Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Краткое содержание горе от ума последнее действие. "Горе от ума": пересказ по действиям

02e74f10e0327ad868d138f2b4fdd6f0

Повествование начинается ранним утром, когда служанка Лиза стучит в дверь спальни Софьи Фамусовой. Софья не одна – она всю ночь провела в разговорах с секретарем ее отца Молчалиным, но она не хочет, чтобы кто-то об этом знал.

Выходя из комнаты Софьи, Молчалин сталкивается с ее отцом. Фамусова очень интересует вопрос, что делает его секретарь в этом месте в столь ранний час.

А Софья, оставшись наедине с Лизой, вспоминает о том, как быстро пролетела ночь. Лизе смешно, и она напоминает Софье о ее прежнем увлечении – Александре Андреевиче Чацком, который 3 года назад отправился путешествовать и до сих пор не возвратился. Софья говорит о том, что увлечение Чацким – это ничто иное, как детское чувство, а сейчас ей нравятся люди чувствительные, робкие, скромные и аккуратные – то есть, такие, как Молчалин.

В этот момент появляется и сам Чацкий. Он приехал в дом к Фамусовым сразу с дороги, еще не успев побывать у себя дома. Софья не слишком рада появлению Чацкого. Тем более, что тот, расспрашивая Софью о прежних знакомых, совершенно случайно не очень хорошо отзывается о Молчалине. Фамусов тоже не проявляет особой радости, видя Чацкого. Он расспрашивает его о том, где тот был и что видел, но Чацкий обещает рассказать обо всем вечером, так как сейчас ему надо поехать домой.

В следующий раз появляясь в доме у Фамусова, Чацкий расспрашивает того про его дочь. Столь явный интерес к Софье не очень нравится Фамусову – тот подозревает, что Чацкий мечтает женится на Софье. И действительно, Чацкий задает ему вопрос о том, что бы Фамусов сказал, если бы Чацкий стал женихом Софьи. Фамусов отвечает, что для начала Чацкому надо разобраться в своих делах и сделать карьеру и ставит ему в пример своего покойного дядюшку и полковника Скалозуба, который как раз появляется в доме. Вот Скалозуба Фамусов считает вполне подходящим женихом для своей дочери – он хвалит его, чем раздражает Чацкого, высказывающего свое мнение о тех льстецах и крепостниках, которые так нравятся Фамусову.

В этот момент в комнату вбегает Софья и со словами «Ах, Боже мой, упал, убился!» бежит к окну. Оказывается, это Молчалин упал с лошади. Вскоре в комнату входит и сам Молчалин и успокаивает всех присутствующих, говоря о том, что он в порядке. Чацкого такое поведение Софьи удивляет и настораживает, но он не может поверить в то, что такие люди, как Молчалин, главными характеристиками которого являются «умеренность и аккуратность», могут нравиться Софье. Чацкий в разговоре с Молчалиным выясняет, что тот не имеет ни по какому вопросу собственного мнения, так как считает, что в его возрасте и в его положении еще нельзя иметь собственное суждение.

У Фамусовых собираются гости. Одна из гостей, старуха Хлестова, хвалит Молчалина (Молчалин – единственный из молодых людей, кто обратил внимание на ее собачку). Чацкий в разговоре с Софьей не может смолчать по этому поводу. Она злится на Чацкого – ее задевает такое его отношение к Молчалину, и потому она мстит ему – говорит гостям о том, что он, скорее всего, сошел с ума. Вскоре слух разносится среди всех гостей. Узнает об этом и Чацкий, которого волнует вопрос о том, слышала ли это Софья – он даже и мысли не допускает, что это именно Софья распространила эту сплетню.

В вестибюле, где за колонной прячется Чацкий, появляется Лиза. За ней бредет Молчалин. Лиза просит его пойти к Софье, но он отвечает, что ему нравится Лиза, а за Софьей он ухаживает только потому, что служит у ее отца и хочет сделать карьеру. Эти слова слышит Софья, которая обличает Молчалина и требует, чтобы он немедленно покинул дом. Чацкий тоже уже не в силах молчать. Он высказывает Софье свое негодование. Тут же появляется Фамусов, услышавший шум. Он грозится отправить Софью «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», а Лизу - на птичник. Чацкий, не в силах больше находится в этом доме, где действительно, слушая Фамусова и тех, кто ему нравится, можно сойти с ума, покидает его, чтобы никогда не возвращаться. А после всего случившегося Фамусова интересует только одно: что скажут по этому поводу те представители света, которых он уважает.

Главным замыслом произведения «Горе от ума» является иллюстрация подлости, невежества и раболепия перед чинами и традициями, противостояли которым новые идеи, подлинная культура, свобода и разум. Главный герой Чацкий выступил в пьесе представителем того самого демократически настроенного общества молодых людей, которые бросали открытый вызов консерваторам и крепостникам. Все эти тонкости, бушевавшие в общественно-политической жизни, Грибоедову удалось отразить на примере классического комедийного любовного треугольника. Примечательно, что основная часть произведения, описанного творцом, происходит в течение всего одного дня, а сами персонажи Грибоедовым отображены очень ярко.

Многие современники писателя удостоили его рукопись искренней похвалой и ратовали перед царем за разрешение опубликовать комедию.

История написания комедии «Горе от ума»

Идея написания комедии «Горе от ума» посетила Грибоедова во время пребывания в Петербурге. В 1816 году он вернулся в город из-за границы и оказался на одном из светских приемов. Глубокое внутреннее возмущение у него вызвала тяга русских людей к иностранному, после того, как он заметил, что знать города преклоняется перед одним из заграничных гостей. Писатель себя не сдержал и выказал свое негативное отношение. Тем временем, кто-то из приглашенных, не разделивших его убеждений, парировал, что Грибоедов сумасшедший.

События того вечера легли в основу комедии, а сам Грибоедов стал прототипом главного героя Чацкого. Работу над произведением писатель начал в 1821 году. Трудился он над комедией в Тифлисе, где проходил службу при генерале Ермолове, и в Москве.

