Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Дипломная работа роль сми в формировании культуры современного российского общества. Американские журналисты назвали главные проблемы современных СМИ — Российская газета Особенности тематики и проблематики в различных сми

Белорусский государственный университет

Институт журналистики

Кафедра теории и методологии журналистики

Реферат на тему:

Социальная проблематика в современной прессе

Подготовила студентка

5 курса, 1 группы

Кожемякина-Картун О.В

Минск, 2010


Введение

Познавать общество можно по-разному: изучая социальные институты, системы идей, способы производства, формы искусства, ситуации повседневного взаимодействия и т.д.

Опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современное общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели общество пятнадцатилетней давности. Бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции, угроза техногенных катастроф – это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство. Социальные проблемы, “внезапно” обрушившиеся на нас, – что это?

Само словосочетание “социальная проблема” появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы – неравномерного распределения богатства. Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров. В США понятие социальной проблемы стало использоваться в конце Гражданской войны 1861-1865 гг., вызвавшей резкое ухудшение жизненных условий большей части населения.

В Англии существенную роль в осознании существования социальных проблем сыграли данные статистических обследований, появившиеся к концу XIX в. Статистические описания бедности некоторых слоев британского населения, представленные, прежде всего Ч. Бутом и Б.С. Раунтри, поразили британскую общественность. По данным Ч. Бута, опубликованным в 1889 г., одна треть жителей Лондона жила в ужасающей нищете. В Лондоне, согласно Ч. Буту, было 387 тыс. бедных, 22 тыс. недоедавших и 300 тыс. голодающих. Сходные данные привел Б.С. Раунтри в отношении рабочего населения английского города Йорка, треть которого находилась в состоянии физической или абсолютной бедности.

С конструктивистской точки зрения, явления социальной реальности становятся проблемами тогда, когда противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом. Для этого осознания и для самого существования социальной проблемы, необходимо наличие публичных пространств или арен, в которых могла бы происходить работа по конструированию проблем, их причин и способов решения. В этой связи СМИ играют ведущую роль: от того, что в СМИ считается проблемой, как она освещается, какие решения предлагаются, во многом будут зависеть действия разных важных социальных факторов.

Для нашей прессы характерен высокий интерес к отдельным историям и низкий интерес к освещению способов решений и особенно причин проблем; при освещении способов решения проблем обычно транслируется дискурс официальных лиц. При этом жертвы социальных проблем очень часто остаются в прессе «безголосыми», не получая возможности озвучить свое мнение, а в ряде случаев вообще исключаются из числа персонажей и лишь упоминаются как объект воздействия.

В своем реферате я хочу обратиться к таким социальным проблемам, как: проблема занятости молодежи, проблема пожилых людей, проблема семьи, проблема медицины т.д. Чтоб проиллюстрировать отражение этих проблем в СМИ, я взяла свои собственные материалы социальной проблематики, опубликованные в газетах «Обозреватель» и «Железнодорожник Беларуси».

Проблемы семьи в СМИ

Не секрет, что в нашем современном обществе понятие о семейных ценностях несколько притупляется. Потому что в то время, когда для кого-то семья является определением высшей степени отношений, кто-то использует это понятие как прикрытие собственных корыстных целей. Сегодня семейными узами связывают себя, ради денег, прописки и т.д. Именно эту проблему я описала в материале «Государство практически бессильно против фиктивных браков», опубликованном в газете «Обозреватель» 40 (370) от 02.10.2009. Эта проблема давно уже актуальна для зарубежных стран, а с недавнего времени в МВД нашей страны забили тревогу, потому что бизнес «фиктивных браков» стал прогрессировать и у нас. «Между гражданами нашей страны заключаются фиктивные браки чаще по причине распределения молодого специалиста. Социальные сети пестрят такими объявлениями. Вот одно из них: «Срочно нужен парень для фиктивного брака из Борисова либо Минска. Я – будущий фельдшер и в этом году меня ждет распределение в деревню. Нужен минчанин для заключения фиктивного брака сроком на 1 год. Цель: остаться в Минске...»

На таких сайтах можно не только найти «жениха», но и получить квалифицированную помощь юриста в подобных вопросах. Читаем следующее сообщение: «Я – бюджетница-минчанка. В следующем году у меня распределение. Планирую заключить фиктивный брак с военным/милиционером. Обязательно ли заключать брак до оглашения места распределения или это можно сделать, уже узнав, что меня, например, распределили в деревню?»

Ответ юриста: «Можно и после распределения. Ваш брак будет основанием для перераспределения. Желаю удачи!».

А сколько иностранцев хотят попасть в нашу страну через брак с нашими женщинами с предпринимательской жилкой. «В минском Доме бракосочетаний за период с января по июнь 2009 года зарегистрировано 199 браков с иностранцами из 49 стран, – рассказывает заведующая Домом бракосочетаний Надежда Реутская. – Из них наибольшее количество с россиянами – 28. На втором месте – ФРГ – 16 браков. Далее следуют Израиль и Италия – по 14, Литва – 12 и т.д».

Проблема фиктивных браков существовала всегда, и вряд ли когда-то будет успешна решена. Желание людей – заработать обязательно найдет «лазейки» в законодательстве страны.

На мой взгляд, наиболее важную роль для всего общества играет настоящая семья, и все силы и средства государства должны быть брошены на ее достойное существование. Накануне дня матери газеты наполнены материалами о многодетных матерях, об их счастливой семейной жизни. Как правило, в таких публикациях автор выполняет редакторское поручение: показать жизнь многодетной мамы только с положительных сторон, показать, что государство их всячески поддерживает. В этом году я встретилась с такой мамой пятерых детей, совершенно обычной женщиной работником железной дороги Татьяной Белявской. В газете «Железнодорожник Беларуси» вышла публикация «Мир тепла и любви». «В 2007 году сотрудница станции Минск-Сортировочный Татьяна Белявская в торжественной обстановке была награждена Орденом матери. Награду ей вручал глава государства – за рождение и воспитание пятерых детей. Двое из них уже выбрали свой путь в жизни. Самая старшая – Диана – успела получить два высших образования, создать собственную семью. Чуть помладше ее – Филипп, он учится в консерватории. Елизавета – ученица 6-го класса. Она, как и старший брат, увлекается музыкой, что, впрочем, не мешает ей заниматься карате.

