Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Как снять заводной механизм в часах. Как разобрать наручные часы

С чего же начинать ремонт часов? Первое, что необходимо сделать это определить неисправность часового механизма. Чаще всего это загрязнение и высыхание смазки. Эта неисправность определяется визуально — чёрные трибы, сухие маслёнки. Для устранения неисправности часовой механизм необходимо разобрать, почистить и смазать.
Для начинающего часового мастера самое главное научиться разбирать и собирать часовой механизм. Учиться надо на стареньких, простеньких часах потому, что в процессе обучения будут промахи и ошибки. Давайте попробуем разобрать часовой механизм. Для этого необходимо соблюдать определённую последовательность:

1. Снять заднюю крышку часов — то нужно открутить винты крепления задней крышки, предварительно открутив заводные ключи и сняв кнопки перевода стрелок. Если это наручные часы, то задняя крышка снимается двумя способами либо откручивается либо отщелкивается.

2. Достать механизм из корпуса — для этого необходимо открутить винты крепления механизма. В наручных часах так же нужно достать заводной вал. Что бы это сделать надо заводной вал поставить в режим перевода стрелок (оттянуть его), надавить на подавку (слегка утопленная кнопочка в мосту пружины) и вытащить.

ПОСЛЕ ТОГО КАК ДОСТАНЕТЕ МЕХАНИЗМ ИЗ КОРПУСА, ЗАВОДНОЙ ВАЛ НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ НА МЕСТО.

3. Снять стрелки и циферблат — стрелки просто напресованны их достаточно слегка поддеть отвёрткой, но лучше снимать корсангами (пинцетом кусачками), тогда не остаётся царапин ни на стрелках, ни на циферблате. Если часовой механизм без боя и без календаря, часовую стрелку можно не снимать, циферблат снимется вместе с часовым колесом и стрелкой. Для того, чтобы снять циферблат нужно открутить винты крепления циферблата, в наручных часах их достаточно ослабить(открутить на 2-3 оборота). Обычно винты крепления циферблата находятся с торца часового механизма, с диаметрально противоположных сторон. Все манипуляции по разборке, сборке часовых механизмов необходимо производить на специальной подставке, во избежание попадания пыли с рабочего стола и поломки центрального, и секундного колёс, которые выступают относительно платы.

4. Ослабляем завод пружины — среди часовщиков эта процедура называется спустить пружину. Для этого необходимо пальцами одной руки на вполоборота подзавести пружину, и не отпуская, второй рукой с помощью пинцета отвести собачку в сторону. Затем медленно отпуская заводной вал, дождаться пока пружина полностью раскрутится.

5. Снимаем мост баланса — откручиваем винт или винты, если их два, крепления моста баланса. Пинцетом поддеваем мост и медленно приподнимая вместе с балансом аккуратно вынимаем из механизма. При всём этом нужно смотреть чтоб спираль баланса (волосок) не зацепилась за колёса.

КЛАСТЬ МОСТ НАДО ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБ БАЛАНС ОКАЗАЛСЯ ВВЕРХУ. Иначе можно сломать ось (цапфы) баланса.

6. Снимаем мост анкерной вилки — откручиваем винты крепления анкерной вилки, снимаем мост анкерной вилки, снимаем анкерную вилку. Снимаемые детали необходимо класть спереди и слева от себя, т.к. справа должен лежать инструмент, если вы правша

7. Снимаем мост пружины — аналогично.

8. Снимаем мост колёсной системы — прежде чем снять мост колёсной системы (ангренажа) необходимо снять минутный триб. Он расположен на центральном колесе со стороны циферблата. В будильнике «Слава» минутный триб снимать без особой нужды нет никакой необходимости. Так же в будильнике «Слава» мост колёсной системы и мост пружины, является одним целым. Откручиваем винты крепления моста ангренажа, снимаем мост, вынимаем колёса. Колёса нужно вынимать по одному, чтоб не повредить рядом стоящие.

