Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Китайская Народная Республика: демократическая диктатура народа. Формы политической диктатуры

Возможна ли в России диктатура? В какой-то короткий, самый переломный период, по-видимому, возможна. Та же шмиттовская «автаркия больших пространств» ввиду яростного сопротивления этому изнутри и извне потребует всеобщей мобилизации государства и общества, концентрации власти в сильных руках. Справедливость и закономерность такой диктатуры обосновал некогда Карл Шмитт, говоривший и писавший о необходимости принятия Решения в "исключительных обстоятельствах". В любом случае, диктатура, устанавливаемая с целью усиления государства, превращения его империю, геополитический полюс мира является несомненным благом по сравнению с тлетворным, омерзительным либерал-глобализмом, принёсшим в нашу страну хаос и разруху, ежегодно отнимающим от населения России по миллиону человек.

Какая диктатура более вероятна в современной России – диктатура элит или диктатура народа? Впрочем, диктатур бояться не надо, жизнь страшнее. Любая диктатура – это всего лишь люди.

Итак, диктатура. Это значит, что власть в России будет принадлежать лицу или группе лиц, которые будут править ею фактически независимо от выражений народной воли (хотя учитывая ее и, может быть, даже облекаясь в ее легальные формы). Это лицо или лица будут указаны самим исходом борьбы за власть, устраняющим всех побежденных конкурентов. Они не могут быть предуказаны, избраны, предложены стране. Здесь почти все принадлежит историческому счастью, року или Провидению. Как монархия ставит судьбу государства в зависимость от случайностей рождения или наследственности в пределах одного рода, так революция ставит народ перед случайностью гениальных или бездарных вождей, от которых зависит его судьба. По своей структуре диктатура может быть единоличной, партийной или монархической. Рассмотрим диктатуру партийную. Если под ней разуметь диктатуру коммунистической партии, то продолжение ее в России, и при изменившихся социальных тенденциях, вполне возможно. Это будет, впрочем, уже псевдокоммунистическая партия, для которой ее выцветшие лозунги будут становиться все большей помехой. Должен настать день, когда они будут, наконец, убраны, и маскарад окончится. Но еще задолго до этого момента партийная диктатура превратится в единоличную. Может быть, этот момент уже наступил в России. Все показывает, что партия уже износилась, как самостоятельная политическая форма, хотя функционирует как политический аппарат. Но сейчас речь идет о другой возможности: о новой партии, о национальной партии, которая сменит коммунистов, сохранив их политическую систему. Это проект русского фашизма, с наибольшей яркостью выдвинутый евразийством. Фашистский проект нам представляется наиболее утопическим и наиболее вредным вариантом русской диктатуры. Всюду, где удается фашизм, он побеждает как революция, несущая бурную пену радикальных и реакционных страстей. Огромное народное волнение, потребность коренной ломки являются предпосылками фашизма. У него с коммунизмом слишком много общих корней. В фашизме, в его организациях молодежи изживает себя та же самая буйная тираническая активность, что и в русском комсомоле. Возможно ли раздуть догорающий пепел революции в новый пожар? Ввергнуть в новую революцию страну, едва живую от четырнадцатилетней революционной горячки? Это противоречило бы всем предпосылкам народной психологии. Не только масса, но и активное меньшинство уже выдыхается, уже просит покоя, тянется к личной жизни. Можно поддержать деспотическую власть, но не власть революционную, без передышки играющую на нервах. Не власть идеологов. Довольно политграмоты, довольно агитпросветов. Для России сейчас это кушанье столь же питательно, как касторовое масло. Но для нее сейчас оно было бы самым вредным политическим блюдом. Власть идеологов означала бы новое удушение русского творчества. Клин не всегда вышибается клином, и после марксистского отравления отрава евразийская или иная в лошадиных дозах в государственном масштабе могла бы просто прикончить русскую культуру. Совершенно безотносительно к % содержащейся в ней истины, если бы даже этот % был доступен вычислению. Самый факт огосударствления мысли, науки, искусства означает их медленную смерть, поскольку речь идет о высших видах творчества, а не о декоративных или утилитарных его разновидностях.

Но единоличная диктатура может иметь самое различное политическое и социальное содержание. Ее социальное содержание довольно однозначно определяется самыми противоположными течениями современной России. Но ее политическое лицо? Станет ли она мостом к монархии или к демократии или же будет стремиться увековечить себя как политическую форму?

Благо России - как мы его понимаем - в том, чтобы грядущая диктатура имела демократическое содержание. Это значит, поставила бы своей целью привести народ к демократии. Будет ли она действовать с соблюдением демократической легальности, не важно. Это, может быть, и нежелательно, ибо легальность покупается ценой лицемерного извращения института. Лучше не устраивать выборов, чем подтасовать их, лучше не иметь парламента, чем иметь подкупленный парламент. Демократический характер диктатуры в том, что ее цель (как римской легальной диктатуры) - сделать себя ненужной. Она должна готовиться к будущему, когда сможет передать власть народу. Но горе ей, если она швырнет эту власть в пространство, и не найдется рук, способных ее принять. Это значит, власть достанется новому диктатору, достаточно жадному до нее или нафанатизированному идеей, который не отдаст ее никому добровольно. Тогда диктатура потребует новой революции.

4.2.3. Основы конституционного строя Китая (КНР)

В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституция принималась 4 раза – в 1954 г., 1915 г., 1978 г. и 1982 г. До принятия первой конституции с первого дня существования КНР, действовала временная конституция , которая официально именовалась «Общая программа НПКСК» (НПКСК – Народный политический консультативный совет Китая – высший орган китайской революции, который принял на себя функции парламента).

