Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

История деревянной ступы. Ступка с пестиком – обязательные атрибуты любой кухни Ступка что из себя представляет

Моей прабабушке Тряховой Любови Михайловне 93 года. Она кладезь, конечно. Как пойдет рассказывать - дух захватывает.
Тут как-то вспоминала, как они лен обрабатывали. Мне так понравилось, что захотелось его посеять и попробовать хоть немного приобщиться к такому большому делу.
Купила семена в Лавке здоровья (спасибо Кате mamadetok за наводку). Они не для посадки, а для еды. Но, надеюсь, прорастут. Здорово было бы получить пряжу. Ну, или хотя бы что-то наподобии льна сантехнического для куколок. На худой конец, хоть посмотреть, как он выглядит)
Сегодня записала за бабушкой, как получали ткань.


В августе, когда поспеют шишечки и стебли начнут звенеть, лен брали. Вязали в снопы. Снопы ставили поставушкой (много снопов ставили вместе, так, чтобы ветром не раздувало и дождь не мог все промочить). Оставляли еще неделю дозревать.
Потом свозили на ток и на бревне колотушками колотили по шишкам, чтобы отделить семена.
За месяц до снега свозили его на луга (где был сенокос), расстилали посадками (длинными дорожками). Там лен лежал еще месяц. Через месяц приезжали проверяли, отходит ли стебель. Если отходит, значит улежался. Собирали граблями в кучи, снова вязали снопы.
Затем набивали льном бани и топили их - сушили. Высушенные стебли мяли в мялице

Потом в ступе с пестом толкли. Вынимали, хлыстали об трепалку (палка специальная) Это уже дома делали зимой. Грязи, конечно, говорит было, но что поделаешь.

Среднерусские орудия для обработки льна (XIX век): 1 - льномялка, 2 - ручная ступа и пест

Дольше берешь гребень и донце. И гребнем чешешь. Вычесанную кудель сматывали в мочки. Мочки пряли на прялке. Получалась пряжа.

Пряжу белили золой.

И только после всего этого ткали холст. И шили одежду.

Прабабушка моя 19 года. Замуж вышла в 17 лет в 36 получается в село Бахмутово (сейчас это Порецкий район, Чувашия). Там ходила лен брать. Но тогда уже вручную его не обрабатывали, сдавали государству.
А весь процесс помнит из детства. Говорит, сшили как-то платье ей-девочке из холста. Она его очень не любила - некрасивое, колючее, мешковатое. Тогда уже ткани красивые продавали. Льняной холст не в почете был)

Тут вот еще нашла о чудесных свойствах льна:
http://www.narodko.ru/article/cloth/alin/

Лен - отличный антисептик, он подавляет вредную микрофлору, снимает зуд, жжение и другие воспалительные явления.

Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной.

Льняная ткань гигроскопична — не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с нее почти с той же скоростью, что с поверхности водоема, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лен не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезем, содержащийся в льне, предохраняет его от гниения.

Постель изо льна, утверждают ученые, ослабляет воздействие неблагоприятной экологии, не накапливает статического электричества, а потому дольше остается чистой, не липнет к телу и не сбивается складками. Лен хорошо согревает зимой, а душными летними ночами создает ощущение прохлады, отводя избыток тепла от кожи: под льняной простыней кажется, что температура упала на 4-5°. В отличие от хлопчатобумажных комплектов, которые со временем желтеют, льняные чем дальше, тем становятся белее!

Спать на белье из льна врачи рекомендуют людям с проблемной, чувствительной кожей, страдающим дерматологическими заболеваниями, аллергикам и астматикам. Причем не на цветных комплектах, а на изготовленных из неотбеленного (серого) льна. Перебрали солнечных лучей на пляже, и теперь все тело как огнем горит? Отдохните на льняной простыне, и вам станет намного легче.