В 1823 году работа над пьесой была закончена, и писатель стал зачитывать ее в московских литературных кругах, попутно получая восторженные отзывы. Комедия с успехом расходилась в виде списков среди читающего населения, но впервые она была опубликована только в 1833 году, после прошения министра Уварова к царю. Самого писателя к тому времени в живых уже не было.

Анализ произведения

Основной сюжет комедии

Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий - друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения - женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно. Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми. Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

Герои комедии «Горе от ума»

Это главный герой комедии Грибоедова. Он потомственный дворянин, во владении которого находится 300 - 400 душ. Чацкий рано остался сиротой, а поскольку его отец был близким другом Фамусова, с детства он воспитывался вместе с Софьей в доме Фамусовых. Позже ему стало скучно у них, и вначале он поселился отдельно, а после и вовсе уехал странствовать по миру.

С детства Чацкий с Софьей дружили, но он испытывал к ней не только дружеские чувства.

Главный герой в комедии Грибоедова не глупый, остроумный, красноречивый. Любитель насмешек над глупыми, Чацкий был либералом, который не желает прогибаться перед начальством и прислуживать высшим чинам. Именно поэтому он не служил в армии и не являлся чиновником, что для эпохи того времени и его родословной - редкость.

Фамусов - мужчина в возрасте с сединой в висках, дворянин. Для своего возраста он очень бодр и свеж. Павел Афанасьевич вдовец, из детей у него единственная Софья, 17 лет от роду.

Чиновник состоит на государственной службе, он богатый, но при этом ветреный. Фамусов без стеснения пристает к собственным служанкам. Характер у него взрывной, неугомонный. Павел Афанасьевич брюзглив, но с нужными людьми, он умеет проявлять должную вежливость. Примером тому является его общение с полковником, за которого Фамусов желает выдать замуж дочь. Ради своей цели он готов на все. Подчинение, раболепие перед чинами и низкопоклонство для него характерны. Также он дорожит мнением общества о себе и своем семействе. Читать чиновник не любит и образование не считает чем-то очень важным.

Софья - дочь богатого чиновника. Симпатичная и образованная в лучших правилах московского дворянства. Оставшись рано без матери, но находясь на попечении гувернантки мадам Розье, она читает французские книги, танцует и играет на фортепиано. Софья девушка непостоянная, ветреная и легко увлекающаяся молодыми мужчинами. При этом она доверчивая и очень наивная.

В ходе пьесы видно, что она не замечает того, что Молчалин ее не любит и находится с ней рядом из-за собственных выгод. Отец называет ее срамницей и бесстыдницей, сама же Софья считает себя умной и не трусливой барышней.

Секретарь Фамусова, который проживает у них в доме - это холостой молодой мужчина родом из очень бедной семьи. Свой дворянский титул Молчалин получил лишь в ходе службы, что в те времена считалось допустимым. За это Фамусов периодически называет его безродным.

Фамилия героя, как нельзя лучше, соответствует его характеру и темпераменту. Он не любит разговаривать. Молчалин ограниченный и очень глупый человек. Он ведет себя скромно и тихо, почитает чины и старается угодить всем, кто находится в его окружении. Делает это исключительно из выгоды.

Свое мнение Алексей Степанович никогда не высказывает, за счет чего окружающие считают его вполне симпатичным молодым человеком. На самом деле, он подлый, беспринципный и трусливый. В конце комедии становится ясно, что Молчалин влюблен в служанку Лизу. Признавшись ей в этом он получает порцию праведного гнева от Софьи, но характерное для него лизоблюдство, позволяет ему остаться на службе у ее отца и дальше.

Скалозуб — второстепенный герой комедии, он безынициативный полковник, который хочет стать генералом.

Павел Афанасьевич относит Скалозуба к категории завидных московских женихов. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность.

Служанка Лиза

Лизанька — обычная служанка в фамусовском доме, но при этом занимает достаточно высокое место среди других литературных персонажей, и ей отведено достаточно много различных эпизодов и описаний. Автор подробно описывает, что делает Лиза и что и как она говорит. Она заставляет признаваться в своих чувствах других героев пьесы, провоцирует их на определенные поступки, подталкивает к различным решениям, важным для их жизни.

Господин Репетилов появляется в четвертом действии произведения. Это второстепенный, но яркий персонаж комедии, приглашенный на бал к Фамусову по случаю именин его дочери Софьи. Его образ - характеризует человека, который выбирает легкий путь в жизни.

Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий - светский кутила без чинов и почестей, однако умеющий, и любящий быть приглашенным на все приёмы. За счёт своего дара - быть угодным «ко двору».

Спешащий побывать в центре событий, «как бы» со стороны, второстепенный герой А.С. Грибоедова, Антон Антонович, собственной персоны, оказывается приглашенным на вечер в дом Фаустувых. С первых же секунд действия с его персоной становится ясно - Загорецкий - тот ещё «кадр».

Мадам Хлестова - также один из второстепенных персонажей комедии, но всё же её роль весьма колоритна. Это женщина уже преклонных лет. Ей от роду 65. У неё есть собачка-шпиц и темнокожая служанка - арапка. Хлестова в курсе последних сплетен двора и охотно делится собственными историями из жизни, в которых легко рассказывает о других персонажах произведения.

Композиция и сюжетные линии комедии «Горе от ума»

При написании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал характерный для данного жанра прием. Здесь мы можем увидеть классический сюжет, где на руку одной девушки претендуют сразу двое мужчин. Образы их тоже классические: один скромный и почтительный, второй - образованный, горделивый и уверенный в собственном превосходстве. Правда, в пьесе Грибоедов немного по-другому расставил акценты в характере героев, сделав симпатичным для того общества, именно Молчалина, а не Чацкого.

В течение нескольких глав пьесы идет фоновое описание жизни в доме Фамусовых и только в седьмом явлении начинается завязка любовного сюжета. Достаточно подробное длительное описание в ходе пьесы повествует всего лишь об одном дне. Длительного развития событий здесь не описывается. Сюжетных линий в комедии две. Это конфликты: любовный и социальный.

Каждый из образов, описанных Грибоедовым, многогранен. Интересен даже Молчалин, к которому, уже у читателя, возникает неприятное отношение, но явного отвращения он не вызывает. За ним интересно наблюдать в различных эпизодах.

