Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Связанные руки у покойника открываются. Веревка с покойника. Магические обряды с покойниками

Похороны - печальная, но неизбежная реальность. Смерть всегда была непонятной, пугала своей неотвратимостью, невозможностью предсказать, что там, за ее порогом? Возможно именно поэтому обряд похорон, пожалуй, больше, чем все остальные, окружен ореолом примет, правил, суеверий. Люди старались дистанцироваться умершего, сохранить жизнь другим членам семьи. Эта по-детски бесхитростная вера, стремление устранить пугающее неизведанное осталась до наших дней. Приметы, суеверия превратились в почти обязательные правила проведения ритуала.

Первое требование - обязательно закрыть зеркала там, где есть покойник. Считается, что душа может перейти в зеркало, остаться жить там. Она будет пугать родственников, не сумеет покинуть этот мир.

По другой версии если покойник отразится в зеркале, то он «сдвоится», заберет кого-то из своих друзей или родственников.

Похоронные приметы предлагают обязательно закрывать глаза умершему. Раньше это делали при помощи медных пятаков, сегодня пользуются крупными монетами. Открытые глаза покойника, верили наши предки, высматривали среди присутствующих того, кто следующим умрет.

Провожая почившего, с ним следует обязательно положить несколько монет, носовой платок, расческу. Этот набор, как считалось ранее, поможет преодолеть длинный путь к раю, расплатиться за дорогу, предстать пред Всевышним в благопристойном виде.

А вот фотографии живых класть в гроб нельзя. Иначе они тоже будут похоронены.

Умершего человека обязательно обмывали, чтобы очистить тело. Душу очищается сама, для этого на подоконник нужно поставить стакан с водой. Он будет купелью для души.

Приметы на похоронах запрещают обмывать тело почившего беременным женщинам или близким родственницам. Выносить гроб тоже должны не кровные родственники. Иначе умерший решит, что его смерти рады. Лучше, если это буду просто друзья или знакомые. Их руку, как знак благодарности от покойника, обвязывают новым полотенцем, иногда - платком.

Там, где прощаются с умершим, не рекомендуется мыть или подметать пол. Считалось, что так живые умрут, «выметутся» за покойником. Сделать это нужно сразу после того, когда домовину понесут из дома. Стол, где стояла домовина, перевернуть, а постель, покойника, выбросить.

Приметы на похоронах советуют, как поступать с вещами, имуществом покойного. До сорока дней их не рекомендуется трогать, а после того, как душа перейдет, все вещи необходимо быстро раздать нуждающимся, отнести в собор, церковь.

Почти все приметы на похоронах направлены на оберег окружающих от порчи, которую могут нанести злые люди, используя похоронный реквизит.

Перед тем, как уложить покойника в гроб, ему связывают руки-ноги. Вполне объяснимый с современной точки зрения обряд считался способом, не позволяющим мертвецу встать, ходить по земле, пугать живых. Прежде, чем закрыть крышку гроба, а затем опустить его в могилу, ноги и руки развязывают.

Этими веревками можно на смерть, поэтому ведьмы или черные знахарки всегда стараются украсть веревки. Для того чтобы этого не произошло, ставят специального наблюдателя. Обычно это пожилая женщина, хорошо знакомая с обрядами.

Приметы и суеверия на похоронах предписывают, как себя вести во время обряда. Нельзя наступать на полотенца, где установлен гроб, приносить с кладбища любые предметы, цветы. При возвращении домой рекомендуется обязательно ополаскивать руки.

Нельзя пересекать дорогу пред покойником: умрешь очень скоро.

Поминать усопшего нужно в день похорон, на девятый и сороковой дни, в годовщину.

Приметы на похоронах складывались веками. Они содержали в себе интуитивный опыт здравое зерно. Люди, не зная или не умея найти объяснение законам природы, инстинктивно чувствовали, как нужно вести себя в сложных ситуация, вырабатывали линию поведения, закрепленную в приметах и обрядах.

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Если забыли развязать руки и ноги покойнику

Из рассказа Кривошеевой М. Г.:

«При похоронах мы допустили серьезную ошибку. В спешке и волнении мы забыли развязать у моего отца руки и ноги. Вскоре после похорон мама стала говорить, что папа ей снится каждый день. В ее снах он то плачет, то жалуется, что ему нельзя ни ногой ступить, ни рукой перекреститься, что его из-за этого к воротам не подпускают. А иной раз он злился во сне и ругался, что из-за нас до сих пор стоит у каких-то ворот. Где-то через месяц после этого мама сказала мне, что она увидела сон и отец ей якобы сказал:

– Придется тебе ко мне прийти, не могу же я сам себя развязать. Собирайся, я жду.

Я стала успокаивать маму, говорить, что сны не всегда сбываются. А где-то еще через два дня мама мне утром говорит:

– Дочка, папка во сне сказал, что я договорился обо мне, восьмого числа увидимся.

И действительно, восьмого февраля мама умерла. Пишу я вам еще и потому, что дня через три после смерти мамы увидела я сон, будто мама говорит мне:

– Ничего не могу поделать с его завязками. Там узел на узле. Не обижайся, дочка, но мы и вправду не можем развязать завязки и без тебя никак не обойдемся. А у ворот нет сил стоять. Все мимо нас проходят в ворота, а мы с дедом стоим, как два столба. Хватит тебе месяца, чтобы собраться? Делай свои дела, да иди к нам, мы ждем.

Сами понимаете, Наталья Ивановна, как мне стало скверно на душе после этого сна. Я одной женщине рассказала, а она “утешила”, сказала, что вся семья друг за другом уберется.

Говорят, есть такая отчитка отвязаться от того, кому не сняли с рук и ног завязки. Прошу Вас не медлить и прислать мне эту отчитку. Очень на Вас надеюсь и прошу Христом Богом не отказать.

Талон на консультацию прилагаю. С уважением, Мария».