Общая программа заложила основные начала, на которых стала создаваться молодая Китайская Народная Республика:


  • демократическая диктатура народа;

  • народно-демократический (а затем – социалистический) строй; права и свободы, а также обязанности человека;

  • многопартийная система при руководящей роли коммунистической партии;

  • общественное народное хозяйство;

  • вспомогательная роль в экономике национальной буржуазии;

  • унитарное государство, запрет создавать внутри Китая образования, имеющие государственный статус;

  • право малочисленных наций на автономию;

  • организация власти по советскому типу – через систему собраний народных представителей всех уровней.
Основные положения Общей программы были узаконены в Конституции 1954 г., которая реально действовала более 10 лет.

В годы «культурной революции» (1966–1976 гг.), кампании жестокого террора против инакомыслящих, конституционный строй был фактически ликвидирован и управление страной на всех уровнях было во многом основано на произволе властей и «толпы». За год до смерти Мао Цзэдуна была принята Конституция 1975 года, которая закрепила результаты «культурной революции».

После смерти Мао в 1976 г. и начала реформ была принята новая Конституция 1978 г., имевшая компромиссный, конъюнктурный характер.

По мере развития в стране реформ, возглавляемых Дэн Сяопином, 4 декабря 1982 года ВСНП вновь приняло конституцию – конституцию «модернизированного социализма», которая действует и ныне.

Конституция КНР 1982 г. – сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах (1). «Общие положения», 2). «Основные права и обязанности граждан», 3). «Государственная структура», 4). «Государственный флаг. Государ-ственный герб. Столица»).

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что и по форме, и по содержанию – это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами и нормами-программами. Порой трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

В качестве примера можно привести следующие нормы: «Кто не работает – тот не ест», «Все государственные органы и государственные служащие поддерживают тесные связи (?) с народом...». Данные нормы не содержат четких правил поведения, не могут быть защищены в суде. Об их содержании можно лишь догадываться.

Особого внимания заслуживает введение к Конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула – это короткая, торжественная часть Конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение – это небольшой рассказ (объемом в 1–2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к Конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о самой героической борьбе, о победе революции, о трудовых буднях народа, о дальнейших целях. Введение к Конституции КНР описывает:


  • тяжелое историческое прошлое китайского народа, его героическую борьбу за освобождение;

  • увековечивает роль личности Мао Цзедуна в этой борьбе ;

  • восхваляет коммунистическую партию;

  • ставит цели на будущее.
Особенность введения в редакции 1982 года – косвенное упоминание о реформах – «модернизации». Его завершает следующее программное заявление: «В дальнейшем коренная задача государства – общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзедуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствуя различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы … превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалис-тическое государство».

В главе 1 Конституции сформулированы общие положения. Данную сферу основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуют основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической правовой традиции, сделали упор в регулировании именно основы общественно-политического, а не конституционного строя. Можно выделить следующие основные положения, характеризующие общественно-политический и экономический строй:


  • Китай (КНР) – социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

  • основным строем КНР является социалистический строй;

  • любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

  • вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности – коммунистической партии);

  • руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая;

  • коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

  • Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип «От каждого – по способностям, каждому – по труду»;

  • основным видом собственности является социалистическая собственность;

  • государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам (например производить необходимые товары, давать людям работу и т. д.) и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики;

  • государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

  • государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство;

  • с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.
Конституция КНР в главе 2 закрепляет основные права и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод:

  • следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще;

  • исходя из данной посылки , можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев (поскольку они не являются гражданами Китая);

  • в конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь – главного права человека;

  • в Китае часто применяется смертная казнь: например, за многие преступления от политических до незначительных уголовных, экономических предусматривается наказание в виде смертной казни, которое нередко выносится китайскими судами;

  • нет нормы о свободе мысли;

  • конституция обязывает супругов реализовывать планирование рождаемости (одна семья – один ребенок). Нарушение этого правила влечет за собой денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни. С одной стороны, государство стремится ограничить рост более чем миллиардного населения, с другой – это существенное ограничение важнейшего естественного права человека – права иметь потомство, в-третьих, в этой связи в Китае слишком часто делаются аборты. В результате которых гибнут миллионы неродившихся младенцев, а в современном конституционном праве, особенно западных стран, наметилась тенденция защищать право на жизнь не только родившихся, но еще и неродившихся людей;

  • конституция УНР дает не только типичную для социалистических конституций формулировку «права и обязанности гражданина» (а не «права и свободы человека»), но и содержит слишком большой перечень обязанностей;

  • специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле; данная норма находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138), данные нормы были вызваны к жизни негативным опытом прошлого, когда в годы «культурной революции» 1966–1976 гг. систематической травле и оскорблениям, нередко носившим публичный характер, подвергались тысячи партийно-хозяйственных работников и иных граждан. Конституционно введя запрет травли, законодатели стремились положить конец этой практике и не допустить подобных явлений в будущем.
В целом китайское конституционное регулирование прав и свобод значительно отстает от мировых стандартов (и по объему, и по юридической технике). Тем не менее, Конституция 1982 года в данной сфере ушла далеко вперед по сравнению с предыдущими конституциями (Конституция 1975 года содержала только 4 статьи о правах и свободах, 1978 – 16, 1982 – 24).

Регулирование правового статуса личности в Конституции 1982 года – самый лучший вариант конституционного регулирования данной проблемы по сравнению с теорией и практикой прежних лет.

Китай является унитарным государством с административными автономиями. Административно-территориальное устройство страны включает 3 уровня: верхний (провинции, автономные районы, города центрального подчинения), средний (уезды, автономные уезды, автономные округа и города) и нижний (волости, национальные волости, поселки, городские районы).

Для Китая актуален национальный вопрос. Из более чем миллиардного населения ханьцы составляют чуть более 90 %. В то же время неханьские народы составляют около 9 %, но это свыше 90 млн человек. Причем неханьцы занимают около половины территории Китая – малообжитые районы Севера и Запада.

