Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Основные труды в. и. вернадского. Жизнь и научная деятельность В. Вернадского Адреса, связанные с В. Вернадским

ВЕРНАДСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1863–1945), русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г.В.Вернадского . Родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863. Детство будущего ученого прошло на Украине. Вернадский начал учиться в Харьковской гимназии, однако в 1876 семья вернулась в Петербург, и учение было продолжено в Петербургской гимназии, где в старших классах Вернадский увлекся естествознанием и чтением трудов А.фон Гумбольдта . Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В.Докучаев. В 1885 защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

В 1888 Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене у кристаллографа П.Грота и в Париже у Л.Ле Шателье в Парижской горной школе и Фердинанда Фуке в Коллеж де Франс. В Париже увлекся древнегреческой философией. В Москве читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета с 1890 по 1898. Развивал теорию генезиса минералов, к этому же времени относится открытие каолинового ядра, основного радикала, входящего в большую часть алюмосиликатов. В 1891 защитил магистерскую диссертацию (О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах ). В следующем году вышел его Курс кристаллографии . Значительное место в университетском курсе по минералогии Вернадский отвел истории минералов и химии земной коры, роли кислорода, выделяемого живыми организмами. Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические изыскания. В 1897 защитил докторскую диссертацию по кристаллографии Явления скольжения кристаллического вещества . Был избран профессором Московского университета. В 1897 организовал сессию Международного геологического конгресса в Москве. Занимался количественными оценками распределения элементов в земной коре (опубликованными в выпусках Опытов описательной минералогии ), развивал представление о природных изоморфных рядах, открывавшее путь к формулировке законов распределения. В начале века начал исследования по истории науки, уже в то время предчувствуя свою идею 1920-х годов о научной мысли как геологическом факторе. В 1905 был избран помощником ректора Московского университета, в 1906 – адъюнктом Петербургской Академии наук, а в 1908 – экстраординарным академиком. В 1906 был заведующим Минералогическим музеем. Жил попеременно в Петербурге и Москве.

В декабре 1909 выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом Парагенезис химических элементов в земной коре , положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов». Ученый призывал воспользоваться новым методом исследования истории химических элементов с применением явления радиоактивности, предположил существование генетической связи химических элементов. Продолжил разработку идей о влиянии живого органического мира на историю элементов, входящих в состав земной коры, пришел к выводу о вечности живого вещества как общем проявлении космоса, наподобие энергии и материи.

Осознав значение радиоактивных веществ как источника энергии и, возможно, средства создания новых химических элементов, Вернадский активно принялся за практическую работу по картированию месторождений радиоактивных минералов и сбору образцов. В 1909 стараниями Вернадского была учреждена Радиевая комиссия. В следующем году в поисках месторождений радиоактивных веществ ученый побывал в Закавказье, Забайкалье, в Фергане, на Урале. В Петербурге была организована первая геохимическая лаборатория, позже при ней было образовано специальное радиологическое отделение во главе с Л.С.Коловрат-Червинским. В декабре 1911 на Менделеевском съезде Вернадский сделал доклад О газовом обмене земной коры , в котором обосновал мысль об «организованности» планеты, об общем планетном механизме.

12 марта 1912 Вернадский был избран ординарным академиком Петербургской Академии наук, в 1914 стал директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. В 1915 выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности. Комиссия приступила к изданию Трудов , содержавших большой материал по сырьевым ресурсам России. «Геологически самое существенное отличие, внесенное в химическую работу живого вещества человеком, по сравнению с играющими столь важную роль в геологической истории микроорганизмами, – заметил Вернадский, – заключается в разнообразии химических изменений, вносимых человеком, в том, что он один коснулся в своей работе почти всех химических элементов и, вероятно, в конечном итоге коснется всех элементов». В 1917 Вернадский обдумывал план создания новой научной дисциплины – биогеохимии, специально занимающейся живым веществом как частью или функцией биосферы.

Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца 19 – начала 20 в., входил в земское и конституционно-демократическое движения. В конце августа – начале сентября 1903 вместе с П.Б.Струве , Н.А.Бердяевым, С.Л.Франком, С.Н.Булгаковым, С.Н.Трубецким, П.И.Новгородцевым, И.И.Петрункевичем, Д.И.Шаховским, С.Ф.Ольденбургом и др. учредил «Союз Освобождения», идеи которого легли в основу образованной год спустя конституционно-демократической партии. Был членом Бюро земских съездов (во главе с Д.Н.Шиповым), одним из участников известного петербургского общеземского съезда 3–9 ноября 1904, активным участником движения за автономию университетов. На первом и втором съездах конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета. В апреле 1906 был приглашен в Государственный совет от академической курии, в которую входили также и преподаватели университетов (вышел из Совета после роспуска Думы в июле 1906, вновь вошел в его состав в 1907). В 1907 вошел в редакцию кадетской газеты «Новь». В декабре 1910 оставил Московский университет в знак протеста против репрессивных мер, принятых властями после похорон Л.Н.Толстого, в которых участвовали студенты. Был исключен из членов Государственного совета. Возобновил деятельность в Совете в 1915. В феврале 1917 Совет был упразднен. Последним его актом стала телеграмма царю в Ставку с предложением отречься от престола, подписанная четырьмя членами Совета, в том числе Вернадским.

После событий февраля 1917 Вернадский был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В марте его включили в комиссию по реформе высших учебных заведений при Министерстве просвещения, а в августе он получил назначение на должность товарища министра народного просвещения. После публикации 17 ноября воззвания Временного правительства (к тому времени подпольного), в котором большевики были названы насильниками и под которым стояла подпись ученого, Вернадский вынужден был скрыться и уехал сначала в Москву, а затем в Полтаву. Характерна его запись того времени: «Правы большевики – идет борьба между капитализмом и социализмом. Лучше ли социализм капитализма? Что он может дать народным массам? Социализм неизбежно является врагом свободы, культуры, свободы духа, науки. Русская интеллигенция заражена маразмом социализма».