Отчитку я отправила Марии Григорьевне.

В этой книге я пишу заговор на случай, если кто-нибудь также допустит ошибку на похоронах и не развяжет покойника до того, как его опустят в могилу. Вначале читают молитву, а потом заговор.

О Всесвятый Николае, угодниче презрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбях скорый помошниче!

Помози ми, грешному и унылому, в настояшем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моимы чувствы, и во исходе души моея помози им, окаянному, умом Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения. Да Твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Матушка Богородица
Иисуса Христа родила, избавление миру дала.
Избавь, Господь, рабов Божьих (имена)
От мертвеца-ловца, от преждевременного конца.
От смерти напрасной, от гибели ужасной.
Дай, Господи, живым жить,
А мертвым гробы сторожить.
Глаза их закрыты, дома их забиты.
Губы их елеем смазаны,
Кого не развязали, развязаны.
Кто заговор этот знает,
Того он от покойника защищает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

еЭЕ ОБ ТХВЕЦЕ XVII-XVIII ЧЧ. дЦ. чЙЛП РЙУБМ, ЮФП «ОБВМАДБС ЧУЕ ОБГЙЙ, ЛБЛ ЧБТЧБТУЛЙЕ, ФБЛ Й ЛХМШФХТОЩЕ, ПФДЕМЕООЩЕ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ПЗТПНОЕКЫЙНЙ РТПНЕЦХФЛБНЙ НЕУФБ Й ЧТЕНЕОЙ, ТБЪМЙЮОП ПУОПЧБООЩЕ, НЩ ЧЙДЙН, ЮФП ЧУЕ ПОЙ УПВМАДБАФ ФТЙ УМЕДХАЭЙЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ПВЩЮБС: ЧУЕ ПОЙ ЙНЕАФ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ТЕМЙЗЙА; ЧУЕ ПОЙ ЪБЛМАЮБАФ ФПТЦЕУФЧЕООЩЕ ВТБЛЙ; ЧУЕ ПОЙ РПЗТЕВБАФ РПЛПКОЙЛПЧ; Й ОЕФ УТЕДЙ ОБГЙК, ЛБЛ ВЩ ДЙЛЙ Й ЗТХВЩ ПОЙ ОЙ ВЩМЙ, ФБЛПЗП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ДЕКУФЧЙС, ЛПФПТПЕ УПЧЕТЫБМПУШ ВЩ У ВПМЕЕ ЙЪЩУЛБООЩНЙ ГЕТЕНПОЙСНЙ Й У ВПМЕЕ УЧСЭЕООПК ФПТЦЕУФЧЕООПУФША, ЮЕН ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ ПВТСДЩ, ВТБЛЙ Й РПЗТЕВЕОЙС» . нОЕ ЛБЦЕФУС, ЮФП ЬФП НОЕОЙЕ ЙФБМШСОУЛПЗП НЩУМЙФЕМС ПУФБЕФУС БЛФХБМШОЩН ДП УЙИ РПТ. й Ч УЧПЕК УФБФШЕ НОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ЛПУОХФШУС ПДОПЗП ЙЪ ФТЕИ ЧБЦОЕКЫЙИ «ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙК ПВТСДПЧ» - ПВТСДБ РПЗТЕВЕОЙС РПЛПКОЙЛПЧ, Б ФБЛЦЕ ФЕИ ЧЕТПЧБОЙК, ЛПФПТЩЕ У ОЙН УЧСЪБОЩ.
уФБФШС ПУОПЧБОБ ОБ НБФЕТЙБМЕ, УПВТБООПН МЕФПН Ч 2006 З. Ч У. бОДПНУЛЙК РПЗПУФ чЩФЕЗПТУЛПЗП ТБКПОБ чПМПЗПДУЛПК ПВМБУФЙ РП РТПЗТБННЕ «рПИПТПОЩ». гЕМША УФБФШЙ СЧМСЕФУС ПРЙУБОЙЕ ПВЩЮБЕЧ Й ПВТСДПЧ, УЧСЪБООЩИ УП УНЕТФША ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТЩЕ УХЭЕУФЧХАФ ОБ бОДПНУЛПН РПЗПУФЕ ОБ УЕЗПДОСЫОЙК ДЕОШ.