Не секрет, что в домах, особенно после установки герметичных пластиковых окон, накапливается радиоактивный газ радон. Он образуется при распаде урана, содержащегося в грунте и строительных материалах. От вездесущего газа только два спасения: всегда держать открытой форточку в спальне и стелить на кровать льняное белье - оно в несколько раз снижает уровень радиации и в два раза ослабляет гамма-излучение.

Верхняя одежда изо льна хорошо защищает человеческий организм от солнечной радиации; льняные и льносодержащие ткани и изделия хорошо поддаются стирке в горячей воде, кипячению, сушке на солнце, глажению горячим утюгом, что позволяет добиться их максимальной стерилизации.

Pilon de pharmacien Instrument pour broyer les médicamentations.

Pilon de mortier Instrument dont on se sert pour piler quelque chose dans un mortier. Pilon de fer, pilon de fonte, pilon de bois.

Предметы домашней утвари, используемые в свадебных обрядах и в народной медицине. С. символизирует собой сексуальное женское начало, а П. - мужское. По сербским обычаям, чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая, войдя в дом мужа, должна присесть и на П., и на С. В шуточной песне из Орловской губ. дед предлагает бабе лечь на кровать: «Твоя ступа, мой толкач,/Я засуну, ты не плачь!» Откровенно эротический характер имеют славянские загадки о С. и П., например: «- Баушка белянка! / Что у те за ямка? / - Дедушка сокол!/Что у те за кол?» В полесской свадебной припевке упоминается женитьба С. и П.: «Ой, высилле, высил-лечко / Нам Бог дау, / Ожэниуса толкач, / Ступу взяу». В Гомельской обл. известно шуточное объяснение того, откуда появляются дети: «3 неба упау,/Да у ступу папау, /Ас ступы вылез - /И вот якой вырас». В Казанской губ. сваха, придя в дом невесты, отыскивала в сенях С. и трижды вертела ее вокруг себя, чтобы состоялась свадьба и молодую трижды обвели вокруг аналоя. В Вятской губ., чтобы сватовство прошло успешно, сваха трижды поворачивала С., приговаривая: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». В Пензенской губ. после отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней С., выражая этим надежду, что сваха «утолчет и угладит» все проблемы. На Украине и в Белоруссии, когда невесту увозили в дом к жениху, сопровождающие старались украсть С. и жернова. В связи с этим, приезжая к жениху, пели: «Выды, маты, подэвы, / Што мы тоби прывэзлы, / Ой, ци жорна, ци ступу, / Ци невисту-залупу!» (Волынская обл.). Кое-где на Украине в конце свадебного обеда сваты с музыкой выносили из каморы каравай и трижды, танцуя, обходили с ним вокруг С.; каравай делили на С., поставленной посередине хаты. В севернорусском свадебном обряде невесту иногда сажали на С. В украинском Полесье на свадьбе С. рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В Житомирской обл. в последний день свадьбы «венчали» родителей новобрачных вокруг С.; при этом в С. наливали воды и били по ней пестом так, чтобы облить всех водой; обход С. сопровождался шуточными диалогами и непристойными песнями, пародирующими церковную службу. На Псковщине и в Саратовской губ. бытовала святочная игра, во время которой «венчались» вокруг С., изображающей аналой. У русских, украинцев и сербов С. часто применяли в народной медицине. Считали, что в ней можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое. В Казанской губ. во время приступа лихорадки рубаху, штаны, пояс и крест больного клали под С. и говорили: «Марья Идровна, отпусти его, не то я тебя под ступой заморю; коли ты не оставишь, и я тебя не выпущу!». Железная и золотая ступы упоминаются в заговоре XVII в. из Олонецкой губ. В заговоре от недругов из того же рукописного сборника XVII в. рекомендовалось, выходя из дома, толкнуть левой рукой С. и сказать: «Как ся ступа пала, так бы мои недруги повалялись пред мною и попадали». В севернорусских заговорах от детской бессонницы: «Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имярек) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей». В Гомельской обл., если ребенок не спит, мать трижды обходила С., со злостью толкала ее и произносила: «Я^табе покажу!»; считалось, что ребенок после этого успокоится. По сербским поверьям, тот, кто страдает от лихорадки или боли в животе, пусть выпьет воды из С., три раза перевернется через голову, потом ляжет и заснет; когда он встанет, будет здоров, а С. нужно оставить перевернутой на ночь. В Брянской обл. советовали во время пожара перевернуть С. кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. В гомельском Полесье во время засухи парни бросали в колодец С., П. и кувшины, чтобы вызвать дождь. Бытовое использование С. и П. регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По полесским поверьям, не следует оставлять на ночь П. в С., иначе ночью им будет толочь нечистая сила; украинцы Харьковской губ. не оставляли также С. открытой, т.к. иначе перед смертью рта не закроешь.