Всё, в принципе, разборка механизма для начинающего часового мастера закончена. Теперь самое интересное, как же эту кучку винтиков, колёсиков превратить обратно в часовой механизм. Всё очень просто, собираем в той же последовательности, в какой и разбирали. Ставим на свои места колёса, мост колёсной системы, закручиваем винты, предварительно убедившись, что все верхние и нижние цапфы колёс попали в камни. Ставим пружину, мост пружины, закручиваем винты. После этого можно слегка подзавести пружину, если все колёса крутятся, значит вы всё собрали правильно. Дальше ставим на свои места анкерную вилку и баланс. Надо учесть, что при установке баланса, импульсный камень (эллипс) должен попасть между рожками анкерной вилки, а не за ними. Теперь можно завести пружину часов, если часы пошли, маятник начал колебаться, значит вы всё собрали правильно. Если же нет не отчаивайтесь ваша основная задача на первых порах научиться разбирать и собирать часовой механизм так, чтоб не сломать детали. Разборку и сборку часовых механизмов необходимо проводить регулярно, чтобы набить руку.

На моих часах Casio MTP-1135 (часовой механизм 1330) секундная стрелка не совпадает с делениями на циферблате. При покупке я это дело проглядел и вот спустя 7 лет решил исправить сей недостаток. :) А именно добраться до циферблата и изменить положение секундной стрелки.

И так снимаем крышку (отверткой подкавыреваем еле заметный язычкок. Сильно туда отвертку не пихайте, иначе повредите уплотнительную резинку). Откручиваем три болтика по краям, которые прижимают цельную-металлическую пластину.

Аккуратно извлекаем золотистого цвета контакт батарейки. Чтобы он у нас никуда не ускакал.

Пинцетом снимаем с направляющей прижимную пластинку серого цвета. Она держит механизм фиксации "заводилки-крутилки" (не знаю как она правильно называется).

Перед нами механизм фиксации "заводилки-крутилки". Так же пинцетом извлекаем маленький кулочок, который расположен ближе к нам. Он снимается легко и вообще все деталюшки извлекаются без каких-либо усилий.

Вытаскиваем длинный рычаг-пружину.

Все, механизм-фиксации извлечен.

Теперь аккуратно тянем за заводилку-крутилку и вытаскиваем её из механизма.

И самый хитрый момент! Шестеренка, которая собственно и крутит стрелки, свободно расположилась в бороздке. Эту шестеренку нужно извлечь. Иначе, если Вы её потеряете - можете идти в мастерскую и покупать там эту самую шестерню.

Затем Вам нужно будет извлечь аккуратно, подцепляя со всех четырех сторон, большую белую направляющую, которая прижимает циферблат с механизмом к корпусу. К сожалению эту фотографию я не сделал, так как вспомнил что надо фотографировать уже тогда, когда собирал часы.

После того, как снимете пластину, переворачиваете корпус и механизм с циферблатом оказывается у Вас в руке.

Дальше моя история. Потискал я секундную стрелку и, думаю, ща её подцеплю ногтями и она соскочит легонечко. "Тянут-по-тянут, вытянуть не могут..." Эти японцы конкретно посадили секундную стрелку на ось. Дальше тянуть я побоялся, так как усилия уже превышали прочность всего механизма, а он, как Вы видите, совсем крохотный.

Так вот, не соло нахлебавши я собрал часы обратно.

Обращу Ваше внимание на тот момент, что при сборке механизма фиксации "заводилки-крутилки", обязательно проверьте - фиксирует ли он её в положении перевода часовых стрелок и от останавливает ли секундную стрелку. Иначе она у вас выскочит полностью и придется разбирать часы обратно, как это случилось со мной. :)

Ну вот собственно и все. Всем удачно сборки-разборки часов!

P.S. Фотографии сделанные телефоном Nokia Lumia 710. Качество конечно страдает, но думаю в целом можно разглядеть деталюшки.


