Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Когда леонов вышел в космос. Выход Леонова в открытый космос. Когда Леонов вышел в открытый космос. В открытом космосе

Одни из величайших событий ХХ века - первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».


космический корабль «Восход-2»

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля


Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев - выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.


Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Фото первого выхода человека в космос

1 of 7








Видео

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.


Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля - 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI - золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад - это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек - Алексей Леонов.

Первый из землян, вышедший в открытый космос, вполне мог не вернуться на родную планету.

Когда Алексей Леонов выкарабкался наружу из космического корабля и увидел себя на высоте 500 км над Землей, он совсем не почувствовал движения.

Леонов во время своей космической прогулки

На самом же деле он несся вокруг нашей планеты со скоростью, во много раз превышающей скорость реактивного самолета.

Перед ним открылась невиданная панорама Земли – словно гигантский холст, насыщенный контрастирующими красками и текстурами, яркий и живой.

Леонов стал первым представителем человечества, увидевшим планету во всем ее великолепии. У советского космонавта захватило дух:

"Трудно даже представить, что это такое. Только там можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей среды - на Земле это не почувствуешь".

18 марта 1965 года новость о первой в истории космической прогулке вызвала потрясение и восторг. Это случилось, когда США и СССР остро соперничали друг с другом за превосходство в освоении космоса.

Полет "Восхода-2" был расценен как большой пропагандистский успех Советов и как удар по национальной гордости американцев.

Однако победные реляции о выполнении миссии на орбите мало соответствовали тому, что на самом деле происходило в открытом космосе и – затем – внутри советского космического корабля.


Алексей Леонов в 2011 году (Getty Images)

Леонов, которому сейчас 80, в интервью Би-би-си рассказал о целой серии чрезвычайных ситуаций, которые осложнили возвращение экипажа на Землю и достойны того, чтобы Голливуд снял об этом настоящий блокбастер.

Спустя несколько минут после того, как Алексей Леонов шагнул в открытый космос, его скафандр – из-за разницы в давлении внутри и снаружи - раздулся как воздушный шар, что сделало невозможным возвращение на корабль.

На обратном пути к Земле из-за технического сбоя Беляев и Леонов испытывали огромные перегрузки и приземлились в сибирской тайге, практически среди медведей и волков – за сотни километров от запланированного места посадки.

Советские власти ничего не сообщали о проблемах, одна за другой возникавших в ходе полета "Восхода-2", и на протяжении многих лет немногие знали правду.

В этом не было ничего необычного. Это американские успехи и неудачи происходили под пристальным вниманием прессы и общества. Но Советы были просто помешаны на секретности и на строгой цензуре всего того, что сообщалось об их космической программе.

Алексей Леонов (слева вверху) с другими членами экипажей кораблей "Восток" и "Восход"


Алексей Леонов родился в 1934 году в крошечном селе Листвянка в Западной Сибири (Кемеровская область). Ему было три года, когда его отца посадили без всякого суда – то было время сталинских "чисток".

Леонов во время тренировок (РИА Новости/Science Photo Library)

Леоновых заклеймили как врагов народа, и власти закрыли глаза на то, что соседи разграбили имущество семьи.

Но Алексей Леонов не хочет вспоминать об этом. Еще в детстве он обнаружил в себе талант художника, однако пошел по другому пути – закончил военное училище и стал летчиком-истребителем.

Вскоре после окончания училища он получил предложение побороться за место в отряде космонавтов.

И он получил это место, став одним из тех 20-ти, среди которых был и Юрий Гагарин, ставший в апреле 1961 года первым человеком, полетевшим в космос.

На том этапе никто еще не знал, как человеческий организм будет реагировать на выход в открытый космос. Поэтому космонавтов подвергали интенсивным тренировкам, испытывая, как далеко можно раздвинуть физические и ментальные границы возможного. Леонов вспоминает:

Ты должен быть физически подготовлен. Каждый день я пробегал как минимум 5 километров и проплывал 700 метров”

В центре подготовки космонавтов запретили играть в хоккей после того, как несколько человек получили травмы во время игры на льду. Взамен были предложены футбол, волейбол и баскетбол.

Полет в космос подвергает организм высоким перегрузкам. Во время тренировок кандидаты вращались в центрифугах – иногда до потери сознания.

Их запирали в сурдокамере или барокамере в условиях длительного одиночества. При этом насыщенная кислородом атмосфера камеры вполне могла случайно воспламениться.