В Киеве в 1918 при гетмане П.П.Скоропадском Вернадский занялся организацией Академии наук Украины, был избран ее президентом. Занимался также формированием академической библиотеки, пытаясь в начавшемся хаосе и калейдоскопической смене властей спасти ценные коллекции книг и рукописей. После прихода большевиков в феврале 1919 пытался наладить работу Академии. В июле уехал в Староселье на опытную станцию, вернулся в Киев с приходом Добровольческой армии, встречался с А.И.Деникиным по вопросу о финансовой поддержке академии. Уехал в Ростов, когда к городу подошла Красная Армия, в декабре перебрался в Крым. Был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 стал его ректором. Собирался эмигрировать в Великобританию, однако остался по настойчивой просьбе преподавателей университета. Встречался с П.Н.Врангелем, просил о содействии университету. Несмотря на скудость средств, пытался наладить минералогические и геохимические исследования. Одна из лекций Вернадского в университете носила характерное для всей будущей деятельности ученого название О роли человека, его сознания и воли для жизни природы .

В январе 1921 с приходом в Крым большевиков Вернадский был уволен из университета. Благодаря наркому здравоохранения Н.А.Семашко (ученику Вернадского по Московскому университету) уже в феврале вместе с семьей Ольденбурга отдельным вагоном, прицепленным к санитарному поезду, был отправлен в Петроград. (Почти сразу после отъезда Вернадского и других ученых в Москву, а затем в Петроград в Крыму начался красный террор.)

В Петрограде, в июле 1921, Вернадский был арестован ЧК и чуть не попал в черный список по «делу Таганцева». В скором времени освобожденный (благодаря заступничеству того же Семашко) из заключения, не дожидаясь новых неприятностей вместе с дочерью отправился на биостанцию близ Мурманска. Вернувшись в Петербург осенью, занялся организацией совместно с В.Г.Хлопиным Радиевого института при наркомате просвещения. Весной 1922 прочитал ряд лекций по геохимии, в частности посвященных химическому составу живого вещества (лабораторные опыты по разложению различных видов животных и растений к элементарному химическому составу начали давать интересные результаты, свидетельствовавшие об особых свойствах выделяемых из организмов элементов и избирательном отношении организмов к изотопам). В Доме литераторов сделал доклад, в котором высказал мысль о безначальности космоса и жизни как его составной части. Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 уехал вместе с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне в конце 1922 – 1924, выпустил на французском языке книгу Геохимия (на русском языке книга вышла в 1927 под названием Очерки геохимии ). Работал в лаборатории М.Склодовской-Кюри. Получив грант от фонда Розенталя, подготовил отчет Живое вещество в биосфере и статью Автотрофность человечества . В последней ученый утверждал, что человечество должно овладеть непосредственным синтезом пищи из минеральных источников, минуя посредников (растения), и предсказывал появление автотрофных животных. Вернадский высказывал также мысль о том, что источником энергии для живого вещества может быть не только лучистая энергия Солнца, превращаемая живым веществом в химическую, но и атомная энергия, связанная с рассеянием химических элементов в земном веществе (т.е. атомов, не входящих в соединения, в частности радиоактивных элементов, йода, благородных газов и др.). (В 1937 на XVII Международном геологическом конгрессе высказал предположение, что все химические элементы находятся в состоянии радиоактивного распада, «не обнаруживаемого современными методами».)

В марте 1926 вернулся в Ленинград по настоянию своего ученика А.Е.Ферсмана и президента Академии наук С.Ф.Ольденбурга, побуждаемый чувством вины за произошедшее и мыслью о своем долге «перекинуть мост между старой русской культурой и пореволюционной». Вернадский был убежден в скором крахе советской власти, как и многие другие пошедшие на компромисс с советской властью ученые, но считал своей обязанностью сохранить то, что еще оставалось от русской науки и культуры после большевистского погрома.

Опираясь на Ольденбурга, в Петербурге Вернадский выступил с инициативой восстановления Комиссии по истории знаний, вновь стал директором Радиевого института и главой КЕПС. При КЕПСе им был организован Отдел живого вещества, а затем Биогеохимическая лаборатория (БИОГЕЛ) (1928). В конце 1926 вышел в свет труд ученого Биосфера (в следующем году изданный во Франции), где изложены мысли о живом веществе как не только части механизма Земли, но и всего космического устройства. В феврале 1928 в докладе перед Ленинградским обществом естествоиспытателей Эволюция видов и живое вещество высказал мысль о корреляции биогенной миграции атомов в биосфере с процессом эволюции видов. Предположил, что элементарный химический состав организма, в частности концентрация радия, может быть видовым признаком. К этому же времени относятся мысли Вернадского о диссимметрии в строении живого вещества, отличающей его от косной материи.

С 1927 Вернадский часто выезжал за границу, в Германию, Чехословакию, Францию, Нидерланды и другие страны, читая лекции и работая в научных центрах. В 1928 в Париже встречался с Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом . Начиная с 1930 выезды за границу требовали преодоления все больших препятствий, однако были необходимы, поскольку именно «кочевой» образ жизни помогал выжить. Последний раз Вернадский выехал за границу в 1936. Надежды на крах большевиков постепенно угасали, Академия подверглась чистке и советизации. Шаг за шагом «старая русская культура» замещалась новым варварством.

Однако Вернадский не пытался уехать за рубеж и продолжал научную работу, которая, согласно его взглядам, одна могла спасти Россию. В 1931 вышла брошюра Вернадского Проблема времени в современной науке . В 1934 Вернадский переехал в Москву в связи с переездом Академии наук из Ленинграда в столицу, в том же году из печати вышел его труд История природных вод . В 1936 Вернадский принял идею Э.Леруа о ноосфере как продолжении, новом состоянии биосферы, новой эпохе, которая должна наступить в истории Земли и всего космоса. «Человечество, взятое в целом, – писал Вернадский в 1944, – становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера… [Человек] может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».