В пьесе, несмотря на взятие основополагающих конструкций, для построения сюжета имеются определенные отступления, и явно прослеживается, что комедия была написано на стыке сразу трех литературных эпох: процветающего романтизма, зарождающегося реализма и отмирающего классицизма.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» получила свою популярность не только за использование классических приемов построения сюжета в нестандартных для них рамках, в ней были отражены явные изменения в обществе, которые тогда только зарождались и пускали свои первые ростки.

Интересно произведение еще и тем, что оно разительно отличается от всех других трудов, написанных Грибоедовым.

Краткое содержание

Действующие лица:

Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте.

София Павловна - его дочь.

Лизанька - служанка.

Алексей Степанович Молчалин - секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Горичи - Наталья Дмитриевна, молодая дама, и Платон Михайлович, ее муж.

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерьми.

Хрюмины - Графиня-бабушка и Графиня-внучка. Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

Действие происходит в Москве, в доме Фамусова.

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 1

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии. Лизанька спит в кресле. Утро.

Лизанька просыпается. София не отпустила ее спать, потому что ждала друга - Молчалина. Лизанька должна была проследить, чтобы Софию и Молчалина не застали во время свидания. Лизанька боится, что может войти отец Софии, и стучит к ней в комнату. София спрашивает время, Лизанька ей отвечает, что уже «седьмой, осьмой, девятый» час, но София ей не верит. Лизанька переводит часы, чтобы они начали бить.

Явление 2

Появляется Фамусов, начинает заигрывать с Лизой, «жмется к ней». Лиза просит его прекратить «баловство», потому что в любой момент может кто-нибудь войти. Фамусов отвечает, что София спит, а кроме нее сюда некому прийти. Лиза рассказывает, что София только сейчас заснула, а всю ночь читала книги. Фамусов: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Лиза просит Фамусова уйти, потому что боится, как бы он не разбудил Софию, говорит ему о чутком сне девушек. София зовет Лизу из своей комнаты. Фамусов уходит на цыпочках. Лиза облегченно: «Ушел… Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Явление 3

Лиза, София со свечкой, за ней Молчалин.

София не заметила, как пролетела ночь. Лиза начинает их с Молчалиным укорять в том, что они так задержались. В доме уже все проснулись, начата уборка. София: «Счастливые часов не наблюдают». Лиза торопит Молчалина с уходом. Тот в дверях сталкивается с Фамусовым.

Явление 4

София, Лиза, Молчалин, Фамусов.

Фамусов удивлен присутствием Молчалина в комнате вместе с Софией в столь ранний час. Молчалин говорит, что возвращается с прогулки. Фамусов предлагает ему «для прогулок подальше выбрать закоулок». Он недоволен также Софией, которая «чуть из постели прыг, с мужчиной!»; причину столь неподобающего поведения он видит в ее увлечении книгами: «…а все Кузнецкий мост и вечные французы, откуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!» София говорит, что вошла в комнату, услышав голос отца. Фамусов считает себя обманутым дочерью. София почти плачет. Ее отец рассказывает, скольких забот стоило воспитание дочери, он вспоминает ее гувернантку, которая за лишних пятьсот рублей ушла к другим господам. Себя Фамусов считает примером для подражания дочери: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца. Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем; однако бодр и свеж, и дожил до седин, свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!» Лиза пытается вставить слово. Фамусов ее перебивает. Он говорит, что напрасно сейчас дочерей стали учить танцам, и пению, и нежностям. Он напоминает о своих благодеяниях Молчалину: «И будь не я, коптел бы ты в Твери». София пытается заступиться за Молчалина, говорит, что тот случайно здесь оказался («Шел в комнату, попал в другую»). София начинает рассказывать отцу свой сон, который, по ее словам, ее встревожил. Ей снился луг, на котором она встретила молодого человека, вкрадчивого, умного, но робкого, потому что был «в бедности рожден». Отец сразу ей замечает, что, кто беден, тот ей не пара. София продолжает рассказывать. Вдруг во сне пропали луг и небеса и появился бледный Фамусов со вставшими дыбом волосами. Какие-то «не люди и не звери» начали мучить Софию и ее молодого человека, который для нее был дороже всех сокровищ.

Во сне София стремится к возлюбленному, но отец тащит ее в другую сторону. Все это сопровождается стоном, ревом, хохотом чудовищ. В этот момент она проснулась и услышала голос отца. Фамусов считает сон «странным» и предлагает Молчалину: «Идем бумаги разбирать». Тот отвечает, что как раз шел с бумагами к нему. Фамусов советует Софии выкинуть сон из головы и уснуть, а сам решает заняться делами: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их; дай волю вам, оно бы и засело; а у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Он уходит вместе с Молчал иным.

Явление 5

София и Лиза.

Лиза предупреждает Софию, что отец может ее запереть, а Лизу и Молчалина вообще прогнать со двора. Она говорит, что Фамусов, «как все московские», хотел бы для Софии мужа со звездами и в чинах. «Вот, например, полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы». София: «Он слова умного не выговорил сроду, - мне все равно, что за него, что в воду». Лиза соглашается, что Скалозуб не больно-то умен, и вспоминает Чацкого, который «чувствителен, и весел, и остер». Она вспоминает, как Чацкий плакал перед отъездом, потому что не был уверен в постоянстве Софии. София перебивает Лизу, она вспоминает, что они действительно росли вместе с Чацким, потом он полюбил ее, но уехал путешествовать. «Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» София сравнивает с Чацким Молчалина, которого она любит: «Молчалин за других себя забыть готов, враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело ночь целую с кем можно так провесть!.. Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит». Лиза вспоминает при этих словах тетушку Софии, от которой сбежал француз, а та с горя забыла покрасить волосы «и через три дни поседела», и заразительно хохочет. София с горечью замечает, что и о ней так же будут говорить. Лиза объясняет, что только хотела развеселить Софию своим смехом.

Явление 6

Слуга докладывает о Чацком.