Итак, первую часть мы прошли. Инструмента немного набрались. Места где произрастает инструмент разведали. Рабочее место себе заготовили. И вообще - пока этим всем занимались - неплохо погуляли по воздуху и получше узнали злачные места и окрестности. Первая часть предполагала достаточно многие перемещения и внимательность при походах - надо было ИСКАТЬ. Что искать - ФСЕ! Все интересное и на наш еще не натренированный взгляд - могущее нам пригодиться и необычное. Чем-то напоминает плюшничество. Каков результат:

Инструмент. Какой? Во-первых отвертки, потом пинцеты. К ним - бинокулярную лупу, кисточки, чашки Петри и иголки. Добыли немного масла. Да хоть для швейных машин. Ну нет другого. Считаем что у нас больше ничего нет. НЕТ. Все. Обходимся этим примитивным набором. Но без него - начинать не стоит.

Набрали тушек часов.

Разных. Старых. Наручных. Набрали просто механизмов - на запчасти.

Брали без разбору, все что дешевле стоимости полпачки дешевых сигарет. Это их цена. Полпачки Беломора или Примы. Стоимость проезда в троллейбусе. Больше они стоить не должны. Вне зависимости от состояния - целые-битые. Критериев только два. Первый - обязательный - не ржавые. Второй - желательный - чтобы были в сборе (все детали на месте) - вне зависимости от целости. Хлам. Рассортируем. Что у нас есть?

Наручные женские.

- Звезда. Старые. Механизм бочкообразной формы калибр 18 мм. Якобы в доисторические времена привезли в нам Французы и собрали завод LIP. Так что все это - Французы.

- Заря - Пензенский часовой завод

- Чайка - стандартные маленькие механизмы, достаточно старые, но живучие

- Слава - более новые механизмы

Множество иных названий. Все Советские. СССР. Видать государство заботилось о рабочем классе - часы выпускало. Чтобы на работу не опаздывали. Наверное.

Мужские наручные часы.

- Победа . Москва. Маяк. Под этим названиями выпускалось много часов. Мы говорим не о часах. О механизмах.

Принципиально 2 типа механизмов.

- «высокий» механизм - например 1МЧЗ - «Москва». Центральная секундная стрелка. На его базе собирались большинство часов - вплоть до известных «Спорт». Они останавливались при вытягивании заводной головки. Эрзац-секундомер. Более старый тип механизма. Технический калибр не называем - нет смысла. Заказать детали под калибр все равно невозможно.

- «низкий» механизм - более современный. Боковая секундная стрелка.

И в первом и во втором случае разные заводы выпускали кучу модификаций механизмов - с улучшениями, упрощениями, рац. Предложениями. Также была куча видов внешней отделки. Удовлетворяли взыскательного потребителя.

Кроме этого - полная радуга других часовых механизмов:

Слава - 2 типа механизмов, с автоподзаводом и без автоподзавода. В интернете где-то указывалось - прообраз LIP-T-15. Опять Французы.

Усложненные часы

С будильником

Хронометр

Для слепых

Наша задача - научиться разбирать и собирать. Дальше каждый будет идти своей дорогой. Один будет только разбирать. Другой будет собирать на 50% а потом - по мере надоедания или мирно выбрасывать в мусор (обычнее привычки - водка-танцы пересилят), другие - со злости что не получается - бить на наковальне молотком. Третьи - спокойно разберут еще раз, отложат на пару дней и опять попробуют. Это нормальная форма поведения для столь необычного хобби - точная механика.

Начнем с более простого направления - мужские наручные часы. Они побольше женских Лучше можно рассмотреть без микроскопа. Пример - «низкая» Победа. Она для нас - самая простая. «Высокая» сложнее для первого раза. Схема часов в принципе идентична у всех одноплатинных часов. Поэтому необходимо просто один раз понять и запомнить несколько достаточно простых схем. Для первых тренировок - просто зарисовывать то что мы разбираем.

Корпус:

Задняя крышка.

Задних крышек есть несколько типов. Все различие - по манере закрывания.

Захлопывающиеся. Отличительная особенность - обычно при внимательном рассмотрении можно найти лыску, в которую вгоняется нож для того чтобы при сильном нажатии ее открыть. В современном электронном ширпотребе очень часто практикуется подобная крышка, но с проточками как бы для откручивания - хороший прикол. Если не знаешь - то хоть стреляйся - открутить не сможешь.

Лыска в кольце стекла. Это не крышка.

Более современное решение - выступ в крышке.

