Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Усадьба Останкино – ценный архитектурный памятник XVIII века. Страшные сказки останкино

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

Несколько лет назад мне пришло в голову собрать московские легенды, связанные с Останкино, и опубликовать их. Место прославленное (хотя слава его неоднозначна) - свод городских легенд мог получиться интересным. Но принимаясь за эту работу, я еще не догадывалась, что из нее получится. Можно было предположить, что обнаружатся какие-то мистические тайны, но то, что их будет много и что они начнут сплетаться в единый клубок - это оказалось сюрпризом. Работа получилась настолько... даже не подберу слова... непривычной? странной? Люди, не верящие в мистику, обвинили бы меня в мракобесии, хотя там много реальных исторических фактов, да и место известное - ближнее Подмосковье, а потом и Москва...

Статья долго пролежала в моем архиве. Мне и сейчас было трудно решиться обнародовать ее. И все же, раз уж она написана... Рискну и выложу в сокращенном виде. Напомню лишь старый призыв: "Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет". В автора тоже не стреляйте - она пишет о том, что знает, и так, как может. Те, кому словосочетание "мистические тайны" глубоко противно, могут считать это сказками, городским фольклором или вообще не читать, как будет угодно.

Есть в Москве места, издавна считавшиеся "нехорошими". Кровавые преступления там случались, самоубийства, призраки хаживали... И среди подобных мест одно из самый загадочных - всем известное Останкино. Даже название его, если вдуматься, несет в себе нечто страшное, наводящее на мысль о чьих-то останках. Конечно, оно имеет иное происхождение, но... получилось то, что получилось. Люди это чувствовали и пытались дать Останкино измененное имя - Осташково (именно так записали село в межевой книге по Московскому уезду в 1558 году), но такое название не прижилось.
В останкинской земле и вправду покоилось немало останков - археологи обнаружили здесь следы древнего языческого капища, где совершались жертвоприношения. Позже, уже христианской Руси, здесь хоронили самоубийц, которым не полагалось места на освященной земле церковных кладбищ. В 17 веке в Останкино появилось скромное немецкое кладбище для почивших в Москве чужаков-иностранцев. В 1670-х годах по Москве прошло моровое поветрие, а проще говоря, чума, и могил в Останкино оказалось так много, что князь Черкасский, владевший здешними землями, попросил у патриарха разрешение построить новую церковь Живоначальной Троицы, а не перестраивать старую, обветшалую, плотно окруженную могилами жертв мора, дабы не потревожить их останки.


Церковь Живоначальной Троицы в Останкино (17 век).

В середине 18 века сюда, в московский пригород, перевели в Божедомки морг и основали при нем еще одно кладбище, где в общих могилах хоронили бродяг, неопознанных жертв преступлений и одиноких, безродных людей, которых некому было проводить в последний путь. Через какое-то время кладбище разрослось и получило название Лазаревского по имени возведенной на кладбище часовни святого Лазаря.
Казалось бы, от этих захоронений уже не осталось и следа, но Останкино и поныне несет на себе печать своей истории. На месте, где прежде находилось кладбище, людям часто бывает тяжело: они ощущают смутную тревогу, испытывают головную или сердечную боль, впадают в депрессивное состояние, иногда даже не понимая причины - ведь не каждый знает, на какой земле построено здание или разбит парк. А порой на кладбищенской земле можно столкнуться с чем-то таким, что с позиций материализма объяснить вообще невозможно. Духи, пришельцы из мира мертвых - в это поверит не каждый...

К примеру, в помещениях телецентра в Останкино люди, которых трудно заподозрить в увлечении паранормальным, нередко сталкивались с... призраками. О собственном опыте рассказал телеведущий Лев Новоженов в программе "Русские сенсации" на НТВ 15 ноября 2008 года.
Однажды вечером после эфира усталый ведущий, блуждая по студийным коридорам Останкино, зашел в безлюдное помещение, которое использовали исключительно для технических целей. Если там и мог кто-то оказаться, то только персонал студии. Но там бродила сгорбленная старуха в темной одежде, не похожая ни на сотрудников, ни на гостей телецентра. Новоженов признавался, что повидал в Останкино много разных людей, но эта бабушка сразу навела его на мысль о мире ином. Было в ней нечто жуткое.
Старуха не обратила на популярного ведущего никакого внимания. Она что-то невнятно бубнила себе под нос. Новоженов прислушался.
- Жареным пахнет! - повторяла старуха. - Паленым пахнет!
И морщилась, словно и вправду чувствовала запах гари.
Через несколько дней случился страшный пожар на Останкинской телебашне, приведший к человеческим жертвам и надолго прервавший нормальное телевещание в Москве.

Как оказалось, видели тогда старуху многие. Телеведущий и журналист Тимофей Баженов утверждал, что за несколько дней до трагедии тоже столкнулся в телецентре с горбатой старухой, которая помахала ему палкой и крикнула: "Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет!" Об этом же рассказывали и охранники, и другие сотрудники телевидения. Достаточно полистать подшивки московских газет и побродить по Интернету, чтобы понять - рассказы о зловещей старухе, невесть откуда появившейся летом 2000 года в телецентре Останкино, совсем не редкость.
Кто она? Неужели чья-то неприкаянная душа явилась в мир, чтобы предупредить о несчастье? Или те, кто якобы столкнулся с призраком мрачной бабушки, слегка привирают? Зачастую именно так и объясняют случившееся. Но... зловещую старуху видели не только наши современники, и упоминания о ней можно найти не только в газетах, выходивших после останкинского пожара 2000 года. И каждый из тех, кто сталкивался с мрачной пророчицей, считал, что только ему одному она и являлась.

