Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Главная проблема в драме островского гроза. В помощь школьнику

«Колумб Замоскворечья». А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров. Написанию драмы «Гроза» предшест-вовала экспедиция А. Н. Островского по Верхней Волге в 1856-1857-х гг. «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отече-ственной литературы» (Максимов С. В.). Сюжет драмы «Гроза» не стал следствием реальной истории семьи Клыко-вых из Костромы, как считали долгое время. Пьеса была на-писана раньше произошедшей в Костроме трагедии. Этот факт свидетельствует о типичности конфликта между ста-рым и новым, все громче заявлявшем о себе в купеческой среде. Проблематика пьесы достаточно многогранна.

Центральная проблема — противостояние личности и среды (и как частный случай — бесправное положение жен-щины, о котором Н. А. Добролюбов сказал: «… самый силь-ный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых»). Проблема противостоя-ния личности и среды раскрывается на основе центрального конфликта пьесы: происходит столкновение «горячего серд-ца» и мертвенного уклада жизни купеческого общества. Жи-вая натура Катерины Кабановой, романтичная, свободолю-бивая, горячая, не в состоянии терпеть «жестокие нравы» города Калинова, о которых в 3-м явл. 1-го действия повест-вует Кулигин: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; за-лучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных…» Все беззакония и жестокости совершаются под видом благочес-тия. Мириться с лицемерием и самодурством, среди которых возвышенная душа Катерины задыхается, героиня не в со-стоянии. И совершенно невозможен для молодой Кабано-вой, натуры честной и цельной, принцип «выживания» Вар-вары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Противостояние «горячего сердца» косности и ханжеству, даже если платой за такой бунт станет жизнь, критик Н. А. Добро-любов назовет «лучом света в темном царстве».

Трагическое положение ума и прогресса в мире невеже-ства и самодурства. Этот сложный вопрос раскрывается в пьесе посредством введения образа Кулигина, заботящегося об общем благе и прогрессе, но наталкивающегося на непо-нимание со стороны Диких: «… я бы все деньги для общест-ва и употребил, для поддержки. Работы надо дать мещанст-ву-то. А то руки есть, а работать нечего». Но те, кто имеет деньги, например Дикой, не спешит с ними расставаться, да еще и расписывается в своей необразованности: «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Невежество Феклуши находит глубокое «по-нимание» у Кабановой: «Вот у вас в этакой прекрасный ве-чер редко кто и за вороты-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, ог-ненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради ско-рости».

Подмена жизни по благодатным христианским запове-дям на слепое, фанатичное, «домостроевское» православие, граничащее с мракобесием. Совершенно разной предстает ре-лигиозность натуры Катерины, с одной стороны, и набож-ность Кабанихи и Феклуши, с другой. Вера молодой Каба-новой несет в себе созидательное начало, исполнена радос-ти, света и бескорыстия: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют … Или рано утром в сад уйду. Еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и пла-чу, и сама не знаю, о чем плачу; так меня и найдут. И об чем молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб-но, всего у меня было довольно». Жесткие религиозно-нрав-ственные постулаты и суровый аскетизм, столь чтимые Ка-банихой, помогают ей оправдывать свой деспотизм и жесто-кость.

Проблема греха. С религиозным вопросом тесно связа-на и тема греха, возникающая в пьесе не единожды. Супружеская измена становится непосильной ношей для совести Катерины, и потому женщина находит единственно для нее возможный выход — прилюдного покаяния. Но самой слож-ной проблемой становится решение вопроса о грехе. Большим грехом, чем самоубийство, Катерина считает жизнь среди «темного царства»: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» Материал с сайта

Проблема человеческого достоинства. Решение этой проблемы напрямую связано с основной проблемой пьесы. Лишь главная героиня своим решением покинуть этот мир отстаивает собственное достоинство и право на уважение. Молодежь города Калинова решиться на протест не в со-стоянии. Их моральной «силы» хватает только на тайные «отдушины», которые каждый находит для себя сам: Варвара тайком уходит гулять с Кудряшом, Тихон пьянствует, как только выходит из-под бдительной материнской опеки. Да и у других персонажей выбор небольшой. «Достоинство» мо-жет позволить себе только тот, кто имеет солидный капитал и как следствие — власть, к остальным же можно отнести со-вет Кулигина: «Что ж делать, сударь! Надо стараться угож-дать как-нибудь!»

H. А. Островский охватывает широкий круг нравствен-ных проблем, остро стоявших в современном ему купече-ском обществе, причем трактовка и осмысление их выходит за рамки конкретного исторического периода и получает об-щечеловеческое звучание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • нравственные проблемы пьесы гроза
  • сочинение проблематика пьесы островского гроза
  • . Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского гроза тезисы
  • какие нравственные уроки нам дает пьеса гроза
  • проблема долга и возмездия в пьесе островского гроза

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако его пьесы интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Так,именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя. Действие драмы Островского происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. "Пятьдесят лет я всякий день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется", – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Особенно учитывая то, что о высокой нравственности постоянно твердит Кабаниха- женщина, которая олицетворяет собой все «темное царство» Но почему же не стала жизнь в городе царством света и радости, а превратилась в "мир тюремного и гробового безмолвия"?

