Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Окр мир отечественная война 1812 года. На войну с наполеоном поднялся весь народ

Задание № 1. Выберите правильный ответ

Главный удар Наполеон направил на:

а) Санкт-Петербург

б) Москву

Задание № 2. Соотнесите правильно

Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.

Главнокомандующий → Александр 1

Командующий 1-й армией → М. В. Барклай-де-Толли

Командующий 2-й армией → П. И. Багратион

Командующий 3-й армией → А. П. Тормасов

Задание № 3. Выберите правильный ответ

Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2 и 3-й армий

б) основные силы французской армии были разгромлены

в) русской армии удалось отстоять Смоленск

г) русская армия перешла в контрнаступление

Задание № 4. По карте на с.14 отметьте места сосредоточения русских армий накануне наполеоновского вторжения и действия сторон до Бородинского сражения (даты указаны по новому стилю)

Задание № 5. Выберите правильный ответ

Бородинское сражение закончилось:

а) победой русской армии

б) поражением русской армии

в) тем, что не принесло победы ни одной из сторон

г) отступлением французской армии

Задание № 6. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года:

а) Бородинское сражение

б) назначение Кутузова главнокомандующим

в) Смоленское сражение

г) переправа через Березину

д) сражение под Малоярославцем

Задание № 7. Укажите неверный ответ

Самыми известными руководителями партизанской войны были:

а) Д. И. Давыдов

б) А. С. Фигнер

в) П. И. Багратион

г) В. Кожина

Задание № 8. Выберите правильный ответ

Главная причина победы над Наполеоном:

а) всенародный, отечественный характер борьбы

б) поддержка союзных стран

в) суровая зима

г) экономическая мощь России

Задание № 9. На схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям

Задание № 10. Подготовьте доклад на тему «Герои Отечественной войны 1812 года». Составьте развернутый план доклада

План доклада:

1) Вступление (память о войне)

2) Начало войны

3) Багратион и Барклай-де-Толли

4) Смоленск и назначение Кутузова

5) Кутузов

6) Бородино и героизм русской ормии

7) Генералы русской армии

8) Партизанская война

9) «Дубина народной войны», Курин и Кожина

10) Лихие гусары (Денисов, Фигнер, Сеславин, Дорохов)

11) Заключение

Задание № 11. В чем вы видите причины того, что, в отличии от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

В Европе ни одна из столиц не оставлялась населением, не прекращали работу городские службы, не было хаоса и не было такого ожесточения, проявляемого обеими сторонами

Задание № 12. Дайте определение понятий

Инфантерия — один из родов войск, пехота

Ополчение — вспомогательные военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского населения, не состоящего на военной службе

Фураж — растительный корм, предназначенный для питания лошадей (первостепенное значение имел овес)

Флеши — полевое укрепление в форме угла, вершиной обращенное к противнику и открытое с тыла

Редут — сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером, предназначенное для круговой обороны

Партизан — участник вооруженной борьбы на территории, занятой противником, действующий в составе добровольных отрядов, опирающихся на поддержку местного населения

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Обсуждать, почему война 1812 года называлась отечественной, почему был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: Отечественная война, Бородинская битва,

Кутузов М.И.,

Наполеон. Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?

Уметь работать с исторической картой.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: Отечественная война, Бородинская битва, Кутузов М.И., Наполеон.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году. Осознаем, почему война 1812 года называется Отечественной и в чём значение
этого события в истории России.

Вспомни, почему мы гордимся К. Мининым и

Д. Пожарским.

Изучение нового материала

Отечественная война 1812 года

НАШЕСТВИЕ НАПОЛЕОНА НА РОССИЮ

В Европе с конца XVIII века шли бесконечные войны. Во Франции к власти пришёл полково-дец Наполеон Бонапарт. Сражаться с его войс-ками приходилось и Суворову, и Ушакову. Напо-леон мечтал покорить весь мир. Вскоре ему подчинилось большинство стран Европы. Россия осталась один на один с грозным противником.

В июне 1812 года французская армия вторг-лась в Россию. Удар французов был так силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русские армии начали отступление.

Все, от солдат до генералов, тяжело пережи-вали неудачи первых месяцев войны. Тревога за судьбу Отечества охватила народ. В этот трудный для России час главнокомандующим войсками был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов

БОРОДИНСКАЯ БИТВА

Кутузов начал подготовку к решительному сра-жению. Оно произошло на широком и простор-ном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы, 26 августа 1812 года.