По польским поверьям, в течение трех дней после смерти человека нельзя толочь в С. и молоть в жерновах, т.к. душа умершего три дня пребывает в С. или в жерновах. В русских сказках Баба-яга «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает» или «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать». В белорусской сказке «Мал Малышок» из Могилевской губ. Баба-яга едет верхом на козле, погоняя железным толкачом. По поверьям Волховского уезда Орловской губ., «у колдунов и ведьм необходимыми орудиями... служат: ступа, толкач, помело, сыч или филин, кот большой, треножник, кочерга и кадка с водой... Ведьмы прилетают на помелах, ухватах или ступе, в руках у них бывает толкач или рог с табаком». В украинской сказке из Черниговской губ. самая старшая, киевская, ведьма приезжает на шабаш верхом на П. По поверьям белорусов Волковыскского уезда Гродненской губ., Баба-яга - хозяйка всех ведьм, вместо ног у нее железные песты; когда она идет по лесу, то, ломая его, прокладывает себе ими дорогу. В белорусском заговоре на успех в суде говорится: «Не щу на суд, да еду. Ступаю еду, таукачом паганяю, макам след засыпаю». По поверьям белорусов-полешуков Пинского уезда, русалки живут на дне рек «и в мае месяце до восхода солнца по утрам в хорошую погоду выходят из рек и нагие с толкачами пляшут во ржи и поют». В Могилевской губ. детей пугали Железной бабой: она хватает детей, которые ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную С., толчет и ест. В старинной лубочной картине «Баба-яга и Крокодил» Баба-яга изображена верхом на свинье; в правой руке она держит вожжи, а в левой - П., с помощью которого собирается сражаться с Крокодилом. Лит.: Топорков А.Л. Откуда у Бабы-яги ступа?//Русская речь. 1989. №4. А.Л. Топорков

СТУПА С ПЕСТОМ - приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен гречихи, проса, пшеницы, ячменя, для мятья тресты, т.е. вымоченных и высушенных стеблей конопли, для размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола березы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а ее внутреннее пространство было округлым.

Она имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то ступу обычно делали с удобным перехватом посредине тулова. Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми. Их высота достигала 80 см, глубина - 50 см, а диаметр отверстия - 40-45 см. Чаще встречались одинарные ступы, т.е. обладавшие только одной рабочей емкостью, выдолбленной в их верхней части. В некоторых деревнях делали двойные ступы, у которых снизу имелась еще одна рабочая емкость. Для ее использования ступу необходимо было перевернуть. Такие ступы в хозяйстве служили для получения крупы и для мятья конопли.

Верхняя часть ступы использовалась только для мятья конопли, а нижняя - для очистки зерна. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Конец песта нередко обивали железом, чтобы утяжелить его и предохранить от раскалывания. При работе неочищенное зерно закладывали в ступу и «ото- лакивали», т.е. били пестом для очистки от лузги - твердой шелухи. В ступах мяли также коноплю-моченец (женские стебли), а иногда и лен после обработки на мялке.

