Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Пересказ повести "Заколдованное место" Гоголя Н.В. Н.гоголь заколдованное место цитатный план

Пересказ повести "Заколдованное место" Гоголя Н. В. План пересказа 1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства. 2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок. 3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой) . 4. Ребята и старый дед танцуют. 5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад. 6. Поиски заколдованного места на следующий день. 7. Встреча старика с нечистой силой. 8. Клад оказался обманом. 9. Дед решил больше никогда не верить черту. Пересказ Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит» . Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом. Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку - не подымаются ноги, да и только» . Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева. На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам... » ...Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг.. . стыдно сказать, что такое» . С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».

Ответ оставил Гость

Пересказ повести "Заколдованное место" Гоголя Н. В.
План пересказа
1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства.
2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок.
3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой) .
4. Ребята и старый дед танцуют.
5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад.
6. Поиски заколдованного места на следующий день.
7. Встреча старика с нечистой силой.
8. Клад оказался обманом.
9. Дед решил больше никогда не верить черту.
Пересказ
Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит» . Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом.

Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку - не подымаются ноги, да и только» . Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.

На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам... »

Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг.. . стыдно сказать, что такое» .

С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».

Урок литературы в 5 классе

Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Ход урока

Сейчас прочёл «Вечера на

Хуторе близ Диканьки». Они

изумили меня. Вот настоящая

весёлость, искусность,

непринуждённость, без

жеманства, без чопорности. А

местами какая поэзия!

А.С. Пушкин

    Организационный момент.

    Мотивация, целеполагание.

Учитель обращается к эпиграфу и объявляет цель урока.

    Формулировка темы урока учащимися.

Запись в тетрадях: Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

    Проверка д/з

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об основных биографических данных Н.В. Гоголя (мультимедийная презентация), остальные делают пометки в тетрадях.

    Слово учителя

1831 – 1 часть

1832 – 2 часть

Откройте оглавление сборников. В какой части находится повесть, которую вы читали дома?

Давайте подробнее познакомимся со сборником. В начале есть предисловие, и з которого мы узнаем о том, кто рассказчик (Рудый Панько), о каких героях пойдет речь и т.д. И далее составленный самим писателем словарь. Когда вы читали повесть, наверняка не все слова были понятны, поэтому сегодня будем обращаться за разъяснением к этому словарю.

6. Подготовка к восприятию повести

Показался ли вам сюжет повести «Заколдованное место»

необычным? В чем?

(Он напоминает легенды, предания, сказки.)

Послушайте одну из легенд со схожим сюжетом и ответьте на

вопросы.

Учитель рассказывает народную легенду о кладе «Золотая курушка».

О чем эта легенда? (о заговоренном кладе)

А какие легенды о кладах знаете вы?

(возможные ответы детей – Приложение 1 )

    Изучение повести

Запись в тетрадях: «Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

- Легко ли было понимать прочитанное? Все ли слова были понятны?

У вас на столах лежат карточки (перед уроком положить каждому) со словами. Вы знаете их значение? Давайте найдем их толкование в СЛОВАРЕ в начале сборника. (Работа по цепочке)

Вывод. -Какова же одна из особенностей языка этой повести? (много уркаинских слов, выражений, свойственных украинскому народу)

- Как вы думаете, для чего? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, Н.В. Гоголю эта культура близка, т.к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).

8. Работа с иллюстрациями.

А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.

    Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)

    Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)

    А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс )

    Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)

    Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)

    Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)

    Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)

    Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)

Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

    Работа с текстом.

Выразительное чтение учеником фрагмента повести «Третья ночь поиска клада» (от слов «Стал копать - земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»)

Анализ прочитанного:

    Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

    Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)

    Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?

    Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?

    Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)

    Что ему чудилось (виделось и слышалось)?

    Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)

    Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?

    Какое качество подвело его? (жадность)

    Смешно или страшно было читать этот фрагмент?

    Над кем смеется Гоголь? Почему?

    Постановка проблемного вопроса урока. «Что в повести реальное, а что фантастическое?

Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» (своими словами с корректировкой учителя).

Реальность – то, что действительно существует не в воображении.

Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

Запись в тетрадях:

Составление таблицы «Фантастическое и реальное в повести» и заполнение ее примерами в ходе беседы.

    Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина)

    О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)

    От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?

    А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?

    А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?

    Какие события описываются?

    О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

Составление таблицы

Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.

Выводы: чего же больше в повести? Чему больше уделяет внимание Н.В,Гоголь? Почему? Обратите внимание на подзаголовок – «быль».

(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.

Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…» (Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)

    Подведение итогов.

Какой же урок дает нам Гоголь?

Запись под диктовку:

«Заколдованное место» - повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

    Рефлексия, объявление оценок

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно … Мне понравилось… - Я доволен

Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Моё настроение похоже на (выбирают карточку ) : солнышко,солнышко с тучкой,тучку

    Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода.

Приложение 1

Золотая курушка

Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой вслед - и хотела ее поймать, а она от ней прочь - а она вслед. Такая золотая курушка бежит - и в черемушку. Она поглядела: потерялась в черемушке. Искала-искала, потом заходила, опеть снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась.
Потом, которы люди знают, говорят: тут клад через Черемушки попал. И так найти не могли. <...>
Да вот я и сама ходила искать, ладила найти... золота бы и получила, дак ничего не могла найти.