уБН РПИПТПООЩК ПВТСД НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ОЕУЛПМШЛП «ЬФБРПЧ».
1. рТЙЗПФПЧМЕОЙЕ Л УНЕТФЙ
вПМШЫЙОУФЧП РПЦЙМЩИ МАДЕК ЗПФПЧСФУС Л УНЕТФЙ ЪБТБОЕЕ. тБОШЫЕ УХЭЕУФЧПЧБМБ ФТБДЙГЙС УБНЙН ЫЙФШ УНЕТФОХА ПДЕЦДХ - УБЧБО («УБЧБО ВЩМ У ДМЙООЩНЙ ТХЛБЧБНЙ Й ЛХЛПМЕН (ЛБРАЫПОПН)»). ыЙМЙ УБЧБО ЙЪ ВЕМПК РПДЕТЦБООПК ФЛБОЙ, УФЕЦЛБНЙ ПФ УЕВС («Ч РСФЛХ»), ОЕ ЪБЧСЪЩЧБС ХЪМПЧ, «ЮФПВЩ НЕТФЧЩК ОЕ РТЙЫЕМ ЕЭЕ ЪБ ЛЕН-ОЙВХДШ ЙМЙ ОЕ ОБЫЕМ ДПТПЗХ ОБЪБД» . пДЕЧБМЙ УБЧБО РПЧЕТИ ЧУЕК ПДЕЦДЩ, РПДРПСУЩЧБМЙ, ОБ ЗПМПЧХ ЦЕОЭЙОЕ РПЧСЪЩЧБМЙ РМБФПЛ. йЪ ФБЛПК ЦЕ РПДЕТЦБООПК ФЛБОЙ ДЕМБМЙ РПЛТЩЧБМП Й ОБЧПМПЮЛХ. фЛБОШ ТЧБМЙ ТХЛБНЙ, ТЕЪБФШ ЕЕ ВЩМП ОЕМШЪС. уЕКЮБУ УБЧБО ОЙЛФП ОЕ ЫШЕФ, ОП УНЕТФОХА ПДЕЦДХ ФБЛЦЕ ЗПФПЧСФ ЪБТБОЕЕ. нОПЗЙЕ ЙОЖПТНБОФЩ ПИПФОП УПЗМБЫБМЙУШ ОБН ЕЕ РПЛБЪБФШ.
нХЦЮЙОЩ ДМС УЕВС Й УЧПЙИ ЦЕО ДЕМБМЙ ЗТПВЩ, ЛПФПТЩЕ ПВЩЮОП ИТБОЙМЙУШ ОБ ЮЕТДБЛЕ, ЮЕН-ОЙВХДШ ЪБРПМОЕООЩЕ, ЮФПВЩ ОЕ «ФСОХМ Л УЕВЕ» . дПУЛЙ ДМС ЗТПВБ УФТПЗБМЙ ПФ УЕВС. лТХРОЩЕ ЭЕРЛЙ УЦЙЗБМЙ ОБ ХМЙГЕ, Б НЕМЛЙЕ ЛМБМЙ ОБ ДОП ЗТПВБ. дМС РПДУФЙМЛЙ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ВЕТЕЪПЧЩЕ МЙУФШС («УНПТЛБМЙ ЧЕОЙЛЙ»). рТХФШС ПФ ЧЕОЙЛПЧ УЦЙЗБМЙ ОБ ХМЙГЕ, ФБЛ ЛБЛ «ЕУМЙ ЭЕРЛЙ-ФП [ПФ ЗТПВБ] Ч РЕЮЙ ЦЕЮШ, ПОБ [РЕЮШ] ЪБИПМПДЙФ» , Ф. Е. РЕТЕУФБОЕФ ДБЧБФШ ЦБТ.
уЕКЮБУ ЗТПВЩ ОЕ ЗПФПЧСФ ЪБТБОЕЕ, Б РПЛХРБАФ ЙИ Ч НБЗБЪЙОЕ.
2. уНЕТФШ
еУМЙ РЕТЕД УНЕТФША ЮЕМПЧЕЛ УЙМШОП НХЮБЕФУС, ФП ЕЗП ЛТПРСФ ЧПДПК, ЮЙФБАФ ФТЙ ТБЪБ РПДТСД «уПО вПЗПТПДЙГЩ» (ЧБЦОП, ЮФПВЩ РТЙ ЬФПН ОЕ ВЩМП ЮХЦЙИ МАДЕК), ЪБФЕН ЛМБДХФ ФЕЛУФ РПД РПДХЫЛХ ХНЙТБАЭЕНХ Й ЮЕМПЧЕЛ УРПЛПКОП ХНЙТБЕФ. фБЛЦЕ ДМС ПВМЕЗЮЕОЙС ЧЩИПДБ ДХЫЙ ЙЪ ФЕМБ ПФЛТЩЧБАФ РЕЮОХА ФТХВХ.
лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ХНЕТ, Ч ЛПНОБФЕ ЪБОБЧЕЫЙЧБАФ ПЛОБ, ЪЕТЛБМБ, ХВЙТБАФ ЖПФПЗТБЖЙЙ ХНЕТЫЕЗП Й ЪБЛТЩЧБАФ ФТХВХ, ЮФПВЩ Ч ДПН ОЕ РТПОЙЛМБ ОЕЮЙУФБС УЙМБ.
еУМЙ ХНЙТБМ ЛПМДХО Й УЙМШОП НХЮЙМУС, ФБЛ ЛБЛ ОЕ ХУРЕМ РЕТЕДБФШ ОЙЛПНХ УМПЧБ, ФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УРПЛПКОП ХНЕТЕФШ, ЕНХ ВЩМП ОЕПВИПДЙНП ЧЩНПМЙФШ РТПЭЕОЙЕ РЕТЕД ЙЛПОБНЙ. рПУМЕ ЬФПЗП ЕНХ ДБЧБМЙ ЧЕОЙЛ, ЮФПВЩ ПО ОБЗПЧБТЙЧБМ ОБ ЛБЦДЩК РТХФЙЛ, ЧЩФБУЛЙЧБС ЕЗП ЙЪ ЧЕОЙЛБ Й ВТПУБС ОБ РПМ. дТХЗЙЕ МАДЙ, ОБИПДЙЧЫЙЕУС РТЙ ХНЙТБАЭЕН ЛПМДХОЕ, ОЕ ВТБМЙ ЬФПФ ЧЕОЙЛ ЗПМЩНЙ ТХЛБНЙ, ЮФПВЩ ОЕ ЧЪСФШ ОБ УЕВС ЕЗП ЗТЕИЙ. чЕОЙЛ ПУФПТПЦОП ЧЩОПУЙМЙ ОБ ХМЙГХ РПДБМШЫЕ ПФ ДПНБ Й УЦЙЗБМЙ. йЪ ТХЛ ХНЙТБАЭЕЗП ЛПМДХОБ ОЙЮЕЗП ОЕМШЪС ВЩМП ВТБФШ, ОЕ ТБЪТЕЫБМПУШ ФБЛЦЕ, ЮФПВЩ ПО ВТБМ ЪБ ТХЛЙ РТЙУХФУФЧХАЭЙИ, ФБЛ ЛБЛ УЮЙФБМПУШ, ЮФП ФБЛЙН ПВТБЪПН ПО РЩФБЕФУС РЕТЕДБФШ УЧПА УЙМХ. тБУУЛБЪЩЧБМЙ ФБЛЦЕ, ЮФП ЛПЗДБ ЛПМДХО ХНЙТБЕФ, ОБЮЙОБЕФУС ЗТПЪБ ЙМЙ ВХТС («УИПДЙФ ЧЙИТШ»).