А ведь еще в середине 16 века, во времена царствования Ивана Грозного, боярин Алексей Сатин, бывший владельцем Останкино. говорил с горбатой старухой, напророчившей ему беду.
В 1558 году боярин Сатин, хорошо зарекомендовавший себя при государевом дворе, получил за службу от царя Ивана земли в Останкино. Это было обычной практикой - за преданность Иван Грозный награждал верных слуг землями, с которых те кормились, но в случае немилости мог имение и отобрать. "Поместники", как называли таких землевладельцев, не были подлинными собственниками земель - царское пожалование передавало им надел во временное "держание".


Парсуна с изображением Ивана Грозного

Сатин чувствовал себя уверенно и наводил на останкинских землях порядок как рачительный хозяин. Может быть, потому, что рассчитывал на покровительство своего деверя Алексея Адашева, особы. приближенной к царю, первого советника и друга государя, входившего в узкий круг Избранной Рады.
В Останкино возводились боярские хоромы, сажались сады, огороды, пустоши распахивались и засевались... Имение процветало. И вдруг, когда Сатин надумал распахать очередную пустошь, явилась невесть откуда горбатая старуха, стукнула клюкой о порог нового дома и сказала: "Не распахивай землю сию, боярин! Издавна мертвых здесь хоронили, и останки их в земле. На костях строишь, кости пашешь, мертвецов тревожишь! Не делай этого, будет беда!"
Боярин лишь рассмеялся и приказал прогнать злую бабку. Вскоре после того впали в немилость у переменчивого царя любимые прежде помощники - Адашев и митрополит Сильвестр, а их родственники, включая и останкинского "поместника" Алексея Сатина с братьями Федором и Андреем, были схвачены и казнены.


О.Н. Вишняков. Иван Грозный допрашивает опального боярина

Останкино Грозный передал во владение одному из опричников, иноземцу Орну. Никто толком не знал, откуда взялся этот "немчин" (как называли тогда в Москве почти всех европейцев), какого он роду-племени и по какой причине возвысился при царском дворе. Как и все опричники был Орн лют, легко проливал кровь, творил немыслимые зверства и, как и у многих его соратников, чужие смерти помутили разум иноземца. В Останкино он кутил и буйствовал, а по ночам затевал "бесовские игры", пугавшие местных жителей: сам Орн и его гости по-волчьи выли на луну, блеяли как козлы, голышом скакали вокруг костров, жестоко мучили бродячих собак и пили вино, смешав его с кровью.

В. Фаворский. Опричники

Вскоре запуганные крестьяне заметили и вовсе страшные вещи - Орн разрывал старые захоронения и обшаривал их в поисках ценностей...
И снова явилась в имение горбатая старуха и зло бросила Орну: "Уймись, песья голова! А ослушаешься - будет тебе беда!"
Старуху со двора прогнали. А вскоре Орн повстречал заморских купцов, которые везли в Москву по заказу царя древний перстень с непонятным знаком, выложенным из камней.
Существует легенда, что этот перстень с символом мирозданья принадлежал французским королям Каролингам, а после падения царствующей ветви рода перешел к кому-то из "боковых" потомков. Служилые люди из Посольского приказа получили от царя задание разыскать перстень и доставить его в Москву. Следы артефакта были обнаружены, посланцы царя выкупили (а может быть, просто украли) его у владельца и под видом купцов с торговым караваном везли его Ивану Грозному.
Орн убил и ограбил купцов, взяв и перстень, предназначенный для царя. Но сразу воспользоваться добычей он побоялся - царь нередко охотился по-соседству с Останкино, мог завернуть на огонек, обосноваться в доме Орна, а там и дознаться о преступлении.
Но царю и без того донесли, кто захватил перстень, наделенный мистической силой. Царские слуги уже мчались в Останкино, чтобы схватить Орна и пытать, дознаваясь, куда тот спрятал перстень. Но иноземец, предупрежденный кем-то из опричников-собутыльников, в последний момент кинулся бежать и бесследно сгинул. Скорее всего, утонул в останкинских болотах. Клад откопать он не успел, но и царские слуги ни награбленного золота, ни перстня не нашли. Не дался перстень мирозданья царю Ивану.


С. Ефошкин. Опричник

Освободившееся Останкино Иван Грозный отписал своей четвертой жене Анне Колтовской, которая в царицах пробыла меньше года. Женившись в 1572 году на восемнадцатилетней девушке, царь Иван вскоре отправил ее в Тихвинский монастырь, где несчастную постригли в схимонахини и на много лет заточили в подземную келью. Только после смерти Грозного ее выпустили из подземелья, но она так и оставалась в монастыре до своего последнего часа.
Останкино еще не раз переходило из рук в руки, но долго им никто не владел. В 1584 году оно было пожаловано думному дьяку Василию Щелкалову, который ухитрился занимать важные государственные должности не только в царствование Ивана Грозного, но и при последующих правителях вплоть до Лжедмитрия.
В 1617 году хозяевами имения становятся князья Черкасские. Они благоустраивают Останкино, стараясь заселить его безлюдные земли людьми. Для этого были осушены болота и выстроена целая деревня в 30 дворов, которую заселили крестьянами, привезенными из других мест.
Но слава нехорошего, "обморочного" места не оставляет Останкино, да и чума сильно выкашивает здешние поселения. Тогда Михаил Черкасский и испрашивает позволение возвести новый каменный храм Троицы, призванный распространить на останкинские земли Божье благословение. В конце 17 века строительство храма было завершено.

