Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Дымковская игрушка. План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: НОД по художественно — эстетическому развитию (рисование)в старшей группе Тема: «Дымковская слобода

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Конспект НОД в старшей группе по рисованию

«Дымковская слобода (деревня)»

(Коллективная композиция)

Воспитатель: Байхонова Елена Аягановна

Предварительная работа : беседа о дымковских игрушках , рассматривание элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных промыслах « Дымковской слободе » , посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства. Рисование дымковских узоров , роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках .

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, обзорные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как на-зываются эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе ,предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

Дети приступают к рисованию . Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек , глиняные дымковские игрушки , дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка) . Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс, аудиозапись русских народных мелодий.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях . Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.

Восп : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети : Это уточки, кони, это дымковские игрушки .

Восп : Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы )

(На мультимедийном проекторе)

Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке ?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе )

1. И село родное люди « Дымково » назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Восп : Молодцы, ребята!

Восп : А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас.

Но что же это – мастерская закрыта!

Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса :

1. Почему этот народный промысел называют дымковским ?

2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку ?

Восп : Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Пальчиковая гимнастика :

Наши пальчики расскажут

Все умеют, все покажут

Пять их на моей руке

Все делать могут

Всегда помогут

Они умеют рисовать

Палочки, кружочки

Разноцветные овалы

Кольца или точки

Мы возьмемся все за дело

Эх, работа закипела!

(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во время рисования звучит народная музыка) , по окончании работы сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня , где создают глиняные игрушки) .

Восп : Ай да, Дымковская Слобода у нас получились ! Настоящие – дымковские игрушки !

Анализ детских работ :

Восп : Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

(дети под музыку водят хоровод) .

Вот такая у нас получилась

Дымковская слобода

Конспект НОД по художественно­эстетическому
развитию в старшей группе на тему «Дымковская
слобода (деревня)»
(Коллективная работа)
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно­
эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание
элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных
промыслах «Дымковской слободе». Рисование дымковских узоров, роспись
бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Программное содержание: развивать эстетическое восприятие, обзорные
представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей
о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально
положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать
чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать
развивать навыки коллективной работы.
Методика проведения занятия: показать детям разные дымковские
игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются
эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе, предложить
расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать
общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают
глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям,
которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3­4 барышни и
более мелкие фигурки).
Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку,
напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об
использовании разных элементов, разнообразных цветов.
По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают
фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать
детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся
интересные предложения.
Материалы. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские
игрушки, дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь,

кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на
каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс,
аудиозапись русских народных мелодий.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления
детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы
декоративно­прикладного искусства.
Ход занятия:
Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек
сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за
игрушки?
Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.
Восп: Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной
игрушке.
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
(На мультимедийном проекторе)
­ Погляди­ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Восп: Молодцы, ребята!

Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и
украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек
которые я приготовила для вас.
Но что же это – мастерская закрыта!
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:
1. Почему этот народный промысел называют дымковским?
2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
Восп: Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.
Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
Пальчиковая гимнастика:
Наши пальчики расскажут
Все умеют, все покажут
Пять их на моей руке
Все делать могут
Всегда помогут
Они умеют рисовать
Палочки, кружочки
Разноцветные овалы
Кольца или точки
Мы возьмемся все за дело
Эх, работа закипела!
(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во
время рисования звучит народная музыка), по окончании работы сделать
общую картину «Дымковская слобода»(село, деревня, где создают
глиняные игрушки).
Восп: Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие
– дымковские игрушки!
Анализ детских работ:
Восп: Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

Конспект

(Коллективная композиция)

Художественно-эстетическое развитие +познавательное развитие + социально-коммуникативное

Цель: Формировать у детей интерес к профессии коневод..

Задачи :

Образовательные : Познакомить детей с профессией коневод, его трудовой деятельностью.

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи.

Развивающие : Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Воспитательные : Воспитывать аккуратность в работе с акварелью, эстетический вкус, любовь к народному прикладному искусству.