3. пВНЩЧБОЙЕ Й ПДЕЧБОЙЕ РПЛПКОЙЛБ
рПУМЕ ФПЗП ЛБЛ ЮЕМПЧЕЛ ХНЕТ, ЕЗП ОБ ДЧБ ЮБУБ ЛМБДХФ ОБ РПМ ОБ УПМПНХ ЙМЙ РПМПЧЙЮПЛ. уОЙНБАФ ЧУЕ ХЛТБЫЕОЙС Й ПДЕЦДХ (РТЙЮЕН ЕЕ ОЕ ТБЪТЕЪБМЙ, Б ТБЪТЩЧБМЙ). рТЙЗМБЫБАФ «НЩМШОЙГ» (ЦЕОЭЙО, ЛПФПТЩЕ ПВНЩЧБАФ РПЛПКОЙЛБ), ПВЩЮОП ДЧХИ РПЦЙМЩИ ЦЕОЭЙО.
юЕТЕЪ ДЧБ ЮБУБ РТЙУФХРБАФ Л НЩФША. дМС ЬФПЗП ВЕТХФ ПВНЩМПЛ, НПЮБМЛХ, ТБУЮЕУЛХ, РПМПФЕОГЕ Й ФЕРМХА ЧПДХ. чУЕ ЬФЙ РТЕДНЕФЩ ПВСЪБФЕМШОП ЛМБДХФ Ч ЗТПВ Ч ОПЗЙ РПЛПКОЙЛХ, ЮФПВЩ ЛПМДХОЩ ОЕ ЧПУРПМШЪПЧБМЙУШ ЙНЙ Й ОЕ ОБЧЕМЙ РТЙ РПНПЭЙ ЬФЙИ РТЕДНЕФПЧ ОБ ЛПЗП-ОЙВХДШ РПТЮХ. чПДХ РПФПН ЧЩМЙЧБАФ РПДБМШЫЕ ПФ ДПНБ, РПДУФЙМЛХ УЦЙЗБАФ ОБ ХМЙГЕ.
пДЕЧБФШ РПЛПКОЙЛБ ОБЮЙОБАФ ФПМШЛП РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ФЕМП ПВУПИОЕФ. ч ЬФП ЧТЕНС ТБЪЗПЧБТЙЧБАФ У НЕТФЧЩН, РТПУСФ ЕЗП ОЕ УПРТПФЙЧМСФШУС, УЗЙВБФШ ТХЛЙ Й ОПЗЙ. уЮЙФБЕФУС, ЮФП РПЛБ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ РПИПТПОЕО, ПО ЧУЕ УМЩЫЙФ Й ЧЙДЙФ. лТЕУФЙЛ ЧЕЫБАФ ЕНХ ОБ ЫЕТУФСОПК ОЙФЛЕ. оЕМШЪС ОБДЕЧБФШ УЕТЕВТСОЩК ЛТЕУФЙЛ, Б ФП «ОБ ФПН УЧЕФЕ ОЕЮЙУФБС УЙМБ РПЛПА ОЕ ДБУФ» . лТЕУФ ХНЕТЫЕЗП ОПУЙФШ ПУФБЧЫЙНУС Ч ЦЙЧЩИ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ЪБРТЕЭБМПУШ. тХЛЙ РПЛПКОЙЛБ УЛМБДЩЧБАФ ОБ ЗТХДЙ ФБЛ, ЮФПВЩ РТБЧБС ВЩМБ УЧЕТИХ. ч ОЕЕ ЧЛМБДЩЧБАФ РТПРХУЛ (РПДПТПЦОХА), ФП ЕУФШ НПМЙФЧХ УЧ. оЙЛПМБА юХДПФЧПТГХ; ОБ ЗТХДШ ЛМБДХФ НБМЕОШЛХА ЙЛПОЛХ, ОБ МПВ — ЧЕОЮЙЛ.
рПЛПКОЙЛХ УЧСЪЩЧБАФ ТХЛЙ Й ОПЗЙ, ЮФПВЩ ПОЙ ОЕ ТБУИПДЙМЙУШ («ЮФПВЩ ПО [РПЛПКОЙЛ] ЪБУФЩМ»), ОП РЕТЕД ФЕН ЛБЛ ИПТПОЙФШ, ЙИ ПВСЪБФЕМШОП ТБЪЧСЪЩЧБАФ, ЮФПВЩ «ПО [РПЛПКОЙЛ] ОБ ФПН УЧЕФЕ НПЗ ИПДЙФШ» . оЙФЛХ, ЛПФПТПК ВЩМЙ РЕТЕЧСЪБОЩ ТХЛЙ Й ОПЗЙ РПЛПКОЙЛБ, ПУФБЧМСАФ Ч ЗТПВХ.
ъБФЕН НЕТФЧПЗП ЛМБДХФ ОБ УФПМ ОПЗБНЙ Л ЧЩИПДХ, Б ЗПМПЧПК Л ЙЛПОБН РПД ХЗМПН 45°.
юЕТЕЪ УХФЛЙ ФЕМП РЕТЕЛМБДЩЧБАФ Ч ЗТПВ. оБ ЛТЩЫЛХ ЗТПВБ РТЙВЙЧБАФ ТБУРСФШЕ.
ч ФПК ЦЕ ЛПНОБФЕ, ЗДЕ УФПЙФ ЗТПВ, УФБЧСФ ОБ ПФДЕМШОЩК УФПМЙЛ УЧЕЮЙ, ИМЕВ, УПМШ, ЮБК Ч ЮБЫЛЕ, ЛХУПЛ ТЩВОЙЛБ Й ДТХЗЙЕ РЙТПЗЙ. ьФБ ЕДБ УФПúФ ДП УПТПЛПЧПЗП ДОС. лПЗДБ ЮБК Ч ЮБЫЛЕ ЧЩУЩИБЕФ, ЕЗП ОБМЙЧБАФ УОПЧБ. рПУМЕ УПТПЛПЧПЗП ДОС ЬФХ ЕДХ ЧЩВТБУЩЧБАФ ОБ МЕЧЩК (ПФ ЧИПДБ) ХЗПМ ДПНБ, ЮФПВЩ ОЙЛФП ОЕ ЧЙДЕМ.
юФПВЩ ФЕМП ОЕ УФБМП ТБЪМБЗБФШУС, РПЛБ ПОП ЕЭЕ ОБИПДЙФУС Ч ДПНЕ, РПД НЩЫЛЙ РПЛПКОЙЛХ ЛМБДХФ УЩТЩЕ СКГБ, РПД ЗТПВ — РЙМХ ЙМЙ ФБЪ У НБТЗБОГПЧЛПК ЙМЙ ЛТБРЙЧХ. фЕМП РТПФЙТБАФ УРЙТФПН, ТСДПН У ЗТПВПН ЛМБДХФ ДЧБ ПУЙОПЧЩИ РПМЕЫЛБ, Ч ЛПНОБФЕ ЛБДСФ ЙМЙ ЦЗХФ НПЦЦЕЧЕМШОЙЛ.
фЕМП ДЕТЦБФ ДПНБ ДЧПЕ УХФПЛ. рПУМЕДОАА ОПЮШ ТПДОЩЕ ОЕ УРСФ, УЙДСФ Х ЗТПВБ ЙМЙ Ч УПУЕДОЕК ЛПНОБФЕ. ч ЛПНОБФЕ У РПЛПКОЙЛПН ОЕ ПУФБЧМСАФ ЛПЫЛХ, ЮФПВЩ ПОБ ОЕ ПВЗТЩЪМБ ЕНХ МЙГП (ОПУ).
дБМЕЕ УФПЙФ УЛБЪБФШ ОЕУЛПМШЛП УМПЧ П УЧСЭЕООЙЛЕ. оЕЛПФПТЩЕ УЕНШЙ РТЙЗМБЫБАФ УЧСЭЕООЙЛБ ОБЛБОХОЕ РПИПТПО. фПЗДБ ФПФ ЧУА ОПЮШ ЮЙФБЕФ ОБД ХНЕТЫЙН НПМЙФЧЩ, Б ЪБФЕН ПФРЕЧБЕФ ЕЗП РП РТБЧПУМБЧОПНХ ПВЩЮБА. пДОБЛП ЬФП РТПЙУИПДЙФ ДПЧПМШОП ТЕДЛП, ФБЛ ЛБЛ Ч бОДПНУЛПН РПЗПУФЕ ЧЩУПЛБС УНЕТФОПУФШ Й ОЕФ УЧПЕЗП РПУФПСООПЗП УЧСЭЕООЙЛБ (УЧСЭЕООЙЛ ПДЙО ОБ 7 ДЕТЕЧЕОШ, РТЙЕЪЦБЕФ ОБ бОДПНУЛЙК РПЗПУФ ТБЪ Ч ОЕДЕМА).