Через полвека княжна Варвара Черкасская, выходившая в 1743 году замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, получила имение Останкино в приданое. Поселились супруги в соседнем Кусково - видимо, слава нехорошего места все еще пугала. Варвара Алексеевна была большой любительницей искусства и завела в Останкино и Кусково оркестр, балет, оперную труппу и художественные мастерские, набрав исполнителей из числа крепостных.


Графиня Варвара Алексеевна Шереметева (урожденная княжна Черкасская), портрет кисти крепостного художника Ивана Аргунова


Граф Петр Борисович Шереметев, портрет работы крепостного художника Ивана Аргунова

При их сыне Николае Петровиче Шереметеве в 1790-х годах Останкино преобразилось. Парк и пруды, появившиеся на месте бывших болот. считались образцовыми. В создании дворца принимали участие лучшие архитекторы (Кваренги. Компорезе, Бланк и др.) Но основные работы легли на плечи крепостных архитекторов.


Дворец в Останкино.

В великолепном дворцовом театре крепостная труппа давала представления. Жизнь "на театре" была для крепостных девушек настолько тяжелой, что порой самоубийство казалось им единственным выходом. Пруды в усадебном парке прозвали "актеркиными" прудами, поскольку не одна девушка свела в их водах счеты с жизнью. И это упрочило нехорошую славу Останкино. Тем не менее, принимали здесь даже царских особ. И появление в усадьбе императора Павла I снова оказалось связанным с мистическими тайнами...
В 1797 году император Павел приехал в Москву на коронационные торжества. Граф Николай Шереметев в Останкино устроил в честь императора роскошный прием. Графа и государя связывала детская дружба - Николай Шереметев рос при дворе и воспитывался вместе с будущим венценосцем. Павел обладал сложным характером и не так-то просто сходился с людьми, но к графу Шереметеву был искренне привязан.


Граф Николай Шереметев, портрет работы Владимира Боровиковского

На торжестве неизвестно откуда появилась горбатая старуха с клюкой и в черных лохмотьях. Как она оказалась в графском дворце, как пробралась мимо охраны к императору - никто объяснить не мог. Бабку попытались потихоньку увести, но император вдруг воспротивился. Напротив, он попросил всех уйти и оставить его наедине со старой прорицательницей. О чем они говорили, осталось тайной, но после этого разговора Павел направился в картинную галерею графа и остановился перед одним из портретов. У юноши в голубом кафтане, изображенном неизвестным художником на полотне, на пальце левой руки был перстень с непонятным знаком. Кто-то из царской свиты, знакомый с преданиями древних времен, прошептал Павлу, что это перстень со знаком мирозданья. Именно такой перстень был недостижимой мечтой Ивана Грозного.

Продолжение следует.

«Оста́нкинский» - район в Москве . Расположен в Северо-Восточном административном округе . На территории находится Останкинская телебашня , проходит монорельсовая дорога . После присоединения Шереметьевского района включает ВВЦ и Ботанический сад РАН .

На территории района Останкинский многие названия связаны с историей освоения Космоса. Улицы академика Королёва, Кондратюка, Цандера названы в честь первопроходцев в космонавтике, здесь же расположен и Дом-музей академика С.П.Королёва.

В 15 научно-исследовательских и проектных организациях сосредоточен огромный научный потенциал, обеспечивающий исследования и проектирование в самых различных областях знаний. Крупнейшими из них являются ОАО "Гипромез", "Гинцветмет", НИИ "Кулон", ЦПИ - 20. На территории района успешно работают крупные промышленные предприятия строительного комплекса.

Современной достопримечательностью района стал принятый в эксплуатацию в апреле 1999 года торгово-деловой центр "Останкино" на 1000 рабочих мест, спроектированный и возведенный на самом высоком современном техническом и эстетическом уроне. Комплекс оснащен самым современным торговым и складским оборудованием. Здесь предусмотрено размещение предприятий сферы услуг, кафе, детские комнаты и помещения для устройства различных праздничных мероприятий района.

Также в районе находится кадетская школа №1783 "Московский Кадетский Корпус Героев Космоса"

История района

В середине XVIII века граница Москвы отодвинулась за Садовое кольцо на линию Камер-Коллежского вала. Это было таможенное сооружение с заставами, на которых досматривали ввозимые товары, проверяли документы въезжающих в город. На Ярославской дороге такой заставой была Крестовская, названная по установленному возле неё кресту и часовне. Название сохранилось. И позже, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, построенный над ней путепровод получил название Крестовский мост .