Самые маленькие – Матвей и Яков ходят в детский сад». Далее я описываю в своем материале, как эта семья весело живет, какие они все дружные, но только их проблемы остаются за полосой. И можно сколько угодно говорить, что я не могу написать о ее проблемах, что все равно это не напечатают, чтоб не «омрачать праздник». И все это не находит оправдания в моей голове. Но с другой стороны, анализируя проблемы вот таких многодетных семей, видишь, что они говорят об этом, но без сожаления. Счастье, что ты имеешь столько детей, перекрывает все проблемы, и они сами говорят тебе: « Ой, а вы не пишите об этом, напишите лучше еще, как мы любим собираться на даче».

освещение проблемный социальный газета

Проблема занятости детей и подростков в СМИ

К проблемам семьи можно отнести и проблемы, связанные с занятостью молодежи. Подросток, который шатается без дела по улицам, как правило, попадает в плохую компанию. Вот тогда-то и встают проблемы наркомании, алкоголизма, правонарушений и т.д. От этого всего страдает, прежде всего, семья.

В «Железнодорожнике Беларуси» в публикациях «Дорогу молодым», «Нечем заняться? Обращайся к нам» я рассказывала о республиканских акциях для молодежи. 25 сентября столица нашей страны стала центром молодежного движения. В честь 90-летия комсомола Беларуси в Футбольном манеже Белорусский республиканский союз молодежи организовал форум «Сделай свой выбор». Молодежный форум собрал людей разного возраста с различными интересами. Школьники, студенты, мамы и папы, звезды эстрады – всех можно было встретить в одно время, в одном месте, и каждый нашел что-то для себя. Также в рамках акции «Нечем заняться? Обращайся к нам» инспекция по делам несовершеннолетних Минского ОВДТ совместно со столичным колледжем железнодорожного транспорта и моторвагонным депо провели встречи с учащимися старших классов школ, расположенных вблизи железной дороги. Признаюсь честно, собираясь на все эти встречи, мне с трудом верилось, что этих ребят можно заинтересовать этим. Нет, не потому, что они бестолковые, а потому что у них сегодня немножко другие интересы. Но я ошибалась. Оказывается, такие встречи действительно влияют на их дальнейший выбор, в глазах читается искренняя заинтересованность.

В материале «Граффити – искусство или вандализм» также поднимается проблема молодежи, которые рисуют граффити на общественном транспорте, фасадах зданий. Это не что иное, как порча имущества, а соответственно, проявление вандализма, что во всем мире считается правонарушением. В Беларуси граффити появилось не так давно, но уже сейчас надписи на фасадах зданий, общественном транспорте приносят много головной боли.

О том, как борются с уличными «художниками», «Железнодорожнику Белоруссии» рассказывал начальник инспекции по делам несовершеннолетних Минского ОВДТ Павел Лавкет.

Проблемы пожилых людей в СМИ

Проблема пожилого человека всегда остро стояла в нашей стране. Не все люди пенсионного возраста могут занять себя, организовать свой досуг. В публикации «Качество жизни – в любом возрасте» я рассказала о выставке-ярмарке «Забота и милосердие», посвященной Международному дню пожилых людей. Организаторами мероприятия выступили Минский горисполком и ВК «Экспофорум». В Беларуси такая выставка-ярмарка проводилась впервые. Она стала местом встречи людей почтенного возраста и тех, кто стремится улучшить качество жизни пожилых людей. Основной стала экспозиция, представляющая деятельность Минского горисполкома. На стенде комитета по труду, занятости и социальной защите можно было побеседовать с сотрудниками отделов, на стенде управления юстиции – получить информацию о деятельности правоохранительных органов города. Также поинтересоваться, где пожилой человек может заняться спортом, как ему организовать свой досуг. Работал стенд комитета по здравоохранению – там консультировали врачи-кардиологи, эндокринологи, психологи, а также предлагалось измерить давление.

Для людей, которые вышли в заслуженный отдых, очень важно, что их труд не забывали, чтобы у них всегда была возможность встретиться с коллегами, ощутить атмосферу праздника. Такой праздник каждый год дарит организация Минского железнодорожного узла своим ветеранам труда. Такой очередной встрече был посвящен мой материал «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...». Международный день пожилых людей в очередной раз собрал актив ветеранской организации Минского железнодорожного узла.

Сегодня совет ветеранов Минского узла объединяет 36 первичных организаций, в которые входит почти 8 тыс. человек, в том числе 248 ветеранов и участников войны, 34 работника прифронтовых дорог, 30 заслуженных работников и 235 почетных железнодорожников. Это самая крупная среди узловых организаций на магистрали и в Октябрьском районе Минска. Но и у такой большой организации существуют проблемы маленького человека. Одна из таких проблем – доплата к пенсии, в зависимости от стажа работы в этой организации, которая почему то не выплачивается.

Проблема здравоохранения

Финансирование медицины, доступность и качество медицинского обслуживания, проблемы функционирования ОМС, проблемы платной медицины, - все эти вопросы находят отражение в СМИ.