Существуют нравственные законы, нигде не прописанные,но выполняя которые, человек способен постичь душевное счастье, обрести свет и радость на земле. Как же выполняются эти законы в провинциальном волжском городке?

1. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег . Большие деньги Дикого развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю», - говорит он Кулигину Мы видим, что основа всего в городе –деньги. Им поклоняются. Основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала . Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

2.Основа нравственности – уважение к старшим, к родителям, к отцу и матери. Но этот закон в Калинове извращается, потому что заменяется запретом на свободу, на уважение. От самодурства Кабанихи больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена - мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи - слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» - угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Е е возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. «Так-то вы старших уважаете…» -то и дело говорит Кабанова, уважение же в ее понимании -страх. Бояться надо, считает она.

3. Великий закон нравственности- жить в гармонии со своим сердцем, по совести. Но в Калинове любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Любовь- это грех. А тайком бегать на свидания – можно. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают».. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь

4.В городе нет места искреннему чувству . Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она – бесчеловечный деспот и тиран.. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.».

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова.

5. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине . Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема - одна из основных в лирике Некрасова.

Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..

1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества . Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую….

…И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза» (1852 г.) Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям, выражать его думы и чаяния, обрушиваться с порицанием и беспощадной сатирой на его угнетателей . Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого пол эта, гонимого и преследуемого сильными мира сего. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.

2..В стихотворении «Поэт и гражданин»(1856г.) Некрасов полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Стихотворение построено как диалог. Диалог этот у Некрасова -внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель - погибнуть за Отчизну: «...иди и гибни безупречно».

Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию , без колебаний разоблачать и порицать пороки общества, как это делал и Гоголь, в день смерти которого написано стихотворение. Некрасов подчеркивает, что жизнь поэта, избравшего такой путь, неизмеримо более трудна, чем жизнь того, кто в своем творчестве избегает общественных проблем. Но в том и состоит подвиг истинного поэта, что он терпеливо переносит все невзгоды ради своей высокой цели. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным . С этим соглашается и Поэт - действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения .

3.. В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества :

Его еще покамест не распяли,

Но час придет - он будет на кресте,

4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу . Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,(1874г.) одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести.. Потому что жить можно только в служении народу, а не себе.

«Поэт в России больше,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России, это прежде всего, человек с активной жизненной позицией . И все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».