4. чЩОПУ ФЕМБ
чЩОПУ ФЕМБ РТПЙУИПДЙФ Ч 12 ЮБУПЧ ДОС. «рТЙЫЕДЫЙЕ РТПУФЙФШУС У РПЛПКОЩН ДПМЦОЩ ЧОБЮБМЕ РЕТЕЛТЕУФЙФШУС, РПДПКФЙ Л ЗТПВХ, РПЛМПОЙФШУС Й УЛБЪБФШ: “рТПУФЙ НЕОС, ЕУМЙ ЛПЗДБ ЮЕН ПВЙДЕМ, Б ФЕВС вПЗ РТПУФЙФ”. фПМШЛП РПФПН ЪДПТПЧБАФУС УП ЧУЕНЙ РТЙУХФУФЧХАЭЙНЙ» .
хФТПН, Ч ДЕОШ РПИПТПО, Х ЗТПВБ ЪБЦЙЗБАФ УЧЕЮЙ: РП ПДОПК Ч ЗПМПЧБИ, Ч ОПЗБИ Й У ВПЛПЧ. тБОШЫЕ РЕТЕД ЧЩОПУПН ЧП ЧТЕНС РТПЭБОЙС РТЙЮЙФБМЙ, ОП УЕКЮБУ ЬФБ ФТБДЙГЙС ХФЕТСОБ. рМБЮХФ ПВСЪБФЕМШОП Ч РМБФПЛ, ЮФПВЩ УМЕЪЩ ОЕ ХРБМЙ Ч ЗТПВ, «ЙОБЮЕ РПЛПКОЙЛ ОБ ФПН УЧЕФЕ НПЛТЩН ВХДЕФ» . рПУМЕ РТПЭБОЙС УЧЕЮЙ ЗБУСФ, ПЗБТЛЙ ЛМБДХФ Ч ЗТПВ. зТПВ ЧЩОПУСФ ЮХЦЙЕ МАДЙ (ТПДУФЧЕООЙЛБН ФБЛЦЕ ОЕМШЪС ВЩМП ЛПРБФШ НПЗЙМХ), ЧРЕТЕД ОПЗБНЙ, ЮФПВЩ НЕТФЧЩК ОЕ ОБЫЕМ ДПТПЗХ ПВТБФОП. уОБЮБМБ ЧЩОПУСФ ЧЕОЛЙ, РПФПН ЙЛПОЩ, ЪБФЕН ЛТЩЫЛХ ЗТПВБ Й УБН ЗТПВ. фБВХТЕФЛЙ Ч ДПНЕ УТБЪХ ЦЕ ПРТПЛЙДЩЧБАФ. уМЕДПН ЪБ ЗТПВПН РП ЙЪВЕ ЙДХФ ДЧЕ ЦЕОЭЙОЩ. пДОБ ЦЦЕФ ОБ ЦЕМЕЪОПК МПРБФЛЕ «ЖЕТЈУХ» (НПЦЦЕЧЕМШОЙЛ) Й ПЛХТЙЧБЕФ ЙЪВХ, Б ДТХЗБС ВТЩЪЗБЕФ ЧУМЕД ЧПДПК.
тБОШЫЕ ЗТПВ ДП ЛМБДВЙЭБ ОЕУМЙ ОБ ОПУЙМЛБИ. фЕРЕТШ ДМС ЬФПЗП ЙУРПМШЪХАФ НБЫЙОХ. ъБ ЗТПВПН ДП УБНПЗП ЛМБДВЙЭБ ВТПУБАФ ИЧПКОЩЕ ЧЕФЛЙ.