Ежегодно в Беларуси прерывается около 1000 беременностей с несовместимыми с жизнью пороками развития. Эти цифры кажутся немалыми, но не стоит забывать, что еще несколько лет назад многие из врожденных патологий диагностировались лишь у уже родившихся детей. Благодаря современным технологиям врожденные заболевания у детей в нашей стране можно выявить на ранних сроках беременности. Подробнее о врожденных патологиях, их диагностике и возможном лечении в интервью рассказала заведующая клинико-диагностической генетической лаборатории РНЦП «Мать и дитя», кандидат биологических наук Нина ГУСИНА. Из материала «Врождённые болезни можно вылечить ещё до рождения ребёнка» можно было узнать об уникальных методах диагностики врожденных заболеваний, которые можно провести в нашей стране. Также узнать о мероприятиях по профилактике формирования врожденных пороков развития.

Проблема ЖКХ

Как сообщают коммунальные службы, в Минске около 65 процентов жилья эксплуатируется более 25 лет. Ежегодно в столице ремонтируется до 4 тыс. балконов и лоджий – это всего лишь 0,7 процента от общего количества. Эти данные говорят о том, что проблема ветхого жилья в Беларуси с каждым годом нарастает. Как одно из последствий этой проблемы – падение балконов. В материале «Балконы продолжают падать» мастер по текущему ремонту УП «ЖРЭО Партизанского района» Сергей ЕФИМЬЯНОВ рассказывает о том, как определить аварийный балкон, и о мерах безопасности в таких случаях. Но к этой проблеме присоединяется еще одна – безразличие людей к собственной безопасности. Они продолжают захламлять свои аварийные балконы и лоджии, тем самым подвергая себя опасности.

Все вышеописанные проблемы общества, конечно, не остаются без внимания государства и СМИ. Но, пытаясь решить проблему в целом, за ее бортом остаются отдельные люди с их судьбами. Возможно, мы хоть чуть-чуть приблизимся к решению этих проблем, когда четко осознаем, что социальная проблема – это не понятие, а это человеческое лицо, стоящее за ним.

В интенсивном процессе информатизации мирового сообщества отчетливо проявляют себя тенденции глобализации, последствия которой далеко не однозначны. Вместе с тем, формирование «глобальной деревни» насыщенной коммуникационными взаимодействиями меняет жизнь общества через информационные системы, акцентирует значимость самоорганизации человека, реализующего информационный выбор и, тем самым актуализирует роль средств массовой информации в трансформации как отдельной личности, так и всего человечества в целом.

«Декларацией прав культуры», разработанной в 1995 году под руководством Д.Лихачева, введено понятие гуманитарной культуры, то есть культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе (Декларация прав культуры: Проект / СПбГУП; под науч. ред. Д.С.Лихачева. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 19 с.). Документ обращен к международному сообществу, а так как субъектом международного права является государство, то именно государства должны стать гарантами взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества.

Становящаяся сегодня в условиях глобализации информационная культура как системная характеристика нового уровня развития общества обуславливает приоритетность масс-медийного воздействия на формирование общественного мнения. От смысловой наполненности медийных посланий во многом зависит поведение людей в обществе, относительная стабильность или состояние беспокойства социокультурной системы. Журнализм как специфический вид социологической деятельности журналиста в широком спектре средств массовой информации призван способствовать реализации концепции глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс не только между великими культурами и культурами малых этносов, но и между культурами всех народов, населяющих страну, в частности, или, шире, весь мир в целом.

Процесс формирования республиканской идентичности в Татарстане находится в соответствии с динамикой интенсивности подачи этнических тем в прессе. Наиболее насыщенной этническая информация в информационном поле Татарстана была в 1990-х годах. Прежде всего говорилось об экологии национальной культуры и языка. Однако наряду с этим даже в таких, казалось бы, нейтральных темах, как спорт и информация о событиях в мире затрагивались проблемы национальной политики, специфика межнационального взаимодействия народов России, упрочение религиозной толерантности и взаимоотношения исторического прошлого и современности нашей республики.

Но поскольку журналисты, пишущие о культуре, не имеют специального образования, включая самообразование, они по определению не могут соответствовать объективно возложенным на них задачам. При этом средства массовой информации, рассчитанные на потребление самой широкой аудиторией, как правило закрыты для авторов «извне» – для профессиональных музыкантов, художников, режиссеров, религиоведов, историков, философов, культурологов… Вот тут-то в средствах массовой информации и начинается эскалация массовой культуры, достигающая своего апогея к 2000-м годам.

Впрочем, сначала определимся с тем, что же такое культура в современном ее понимании.

Как нам кажется, философ В.Степин совершенно справедливо рассматривает культуру «как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт»… 1 Он показывает, что «с точки зрения теории систем, сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системой, ее саморегуляцию… Наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта... Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме» 2 .

Ученый называет множество разных знаковых структур, «закрепляющих и передающих социальный опыт»: «функционирование субъектов поведения, общения и деятельности в качестве семиотических систем, когда их действия и поступки становятся образцами для других»; символика человеческого тела, структура языка естественного и искусственных; знаковые структуры, возникающие в ходе функционирования предметов, созданных человеком и другие. Он показывает, что в ходе развития культуры, выработки новых смыслов и значений возникает необходимость новых способов «фрагментации и объединения накопленного опыта» и соответственно разработки «новых типов кодирования».

В самом деле, как указывает М.Дворкина 1 , с появлением письменности, как особой формы кодирования, возникла новая возможность хранить и транслировать социальный опыт, которая была реализована в специально созданном для этой цели учреждении – библиотеке. По мере возрастающих потребностей культуры во все более эффективных системах хранения и трансляции опыта возникали новые информационные учреждения, обеспечивающие названные функции – центры научной и технической информации, редакции печатных изданий, радио-телевизионные, видео службы и другие.

В системе информационных кодов культуры средства массовой информации можно представить как своеобразные информационные узлы (накопители). Если рассматривать культуру как систему создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, то можно проследить значимую роль в этих процессах этих информационных каналов.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть культурохранительную функцию этих учреждений в рамках института социальной памяти. Средства массовой информации, в числе прочих, хранят и распространяют разные культурные ценности: книги, картины, кинофильмы, алгоритмы поведения и другие. Самое яркое представление об этом направлении деятельности дают, например, телеканал «Россия К», газета «Культура» или электронное издание «Культура-Портал». Но это не означает, что и другие средства массовой информации не ведут такой деятельности.

