Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Традиционный китайский сад. Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока Сады камней традиционно строят китайцы

Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.

Типы садов

Условно различают 6 типов китайских садов - императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина. Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.

В отличие от императорских, частные сады , столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.

Особенности планировки и использование основных ландшафтных компонентов

По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада - способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», - пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента - воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в то время как струящаяся вода - символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».

Другой непременный элемент китайских садов - камни . Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии - воду, деревья - и создания рук человеческих - архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались искусственные горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.

Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья . Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны - символ благородства, «деревья счастья» - персик и слива - и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки - символ благородства и жизненной стойкости.

Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов». Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов - лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений - символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна - долголетие и силу характера, пион - богатство и знатность, яблоня - широту души.

Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.

По материалам журнала «Стильный сад» и книг:
Неухоженко Н.А., «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры» СПб, 2004;
Ожегов С.С., «История ландшафтной архитектуры» М, 1993

Китайский сад - это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора - прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Карьерный сад

Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

Сад Чжаньюань В Нанкине

Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу - узкий, чжоу - морщинистый, лоу - продырявленный, тоу - проникающий, сю - красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

Юхэюань - Парк Безмятежного отдыха

Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

Парк Бейхай

Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

Сад Лю Юань

«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn

Вангшиюань

Еще одно название - «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

Речной парк Хаутан в Шанхае

Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

Сад Юй-Юан

Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

Сад Хе юань в Янчжоу

Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий - даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, - это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Философия китайского сада

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях - при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» - стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.


Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).


Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.

«Окна в саду» - небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые - в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

вторые - сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

Отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

Их основное предназначение - открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.


Входные ворота - обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

Декоративный водоем - важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими - камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие - важный аспект китайской философии.

Купить декоративный камень>>

Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

Бонсеки - это миниатюрные композиции из камней или из камней и растений, воспроизводящие природный ландшафт в миниатюре. Они являются настоящим произведением искусства. Размещают бонсеки в саду на столах-подставках или на земле на фоне стены.

Беседки и павильоны - им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.

Беседку, садовую мебель купить>>

Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная - горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов - камень, дерево, бамбук.


Китайские фонари , изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук - одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий . Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.


Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов - защита владельцев от неприятностей.


Растения - важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками - форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, - сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.


Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья - важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи - сформированные определенным образом деревья и кустарники - элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

Китайская культура отмечена печатью древности, оригинальности и известного своеобразия. Ландшафтный дизайн можно смело назвать одним из проявлений культуры Китая, в котором в полной мере отразились все ее черты. В культуре Поднебесной империи особую роль играет учение фэн-шуй, в котором гармонично объединены философия и повседневная жизнь. В отношении китайского сада влияние фэн-шуй выражается в создании гармонии между элементами воздуха, воды, земли, а также растениями, холмами, равнинами и, конечно, человеком. Устройство садовой территории, согласно фен-шуй, представляет отражение душевной организации ее хозяина, является своего рода проекцией его внутреннего мира.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад - это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Концепция настроения

В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее. Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой. Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.


«Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

«Идиллический сад» - еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

Решения для сада в стиле Поднебесной (фото)




Когда европейцы впервые открыли для себя китайские сады, они были поражены их самобытностью и очарованием. Китайская школа ландшафтного искусства была совершенно необычной и не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Здесь не было ни аккуратных стриженых газонов, как в английском стиле, ни четкости линий, присущее принципу регулярности французских садов. В Китае высшей ценностью является природа, которую даже в небольшом саду стараются воспроизвести с максимальной точностью, причем в ее наиболее гармоничном проявлении. В исконно китайском саду могут присутствовать не только растения, но и горы, реки, озера – пусть даже в миниатюре – это не важно. Главное, чтобы созданный сад помогал человеку понять и ощутить гармонию между собой и окружающей природой.