В 1940 вышли в свет Биогеохимические очерки (работа Научная мысль как планетное явление была положена в стол и вышла в свет с купюрами только в 1977). В конце 1930-х годов Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР. После начала войны уже в июле 1941 началась эвакуация Академии наук, Вернадский с семьей и своими коллегами-академиками выехал в Казахстан в Боровое Акмолинской области и вернулся в Москву только в конце августа 1943. В 1944 вышло в свет последнее произведение ученого Несколько слов о ноосфере .

Начиная с 1920-х годов научная деятельность Вернадского порой встречала непонимание и недоумение среди коллег, в том числе и за рубежом, а его идею живого вещества многие считали не относящейся к науке фантазией. Этому способствовали и трудности, с которыми он встречался при публикации своих трудов в СССР. Сам Вернадский считал, что виной всему философские установки, выработанные европейской культурой, в Индии же, говорил он, его идеи расценили бы как само собой разумеющиеся. В полном объеме работы ученого не публиковались вплоть до 1990-х годов.

Учение В. И. Вернадского как основа для нового мировоззрения

Классическое понимание мировоззрения [Дильтей 1912] как совокупности взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей, и понятие ноосферы тесно связаны. Ноосфера выводит нас на новое ноосферное мировоззрение [Грачев 2013].

В трудах В. И. Вернадского много размышлений о научном мировоззрении. Он пишет: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления» [Вернадский 2000: 23].

Решение экологических проблем В. И. Вернадский видел в смене мировоззрения и идеологических принципов, то есть в ноосферном мышлении. Поэтому в наши дни особую актуальность приобретает учение Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, что может послужить основой фундаментальных исследований экологических проблем и практического поиска их разрешения. Именно в познании закономерностей развития биосферы и лежит ключ к разумному природопользованию.

Земля – очень сложная система. Та ее часть, где существует жизнь, называется биосферой . Древнегреческое слово «биос» означает «жизнь». Границы биосферы проходят чуть ниже и чуть выше поверхности планеты. Выделяют различные местообитания (биотопы) – участки суши или водоема с особым климатом, почвой и т. д. Вместе с населяющими их животными и растениями они образуют экосистемы. Взаимные связи между компонентами экосистемы поддерживают ее жизнеспособность. Но ни одна экосистема не может существовать обособленно: она обменивается с миром светом, теплом, водой, питательными веществами, организмами.

Ноосфера – это область взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Понятие ноосферы было предложено Э. Леруа, который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчеркивал, что пришел к этой идее совместно со своим другом – крупнейшим геологом, палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Тейяр де Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922–1923 гг. читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863–1945). Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею о том, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом . Человеческий разум как духовный компонент ноосферы поставлен перед выбором парадигмы решения глобальных экологических проблем.

По мнению В. И. Вернадского, основными предпосылками, которые станут способствовать необратимому процессу становления ноосферы, являются: ставшее единым человечество, преобразование средств связи и обмена, открытие новых источников энергии, подъем благосостояния, равенство всех людей, исключение войн из жизни общества. Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты.

Главное – обоснование неизбежности перехода биосферы в состояние ноосферы, которая есть идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Многие прогнозы Вернадского уже сбылись, а многие человечеству еще предстоит воплотить в жизнь, ведь идеал разумного влияния человека на биосферные процессы еще не достигнут.

Понимание таких возможностей для решения глобальных экологических проблем, но в интересах каждого человека – очень важно, это позволяет надеяться, что научно-технический прогресс (НТП), продвигаемый разумом , позволяет решить все экологические проблемы.

Решение практически любых экологических проблем возможно путем использования передовой научной мысли.

Благодаря техническому прогрессу решаются две главные для выживания человечества задачи: повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала Планеты и использование новых сил Природы на благо Человечества.

Важнейшую роль в жизнедеятельности человечества играют:

Экологические ресурсы;

Ресурсы для производства продуктов питания;

Энергетические ресурсы;

Ресурсы для производства конструкционных материалов и др.

Наиважнейшей, необходимейшей частью ноосферного процесса является безусловное осознание человечеством и каждым человеком своей роли и своей ответственности за формирование ноосферы. Весь накопленный опыт человечества – духовный, культурный, индивидуальный – должен быть бережно и тщательно изучен и максимально использован для решения этой грандиозной задачи. Нужно научиться понимать мысли и идеи, высказанные не только на разных языках, но и в разных системах понятий.

Ноосферное мировоззрение, философия и религия

В нашей стране можно отметить две крайности: одна связана с периодом господства марксизма-ленинизма , основанного на атеизме, то есть отрицании религии и господстве ведущей роли науки, другая крайность – господство религии , основанной на ближневосточном фольклоре 20-вековой давности, снижающей роль науки и разума человека и списывающей все на волю Божью.

Для нашей страны характерно «шараханье» от преподавания «Основ научного атеизма» на гуманитарных факультетах до открытия кафедры теологии в МИФИ .

В философии это связано в значительной мере с противопоставлением материализма и идеализма и вечным спором о том, кто и что первичнее: сознание или материя. Учение о ноосфере в значительной мере может расставить все по своим местам, так как не только не отрицает наличие Духа, но и дает ему сферу обитания – ноосферу, связывая ее прежде всего с биосферой, то есть с существованием всего живого на Земле и вокруг нее.

Можно предположить, что ноосфера очень близка к понятию «эфира Всемирного разума» . В этом случае надо уже констатировать, что ноосфера расширяется в космическое пространство и появляется «ноокосмос» – пространство Разума. Таким образом, ноосфера − это часть ноокосмоса, то есть Всемирного разума или Бога в понимании религиозном. Дальнейшая разработка ноосферы может привести к ноосферному мировоззрению или опять же к религии, по сути дела, к вере во Всемирный разум. А что такое ленинизм? Это тоже религия. Да еще и более приближенная к классическому виду: заповеди, мощи и т. д. А если взять другие религии? Увидим примерно то же самое.

Например, из новых религий можно выделить хаббардизм: есть заповеди, их больше, чем у христиан (не 10, а 21), а их содержание все примерно то же. Но установка новая – вера в успех (не самая худшая цель) .

Упоминая космизм, нельзя не сослаться на видного российского философа Николая Федоровича Федорова . Он в конце XIX в. уже предвидел то, что в конце XX в. стали называть «глобальными экологическими проблемами».

Федоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попытавшихся построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Федоров считал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского открытия, обозначившего человеку космическую перспективу . Но главное, по мнению Федорова, в учении Христа – весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» – смертью; он сохранил веру в это неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда, объединившегося в братскую семью Человечества. Он искренне верил в реальное, научно обоснованное долголетие.

Ноосферное мировоззрение связано с религиозными верованиями. Вера в силу человеческого разума неизбежно приводит к вере в целом, но, как правило, это не очень сочетается с религиозными верованиями на основе фольклора 20-вековой давности.

В мире все больше людей, которые «верят в Бога без посредников», то есть признают Бога, но не верят и не признают священнослужителей и уже тем более новых течений. В мире 25 % людей, которые верят в Бога без посредников: в США – 50 млн человек, в Китае – 700 млн человек, в России – 23 млн человек.

Возникают новые религии. Рациотеизм – это слепая вера в науку, технику и технологию, которая зародилась еще в эпоху Просвещения, но только в XX в. завоевала массовую аудиторию и стала реальным конкурентом вере в Бога.

Наука, являющаяся высшей формой рационального, стала тем кумиром, в жертву которому приносится все то, что не поддается алгоритмизации и объективации. Фраза «ученые доказали, что...» для современного человека свидетельствует об абсолютной истинности последующего высказывания. С последним утверждением можно не согласиться. Часто то, что кажется на какой-то момент истиной, оказывается потом не соответствующим этому понятию. Некое таинство всегда остается и является той основой, на которой держится вера . На наш взгляд, вера должна быть не в истинности тех или иных суждений, а в Силе Всемирного Разума. Мудрец сказал: «Немногие знают, как много надо знать, чтобы знать, как мы мало знаем». Природа нелегко расстается со своими тайнами, но мы узнаем все больше и больше, и все более эффективно используем «новые силы Природы», как говорил В. И. Вернадский.

Активное долголетие людей в контексте долголетия биосферы в целом

Средняя продолжительность жизни большинства землян постоянно растет с 1840 г., и нет никаких признаков замедления этого процесса. Об этом свидетельствуют факты. Так, за последние 50 лет жители тридцати развитых стран мира вдвое чаще стали пересекать рубеж в 80 лет. В 1950 г. вероятность дожить до возраста 80–90 лет составляла в среднем 15 % для женщин и 12 % для мужчин. В 2002 г. этот показатель был уже 37 % для женщин и 25 % для мужчин. Поэтому вполне вероятно, делают выводы специалисты, что более половины младенцев, которые в наши дни рождаются в развитых странах, доживут до 100 лет.

Ощущение счастья – это психологическая база долголетия. И счастье больше зависит от наших внутренних установок, чем от внешних условий.

Рис. 1. Продолжительность жизни фауны в биосфере и продолжительность жизни людей

Долгожители умеют управлять своим настроением и видеть даже в неприятностях хорошую сторону. Для них всегда сосуд наполовину полон, а не пуст.

Головной мозг – это наш самый ленивый орган. Труднее всего преодолеть умственную лень. Головной мозг чаще страдает не от работы, а от праздности. От активной деятельности он вовсе не изнашивается , а укрепляется и развивается. Так же, как и мышцы, без работы мозг дряхлеет. Это касается любого возраста. Но особенно важна активная работа мозга в старости для сохранения памяти и ясности ума. Если есть возможность, продолжайте профессионально работать, помогайте молодым коллегам, пишите статьи, книги, учите иностранные языки, решайте кроссворды, заучивайте стихи. Это препятствует одряхлению мозга.

Но не нужно перенапрягать мозг – это может привести к стрессу и пользы от такой активной работы не будет. Чрезмерное напряжение, и умственное, и физическое, – вредно. Среди долгожителей нет спортсменов-профессионалов, но много ученых (члены Академии наук живут дольше бизнесменов).

Связь ноосферного мировоззрения с развитием науки

Ноосферное мировоззрение позволяет думающему человеку выбрать для себя религию по душе и верить в силу науки и могущество Всемирного разума, не замыкаясь при этом в слепой вере.

У русских людей боги раньше жили на опушке леса, прямо возле деревни, греки их немного возвысили и отправили на Олимп. Затем Бог переместился на небо, но на земле открылись, по меткому выражению А. Пикуленко, «дилерские центры», и «дилеры» стали достаточно активны.

При разрушении религии и возвеличивании науки «дилерскими центрами» в нашей стране были НИИ советского периода, которые полностью опозорились через свою никчемность и отраслевую привязанность, насильственную научность («партия нас учит, что газы при нагревании расширяются»).

Сейчас мы наблюдаем разрушение науки. Оба явления, слава Богу, не доходят до полного абсурда.

Тяга людей и потребность их общности, социума, и в том и в другом очевидна, и ноосферное мировоззрение позволяет быть и верующим, и верить в силу науки и Великую роль Всемирного Разума, от которого к нам через интуицию приходят новые идеи, решения и открываются новые сферы использования идей и знаний – этих замечательных продуктов Всемирного Разума.

Вместе с дальнейшими научными открытиями будет развиваться и ноосферное мировоззрение.

В его развитии желательно не повторить ошибок прошлого. Во-первых, для этого нового ноосферного мировоззрения не нужно создавать никаких «дилерских центров»: ни отраслевых НИИ, ни храмов. Во-вторых, никакой насильственности. Если каким-нибудь чиновникам поручить это дело, то они, во-первых, «лоб расшибут», а во-вторых, все финансирование по обыкновению растащат.

Ноосферное мировоззрение должно быть в каждом из нас: в наших душах, нашем разуме, нашей духовной сфере.

Ноосферное мировоззрение относится к внеконфессиональному типу веры без посредников как личностей.

Посредники здесь – знания, наука, образование .

В их развитии заложено могущество Человека, а в умении организовать высокий уровень их развития – могущество государства . Этому нас учит творческое наследие В. И. Вернадского.