Существенную роль в сохранении народной культуры, традиций, обрядов, национального языка, региональных особенностей играют и печатные издания, и радиоканалы, и телевидение, и интернет-порталы. Средства массовой информации помогают не только сохранить, но и одновременно сделать доступными для большинства людей (то есть обеспечить преемственность культуры) наиболее значимые образцы культурного наследия. С использованием новых информационных технологий возрастает возможность одновременно решить обе задачи – обеспечить сохранность и распространение ценностей культуры.

Вместе с тем, встает вопрос о критериях отбора транслируемых ценностей, о возможности предугадать людьми сегодняшнего дня потребностей пользователей будущего. Значима для культуры и трансляционная функция информационных учреждений, осуществляемая через информационное обслуживание, обеспечивающее преемственность культурного наследия, доступность его потребителям.

Так, например, государственные радиостанции «Радио России», «Маяк», «Культура» продолжают лучшие традиции отечественного радиотеатра, познавательных, литературных, музыкальных, исторических программ, а на государственной радиостанции «Орфей» основу вещания составляет серьезная классическая музыка. Все это, безусловно, обеспечивает преемственность культур, знакомство с лучшими образцами мирового и отечественного культурного наследия, но при одном условии – аудитория будет готова нажать соответствующую «кнопку».

Поэтому и возникает необходимость воспитания аудитории, растворяя материалы о культуре в изданиях самого широкого профиля, включая и «желтые» печатные, аудио- или телевизионные издания.

А.Флиер указывает на те области социальной практики, которые находят свое отражение в современных средствах массовой информации 1 .

Прежде всего, это культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как хозяйственная культура; правовая культура; политическая культура.

Затем – культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений: философская культура, в том числе здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость; научная культура; религиозная культура и разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого); художественная культура.

Следом идет культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: культура межличностных информационных контактов; культура массовой коммуникации, в которую входят, в том числе, слухи и сплетни; информационно-кумулятивная культура на уровне преданий, верований и легенд; культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний.

И, наконец, культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека: сексуальная культура; культура физического развития; культура поддержания и восстановления здоровья; культура восстановления энергобаланса человека, куда входит, в том числе, кулинария как система и структура питания; культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека, в том числе и девиантные формы досуга.

Аудитория средств массовой информации через посредничество журналиста как транслятора культурных ценностей получает представление о верованиях и предпочтениях людей в разных национальных культурах, о моральных и правовых нормах, мифологических, литературных и художественных образах и других культурных образцах. В процессе информационного обслуживания в средствах массовой информации происходит актуализация документов, научных артефактов, политических взаимоотношений, философских умозаключений.

Преемственность культурных образцов осуществляется и через средовые элементы – оформление издания или передачи, оборудование и технические средства, использующихся при создании средств массовой информации технологию получения информации, аудиовизуальную или текстовую организацию материала. Информационное обслуживание содействует трансляции в пространстве и времени социальных, эстетических, идеологических, религиозных, технологических и других культурных образцов, способствуя включению их в современную производственную, учебную, самообразовательную, управленческую и другую деятельность людей.

В процессе информационного обслуживания передаются также образцы информационной культуры: способы работы с документами, поиска информации, организации картотек, баз данных, представления о ценности документов и другие.

Получая информационную продукцию других организаций, средства массовой информации содействуют развитию этих учреждений, а транслируя культурные образцы, журналистика способствует выравниванию культурных потенциалов людей из разных социальных групп, а, следовательно, стабилизации общества.

Особо хотелось бы отметить созидательную функцию журналистики в культуре. Средства массовой информации осуществляют аналитико-синтетическую переработку информации – преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде журналистского материала, – создавая новые продукты культуры: издания, программы, публицистические книги, статьи, рекомендации, консультации и тому подобное.

Это и есть продукты информационной культуры, которую надлежит рассматривать не только с точки зрения знаний, умений и навыков, связанных с чтением, поиском и потреблением информации, но и как совокупность знаний, норм, правил, ценностей, технологий, созданных людьми в процессе производства и распространения информационных продуктов, и отражающих определенный уровень развития информационной деятельности и культуры.

«Событиями, сферой художественного творчества тема культуры в средствах массовой информации не исчерпывается, – подчеркивает Т.Дедкова. – Общекультурные процессы (их помогает исследовать философия культуры); стиль жизни общества, нравы; состояние концертных организаций, книжных магазинов, кинотеатров и других сетей культуры; развитие общего, художественного, музыкального образования – все это входит в круг культурной проблематики печати и телевидения. <…> Через категории культуры человек оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в единое целое все явления действительности» 1 .

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. А.Моль справедливо полагает, что масс-медиа «фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» 2 .

Выделяются четыре сферы продуцирования и бытования культурных ценностей: быт, идеология (включающая в себя такие формы, как философия, политика, этика и др.), религия и художественная культура (искусство). Каждая из этих сфер в той или иной мере находит отражение в средствах массовой информации.

Специфическая особенность бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает ценности простые, естественные, но вместе с тем и основополагающие, такие, как труд, семья, родина, уважение к старшим, нормы поведения и тому подобные. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии, религии и даже искусства и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большой степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие, общенациональные. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования и идеологии, и религии, и искусства.

СМИ активно участвуют в формировании и распространении бытовых ценностей, рассказывая в своих материалах о позитивных и негативных образцах поведения, что в свою очередь выводит на этико-философскую проблематику нравственности, относящуюся уже к сфере идеологического продуцирования и бытования культурных ценностей.

