет ли она постоянно, но на оригинале Джамболоньи, очевидно, тёк:

Большинство античных трактовок сюжета Анадиомены - именно скульптурные. При этом, поднимая руки, она как бы становится женским вариантом Диадумена ("юноши, повязывающего победную повязку"). Значительное количество вариаций именно этой позы - еще одно свидетельство того, что помпейская фреска с богиней лежащей вряд ли сильно похожа на оригинал Апеллеса, ведь он, как известно, послужил образцом для множества повторений.

НОВЫЙ МИР К cер. XIX в. этот сюжет весьма замылился. Бесчисленные вылизанные полотна выходили из мастерских академистов. Их можно понять - спрос рождал предложение, а какой сюжет еще мог дать такое хорошее оправдание изображению обнаженной женщины в стыдливую эпоху Шерлока Холмса, как не Венеры или какие-нибудь одалиски? Недостаток обнаженной натуры в эстетической копилке каждого настоящего мужчины, который сегодня восполняется средствами журналов, фотографий и интернета, компенсировать в век, когда изобретатели дошли еще только до дагерротипов, другим путем было трудно.

Тем не менее, и в изображении обнаженной натуры приличия надо было соблюдать. 1863 год: королеве Виктории 44, у нас только что отменили крепостное право и Базаров начал резать лягушек; в Штатах Скарлетт примиряет зеленую шляпку. Обнаженную натуру рисуют.

Слева - "плохой" пример, справа - "хороший":


Александр Кабанель, салонный художник, пишет свое "Рождение Венеры" и выставляет его на парижском Салоне 1863 г. Картина стала пользоваться невероятным успехом. Помимо присущих ей художественных достоинств критики хвалили саму композицию - дело в том, что Кабанель при её создании опирался на ту самую помпейскую фреску с лежащей Венерой, которую в те годы как раз только открыли. Поток похвал стал еще более интенсивным, когда император Наполеон III приобрел полотно для своей личной коллекции. Пример, что случалось с художником, если он не прикрывался античной тематикой - картина Мане "Олимпия" . Он создает её в том же году, вдохновившись, как предполагают, успехом кабанелевского ню. Но он рисует на нем реальную парижанку, называет работу именем проститутки, да вдобавок, экспериментирует с манерой живописи. И что? - дирекции парижского Салона 1864, на котором он выставил "Олимпию ", приходится поставить перед ней двух охранников, чтобы зрители не плевали и не тыкали в нее зонтиками.

Существуют две версии происхождения богини любви и красоты Афродиты (у римлян Венера). Согласно одной, она - дочь Зевса и Дионы, согласно другой, более ранней и самой распространенной, Афродита родилась из крови оскопленного Кроном Урана. Эта кровь попала в море и образовала белоснежную пену, поэтому богиню любви еще называют «пенорожденная». Произошло это у острова Киферы, но ветер отнес пену к острову Кипр, на берегу которого и появилась Афродита.

Как и другие боги-олимпийцы, Афродита была очень самолюбива. Она жестоко наказывала тех, кто не выказывал ей почтения. Зато тех, кто служил ей верой и правдой, всячески одаривала. Она откликнулась на мольбу Пигмалиона - кипрского царя, который в одиночестве жил на острове и ненавидел женщин, так как считал их всех продажными.

Пигмалион был еще и скульптором. Однажды из слоновой кости он вырезал фигуру девушки в натуральную величину, от которой не мог оторвать взгляд. Она была как живая. Скульптор часами любовался ею и не заметил, как влюбился в созданное им произведение. Он начал делать статуе подарки: ожерелья, браслеты, кольца, покупал ей роскошные наряды и сам одевал ее. Он шептал ей в ухо ласковые слова. Скульптура не отвечала на его признания. Пигмалион был в отчаянии, он хотел, чтобы она ожила.

Подошло время празднования на Кипре дней Афродиты. Каждый старался сделать богине любви что-то приятное, нес ей в подарок разные украшения. Пигмалион тоже решил совершить жертвоприношение. Он заколол белую телку с золочеными рогами и принес ее на жертвенник.

О, всесильная богиня любви Афродита! - воскликнул он.- Я страдаю от любви. Помоги мне оживить девушку, которую я изваял из слоновой кости. Для меня лучше ее нет никого на свете.
Пигмалион долго рассказывал о своей любви к статуе, а потом опечаленный, что не услышал ответа, отправился домой. Он пришел в мастерскую, где стояла его статуя. Каково же было его удивление, когда, прикоснувшись к ее руке, он заметил, что она теплая. Более того, ответила на его пожатие. Он заглянул в ее глаза и увидел в них блеск. Он улыбнулся, и скульптура улыбнулась ему в ответ. Он заговорил, и она ответила ему!

Пигмалион не верил своим глазам - его скульптура ожила. Пигмалион был счастлив. Ожившую статую он назвал Галатеей и вскоре женился на ней. Со временем у них родился сын, которого назвали Пафосом.

Совершенно противоположная история произошла с Нарциссом - сыном речного бога Кефиса и нимфы. Нарцисс не высказывал никакого уважения к Афродите. Этот прекрасный по внешности юноша, но холодный внутри никого не любил. Он отвергал любовь прекрасных нимф, лишь себя считал достойным любви. Афродита захотела наказать себялюбца. Однажды, когда он припал к ручью, чтобы напиться воды, то увидел свое отражение. Он не мог от него оторваться. Сильная любовь к самому себе вспыхнула в его сердце. Нарцисс не знал, что это наказание ему от Афродиты.

Нарцисс забыл о еде, питье, только смотрел на себя и любовался собой. У него все меньше оставалось сил, он не мог оторваться от ручья, и жизнь постепенно покидала его. Он так и умер, не сходя с места. Нимфы хотели похоронить прекрасного юношу, но не нашли его тела. А на том месте, где он умер, выросли белые душистые цветы, их назвали нарциссами.

Но богиня любви, так жестоко покаравшая Нарцисса, и сама познала муки любви. Она полюбила Адониса - сына царя Кипра. Никто из смертных не был равен ему красотою. Ради Адониса она забыла и само небо. Она перестала красиво одеваться и не нежила себя, как прежде. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась в горах и лесах Кипра на зайцев, пугливых оленей и серн, но мощного вепря, медведя или волка она избегала. И Адониса просила она держаться подальше от этих хищников. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Но однажды во время охоты на Кипре в отсутствии Афродиты Адонис забыл о ее просьбе. Его псы выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него свой охотничий дротик. Но зверь был только ранен. Разъяренный раненый вепрь бросился на юного охотника. Несчастный не успел убежать. Вепрь своими клыками нанес юноше глубокую рану, тот упал на землю. Афродита услышала стоны умирающего и полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини, капли ее крови падали на землю, и из этой крови потом всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Наконец нашла она тело Адониса. Горько плакала богиня над рано погибшим прекрасным юношей. Но рыданиями умершего не воскресить.

В память о своем любимце Афродита смешала его кровь с божественным нектаром и превратила ее в красный, как кровь, цветок. Коротко, как и жизнь юноши, время его цветения, быстро сдувает ветер поблекшие лепестки. Этот цветок назвали адонисом.

Похожие публикации