Явление 7

Чацкий: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Он целует руку Софии. Чацкий рассказывает, как торопился к Софии, а она вот, дескать, встречает его так холодно. Лиза говорит, что они только что вспоминали его с Софией. Та подтверждает, что упреков Чацкого не заслужила, и говорит, что расспрашивала о нем всех приезжих. Чацкий вспоминает их детские забавы. Он уверяет Софию в том, что она «расцвела прелестно», и хочет знать - не влюблена ли она? София смущается. Чацкий говорит о Москве, начинает иронизировать над их общими знакомыми. «Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщем пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!» София замечает, что ему нужно поговорить с тетушкой, «чтоб всех знакомых перечесть». Чацкий рассуждает о воспитании в московских домах: «Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Вспоминает их учителя, который внушал, «что нам без немцев нет спасенья». Он иронизирует над обычаем говорить на смеси французского и русского языков: «Господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий спрашивает о Молчалине: «Еще ли не сломил безмолвия печати?.. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». После этого София тихо замечает: «Не человек, змея!» Она спрашивает Чацкого, отзывался ли он о ком-нибудь хорошо, хотя бы по ошибке. Того удивляет такая реакция на его слова. Он признается Софии в любви и уверяет ее, что не хочет своими словами навредить кому-нибудь: «Ум с сердцем не в ладу… Велите ж мне в огонь: пойду как на обед». Теперь иронизирует София: «Да, хорошо - сгорите, если ж нет?»

Явление 8

Входит Фамусов. София бросает ему, что сон был в руку, и уходит.

Явление 9

Фамусов радушно здоровается с Чацким. Тот отпускает комплимент Софии. Фамусов просит его рассказать о своем путешествии. «Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли». Чацкий собирается уходить, потому что еще не был дома, но обещает прийти через час и все рассказать. Выходя, он опять восторгается красотой Софии.

Явление 10

Фамусов пытается понять, кто из двух молодых людей будет выбран Софией. «Тот нищий, этот франт-при- ятель; отъявлен мотом, сорванцом; что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» Уходит.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление 1

Фамусов диктует слуге список визитов на неделю. Во вторник он зван на обед. «То бережешься, то обед: ешь три часа, а в три дни не сварится!.. В четверг я зван на погребенье… Но память по себе намерен кто оставить житьем похвальным, вот пример: покойник был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат; переженил детей, внучат; скончался, все о нем прискорбно поминают… Пиши в четверг, одно уж к одному… я должен у вдовы, у докторше, крестить».

Явление 2

Входит Чацкий. Чацкий видит озабоченность Фамусова и спрашивает, не случилось ли чего-нибудь с Софией Павловной. Фамусов раздосадован, что Чацкий все время говорит о ней. «…Не хочешь ли жениться?» Чацкий хочет знать, что Фамусов ответил бы ему, если бы он сделал предложение Софии. Фамусов: «Сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное, поди-тка послужи». Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов называет Чацкого гордецом и рассказывает поучительную историю своего покойного дяди, Максима Петровича. Как-то на приеме старик оступился и упал. Он «заохал», но был пожалован высочайшей улыбкой. Тогда старик опять упал, уже нарочно, «хохот пуще», так он и в третий раз упал. Фамусов называет это очень смышленым поступком, потому что благодаря этому дядя сделал карьеру при дворе. «Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович!» Чацкий говорит, что сейчас уже так карьеру не сделаешь: «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи… Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов…» Фамусов считает эти взгляды Чацкого слишком вольными, он все время перебивает его и под конец затыкает уши, чтобы не слышать такой крамолы.

Явление 3

Слуга докладывает о приходе полковника Скалозуба. Фамусов сначала его не слышит, потому что у него заткнуты уши. Услышав, что говорит слуга, он спохватывается: «Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад». Слуга уходит. Фамусов просит Чацкого не высказывать при полковнике своих взглядов. Из слов Фамусова видно, что он считает Скалозуба завидной партией для Софии. Узнав, что Скалозуб прошел в его кабинет, Фамусов спешит туда.

Явление 4

Чацкого удивила суета Фамусова по поводу Скалозуба. Он думает, что, возможно, привязанность Софии к полковнику была причиной ее холодности с ним.

Явление 5

Фамусов радушно принимает полковника, суетится вокруг него. Скалозуб отвечает ему короткими фразами и часто невпопад. На вопрос Фамусова, кем доводится ему Настасья Николаевна, тот отвечает: «Не знаю-с, виноват; мы с нею вместе не служили». Для Фамусова родство очень важно, почти все его служащие - родственники, «все больше сестрины, свояченицы детки… как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку». Только Молчалина Фамусов взял из-за его деловых качеств. Фамусов заговаривает о брате Скалозуба, вместе с которым полковник отличился в тринадцатом году. Скалозуб рассказывает, что брат неожиданно оставил службу - «чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Скалозуб доволен своей службой: он занимает места тех, кого увольняют или убивают. Фамусов говорит полковнику, что ему пора подумать о женитьбе. Тот не возражает. Фамусов замечает, что «в Москве ведь невестам перевода нет». И добавляет: «На все свои законы есть: вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених». Фамусов рассуждает о московском хлебосольстве, когда в доме принимают всех: «и званых и незваных… хоть честный человек, хоть нет». Он похвально отзывается о московской молодежи, которая в пятнадцать лет учителей научит.

А наши старички??

- Как их возьмет задор,

Засудят об делах, что слово - приговор, -

Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их… беда!

Не то чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже!.. Нет.

А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и… разойдутся.

Прямые канцлеры в отставке - по уму!

Я вам скажу: знать, время не приспело,

Но что без них не обойдется дело. -

А дамы? - сунься кто, попробуй, овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет судей;

За картами когда восстанут общим бунтом,

Дай Бог терпение, - ведь сам я был женат.

Скомандовать велите перед фруктом!

Присутствовать поюлите их в Сенат!

Ирина Власьевна!

Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна!

Пульхерия Андревна!

А дочек кто видал, - всяк голову повесь,

Его величество король был прусский здесь;

Дивился не путем московским он девицам,

Их благонравью, а не лицам.

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой, Ф

ранцузские романсы вам поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва.

Скалозуб и Фамусов сходятся во мнении, что пожар хорошо сказался на Москве, потому что построено много новых домов и дорог. Чацкий: «Дома новы, но предрассудки стары». Фамусов просит Чацкого воздержаться от таких замечаний. Обращаясь к Скалозубу, Фамусов сожалеет, что Чацкий не служит, потому что «он малый с головой». Чацкий просит говорить о ком-нибудь другом, Фамусов замечает, что он высказывает общее мнение. Чацкий:

А судьи кто?