«Раньше на работу в зоопарк нередко направляли людей, освободившихся из мест лишения свободы и бывших алкоголиков. Однажды я увидел, как эти ребята длинной палкой на глазах изумленного тигра пытались вытащить из его клетки кусок мяса. Я когда-то боксом занимался, поэтому проблему решил хуком справа... Ведь даже в войну люди не обкрадывали животных, а наоборот, делились с ними последним куском хлеба» 1 .

«Недавно были проведены масштабные исследования о причинах расторжения брака. Как оказалось, первыми рвать семейные узы решаются именно женщины. Чаще всего супруги, а это 40% опрошенных, расходятся из-за того, что попросту не могут найти между собой общий язык. Эта причина больше характерна для тех, кому за 30. А вот совсем «зеленых» молодоженов в первую очередь напрягает, что в связи с общим семейным бюджетом приходится затягивать пояс и лишаться привычных благ. Больше четверти опрошенных признались, что не хотят сохранить семью из-за измены одного из супругов. Примерно столько же развелись в связи с пьянством второй половинки. Оказалось немало таких мужей и жен, которые не смогли выдержать постоянных вмешательств в семейные дела близких родственников» 1 .

«Екатерина Ильинична, получив похоронку, долго не могла поверить в то, что больше никогда не увидит своего Мишеньку. Ей казалось невероятным, что он погиб именно сейчас, когда война закончилась и ждать беды было уже вроде неоткуда. <…> С тех пор прошло, страшно сказать, сколько лет! И все эти десятилетия Екатерина Ильинична вдовствует, безвыездно живет в Максимовке, в небольшом стареньком домике. Выглянет в окошко на знакомую с детства улицу – и словно заново увидит себя молодой, а рядом – своего Мишеньку, живого и невредимого. Может, именно потому, хоть и выделило ей руководство района, как вдове Героя Советского Союза, однокомнатную квартиру со всеми удобствами в Тетюшах, она там редко бывает. В Максимовке-то все родное» 2 .

Каждый из процитированных выше материалов, апеллируя к понятиям «совесть», «семейные традиции», «верность», обращается, прежде всего, к нравственно-философской проблеме бытия, однако опирается при этом на общечеловеческие духовные ценности, нашедшие отражение в бытовом укладе российского общества.

Значительную роль в становлении бытовой культуры играют эпистолярные жанры, активно использующиеся для трансляции культурно-бытовых ценностей. Письма занимают прочное место на страницах республиканской печати, не только отражая общественное сознание, но и предоставляя возможность читательской аудитории свериться с современными нормами социального поведения. Это становится очевидным при обращении к публикациям читательским писем на страницах татарстанской прессы.

«Замечаю, что в последнее время не только люди, но даже звери и птицы стали в какой-то мере агрессивнее. То ворона нападает на ребенка, то голуби летят прямо в лицо, словно намереваясь в глаз клюнуть, то дикие звери выходят из леса и нападают на людей. Что случилось с нашей фауной? Мне кажется, это связано в первую очередь с ухудшением экологии. Интенсивная урбанизация, увеличение сети автотрасс, бездумная вырубка лесных массивов ведут к уничтожению исконных жилищ животных, которые, между прочим, имеют такое же право на нишу в окружающей среде, как и люди» 1 .

«Меня воспитали так, что бросить фантик от шоколадки мимо мусорного бака – это не культурно, не уважать всех кто меня окружает – плохо, не любить нашу природу – ненормально. Тоже самое, я стараюсь привить и своему ребенку, чтобы моя дочь стала хорошим, порядочным и воспитанным гражданином России, а не свиньей, которая, простите, гадит там живет. Научиться и научить своих детей не бежать из страны, а делать ее лучше, вот главная задача каждого из нас!» 2 .

«Выражаю огромную признательность и благодарность генеральному директору ОАО “Казанькомпрессормаш” И.Г.Хисамееву, председателю профкома В.В.Борисову, председателю Совета ветеранов Ф.Ф.Файзрахмановой, председателю цехового комитета 21-го цеха Е.В.Майоровой, водителю цеха №23 И.А.Фахрутдинову за материальную помощь – приобретение и доставку мне домой газовой колонки, счетчика и газовой плиты. С уважением и благодарностью В.Г.Бакаева, инв. II гр.» 3 .

«Вчера, прогуливаясь по парку Урицкого, заметила много скворечников на деревьях. Я так обрадовалась, думаю, люди заботятся о птицах. А потом пригляделась – скворечники изготовлены одной фирмой и окрашены в желтый цвет. Но скворцы обычно в окрашенных домиках не селятся. Надо что-то делать» 4 .

«Была свидетелем следующего случая. К зоомагазину подъехал крутой джип. Из него вышел мужчина, весь из себя, и прошел в магазин.

– У меня по гороскопу жена Рыбка, – сказал он продавцу. – Что посоветуете ей купить на 8 Марта?

– Конечно рыбку, – ответил продавец. Выбирали они долго. Начали с дорогих рыбок, а закончили какой-то крохотной, за 80 рублей. Долго торговались, сойдясь наконец на пятидесяти рублях. Тот, который весь из себя, вытребовал бесплатно баночку и, довольный, ушел. А мне стало жалко. Нет, не рыбку. И даже не этого большого и толстого мужчину. Супругу мне его стало жалко, вот что» 1 .

Каждая из процитированных реплик – это побуждение к саморефлексии, взгляду на собственное поведение, своеобразной примерке ситуации на себя. Только таким способом при освоении культурного богатства человек и «распредмечивает» окружающий мир, оценивая свою способность восприимчивости сложной системы информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт.

Человечество нового тысячелетия в своем социокультурном развитии столкнулось с множеством проблем кризисного характера в области истории, экономики, политики, демографии, этики, с девальвацией идеалов и систем ценностей, разрушением традиционных жизненных представлений и мировоззренческих принципов. Пытаясь преодолеть затянувшийся кризис современной культуры, характеризующийся преобладанием материального прогресса над духовным, средства массовой информации постоянно напоминают своей аудитории, что для каждого человека красота, добро, истина, вечная жизнь – безусловные ценности, но что такое добро и зло, например, человек, вынужден решать сам, в каждой конкретной ситуации, выступая тем самым интерпретатором культуры.