Носить - не выносить

<...> Он служил в армии. И вот один какой-то проезжающий говорит:
- Вот в таком-то месте в Олонецкой губернии Каргопольского уезда есть камечник. Там есть клад: носить - не выносить и возить - не вывозить. А место: в камечнике в этом есть камень, и в камню есть родничок. И вот в этом месте есть клад.
Дак вот никто не знает, что вот какой там есть клад: носить - не выносить и возить - не вывозить. Милицию бы туда направить, может, она бы нашла.

Вертится, а в руки не дается

Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.
Копали - он уже близко. Его бы уже взять только - а он опять загремит - да вниз. Копают глубже - опять он вниз.
Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...

Барашек из-под пола

Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома.
В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
- Какой барашек? - спрашивают.
- Да с-под пола, - отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит?
И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылазил и играл с детьми. Золотой шарик вылазил... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто ложил клад, сделал заклинание и что клад таким образом должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.

хустка

жупан

Урок литературы в 5 классе

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Методическое обоснование урока

Вид урока : изучение нового материала.

Тип урока : комбинированный (словесно-наглядно-практический)

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

Цели урока :

1.Образовательные:

  • формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
  • прививать интерес к чтению,
  • объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,
  • повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
  • обогащать словарный запас учащихся.
    2.Развивающие:
  • развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
  • развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
  • развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
  • развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к предмету, к чтению,
  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.

Оборудование : иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях, карточки с заданиями, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие учителя.
  2. Подготовка к восприятию.
  1. Учитель рассказывает народную легенду о кладе:

Барашек из-под пола

Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.

Какой барашек? - спрашивают.
- Да с-под пола, - отвечают дети.

Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.

Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.

И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.

  1. Беседа:
  • О чем эта легенда? (О заговоренном кладе )
  • Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
  • Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)
  • Чему же будет посвящен наш урок?
  1. Формулировка темы урока учащимися.

Запись в тетрадях: Н.В.Гоголь «Заколдованное место»

  1. Повторение.

1.Блиц-опрос.

  • В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
  • Что вам известно про сборник?(Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)
  • Как встретили его читатели? (Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин прочитав её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву»)

2.Дополнение учителя:

Сам Гоголь о другом своем произведении говорил так: « И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

3. Вопросы для обсуждения:

  • Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.
  • Как вы понимаете значение этого слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)
  • Согласны ли вы с таким определением? Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»?
  • Можно ли сказать, что описанные события – странные?
  • А сама повесть?
  1. Постановка проблемы урока. В чем состоит главная особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?
  1. Новый материал.

1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.

  • Легко ли было читать и понимать прочитанное?
  • Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
  • Работа в парах:

Задание: соотнеси слово и лексическое значение

Люлька –

арбуз

Кавун –

место, засеянное арбузами и дынями

Хутор –

трубка

Баштан –

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

Свитка –

соломенный шалаш

Курень –

небольшой крестьянский посёлок на Украине

Чумаки –

род полукафтанья

Жупан –

специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба

Гетьман (гетман) –

старинная верхняя одежда

Гумно –

в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

Вывод : какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)

2.Работа с иллюстрациями. План.

А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.

  • Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
  • Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
  • А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс )
  • Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
  • Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
  • Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
  • Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
  • Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
  • Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре –

Руки вверх, руки шире!

Повернулись, улыбнулись!

Все присели, потянулись!

И готовы мы опять

Все задания выполнять!

3.Повторение теории: определим жанр произведения.

  • На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду , предание)?

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

  • Работа со справочными материалами учебника или с материалами слайда.
  • Вывод учащихся и обоснование своего выбора.
  • Работа с понятиями «реальность» и «фантастика»:

Реальность – то, что действительно существует не в воображении.

Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

4.Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?

Запись в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.

Составление таблица и заполнение ее примерами в ходе беседы.

5.Анализ содержания.

  • Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Кры,)
  • О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)
  • От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
  • А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
  • А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
  • Какие события описываются?
  • О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

Составление таблицы

Материал для сравнения

Реальность

Фантастика

Место действия

Украина, Крым

Время

Весна

Герои

Дьячок, дед, чумаки, внуки,

Быт и жизнь людей

Баштан, гумно, курень

Одежда

Жупан, свитка

События

Дьячок – сельский писец

6.Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.

7. Решение проблемной ситуации.

  • Посмотрите в таблицу и на иллюстрации.
  • Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
  • Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)
  • Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»
  • Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.
  • Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»
  • Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.
  • Как же понять его замысел читателям ? (Читать внимательно!)

7. Работа с текстом.

Выразительное чтение учеником фрагмента повести“Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать - земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»(стр.181 - 183).

Анализ прочитанного:

  • Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
  • Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
  • Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
  • Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
  • Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
  • Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
  • Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
  • Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?
  • Какое качество подвело его? (жадность)
  • Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
  • Над кем смеется Гоголь? Почему?
    Внутрипредметные связи: В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?
  1. Подведение итогов.

Какой же урок дает нам Гоголь?

Запись под диктовку:

«Заколдованное место» - повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?

  1. Рефлексия.

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я понял…
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
- Я доволен

Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

Пересказ повести "Заколдованное место" Гоголя Н. В.
План пересказа
1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства.
2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок.
3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой) .
4. Ребята и старый дед танцуют.
5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад.
6. Поиски заколдованного места на следующий день.
7. Встреча старика с нечистой силой.
8. Клад оказался обманом.
9. Дед решил больше никогда не верить черту.
Пересказ
Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит» . Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом.

Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку - не подымаются ноги, да и только» . Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.

На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам... »

Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг.. . стыдно сказать, что такое» .

С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».

Похожие публикации