А сюда просто вгоняется нож

Винтовые, с винтовым кольцом или с резьбой на самой крышке.

Или так - по краю крышки видны грани.

Первый вариант откручиваем или самыми большими портняжьими ножницами (они более жесткие) или обточенными губками старого штангенциркуля. На барахолках частенько могут валяться в развалах ключи вот такого вида.

Фирменный ключ (куплен в самом обычном магазине для моделистов - модели паровозов, машин и т.д. в Германии) выглядит вот так.

Достаточно редкий вариант в Советских часах - байонет. Поворачивается на небольшой угол и открываются.

Замок байонета на крышке

Итак, часы открыли. Что видим - грязь.

Много грязи. Мы сразу говорим о том, что со ржавыми часами мы дела иметь не будем. Нет никаких шансов. Ничего сделать нельзя - все надо менять. Ставить новое или точить новое. Это нам пока рано.

Основные части механизма

I - баланс.

II - Колесная система

III - заводная пружина (может быть две - в Славе)

IV - храповик - их тоже может быть несколько типов.

Что делаем в первую очередь - пока мехнизм находится в корпусе - спускаем заводную пружину. Если головка в тушке сохранилась и ее можно провернуть (она на стерта до основания) - пробуем слегка ее провернуть в сторону завода и смотрим на храповик. Он должен слегка провернуться и проскочить на пару зубьев. Это нам и надо - иголкой поддерживаем его в отведенном состоянии и без рывков даем заводной головке провернуться и распустить пружину слегка отпуская головку между пальцами.

Сразу ставим перед собой как минимум 2 чашки Петри. Или белых тарелки или блюда с ровным плоским дном. Диаметр 15-20 см. Я пользуюсь чашками Петри. Их проще накрывать на время перерывов.

Вытаскиваем заводную головку. Для этого надо прижать иглой фиксатор.

Вытаскиваем механизм из корпуса. Иногда это делается в сторону задней крышки. В нашем случае - наоборот. Снимается кольцо со стеклом и механизм вынимается в стлорону циферблата.

Снимаем стрелки

Минутная общем-то просто - да хоть отверткой

Часовая и секундная - это уже немного приключений. Инструмент - выдран кусок из реле (было какое-то электрическое рле - там материал на контактных группах именно тот что нам и надо - жесткий и тонкий. Подогнули - и есть нужный нам инструмент)

Откручиваем баланс. Размер (калибр) отвертки должен соответствовать размеру винта.

Винт открутили и как этот весь узел его поднять? - а у него обычно есть специальные пазы, в которые можно воткнуть отвертку и разнять платину баланса от основы.

Баланс берем вот так.

Все постепенно раскладываем по чашкам Петри.

Раскручиваем винты блока заводной пружины. В часах есть одна хитрость - если винт с многими проточками - значит он с левой резьбой.

Под циферблатом - узел колес стрелок (I) и узел завода и переброса головки из положения завода в положение перевода стрелок (II) (называется по научному - ремонтуар). Разбираем.

Снимаем минутный триб. Это единственный узел в часах где требуется приложение усилия. Дергаем достаточно сильно. Если соскочили - повторим. Он всегда снимается с усилием. Главное - не бояться.

При разборке узла преревода стрелок (ремонтуара) - особое внмимание на пружину.

У нее есть противное свойство - щелкать и улетать в неопределенном направлении. Против этого простой прием - прикрываем (прижимаем) всю ее слегка просто пальцем и осторожно иглой из-под пальца «выщелкиваем»

Все складываем в чашку Петри

Теперь самое длительное и аккуратное. Помывка.

Берем неглубокую плошку. Льем туда бензин. И моем. Кисточкой и зубочистками. До блеска. Чтобы не оставалось никакой грязи.

Для мелких механизмов - беличья кисть. Пожестче. Для крупных механизмов - будильники, карманные часы - можно попробовать мягкие художественные кисти для маслянных красок.

Сушим: сначала положим после бензина на бумажную салфетку. Обычно я беру тажелую картонку и на нее ложу кусок бумажного полотенца. Чтобы не прыгало и не скакало. Салфетки и полотенца подбирать по критерию - чем меньше ворсинок - тем лучше.