Журналистика, по мнению Ю.Казакова, «ощущает свои социальные связи, осознает себя частью культуры, очевидно не замыкающейся на собственно профессиональные задачи и рамки, пытается установить продуктивный диалог с обществом, в том числе, и по проблеме собственного предназначения» 2 . Развивая эту тему, Т. Дедкова полагает, что «журналистика, освещающая проблемы культуры, <…> имеет возможности способствовать совершенствованию взаимоотношений человека и социума» 3 .

Этому призвана помочь рефлексия «второго порядка», объектом которой служит не реконструкция нравственно-этического мира личности в определенных культурно-бытовых представлениях, а сами эти представления как один из продуктов интеллектуального творчества.

Взглянем на тематическую палитру публикаций первого квартала 2010 года, посвященных профессиональной культуре, нашедшей выход в произведениях искусства. Для аналитического среза мы выбрали четыре республиканских печатных издания: «Республика Татарстан» как официальный орган правительства (Таблица 1), «Казанские ведомости» как городскую газету (Таблица 2), «Молодежь Татарстана» как молодежное издание (Таблица 3) и «Вечернюю Казань» позиционирующую себя как независимая пресса (Таблица 4). В сводной Таблице 5 приведены данные по тематической палитре публикаций во всех, вышеперечисленных изданиях.

Все материалы распределены по жанровой принадлежности и считались количественно (за единицу счета бралась публикация).

Социальность восходит к функционированию прессы: получая информацию от общества, журналистика дает ему возможность получить информацию о самом себе. Понятия "социальное", "социальность" традиционно связываются в теории журналистики с понятиями социальной роли, социальной значимости, социальной ответственности, соотносятся с категорией гуманизма, несут в себе представление о ее позитивной миссии. Обращение журналистики к социальной проблематике рассматривается в русле реализации ее природных функций, а показ "обыкновенного человека", вовлеченного в общественную жизнь, становится важнейшим направлением гуманизации журналистики.

В природе журналистики – интегративное познание действительности. Журналистика выступает как социальный институт и как общественная деятельность, "опосредующая с помощью актуальной информации связь отдельных индивидов с совокупностью новых изменений в обществе, с динамикой окружающего мира. Она координирует темпы социальной жизни с ритмами индивидуального существования и, обеспечивая их параллелизм, синхронизацию и определенную интеграцию, выполняет разнообразные функции ориентации индивидов в социуме" . Социальность журналистики проявляется в ее связи с обществом как с единым организмом.

Социальная проблематика – индикатор социальности журналистики

Под социальной проблематикой мы понимаем спектр проблем общества, относящихся к сфере его самосохранения и выживания. Данный тематический сегмент в СМИ может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к социальным проблемам. Существенно, каким образом это отношение формируется и насколько трактовка соответствует реальности.

На первый взгляд, речь идет о социальных темах. Действительно, в профессиональном журналистском обиходе словосочетания "социальная проблема", "проблема социальной сферы", "социальная тема", "социалка" используются в одном синонимическом ряду, однако взаимозаменяемые определения наполнены разными смыслами, а потому стоит пристальнее рассмотреть употребляемые понятия:

  • "социальная тема" подразумевает освещение событий и явлений, связанных с обыденной жизнью людей, и материалы на социальные темы не обязательно являются проблемными (например, репортаж из школы первого сентября, заметка о детском танцевальном коллективе, зарисовка о благоустройстве жильцами балконов и дворов и т.п.);
  • профессионализм "социалка" охватывает практически все разнообразие материалов на социальные темы, независимо от их жанра;
  • понятие "социальная проблема" имеет довольно широкий предметный охват – от состояния национальной обороны до количества уличных урн для мусора, от инфляции до очередей в отделениях Пенсионного фонда – по сути, любая проблема может быть определена как социальная, независимо от ее тематической принадлежности.
  • проблемы социальной сферы зачастую ошибочно относят к определенной отрасли экономики или к области общественных отношений. На самом деле "функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках происходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их потребностей" .

Социальная сфера выступает одним из объектов отражения в журналистике и обладает сложной структурой, которая при разложении ее в тематическом спектре обнаруживает неисчерпаемое множество фактов, явлений, проблем, сопряженных с иными сферами жизни. Проблема безработицы связана с политической и экономической сферами, а проблема малодетности – с общеевропейскими демографическими тенденциями; отношение к старости может рассматриваться в связи с экономическим положением пожилых людей или в русле новой культурологической модели общества. В связи с этим только тематический подход к отражению социальной сферы в журналистских "текстах" представляется весьма условным и формальным.

Социальные темы не исчерпывают предметное содержание социальной проблематики, однако именно в этой сфере содержатся те профессиональные "ключи", которые определяют социальность журналистского произведения. В отличие от иных сфер (политической, производящей идеи, экономической – финансы, производственной – материальные ценности, духовной – нравственные ценности) социальная сфера определяет все то, ради чего существуют идеи, материальные, духовные, нравственные ценности, т.е. именно в ней сосредоточены условия и механизмы самосохранения общества. Данная тематика как проблемный объект отражения формирует и актуализирует соответствующие подходы и профессиональные практики: заставляет рассматривать публикации с точки зрения их цели, в сопоставлении с социальными функциями СМИ и в единстве с функциональным вектором социальной сферы.