Сергей Королев
(Detlev Van Ravenswaay/Science Photo Library)

В 1961 году, во время тренировки в барокамере, Валентин Бондаренко случайно обронил пропитанную спиртом ватку на закрытую спираль раскаленной электроплитки. Огненный шар буквально поглотил его. Несколькими часами позже он умер в больнице от страшных ожогов.

После того происшествия инженеры стали использовать во время тренировок обычный воздух.

В начале 1963 года космонавтов пригласили в ОКБ-1, конструкторское бюро, которое возглавлял Сергей Королев, отец советской космической программы.

Им показали несколько космических кораблей, которые были похожи на аппараты, использованные для полетов Гагарина и других первопроходцев. Один выглядел необычно. У него был отросток длиной в три метра и 1,2 метра шириной – мягкая, складная шлюзовая камера.

Когда заинтересовавшиеся космонавты окружили необычный аппарат, Королев сказал им:

Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане. И вы, находясь на борту корабля, станции должны уметь плавать в открытом космосе".

Потом он посмотрел на Леонова и сказал ему: "А ты, орелик, надень скафандр, пожалуйста".

Это был момент, которого Алексей Леонов ждал уже больше года.


"Шаг за шагом"


Алексею Леонову дали два часа на то, чтобы порепетировать выход в открытый космос из нового аппарата.

Юрий Гагарин (РИА Новости/Science Photo Library)

По истечении двух часов он должен был доложить Королеву свои соображения о том, как лучше (и безопасней) осуществить выход из корабля и возвращение в него.

"Мое сердце забилось, - вспоминает Леонов. – Как я буду докладывать?"

Но он быстро справился с нервами и занялся делом. После того, как инструкции были получены, к нему подошел Гагарин и сказал:

Ты знаешь, по-моему, выбрали тебя на это дело. Ты будешь заниматься выходом в космос".

Для программы полета, названной "Восход-2", нужны были тот, кто осуществит выход в космос (он же штурман), и командир, который будет пилотировать аппарат.

Леонов добивался, чтобы место командира занял его друг Павел Беляев.

И он добился своего, несмотря на то, что врачей беспокоила травма ноги, которую Беляев получил во время прыжков с парашютом.

Беляев был на 10 лет старше Леонова и встретил окончание Второй мировой на Дальнем Востоке, в кабине истребителя, совершая боевые вылеты против японцев.

Он был храбрым и умелым летчиком.

Алексей Леонов и Павел Беляев


Началась серьезная подготовка к полету.


Павел Беляев (слева) и Алексей Леонов едут к месту старта "Восхода-2")
(РИА Новости/Science Photo Library)

Леонов и Беляев должны были учиться пилотировать новый космический корабль и параллельно оттачивать каждый шаг будущей космической прогулки в условиях невесомости.

Невесомость можно было симулировать только на специально оборудованном Ту-104, который для этого совершал параболические горки. На вершине каждой горки те, кто был внутри самолета, испытывали состояние невесомости - примерно 25 секунд каждый раз.

На подготовку к полету "Восхода-2" было отведено очень мало времени. Советское руководство опасалось, что американцы первыми осуществят выход в космос - им было известно о программе НАСА, в рамках которой астронавта Эда Уайта готовили именно к этому.

Доктор Асиф Сиддики из Университета Фордхэма в Нью-Йорке настроен критически:

Эти космические корабли ["Восход"] были очень опасными, потому что обладали недостаточным запасом надежности, [их] системы безопасности были недостаточно развиты. Они были одноразовыми, созданными почти исключительно в целях пропаганды, в противовес США".

Однако Георгий Гречко, космонавт, совершивший несколько полетов на советских кораблях, указывает, что в это соревнование были втянуты обе стороны:

Мы делали свою работу – она была сложной и опасной. Мы хотели опередить США, а они хотели опередить нас".

Ракета, доставившая "Восход-2" на орбиту (перед запуском)
(РИА Новости/Science Photo Library)

"Зачем мы проводим Олимпийские игры? Зачем мы проводим чемпионаты мира? Потому что кто-то хочет быть первым".

Утром 18 марта 1965 года космонавтов разбудили перед полетом. Они прошли медицинское обследование, а потом совершили несколько ритуалов, которые начали рождаться в отряде с тех пор, как Гагарин впервые слетал в космос.