5. рТЕДБОЙЕ ФЕМБ ЪЕНМЕ
оБ ЛМБДВЙЭЕ ФПЦЕ РТПУСФ РТПЭЕОЙС Х РПЛПКОЙЛБ Й РТПЭБАФУС У ОЙН. ъБФЕН ОБ ЗТХДШ РПЛПКОЙЛХ УЩРМАФ ЛТЕУФПН ОЕНОПЗП ЪЕНМЙ, «ЮФПВЩ У ЪЕНМЕК РПЪОБЛПНЙМУС» . уЮЙФБЕФУС, ЮФП РПУМЕ ЬФПЗП РПЛПКОЙЛ ВПМШЫЕ ОЙЮЕЗП ОЕ УМЩЫЙФ. ч НПЗЙМХ ВТПУБАФ НЕДОЩЕ НПОЕФЩ ДМС «ЧЩЛХРБ ЪЕНМЙ» . тПДОЩЕ ФБЛЦЕ ВТПУБАФ ОБ ЗТПВ РП ЗПТУФЛЕ ЪЕНМЙ.
иПЪСКОЙЮБФШ Й ХВЙТБФШ Ч ДПНЕ ПУФБАФУС ОЕУЛПМШЛП ЦЕОЭЙО. рПМ, РПЛБ ХНЕТЫЙК ВЩМ Ч ДПНЕ, ОЕ РПДНЕФБМЙ, ФБЛ ЛБЛ, УПЗМБУОП РПЧЕТША, ЕУМЙ РПДНЕФЕЫШ, ФП РПЛПКОЙЛ ВХДЕФ УПТПЛ ДОЕК «РБИБФШ ОБ ФПН УЧЕФЕ» . рПЬФПНХ ХВЙТБАФУС Ч ДПНЕ ФПМШЛП РПУМЕ ЧЩОПУБ ФЕМБ. пФЛТЩЧБАФ ФТХВХ, ЪБФБРМЙЧБАФ РЕЮШ. чЕУШ НХУПТ УНЕФБАФ Л РПТПЗХ Й УЦЙЗБАФ Ч РЕЮЙ. нПАФ РПМ ПДОЙН ЧЕДТПН ЧПДЩ, РСФСУШ ОБЪБД Л РПТПЗХ. фЭБФЕМШОП НПАФ РПТПЗ. оХЦОП ХУРЕФШ ХВТБФШУС Ч ЙЪВЕ, РПЛБ ЗТПВ ОЕ ПРХУФЙМЙ Ч НПЗЙМХ. рПФПН ОБЛТЩЧБАФ ОБ УФПМ. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ УФБЧСФ ОБ ОЕЗП УПМПОЛХ Й ИМЕВ.