Функциональный подход дает возможность осознать, что именно состояние социальной сферы, уровень ее развития является, с одной стороны, основой для стабильности и развития политической, экономической и других подсистем общества, а с другой – показателем эффективности этих подсистем, индикатором цивилизованности общества. Представление о социальной сфере как сфере удовлетворения потребностей, необходимых для социального воспроизводства, определяет ее вектор, целостность и взаимосвязанность элементов. Не следует отождествлять ее с тем или иным видом социального обеспечения, как это нередко происходит на практике. К примеру, выделение из ряда элементов нескольких, наиболее проблемных – жилье, здравоохранение, школьное образование, – позволяет свести проблемы функционирования сферы в целом к корректировке деятельности отдельных ее составляющих. При этом можно говорить о жилье, но не упоминать социальную инфраструктуру, игнорировать доступность городской среды, говорить о техническом оснащении школ и не упоминать о проблеме педагогических кадров и т.д., т.е. общее подменять частным. Целесообразно рассматривать частное в системе целого: роль жилищных условий, здравоохранения в воспроизводстве населения. Именно человек с его потребностями является объектом и целью функционирования социальной сферы ("главный критерий уровня развития социальной сферы – суверенитет личности" ) и одновременно он – активный компонент ее структуры.

Как отмечает Л. В. Орлова, в сфере социальных отношений человек в первую очередь ощущает себя в "естественном плане" – как дитя своих родителей, как родитель своих детей, как сосед, как чей-то друг . Многие исследователи утверждают, что именно этот "естественный план", повседневная жизнь представляет собой реальность, которая имеет для людей "субъективную значимость в качестве целого мира" . "Повседневное знание представляет собой фабрику значений, без которой не может существовать ни одно общество" . При этом его "действительная" жизнь имеет безусловную социальную опосредованность: с одной стороны, человек воспринимает повседневную жизнь непосредственно, конкретно, предметно, с другой – на это восприятие оказывает воздействие некая совокупность теоретически обобщенных знаний, представлений, житейских суждений, порожденных массовым опытом, социальной средой. С одной стороны, непосредственное, конкретное восприятие окружающей жизни дает человеку возможность индивидуального маневра в быстро меняющемся мире, с другой – именно в повседневности действуют долговременные привычки, вековые устои, которые сдерживают социальную активность и способствуют сохранению принятых и одобряемых обществом отношений и образа жизни.

Субъективно-объективная значимость присуща социальной информации в целом, и функциональный вектор является ее природным свойством. На это ее качество указывает С. Г. Кор- коносенко: "Социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением" . Таким образом, одной из важных составляющих этого понятия является востребованность обществом социальной информации.

Это особенно важно для понимания значения социальной информации в организационно-преобразующей деятельности субъекта и формулировке требований, которым она должна отвечать. Она должна:

  • быть доступной, т.е. циркулировать по тем каналам, к которым субъект имеет доступ;
  • быть выделена субъектом из всего потока доступной ему информации, т.е. социальная информация должна привлекать внимание;
  • быть интериоризована субъектом, т.е. однозначно истолкована им с помощью той накопленной информации об окружающей действительности, которой он уже обладает;
  • побуждать субъекта к социальному действию, т.е. содержать (в явной или неявной форме) побудительный мотив (мотивы) .

Данный подход подчеркивает конструктивную роль социальной информации и активную роль субъектов социальной сферы, поскольку в таком контексте "информация должна быть осмыслена в качестве некоего социального ресурса, конвертируемого в другие виды ресурсов" . Эти ресурсы реализуются в проблемном поле.

Обращаясь к проблемам социальной сферы, журналистика изучает противоречия между представлением о социальной действительности и реальностью, в условиях которой проходит человеческая жизнь, в попытках объяснить и разрешить это противоречие . По наблюдениям исследователей, эта реальность стала гораздо более разнообразной в постперестроечной России, и социальные проблемы перестали быть присущими социальным слоям и группам, а получают индивидуальные характеристики места, времени, социального пространства, стартовых возможностей и т.д., т.е. в современном "атомизированном" обществе социальные проблемы индивидуализируются . На практике это означает постепенное выпадение людей малоимущих и бедных из социальных взаимообменов, разрушение их социального потенциала. Происходит сегментация общества внутри социальной сферы. Объединение общества на основе совместного решения проблем требует актуализации индивидуальных проблемных ситуаций в публичном дискурсе, расширения их значения для широких слоев, вовлечения людей разного общественного статуса, опыта и возможностей в новые социальные контакты.

Этому может способствовать грамотное освещение социальной проблематики в журналистике. Некоторые исследователи справедливо указывают на то, что таким образом журналистика не просто отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях и давая возможность обменяться мнениями по различным поводам, но и особым образом участвует в урегулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни . Такая профессиональная практика напрямую соотносится с понятием коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Как отмечает Б. В. Марков, желая связать вместе "разум, нравственность и демократию", Хабермас искал место их соединения и нашел его "в коммуникативных действиях, которые предназначены для того, чтобы достичь согласия взаимопонимания и признания в процессе переговоров, обмена мнениями и их обоснования" .

Важно понимать, что социальность информации определяет также ее коммуникативный аспект: она осознается сквозь призму человека, его интересов и потребностей.

Как объект отражения социальная сфера имеет сложную многокомпонентную структуру: в нее входят как социальная инфраструктура и производимые ею продукты потребления, так и процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативная база регулирования потребительского поведения населения, люди. Все компоненты объединены главной функцией – "социального воспроизводства людей как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов" .

Люди являются частью каждого из компонентов, поэтому человеческий фактор пронизывает социальную сферу, оборачиваясь иногда решающим при оценке результатов ее функционирования. Например, учителя муниципальных образовательных учреждений, врачи районных поликлиник являются объектами и субъектами социальной сферы, потребителями ее услуг и в то же время – частью процессов обслуживания, они одновременно и относятся к уязвленным социальным группам, и могут способствовать уязвлению иных социальных групп. В силу субъективного фактора значение каждого из компонентов не может быть однозначным, линейным. Инертность обыденного сознания проявляется в противоречиях между недоступностью качественной медицинской помощи и абсолютной безответственностью людей в отношении к собственному здоровью (курение, алкоголь, нездоровое питание, малоподвижный образ жизни). Доступность некоторых продуктов потребления и обладание ими может противоречить способности субъекта пользоваться ими. Человеческий фактор может вносить существенные коррективы в, казалось бы, продуманные и просчитанные шаги в социальной политике.