Юрий открыл бутылку шампанского и плеснул в бокалы, чтобы космонавты пригубили. Потом они подписали бутылку, поклявшись допить остальное, когда вернутся.

Потом они помочились на одно из колес автобуса, который доставил их к месту пуска на Байконуре.

В 7 утра по Гринвичу двигатели ракеты-носителя Р-7 были запущены, и два космонавта понеслись в небо.

После выхода на орбиту Беляев подготовил шлюзовую камеру, а Леонов подключил свой скафандр к системе жизнеобеспечения. Беляев похлопал его по спине, и Леонов выполз в шлюз, закрыв за собой люк в космический корабль.

Алексей терпеливо ждал, пока Павел доводил давление в шлюзе до нулевого – как в открытом космосе.

Запуск "Восхода-2"
(РИА Новости/Science Photo Library)

Это - и дыхание чистым кислородом - помогало организму Леонова освободиться от азота в крови, что защищало от кессонной болезни.

Наконец можно было открыть внешний люк.

Когда Леонов увидел Землю, день сменял ночь. Перед космонавтом во всей своей красе открылся африканский континент.

Сергей Поздняков, генеральный директор и главный конструктор научно-производственного предприятия "Звезда", где были сделаны и шлюзовая камера, и скафандр Леонова, говорит, что реакцию Алексея в первую секунду выхода в космос было очень трудно предугадать:

"Главной причиной беспокойства было психологическое состояние человека, [впервые] вышедшего в открытый космос. Внутри корабля у тебя есть стены, у тебя есть связь с Землей, ты защищен".

Но выходишь в открытый космос… Стресс, по-моему, настолько велик, что невозможно предсказать, как поведет себя человек в этой ситуации”.

В свободном плавании


Леонов вскарабкался на ребро шлюзовой камеры, откуда видеокамера должна была запечатлеть его исторический шаг в неведомое.

Для тех, кто наблюдает Землю с орбиты, она как будто вращается под ними.

Вращение планеты вокруг своей оси и собственное движение корабля предопределяют, какие именно части Земли видны космонавтам.

Леонов видел Грецию, Балканы, Крым и Балтику.

Вид был ошеломляющ – наша планета открылась перед его глазами колоссальной панорамой.

Я чувствовал себя песчинкой".

Леонов был связан со шлюзом пятиметровым фалом, как пуповиной, не позволявшей ему уплыть в открытое пространство.

Космонавт решил испытать, насколько далеко он может отлететь от корабля, оттолкнувшись.

Его тут же закрутило, но и фал закрутился вокруг него, остановив вращение.

Когда Леонов получил приказ возвращаться в капсулу, он уже пробыл в космосе 10 минут.

Он доказал, что советский скафандр пригоден для работы в безвоздушном пространстве.

С неохотой он начал готовиться к возвращению.


И в этот момент Леонов понял: что-то не так. В космическом вакууме, из-за разницы давлений, его скафандр раздулся, словно воздушный шар. Он вспоминает:

Нога Алексея Леонова, совершающего выход в открытый космос
(РИА Новости/Science Photo Library)

"Здесь начались неприятности. Я почувствовал, что у меня немножко деформируется скафандр, у меня вышли уже пальцы из перчаток, ноги из сапог, я свободно нахожусь внутри скафандра… Значит, мне надо что-то делать".

Более того, через пять минут "Восход-2" входил в тень Земли и оказывался в полной темноте.

Ничего не передавая на Землю, космонавт решил сбросить наполовину давление внутри скафандра через клапан.

По словам Леонова, если бы в его крови к тому времени остался азот, то он бы просто закипел – а это верная гибель. Однако в раздутом скафандре космонавт все равно не мог вернуться в капсулу – а это тоже гибель.

Он начал стравливать давление, и по мере того, как он делал это, Леонов стал ощущать первые признаки кессонной болезни.

"

Я начал ощущать покалывание в пальцах рук и ног. Я приблизился к опасной зоне, я знал, что все может закончиться гибелью".

Он начал сворачивать фал, чтобы таким образом втянуть себя внутрь. Наконец он приблизился к шлюзу, подтолкнул внутрь видеокамеру, ухватился за края люка и последним усилием впихнул себя головой вперед.

От невероятного физического напряжения у него поднялась температура, он страшно потел и был на грани теплового удара. Капли пота наполнили шлем и мешали видеть.

По правилам Леонов должен был забираться обратно в шлюз ногами вперед.