6. рПНЙОЛЙ Ч ДЕОШ РПИПТПО
чЕТОХЧЫЙИУС У ЛМБДВЙЭБ ЦЕОЭЙОЩ ЧУФТЕЮБАФ ОБ ХМЙГЕ, РПМЙЧБАФ ЙЪ ЛПЧЫБ ЙН ОБ ТХЛЙ ЧПДХ, Ч ЛПФПТХА РТЕДЧБТЙФЕМШОП ПРХУЛБМЙ ЛТЕУФЙЛ, Й ДБАФ ЧЩФЕТЕФШ ТХЛЙ ЧУЕН РТЙУХФУФЧХАЭЙН ПДОЙН РПМПФЕОГЕН.
оБ РПНЙОЛБИ ОБ ПВЭЙК УФПМ УФБЧСФ МЙЫОАА ЮЙУФХА ФБТЕМЛХ, МПЦЛХ Й ЮБЫЛХ. еУМЙ ЧП ЧТЕНС РПНЙОПЛ ХРБДЕФ РПД УФПМ МПЦЛБ, ЕЕ ОЕ РПДОЙНБАФ ДП ЛПОГБ РПНЙОПЛ. пВСЪБФЕМШОПК ЕДПК ОБ РПНЙОЛБИ СЧМСАФУС ЛХФШС, ЛЙУЕМШ, ТЩВОЙЛ Й ТЩВБ. ъБ ХЗПЭЕОШЕ ОБ РПНЙОЛБИ ОЕ ВМБЗПДБТСФ.
уХЭЕУФЧХЕФ ФБЛЦЕ ПЮЕОШ ЧБЦОЩК, РП НОЕОЙА БОДПНГЕЧ, ПВТСД, ЛПФПТЩК РТЕДПИТБОСЕФ ПФ РПСЧМЕОЙК РПЛПКОЙЛБ РПУМЕ ЕЗП УНЕТФЙ. дМС ЬФПЗП ЧПЪМЕ РПТПЗБ РТЕДЧБТЙФЕМШОП УЛМБДЩЧБАФ ЛХЮЛХ ФПОЛЙИ РПМЕОШЕЧ-ЫЕРПЛ. лБЦДЩК РТЙЫЕДЫЙК ОБ РПНЙОЛЙ ВЕТЕФ РП ЬФПНХ ФПОЕОШЛПНХ РПМЕЫЛХ, ЪБОПУЙФ Ч ДПН Й ЛМБДЕФ Х РЕЮЙ, РТЙ ЬФПН ПВСЪБФЕМШОП ЪБЗМСДЩЧБС Ч ХУФШЕ РЕЮЙ. еУМЙ ЛФП-ФП ЪБВЩЧБМ ЪБЗМСОХФШ Ч РЕЮШ, УРЕГЙБМШОП ЗПЧПТСФ: «рПЗМСДЙ-ЛБ, ХУФШЕ-ФП Х РЕЮЙ РБМП» .
еУМЙ ХНЕТЫЙК ОЕ ДБЕФ РП ОПЮБН РПЛПС, ДЧЕТШ ЪББНЙОЙЧБАФ, ФП ЕУФШ РПУМЕ ЪБЛТЩФЙС ДЧЕТЙ ОБ ОПЮШ, ЗПЧПТСФ: «рТПФЙЧ ОПЮЙ - ЛПУФПЮЛБ, ЗДЕ ДОАЕЫШ, ФБН Й ОПЮХЕЫШ. бНЙОШ. бНЙОШ. бНЙОШ» . ъБФЕН ОЕПВИПДЙНП РЕТЕЛТЕУФЙФШ ЧУЕ ПЛОБ Й ДЧЕТЙ.
фЕН ОЕ НЕОЕЕ, ОЕУНПФТС ОБ ЧУЕ ЬФЙ РТЕДПУФПТПЦОПУФЙ, РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЛБЦДЩК ЙОЖПТНБОФ ТБУУЛБЪЩЧБМ П ФПН, ЛБЛ ПО ЧЙДЕМ РПЛПКОЙЛПЧ (ЧП УОЕ ЙМЙ ОБСЧХ); ОБРТЙНЕТ: «нОЕ УОЙФУС НБНБ [ХНЕТЫБС ОЕУЛПМШЛП МЕФ ОБЪБД], НБНБ УОЙФУС. с ЗПЧПТА: “пК, НБНБ, НБНБ! ” рМБФПЛ ПОБ ОБ УЕВС ВЕМЕОШЛЙК ОБФСЗЙЧБЕФ, ОБСЧХ ЧЙДЕМБ… ИПЮХ ЧУФБФШ ФПМШЛП У РПУФЕМЙ, ЛБЛ ЧУЕ РПФЕТСМПУШ» ; «ч БЛЛХТБФ ЫЕУФПЗП ОПСВТС, С ФХФ ЬФП ЙУРХЗБМБУЙ, ЛБЛ МЕЦХ, ЛБЛ ЪБФПРБМП Ч ХЗМХ, УМЩЫХ, ЮФП ДЧЕТЙ ПФЛТЩМЙУШ Й ЪБФПРБМП, ФБЛ ХЦ ФПРБФ, ЙДЕФ. б ЧПФ ДП ЬФПК ДЧЕТЙ ДПЫМП, Х НЕОС ДЧЕТЙ-ФП ЪБЛТЩФЩ ВЩМЙ, С УТБЪХ: “пК, зПУРПДЙ, ВМБЗПУМПЧЙ”. й ЧПФ ЧУЕ ПФЧБМЙМПУЙ”» .
еУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ВПЙФУС РПЛПКОЙЛПЧ, ЕНХ УПЧЕФХАФ РПКФЙ ОБ РПИПТПОЩ Й РПДЕТЦБФШ ХНЕТЫЕЗП ЪБ ОПЗХ. «дБ С УМЩИБМБ ПФ УФБТЩИ, ЮФПВЩ ОЕ ВПСФШУС, ДБЛ РТЙЫЕМ Л РПЛПКОЙЛХ [ЙНЕЕФУС Ч ЧЙДХ ОБ РПИПТПОЩ] ДБ ЪБ ОПЗЙ РПДЕТЦБМ» .

7. рПНЙОЛЙ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЗПДБ
уЮЙФБЕФУС, ЮФП ДХЫБ РПЛПКОПЗП ОБЧЕЭБЕФ ДПН ДП 40-ЗП ДОС.
рПНЙОБАФ РПЛПКОЙЛБ ОБ 2-К, 9-К, 20-К, 40-К ДЕОШ, РПМХЗПДЙЕ Й ЗПДПЧЭЙОХ.
дП 40-ЗП ДОС ЪБЛТЩЧБАФ НПЗЙМХ ИЧПКОЩНЙ ЧЕФЛБНЙ, Б РПФПН УОЙНБАФ Й УЦЙЗБАФ ЙИ. л ЬФПНХ ДОА Ч ДПНЕ УФБТБАФУС ЧУЕ РЕТЕУФЙТБФШ Й ЧЩНЩФШ. рПУМЕ УПТПЛПЧПЗП ДОС УЦЙЗБАФ ПДЕЦДХ, Ч ЛПФПТПК РПЛПКОЙЛ ХНЙТБМ.
у 40-Н ДОЕН ФБЛЦЕ УЧСЪЩЧБАФ РПЧЕТШЕ, ЮФП ЕУМЙ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЬФЙИ 40 ДОЕК РПУМЕ УНЕТФЙ ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ХНТЕФ ЧФПТПК, ФП ОХЦОП ЦДБФШ Й ФТЕФШЕК УНЕТФЙ.
еУМЙ ЛФП-ФП ЙЪ ВМЙЪЛЙИ ПЮЕОШ УЙМШОП ФПУЛПЧБМ, ЕНХ ТЕЛПНЕОДПЧБМЙ РТПЮЕУФШ ЧП ЧТЕНС ХНЩЧБОЙС ХФТПН УМЕДХАЭЙК ЪБЗПЧПТ: «чПДБ-ЧПДЙГБ, ТЕЛБ-ГБТЙГБ, ЪБТС-ЪБТОЙГБ, УПКНЙФЕ У НЕОС ФПУЛХ-РЕЮБМШ, ХОЕУЙФЕ ОБ УЙОЕ НПТЕ, Ч НПТУЛХА РХЮЙОХ, ЗДЕ МАДЙ ОЕ ИПДСФ, ОБ ЛПОСИ ОЕ ЕЪДСФ. лБЛ Ч НПТУЛПК РХЮЙОЕ УЕТЩК ЛБНЕОШ ОЕ ЧУФБЕФ, ФБЛ Й Х ТБВБ вПЦШЕЗП (ЙНС) ФПУЛБ-РЕЮБМШ Л ТЕФЙЧПНХ УЕТДГХ ОЕ РТЙУФХРБМБ ВЩ Й ПФЫБФЙМБУШ ВЩ, Й ПФЧБМЙМБУШ ВЩ. бНЙОШ» .
вПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕООЩК УРПУПВ «УОСФШ ФПУЛХ» УМЕДХАЭЙК: ОБДП ЧЪСФШ РМБФПЛ, Ч ЛПФПТЩК ФПУЛХАЭЙК РМБЮЕФ, Й ОЕЗМХВПЛП ЪБЛПРБФШ Х НПЗЙМЩ ЙМЙ Ч НПЗЙМХ.
й Ч ЪБЧЕТЫЕОЙЙ НОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ПФНЕФЙФШ, ЮФП УФЕРЕОШ ЧБТЙБФЙЧОПУФЙ ЙУРПМОЕОЙС ПВТСДБ РПЗТЕВЕОЙС ХНЕТЫЙИ Х ТБЪОЩИ УЕНЕК ОБ бОДПНУЛПН РПЗПУФЕ ПЮЕОШ НБМБ, Б УФЕРЕОШ УПИТБООПУФЙ РПИПТПООЩИ ФТБДЙГЙК — ПЮЕОШ ЧЕМЙЛБ.