- За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая о себе:

Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, уокины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,

Для замыслов каких-то непонятных,

Детей возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и дратси

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, З

аставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры, все Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется: враг исканий,

Не трйбуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! -

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, -

Кричали женщины ура!

И в воздух чепчики бросали!

Фамусов опасается, что Чацкий такими вольными речами накличет на него беду. Он уходит в кабинет и приглашает с собой Скалозуба.

Явление 6

Из всей страстной речи Чацкого Скалозуб отметил только то, что тот заметил пристрастное отношение москвичей к гвардии. Он считает, что Первая армия ничуть на хуже. У них тоже красивая форма и некоторые офицеры даже говорят по-французски.

Явление 7

София видит через окно падение Молчалина с лошади. Она падает в обморок. Скалозуб идет посмотреть, что с Молчалиным.

Явление 8

Чацкий и Лиза приводят в чувство Софию. Она выговаривает Чацкому за то, что он не пошел помочь Мол- чалину. Тот отвечает, что Молчалин давно на ногах, а вот ее он действительно не мог оставить без помощи. София хочет бежать к Молчалину, но Лиза останавливает ее, сообщая, что тот жив и здоров. Чацкий замечает, что София волнуется так, будто теряет единственного друга.

Явление 9

Входят Скалозуб и Молчалин с повязанной рукой. Скалозуб сообщает, что у Молчалина только слегка ушиблена рука. София пытается оправдать свой обморок и рассказывает, что происшествия с другими ее всегда сильно волнуют. Чацкий по поведению Софии предполагает, что она влюблена в Молчалина. Он уходит. Скалозуб уходит в кабинет к Фамусову.

Явление 10

София спрашивает у Скалозуба, будет ли он у них вечером (к ним «съедутся домашние друзья»). Скалозуб отвечает: «Явлюсь, но к батюшке зайти я обещался», прощается и уходит.

Явление 11

Лиза и Молчалин упрекают Софию в несдержанности. Они боятся насмешек не только Чацкого, но и Скалозуба. София не хочет обращать внимание на общественное мнение. Молчалин советует ей быть осторожнее, потому что откровенность им может повредить: «Ах! Злые языки страшнее пистолета». Лиза советует Софии уйти к батюшке и там беззаботно поговорить с гостями. Та уходит.

Явление 12

Молчалин начинает заигрывать с Лизой. Он предлагает ей подарки: помаду, духи. Лиза: «Скажите лучше, почему вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?» Молчалин просит ее прийти к нему в обед. Уходит.

Явление 13

София говорит Лизе, что у отца уже никого нет, что она плохо себя чувствует, и просит Лизу прислать к ней в обед Молчалина.

Явление 14

Лиза: «Ну! люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. А я… одна лишь я любви до смерти трушу. - А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление 1

Чацкий решает узнать у Софии, кого она любит. Входит София. На вопрос Чацкого она отвечает, что любит весь свет, и упрекает Чацкого в излишней резкости и желчности. Чацкий решает «притвориться» и начинает хвалить Молчалина, чтобы узнать мнение Софии о нем. Он допускает, что в Молчалине могут быть многие достоинства, но тот не может ее любить сильнее его. В ответ на его страстную речь София замечает про себя, что она нехотя свела его с ума. София советует Чацкому лучше узнать Молчалина, чтобы увидеть его достоинства: скромность, молчаливость, умение не поддаваться своим чувствам. Слушая перечисление достоинств Молчалина, Чацкий не видит в них ни одного стоящего. Он решает, что София Молчалина не уважает и не ценит. Тогда Чацкий заговаривает о Скалозубе, но о том София сразу говорит, что это «герой не ее романа».

Явление 2

Входит Лиза и шепотом сообщает Софии, что к ней в комнату сейчас придет Молчалин. София говорит Чацкому, что ее ждет парикмахер, и собирается уйти. Чацкий пытается еще поговорить с ней, но София спешит уйти, объясняя Чацкому, что вечером у них будут гости, поэтому она торопится к парикмахеру. Напоследок Чацкий просит у Софии разрешения зайти к ней в комнату, потому что у него связано с ней много воспоминаний. София пожимает плечами и уходит.

Явление 3

Чацкий удивляется выбору Софии. Он не понимает, чем мог понравиться ей услужливый и скромненький Молчалин. Входит Молчалин, Чацкий заговаривает с ним. Молчалин кратко сообщает, что за время отсутствия Чацкого он получил три награждены!. Умеренность и аккуратность - эти два качества Молчалин считает своим талантом. Молчалин рассказывает Чацкому, что в Москве его жалели после разрыва с министрами в Петербурге. Он заговаривает об известной всем Татьяне Юрьевне, обладающей обширными знакомствами. Чацкий сухо замечает, что он с нею не знаком, но слышал, что это вздорная особа. Молчалин советует Чацкому съездить к ней: «Мы покровительство находим, где не метим… Как обходительна! добра! мила! проста! Балы дает нельзя богаче, от рождества и до поста, и летом праздники на даче». Он предлагает Чацкому служить в Москве: «и награжденья брать, и весело пожить». Чацкий не собирается смешивать два этих ремесла. Молчалин восторгается Фомой Фомичом, который при трех министрах был начальником отделенья. Чацкий считает его глупым человеком и говорит, что не читал его: «Я глупостей не чтец, а пуще образцовых». Молчалин читал его с удовольствием, но своего мнения не говорит, потому что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь». Чацкий удивляется тому, что для Молчалина святы только чужие мнения. Молчалин отвечает, что прислушивается к чужому мнению, потому что в чинах он небольших. Чацкий почти громко говорит, что София, видно, смеялась над ним, когда говорила о своей привязанности к человеку с такими чувствами и с такой душой.

Явление 4

Вечер. Распахнуты все двери, кроме двери в спальню к Софии. В доме идут приготовления к приему гостей. Слуга просит передать Софии, что приехала Наталья Дмитриевна. Все, кроме Чацкого, уходят.