Пусть бензин впитается. Просто положим. Потом берем детали пинцетом и обдуваем воздухом из резиновой груши (клизмы) чтобы из отверстий выдуть бензин. И так последовательно все элементы часов, которые лежат в чашке Петри или на импровизированной «сушилке». Узел за узлом. Имеется в виду вот что: если открутили платину а с ней - 3 винта - ложим их вместе. Считаем - «это наш узел». Дабы не перепутать винты и детали. Ложим их на те же места в чашку Петри. Или лучше в чистую чашку. Старую - потом помоем и протрем. Это если не предполагаем собирать быстро. Или собираем «с листа» - с салфетки. Но это при определенном опыте, навыке и скорости работы. Баланс. Пока опыта большого нет - не разбираем. Так блок платинка-спираль-баланс пихаем в ванночку с бензином и долго просто полощем в бензине. Ясно, что это неправильно. Надо все разбирать и т.д. - У НАС ПОКА НЕТ ОПЫТА. Выпотрошим 5-10 часов, а тогда будем смотреть на баланс. На то как он разбирается. Читать книги. И делать по мудрым книгам (если там это подробно описано).

Некое замечание о заводной пружине. Ничего не делаем. Просто снаружи обтираем салфеткой. Кистью чистим зубья. Пока больше ничего не делаем. С разборкой, смазкой, сборкой и заменой пружины будем развлекаться слудующий раз. Опыта пока нет. Сложно это.

А теперь более интеллектуальная работа - собрать полученный пазл

Все выполняется в следующем порядке:

Заводная пружина

Колесная система. Тоже немного поразвлекаемся. Шестерни в нижние камни мы расставили. Платиной накрыли, а потом нам надо пинцетом шевелить верхнюю платину во все стороны до момента, когда верхние оси шестерен не попадут в камни. Немного муторно, но выполнимо. Иногда можно попробовать помочь процессу тонкой иголкой шевелить шестерни до которых можно достать. Основное правило - НИКАКОГО НАСИЛИЯ. Все должно выполняться без каких бы то ни было усилий. Все само по себе со временем «вщелкивается» на свои места и платинка заметно «падает» вниз. Часовой механизм - вещь достаточно тонкая, усилия очень малые, потери усилий при работе тоже очень малые, соответственно - он не может собираться на тугих посадках - ИХ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Если верхняя платина не садится на место - щестерня не села в камни. Или пока мы все это шевелили - выскочила из нижнего камня. Еще раз повторим - УСИЛИЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Критерием правильности сборки может быть следующее: слегка провернем барабан заводной пружины. ТОЛЬКР СЛЕГКА - все шестерни должны начать поворачиваться. Это все - практически почти без усилий на заводном барабане.

Ставим на место анкерную вилку

Ставим на место баланс.

Смазываем камни сверху - со стороны задней крышки. Для этого используем самодельную маслодозировку.

Переворачиваем механизм, смазываем все камни со стороны циферблата. Собираем механизм заводной головки.

Пружинка. Еще одно приключение. Прижимаем ее всю широкой отверткой. Иглой заправляем на место. Пружины - наверное самое паскудное что есть во всей этой работе. Скачут. И будем мы страдать с ними а) пока не натренируем руки и б) пока не наберем тушек часов с которых без зазрения совести будем тащить запчасти.

Поставили на место. Не дышим. А вдруг выскочит.

Собираем колеса стрелок. Минутный триб сильно насаживаем на ось шестерни. Чем? Да что под руку попадет примерно подходящее. Как снимали так и ставим. Упираемся. Прийдется сильно прижать триб до щелчка.

Смазываем. Что там смазывать - если вы этот пазл собрали - сообразили - то по поводу смазки тоже прийдется подумать и смазать самостоятельно. Основное правило - смазывать только маслодозировкой и по минимуму. Смазываются все трущиеся части. Платины должны быть сухие. На то она и выемка в камнях - чтобы масло за ее пределы не растекалось. Камни анкерной вилки не смазываем. Рано пока. Микроскоп нужен.

Ставим циферблат.