В половине шестого утра на Бородинском по-ле заговорили пушки. Так началось сражение.

Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Во главе её защит-ников стоял генерал Николай Николаевич Раев-ский. В течение нескольких часов высоту об-стреливали 400 французских пушек. Всё же после ожесточённых атак враг занял высоту.

Новые атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически противостоя-ли врагу. Грохот артиллерии был слышен даже в Москве. Наконец с наступлением темноты шум боя начал понемногу затихать.

Из-за больших потерь Кутузов приказал войс-кам отступить к Москве. Трудный выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оста-вить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить.

Осмысление и понимание полученных знаний

С помощью текста и иллюстраций (1,2) расскажи о Бородинской битве.


2

НА ВОЙНУ С НАПОЛЕОНОМ ПОДНЯЛСЯ ВЕСЬ НАРОД

Наполеон вошёл в Москву. Его встретил опус-тевший город. Не так было в других странах Европы, когда ему с почётом подносили ключи от покорённых городов. Вскоре в Москве вспых-нули пожары. Сгорел почти весь город. Спустя месяц Наполеон оставил Москву.

И здесь наступила очередь русской армии преследовать неприятеля.

Большой урон отступающей французской ар-мии наносили партизаны — те, кто воевал на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами, бро-шенным оружием, а также небольшие отряды русской армии. Одним из таких отрядов коман-довал Денис Васильевич Давыдов (1). Он был не только офицером, но и талантливым поэтом и писателем.

В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа

Вторжение Наполеона принесло России неис-числимые бедствия, были разрушены города и сё-ла, погибли многие ценности. Но Россия суме-ла отстоять независимость. В конце XIX века в Москве в память избавления России от захват-чиков был возведён храм Христа Спасителя (2).

Обсудим!

Почему вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года на Красной площади в Москве был сооружён памятник Минину и Пожарскому?

Проверь себя

1. Почему война 1812 года называется Оте-чественной? 2. Какой полководец командовал русскими войсками? 3. Какое значение имела победа России в Отечественной войне 1812 го-да для мировой истории?

Вывод

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Отечественная война.

2.С помощью Интернета подготовь рассказ- биографию одного из героев Отечественной войны 1812 года.

Почему войну 1812 года называют отечественной

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

1. С помощью учебника сформулируй определение. Отечественная война - это

Отечественная война - война, во время которой весь народ поднимается на защиту Отечества.

2. Соедини линиями разного цвета название битвы и имя полководца.

3. Вырежи из Приложения фрагменты картосхем и наклей их в соответствующие окошки.

4. Прочитайте отрывки из стихотворных произведений русских поэтов XIX века и напишите ответы на вопросы.

1) Какое событие описано?

Ну ж был денёк!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М.Ю. Лермонтов)

В стихотворении описана Бородинская битва

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте и запишите, что такое редут, кто такие уланы и драгуны.

Редут - сомкнутое полевой укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.
Уланы - военные, вооружённые пиками, из частей лёгкой кавалерии.
Драгуны - военные предназначенные действовать как в конном, так и в пешем бою.

2) Какой момент Отечественной войны запечатлён?

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

(А.С. Пушкин)

В стихотворении описан момент взятия Москвы Наполеоном.

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте, о каком обычае упоминает А. С. Пушкин. Почему Наполеон ждал ключей от Кремля? Запишите.

Раньше город, который сдавался после осады, отдавал ключи от своих ворот победителю.

3) Напишите имя человека, о котором идёт речь.

На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, как может росс!
На Бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс.
С своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!»
(К.Ф. Рылеев)

В стихотворении говорится о Михаиле Илларионовиче Кутузове.

5. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

  1. М. И. Кутузов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов - одни из героев Отечественной войны 1812 года - верное утверждение .
  2. Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение - верное утверждение .
  3. Войска неприятеля вторглись в Россию в июне 1812 года, а были изгнаны из страны в декабре 1812 года - верное утверждение .
  4. Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву - неверное утверждение.
  5. Заграничные походы российской армии закончились в Париже - верное утверждение .

Открытый урок по окружающему миру (4 класс)

Тема: Отечественная война 1812 года.

Цель: сформировать представление о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать патриотизм, гражданственность у младших школьников.

Оборудование: фото великих людей России, рисунки и слайды с изображением Александра 1, Наполеона, Кутузова, фрагментов сражения при Бородино.

Литература:

    А.А. Плешаков. Мир вокруг нас, Учеб. для 4 кл. нач. шк. 2 ч.М.,П., 2006 г.