В народном сознании ступа и пест имели мифологическую окраску эротического характера. Ступа рассматривалась как воплощение женского лона, а пест - как воплощение мужского начала. В связи с такой символикой ступу с пестом широко использовали как атрибут свадебного ритуала. Так, в некоторых деревнях сваха, придя в дом к выбранной для парня девушке, пыталась обеспечить удачное сватовство, прокручивая вокруг себя ступу. В Южной России в день венчания женщины толкли пестом воду в ступе, чтобы обеспечить удачное проведение полового акта молодоженами.

Ступу с пестом использовали в различных шуточных играх, носивших эротическую окраску. Так, например, широко была распространена среди молодежи игра «венчание», при которой парня и девушку обводили вокруг ступы, изображавшей церковный аналой. Ступу использовали также с магическими целями. Считалось, что в ступе можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое. Использование ступы для лечения связано с представлениями о том, что от болезни легче избавиться, расчленив ее на мелкие кусочки. В русском фольклоре этот предмет хозяйственной утвари выступает и как атрибут Бабы Яги. Она «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает». Ее полет якобы сопровождается страшной бурей и мором скота.

Ступай в пест!

Тысячи лет назад в общеславянском языке произошла удивительная и странная ошибка…!

Исторический факт, что одними из первых орудий труда были СТУПА и ПЕСТ. До нынешних пор известно, что ступа стоит неподвижно, а пест падает сверху, превращая зёрна в порошок. Но названия этих двух предметов по системе образования древнего языка должны быть другими.

Методом типизации определим значение слова ПЕСТ. Что означает дифтонг ПЕ в других словах? Назовём вещи из древнего быта: ПЕлёнка, ПЕлена, Плен, где Е утрачено, ПЕтля, ПЕ-нёк – ПЕ-НОКО - препятствие для ног (Ъ заменил О, Ь – Е), ПЕна, ПЕнка, ПЕро – покрытие птицы, ПЕ-сок, где ПЕ – пелена, сокъ – сочиться, ПЕчь – ограждение огня, ПЕщера – укрытие … В словах, в которых произошло озвончение и фонема Л перешла в Р: берег – ПЕ-ЛЕКО – препятствие или ограждение реки, береста – ПЕ-ЛЕСТО – лесная пелёнка, защита, белена - ПЕлена – застилающая ум, бельмо – ПЕлено, берлога – ПЕЛЕ-ЛОКО – укрытие зверя…

Как видим, все слова с дифтонгом ПЕ означают ограждение, защиту, препятствие, окружение, покрытие. По логике и в слове ПЕСТ – ПЕСТЪ – ПЕСТО должно означать то же значение. ПЕ – ограждение, СТО – стоящее. Ограждение от того, чтобы зерно не разлеталось, не рассыпалось.

Теперь рассмотрим слово СТУПА, где СТ – стоящее, У – сужение, ПА – падающее. Подобно слову СТРЕЛА, где СТ – стоящая, ЛЕ – летящая.

Пест вначале замирает, затем падает в одну «узкую» точку. Есть аналог этому понятию – слово СТУПАТЬ. Нога исполняет ту же функцию, но вначале на землю падает пятка. В слове СТОПА уже СТО, где слово означает большую площадь, чем пятка человека. «СТУПАЙ!» и слово СТУПОР тоже примыкают к понятию СТУП. И слово СТУК - тоже примыкает к этому «точечному» звуку.

Всё это подтверждает, что ПЕСТ выполняет функцию СТУПЫ и наоборот!

Путаница произошла, возможно, ещё в доисторическом общеславянском языке. До нашего времени она содержится во всех славянских языках. А вот в лексике литовского и латышского языков ПЕСТ – стоящее, а СТУПА – падающее. Два первобытных слова говорят о многом: об общности и разобщённости славянского и балтийских языковых путей. Тоже факты истории. В литовском языке много совпадений доисторических морфем со славянскими, но это тема другого исследования.

