Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Пособие для сдачи егэ по истории. ЕГЭ. История. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Алексашкина Л.Н

Здравствуйте, уважаемые друзья и читатели! Сегодня не совсем обычный пост. Это пост-ответ. Такой нормальный и большой ответ на самый частый вопрос, который мне всегда задают ребята: «Что вы рекомендуете читать, по каким пособиям готовиться к ЕГЭ по истории или обществознанию?»

Давайте я сделаю так. В первой части этого поста вы прочитаете то, что хотите услышать. То, что Вам скажут и без меня. Ок? А вот вторая часть поста будет для тех ребят и их родителей, которые действительно хотят высоких баллов на ЕГЭ через несколько месяцев.

Первая часть: то, что вы хотите услышать

  • Л. Кацва. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Любое издание.
  • А.С. Орлов. История России: учебник. Любое издание
  • Котова, Лискова: Обществознание. 11 класс. Модульный триактив-курс
  • Баранов, Шевченко, Воронцов: ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник

Также нужно запастись тестами, их можно найти на известных сайтах в Интернете, все их прекрасно знают. Да и они слишком известные, чтобы мы их тут называли).

Если вы хотели услышать именно такой ответ на вопрос: по каким пособиям и учебникам готовиться к ЕГЭ, то дальше можете не читать. Информация ниже совсем не для вас. Смело берите эти пособия, читайте их, решайте тесты, и Бог Вам в помощь!

Вторая часть ответа на вопрос: мой настоящий ответ

Никакие пособия брать, покупать вообще не стоит. Вот причины:

  • В пособии абсолютно нет аппарата для рефлексии: например для самостоятельной работы.
  • В пособии все изложено сухо, предполагается, что вы уже имеете представление о базовых понятиях. В истории эти понятия: цивилизация, государство, аппарат власти, формы власти, прибавочный продукт, натуральное хозяйство, и прочее множество понятий. То же самое для обществознания.
  • В пособиях нет тестов.
  • Пособие не объясняет, как решать тесты, каковы принципы их решения. В самих же сборниках тестов в самом начале дается крайне сухая информация с характеристикой самого теста, никаких принципов там нет и в помине.

Несмотря на эти огромные минусы каждый год миллионы ребят покупают эти пособия и готовятся по ним. Результат весьма плачевен, посмотрите статистику Рособрнадзора. От себя же могу сказать однозначно: 95 % ребят, которые читают пособия и готовятся по ним никогда не сдадут егэ по истории или обществу на высокие баллы. Да, знания может и улучшаться, но тест на высокий результат они не решат. Максимум, баллов на 60 из 100.

Что же делать. Во-первых, прочитайте и . Во-вторых, если ваша цель именно самостоятельная подготовка: вы не хотите пользоваться услугами репетиторов и сторонних сервисов и сайтов, то вариант подготовки (действительно правильный и грамотный) может быть только такой.

ШАГ 1. Покупаете школьные учебники (лучше последнее издание): по истории — покупается учебник по каждому периоду: по Древней Руси, по Средневековью, по Новому времени и пр. Авторы по истории: Сахаров, Буганов, Данилин, Косулина, Рыбаков и пр. По обществознанию аналогично. Берете учебники за 10 и 11 классы.

ШАГ 2. По истории берете исторические Атласы и Контурные карты. По обществу нужно будет взять плюсом пособие, в котором обществознание изложено в виде схем.

ШАГ 3. По обеим дисциплинам ищете, где будете решать тесты. Тесты нужны с проверкой, чтобы вы могли себя проверить по ответам.

ШАГ 4. Методика самоподготовки:

По истории

Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно в Атлас. Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.

Далее читаете вторую главу, проделываете ту же работу. Через день возвращаетесь к первой главе, и проверяете себя, что помните. Если забыли все — снова ее перечитываете, и поступаете как описано выше.

Если вы осилили таким образом к примеру, период Древней Руси, берете тематические тесты ЕГЭ по этому периоду и решаете как первую часть теста, так и вторую. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.

По обществознанию

Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно выписываете непонятные термины, ищете их определения в Интернете или в учебнике (в конце есть Глоссарий). Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли, какие термины упустили, учите их. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.

Дошли до конца раздела, к примеру, Человек и общество, достаете тест по этой пройденной теме и решаете. Решаете как первую, так и вторую часть. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.