Пьеса «Гроза» была написана во второй половине 50-х гп XIX в., когда страна стояла на пороге общественно-политических и социальных перемен. Естественно, что Александр Николаевич Островский не мог не отреагировать на эти сдвиги. В этот сложный период, кроме «Грозы», драматург написал пьесы «Бесприданница», «Доходное место» и другие, в которых отразил свой взгляд на происходящее. В «Грозе» А. Н. Островский поднимает не столько социальные, сколько нравственные проблемы. Драматург показывает нам, как в личности вдруг просыпаются еще не известные до этого чувства и как меняется ее отношение к окружающей действительности. Конфликт между Катериной и «темным царством», показанный драматургом, - это противостояние законов Домостроя и стремления к свободе и счастью. Гроза в пьесе не просто природное явление, а символ душевного состояния героини. Катерина выросла и сформировалась как личность в страшных условиях Домостроя, но это не помешало ей противостоять калиновскому обществу. Для Островского было важно показать, что там, где губят любое проявление свободы, возможно появление сильного характера, стремящегося к своему счастью. Катерина всем сердцем стремится на волю. Особенно ярко это видно благодаря ее рассказу Варваре о своем детстве, когда она жила в атмосфере любви и понимания. Но Катерина еще не до конца понимает того нового отношения к миру, которое и приведет ее к трагическому концу: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Полюбив Бориса, она считает свои чувства греховными. Катерина видит в этом нравственное преступление и говорит, что душу «уже погубила». Но где-то внутри она понимает, что нет ничего безнравственного в стремлении к счастью и любви. Однако Кабаниха, Дикой и им подобные считают поступок Катерины именно таким: ведь она, замужняя женщина, нарушила моральные нормы, полюбив Бориса и начав тайно с ним встречаться. Однако что толкнуло ее на этот поступок? С детства Катерина была независимой, свободолюбивой натурой. В доме матери жила она словно птичка на воле. Но вот она попадает в дом мужа, где царит совсем иная атмосфера. Она говорит: «Да Здесь все как будто из-под неволи». На словах свекровь стремится к соблюдению моральных устоев, а на самом деле «домашних заела совсем». Кабаниха не признает ничего нового, не дает Тихону жить своим умом, притесняет невестку. Ей не важно, что на душе у Катерины, были бы соблюдены обычаи. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей», - писал о Катерине Добролюбов в своей статье «Лучик света в темном царстве». Тихон тоже не понимает душу Катерины. Это безвольный человек, который находится в полном подчинении у своей матери. Единственная его радость - вырваться из дома и погулять несколько дней. Дочь Кабановой Варвара не спорит с матерью, но обманывает ее, убегая по ночам гулять с Кудряшом. Таким образом, за внешним благочестием скрываются жестокость, ложь, безнравственность. И не одни Кабановы так живут. «Жестокие нравы в нашем городе», - говорит Кулигин. Катерина стремится к свободе и счастью. Она могла бы полюбить мужа, но он совершенно равнодушен к ее духовным запросам, ее чувствам. Он по-своему любит ее, но понять не может. Он не видит всей глубины отчаяния Катерины, когда она, полюбив Бориса, бросается к нему, к Тихону, просит взять ее с собой. Тихон отталкивает жену, мечтая погулять на свободе, и Катерина остается одна. В ней в происходит мучительная нравственная борьба. Воспитанная в религиозной семье, она считает великим грехом изменять мужу. Но желание жить полной жизнью, стремление самой решать свою судьбу, быть счастливой берут верх над моральными принципами. Однако с приездом Тихона начинаются нравственные страдания Катерины. Нет, она не раскаивается в том, что полюбила, она страдает, что вынуждена лгать. Ложь противна ее честной, искренней натуре. Еще раньше она признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Именно поэтому признается она Кабанихе и Тихону в своей любви к Борису. Но нравственная проблема не решена. Катерина остается в доме мужа, но для нее это равносильно смерти: «Что домой, что в могилу- все равно... В могиле лучше». Борис, оказавшийся слабым человеком, подчиненным своему дяде Дикому, отказывается взять ее с собой в Сибирь. Жизнь ее становится невыносимой. Так что же безнравственно? Жить с нелюбимым мужем, лгать, притворяться или открыто протестовать против ханжества и насилия? Катерина - «мужняя жена», по законам общества она не имеет права сама решать свою судьбу. Выхода для нее нет. И она решается на страшный шаг. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - ранее говорит Катерина Варваре. Так произошло, она не выдержала того гнета и притеснений в доме Кабанихи. По христианским законам самоубийство - страшный грех. Но, по мнению Катерины, еще больший грех-жить во лжи и притворстве. Кулигин, потрясенный гибелью Катерины, бросает в лицо ее угнетателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» В этих словах - оправдание ее самоубийства. Бог будет милосерднее к несчастной женщине, потому что во всем происшедшем виновата не она, а несправедливое, безнравственное устройство общества. Душа Катерины чиста и безгрешна. Перед смертью она думает лишь о своей любви - единственной радости в ее горькой жизни. И поэтому, несмотря на трагический финал, в «Грозе», по словам Добролюбова, «есть что-то освежающее и ободряющее», и самый характер Катерины «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели», недаром критик назвал ее «лучиком света в темном царстве».

А Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин. М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности. Между тем Островский, идя своим самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей.

Так, пьеса "Гроза" стала неожиданностью для многих. Л. Н. Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. А.П. Григорьев заметил, что в "Грозе" звучит протест против "существующего", который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" утверждал, что от образа Катерины в "Грозе" "веет на нас новой жизнью".

Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, "частной" жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала особая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И. Писарев: "Гроза" - картина с натуры, оттого она и дышит правдой".

Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги "Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу - все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется", - восхищается Кулигин. Казалось бы. и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали "мир тюремного и гробового безмолвия". Савел Дикой и Марфа Кабанова - это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она "грызет, долго и неотступно". Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она "не воет" на людях, провожая супруга.

Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она - бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.

Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела дня молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Както ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться. Катерина отвечает: "Обманывать-то я не умею, скрытьто ничего не могу".

Прямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит "темное царство" такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.

Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.

Так. уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: "Я скоро умру", она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: "Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я - к образам да богу молиться!".

После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.

Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: "Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?" И после этого мотив грозы уже не смолкает.

Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах ("у нас грозы частые") и вызывает гнев Дикого: "Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?". А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю", - купец и вовсе не находит что сказать, кроме: "А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!".

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза»

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако сегодня такие произведения, как «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие пьесы, интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Более подробно мне хотелось бы рассказать о пьесе «Гроза».

Символично, что в 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.

Проблема внешней и внутренней свободы становится в пьесе одной из центральных. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие», - уже в начале пьесы говорит Кулигин.

Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

Похожие публикации