В целях решения национального вопроса в Китае созданы автономии на всех трех уровнях: автономный район (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский, Нинся-Хуэйский, Гуанси-Чжуанский, Сянган (Гонконг), автономный округ и автономный уезд (30) и национальная волость (124). Высшими должностными лицами автономных районов, автономных уездов, национальных волостей должны быть представители национальностей, образовавших автономию , и к этим же национальностям должны, как правило, принадлежать иные руководители автономий.

В китайской конституционной доктрине нет принципа разделения властей (в «чистом» виде, как его понимают европейцы). Наоборот, вся власть должна принадлежать органу представительства народа – собранию народных представителей (СНП), китайский вариант Совета. Исходя из этого, существует единая соподчиненная «пирамида» собраний народных представителей, причем нижестоящие СНП формируют вышестоящие. Выборы в КНР многоступенчатые (3 ступени) и непрямые:


  • народ непосредственно избирает депутатов местных СНП;

  • местные СНП избирают депутатов провинциальных СНП, СНП автономных районов и городов центрального подчинения;

  • провинциальные СНП избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).
ВСНП является высшим органом государственной власти Китая и имеет следующие особенности:

  1. является самым большим по численности «парламентом» мира – включает 2 тысячи на родных представителей;

  2. избирается с помощью непрямых, 3-ступенчатых выборов;

  3. часть депутатов избирается от вооруженных сил в результате многоступенчатых выборов внутри армии;

  4. депутаты ВСНП имеют императивный мандат, то есть они связаны волей тех, кто их избрал, и могут быть досрочно отозваны;

  5. депутаты работают на непрофессиональной основе – совмещают депутатскую деятельность с основной работой;

  6. ВСНП собирается на сессию 1 раз в год, сессия длится 2–3 недели – очень долго для парламента социалистических стран;

  7. помимо законодательных, обладает контрольными функциями;

  8. ВСНП имеет двухступенчатую структуру – из своего состава формирует Постоянный комитет («малый парламент»);

  9. постоянный комитет работает круглый год между сессиями ВСНП (то есть текущую деятельность осуществляет «малый парламент» – постоянный комитет, а раз в год на сессию собирается «большой парламент» – ВСНП);
ВСНП обладает широкими полномочиями:

  • принимает конституцию КНР и вносит в нее изменения;

  • осуществляет контроль за проведением конституции в жизнь;

  • принимает и изменяет уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и иные основные законы;

  • избирает председателя КНР (главу государства) и зам. председателя КНР;

  • по представлению председателя КНР утверждает кандидатуру премьер-министра Государственного совета (ГС);

  • по представлению премьера ГС утверждает кандидатуры его заместителей, министров, членов ГС, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата;

  • избирает председателя Центрального военного совета, по представлению председателя Центрального военного совета утверждает кандидатуры других членов Центрального военного совета;

  • избирает председателя Верховного народного суда;

  • избирает генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;

  • рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении;

  • рассматривает и утверждает государственный бюджет, отчет о его исполнении;

  • изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП;

  • утверждает образование провинций , автономных районов и городов центрального подчинения;

  • утверждает образование особых административных районов и их режима;

  • решает вопросы войны и мира;

  • осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти.
Постоянный комитет (ПК) ВСНП, работающий между сессиями ВСНП, состоит из 400 членов, избирает из своего состава председателя ПК, его заместителя, начальника секретариата. В период своей работы ПК выполняет ряд важных функций:

  • дает толкование конституции, осуществляет надзор за ее проведением в жизнь;

  • принимает и изменяет законы, кроме тех, которые должны приниматься ВСНП;

  • изменяет законы, принятые ВСНП, если данные изменения не затрагивают принципиальных положений данных законов;

  • дает толкование законов;

  • в период между сессиями ВСНП может вносить поправки в планы экономического развития и бюджет;

  • отменяет акты Госсовета, противоречащие конституции и законам;

  • осуществляет контроль за работой Госсовета, Центрального военного совета, Верховного народного суда (!) и Верховной народной прокуратуры (!);

  • отменяет противоречащие конституции и законам акты органов государственной власти провинций и органов местного самоуправления;

  • в период между сессиями ВСНП по представлению премьера Госсовета смещает и назначает министров;

  • осуществляет назначение высших должностных лиц, кроме тех, которых избирает и назначает ВСНП;

  • назначает и отзывает дипломатических представителей КНР в зарубежных государствах;

  • устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и специальные звания, а также принимает решения об их присвоении;

  • вводит чрезвычайное положение;

  • решает вопросы войны и мира в период между сессиями ВСНП.
Таким образом, в Китае фактически сосуществует два «парламента» – «большой» и «малый», которые имеют сходные полномочия, «подстраховывают», а порой и прямо дублируют друг друга. В то же время Постоянный комитет формируется ВСНП, несет ответственность ВСНП и подотчетен ему.

Конституция предусматривает институт единоличного главы государства – председателя КНР, который избирается ВСНП на 5 лет и ответствен перед ним. Председателем КНР (и его заместителем) может быть гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) или один из ее высших лидеров.

Высшим административно-исполнительным органом Китая является правительство – Государственный совет (ГС).

Структура судов КНР во главе с Верховным народным судом и Верховной народной прокуратуры соответствует административно-территориальному делению страны. Специфика судебной системы и прокуратуры КНР состоит в том, что они являются правоохранительными органами социалистического государства, должны быть «близки к народу», помимо решения «противоречий внутри народа» должны бороться с «врагами», имеют карательный уклон, не являются независимыми (находятся под контролем соответствующих СНП и их постоянных комитетов, а также партийных органов).