Явление 5

Наталья Дмитриевна не сразу узнает Чацкого, потому что не знала, что он уже в Москве. Тот говорит ей обычные комплименты. Она сразу сообщает о своем замужестве. Наталья Дмитриевна хорошо отзывается о своем муже, уверена, что он понравится Чацкому: «теперь в отставке, был военный», все говорят, что если бы он не оставил службу, то уже стал бы московским комендантом.

Явление 6

Оказывается, что Чацкий хорошо знаком с мужем Натальи Дмитриевны. Они пытаются поговорить, но она все время отвечает за мужа и не дает ему вставить слово, постоянно говоря о его плохом здоровье. Только в конце он успевает со вздохом сказать, что раньше у него было славное житье.

Явление 7

Приезжают князь и княгиня Тугоуховские и их шестеро дочерей. Наталья Дмитриевна с приехавшими женщинами живо обсуждает наряды. Княгиня, узнав, что Чацкий холост, отправляет князя звать его к ним на обед. Князь идет к Чацкому. В это время княгиня узнает, что Чацкий небогат, и громко зовет плохо слышащего князя обратно.

Явление 8

Приезжает графиня Рюмина с внучкой. Графиня- внучка узнает Чацкого, с которым была знакома. Она спрашивает у него, не женился ли он за границей, потому что многие путешественники женятся за границей на модистках. Чацкий отвечает, что их нельзя упрекать в этом, потому что они просто предпочли оригиналы копиям.

Явление 9

Множество гостей, среди которых Загорецкий. Выходит София. Загорецкий сообщает Софии, что с трудом достал для нее билет на завтрашний спектакль. Загорецкий подходит к мужчинам, и Платон Михайлович рекомендует его Чацкому: «…человек он светский, отъявленный мошенник, плут: …при нем остерегись: переносить горазд, и в карты не садись: продаст». Рекомендация не смущает Загорецкого. Чацкий отмечает, что, кроме честности, есть и другие достоинства: «Ругают здесь, а там благодарят». Платон Михайлович замечает, что здесь ругают везде и всюду принимают.

Явление 10

Те же и Хлестова.

Хлестова рассказывает, что Загорецкий, благодаря жульничеству, выиграл для нее в карты девочку-арапку. Она называет его «лгунишкой, картежником и вором». Эти слова пронимают даже Загорецкого, и он исчезает. Хлестова называет Загорецкого мастером услужить. Чацкий, смеясь, говорит Платону Михайловичу, что таких похвал даже Загорецкий не выдержал, пропал. Хлестова узнает у Софии, кто этот молодой человек, и замечает, что ему грех смеяться над старухой. Вспоминая Чацкого ребенком, она говорит: «Я за уши его дирала, только мало».

Явление 11

Те же и Фамусов.

Входит Фамусов и громко спрашивает Скалозуба

Явление 12

Те же и Скалозуб, потом Молчалин.

Фамусов знакомит Скалозуба с Хлестовой. Тот пытается объяснить ей различия в мундирах у разных полков. Фамусов уводит Скалозуба и князя играть в вист. Молчалин предлагает Хлестовой сыграть в карты. Он хвалит собачку графини, говорит, что с удовольствием гладил ее шелковую шерстку. Хлестова сердечно благодарит его за внимание. Хлестова уходит, за ней Молчалин и многие другие.

Явление 13

Чацкий иронично замечает, что Молчалин разогнал тучу. София отвечает, что, чем бы Чацкий ни начал речь, все равно он кончит злостью. Чацкий называет Молчалина громоотводом для сердитых старух. Только он умеет так мирно все уладить, тут моську погладить, там карты предложить. Чацкий уходит.

Явление 14

София про себя думает о Чацком, что он всегда ее расстраивает своими унизительными для других словами. Она называет его завистливым, гордым и злым. К ней подходит г. N и спрашивает, как она нашла Чацкого. София: «Он не в своем уме». Господин N буквально понимает ее слова и спрашивает, почему София так решила. Она отвечает, что ей так кажется. София: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Уходит.

Явление 15

Г. N и г. Б обсуждают новость о сумасшествии Чацкого. Г. Б уходит поговорить об этом с другими.

Явление 16

Г. Б спрашивает у Загорецкого, слышал ли он, что Чацкий сошел с ума. Загорецкий отвечает, что того посадил в «желтый дом» дядя и на прием он приехал прямиком оттуда. Г. D уходит обсудить эту новость с другими.

Явление 17

Загорецкий сообщает новость о Чацком Графине- внучке. Та отвечает, что и сама заметила, что с Чацким не все ладно.

Явление 18

Графиня-внучка пытается рассказать бабушке новость о Чацком. Та просит говорить громче, потому что у нее заложило уши. Графиня-внучка уходит, предлагая Загорецкому все растолковать ее бабушке.

Явление 19

Загорецкий пытается рассказать все Графине-ба- бушке, но та ничего не слышит. Он уходит.

Явление 20

Графиня-бабушка и Князь Тугоуховский обсуждают новость. Графиня решает, что Чацкого следует забрить в солдаты.

Явление 21

Все гости обсуждают сумасшествие Чацкого. Каждый вспоминает колкости, которые им сказал тот, и видят в этом подтверждение новости. Начинают предполагать, что он сошел с ума оттого, что много пил шампанского. Договариваются до того, что он пил его бочками. Фамусов: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Княгиня, Хлестова и Скалозуб соглашаются, что от ученья только вред. Фамусов: «Забрать все книги бы да сжечь». Хлестова замечает, что ей жаль Чацкого, от чего бы он ни сошел с ума. Фамусов и Хлестова спорят о количестве душ у Чацкого.