***

Каждый ли способен на такую подготовку? Нет, не каждый. Требуется серьезная эрудиция, нормальная память, хорошая усидчивость и целеустремленность. Большинство выдохнуться ко второй неделе такой подготовки, или у них будет нервный срыв. Поверьте, навидался такого за годы работы с детьми (в школе я тоже работал)

Что же делать?

Современная подготовка к ЕГЭ на действительно высокие баллы немыслима без постоянной поддержки грамотного преподавателя. Который, когда получит ваши тесты, ваши вопросы, даст такие рекомендации, которые прояснят материал и принципы решения тестов.

Беда в том, что таких курсов сейчас в Интернете нет.. Почему? Потому что на всех прочих курсах вам предложат работу в так называемых группах: когда ребят загоняют в вебинарную комнату, и преподаватель ведет такое вот групповое занятие. Домашние задания же также проверяются выборочно, или дается на откуп компьютеру. В результате отдельный ученик просто теряется на фоне остальных, и конкретно ЕГО ошибки ЕМУ никто НЕ ОБЪЯСНЯЕТ.

На наши курсы подготовки

На наших курсах ошибки каждого ученика объясняются индивидуально благодаря отличному сервису подготовки. Ученик смотрит видеоурок. Он может просмотреть его сколько ему угодно раз, в любое время дня и ночи, когда ученик КОМФОРТНО и УДОБНО. Далее ученик выполняет задание. Любые вопросы он может задать преподавателю напрямую. И преподаватель своевременно даст понятный, грамотный, профессиональный ответ.

Все задания проверяет опытный преподаватель. Без одобрения задания ни один ученик не сможет получить доступ к следующему занятию, пока задание не будет выполнено на должном уровне. Как это сделать, тоже разъясняется. Круто?! Да!

Хорошо, когда в учебнике отсутствуют лишние исторические факты, которые не нужны при подготовке к ЕГЭ по истории. Когда прослеживаются причинно-следственные связи, то есть определяется причина события, основной ход события и последствия события. Именно это проверяется на ЕГЭ.

Если в учебнике простая констатация фактов и художественно-описательный характер, то этот учебник не столь хорош для подготовки к ЕГЭ по истории. Если в учебнике для подготовки к ЕГЭ по истории много эпитетов, цветистых выразительных слов - то, как ни странно, лучше от него отказаться.

Например, учебник долго и выразительно описывает Екатерину Вторую: «Матушка наша Императрица любила Россию, читала много книг…» Все это - пустота и на ЕГЭ никак не оценивается. Это просто вырванные из исторического контекста факты

Ведь проверяют на ЕГЭ по истории знание причинно-следственных связей и логику исторического мышления. История - точный предмет. Почему произошло событие, что оно в себя включало, к чему привело. Кто и какую роль сыграл в определенных событиях. Все должно быть в логической и причинно-следственной взаимосвязи.

Очень важно, чтобы автор учебника для подготовки к ЕГЭ по истории был беспристрастен в оценке исторических событий. В учебнике должен присутствовать здравый смысл. На ЕГЭ по истории есть вопросы, где в любых событиях нужно увидеть как положительные стороны, так и отрицательные. Как бы трудно это ни было.

Почему необходимо готовиться к ЕГЭ по истории хотя бы по двум-трем учебникам? Дело в том, что каждый автор показывает свое видение исторической ситуации.

Например, есть учебник для подготовки к ЕГЭ по истории, который мы всем рекомендуем:

А.С.Орлов, В. А.Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина "История России"

В этом учебнике все грамотно и четко изложено авторами. Но если мы возьмем только учебник Орлова и будем готовиться к ЕГЭ по истории только по этому учебнику - у нас будут сложности. В ЕГЭ по истории есть письменные задания, где необходимо представить разные позиции по определенной исторической ситуации (что очень важно при выполнение задания ЕГЭ 24 и 25). Поэтому необходимы также справочники для подготовки к ЕГЭ по истории.

Например, М.Н. Зуев «История России: Учебник для вузов» В учебнике анализируются сложные и противоречивые исторические процессы России. В приложении приведены: генеалогия российских царей, биографические сведения о деятелях трех российских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, весь этот материал можно использовать для исторического эссе (задание 25).