Южные границы района Останкинский образует Октябрьская (Николаевская) железная дорога - первая железная дорога России, движение по которой открылось 1 ноября 1851 года . В названиях улиц слились воедино история Российского государства и современность. Об истории района напоминают улицы Останкинские и Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская. Среди названий соответствующих нашему времени - Калибровская улица, улица Академика Королёва, улица Цандера, улицы имени героев Великой Отечественной войны Бочкова и Годовикова. Аллея героев космоса, Звёздный бульвар.

Название района многие россияне, да и жители других государств, отождествляют с Останкинской телебашней и телецентром, однако у этого название гораздо более древняя история. Небольшое село под названием Осташково на Суходоле известно по письменным источникам с 1548 года как принадлежавшее «немчину» Орну. Затем был дьяк Посольского приказа, ведавший делами Предуралья, Василий Яковлевич Щелкалов. При нём были выстроены дом и деревянная церковь и вырыт пруд. Постройки погибли в начале XVII века, а пруд сохранился и в дальнейшем определил расположение главных зданий усадьбы. После Смутного времени, при новой династии - Романовых, а точнее с 1617 года, сельцо Осташково на Суходоле стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Согласно писцовым книгам в 1617 году в вотчину князя входили «церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нём живут деловые люди».

Что означает название Останкино и каково его происхождение? В существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д., отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время.

В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.

Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково -> село Останкино.

Речка Копытовка существовала ещё 20-е годы нашего века, а потом была заключена в трубу, и теперь над нею завод «Калибр» и Звёздный бульвар.

До сих пор сохранилась церковь Живоначальной Троицы в Останкино, построенная в период 1677-1692 годов при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что при строительстве этой церкви была использована преемственность церквей: само название и главный престол перешли от прежней - деревянной.

Останкино в XVII - первой половине VIII века - это главная подмосковная усадьба Черкасских, куда они приезжали из Москвы отдыхать, здесь устраивались соколиная и псовая охота. Останкино представляло собой одну из крупнейших усадьб с хоромами, теремами и вышками, с прудами, огородами и садами. Возле церкви на берегу пруда вырос боярский дом, а в глубине парка - «воксая» - павильон с залом для танцев и маскарадов. При князьях Черкасских в июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Ивановна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну. Останкинская усадьба, являясь ярким примером вотчинного, наследного владения, в то же время в каждую из эпох своей жизни имела различное назначение. В январе 1743 года, когда княгиня Мария Юрьевна Черкасская (Трубецкая) выдала свою дочь - камер-фрейлину Ее Императорского Величества княжну Варвару Алексеевну Черкасскую - замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, прекратилась ветвь Черкасских, и во владение Останкинской усадьбы вступила фамилия Шереметевых.

Практически четверть века в усадьбе Останкино не производилось никаких строительных работ. Лишь после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 году) П.Б. Шереметев пристроил к церкви колокольню, изменившую внешний облик храма, и впервые в таком виде изображение появилось на гравюре 1799 года. Облик, сохранившийся до наших дней, усадьба приобрела при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковый ансамбль Останкино был создан в течение одного десятилетия. В этот период был выстроен дворец, полностью закончена отделка залов и разбит парк. Дворец строился в несколько приёмов без единого проекта, причём назначение его постепенно расширялось. «Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением», - писал Н.П. Шереметев в своём завещание сыну. Выстроенный в пору расцвета классицизма, дворец отвечает всем требованиям стиля, но общепринятые архитектурные формы и декоративные мотивы использованы в нём с большой свободой.

Ни одно общественное событие не прошло мимо Останкинского дворца. В июле 1795 года здесь чествовали победителей в войне с Турцией. В 1797 году принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 году, в дни коронации, Останкино посетил император Александр I. Но приемы и празднества продолжались недолго. В 1809 году умер Н.П. Шереметев, лишь на шесть лет пережив горячо любимую жену и оставив шестилетнего наследника. Когда Дмитрий вырос, вкусы настолько изменились, что дворцом почти не пользовались, сохраняя его как семейную гордость. Тем не менее, в 1856 году при восшествии на престол Александра II Останкино было избрано местом говения императорской черты. Практически с этого времени дом стал именоваться дворцом. Последним запоминающимся событием в Останкино была свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева в мае 1868 года с фрейлиной императрицы княжной Екатериной Павловной Вяземской.

Практически с 30-х годов XIX века Останкино становится местом гулянья москвичей. Люди всякого звания - от особ царствующего дома до простонародья - любили гулять в Останкинских рощах и на Каменских прудах, а вскоре для прогулок открывается и увеселительный сад. На летнее время сдаются в наём флигели усадьбы для дачников.

Троицкая церковь в Останкино получила значение эталона национального зодчества, мотивы которого использовались при сооружении новых храмов не только в России, но и за рубежом, например, в проекте часовни над истоком Волги, в церкви Спаса-на-Крови на набережной Екатерининского канала в Петербурге, в русской посольской церкви в Ницце, в храме на Гефсиманской горе в Иерусалиме.

Сегодня

Граница Останкинского района проходит: по оси полосы отвода Октябрьской ЖД, далее на север по оси ул. Дубовая роща, далее, пересекая ул. Академика Королева, по оси Ботанической ул. включая территорию опытного поля Главного ботанического сада РАН), северо-западным границам территории Главного ботанического сада РАН, оси полосы отвода Малого кольца МЖД, осям: пр. пр. № 4225, ул. Олонецкой, ул. Декабристов, Сельскохозяйственной ул., оси Малого кольца МЖД, осям: ул. Вильгельма Пика, ул. Сельскохозяйственной, восточной границе территории Всероссийского выставочного центра, осям: ул. Сергея Эйзенштейна, пр-та Мира до Октябрьской Железной дороги.