Срок полномочий ВСНП – 5 лет. Срок полномочий ПК ВСНП, других органов и должностных лиц, избираемых ВСНП – 5 лет.

Важнейшей особенностью Конституции КНР 1982 года является норма об ограничении времени пребывания высших должностных лиц на своих постах двумя сроками. Только два 5-летних срока могут находиться на своих постах:


  • председатель КНР;

  • премьер ГС;

  • генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры;

  • председатель Верховного народного суда;

  • иные должностные лица, избираемые ВСНП.
Эта норма – уникальная для Китая, где всего за 6 лет до ее принятия закончилась «культурная революция» и где Мао Цзэдун 27 лет руководил партией и фактически государством, а Чжоу Эньлай 27 лет возглавлял правительство.

Особенностью высших органов государственной власти является то , что они не имеют самостоятельного значения. Все они являются «приводными ремнями» власти коммунистической партии, существующей фактически и закрепленной в конституции. Несмотря на это в Китае существует многопартийная система, где помимо КПК действует еще 8 партий: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Однако, на деле многопартийность носит фиктивный характер, так как:


  • все партии должны быть обязательно лояльны существующему строю и дружественны КПК;

  • попытки создать действительно оппозиционную партию жестоко пресекались в политическом и уголовном порядке;

  • партии очень малочисленны – по нескольку тысяч человек, в то время как КПК насчитывает 40 млн человек;

  • партии имеют слабые оргструктуры и не имеют реального влияния;

  • весь политический и государственный режим способствует однопартийности.
Фактически КПК сама является истинным Госаппаратом, где принимаются решения и выдвигаются кадры. Управление работой собраний народных представителей находится под контролем КПК, которые узаконивают ее волю, а правительство исполняет ее решения.

4.2.4. Основы конституционного права Монголии

Уникальность развития Монголии в том, что Монголия совершила «прыжок» из феодального общества в социалистическое, минуя стадию капитализма, а затем – не менее стремительный «прыжок» из социализма в капитализм.

До 1921 года Монголия представляла собой полуколониальное феодальное государство во главе с богдо-Гэгэном – абсолютным правителем, который совмещал политическую и теократическую власть. В 1921 году в стране произошла народно-демократическая революция, в результате которой была установлена ограниченная монархия: власть богдо-Гэгэна и аристократии была сильно уменьшена, а также создано народное правительство.

В 1924 году монархия была окончательно упразднена и принята первая Конституция Монголии 1924 года, в которой была закреплена республиканская форма правления, провозглашена принадлежность всей власти аратам, то есть крестьянам (рабочего класса в то время не было), учреждался высший орган народного представительства – Великий народный хурал, а также иные органы народной власти.

После этого в Монголии было принято еще две Конституции – в 1940 г. и 1960 г. Конституция 1940 г. закрепила окончательную победу народно-демократического строя и провозгласила курс на строительство социализма. Через 20 лет Конституция 1960 г. зафиксировала победу в стране социализма и узаконила руководящую роль МНРП – партии коммунистов.

Социализм в Монголии просуществовал ровно 30 лет (1960–1990 гг.). В 1990 г. в стране наметились массовые антисоциалистические выступления, что положило начало буржуазно-демократическим реформам.

В отличие от азиатских социалистических стран (Китая, Вьетнама, Северной Кореи), которые либо сохранили социалистический строй, либо пытаются его приспособить к современным условиям, Монголия стала единственной азиатской страной, которая решительно отказалась от социалистического строя и начала строительства буржуазно-демократического капиталистического общества.

13 января 1992 года была принята четвертая по счету и ныне действующая конституция Монголии, которая закрепила отказ от социализма и первые результаты буржуазно-демократических реформ. Конституция Монголии 1992 года – одна из самых кратких в мире. Она содержит всего 70 статей, предельно конкретна, почти лишена социалистических черт и полностью деидеологизирована. Можно выделить следующие основные положения и особенности Конституции Монголии 1992 года.

Конституция Монголии подробно регулирует основные права и свободы человека. Ею закрепляются такие основополагающие права, как:


  • право на жизнь (не попавшее в конституции обновляющихся Китая и Вьетнама), в том числе на жизнь в экологически чистой, безопасной внешней среде;

  • право на свободу убеждений, свободу слова, печати;

  • право на выезд за границу и возвращение на родину;

  • право на свободу совести; право на петиции ;

  • право на медицинскую помощь, социальную помощь в старости.
Следует отметить, что конституционное регулирование прав и свобод в Монголии, несмотря на свою лаконичность, отвечает современным мировым стандартам.

Высшими государственными органами Монголии являются парламент – Великий государственный хурал, президент, правительство, Верховный суд.

^ Великий государственный хурал (парламент Монголии), состоящий из 76 депутатов, непосредственно избирается гражданами Монголии на 4-летний срок.

Великий государственный хурал занимает центральное место среди органов государственной власти Монголии. Он обладает широкими полномочиями, главными из которых являются принятие законов, формирова­ние иных государственных органов и осуществление контроля за их деятельностью.

Президент Монголии осуществляет функции главы государства. Он избирается путем всенародных выборов по 2-туровой системе абсолютного большинства. Президент совместно с парламентом формирует правительство.

Несмотря на избрание всем народом, президент подотчетен в своей деятельности парламенту. Он может быть смещен с должности Великим государственным хуралом простым большинством голосов от числа присутствующих (!). Правительство и иные государственные органы также ответственны перед Великим государственным хуралом – высшим органом государственной власти.

В Монголии, в отличие от многих азиатских стран, предусмотрен высший специальный орган конституционной юстиции – ^ Суд конституционного надзора. Суд конституционного надзора состоит из 9 судей, достигших 40 лет и обладающих высокой юридической и политической квалификацией. Они избираются Великим государственным хуралом на 6-летний срок: 3 судей выдвигает сам хурал, 3 – президент, 3 – Верховный суд с правом переизб­рания еще на один срок.