Впрочем, интимная русская лексика, которая, естественно, несёт в себе более древние корни, чем названия кухонной утвари, также сохраняет слово «песта» в «литовском» значении. Как мы знаем из школьного курса ботаники, пестик в растениях также является «женским» органом размножения.

По какой причине названия предметов славян сменились – гадать не станем.

Этот пример наводит на мысль, что названия не сразу закрепились в слове. Известный языковед и философ В. Гумбольт основой языка считал СЛОВО. Он утверждал, что понятие не может отрешиться от слова, как человек не сможет скинуть своей физиономии.

Феномен СТУПЫ и ПЕСТА опровергает это утверждение: понятия ступа и пест поменялись своими «физиономиями». В таком обличье они живут и поныне. Это не мешает славянам тысячи лет толочь пестом в ступе. Впрочем, возможно, это то исключение, которое подтверждает правило.

Конечно, говоря о ступе, мы не можем не вспомнить таинственную строчку А.С. Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой идёт, бредёт сама собой». Здесь нет и намёка на то, что ступа – это своего рода «транспортное средство», на то, что это вообще – ёмкость. Возможно, Пушкин знал о путанице названий предметов и сознательно ввёл этот движущийся образ: ступа – ступает. Именно ступа здесь – главный герой, а Баба-Яга лишь рядом, с нею. Не есть ли «пушкинская» ступа – та самая костяная нога, с которой ассоциируется эта мощная бабка?

Однако талантливый художник Иван Билибин, первым иллюстрируя пушкинскую сказку «Руслан и Людмила» в 1908 году, задал образный мотив: баба-яга, летящая в ступе. И с той поры так и повелось. Хотя у автора образ несколько иной.

Сквозь призму этого знания иначе понимается и убийство отца сыном в «Братьях Карамазовых». Случайно ли орудием преступления на почве ревности стал не нож, не топор, а именно пест? Женское и мужское здесь смешалось. У Достоевского нет ничего случайного.

Подробнее об истинной этимологической теории русского языка читайте на сайте: http://lingvisty.jimdo.com/

Библиография:

Л.П. Писанов, В.Л. Писанов Тайный код русской речи. Том 1. Генетика слова Издание второе: переработанное и дополненное. Челябинск, ЧПО «Книга», 2011 г.

Л.П. Писанов, В.Л. Писанов Тайный код русской речи. Том 2. Этимологический словарь. Анти-Фасмер. Челябинск, ЧПО «Книга», 2009 г.

Однажды вы перерастете обычные покупные специи в пакетиках, и захотите измельчать свежую корицу, гвоздику, перец, кумин и другие приправы самостоятельно, для чего самым лучшим инструментом будет ступка с пестиком. Пряности, чеснок, орехи или семена, измельченные в ступке, выделяют натуральный ароматы и масла; вы сразу заметите разницу во вкусе! Приступите к изучению первого шага, чтобы узнать, как пользоваться ступкой и пестиком, так вы повысите уровень своего кулинарного мастерства на несколько ступеней.

Шаги

Выбор ступки и пестика

Измельчите специи пестиком до необходимой консистенции. Удерживайте ступку одной рукой и, держа пестик другой, вращательными движениями измельчайте специи, пока масса не приобретет однородный вид. Равномерно растирайте, давите и крошите специи, водя пестиком по дну и стенкам ступки. Продолжайте, пока не добьетесь нужной степени помола.

  • Ниже описаны другие техники измельчения и дробления специй, каждая из которых позволит вам получить разную консистенцию, что отразится на вкусе и запахе конечного продукта.
  • Поместите специи на хранение или используйте их. Вы можете или высыпать свежеизмельченные специи в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, или отмерить и использовать их для приготовления блюда по рецепту.