Останкинский район, являющийся одним из центральных районов Северо-Восточного административного округа города Москвы, занимает площадь 1240 га. На территории района проживает 55,1 тыс. человек. Промышленная зона занимает 160,8 га, площадь жилой застройки 14,3 га. Жилой фонд района включает 174 строения, общей площадью 1009 тыс. кв. метров.

В районе расположены крупные общественные объекты федерального и городского значения, промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты. Это - Телевизионный технический центр, ВВЦ, Главный Ботанический сад РАН, ОАО «Калибр», ОАО «Калибровский завод», Типография «Гознак», Типография №2, ОАО «Звездный», институты «Кулон», «Гинцветмет», «Проектмашдеталь» и другие. В районе расположены ОАО «Альфа-банк», ОАО «Автобанк», 5 филиалов Мещанского отделения Сбербанка РФ, 3 отделения связи. На территории Останкинского района находятся:

28 учреждений образования (3 высших учебных заведения, 6 общеобразовательных школ, 2 гимназии, 2 прогимназии, 1 профессиональное училище, 1 художественно-педагогический колледж, 1 художественный лицей, 12 детских дошкольных учреждений);

4 медицинских учреждения, в том числе 2 ведомственных;

4 учреждения культуры;

276 предприятий потребительского рынка.

Работа управы строится в соответствии с разработанной и утвержденной программой социально-экономического развития района, в основу которой положены Постановления Правительства Москвы, направленные на перспективное развитие города, округа, района. Приоритетными направлениями программы социально-экономического развития района являются следующие:

Реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на улучшение качества содержания жилого фонда, создание наиболее комфортных условий проживания населения микрорайонов;

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останкино.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была построена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Петровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.

Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые завершили работу.

Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Останкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, считается, что таким образом сохранена память о всей семье русских крепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.

Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада.

Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.

Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьиной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французский характер.

Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между деревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – прародитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.

Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.

В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.

Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После роскошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскошные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго.

После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец был предложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет, уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда с десертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были представлены разные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была вся освещена горевшими смоляными бочками.

Во время коронационных празднеств императора Александра I Останкино посетил государь – здесь ему был устроен пышный праздник. Государя с семейством встретили полонезом Козловского, слова Державина «Гром победы раздавайся», с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на день коронования государя: «Русскими летит странами на златых крылах молва»; после пел еще графский хор известные тогда куплеты: «Александр! Елизавета! Восхищаете вы нас!..»

Фото современной Москвы

По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату, обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк. Блестящая иллюминация, устроенная Шереметевым, от Останкина тянулась на пять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей.

Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-то изобретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань. Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почти все московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I – возможен ли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того, который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора?

Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, во время пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил не имение Шереметевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Прием царственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль, давали русскую пьесу: «Семик или Гулянье в Марьиной роще». Пьеса эта долго не сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большой дивертисмент из песен и плясок.

Но как уже было упомянуто, главным украшением Останкинского, дворца, да и всего Останкина, в то время можно было несомненно считать театр. В конце XVIII века в Москве было 53 крепостных театра, но такого здания с его великолепным театральным залом не имел ни один из них. Так же театр в Останкине был прекрасно оборудован и удивлял современников: полы здесь были так устроены, что за несколько минут кресла убирались вниз, и театр вместе со сценой превращался в танцевальный зал – «воксал». Это сценическое оборудование было создано крепостным мастером Ф. И. Пряхиным. Зал владел прекрасной акустикой, места в нем располагались полукруглым амфитеатром, чтобы каждому зрителю удобней было видеть сцену и друг друга и доставлять таким образом «прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон», как писал один из создателей театра – дворца Кварнеги. Репертуар театра содержал более 100 опер и балетов в основном итальянских композиторов.

В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливых актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц и среди них Прасковья Ивановна Ковалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким по красоте и выразительности голосом, незаурядными композиторскими способностями.

Граф Николай Петрович Шереметев когда увидел Парашу был так поражен её красотой и голосом что не мог вымолвить ни единого слова. Граф познакомился с этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкую и высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной и единственной. Живя с нею граф с каждым часом совершенствовался и возвышался и не мог этого чувствовать. Он расстался с прежними мелкими увлечениями, постепенно бросил охоту, забыл праздную жизнь, предался сценическому искусству, сделался хорошим хозяином, распространил и усовершенствовал школу, покровительствовал художникам, много читал и много делал добра.

Расстояние между его общественным положением и положением его подруги было слишком велико для тогдашнего времени: тогда скорее простили бы распутства, не знавшие предела, чем подобную страсть, и вся эта блестящая обстановка и внешность скрывала только самую глубокую драму, полную треволнений, огорчений и прочее.

По рассказам старых людей, граф нередко входил в комнаты Параши и заводил с ней беседу, как ему тяжело, что он собирается жениться на равной ему, и нужно им расстаться. Параша не выражала ни упреков, ни жалоб, только после, когда выйдет граф, она плакала и молилась.