Начиная с 1995 г. в течение 10 лет в России удвоилась численность инвалидов. Конечно, в этот период действовали негативные факторы, связанные с социальным стрессом, падением уровня жизни, безработицей. Однако при этом сокращались "грязные производства", улучшилось состояние окружающей среды, уменьшился производственный травматизм. В 1995 г. появилось новое законодательство об инвалидах с новым пакетом льгот для них . Как показали социологические исследования, это привело к тому, что люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые раньше не фиксировали свою инвалидность, предпочли зарегистрироваться. В результате – самые слабые реально проиграли, потому что на их нужды средств было выделено меньше . Законодательный акт, имеющий конкретный социальный вектор, обернулся противоположностью, казалось бы, в результате поведения людей, но на самом деле именно потому, что не была учтена целостность функционирования социальной сферы: действия органов власти привели к "инвалидизации" населения.

Несмотря на то, что социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется сбором статистических данных и проведением социологических опросов (объективная и субъективная информация), "действительная" жизнь людей слишком многообразна и специфична, чтобы ее можно было отобразить с помощью только измерительных и аналитических средств. Объективно – благосостояние людей растет, но меняются субъективные оценки людей, становятся выше их жизненные требования. То, что несколько лет назад считалось приемлемым, сегодня перестает быть таковым. В результате – если люди считают, что стали жить хуже, их невозможно убедить в обратном с помощью статистики, решающим аргументом все равно будет настроение людей. Необходимо достоверное и оперативное информационное обеспечение процессов принятия решений в социальной сфере, однако из процесса принятия решений часто исключен потребитель, так как полученная информация не всегда ему доступна и он не может ее самостоятельно интерпретировать.

Решение проблемы в социальной сфере никогда не может быть простым и однозначным; оно, как правило, представляет собой некое комплексное решение, учитывающее субъективные потребности людей, требующее подробного разъяснения для тех, кто вовлечен в проблему, а также для общества в целом. В современном мире доля познания, основанного на личном опыте, сокращается. "Среди тех, кто несет людям знания о социальной реальности, особое место занимают журналисты"

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Определение стиля жизни и его классификация. Влияние СМИ на стиль. Роль и место журнала "Eskuire" в системе российских средств массовой информации. Интеллектуальная составляющая стиля жизни. Характеристика стиля жизни, основанная на визуальном анализе.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2008

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Роль средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни. Юридическое начало истории СМИ в России. Виды СМИ, их интеграция в общественное сознание. Культура СМИ и влияние на поведение в обществе. Глобализация СМИ и их влияние на мировую общественность.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2009

    Понятие языковой нормы. Характеристика, основные виды и функции современных средств массовой информации. Особенности нарушения языковых норм в текстах средств массовой информации. Языковая, социально-психологическая и культурная ситуация в обществе.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2012

    Роль средств массовой информации в формировании личности человека. Особенности влияния на личности будущих специалистов, таких элементов информационного общества, как традиционные средства массовой информации, сеть Интернет, телевидение, телефония.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Освещение современных военно-политических событий в Сирии информационным порталом CNN News и BBC. Особенности дискурса британских и американских средств массовой информации. Введение понятия "эвфемии" на уроках английского языка в старших классах.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2017

В «нормальном» обществе (в науке есть такое понятие), которое отличается высокой жизнеспособностью, гибкостью, адаптивностью к изменяющимся условиям, целостностью, устойчивостью общественных систем, постоянным импульсом к развитию, открытостью, плюрализмом, активностью социальных процессов, их управляемостью, мобильностью, задачи социальной журналистики определяются ее естественной природой. Но каким бы стабильным ни было нормальное общество, идеальных сообществ не бывает. Поддержание устойчивости информационными средствами включает, к примеру, выявление и представление различных интересов, распространение представлений о том, что в этом обществе полезно, разрешено, важно, что вредно и запрещено, какие образцы воспитания и поведения достойны внимания и уважения, как разрешить назревшие проблемы, гармонизировать потребности и многое другое. Социальная журналистика, оперативно отслеживая и предъявляя обществу «человеческую» реакцию на изменения, помогает их более плавному, продуманному, планомерному течению, своевременной коррекции. Главная задача - поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений.

В обществе переходного типа, к тому же переживающему кризис, - а именно таким обществом является сейчас Россия, - у журналистики, помимо естественных задач, появляются другие задачи, особая миссия, в свете которой следует оценивать всю ее деятельность, - она должна давать надежду. От того, как пресса справляется с решением антикризисных задач, во многом зависит разрешение общественного кризиса:

  • - давать полную информацию о состоянии социальной сферы, открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен;
  • - осваивать новые жизненные реалии, помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем, стимулировать творческую жизненную активность и в особенности индивидуальную инициативу; помогать человеку в конкретной ситуации, рассказывать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;
  • - подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения, реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики, следить за функционированием социальных институтов и активно влиять на их модернизацию;
  • - упорядочивать общественные отношения, поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп, снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения; стремиться к разговору на равных между разными группами; создавать возможность для выражения новых взглядов и оценок в рамках типичных проблемных ситуаций, вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам;
  • - давать нравственную оценку событиям, поступкам, высказываниям, морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп.

Это - лишь общий контур целевых особенностей, стоящих перед социальной журналистикой. Каждое СМИ самостоятельно определяет баланс описанных задач, формулирует дополнительно другие. Это очень важная и актуальная практическая проблема.

Похожие публикации