Так как он сделал это неправильно, в шлюзе, чтобы убедиться, что люк закрыт, ему пришлось разворачиваться в очень узком пространстве.

Он рассказывает: “Это было самым сложным – развернуться в шлюзе в таком скафандре. От пота я ничего не видел".

Обычно я не потею так сильно, но в тот день я потерял 6 килограммов".

После того, как Леонов сумел развернуться в своем неуклюжем скафандре, ему удалось вернуться в кабину корабля.

Он сел в свое кресло напротив Беляева и в спешке снимал шлем, чтобы протереть глаза.

Шлюз выполнил свою миссию, но когда космонавты решили отстрелить его от корабля, это спровоцировало вращение всей капсулы.

Беляев и Леонов внутри космического корабля - до полета
(РИА Новости/Science Photo Library)

Капсула потеряла ориентацию, и с этим уже ничего нельзя было сделать.

А затем их ждала новая, куда более серьезная проблема. Приборы показывали опасный рост парциального давления кислорода в кабине.

Советские космонавты прекрасно помнили о трагической смерти своего товарища Валентина Бондаренко, сгоревшего в барокамере.

По мере того, как росло давление кислорода, рос и риск того, что кабина "Восхода-2" может воспламениться.

Космонавты в спешке пытались делать все возможное, чтобы понизить температуру и влажность. Им удалось остановить рост давления кислорода, однако некоторое время оно все еще оставалось опасно высоким.

В конце концов, оно начало понижаться. Леонов объясняет:

К счастью, двигатели не заискрили. Одна искра могла привести к взрыву, и мы бы просто испарились".

Прошло несколько напряженных часов, прежде чем Леонов и Беляев смогли начать подготовку к возвращению на Землю.

Но за несколько минут до запуска тормозных ракет отказала система автоматической ориентации, которая должна была направить корабль на траекторию спуска на Землю.

Членам экипажа пришлось принять решение осуществлять спуск "вручную". Такого еще никогда не делалось, это требовало необыкновенной точности.

Запустить двигатели, а потом выключить их слишком быстро – и "Восход-2" войдет в атмосферу под неверным углом и "отскочит" обратно в космос.

Оставить двигатели работать слишком долго – и корабль начнет снижаться под слишком крутым углом, наберет слишком большую скорость и погибнет.

Если же все сделать правильно и точно, то капсула войдет в атмосферу именно по той траектории, которая нужна для безопасной посадки.

Запуск тормозных двигателей прошел благополучно, но космонавты почти не могли контролировать, куда именно они теперь приземлятся.

Надежду космонавтам внушало то, что территория Советского Союза была огромной – шансы для капсулы приземлиться где-то на родине были велики.

Потерявшиеся в тайге


Во время снижения возникли неполадки с отсоединением так называемого модуля обслуживания, что вызвало вращение капсулы.


Леонов, вернувшийся из космоса
(РИА Новости/Science Photo Library)

Космонавты при этом испытывали огромные перегрузки.

Кувыркание прекратилось, когда кабель, соединяющий модуль, наконец сгорел, и капсула с космонавтами освободилась.

Сработал парашют, и капсула, покачиваясь на ветру, начала свое снижение к Земле сквозь облака. Она приземлилась в сибирской тайге, посреди нехоженого леса, вдали от любого жилья. Леонов вспоминает:

Мы приземлились и открыли люк. В кабину хлынул морозный воздух. Мы настроились на нашу радиочастоту и начали передавать кодированный позывной".

"Только через семь часов станция мониторинга в Западной Германии сообщила, что они засекли закодированный сигнал, который мы посылали".

Оба космонавта родились в сельской местности, поэтому понимали всю опасность положения.

В лесу было полно волков и медведей, а март еще к тому же – брачный период, время спаривания у животных, когда они ведут себя наиболее агрессивно.

Еще через несколько часов космонавты услышали звук, который они не могли ни с чем спутать – стрекотание вертолета. Они поспешили выйти на более открытое место и увидели, что это пассажирский вертолет.

Пилот спустил им веревочную лестницу, но Леонов и Беляев отказались воспользоваться этим предложением – в их положении (да еще в скафандрах) карабкаться вверх к вертолету было слишком опасно.

Экипаж вертолета, видимо, сообщил о местонахождении космонавтов. Прилетели другие вертолеты, стали сбрасывать разные предметы и продовольствие: например, бутылку коньяку, которая разбилась при ударе о снег, топор и теплые вещи (большинство которых застряло в кронах высоких деревьев).