Начиная подготовку к экзамену по истории, важно сразу же определиться с учебной литературой. В зависимости от того, какие материалы вы будете использовать, будет зависеть и качество вашей подготовки.

В качестве основной литературы можно предложить следующее:

А) Справочники и краткие учебники.

Например, справочник В.В. Барабанова или Л.А. Кацвы.

По этим книгам особенно хорошо заниматься, если у вас уже имеется определенная база знаний по истории, если вам не нужно подробно разъяснять каждый термин . В таких пособиях материал изложен тезисно, в стиле конспекта.
Так что если вы изучаете определенную тему по учебнику Орлова и чувствуете, что не понимаете каких-то ключевых, основополагающих моментов, то лучше заглянуть в соответствующий параграф школьного учебника, где та же тема изложена более доходчиво и понятно.

Б) Школьные учебники.

Например, серия учебников для 6-9 класса А.А. Данилова.

Эти учебники написаны простым и доступным языком, материал в них изложен очень подробно. Все ключевые понятия, имена и даты отдельно выделены в тексте. Каждый параграф сопровождается иллюстративным материалом и списком терминов.
Если вам нужно подготовиться к истории с «нуля», то линейка Данилова - идеальный вариант. Однако, если до экзамена осталось только 3 месяца, то нет смысла пытаться освоить за такое время всю серию школьных учебников по истории.

В случае, если вы видите, что вам нужно больше знаний, чем предлагается в справочнике и/или в школьном учебнике по конкретной теме (например, для исторического сочинения), то стоит обратиться к более сложным (вузовским) учебникам.

В) Вузовские учебники (повышенный уровень).

Например, учебник А.Н. Сахарова (по всем периодам). Среди вузовской литературы можно найти много авторов, которые специализируются на отдельных исторических периодах (например, история России до 1861 г. - Н.И. Павленко, период 20 века - Э.М. Щагин и т.д.).

Вузовские учебники помогут вам сформировать более глубокие исторические знания. Благодаря этому вы сможете лучше понимать и объяснять сложные причинно-следственные связи, суть исторических событий и процессов. Это же пригодится вам и при решении задания №24, связанного с подбором аргументов.
Так что если вы рассчитываете на высокий балл, то обратиться к вузовским учебникам будет не лишним. В то же время, если у вас нет хорошей базы по истории , то не стоит читать один только учебник Сахарова и не обращать внимания на более «простую» литературу из пункта а) и б).

Г) Таблицы и схемы.

Например, схемы А.С. Орлова или В.В. Кириллова.

Эти книги помогают визуально систематизировать информацию , более четко представить последовательность событий или систему причинно-следственных связей.
Поэтому готовые схемы и таблицы будут весьма кстати в качестве дополнения к основному учебнику. Кроме того, с помощью подобных изданий очень удобно повторять уже пройденный материал. Просматривать наглядные схемы куда проще, чем перечитывать сплошной текст в учебнике.

Д) Атласы.

Например, атласы издательства «Дрофа».

Учитывая, что целых четыре задания на экзамене требуют анализа картографических материалов, необходимо заранее оттачивать навыки работы с картами.
Когда вы изучаете какой-либо период, не забывайте параллельно работать с исторической картой. Атласы издательства «Дрофа», помимо собственно карт, содержат также множество иллюстраций, что также весьма полезно при подготовке к ЕГЭ.

Естественно, что эти предложенные варианты - не единственно правильные и возможные. Существует еще много других достойных книг, которые мы будем постепенно рассматривать в следующих публикациях.

Кстати, отдельное внимание следует уделять учебным пособиям, которые специализируются на конкретных сложных заданиях (анализ исторического источника; работа с картами; анализ изображений; историческое сочинение). Посмотреть обзоры этих книг можно и на нашем сайте.

Например:

Привет ребята! Многим история кажется легкой дисциплиной. Кажется, что можно самостоятельно подготовиться к экзамену. Но главная ошибка – недооценивать сложность выбора истории в качестве ЕГЭ. Так с чего начать подготовку к егэ по истории,чтобы успешно пройти испытание?

Подготовка к егэ: история – теория

Экзамен включает три блока:

  • А1-А21 – тесты с 4-мя вариантами, где только один ответ правильный.
  • В1-В13 – в заданиях следует найти верный вариант, соответствия, последовательность событий или дать краткий ответ в произвольной форме.
  • С1-С9 – эссе.