Явление 22

Входит Чацкий. Все опасливо замолкают. Фамусов советует Чацкому поспать, потому что он, видно, заболел. Чацкий сознается, что его мучает в груди мильон терзаний. Он рассказывает Софии, как у него тяжело на душе. Та интересуется, что его разгневало. Он начинает рассказывать о своей встрече в другой комнате с французом из Бордо. Тот ехал в Россию со страхом, потому что считал ее страной варваров. Но, приехав сюда, он не встретил «ни звука русского, ни русского лица». Он чувствует себя здесь маленьким царьком, любое слово которого встречает восторженный прием у женщин. Чацкому хотелось бы уничтожить этот дух «пустого, рабского, слепого подра- жанья». Он считает, что пора отказаться от этой моды и вернуться к своим русским корням, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Когда он попробовал высказать эти мысли, то люди просто не захотели его слушать и отошли от него. Ему горько, что успехом пользуется тот, у кого в голове можно найти только пять-шесть здравых мыслей. Пока он это говорил, все разошлись и стали усиленно танцевать вальс. Старики отошли к карточным столам.

ДЕЙСТВИЕ 4

Парадные сени в доме Фамусова. Ночь. Слабое освещение.

Явление 1

Уезжают Графиня-бабушка и Графиня-внучка. Гра- финя-бабушка торопит внучку: «Когда-нибудь я с бала да в могилу».

Явление 2

Уезжают Горичи. Наталья Дмитриевна говорит, что было весело, а Платон Михайлович сознается, что скучает на балах. Жена считает его скуку притворством. Платон Михайлович: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька; и кто жениться нас неволит!»

Явление 3

Чацкого разочаровал этот вечер: «…чего я ждал? что думал здесь найти? где прелесть эта встреч? участье в ком живое?» Лакей не может найти карету Чацкого.

Явление 4

В сени вбегает Репетилов и падает на входе. Он рад встрече с Чацким, говорит, что вернее его тот не найдет себе друга. Репетилов сознается, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным. Того удивляет такое самоуничижение. Репетилов рассказывает Чацкому, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми. Все объяснять Репетилову было недосуг. Он только упомянул, что в собраниях участвует князь Григорий, который во всем подражает англичанам, другой - Воркулов Евдоким - прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: «отрывок, взгляд, и нечто - обо всем». Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру - простят…»

Явление 5

В сени спускается Скалозуб. Репетилов кидается ему навстречу. Чацкий уходит в швейцарскую. Репетилов и Скалозубу рассказывает о собраниях тайного общества. Скалозуба такие ученые собрания не привлекают. Репетилов рассказывает, что он тоже в молодости все думал о службе. В то время в министры метил немец барон фон Клоц. Репетилов проигрывал барону и его жене большие суммы в карты. Построил себе дом рядом с их домом, женился на дочке барона. Но ничего это ему не дало: «приданого взял - шиш, по службе - ничего». Барон боялся оказывать покровительство своему родственнику.

Явление 6

Репетилов и не заметил, когда ушел Скалозуб. Теперь его слушает Загорецкий. Тот рассказывает Репети- лову новость о сумасшествии Чацкого. Репетилов отказывается в это поверить, называет это чепухой, враньем и дичью.

Явление 7

Загорецкий и Княгиня с княжнами обсуждают сумасшествие Чацкого. Молчалин ведет под руку Хлестову. Репетилов поначалу с ними не соглашается, но потом готов признать Чацкого сумасшедшим: «Простите, я не знал, что это слишком гласно». Семья Князя и Загорецкий уезжают.

Явление 8

Хлестова надеется, что Чацкого вылечат. Репетилова она считает неисцелимым. Она уезжает.

Явление 9

Репетилов приказывает своему лакею везти его куда-нибудь.

Явление 10

Гаснет последняя лампа.

Чацкий не может поверить всему, что услышал о себе. Он уверен, что родина ему скоро надоест. По поводу обморока Софии он приходит к выводу, что это - «нерв избалованность, причуда». София со второго этажа спрашивает: «Молчалин, вы?» Она тут же закрывает дверь. Чацкий поражен, что София спрашивала Молча- лина из своей комнаты. Лакей хочет доложить Чацкому, что его карета подана, но тот прерывает его и выталкивает вон. Чацкий прячется за колонной, чтобы выяснить отношения Софии и Молчалина.

Явление 11

Чацкий прячется за колонной. Лиза стучит в комнату Молчалина, говоря, что «ей велено к сердечному толкнуться». Она зовет Молчалина к барышне.

Явление 12

София тихо крадется сверху. Чацкий за колонной. Молчалин опять заигрывает с Лизой, говорит ей комплименты. Он признается Лизе, что не собирается жениться на Софии: он уверен, что Фамусов их проклянет. «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного… Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его». София говорит на это тихо: «Какие низости!» Чацкий (за колонной): «Подлец!» Молчалин рассказывает Лизе, что его отец завещал ему всем угождать: «хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». И признается: «…и вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…» Молчалин пытается обнять Лизу и сокрушается, почему она - не СосЬия. София шепотом прерывает Молчалина. Он кидается на колени перед ней, та его отталкивает. Молчалин начинает оправдываться, говорит, что шутил. Она требует его отъезда до утра. В противном случае она грозится рассказать все отцу. Чацкий выходит из своего укрытия и называет Софию притворщицей. Молчалин уходит в свою комнату.

Явление 13

Чацкий поражен и взбешен. Это же надо, на кого променяла его София. «Молчалины блаженствуют на свете!» София плачет и просит его замолчать: «Я виню себя кругом. Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» Слышен шум.

Явление 14

Входят Фамусов и слуги со свечами. Увидев Софию и Чацкого, Фамусов называет Софию бесстыдницей. «Сама его безумцем называла!» Фамусов думает, что у Чацкого и Софии был заговор. Чацкий удивленно спрашивает Софию: «Так этим вымыслом я вам обязан?» Фамусов призывает его бросить притворяться. Он ругает слуг за то, что те плохо следят за порядком в доме, грозится отправить их на поселенье. Грозится выслать дочь к тетке в глушь, в Саратов. Чацкому он советует больше не появляться в его доме «ни прямо, ни проселком». Чацкий произносит горький монолог о своей любви. Он успокаивает Фамусова, что не собирается свататься.

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца,

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит и воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! -

Карету мне, карету!

Он уезжает.

Явление 15

Те же, кроме Чацкого.

Фамусова волнует мнение общества об этой истории: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Фамусов

Является отцом Софьи, считает главным для человека чин. Для него важно светское мнение о нем. Не любит умных людей и просвещение.

Софья

Дочь Фамусова семнадцати лет. С младенческого возраста воспитывается отцом. Отличается умом и смелостью. Способна оказать сопротивление общественному мнению.