Ставим механизм в корпус.

Нажимая фиксатор заводной головки ставвим ее на место. Заводим. Наслаждаемся. СДЕЛАЛИ!!! САМИ!!!

Богдан Ясинецкий

[email protected]

Изредка дома дозволено обнаружить ветхие наручные часы, которые не идут. В этом случае сразу появляется желание их разобрать и починить. Данный процесс требует кропотливости и наблюдательности, а наибольшая сложность появляется при снятии головки.

Инструкция

1. Приготовьте несколько маленьких коробочек, к примеру, спичечных коробков. Они необходимы для того, дабы складывать отдельно все часовые механизмы. При этом нужно выстроить их по порядку, дабы не запутаться, что и за чем шло. Устройтесь покомфортнее за столом. Установите настольную лампу. Постелите перед собой белый лист бумаги. Нужно все операции по разбору часов проводить над ним. Он дозволит не только стремительно обнаружить упавшую деталь, но и выступает в качестве светового отражателя, дабы увеличить освещение.

2. Снимите с часов браслет, которые будет только мешать работе. Возьмите отвертку с толстым лезвием, сильный пинцет либо ножик и откройте данным инструментом корпус. Если он исполнен с резьбой, то нужно опрятно убрать забившуюся грязища и отвинтить резьбовой кольцо. Достаньте из корпуса все незакрепленные металлические кольца либо пластмассовые вставки. На этом этапе желанно сфотографировать конструкции, дабы позднее легче было ее собирать назад. Изучите механизм.

3. Опрокиньте часы стеклом вниз и поставьте на лист бумаги. Для того дабы механизм достать из корпуса нужно вынуть заводной рычаг. Не стоит его пытаться открутить. Разыщите на часовом механизме небольшой штырек в виде точки. Он традиционно находиться вблизи отверстия, в которое входит заводной вал. При помощи пинцета либо конусной отвертки надавите на штырек, и опрятно потяните заводную головку в сторону.

4. Достаньте часовой механизм из корпуса, позже чего сразу же верните на место заводную головку с рычагом. Для этого возьмите старательно часы в руки так, дабы не повредить стрелки, нажмите на штырек и вставить головку. Некоторые модели часов владеют особым винтиком взамен штырька, тот, что поворачивается в пол цикла, дабы достать заводную головку.

Неоднократно поводом остановки механических наручных часов становится засорение механизма, проникновение вовнутрь корпуса влаги. Довольно бывает разобрать часы , произвести их чистку и смазку. Вот только требуется верно знать, как это делается фактически.

Вам понадобится

  • Пинцет, маленькая отвертка, заостренная палочка

Инструкция

1. Снимите заднюю крышку корпуса. Для этого подцепите ее острым ножиком. Некоторые крышки могут откручиваться. Для откручивания крышки вставьте ножки маленького пинцета в шлицы поворотного круга и поверните кольцо вопреки часовой стрелки. При открытой крышке, как водится, сразу бывают видны такие неисправности, как лопнувшая пружина и разболтавшиеся винты.

2. Перед тем как вынуть механизм из корпуса, спустите заводную пружину. Для этого отведите заводной головкой собачку в крайнее расположение и придержите пинцетом, вращая заводную головку пальцами.

3. Отсоедините заводной вал, для чего установите его в расположение перевода стрелок. Ослабьте винт переводного рычага. Выньте механизм из корпуса и вставьте в него заводной вал.

4. Проверьте, вольно ли вращается центральное колесо и не соприкасается ли оно с окружающими деталями. Проверьте безопасность крепления спирали, равновесия и барабана.

5. Сейчас вам предстоит снять стрелки и циферблат. Сначала отсоедините секундную стрелку, потом минутную (делать это необходимо при помощи пинцета). Снимите циферблат с часовой стрелкой. Оглядите стрелочный механизм, проверьте сцепление его колес, повращав их в прямом и обратном направлениях. Проверьте правильности фиксации переводного и заводного рычагов.

6. Отсоедините балансовый мост с узлом равновесия. Для этого на два цикла отверните винт колонки спирали и отделите узел равновесия от моста. Выньте равновесие из механизма, он не должен висеть на конце спирали.