Чтобы заработать максимальную оценку, необходимо набрать 30 первичных баллов.

Материалы для подготовки к егэ по истории

Полная подготовка к сдаче истории предполагает «начитку» материала, но с использованием разных источников. Ведь в заданиях второго блока необходимо определять период, правителя, главные события, а затем аргументировать свою позицию. А поскольку в истории много спорных фактов и взглядов историков на одно и то же событие, то лучше озвучить разные теории и высказывать собственное мнение.

ЕГЭ -2019. История . 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену — подробнее

Нельзя ограничиваться только школьными материалами. Чтобы наработать теоретическую базу, используйте и дополнительную литературу. Это очень поможет при – выполнении третьего блока ЕГЭ. Ведь там в каждом событии нужно выделять положительные и отрицательные стороны, чтобы передать объективную, целостную картину.

План подготовки к егэ по истории

Историю России легче изучать по плану. Нужно знать:

  • даты;
  • исторические персоналии;
  • карты;
  • культурологические понятия;
  • термины.

Начиная подготовку с нуля, составьте табличку: столетие, правитель, его курс управления (внутренний и внешний). Еще одну колонку отведите под термины, следующую – для подбора современников. Такая структурированная подача содержит краткую, основную информацию, ее легко воспринимать визуально, а соответственно и воспроизводить.

Справочники для подготовки к егэ по истории

Сегодня достаточно хороших справочников для того, чтобы подготовиться к сдаче истории. Но многие преподаватели советуют выбирать справочник Баранова . В нем изложен курс истории России с отдельными фактами из всеобщей истории. Структура отвечает содержанию заданий в ЕГЭ и состоит из разделов, посвященных древним временам и средневековью, новому времени и новейшей истории. Форма подачи – логическая и структурированная при помощи таблиц и схем для легкого запоминания большого объема материала, понимания взаимосвязей. В конце разделов даны примеры заданий и ответы, вариант самооценки изученного по формату ЕГЭ.

Пособия для подготовки к егэ по истории

Школьные учебники существенно помогут в экзаменационной подготовке. Например, стоит выделить пособия для 6-9 кл. А.Данилова, которые написаны доступным и простым языком, с подробным изложением материала. В тексте визуально выделены основные понятия, даты и персоны. К каждому параграфу идет иллюстрация и список терминов. Для более глубокого изучения истории подойдут вузовские учебники. Например, учебники Сахарова, Павленко, Щагина.

Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ по истории — подробнее

Книги для подготовки к егэ по истории

Многим сложно дается теория и запоминание исторических фактов. Но и здесь, как не банально, помогут книги. Историческая литература намного легче воспринимается и запоминается, когда события переплетены с судьбами персоналий. Поэтому если у вас есть проблемные периоды, которые сложно даются, дополнительно изучите их через художественную литературу.

Курсы для подготовки к егэ по истории

Конечно, самостоятельная подготовка к экзамену более сложная и не всегда эффективная, так как не каждый выпускник может самоорганизоваться. Поэтому лучше выбрать курсы, особенно если подготовка начинается с нуля. Приступать стоит с осени, а не весной, как делает большинство абитуриентов. За полгода у вас сформируется полноценная историческая картинка, а уже на протяжении оставшихся трех месяцев вы отработаете тестовые задания.


Полезен и , который направляет, помогает разобраться в сложных темах, учит писать эссе, аргументировать свою позицию, подавать факты в хронологической последовательности.

Видеоуроки для подготовки к егэ по истории

Чтобы чередовать книжное обучение с курсами или индивидуальными занятиями, можно самостоятельно просматривать видеоуроки по истории. Это рекомендовано для сложных тем, что даются с трудом при однотипной подаче, или закрепления пройденного материала и самоконтроля.

Тематические тренировочные задания для подготовки к егэ по истории

Отдыхать тоже можно с пользой. Например, смотря исторические фильмы: «Война и мир», «Юность Петра» и т.д.