    Другие техники измельчения

    1. Изучите другие техники помола. Этот вариант идеально подойдет для использования в выпечке, приготовления соусов и других блюд. Вы можете измельчить специи до состояния грубого, среднего или мелкого помола.

      • Сложите ингредиенты в ступку и удерживайте ее рукой.
      • Крепко и удобно удерживайте пестик во второй руке.
      • Закругленным концом пестика сильно надавите на ингредиенты и вращайте его вокруг оси.
      • Измельчайте, пока не добьетесь нужного результата.
    2. Более крупные специи и семена можно крошить, слегка ударяя по ним пестиком. Если какая-то часть не поддается или же просто слишком велика, аккуратно , но крепко ударьте по ней пестиком. После этого вы сможете сменить технику, чтобы получить меньший помол.

      • Сначала растирайте компоненты. Это выявит более крепкие частицы и вам будет легче их измельчить.
      • Толките или давите. Используя широкий конец пестика, аккуратно надавите на неподдающееся семя или кусочек. Делайте короткие и точные удары, чтобы ускорить процесс и сберечь силы.
      • Чтобы специи не высыпались в процессе, накройте чашу ступки рукой или тряпицей.
      • Перемелите снова, если потребуется. Когда большая часть ингредиентов помолота, несколько легких беспорядочных ударов пестиком помогут закончить дробление.
    3. Используйте технику дробления. Если по рецепту необходимо использовать дробленые, а не молотые специи, то это и значит, что их не надо стирать в порошок. Нижеописанная техника также подойдет для обработки чеснока.

      • Сложите ингредиенты в ступку.
      • Вращайте пестик, чтобы лопнуть и покрошить ингредиенты.
      • Продолжайте, пока все составляющие не будут раздроблены, но не помолоты.

    Чистка ступки и пестика

    • Некоторые травы содержат масла и волокна, из-за которых на поверхности ступки образуются тонкие, но крепкие бляшки, которые сложно удалить. Если вы не можете отшелушить их кончиком ножа, попробуйте замочить их в теплой воде или спирте. Если бляшки достаточно сухие, вы можете сточить их мелкой наждачной бумагой.
    • Другое использование: Измельчение медицинских препаратов (например, аспирина для растворения в воде), помол натуральных красителей до более мелкой консистенции, измельчение гранулированной еды для животных и т.д.
    • Дробите, а не бейте, чтобы не повредить каменные или керамические ступки и пестики.
    • Что еще сделать ступкой и пестиком? Попробуйте следующее: измельчение свежих трав в мелкую кашицу (отлично подойдет для приготовления травяного масла), дробление чеснока для чесночных гренок, приготовление хумуса, миндальной пасты или приготовление муки по старинной технологии.
    • Посоветуйтесь с фармацевтом прежде, чем измельчать лекарства; некоторые лекарства нельзя жевать и измельчать, их следует глотать целиком.

    Предупреждения

    • Одно замечание про дробление: Керамические, каменные и деревянные ступы могут расколоться, если ударить слишком сильно, или если в них ничего не насыпано. Большинство металлических ступ предназначено для измельчения относительно мягких компонентов, во избежание появления ямок и сколов.
    • Учтите, что ступки и пестик однажды использованные для измельчения токсичных или вредных веществ, больше не могут быть использованы для приготовления пищи. Лучше уберите их из кухни, и храните их с остальным инструментом, который вы используете в ваших хобби, саду или химических экспериментах.
    • Посоветуйтесь с фармацевтом прежде, чем измельчать лекарства, некоторые из них абсорбируются слишком быстро, если раздроблены.
      • Никогда не измельчайте и не жуйте лекарства, покрытые специальной оболочкой (желудочно-резистентные). Такие лекарства выглядят как прозрачные капсулы с порошком или жидкостью внутри. Иначе вы можете получить серьезное расстройство желудка.
    • Если вы хотите сделать ступку и пестик собственноручно, никогда не покрывайте внутреннюю часть лаком.

  • Похожие публикации