Встреча Беляева и Леонова
(РИА Новости/Science Photo Library)

Вертолеты были обычным делом для Сибири с ее огромными пространствами и расстояниями между населенными пунктами.

Когда стемнело, космонавты поняли, что надо как-то избавиться от влаги, пропитавшей их одежду, если они не хотят покрыться коркой льда.

Леонов во время своей космической прогулки потел так сильно, что сейчас его белье просто хлюпало в скафандре.

Закрыть люк в капсуле не представлялось возможным, и космонавтов ожидало новое испытание, уже на Земле, – как выжить при температуре минус 25 градусов по Цельсию…

Леонов вспоминает, как они с Беляевым проснулись от звуков приближающегося отряда спасателей:

Они приземлились в 9 км от нас и пришли на лыжах. Привезли нам большой котел, набросали туда снега, поставили на костер. И мы там купались".

Леонов и Беляев вынуждены были провести еще одну ночь в лесу, однако теперь – в более комфортных условиях, в хижине, которую для них соорудили спасатели.

На следующий день они встали на лыжи и отправились к прорубленной в лесу посадочной площадке, где их ждал вертолет, на котором их переправили в Пермь. Леонов вспоминает:

Когда мы улетали, спасатели сказали, что видели волчьи следы вокруг корабля".

"Волки очень умны, они пришли посмотреть, что там упало с неба на их территорию".


Встреча Беляева и Леонова
(РИА Новости/Science Photo Library)

Из Перми космонавтов доставили на Байконур, где на аэродроме их встречали Королев и Гагарин.

Докладывая о том, как прошел полет, Леонову пришлось отвечать на вопрос, почему он пошел на нарушение правил и понизил давление в скафандре, ничего об этом не сообщив на Землю.

Он ответил так: "Если бы я вам все сказал, вы бы начали формировать комиссию. Комиссия бы выбрала председателя, и потом председатель бы разговаривал со мной…"

Я знал, что у меня осталось всего 30 минут, и я не хотел, чтобы ЦУП начал паниковать".

Сергей Королев тогда поддержал его: "Алеша прав".

Советские власти ничего не рассказали журналистам о тех проблемах, с которыми космонавты столкнулись в ходе полета.

Только спустя многие годы правда о той исторической космической прогулке выплыла наружу.

Кому-то на Западе, может быть, советская космическая программа до сих пор представляется менее продвинутой, чем у НАСА. Достижения американцев, их полеты на Луну рассматриваются многими на Западе как высшее достижение человечества в космосе.

Однако именно космические первопроходцы из Советского Союза проложили этот путь – совершая ошибки, страшно рискуя, но в итоге раздвигая границы человеческого знания до немыслимых ранее пределов.

"Если кто-то думает, что то, что мы делали, было чем-то примитивным, не очень интересным, не стоящим всего того, - пусть попробуют слетать на орбиту, выйти в открытый космос и справиться с утечкой воздуха из скафандра или с люком, который отказывается закрываться", - говорит летчик-космонавт Георгий Гречко.

"Тогда они поймут, что те счастье и гордость, которые мы испытываем, заслуженны".


Над этим материалом работали:

Автор Пол Ринкон Интервью: Майкл Лахманн Продюсеры: Пол Керли, Стивен Малви Редактор Гилз Уилсон Разработка для сайта: Нзар Тофик Сделано с помощью Shorthand Опубликовано 13 октября 2014 г.

Видео

Продюсер Фиона Кашли Оператор Нил Кент Монтаж Сент-Джон Баумэн Архивные кадры Netfilm

Иллюстрации

Основная иллюстрация Над Черным морем, Алексей Леонов
(РИА Новости/Science Photo Library)
Фотографии РИА Новости/Science Photo Library и Getty Images
3D-графика Чарльз Гэтуорд

Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблём специальным страховочным фалом, иногда объединённым со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют « пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта. Другой вариант - полностью автономный полёт в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы.

Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля « Восход-2» с использованием гибкой шлюзовой камеры. Скафандр « Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666 л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, сильно затруднило Леонову возвращение на « Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.
Через некоторое время после выхода в открытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле « Джеминай-IV», открыли люк и Уайт вышел в космос.

Первый выход американского космонавта в открытый космос (Эдвард Уайт, 3 июня 1965 г.)