Конституция Монголии может быть изменена Великим государствен­ным хуралом большинством в 3/4 голосов. Если какая-либо поправка отклоняется, она может быть вновь принята только Великим государственным хуралом следующего созыва.

4.2.5. Основы конституционного права Японии

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты победившей буржуазно-демократической революции (революции Мэйдзи). Несмотря на свой консерватизм и архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии – палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии – оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 марта 1947 года. Данная конституция действует по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде. Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличия от прежней Конституции 1889 г.):


  • закреплен принцип народного суверенитета (власть исходит от народа, а не от императора);

  • сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограниченны;

  • высшим органом государственной власти объявлен парламент;

  • ликвидирована наследственная палата пэров парламента;

  • предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат – палаты представителей и палаты советников;

  • парламенту предоставлено право формировать правительство;

  • правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;

  • ликвидированы сословия (пэры, князья и т. д.); закреплены основополагающие права и свободы человека;

  • конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и от вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»);

  • на основании данной нормы конституции (принятой под прямым давлением США) Япония до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).
Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора . Согласно ст. 1 конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Император Японии:


  • является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение , одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);

  • не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер «освящения», придания дополнительной силы решениям других государственных органов);

  • император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.
Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет собственное летоисчисление. Так, в 1989 г. после смерти императора Хирохито, правившего в 1926–1989 гг., на престол взошел его сын – император Акихито. С этого же года началась эра Хээнсэй (процветание).

Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган – Совет императорского дома.

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников.

Палата представителей (нижняя палата) состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3–5 мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за одного кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1 по 3 (по 4, 5) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей).

Палата советников (верхняя палата) состоит из 252 депутатов (советников):


  • 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур, по системе единственного непередаваемого голоса;

  • 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;

  • срок полномочий палаты советников – 6 лет;

  • каждые три года переизбирается половина советников.
Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии:

  • правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;

  • право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников – с 30 лет;

  • кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн йен (палата представителей) и 2 млн йен (палата советников). Залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

  • избирательная кампания длится 2 недели;

  • в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;

  • наиболее распространенная форма агитации – выступление в округе и встречи с избирателями;

  • как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для нового кандидата) не приносит пользы, так как на практике выборы в Японии – это конкуренция уже сложившихся репутаций;

  • распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов – дети, жены и иные родственники прежних депутатов.
Главные функции парламента – принятие законов, бюджета, формирование правительства. Верхняя палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий – 6 лет, каждые 3 года обновляется наполовину, но может быть распущена.

Нижняя палата представителей, наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства (что часто имеет место на практике). Поэтому выборы в палату представителей происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально – раз в 2 года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство – Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля).

Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр Японии – ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент (особенно только что избранный) не избрал премьер-министра , он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие особенности формирования и функционирования Кабинета министров Японии:


  1. Согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах.

  2. Половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр).

  3. Назначение на министерский пост не влечет за собой утраты депутатского мандата; на практике почти все члены правительства – депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские функции и не теряющие связи с избирателями.

  4. Кабинет министров, как правило, заседает тайно.

  5. Решения принимаются только консенсусом – единогласно.

  6. За работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет за собой отставку всего правительства.

  7. При вынесении парламентом вотума недоверия, правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает нижнюю палату парламента; на практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку.

  8. Кабинет министров Японии – недолговечное образование в лучшем случае он остается у власти не более 2 лет.

  9. Согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других, во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры – каждый год, премьер-министры – каждые два года.

  10. Министры (в первую очередь являются представителями парламента 9 правящих партий) в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях.

  11. Это обусловливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоит сам министр и два его заместителя – политический и административный; политический заместитель, как и министр, – представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.
Состав парламента и формирование правительства всецело зависят от результатов выборов, в ходе которых соперничают политические партии и их кандидаты. В этой связи актуален вопрос о партийной системе Японии.

Длительное время, в течение 38 лет (1955–1993 гг.), в Японии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, каковой являлась Либерально-демократическая партия. Именно ее представители 38 лет подряд становились премьер-министрами, занимали большую часть министерских постов , определяли внутреннюю и внешнюю политику страны.

ЛДПЯ – партия крупного бизнеса, высшей бюрократии, предпринимателей. Будучи долгое время единственно правящей партией, ЛДПЯ, тем не менее, имела множество течений по своему составу: в партии насчитывалось 6 фракций, которые вели постоянную борьбу за влияние в партии.

В 1993 г. ЛДПЯ проиграла выборы и потеряла монопольное право на власть. Это объясняется, во-первых, усталостью японских избирателей от одной и той же правящей партии, снижением авторитета ЛДПЯ в связи с громкими скандалами, разоблачающими коррупцию в ее высших эшелонах, постоянными расколами в партии и выходом из ее состава мелких группировок; во-вторых, выросли и окрепли другие политические партии и движения:


  • социал-демократическая партия Японии (создана в 1945 г.), в 1945–1991 гг. носила название Социалистическая партия, поддерживала тесные связи с КПСС; после 1991 г. значительно «поправела», что вывело ее в число ведущих партий Японии;

  • партия «Комэйто» (чистой политики) – основана на буддистских идеях;

  • партия демократического социализма;

  • Коммунистическая партия (маловлиятельна как в прошлом, так и в настоящее время);

  • партия «Сакигакэ» – отколовшаяся часть ЛДПЯ.
Постепенно вместо многопартийной системы с единственной доминирующей партией (ЛДПЯ) в Японии складывается классическая двухпартийная система (по образцу США, а больше – Великобритании), где соперничают две основные партии – правоцентристская (либеральные демократы) и левоцентристская (социал-демократы).