Православные христиане считают, что покойнику после смерти необходимо в обязательном порядке связывать ноги и руки. Для какой цели это делается? В данной статье мы поговорим о нескольких версиях, которые, как нам кажется, способны помочь разобраться в этом вопросе.

Зачем завязывают руки и ноги покойнику с точки зрения мистики

  1. Для начала вспомним самую распространенную версию, которой бабушки на протяжении многих десятилетий пугали своих внуков: руки и ноги покойного связываются для того, чтобы он не смог подняться и начудить где-нибудь. Корни этих бабушкиных сказок уходят во времена язычества и сегодня конечно же никем не воспринимаются серьезно.
  2. Следующим этапом является развязывание пут до того, как гроб будет опущен в землю. При этом веревки складываются в одном из углов гроба и вместе с ним придаются земле. В былые времена специально для этой цели нанятая женщина следила чтобы это было обязательно сделано и веревки никто не забрал.
  3. Мистики объясняют необходимость этого действа тем, что душе невозможно освободится от связанного тела, так как ее притягивают веревки. А значит она не сможет продолжать свой путь в Царствие Небесное. Ни о чем подобном нет сведений в церковных православных канонах.
  4. Однако колдуны и ведьмы, которых церковь также не признает, предпринимают много усилий, чтобы получить веревки, срезанные с рук и ног покойного перед приданием его земле. Бытует мнение что, используя подобные похоронные атрибуты эти нечистые силы могут наслать порчу на смерть. Вот и все, что удалось узнать из области мистики. Теперь переходим к более или менее реальным объяснениям.

Реалистичное объяснение причин, по которым покойным связывают руки и ноги

Необходимость связывать руки и ноги вполне можно объяснить физиологическими причинами.

В течении двух, а иногда и трех суток у мышц и сухожилий покойника остается подвижность. А потому для того, чтобы тело лежало в гробу в надлежащей позе ему следует придать определенную позу. Если этого не сделать, то в процессе окоченения тело может принимать самые непредсказуемые позы, которые могут просто не позволить положить его в гроб.

Известны случаи, когда тело не было вовремя связано и для того, чтобы уложить его в необходимое положение приходилось подрезать сухожилия. По этой же причине принято подвязывать покойному челюсть и следить за тем, чтобы были полностью закрыты глаза.

Еще одним вполне логическим объяснением необходимости связывать руки является православная традиция вставлять в руки усопшего свечу и образ с ликом святого. Для этого руки должны быть скрещены на груди, а добиться подобного эффекта получалось только после того, как руки фиксировались с помощью веревки.

Мнение людей о причинах, по которым покойникам связывают руки и ноги

Люди делятся своим видением причины, заставляющей связывать умершему его конечности:

  • Душа покойника с помощью веревок привязывается к умершей плоти чтобы у нее не было возможности остаться в реальном мире. А когда гроб уже опускается в землю, то веревки развязывают, чтобы выпустить душу на свободу и дать ей возможность начать путь в Царствие Небесное.
  • Медики утверждают, что вполне естественной реакцией на сокращение мышц в результате их окоченения может быть поднятая рука или нога. И вернуть потом их в нужное положение бывает очень сложно.

Что делать если родственники забыли разрезать веревки, связывающие покойного

По мнению священнослужителей в этом нет ничего страшного. Надо просто прочитать молитву:

О Всесвятый Николае, угодниче презрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбях скорый помошниче!

Помози ми, грешному и унылому, в настояшем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моимы чувствы, и во исходе души моея помози им, окаянному, умом Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения. Да Твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А затем заговор:

Матушка Богородица
Иисуса Христа родила, избавление миру дала.
Избавь, Господь, рабов Божьих (имена)
От мертвеца-ловца, от преждевременного конца.
От смерти напрасной, от гибели ужасной.
Дай, Господи, живым жить,
А мертвым гробы сторожить.
Глаза их закрыты, дома их забиты.
Губы их елеем смазаны,
Кого не развязали, развязаны.
Кто заговор этот знает,
Того он от покойника защищает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Похожие публикации