Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Запрет на использование светодиодных светильников в школах. Дошкольные учреждения. Можно ли применять светодиодные светильники

Многие задают вопрос – можно ли применять светодиодные светильники в школах?


Ученые, работающие в сфере гигиены, провели исследование, которое позволило ответить на этот вопрос.
В исследовании принимали участие взрослые и дети, а в его основе лежала сравнительная оценка условий работы в свете традиционных люминесцентных светильников и набирающих обороты светодиодных энергосберегающих светильников - рассказывает заведующая отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Любовь Текшева.


Как известно, искусственное освещение нормируется СНиПом и Санпином, одним из них является СНиП 23-05-2010, согласно которому освещенность на рабочей поверхности стола должна составлять не менее 400 Лк, уровень дискомфорта – менее 15%, коэффициент пульсаций – менее 10%.


В ходе исследования снимались показания со зрительного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы, показатели умственной работоспособности, а так же реакцию организма на воздействие света.


Результатом стала реакция организма ученика одной из московских школ на различные источники света: светодиодный офисный светильник и люминесцентный ламповый. Результат несколько удивил ученых, т.к. неожиданно для них все показатели свидетельствовали в пользу светодиодного светильника. Эксперимент, поставленный на учениках с 4-го по 11 класс показал, что к концу дня все школьники показывали выраженное утомление в свете люминесцентного освещения. При светодиодном освещение дети тоже уставали, но не так сильно. Глазная система, по мнению ученых, чувствует себя комфортнее в свете светодиодных потолочных светильников, число жалоб на невозможность сосредоточится становиться меньше. Не было зафиксировано и ни одного ухудшения зрения.


Возникает вопрос – чем объяснить подобную разницу в реакции организма? Во-первых, это спектральный состав светодиодного светильника. Спектр света светодиодного светильника приближен к естественному свету, во-вторых, снижен уровень пульсаций светового потока, который так же влияет на мозговую деятельность. В-третьих, можно выделить такой показатель как цветовую температуру 5000К, которая как раз соответствует уровню Солнца в полдень: то самое время, когда вся живая природа максимально активна, в т. ч. и человек, в-четвертых, это уровень шума от пуско-регулирующей арматуры. Как известно, ПРА люминесцентных светильников издают неприятный шум, который влияет на работоспособность. Светодиодные светильники абсолютно бесшумный. Все это в совокупности позволяет ребенку успешнее осваивать школьный материал.


В итоге, ученые пришли к выводу, что светодиодное освещение в школах имеет право на жизнь , необходимо лишь внести изменения в соответствующие законы и нормативные документы. Уже подготовлен проект по внесению изменений в СанПиН «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Будут сняты ограничения на использование светодиодного освещения в школах и профтехучилищах.

В настоящее время имеются нормативные документы и Федеральные Законы, как запрещающие, так и разрешающие использование светодиодных источников света для освещения школьных классов. Но, уже в скором времени данная коллизия, возможно, будет устранена.

Применение светодиодов разрешено в :

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года). В соответствие с 7.2.2 данного СанПиН:

«7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый».

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение". Введен в действие для добровольного применения с 8 мая 2017 г. Приказом Минстроя РФ от 7 ноября 2016 года N 777/пр. В данном основополагающем нормативном документе запрет на применение светодиодных источников света для освещения школ отсутствует.

Применение светодиодов запрещено :

СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования». Данный свод правил допускает использование светодиодных светильников только с удаленным люминофором.

СП 256.132500.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В данном своде правил, светодиодные источники света для освещения школ запрещены.

В настоящее время в указанные своды правил вносятся изменения по приведению их требований к освещению школ в соответствие с требованиями СП 52.13330.2016.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В соответствии с 3.1.5 (5 абзац) данного СанПиН: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания».

В соответствии с 1.4 и 1.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03:

«1.4. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации».

Таким образом, Госсанэпидемнадзор имеет право запретить проведение учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях, в которых установлены светодиодные светильники, не смотря на то, что имеются разрешительные нормативные документы.

В настоящее время в некоторых школах светодиодные светильники установлены, не смотря на имеющиеся запреты. В случае использования светодиодных светильников в школах будет не лишним согласовать принятые технические решения с региональным отделением Госсанэпидемнадзора, что бы их представители дали официальное разрешение на несоблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение".

В Приказе Минстроя РФ от 10 февраля 2017 года N 86/пр «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» сказано:

«Пункт 2 приказа Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 777/пр "Об утверждении СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" изложить в следующей редакции:

"2. С момента введения в действие СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" признать не подлежащим применению СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783, за исключением пунктов СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.".»

Таким образом, в указанном Перечне пока присутствует 7.18 свода правил СП 52.13330.2011, в соответствии с которым:

«7.18 Выбор источников света по цветовым характеристикам для общественных, жилых и вспомогательных помещений следует производить на основании приложения И с учетом 7.3 и 7.4.

В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания.

В остальных общественных помещениях использование галогенных ламп накаливания для общего освещения допускается только для обеспечения архитектурно-художественных требований.».

То есть, до замены свода правил СП 52.13330.2011 на СП 52.13330.2016 в указанном Перечне применение светодиодных светильников в школах является прямым нарушением Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятом Государственной Думой 23 декабря 2009 года и одобренном Советом Федерации 25 декабря 2009 года.