Молчалин

Является секретарем Фамусова и живет у него. Отличается молчаливостью и трусливостью. Софья любит его.

Чацкий

Воспитывался вместе с дочерью Фамусова. Потом начал путешествовать по миру на три года. Отличается умом и красноречием. Отдает предпочтение служению дела, а не человеку.

Первое действие

Софья ждет в гости Молчалина, своего друга. Их встреча является тайной для остальных. Утром служанка для ускорения прощания молодых людей переводит часы. Фамусов видит это и начинает разговор со служанкой. Во время разговора Софья зовет служанку к себе. Хозяин быстро уходит.

Служанка корит хозяйку за неосторожность. Происходит прощание Молчалина и Софьи. В дверях возникает отец девушки. Он спрашивает, для чего молодой человек появился тут в такое время. Молчалин говорит, что вернулся с прогулки и пришел только что. Отец строго отчитывает Софью.

Служанка советует хозяйке вести себя осторожнее и остерегаться слухов. Софья утверждает, что не боится их. Служанка считает, что у влюбленных нет будущего, так как отец девушки не разрешит ей выйти замуж за человека, который небогат и незнатен. Подходящей партией, по мнению Фамусова, является полковник Скалозуб. Девушке он не нравится из-за его глупости.

В разговоре служанки и Софьи вспоминается любовь девушки и Чацкого. Молодой человек выделялся веселым нравом и умом. Софья говорит, что это была не любовь. Это была простая дружба между детьми.

Слуга говорит девушке, что прибыл Чацкий.

Молодой человек рад увидеть Софью. Однако его удивляет ее холодность. Чацкий напоминает ей про их прошлые отношения. Но девушка называет это ребячеством. Из-за смущения Софьи Чацкий задает вопрос о влюбленности девушки в кого-нибудь. Однако она утверждает, что ее смущение связано с вопросами и взглядами гостя.

Отцу девушки Чацкий сообщает о своем восхищении его дочерью. Фамусов не хочет, чтобы молодой человек сделал предложение Софье.

После ухода гостя отец размышляет о том, кому отдано сердце его дочери.

Второе действие

Чацкий спрашивает у Фамусова, как бы тот поступил, если он сделает предложение его дочери. Отец девушки. Что ему стоило бы получить хороший чин. Но герой не соглашается.

К Фамусову прибывает Скалозуб. Фамусов весьма рад ему. Он предупреждает Чацкого об осторожности в высказываниях в присутствии Скалозуба.

Фамусов и его гость ведут разговор о двоюродном брате полковника, поведение которого они считают неподходящим для общества.

Фамусов восхищается полковником. Скалозуб хочет получить генеральский чин. Фамусов спрашивает, не хочет ли он обзавестись семьей.

К разговору подключается Чацкий. Отец девушки упрекает его в свободомыслии и отказе служить. Молодой человек произносит монолог в ответ. В нем он говорит, что Фамусов не может быть ему судьей. Чацкий считает, что в нынешнем обществе отсутствуют образцы достойные подражанию.

Вбегает Софья. Она напугана падением Молчалина с лошади и падает в обморок. Служанка приводит в чувство хозяйку, а Чацкий через окно замечает Молчалина. Софья, придя в себя, задает вопрос о Молчалине. Чацкий холодно сообщает, что все хорошо. Девушка упрекает его в равнодушии. К Чацкому приходит понимание того, что Софья влюблена в Молчалина.

Молчалин корит девушку за излишнюю откровенность в выражении чувств. Но Софья не обращает внимания на мнение остальных. Молчалин боится слухов. Служанка советует девушке пофлиртовать с Чацким для отведения подозрений от ее возлюбленного.

Наедине со служанкой Молчалин флиртует с ней, делает подарки.

Третье действие

Чацкий старается узнать, кому отдано сердце Софьи: Молчалину или полковнику. Ответа он не получил. Герой признается девушке в любви.

Вечером у Фамусовых собирается бал. Собираются гости.

Молчалин начинает хвалить собаку Хлестовой, желая получить ее расположение. Чацкий замечает это и смеется над услужливостью молодого человека.

Софья анализирует гордость и злость Чацкого. Она говорит, что он не в своем уме.

Новость о том, что Чацкий сумасшедший, расходится между гостями. При появлении героя все сторонятся его. Фамусов отмечает, что молодой человек имеет признаки безумия.

Душа Чацкого наполнена горем, ему неуютно в этом обществе. Его не радует Москва. Герой не приемлет распространение всего иностранного на его Родине. Ему отвратительно преклонение перед Францией и подражание французам. Перед завершением его речи гости расходятся от него.

Четвертое действие

Бал завершается, гости разъезжаются.

Чацкий требует как можно быстрее подать ему карету. Этот день его очень огорчил. Он гадает, по какой причине его называют сумасшедшим, кто распространил данный слух, слышала ли об этом Софья.

При появлении девушки он прячется за колонну и оказывается свидетелем беседы Молчалина и служанки. Молчалин говорит, что не любит Софью и не женится на ней. Он пытается угодить Софье только из-за того, что она приходиться дочерью Фамусову. Девушка слышит данный разговор. Молчалин падает на колени и просит ее простить. Девушка велит ему оставить ее дом к утру или она обо всем расскажет отцу.

Чацкий обвиняет Софью за предательство их любви ради Молчалина. Девушка говорит, что не думала, что ее нынешний возлюбленный такой подлец.

Появляется отец девушки со слугами. Фамусов не ожидал застать Софью с Чацким, так как она сама объявила его сумасшедшим. Так Чацкий понимает, кто распустил слухи о его безумстве.

Фамусов злится, корит слуг за недосмотр за Софьей. Служанку отправляют работать во двор, а Софью отец обещает послать в деревню.

Далее следует монолог Чацкого о крушении его надежд. Он направлялся к возлюбленной. Он обвиняет Софью в том, что она дала ему пустую надежду и не дала понять прямо, что их любовь детства для нее безразлична. Однако теперь он не жалеет о разрыве. Он считает, что в этом обществе ему нет места. Он хочет оставить Москву и не возвращаться в нее никогда.

Похожие публикации