Все выше описанное происходило в Кускове, но так как ни граф ни его возлюбленная не могли выдерживать косых взглядов, сплетен и т.д., Шереметев с Прасковьей переезжает в Останкино. Вся труппа кусковского театра тоже переехала в Останкино вместе со своим хозяином. И вскоре в Останкинском театре проходили все спектакли, которые игрались в кусковском театре.

Но нельзя сказать что в высшем обществе Прасковью Ивановну вообще не признавали. Сам император Павел много раз навещал в Останкине Прасковью Ивановну как хозяйку дома, признавая этим «совершившийся факт», Еще больше любил Парашу и уважал за высокие душевные качества московский митрополит Платон, светило своего времени. Посоветовавшись с добрым своим другом, митрополитом Платоном, «с апробации и благословения его», граф вступил в законный брак.

Бракосочетание в Москве было торжественное в церкви Симеона Столпняка на Поварской 6-го ноября 1801 года. Свидетелями бракосочетания были близкие люди: К. Ан Щербетов, известный археолог А. Ф. Малиновский и синодский канцелярист Н. Н. Бем, домашний графа; со стороны же невесты друг ее актриса Т. В. Шлыкова, умершая в 1863 году, 90-та лет. Но ее актриса долго сохранялся в тайне, и бедная жена одного из первых богачей и знатных людей не смела при всех называть вго своим мужем. В последние годы супруги жили в Петербурге на Фонтанке в собственном доме; спальня Прасковьи Ивановны находилась близ домовой церкви, и последняя была единственным утешением. 3-го февраля 1803 года у ней родился сын Димитрий, но мать беспрерывно спрашивала о новорожденном, выражала боязнь, чтобы его не похитили; требовала часто е себе и единственно радовалась, заслышав крик его в соседней комнате.

Но дни красавицы были сочтены, и 23-го февраля 1803 года она скончалась. Погребена она в Невской лавре; над могильной ей плитой видна следующая эпитафия:

Храм добродетели душа её была,

Мир, благочестие и вера в ней жила.

В ней чистая любовь, в ней дружба обитала

Муж заказал портрет лежавшей в гробу графини и надписал девиз покойной: «Наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя».

Тяжка и мучительна была утрата супруги для графа; до самой кончины го не мог вспомнить об ней без слез – память о графине увековечена в Москве постройкой Странно - приимного дома с больницею и богадельнею, основанного по мысли её графом Николаем Петровичем Шереметевым. Покойнай графиня отличалась широкою благотворительностью; ежегодно, по завещанию её, выдается значительная сумма сиротам, бедным, убогим ремесленникам, на выкупы за долги и на вклады в церковь. После смерти графини Кусково совсем опустело – граф ещё при жизни её перевел все оттуда в Останкино, - даже зверинец графа оскудел – все ценные его олени были перебраны к столу, а борзые и гончие, как и охотничьи наряды, были проданы разным лицам, славившимся в ту пору охотую.

К довершению всего и сам «Крез меньшой», как тогда называли графа Н. П. Шереметева, скончался в Петербурге 2-го января 1809 года, снедаемый тоской по любимой супруге.

После смерти графа все его имение (в том числе и Останкино) перешло к единственному сыну, графу Дмитрию Николаевичу, которому в то время не было и шести лет от роду. Поэтому всей собственностью юного графа распоряжались его опекуны. Но эти «заботливые» опекуны, во время долгой опеки, все свозили, уничтожали, и продавали даже с аукциона все движимое имение, все памятники, постройки, здания, сооружения и прочее, прикрываясь недостатком средств для штата. Нашествие французов в 1812 году пришлось как раз к стати. Ссылаясь на посещение неприятелей подмосковных имений Шереметева, они списали огромные списки вещей, будто бы расхищенных или уничтоженных французами.

Но на самом деле французы тоже «постарались», благополучно разграбив большую часть имения Шереметевых. Солдаты графа де Мильгама прославились вандальским разрушением: они разбили мраморные вазы, искалечили скульптуры, изломали мебель, расстреляли из ружей картины, написанные знаменитыми художниками.

Побывав в 30-х гг. в Останкине, А. С. Пушкин отметил в своих заметках запустение в пынных некогда усадьбах: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...»

В 1918 году Останкинский дворец был добровольно передан государству последним владельцем Останкина графом С. Д. Шереметевым. В 1919 году он был открыт для посещения и стал называться Музеем творчества крепостных.

Но в настоящее время Останкино ассоциируется, в основном, с телецентром и знаменитой Останкинской башней. А не зря она так знаменита, ведь эта башня видна из любой точки Москвы, она является архитектурным центром телевизионного и радио комплекса, который был заложен 22 апреля 1964 года.

Останкинская башня была возведена всего за три с небольшим года. Тридцать пять научно-исследовательских и проектных институтов разрабатывали новые рецепты для металла, бетона. Которые использовались на строительной площадке. В газете регулярно отмечались контрольные «зарубки»: летом она поднялась выше Эйфелевой башни, весной 1967 года перегнала американский небоскреб «Эмпайр стэйтс билдинг»...