Сад в китайском стиле просто обязан выглядеть естественно. Дизайнер должен создать впечатление, что все вокруг создавалось без участия человека, что сама природа позволила деревьям, камням, водоемам выстроиться в необычные, произвольные образы. Такие, казалось бы, немного небрежные композиции, на самом деле глубоко продуманы, и позволяют приблизиться к природе, приглашая к размышлениям и медитации.

Символичность китайского сада

Сад в китайском стиле – это не просто вариант ландшафтного дизайна, это еще и проекция души своего владельца, выстроенная по всем правилам фэн-шуй – учения о гармонии окружающего мира. Согласно этому учению в пространстве, окружающем человека, должны располагаться элементы, символизирующие составляющие Вселенной. Поэтому составляющие сада в китайском стиле – это символы инь и янь, олицетворяющие единство противоположностей. Они должны сочетаться таким образом, чтобы дать возможность живительной энергии «ци» свободно циркулировать в пространстве. Большинство элементов в китайском саду также символизируют различные жизненные достижения, например, пион означает богатство, а персик – благополучие.

Проем в виде круга — символа совершенства

Основные элементы сада в китайском стиле

1. Вода

Вода в китайском саду организовывает общее пространство, делит участок на разные зоны. Пруд с ровной гладью воды символизирует спокойствие и мир, а вот водяные струи фонтана, ручья или водопада – вечное движение и перемены. Любой водоем в китайском саду лишен искусственной облицовки и высоких берегов. Беседки и павильоны на островках должны занимать практически всю поверхность, возвышающуюся над водой, чтобы создавалось впечатление, что строения «вырастают» из-под водной глади. Китайский сад, фото которого представлено ниже, сооружен с использованием именно таких принципов.

Беседка, «вырастающая» из воды

2. Камни

Камни – обязательные составляющие китайских садов, которые уравновешивают природные элементы и строения, созданные руками человека. Для этих целей иногда устраивают просто горки из камней, не высаживая там никаких растений. В китайской культуре к необычным и красивым камням относятся с необычайным трепетом – ими любуются, прикладывают руки, их слушают.

3. Деревья

Особым почетом в китайских садах пользуются старые, большие деревья, растущие на участке не один десяток лет. Почти в каждом таком саду можно встретить сосну, символизирующую благородство, персик и сливу – «деревья счастья». Прекрасным дополнением в общую живописную картину станет восточное олицетворение жизненной стойкости и силы – бамбук. Другими любимыми деревьями китайцев являются магнолии, ивы, сакуры.

4. Цветы

Цветущих растений в китайском саду немного, но каждый из них несет особый, символический смысл. Наибольшее поклонение заслужил древовидный пион, который, благодаря своей красоте, именуется «королем цветов». Также здесь можно встретить хризантемы, розы, нарциссы, лотосы. Каждый благородный цветок обязательно оттеняется более простыми растениями, рангом пониже. К примеру, для короля-пиона лучшими спутниками являются роза и шиповник, сливу высаживают рядом с магнолией и камелией, хризантему «оттеняют» бегонией.

5. Постройки в китайском стиле

Сады Китая невозможно себе представить без рукотворных сооружений в традиционном восточном стиле – беседок, террас, чайных домиков. Они размещаются на участке с таким расчетом, чтобы, находясь там, человек мог созерцать все пространство сада, любуясь его гармоничностью.

Беседка в китайском стиле — место для философских бесед

Возможно, в условиях средней полосы и не получиться разбить китайский сад в классическом понимании этого слова, так как далеко не все растения смогут проявить себя во всей красе. Например, вряд ли в саду Подмосковья будут расти сакуры или зимой начнется цветение сливы. Но это не беда. При желании получить сад в китайском стиле вполне можно выбрать именно те растения, которые будут декоративными и в наших широтах. Главное, при сооружении такого сада, придерживаться принципа, которому учат нас мудрые китайцы: человек не должен существовать отдельно от природы, так как каждый из нас – ее неотъемлемая частица!

Похожие публикации