Творческое наследие В. И. Вернадского – основа устойчивого развития

Цитата В. В. Путина (из выступления на Деловом саммите Азиатско-Тихо-океанского экономического сотрудничества в ноябре 2000 г.): «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале ХХ в. создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития».

На сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу, изменяя круговорот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, растительность и животный мир. Антропогенная деятельность создала новые токсические источники загрязнения биосферы, что в конечном счете может создать угрозу существованию самого человека. Следует сказать и о значении таких проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствование существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближения к критическим пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов.

Устойчивое развитие – гармоничный процесс изменений, в котором использование природных ресурсов, инвестиций и ориентация научно-технического развития, развития личности и институциональных изменений согласованы и укрепляют потенциал удовлетворения человеческих потребностей. Составляющие триединой концепции: экономическая, экологическая, социальная.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере стало философской основой концепции устойчивого развития мирового сообщества, стратегии сбалансированного экономического развития и рационального использования природных ресурсов. Оно продолжает оказывать сильное влияние на формирование современного экологического сознания, и, как часто происходит с великими учеными, опередившими свое время, научное наследие Вернадского еще будет осмысливаться и творчески развиваться следующими поколениями [Вернадский 2012: 46–47].

Устойчивое развитие России подразумевает решение трех взаимосвязанных задач:

Создание эффективной экономики;

Создание благоприятной экологической обстановки;

Решение социальных задач и реализация прав граждан на охрану здоровья.

Рис. 2. Триединая концепция устойчивого развития


Рис. 3. Схемы устойчивого развития (а) и трех сфер научного мировоззрения В. И. Вернадского (б)


Рис. 4. Сфероидизация по В. И. Вернадскому (а) и ноосферное мировоззрение (б)

Рис. 5. Экономические составляющие устойчивого развития

Ни одна из этих задач не может быть решена в отрыве от другой. Например, загрязнение окружающей среды приводит к снижению эффективности экономики и ухудшению здоровья населения. Поэтому, в свою очередь, для восстановления качества окружающей среды необходимо принятие соответствующих мер как в области экономики, так и в социальной сфере.

Ноосферный баланс – это баланс между возникающей потребностью в новых идеях, преобразующих мир, и их возникновением и реализацией. Он может быть обеспечен только за счет научно-технологического прогресса, который в свою очередь невозможен без развития науки и образования. Ноосферный баланс должен обеспечивать опережающее воспроизводство ресурсов. А это тесно связано с НТП и образованием.

Ноосфера, научно-технический прогресс и образование

«Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей родины» [Вернадский 1905: 25].

«Учащийся народ – основа широкого и мирного развития человечества» [Он же 2002: 215].

«Картина мира, сведенная к энергии и материи, если мы попытаемся сейчас на нее взглянуть без предубеждения, явно не отвечает действительности… материя может быть фактически приведена в связь с энергией (кванты, электроны, эфир – в разных построениях). Но в мире есть еще регуляторы энергии – сознание. Духовное начало?» [Он же 1987: 339].

Развитие ноосферного мировоззрения тесно связано с развитием науки и образования. Здесь без роли государства не обойтись. Пока роль НТП в развитии экономики не будет на должном уровне, не будет и дальнейшего развития ноосферного мировоззрения. На это можно было бы закрыть глаза, если бы это не вело к деградации страны, к превращению ее в природоресурсный придаток государств, где роль НТП в экономическом развитии находится на высоком уровне, которые де-факто идут к ноосферному мировоззрению.

Рис. 6. Ноосфера, научно-технический прогресс и образование

«Ценность создается не только капиталом и трудом. В равной мере необходимо для создания предмета ценности и творчество . Этот элемент творчества может совпадать с обладателем капитала, т. е. его носителем может быть капиталист, может совпадать и с обладателем труда – его носителем может быть рабочий, но может с ними не совпадать. Его может внести в дело третья категория лиц, различная по своему участию в деле и по своему составу и от рабочего, и от капиталиста. Результатами его творчества могут воспользоваться – и обычно пользуются – как рабочие, так и капиталисты. И те и другие могут ее эксплуатировать как 3-ю силу, с ними равноценную» [цит. по: Аксенов 2010: 302–303].

Россия откатится на самые отдаленные позиции, станет страной малограмотных людей со слаборазвитой научной сферой. Стоит ли нам удивляться, что «Булава» не взлетает и нет уже ни российских станков, ни автомобилей, скоро и самолетов не будет. И даже в добыче и транспортировке нефти и газа мы можем откатиться на задворки. Там ведь тоже НТП важен.

Вот когда нас ждут финансовые трудности. Но и это еще не катастрофа. Катастрофа нас ждет, когда мы откатимся на задворки в атомной отрасли, а это и ядерное оружие, и атомная энергетика – надежда всего человечества и в смысле энергообеспечения, и в смысле решения глобальных экологических, в первую очередь климатических, проблем.

Нельзя сказать, что в правильном направлении ничего не делается. «Сколково», конечно, положительное явление, и утвержденные президентом Российской Федерации «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» – тоже важный шаг в правильном направлении.

Но факт остается фактом: наука в вузах хиреет в полном соответствии с отсутствием средств на ее развитие. Закономерный результат – резкое падение наших рейтингов. Наши ученые уезжают и становятся нобелевскими лауреатами не у себя на родине. На родине нет тех возможностей, что «там», так как нет инфраструктуры науки .

Глобальные экологические и энергетические проблемы

Глобальный характер экологических проблем не абстракция – каждый день тысячи людей становятся жертвами природных катастроф. Землетрясения и цунами не только нанесли огромный ущерб, но и поставили вопрос о путях развития энергетики в мире и вывели глобальные экологические проблемы на первое место среди всех глобальных проблем человечества. Человеческий разум как основной компонент ноосферы поставлен перед выбором парадигмы решения глобальных экологических проблем. Ноосфера – это область взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития .

Рис. 7. Роль человеческой деятельности в возникновении экологических и энергетических проблем

В. И. Вернадский писал: «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может быть от нее независимым ни на одну минуту» [Вернадский 1991].