Япония – унитарное государство, административно-территориаль-ными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо, 43 префектуры.

В префектурах (областях) избирается местный представительный орган и губернатор.

Судебную систему Японии составляют:


  • 50 окружных судов;

  • 8 высших судов;

  • Верховный суд;

  • суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);

  • дисциплинарные суды – рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.
Особую структуру и функции имеет Верховный суд:

  • состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

  • работает либо пленарно (кворум – 9 человек), либо по отделениям (5 человек каждое, кворум – 3);

  • является высшей судебной инстанцией;

  • осуществляет конституционный контроль;

  • дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.
Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме. Однако практика пересматривать конституцию в Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Задания к разделу


  1. Выявите общие и особенные черты конституций ведущих стран Западной Европы.

  2. Выявите общие и особенные черты конституций стран Азии.

  3. Объясните причины, способствовавшие формированию Европейского Союза.

  4. Выявите специфику парламентаризма в странах Азии и Западной Европы.

  5. Объясните, какова особенность демократии стран Азии и Западной Европы.

  6. В чем специфика системы разделения властей в странах Азии и Западной Европы?

Демократическое государство с суверенной демократией – это то государство, которое мы видим сегодня в России. Суверенность начисто отменило истинную демократию. Введение вертикали власти привело фактически к вертикали коррупции. Суды, как лакмусовая бумажка государственного устройства, превратились в извращённую форму вынесения решения именем государства.

Сегодня мы наблюдаем странную картину: лидеры страны стали во весь голос призывать нас, простой народ, к патриотизму, но, в то же самое время, им стал неинтересен народ в целом. Во многом народ даже мешает элите. Их занимают вопросы корпоративного обогащения экономической элиты, а народ оказался жалким инструментом в этом процессе. Нельзя думать, что они не понимают, что в случае крупного военного конфликта им придётся опираться на армию, которая формируется из народа. Приходит мысль о том, что даже страшилка с вражеским окружением страны наших лидеров не интересует. Они как будто знают нечто такое, что позволяет им полностью исключить военный поворот событий. Или же очень быстро исчезнуть из этой Богом забытой страны? Поэтому, наверное, для этого они покупают недвижимость за рубежом и перевозят туда своих родных.

Диктатура народа

Диктатура народа – это правовая среда управления страной внутри неё, основанная на первичности права референдума и прямых выборов соответствующего масштаба административного деления, начиная от общегосударственного уровня и заканчивая любым самым мелким местным уровнем управления. Такое определение отличается от определения Мао Цзе Дуна (см. Иоахим Шикель. Идеи Мао Цзэдуна): «Диктатура народа по своей сути идентична диктатуре пролетариата». В нашем понимании диктатура народа – это демократический способ сосуществования всех классов и сословий населения.

Референдум является необходимым условием отмены делегирования прав избирателей своим выборным представителям, если в этом назрела необходимость. Это не просто объявление импичмента, это законный способ производить ротацию руководителей. Этот шаг является гарантией ликвидации злоупотребления властью, как это наблюдается обычно, когда права избирателей широко делегируются народным представителям любого уровня. Эти представители, так называемые «слуги народа», как правило, узурпируют всю власть в своих руках, а, пользуясь отсутствием в законах рычагов их контроля и перевыборности, - чуть ли не в открытую воруют налево и направо. Такое право воровать, которое пока что существует почти законно, – наглая издёвка их над народом.

Ни о каком тираническом, монархическом, авторитарном режиме при демократическом методе контроля не может быть и речи. Полная смена руководителей, лидеров находится в руках народа.

Что такое народ?

Разные словари дают разные ответы, в смысловом значении размытые. Это характерно для понятия символического значения. Народ – это символ. Мы (автор статьи м присоединившиеся к его мнению единомышленники) будем придерживаться определений: «народ – это население страны, объединённое одним управлением из одного центра» и «народ – это часть населения, имеющая право выбора, официального и неофициального».

Диктатура народа означает, что любые спорные ситуации в стране, не подлежащие рассмотрению в судебном порядке, разрешаются через мнение народа путём прямого и непосредственного голосования, как на общегосударственном уровне, так и на местном уровне управления. Естественно на это панируются соответствующие средства из бюджета – демократия дорого стоит. В таком случае вся бюрократия будет находиться под полным народным контролем. Значит, и для коррупции не останется лазеек.

Защита от охлократии и анархии

Любителям демократии необходимо, однако, знать, что демократическое большинство, принимающее своё судьбоносное решение, как правило, голосует за то, что ему хорошо известно, то есть за старое, или же может вести соглашательскую позицию при недостатке информации и неразвитости личной воли и образования. Поэтому такой способ правления всегда требует значительной информационной подготовки, разъяснений, бесед. Кроме того, уровень культуры разных слоёв народа определяет психологическую устойчивость общества. Следовательно, культура является тем полем, на котором сорнякам не будет места.

Нужно продумать защиту от охлократии и анархии, чтобы обсуждение и принятие решения по какому-либо спорному вопросу не приводило к тупиковым ситуациям. Для этого может существовать, например, Совет Старейшин.