Каждая цифра связанная с Останкинской башней впечатляет: высота – около 540 метров, 74 сантиметра, масса – 51400 тонн, диаметр основания – башни более 60 метров, высота её опоры – почти 400 метров. На железобетонном стволе смонтирован конический стальной шпиль из пяти секций общей высотой около 150 метров, а на нем укреплены антенны. Высота башни обеспечивает прием и передачу программ телевидения в радиусе 120 километров.

Башню подпирают десять «ног», идущих от фундамента до 62-метровой отметки. Служебные помещения в 13 этажей кольцами опоясывают цилиндр, или стакан, башни. Всего же башня имеет 44 этажа.

Около тридцати лет тщательно проверяются бетонный фундамент башни и деформация грунта. Результат один и тот же: оседание значительно меньше расчетного. Строгая вертикальность гигантского сооружения достигалась тем, что при его возведении в качестве отвеса применялся лазерный луч: он светился внутри полой конструкции как осевая нить, красный цвет которой подчеркивала строительная пыль.

Фундамент и коническое основание ствола содержат 2/3 общего веса башни, который равен 55 тысячам тонн. Внутри стенок ствола проходит более 150 стальных канатов, натянутых с усилием 70 тонн каждый. 540-метровая башня (вместе с флагштоком) способна выдержать удар стихии, который можно ожидать раз в 2200 лет! Во время ураганов 1968 и 1973 годов максимальные отклонения вершины башни составляли 4.5 метра, допустимые же колебания рассчитаны на 12 метров.

На высоте 328 – 334 метров располагается вращающийся ресторан «Седьмое небо», откуда посетители, сидя за столиками могут наблюдать панораму города. Полный оборот составляет 40 минут. Выше идет смотровая площадка, а ниже еще две. Сюда все желающие взглянуть на столицу с уровня птичьего полета поднимаются на скоростных лифтах. Подъем на скоростных лифтах на высоту 337 метров занимает всего 58 секунд. Одновременно на смотровых площадках могут находиться 600 человек.

Вблизи башни работает Центральная высотная гидрометеорологическая обсерватория. С высоты от 80 до 500 метров датчики телебашни круглые сутки посылают сигналы приборам, которые фиксируют температуру, скорость и направление воздушных потоков., влажность, показатели солнечной радиации.

Недалеко от исполинской иглы находится здание длиной 415 и шириной более 100 метров. Четырехэтажный корпус из сборного железобетона, стекла и алюминия как бы охватывает центральную, 12 – этажную башню. Здесь размещаются студии и редакции телецентра. Площадь всех его 4 тысяч помещений – 173 тысячи квадратных метров (объем свыше 1 миллиона(!) кубических метров.

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

Останкино – одно из интереснейших мест нашей столицы. В недалеком прошлом это – большое подмосковное село, тесно связанное с русской историей и культурой. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год. В ту пору оно числилось за Алексеем Сатиным, известной личностью в годы царствования Ивана Грозного. Сатин выступал против внутренней политики царя, за что и был казнен. После его казни Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем — одному из опричников, «немчину» Орту.

В 1584 году, как отмечал историк С. Бахрушин, село принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года – князю И. Б. Черкасскому. Предок рода Черкасских, черкесский князь Семен Андросович, в XVI веке поступил на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство. Черкасские выстроили боярский двор, возвели деревянную церковь и поставили 30 крестьянских изб. Позднее, в 1683 году, в селе уже была красивая каменная церковь Святой Троицы, в стиле так называемого «нарышкинского» барокко.

В 1743 году деревня Осташково , ставшая селом Останкином , была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. С того времени Шереметевы владели Останкином до самого октябрьского переворота 1917 года.

Что означает название Останкино и каково его происхождение? В существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково , которое никак не связано словом останок . Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Читатели книги знают, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д., отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время.

В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть — Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» — «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени — Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) — образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.

Личное имя Евстафий сейчас у русских и других восточных славян мало встречается, в прежние же эпохи его употребительность была достаточно широка. Как и большинство других личных имен, оно появилось на Руси вместе с христианством и пришло из Византии. Образовано же оно было от древнегреческого слова eustatos , обозначавшего «устойчивый, постоянный». Каноническая форма имени Евстафий была «переплавлена» живой устной русской речью более чем в полтора десятка разнообразных форм: Астап, Астаф, Астах, Асташ, Остан, Останя, Остап, Остафий, Осташ, Осташка, Стах, Стахей и др. В России в XVI— XVII веках преобладало такое написание форм имени, где начальной буквой была О. Таким образом, получается, что топонимы Осташков (город в Тверской области на оз. Селигер), Астапово (железнодорожная станция и поселок в Липецкой области, ныне — Лев Толстой : здесь в 1910 году скончался великий писатель), Остафьево (бывшая усадьба князей Вяземских близ Москвы, «Подмосковный Парнас»), Останкино (район столицы и дворцово-парковый ансамбль, бывшее подмосковное село), а также некоторые другие — своеобразные языковые «родственники». Все они связаны с одним источником — личным именем Евстафий через те или иные его речевые формы.

Со временем название селения Осташково , вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ . Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково ® село Останкино.