Рис. 8. Пути решения глобальных экологических проблем

Достижения НТП – основа решения экологических проблем и устойчивого развития. Достижения НТП дадут возможность решить любую, даже самую глобальную, экологическую проблему: будь то глобальные изменения климата, радиоактивные отходы (их вообще очень мало), или отходы в целом (их много), и обеспечить устойчивое развитие. Насколько мы готовы и можем использовать достижения НТП? Анализ современного состояния НТП показывает, что мы не готовы и не можем , так как роль НТП принижена , а наука и образование деградируют. Классики капитализма предлагают в качестве факторов развития только труд и капитал . Причем последний у них в особом почете. Задача № 1 – восстановление роли НТП как фактора развития.

В. И. Вернадский еще на заре ХХ в. предвидел беспрецедентность, безграничную мощь энергии расщепленного атомного ядра. Но он предвидел и безграничную опасность неразумного обращения с ней. 29 декабря 1910 г. на Общем собрании Академии наук он выступает с докладом «Задачи дня в области радия»: «Перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению… В вопросе о радии ни одно государство и общество не может относиться безразлично, как, каким путем, кем и когда будут использованы и изучены находящиеся в его владении источники лучистой энергии» [Вернадский 1954: 679]. Его пророчество сбылось. Разум дал нам ядерный реактор, антиразум – Хиросиму, недомыслие – Чернобыль.

Рис. 9. Наследие В. И. Вернадского

Сегодня мы уже думаем о том, что на смену атомной энергии придет бозонный уровень . Бозон Хиггса – это золотой ключик к преобразованию массы в энергию. Величайшее открытие этой Частицы Бога, открывающей эру практического использования гениальных идей, взаимосвязывающей массу и энергию, подтверждает правильность ноосферных идей и укрепляет нашу веру в силу Всемирного Разума.

Рис. 10. Бозонный уровень энергии

Атомная энергия позволяет получить на тепловых реакторах 120 000 кВт·ч/кг, быстрые реакторы – 24×10 6 кВт·ч/кг, то есть по сравнению с атомной энергией они в 200 раз эффективнее. Но пока еще не удается освоить не только бозонный, но даже термоядерный уровень (6×10 7 кВт·ч/кг).

Рис. 11. Путь, по которому идет человечество

Современный ежегодный расход природных энергоресурсов составляет 0,0005 % от ресурсов органического топлива (нефти, газа и угля, вместе взятых) или 0,0003 % от ресурсов урана. Однако эти исчерпаемые энергоресурсы в сумме не составляют и пятой части годового потока солнечной энергии на Землю, который порождает энергию ветра, гидроэнергию и энергию фотосинтеза. А ведь имеется еще и огромная геотермальная энергия Земли, крупномасштабное освоение которой только начинается.

Рис. 12. Энергия – источник устойчивого развития

Резюме

Учение В. И. Вернадского о ноосфере заложило основу как для нового мировоззрения, так и для теории устойчивого развития.

Роль ноосферного мировоззрения в решении глобальных экологических проблем огромна. В. И. Вернадский благодаря своим трудам о ноосфере заложил концептуальные основы устойчивого развития : «В учении об объединяющем человечество пространстве – ноосфере сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика» (из выступления В. В. Путина на Деловом саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в ноябре 2000 г.).

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность тесно связаны с достижениями НТП. На сегодняшний день достижения НТП больше используются для совершенствования производства. Использование их в охране окружающей среды отстает от темпов наращивания производства. Роль НТП должна возрастать.

Коренной проблемой НТП является создание новых источников энергии, что, в свою очередь, связано с фундаментальными открытиями в строении вещества и его преобразованием в энергию. И Вернадский еще в начале ХХ в. одним из первых предвещал развитие атомной энергетики. Его работы по радиоактивности произвели переворот в научном мировоззрении и послужили основой для создания новой науки.

Ноосферное мировоззрение также является основой решения конкретных экологических проблем.

Весь НТП связан с развитием и совершенствованием инфраструктуры науки и развитием образования. Роль НТП в трудах В. И. Вернадского подмечена очень точно, и его высказывания о том, что в образовании и знаниях – спасение России, актуальны и по сей день.

Очень актуально звучат сегодня слова Вернадского: «Я считаю печальной чертой русской теперешней жизни странное и непонятное для меня отношение к науке как к роскоши» [Вернадский 1981: 45].

Литература

Аксенов Г. П. Вернадский. ЖЗЛ. М. : Молодая гвардия, 2010. (Aksenov G. P. Vernadsky. Life of outstanding people. Moscow: Molodaya gvardiya, 2010).

Вернадский В. И. Ближайшие задачи академической жизни // Право. 1905. (Vernadsky V. I. The immediate tasks of the academic life // Pravo. 1905).

Вернадский В. И. Избранные сочинения. Т. 1. М. : Изд-во АН СССР, 1954. (Vernadsky V. I. Selected compositions. Vol. 1. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1954).

Вернадский В. И. Из письма к Н. Е. Вернадской. 29 июня 1893 г. Вернадовка // Страницы автобиографии В. И. Вернадского / сост. Н. В. Филиппова. М. : Наука, 1981. (Vernadsky V. I. From the letter to N. E. Vernadskaya. On June 29 1893 Vernadovka // V. I. Vernadsky"s pages of the autobiography / ed. by N. V. Filippova. Moscow: Nauka, 1981).

Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М. : Наука, 1987. (Vernadsky V. I. Chemical structure of the Earth"s biosphere and its environment. Moscow: Nauka, 1987).

Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. (Vernadsky V. I. Scientific thought as a planetary phenomenon. Moscow: Nauka, 1991).

Вернадский В. И. О научном мировоззрении. Труды по философии естествознания. М. : Наука, 2000. (Vernadsky V. I. On scientific worldview. Works on philosophy of natural sciences. Moscow: Nauka, 2000).

Вернадский В. И. Задачи высшего образования нашего времени / В. И. Вернадский // О науке. Т. 2. СПб., 2002. С. 215. (Vernadsky V. I. Problems of the higher education of our time / V. I. Vernadsky // On science. Vol. 2. Saint Petersburg, 2002. P. 215).