    О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс, М., ВАКО,2008 г.

    Т.А. Корнева,Е.А. Шмидт. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методическое пособие для уч. нач. кл. ч2 – Волгоград: Учитель,2003 г.

    Л.П. Борзова. История России в картинках, рассказах, путешествиях.- М: ЗАО РОСМЭН – ПРЕСС, 2007 г.

    Энциклопедия для детей (т.32)История воин/ред.коллегия: М. Аксенов, А. Желенин, С. Шокарев- М.: Мир энциклопедий Авонта+, Астрель,2009 г.

Ход урока

    Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать на машине времени под названием «История».

— Что такое история? (наука о прошлом, история изучает, как жили различные народы, какие события происходили).

2. Повторение изученного.

— Посмотрите перед вами портреты известных людей, которые тесно связаны с историей нашей страны каждый человек оставил свой след в истории нашего Отечества.

— Ваша задача назвать его имя и те события и даты, которые с ним связаны в хронологической последовательности (Дмитрий Донской – 1380 г. Куликовская битва с Мамаем, Иван 3 – 1480 г Великое стояние на р. Угре, свержение татаро – монгольского иго, Иван Грозный – первый царь, 1654 г первая типография в Москве, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – 1612 г освобождение России от польских интервентов, Петр 1 – 1700-1721 – Северная война, первый император, 1703 – строительство Санкт – Петербурга, реформы флота, армии).

— Осталось два портрета с людьми, с которыми мы еще не знакомы. Цель нашего урока познакомиться с ними и узнать, какие страницы истории нашей страны связаны с этими выдающимися личностями.

4. Новая тема.

— В течение всего урока по ходу моего рассказы вы меня внимательно слушаете и заполняете хронологическую таблицу (см. Приложение 1).

В 1799 году во Франции пришел к власти генерал Наполеон Бонапарт. Вскоре он провозгласил себя императором и решил покорить вест мир. (доклад, подготовленный учеником о Наполеоне, приложение 2). Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно чувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

К началу 19 века Россия была огромной державой,

имеющей земли от Балтийского моря до Тихого океана.

Она имела выход не только в балтийское море, но и в Черное.

В то время страной правил Александр1.

В июне 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Силы Наполеона превосходили русских (600 тыс. человек). Русская армия имела 590 тыс. человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тыс. человек (часть армии находилась на юге, где продолжалась война с Турцией. Остальная часть армии была разделена на три части, стоявших друг от друга очень далеко.

Ф ранцузский император планировал победить Россию очень быстро, дав основные сражения у границы. Но возглавляющий русскую армию осторожный Барклай де Толли решил по – другому:

необходимо отступать в глубь страны, постепенно изматывая противника и уменьшать его силы.

В тыл врага посылались партизанские отряды.

Одним из предводителей партизанского отряда был поэт, писатель Денис Давыдов. Они внезапно нападали, лишали их продовольствия и связи

друг с другом. Это был верный

путь к победе. Но многие влиятельные люди считали это трусостью. Они требовали смены командующего.

Возглавил русские войска опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов (доклад, подготовленный учеником о М.И. Кутузове, Приложение 3). Император Александр 1 призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества. Поэтому война1812 года получила название Отечественной.

Когда Наполеон уже подходил к Москве, численность русской и французской армии почти сравнялась. Теперь противнику можно было дать решительное сражение. Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Бородинское сражение одно из них.

26 августа 1812 года близ села Бородина, рядом с Можайском сошлись почти 300 тыс.человек из двух враждебных армий. На рассвете загремели выстрелы тысяч пушек. Французы атаковали центр и левое крыло русских. Несколько раз русские отражали натиск противника и сами переходили в атаки. До позднего вечера длилась перестрелка, затем Наполеон отвел свои войска на исходные рубежи. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражения, а отступить к Москве.



Бородино посеяло во французах чувство неуверенности и страх перед стойкость противника. Наполеон вспоминал: «Изо всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.» (Лермонтов М.Ю. отрывок «Бородино»).

После Бородинского сражения русские отступили почти на 10 км. 1 сентября в

деревне Фили (под Москвой) состоялся военный совет.

— Какие вопросы могли решать офицера на данном совете? (Дать бой под Москвой или отдать Москву без боя).

Часть офицеров настаивали на сражении под стенами Москвы. Другие считали, что позиция русской армии очень неудобна, давать сражения здесь нельзя. Но Кутузов успокоил: «С потерей Москвы не потеряна Россия. Нужно сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление. Само уступление Москвы приготовит неизбежную гибель неприятелю». 2 сентября русская армия вышла из Москвы.