Расцвет села Останкино в русской истории связан с именем графа Н. П. Шереметева, внука героя петровских времен, «птенца гнезда Петрова»: топоним Останкино в истории России и ее культуры навсегда связан с историей этого дворянского рода. Н. П. Шереметев удачно сочетал в себе такие качества, как тонкий художественный вкус, ум, широкое образование. К тому же он был сказочно богат (Шереметевы были богаче, чем императрица Екатерина II). Детищем его ума, художественного вкуса и богатства стал Останкинский дворец, построенный в стиле раннего классицизма, или, как говорил сам Н. П. Шереметев, «в чистом вкусе».

Дворец строился с 1791 по 1799 год, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и иностранных зодчих — Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и другие. Дворец производит большое впечатление гармонией линий, колонн, соотношением его отдельных частей, тем, что он выстроен из дерева. Но еще большую художественную ценность представляет его внутреннее убранство, выполненное руками крепостных. Здесь много резных украшений на дверях и окнах, на вазах, люстрах и канделябрах. Все они вырезаны из дерева, но, будучи позолоченными, кажутся тончайшими бронзовыми изделиями. Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель — все это говорит о высоком профессиональном мастерстве и художественном гении русских крепостных мастеров. Из Франции и Италии им присылали неведомые образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ — сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи». И несмотря на то, что сознанию мастеров мало что говорили фигуры грифонов, богинь и амуров, они чутьем угадывали прекрасное в линиях и формах этих фигур и с большим мастерством и вдохновением воплощали их в дереве.

Повседневный труд крепостных, создавших Останкинский дворец и все то великолепие дворцово-паркового ансамбля, с которым ассоциируется для москвичей слово Останкино , был тяжелым и изнурительным. Нередко их работа сопровождалась наказаниями за то, что недостаточно быстро и точно было выполнено то или иное задание. Но художественный гений мастеров превозмог все трудности и воплотился в совершенном по своей красоте Останкинском дворце, в его неповторимых залах. В 1914 году в прекрасной книжке Ю. Шамурина «Подмосковные» были напечатаны об этих залах вот такие восторженные и точные строки: «Единственное слово, которое хочется применить к ним, это — храм... В душе Казакова или того неведомого, кто создавал ослепительный убор останкинских зал, звучала дивная гармония; все добрые отзвуки мира, весь экстаз жизни, всю радость и всю любовь, вместо исступленных слов молитвы, выливала душа художника в божественной красоте».

Н. П. Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он сам создал из крепостных крестьян настоящую театральную труппу, в составе которой были замечательные актеры, например П. И. Жемчугова (Ковалева). Останкинский дворец и был предназначен для искусства, для театра и для этой замечательной актрисы.

Как совершенно справедливо заметил в одной из своих книг о Москве Я. М. Белицкий, не у всякой народной песни ведомо место ее рождения, а у этой известно — Останкино, вотчина графов Шереметевых. И сложена эта песня именно про Парашу Ковалеву — Прасковью Ивановну Жемчугову, ставшую знаменитой актрисой. Н. П. Шереметев полюбил ее и, презрев все сословные предрассудки, сделал своей женой. Венчание состоялось в церкви Симеона Столпника: москвичи хорошо знают этот небольшой храм XVII века на углу Нового Арбата и Поварской, близ «Московского Дома книги». Николай Шереметев придумал легенду о «благородном» происхождении Параши Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, служившего когда-то у Шереметевых. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения «света» к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования.

Вот какие детали этой романтической и трагической любви, короткой семейной жизни поведал Я. М. Белицкий в своей книге «Забытая Москва»:

«Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба — Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота. Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве — странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой». Замечу, что с 1810 года здесь была открыта Шереметевская больница «для бедных», а с 1923 года в этом здании начал действовать знаменитый институт имени Н. В. Склифасовского.

Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе запечатлена и в московской топонимии: в 1922 году в Останкине появилась Прасковьина улица, а позже, в 1970 году, одна из аллей в Кускове была названа аллеей Жемчуговой.

Увековечена на карте Останкина и память о крепостном архитекторе Аргунове, который был непосредственно связан со строительством Останкинского дворца. В 1966 году 1-й Новоостанкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу.

В топонимии Москвы и Подмосковья сохраняется и фамилия самих Шереметевых. Недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица. Ну, а названия аэропортов «Шереметево-1» и особенно «Шереметево-2» приобрели не только российскую или европейскую, но и всемирную известность.

Впрочем, больше всего ассоциаций название Останкино вызывает в связи с телевидением, магом и чародеем XX века. Это — телецентр Останкино, а вместе с ним и телебашня, популярные программы и скандалы, информация и фильмы. Это — синоним голубого экрана телевизора, который — хотим мы этого или не хотим — стал полноправным членом наших семей.

На территории близ Останкинского телецентра немало топонимов, связанных с понятием «космонавтика», «покорение космического пространства», ибо неподалеку находился (он существует и сейчас) дом, в котором жил выдающийся конструктор космической техники Сергей Павлович Королев. Это сама улица Академика Королева, на которой расположены здания телецентра и Останкинская телебашня, улица Цандера (Фридрих Артурович Цандер был одним из пионеров советского ракетостроения), Звездный бульвар, улица Космонавтов, Ракетный бульвар, некоторые другие. Всем известны монумент в честь покорителей космоса близ станции метро «ВДНХ», памятник К. Э. Циолковскому и аллея Космонавтов. Даже близлежащий кинотеатр называется «Космос», это же имя носит и большая гостиница напротив станции метро «ВДНХ».

Похожие публикации