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.
Другая причина опасностей выходов в космос - то, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна для предполётного моделирования. Выходы в космос часто планируются на поздней стадии разработки полётного плана, при обнаружении каких-либо насущных проблем или неисправностей, иногда даже в процессе самого выполнения полёта. Потенциальная опасность выходов в открытый космос неизбежно ведёт к эмоциональному давлению на космонавтов.
Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно.
Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент случился уже во время первого выхода космонавта в открытый космос. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз « Восхода». Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.

Рассказ Алексея Леонова о нештатных ситуациях во время выхода в открытый космос:

« Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.
На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10 — 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги — из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все « село» на свои места.
На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза — 1 метр, ширина скафандра в плечах — 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у « Орлана» — 360 литров… Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.
Единственное, что я не сделал на выходе, — не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера « Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.
Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, — начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 – 12 градусов С). А давление растет… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до – 140 градусов С, с другой — нагрев до +150 градусов С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».

Несмотря на то, что в настоящее время не известны какие-либо несчастные случаи, связанные с выходами в открытый космос, разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности. Устранению подобной необходимости, например, при выполнении сборочных работ в космосе, может помочь разработка специальных телеуправляемых роботов.

Термин «деятельность в открытом космосе» (англ. Extra-vehicular activity, EVA ) - более широкий и включает в себя также понятие выхода из корабля на поверхность Луны , планеты или другого космического объекта .

Исторически, из-за разницы в конструктивных особенностях первых космических кораблей, американцы и русские по-разному определяют момент начала выхода в космос. В советских космических кораблях с самого начала имелся отдельный шлюзуемый отсек, из-за чего началом выхода в космос считается момент, когда космонавт разгерметизирует шлюз и оказывается в вакууме , а его завершением - момент закрытия люка. Ранние американские корабли шлюзовой камеры не имели, и при выполнении выхода в космос разгерметизировался весь корабль. В этих условиях за начало выхода в космос принимался момент, когда голова астронавта выступала за пределы корабля, даже если его тело ещё продолжало находиться внутри отсека (т. н. англ. Stand-up extra-vehicular activity, SEVA ). Современный американский критерий принимает переключение скафандра на автономное питание в качестве начала и начало наддува за окончание выхода в открытый космос.

Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблём специальным страховочным фалом , иногда объединённым со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют «пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта. Другой вариант - полностью автономный полёт в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы (См. Установка для перемещения и маневрирования космонавта).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Космонавт рассказывает про выход в открытый космос

    ✪ Работа космонавта в открытом космосе

    ✪ Выход в открытый космос Геннадия Падалки и Михаила Корниенко

    Субтитры

Исторические факты

  • Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта , длившийся 8 часов 56 минут.
  • Рекорд по количеству выходов (16) и по общей продолжительности пребывания (82 часа 22 минуты) в открытом космическом пространстве принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьёву .
  • Первым выход в открытый космос в межпланетном пространстве выполнил американский астронавт Альфред Уорден , член экипажа лунной экспедиции Аполлон-15 . Уорден вышел в открытый космос, чтобы перенести отснятые фотопленки картографических и панорамных камер из служебного модуля в командный.

Опасности выходов в открытый космос

Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля , грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров , разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью , если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Инцидент с повреждением скафандра произошёл только один раз, когда во время полёта «Атлантиса» STS-37 маленький прут проколол перчатку одного из астронавтов. По счастливой случайности разгерметизации не произошло, поскольку прут застрял и блокировал собою образовавшееся отверстие. Прокол даже не был замечен до тех пор, пока астронавты не вернулись в корабль и не начали проверку скафандров.

Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент случился уже во время первого выхода космонавта в открытый космос. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз «Восхода» . Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.

Ещё один потенциально опасный случай произошёл во время второго выхода в открытый космос астронавтов космического корабля «Дискавери» (полёт STS-121). От скафандра Пирса Селлерса открепилась специальная лебёдка , которая помогает вернуться на станцию и не даёт астронавту улететь в открытый космос. Вовремя заметив проблему, Селлерс с напарником смогли прикрепить устройство обратно, и выход был завершён благополучно.

Несмотря на то, что в настоящее время неизвестны какие-либо несчастные случаи, связанные с выходами в открытый космос, разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности. Устранению подобной необходимости, например, при выполнении сборочных работ в космосе, может помочь разработка специальных телеуправляемых

Похожие публикации