В начале сентября Наполеон вошел в Москву. Он напрасно надеялся, что ему вынесут ключи от города. Завоевателя ждал пустой город и пожар, уничтоживший больше половины всех московских домов. Наполеон предложил Кутузову перемирие. Но русские были непреклонны.

Целый месяц находился Наполеон в Москве. За это время 2 тыс. французов попали в плен и 30 тыс. погибли. Не хватало продовольствия, приближались холода и Наполеон понял, что зимовать в Москве смерти подобно.

В начале октября у села Тарутино произошло сражение. Французы понесли большие потери и отступили.

7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы. При переправе через реку Березину армия Наполеона понесла огромные потери. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж.

В 1814 году русские войска победоносно вошли в столицу Франции Париж. Мечтавший о мировом господстве Наполеон остаток жизни провел пленником на далеком острове в Атлантическом океане.

В честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный Храм Христа Спасителя в г. Москве.

4. Закрепление нового материала.

— Каковы причины победы русской армии в Отечественной войне 1812 года? (военный талант, главнокомандующих, смелость, храбрость и стойкость русских людей, погодные условия).

— Почему войну 1812 года назвали Отечественной? (на защиту страны встал весь народ – армия, партизаны, народное ополчение).

— Найдите ошибки в данных предложениях.

1. Кутузов возглавил русские войска, когда Москва уже была отдана французам.

(Кутузов возглавил русские войска, перед тем как отдать Москву).

2.Как только войска покинули Москву, состоялся совет в Филях .

(Совет в Филях состоялся перед тем как отдать Москву французам).

— Проверим хронологические таблицы по теме нашего урока.

Дата

Событие

1799 г.

Во Франции у власти Наполеон

июнь 1812 г.

Армия Наполеона перешла границы России

Бородинское сражение

Совет в Филях

Русская армия вышла из Москвы

начало октября 1812 г.

Сражение у села Тарутино

Наполеон вывел свою армию из Москвы

1814 год

Русские войска вошли победоносно в Париж

    Работа в тетрадях.

— откроем рабочие тетради «Окружающий мир» страница 41, №4

7. Итог урока. Тест.

    1.Какая страна напала на Россию в начале XIX века?

    М) Франция

    П) Швеция

    Р) Германия

2
. Кто был императором России в то время?
а) о)

3. Кто возглавлял армию французов?

    М) Мамай

    Н) А. Суворов

    Л) Наполеон

4.Главнокомандующий русских войск

    У) Ф. Ушаков

    О) М. Кутузов

    А) А. Невский

5. Где произошло решительное сражение войны с французами?

    Н) на Куликовом поле

    Д) у села Бородино

    Ж) на реке Неве

6.В каком году произошло Бородинское сражение?

    И) 1811 году

    Ё) 1380 году

    Е) 1812 году

    Какой храм был сооружен в Москве в честь победы в Отечественной войне 1812 года?

    Ф) Софийский собор

    Ц) Храм Христа Спасителя

    Х) Рождественский храм

— Правильные ответы вы увидите если прочитаете слово, которое у вас получилось (МОЛОДЕЦ!)

— Спасибо за урок. Оценивание работы учащихся на уроке.

8. Домашнее задание.

— стр. 112 – 117 чит., перес., р.т. с.40-43. Подготовить информацию о дальнейшей судьбе Наполеона.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Хронологическая таблица

Дата

Событие

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наполеон Бонапарт – выдающийся французский полководец и государственный деятель. Родился он в 1769 году в семье адвоката и его жены. У них было 5 сыновей и 3 дочери, жили они небогато. При Людовике 16 он смог поступить в военную академию. В 24 года Наполеон стал бригадным генералом. Позже он получит под командование армию в Италии и руку Жозефины Богарне.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Кутузов Михаил Илларионович родился в 1745 году и происходил из старинного дворянского рода. Получив прекрасное домашнее воспитание, 12- летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом в Соединенную Артиллерийскую и Инженерную дворянскую школу; в 16 лет получил первый офицерский чин, а в 17 лет в чине капитана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка.

Участник русско – турецких войн 18 века. В русско – австро – французскую войну 1805 года командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из –под угрозы окружения.

Кутузов не только выдающийся военачальник, каковым его знают все. Он был также одним из крупнейших русских дипломатов, блестяще сочетавшим в себе военные и дипломатические таланты

Похожие публикации