7. При всецело спущенной заводной пружине снимите анкерный мост и сам анкер.

8. Отсоедините от механизма центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Оглядите зубья, проверьте расположение колес и сцепление между колесами и соответствующими им шестеренками. Отсоедините барабан, откройте его и проверьте состояние заводной пружины.

9. Промойте детали механизма часов в бензине, залив его в маленький прозрачный сосуд так, дабы ярус бензина не превышал 2 см. Вначале промойте большие детали, а после этого больше мелкие. Крепко загрязненные пазы прочистите заостренной палкой. Позже промывки детали продуйте струей воздуха из резиновой груши. Брать детали позже чистки дозволено только пинцетом. Позже чистки соберите часы в обратной последовательности.

В работе механических часов со временем могут наблюдаться ощутимые погрешности в отсчете времени, в большинстве случаев причиной этому становятся коррозия внутренних механизмов, их загрязнение или пересыхание смазочных материалов. Для устранения таких триггеров можно обратиться к услугам часовых мастеров, но можно произвести чистку и замену масла самостоятельно.

Прежде чем приступить к разборке, чистке и последующей сборке механизма часов, следует детально ознакомиться с его строением.



Также следует приготовить необходимые инструменты:
  • пинцет с тонкими краями;
  • заточенное шило или цыганская игра со сточенным краем;
  • отвертка с тонким носиком или нож.
Последовательность действий:
  1. осмотрите заднюю крышку – она может иметь несколько вариантов снятий – отвинчивание, снятие путем поддевания под лыской (небольшое отверстие), байонета (который следует отвести в сторону). В стандартных случаях следует аккуратно поддеть крышку ножом или отверткой, при вывинчивании – необходимо вставить инструмент в поворотные шлицы и повернуть кольцо против часовой стрелки;
  2. удалив заднюю крышку, необходимо осмотреть механизм. Перед его удалением из корпуса следует спустить заводную пружину: отведите собачку прокручиванием заводной головки, зафиксируйте ее положение пинцетом, в это время продолжайте прокручивать заводную головку;
  3. для извлечения заводного вала следует перевести его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного вала. Вынув его, следует удалить механизм из корпуса, после чего заводной вал возвращается в прежнее положение;
  4. пинцетом возьмитесь за край центрального колеса и мягкими плавными движениями проверьте легкость его хода. Оно не должно соприкасаться с другими элементами механизма;
  5. аналогичным образом следует проверить работу и самостоятельность баланса, спирали и барабана;
  6. пинцетом возьмите (ближе к креплению) секундную стрелку и мягко потяните ее вверх. Аналогичным образом следует удалить и минутную стрелку. Циферблат снимается вместе с часовой стрелой и часовым колесом. Проверьте работоспособность – для этого вращайте колеса (вексельное и часовое) в обоих направлениях, а также правильность фиксирования переводного и заводного рычагов;
  7. для отсоединения балансового моста с узлом баланса необходимо отвернуть винт спиральной колонки на 2 оборота, после чего можно отделить узел баланса от моста. Вынув баланс, следует следить за тем, чтобы он не находился в свободном положении на конце спирали (следует придерживать его пальцами);
  8. осмотрите заводную пружину – она должна быть полностью спущена. Только после этого можно приступать к снятию анкера и его моста;
  9. далее следует снять 4 колеса - центральное, промежуточное, секундное и анкерное 9в аналогичной последовательности). После этого проверьте качество сцепления между ними и их шестеренками;
  10. после отсоединения барабана следует осмотреть его на предмет состояния заводной пружины – она должна иметь правильную форму, без деформаций и ответвлений.
После полной разборки, процесс которой описан выше, следует удалить с деталей загрязнения и другие недостатки (например, ржавчину). Для этого рекомендуется использовать чистый бензин.

Последующая сборка производится в обратном порядке, при этом следует строго следить за качеством просушки деталей (они должны быть идеально сухими!), а также за тем, чтобы не было их прямого соприкосновения с кожей – детали следует брать только пинцетом!

http://chasi-swatch.ru

Похожие публикации