В своде правил СП 52.13330.2016, введенном в действие с 8 мая 2017 г. светодиодные светильники в школах не запрещены. Но в 7.3.1 имеется запрет на использование светодиодов в дошкольных образовательных учреждениях и в основных функциональных помещениях лечебно - профилактических учреждений.

Учитывая, что свод правил СП 52.13330.2016 со временем заменит свод правил СП 52.13330.2011 в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", то в ближайшие годы использование светодиодных светильников в детских садах и в основных функциональных помещениях лечебно - профилактических учреждений будет запрещено на уровне Федерального Закона.

Отстаивая возможность применения светодиодов в школах, часто ссылаются на Постановлении Правительства РФ №898 от 28.08.2015 г.

В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 г. отсутствует запрет на применение люминесцентных светильников в образовательных учреждениях (школах).

Согласно данного Постановления (4 абзац пункта ж)): «запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света ".

В соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, как было отмечено выше, для учреждений школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 года имеется запрет на:

Приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26-38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

Запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;

Запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп.

Заключение

Проблемы по применению светодиодов в школах, судя по всему, начнутся после снятия ограничений по их использованию в нормативных документах. По существу в скором времени свод правил СП 52.13330.2011 будет заменен в Перечне обязательных документов на СП 52.13330.2016. И запретительным документом будет только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Но в ближайшем будущем и в него могут быть внесены соответствующие изменения.

Предположительно, в этот СанПиН будут внесены конкретные требования к светодиодному освещению по цветовой температуре, максимальной мощности светодиода и т.д. И многие уже смонтированные светодиодные осветительные установки в школах могут оказаться не удовлетворяющими этим требованиям.

Стоит обратить внимание на стандарт Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе СТО.69159079-01-2017 «Светильники светодиодные. Требования к техническим и эксплуатационным параметрам». В этом стандарте сформулированы многие требования к светодиодным светильникам для школ и крайне желательно не использовать светильники с параметрами, уступающими рекомендациям данного документа.

К (Все статьи сайта)

СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (действующая редакция с изменениями на 15 марта 2010 года )

3.1.5.
...В учреждениях дошкольного , школьного и профессионально-технического образования, а также следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.


Отсюда следует что в указанных учреждениях светодиодных источников света в общем случае быть не должно

3.1.9. Замена ламп накаливания на новые источники света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований (таблицы 1 и 2)


Отсюда следует, что в разрешенных случаях (разрешенных данным или иными документами, но в области действия данного документа, т.е. там, где светодиодные светильники и КЛЛ не запрещаются; например - в бане) помещениях в существующих светильниках с ЛН можно установить СД или КЛЛ при выполнении норм таблиц 1, 2. Этот пункт (3.1.9) юридически не разрешает нарушать пункт 3.1.5, он только дополняет требования норм (для сведения - оба уточнения вводились одним изменением)

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года)

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения.


Этот документ на общеобразовательные учереждения имеет дату введения позже при равной иерархии, а значит в соответствии с общими положениями законодательства и положениями права в области его действия прямой нерешаемой коллизии нет, и его действие имеет большую силу (точнее, "новым" документом следует руководствоваться при коллизии). Иначе говоря, здесь светодиоды разрешили.

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

7.18...В учреждениях дошкольного , школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания...


Видим тот же запрет, что в общем "старом" СанПин. Эти документы разных ведомств и являются инструментами выполнения разных законов. Поэтому, теоретически, существует юридическая коллизия, позволяющая оспорить разрешение "нового" общеобразовательного СанПин. Но это вопрос не нашего уровня (да и, скорее всего, оспаривание обозначенного положения "нового" СанПин - бесперспективное занятие по причине иерархического главенствования над подзаконным документом СП 52.1330 статьи 11 нормативно-правового акта "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании") . Однако, можно однозначно заключить, что в дошкольных общеобразовательных учереждениях и в в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений применять светодиоды никто (совсем никто и нигде) юридически не разрешал .
Проверим, лечебные учреждения - перечислять все санпины и своды правил не буду (их немало), но нигде так же не находим разрешения применять светодиоды в вышеуказанных помещениях.
Таким образом, в случае нарушения рассматриваемых требований имеем нарушения статьи 28

Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17...

Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) - к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия - тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

Следует отметить, что есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений .

2) Также очень важный параметр - индекс цветопередачи Ra . О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.

3) Еще одна крайне важная деталь - показатель дискомфорта Мт . Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - непосредственно колбы самих ламп.

Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем , так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации . Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20 .

Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников <5% . Поэтому данным критерием практически можно пренебречь при подборе светильников в образовательные учреждения.

Итак, подведем итоги.

Согласно действующим нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях следует применять светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных значений общего светового потока, мощности, степени защиты, габаритов и накладного способа установки , соответствуют следующим параметрам:

1) Цветность света: 2700К-3500К - для дошкольных учреждений, 3500-5000К - для общеобразовательных и высших учебных заведений.
2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый
3) Индекс цветопередачи Ra > 80
4) Коэффициент пульсации < 5%

Зачастую при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации нет никаких указаний к материалу рассеивателя для светильников , устанавливаемых внутри помещений образовательных учреждений, поэтому выбор материала рассеивателя оставляется на усмотрение руководства учебного учреждения.

Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев , когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям - применим более дорогой поликарбонат .

Координатор проекта,
Живорыкин А.Н.

Похожие публикации