(1893-1976) -китайский политический деятель и идеолог, один из основателей Коммунистической партии Китая, с середины 30-х годов до своей кончины ее руководитель. В теоретических построениях придерживался идеи “китаизации марксизма”, что позднее было названо “соединением всеобщих истин марксизма с конкретной практикой китайской революции”. Создатель концепции “новой демократии”, согласно которой в отсталых странах возможно установление демократической диктатуры народа как формы диктатуры пролетариата. Демократическая диктатура народа предполагала союз нескольких классов, в том числе национальной буржуазии, под руководством рабочего класса. В вопросе о демократии придерживался ортодоксальных марксистских позиций. Являлся создателем учения о двух типах противоречий - “противоречий между нами и нашими врагами и противоречий внутри народа”, что расходилось с тогдашними марксистскими догмами. Инициатор “большого скачка” (1957-1959) и “культурной революции” (1966- 1976), нанесших громадный ущерб развитию китайского общества. В первый период “культурной революции” выступал сторонником “безбрежной демократии масс”. Позднее подобные взгляды Мао Цзэдуна были охарактеризованы китайской пропагандой как “левацкие заблуждения и ошибки”. Отрицательно относился к достижениям мировой политической мысли, его идеалом были политические идеи Сталина. В китайской политической мысли положительную роль признавал лишь за школой легистов (законников), которая известна не только требованием уважения к закону, но и апологией насилия, был критически настроен по отношению к конфуцианству, отвергая в сущности проповедуемые последним общечеловеческие нравственные принципы. (Текст подобран В. Г. Буровым.)

О НОВОЙ ДЕМОКРАТИИ

(Январь 1940 г.)

[...] Итак, если мы классифицируем многообразные формы государственного строя, существующие в мире, по классовому характеру власти, то они в основном сведутся к трем следующим типам: 1) республики буржуазной диктатуры; 2) республики пролетарской диктатуры; 3) республики диктатуры союза нескольких революционных классов.

Первый тип - это государства старой демократии. Сегодня, после того как вспыхнула вторая империалистическая война, во многих капиталистических странах демократией уже и не пахнет; они превратились или превращаются в государства кровавой военной диктатуры буржуазии. Некоторые государства объединенной диктатуры буржуазии и помещиков можно отнести к этой же категории.

Второй тип существует в СССР, его рождение назревает теперь во всех капиталистических странах, и в будущем он станет всемирной господствующей формой для определенного периода.

Третий тип - переходная форма государства, создаваемая революциями в колониальных и полуколониальных странах. Разумеется, революции в различных колониальных и полуколониальных странах будут иметь свои особенности, но это будут лишь небольшие различия при большом сходстве. Раз речь" идет о революциях в колониях и полуколониях, то государственная организация и организация власти там в основном непременно будут одинаковы. Это будут государства новой демократии, в которых несколько антиимпериалистических классов объединяется для совместной диктатуры.

[...] Что касается вопроса о так называемой форме власти, то здесь речь идет о форме построения политической власти, о том, какую форму избирает определенный общественный класс, создавая органы власти для борьбы с врагами и для защиты самого себя. Без органов власти соответствующей формы нет и государства. В Китае можно сейчас применить следующую систему: Всекитайское собрание народных депутатов, провинциальные, уездные, районные - вплоть до сельских - собрания народных депутатов, причем органы государственной власти должны избираться собраниями народных депутатов всех ступеней. Но при этом необходимо провести в жизнь избирательную систему, основанную на подлинно всеобщих и равных выборах, без различия пола и религии, без имущественного и образовательного цензов и т. д. Только такая система будет соответствовать положению различных революционных классов в государстве, даст возможность выражать волю народа и руководить революционной борьбой, будет отвечать духу новой демократии. Эта система-демократический централизм. Только органы власти, построенные по принципу демократического централизма, могут в полной мере способствовать выражению воли всего революционного народа, способны с наибольшей мощью обрушиваться на врагов революции. [...]

Государственный строй - диктатура союза всех революционных классов, форма организации власти - демократический централизм. Таков политический строй новой демократии, такова республика новой демократии. [...]

Печатается по: Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. III. М., 1953. С. 220-223.

О ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ДИКТАТУРЕ НАРОДА

Нам говорят: “Вы устанавливаете диктатуру”. Да, дорогие господа, вы правы. Мы действительно устанавливаем диктатуру. Опыт нескольких десятилетий, накопленный китайским народом, говорит нам о необходимости установления демократической диктатуры народа. Это означает, что реакционеры должны быть лишены права выражать свое мнение и только народ может иметь право голоса, право выражать свое мнение. Кто такой “народ”? На нынешнем этапе народом в Китае является рабочий класс, класс крестьянства, мелкая буржуазия и национальная буржуазия. Под руководством рабочего класса и коммунистической партии эти классы объединились, с тем чтобы образовать свое собственное государство и избрать свое собственное правительство для установления диктатуры над лакеями империализма - классом помещиков, бюрократическим капиталом, для того, чтобы подавить их и разрешить им действовать только в пределах допустимого, не допускать, чтобы они в своих разговорах и действиях переходили границы. Если они в своих разговорах и действиях попытаются перейти границы, то это им будет запрещено, и они немедленно будут наказаны. Демократическая система должна осуществляться среди народа, предоставив ему свободу слова, собраний и организаций. Право голоса предоставляется только народу, но не реакционерам. Эти два аспекта, а именно демократия среди народа и диктатура над реакционерами, представляют собой демократическую диктатуру народа. [...]

Основой демократической диктатуры народа является союз рабочего класса, крестьянства, городской мелкой буржуазии, а в основном союз рабочего класса и крестьянства, ибо они составляют от 80 до 90 процентов населения Китая. Империализм и гоминьдановская реакционная клика были свергнуты главным образом силой рабочего класса и крестьянства. Переход от новой демократии к социализму главным образом зависит от союза этих двух классов. Демократтической диктатурой народа должен руководить рабочий класс, ибо только рабочий класс является наиболее дальновидным, справедливым, последовательным. [...]

Печатается по: Мао Цзэдун. О демократической диктатуре народа. М., 1957. С. 10-14.

К ВОПРОСУ О ПРАВИЛЬНОМ РАЗРЕШЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВНУТРИ НАРОДА

Речь, произнесенная 27 февраля 1957 г. на II расширенном заседании Верховного государственного совещания*1*.

[...] В нашем обществе существуют противоречия двух типов - это противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа. Эти два типа противоречий совершенно различны по своему характеру. [...]