Материал и оборудование : иллюстрации с изображением дымковской лошадки, бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, большой лист бумаги для изображения композиции. Рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.

Словарная работа: Коневод, конюшня, слобода, роспись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: Рисование «Дымковская слобода (деревня)»

(Коллективная композиция)

Образовательная область: интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое развитие +познавательное развитие + социально-коммуникативное

Цель: Формировать у детей интерес к профессии коневод..

Задачи:

Образовательные : Познакомить детей с профессией коневод, его трудовой деятельностью.

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи.

Развивающие : Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Воспитательные : Воспитывать аккуратность в работе с акварелью, эстетический вкус, любовь к народному прикладному искусству.

Материал и оборудование : иллюстрации с изображением дымковской лошадки , бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, большой лист бумаги для изображения композиции. Рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.

Словарная работа: Коневод, конюшня, слобода, роспись.

ХОД НОД:

1.Организационный момент.

Чтение загадки

Кто быстрее ветра мчится?

Пыль из-под копыт клубится,

Грива шелковая вьется,

Ржанье звонкое несется?

(лошадь)

2.Вводная часть.

Воспитатель показывает иллюстрации на доске с изображением лошадей:

Не понятно. Я давно пытаюсь найти ответ на один вопрос. Рассматриваю эти картинки и ничего не могу понять. Как могут эти животные, не смотря на свою тяжелую работу оставаться такими красивыми, ухоженными? Ребята, а вы знаете, как это у них получается? Посмотрите на них. Может, сможете, что ни будь понять? (Дети рассматривают иллюстрации с изображением лошадей).

3.Основная часть.

Воспитатель: Мы приехали с вами на конный двор. Именно здесь нам и следует найти ответ на наш вопрос, кто помогает лошади выглядеть так красиво. Здесь мы видим не только прекрасных животных, но и тех, кто о них заботится, как люди трудятся для того, чтобы животные не болели. На конном дворе работают коневоды. Это они ухаживают за животными, с любовью и заботой. Кормят лошадей, вовремя выводят на прогулку, чистят конюшню. После прогулки заботливо снимают с коня упряжку, чистят и расчесывают шерсть, гриву, поят лошадей. Водят на водоем, чтобы помыть. Коневод знает, как правильно расчесать, почистить коня, когда следует его кормить, поить.

Какими средствами пользуется коневод для ухода за животными?

Давайте в подарок коневодам, за их тяжелый труд, красиво распишем вырезанную из бумаги фигурку лошади, как расписывают в селе Дымково, а затем сделаем общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где разводят лошадей). Посмотрите внимательно и скажите, пожалуйста, какие элементы используют дымковские мастера для росписи своих игрушек? (Ответы детей)

Физкультминутка .

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот, (Удары ногой о пол)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой. (Повороты головы вправо-влево)

Быстро на седло вскочу.

Не поеду - полечу. (Прыжки)

Там за дальнею рекой

Помашу я всем рукой. (Махи руками)

Давайте рассмотрим элементы дымковской росписи. Какими элементами украшен конь? (кругами и точками). Как расположены элементы на коне (вдоль туловища, горизонтальными рядами). А каким цветом расписана грива?

Воспитатель: Кто мне покажет на доске, как мы наносим элементы росписи?

А кто покажет другой элемент?

А теперь, все вместе берем правильно кисточки и покажем эти элементы в воздухе.

Воспитатель: Вот теперь, давайте все вместе начнем украшать свою лошадку. Сначала закрашиваем гриву, копыта, хвост, часть морды. Каким цветом надо расписывать? (черным). Что потом будем делать? (наносить узоры)

Воспитатель: Вот и закончили украшать лошадей. А теперь, посмотрите на свои рисунки. Чей рисунок вам кажется самый красивый? Наши лошадки понравятся коневодам.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая общую композицию.

4. Заключительная часть

По окончании занятия полюбоваться всем вместе общей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.


Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Похожие публикации