Вернадский В. И. // Глобалистика. Персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник / под ред. И. В. Ильина, И. И. Мазура, А. Н. Чумакова. М. : Альфа-М, 2012. С. 46–47. (Vernadsky V. I. // Global Studies. Personalia, organizations, works. Encyclopedic reference book / ed. by I. V. Ilyin, I. I. Mazour, A. N. Chumakov. Moscow: Alpha M, 2012. Pp. 46–47).

Грачев В. А. Ноосферное мировоззрение и устойчивое развитие // Вклад В. И. Вер- надского в развитие мировой цивилизации: сб. М. : Фонд Вернадского, 2013. С. 18–32. (Grachev V. A. Noospheric worldview and sustainable development // Contribution of V. I. Vernadsky in the development of the world civilization: collected works. Moscow: Vernadsky"s Fund, 2013. Pp. 18–32).

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии: сб. СПб., 1912. № 1. (Dilthey W. Types of worldview and their discovery in metaphysical systems // New ideas in philosophy: collected works. Saint Petersburg, 1912. No. 1).

Владимир Иванович Вернадский

Академик В. И. Вернадский о Сталине :

"Мне вспомнились высказывания Ивана Петровича Павлова... Он определенно считал, что самые редкие и самые сложные структуры мозга - государственных деятелей. Божьей милостью, если так можно выразиться, прирожденных. Особенно ясно для меня становится это, когда в радио слышится Сталина речь... такая власть над людьми и такое впечатление на людей..."

Шабалов А. Одиннадцатый удар товарища Сталина. Ростов-на-Дону, 1996, с. 10.

Далее читайте:

Письмо П.А.Столыпина В.И. Вернадскому , 7 мая 1906 г.

Письмо П.А. Столыпина В.И. Вернадскому , 18 мая 1906 г.

Письмо В.И. Вернадского В. В. Водовозову . [О роли народных масс] 88.Х.22

Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973), сын Владимира Ивановича.

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Избр. соч. в 5 т. М., 1954-1960;

Биосфера. М., 1967;

Живое вещество. М., 1978;

Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987;

Философские мысли натуралиста. М., 1988;

Начало и вечность жизни. М., 1989.

Очерки и речи, вып. 1-2. М., 1922;

Очерки геохимии. M.-Л., 1927 (4-е изд. М., 1983);

Проблемы биогеохимии, ч. 1.Л., 1934 (2-еизд. М. -Л., 1935);

Труды по геохимии. М., 1994;

Труды по всеобщей истории науки (2-е изд.). М., 1988;

Труды по истории науки в России. М., 1988;

Биосфера и ноосфера. М. 1989;

Научная мысль как планетное явление. М., 1991;

Живое вещество и биосфера. М., 1994;

Публицистические статьи. М., 1995;

О науке, т. 1: Научное знание научное творчество; научная мысль. М., 1997.

Литература:

Козиков И.А., Философские воззрения В.И. Вернадского, М., 1983;

Корсунская В.М., Верзилин Н.М., В.И. Вернадский, М., 1975;

Страницы автобиографии В.И. Вернадского, М., 1981;

Письма В.И. Вернадакого А.Е. Ферсману, М., 1985;

Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие: (К 125-летию со дня рождения). М., 1988.

Мочалов И. И. Владимир Иванович Вернадский (1863- 1945). М., 1982;

«Прометеи». Историко-биографический альманах. М., 1938, т. 15;

Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского. Л., 1989;

Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избр. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993;

Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.

Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.

Это воздействие сказывается прежде всего в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.

Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Неслучайно поэтому В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей.

Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней биогеохимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике, или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою очередь - жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете. Эту ее роль образно выразил один из авторов закона сохранения и превращения энергии Юлиус Майер (1814 - 1878), отметивший, что жизнь есть создание солнечного луча.

Решающее отличие живого вещества от косного заключается в следующем:

  • 1. изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в косных телах - геологического времени. Для сравнения отметим, что секунда геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического;
  • 2. в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие, указывает В.И. Вернадский, проявляется прежде всего "в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно";
  • 3. только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Процесс и механизмы этих изменений впервые нашли объяснение в теории происхождения видов путем естественного отбора Ч. Дарвина (1859 г.);
  • 4. живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции.

В.И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды.

Для подтверждения своей мысли он ссылается на непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение в биосфере, а также на особую организованность самой биосферы. По его мнению, в упрощенной модели эту организованность можно выразить так, что ни одна из точек биосферы "не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в какой когда-нибудь была раньше”. В современных терминах это явление можно описать как необратимость изменений, которые присущи любому процессу эволюции и развития.

Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные и подземные воды и т. д. Это подтверждается тем, что почвы и реки девона совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом, эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.

Поскольку эволюция и возникновение новых видов предполагают существование своего начала, постольку закономерно возникает вопрос: а есть ли такое начало у жизни? Если есть, то где его искать - на Земле или в Космосе? Может ли возникнуть живое из неживого?

Над этими вопросами на протяжении столетий задумывались многие религиозные деятели, представители искусства, философы и ученые. В.И. Вернадский подробно рассматривает наиболее интересные точки зрения, которые выдвигались выдающимися мыслителями разных эпох, и приходит к выводу, что никакого убедительного ответа на эти вопросы пока не существует. Сам он как ученый вначале придерживался эмпирического подхода к решению указанных вопросов, когда утверждал, что многочисленные попытки обнаружить в древних геологических слоях Земли следы присутствия каких-либо переходных форм жизни не увенчались успехом. Во всяком случае некоторые останки жизни были обнаружены даже в докембрийских слоях, насчитывающих 600 миллионов лет. Эти отрицательные результаты, по мнению В.И. Вернадского, дают возможность высказать предположение, что жизнь как материя и энергия существует во Вселенной вечно и поэтому не имеет своего начала. Но такое предположение есть не больше, чем эмпирическое обобщение, основанное на том, что следы живого вещества до сих пор не обнаружены в земных слоях. Чтобы стать научной гипотезой, оно должно быть согласовано с другими результатами научного познания, в том числе и с более широкими концепциями естествознания и философии. Во всяком случае нельзя не считаться со взглядами тех натуралистов и философов, которые защищали тезис о возникновении живой материи из неживой, а в настоящее время даже выдвигают достаточно обоснованные гипотезы и модели происхождения жизни.

Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

(12.03.1863-1945)

Владимир Иванович Вернадский - известный советский биолог, геолог, химик, мыслитель.

Одной из главных заслуг Вернадского является то, что он создал учение о биосфере, в котором показал, что живые организмы влияют на осадочные горные породы. В развитие этого учения Вернадский рассматривал и ноосферу - биосферу, в которой обитает человек.

Подробная биография

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге. Его отец, Иван Васильевич Вернадский, работал профессором экономики в Петербургском университете.

Через пять лет после рождения Владимира Ивановича его семья переехала в Харьков.

В этом городе Иван Васильевич Вернадский стал работать управляющим конторой Государственного банка.

В Харькове Владимир Иванович поступил в Первую классическую гимназию.

В 1876 году семья Вернадских вернулась в Петербург. Владимир Иванович продолжил учебу в одной из лучших в России Первой петербургской гимназии.

В 1881 году Владимир Вернадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время там преподавали Менделеев, Бутлеров, Сеченов, Докучаев.

Здесь Вернадский провел свое первое исследование (под руководством В. В. Докучаева). Оно было посвящено сусликам. Владимир Иванович выяснил, что перемещение земли, осуществляемое этими животными, достаточно велико.

В 1886 году Владимир Иванович Вернадский окончил университет и остался в нем для продолжения научной работы, причем заинтересовала его уже минералогия.

В 1898 году Владимир Вернадский возглавил кафедру минералогии и кристаллографии в Московском университете.

В то время минералогия занималась, в основном, описанием и систематизацией минералов. Владимир Иванович Вернадский выдвинул идею эволюции минералов (связь с окружающей средой, изменение минералов во времени). Результаты своих опытов и размышлений Вернадский изложил в работе «История минералов земной коры».

С 1905 года Вернадский стал членом Конституционно-демократической партии, выступавшей за демократические реформы в России.

В 1911 году Владимир Иванович Вернадский ушел (вместе с другими профессорами) из Московского университета (в знак протеста против действий министра просвещения Кассо).

Покинув Московский университет, Вернадский вернулся в Петербург и занялся научной работой. Он занимался, в основном, теми областями, которые находились между общепринятыми научными дисциплинами (химией, геологией и биологией), в результате чего появились новые науки - геохимия и биогеохимия.

Биогеохимия Владимира Ивановича Вернадского занималась геохимическими процессами на поверхности Земли, в которых очень важную роль играют живые существа - представители биосферы. Он показал, что биосфера - это закономерный результат развития Земли.

Вернадский расширил понятие «биосфера» (введенное в XIX веке), назвав этим термином оболочку Земли, включающую нижнюю часть атмосферы, почти всю гидросферу и верхнюю часть литосферы, в существование которой живые организмы вносят существенный вклад. Такая трактовка была не нова, но Вернадский смог показать, что большинство осадочных горных пород - результат жизнедейтельности живых организмов.

Вернадский разделял биосферу на две части - современную или активную (где сейчас живут всякие организмы) и пассивную, включающую область жизнедеятельности давно погибших организмов.

Владимир Иванович показал на изученных им элементах, каким образом живые организмы участвовали в их образовании и миграции. При этом Вернадский выяснил, что живые организмы, являются концентраторами и накопителями рассеянных редких веществ и химических элементов».

Свое учение о закономерностях связей химических элементов Владимир Иванович Вернадский изложил в работе «Парагенезис химических элементов земной коры».

В последние годы жизни Вернадский пришел к выводу, что биосфера переходит в ноосферу (термин «ноосфера» придумал французский геолог Э. Леруа).

Владимир Иванович Вернадский определил ноосферу как оболочку Земли, в которой деятельность человеческого разума приобретает характер геологического процесса. Он считал ноосферу одним из состояний биосферы, биосферой людей.

Владимира Иванович был одним из организаторов партии кадетов, входил в 1917 году во Временное правительство в качестве товарища министра народного просвещения.

После октябрьского переворота, когда Ленин объявил кадетов «партией врагов народа», Вернадский уехал в Украину. Там, в 1918 году, до того как в Киев пришли красные, основал Украинскую академию наук.

В 1920 году Владимир Иванович Вернадский организовал Таврический университет в Крыму.

В 1921 году Владимир Иванович Вернадский вернулся в Россию. В Советской России у него не возникло проблем (возможно - по указанию Ленина). Одной из причин этого могло быть то, что Владимир Иванович Вернадский посещал тот же студенческий народовольческий кружок, что и Александр Ульянов (брат Ленина).

Сын Владимра Ивановича Георгий, был приват-доцентом Петербургского, затем Таврического университета, заведующим отделом печати во врангелевском правительстве Юга России, а с 1927 года стал работать США. Он даже был профессором Йельского университета, заведуя кафедрой русской истории.

Дочь академика, Нина, вышла замуж за барона Толля, сына известного путешественника, и уехала с ним в Прагу, потом - в Америку.

В тридцатые годы Владимира Ивановича Вернадского «разрабатывало НКВД» (в связи с «делом Российской Национальной партии»), но до ареста так и не дошло.

Летом 1940 года Владимир Иванович Вернадский получил от сына письмо, к которому была приложена газетная вырезка. В ней сообщалось, что знакомые ему Отто Ган и Фриц Штрассман в берлинском Институте кайзера Вильгельма расщепили ядро атома урана, бомбардируя его нейтронами.

Вернадский оценил потенциальные возможности этого эксперимента. Поэтому по его инициативе была создана комиссия Академии Наук СССР, куда вошли И. В. Курчатов и Ю. Б. Харитон - будущие создатели советской атомной бомбы.

Умер Владимир Иванович Вернадский в 1945 году, за полгода до бомбардировок японских городов.

Похожие публикации