Методика для подготовки к егэ по истории

Подготовка к егэ по истории 2018—2019 – это, прежде всего, теория. Начать стоит из хронологии, то есть запомнить главные исторические события в правильной последовательности. Это самая сложная задача. Ведь дат очень много. Но эксперты советуют такую технику запоминания. Например, в X веке было много событий: Русско-византийская война 907 года, бунт древлян, реформирование язычества Владимиром, крещение Руси и пр. Для начала нужно запомнить, что все это произошло в 10-м веке. Затем разместите персоналии в порядке их правления: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Далее к каждой персоне «прикрепите» событие. Такая пошаговая методика позволит легко усвоить хронологическую последовательность.

При подготовке к экзамену не обойтись без изучения картографии, что поможет выстроить ассоциативные связи. Например, при ознакомлении с правлением князя Олега карта позволит наглядно понять, с кем он сражался и как именно расширялась территория Руси, где и какие были возведены объекты.

Тесты для подготовки к егэ по истории

Есть специальные сайты, где в онлайн-формате можно проверить, насколько вы готовы к сдаче экзамена в 11 классе. Это отличный способ самоконтроля и закрепления пройденного материала.

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить))

Для подготовки можно использовать любой действующий комплект учебников для школы, имеющих рекомендательный гриф Минобрнауки России

Литература для подготовки:

1. История России. Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: Проспект, 2014
2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. История России 1682–1861. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М., 1996.
3. Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.) М.: МГУ, 1999. - 391 с.
4. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций. М., 1998 [М., 1999; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2001]. – 399 с.
5. История России XIX- начала XX века/ Под ред. В. А. Федорова: Учебник - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 752 с. - (Классический университетский учебник).
6. Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. 6-е изд., исправленное и дополненное. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 506 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник. Под ред. Б.Н. Флори. М. 2010.
8. Моряков В.И. История России IX–XVIII вв. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; Эксмо, 1994. - 448 с.
9. Россия при Петре I; Россия при преемниках Петра // История России XVIII–XIX веков: Учебное пособие. Под ред. акад. Л.В. Милова. М.: Эксмо, 2006. 20 п.л.
10. Милов Л.В. Отв. ред.: История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / под ред. акад. Л.В. Милова. В 3-х т. / М.: Эксмо, 2006. 147 п.л.

  • Том 1. История России с древнейших времен до конца XVII века.
  • Том 2. История России XVIII–XIX веков.
  • Том 3. История России ХХ - начала XXI веков.

11. История современной России. 1985-1994. М., «Терра»,1995
12. А.Г.Голиков, Т.А.Круглова. Методика работы с историческими источниками. Под редакцией проф. А.Г.Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
13. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1: Древняя Русь – эпоха Екатерины II / Т.В.Черникова; под общ. ред. В.И.Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2009.
14. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 2: Российская империя в XIX – начале XX века / Я.В.Вишняков; под общ. ред. В.И.Уколовой;МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИМО-Университет, 2009.
15. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 3: Двадцатый век: 1914-1991 гг. В 2-х кн. Кн. 1 / М.Ю.Мягков, О.Г.Обичкин; под общ. ред. В.И. Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2012.
16. Айрапетов, О.Р. Внешняя политика Российской империи 1801-1914 гг. М.2006.
17. Борисов, Н.С. Иван III (серия «ЖЗЛ») М., Молодая гвардия,2006
18. Вдовин, А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. 2-е изд. М., 2014.
19. Захарова, Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011.
20. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А. А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004.
21. Павленко, Н.И. Петр I. - М.: Мол. гвардия, 2000. - 428 с
22. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М.,1982
23. Скрынников, Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М.: Мысль, 1981
24. Флоря, Б.Н. Иван Грозный. - Изд. 3-е. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 482 с.
25. Уколова В. И. История Древнего мира. Книга для чтения М.: РОСМЭН, 2004.
26. Данилевский И. Н. Русь древняя и средневековая: Экспериментальное учеб. пособие. М., 1996 .
27. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. Экспериментальное учебное пособие для старших классов. М., 1994. 2-е изд.: М., 1996.
28. Немировский А. И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античность: история и культура: Пособие для учащихся ст. классов общеобразов. учреждений. В 2-х т. М.: Аспект Пресс, 1994. 4-е изд. М.: ТЕРРА, 1999.

Интернет ресурсы.

История России:

1. Проект «ХРОНОС »
2. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы
3. Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
4. История Военного Дела : исследования и источники
5. Материалы русской истории
6. «История России XIX век »
8. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов
9. Раздел Блога школьного

Похожие публикации