Противоречия между нами и нашими врагами являются антагонистическими противоречиями. Противоречия внутри народа, если говорить о противоречиях между трудящимися, являются неантагонистическими, а если говорить о противоречиях между эксплуатируемыми классами и эксплуататорскими классами, то кроме антагонистической стороны они имеют также неантагонистическую сторону.

[...] Противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа - эти два типа противоречий неодинаковы по своему характеру и способы их разрешения также неодинаковы. Короче говоря, первый тип противоречий относится к вопросу проведения четкой грани между нами и нашими врагами, а второй тип противоречий относится к вопросу проведения четкой грани между правдой и неправдой. [...]

Наше государство является государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Каковы функции этой диктатуры? Первой функцией диктатуры является подавление внутри страны реакционных классов, реакционеров и эксплуататоров, сопротивляющихся социалистической революции, подавление тех, кто подрывает социалистическое строительство; это имеет своей целью разрешение противоречий между нами и нашими врагами внутри страны. В функции диктатуры входят, например, арест и осуждение некоторых контрреволюционных элементов, лишение в течение определенного периода избирательных прав помещиков и представителей бюрократической буржуазии, лишение их свободы слова. В интересах обеспечения общественного порядка и интересов широких народных масс диктатуру необходимо осуществлять также в отношении воров, мошенников, убийц и поджигателей, хулиганских шаек и различных вредных элементов, в серьезной степени подрывающих общественный порядок. Диктатура имеет и вторую функцию, а именно защиту государства от подрывной деятельности и возможной агрессии со стороны внешних врагов. Когда возникает подобное положение, перед диктатурой встает задача разрешать противоречия между нами и нашими внешними врагами. Цель диктатуры состоит в том, чтобы охранять мирный труд всего народа, превратить Китай в социалистическое государство, обладающее современной промышленностью, современным сельским хозяйством и современной наукой и культурой. Кто осуществляет диктатуру? Конечно, рабочий класс и руководимый им народ. Диктатура не осуществляется внутри народа. Народ не может осуществлять диктатуру в отношении самого себя, нельзя, чтобы одна часть народа угнетала другую. [...] Внутри народа осуществляется демократический централизм. В нашей конституции установлено, что граждане Китайской Народной Республики имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий, демонстраций, вероисповедания и другие свободы. В нашей конституции также установлено, что государственные органы осуществляют демократический централизм, что государственные органы должны опираться на народные массы, что работники государственных учреждений должны служить народу. Наша социалистическая демократия является самой широкой демократией, какой не может быть ни в одном буржуазном государстве. Наша диктатура - это демократическая диктатура народа, руководимая рабочим классом и основанная на союзе рабочих и крестьян. Это означает, что внутри народа осуществляется демократия, а все обладающие гражданскими правами люди, сплоченные рабочим классом, в первую очередь крестьяне, осуществляют диктатуру по отношению к реакционным классам, реакционерам и элементам, которые сопротивляются социалистическим преобразованиям и выступают против социалистического строительства. В политическом отношении обладание гражданскими правами означает обладание правом на свободу и демократию.

Но эта свобода является свободой, осуществляемой при наличии руководства, а эта демократия является демократией, направляемой централизмом; это - не анархия. Анархия не отвечает интересам и чаяниям народа.

Возникновение венгерских событий*2* обрадовало некоторых людей в нашей стране. [...]

Они считают, что при нашей народно-демократической системе свободы, дескать, слишком мало, тогда как при западной парламентской демократической системе ее много. Они требуют установления по западному образцу двухпартийной системы, при которой одна партия находится у власти, а другая - в оппозиции. Однако подобная так называемая двухпартийная система является лишь своего рода средством поддержания буржуазной диктатуры и ни в коем случае не может обеспечить свободу и права трудящихся. В действительности же в мире есть лишь конкретная свобода и конкретная демократия и нет абстрактной свободы и абстрактной демократии. В обществе, которому присуща классовая борьба, у трудящихся нет свободы не подвергаться эксплуатации, поскольку эксплуататорские классы располагают свободой эксплуатации трудящихся. Раз в нем существует демократия для буржуазии, то в нем отсутствует демократия для пролетариата и трудящихся. Некоторые капиталистические государства тоже допускают легальное существование коммунистических партий, но лишь постольку, поскольку это не ущемляет коренных интересов буржуазии, переход же через эту грань не допускается. Люди, требующие абстрактной демократии, считают, что демократия является целью, и не признают, что демократия - средство. Демократия временами кажется целью, но в действительности же она является лишь своего рода средством. Марксизм указывает нам, что демократия относится к надстройке, что она относится к категории политики. Это означает, что в конечном итоге демократия обслуживает экономический базис. Так же обстоит дело и со свободой. Демократия и свобода являются относительными, а не абсолютными, они возникли и развились в ходе истории. Внутри народа нашей страны демократия предполагает централизм, а свобода - дисциплину. Все это составляет две противоположные стороны единого целого; они противоположны, но вместе с тем - едины, и поэтому мы не должны, однобоко подчеркивая одну из сторон, отрицать другую. Внутри народа нельзя обходиться без свободы, но также нельзя обходиться без дисциплины, нельзя обходиться без демократии, но также нельзя обходиться без централизма. Такого рода единство демократии и централизма, единство свободы и дисциплины и есть наш демократический централизм. При такой системе народ пользуется широкой демократией и свободой; в то же время он должен ограничивать себя социалистической дисциплиной. Эту истину понимают широкие народные массы.

Мы стоим за свободу, осуществляемую при наличии руководства, за демократию, направляемую централизмом, но это никоим образом не означает, что идеологические вопросы и вопросы распознавания правды и неправды внутри народа могут решаться методами принуждения. Попытки решать идеологические вопросы и вопрос о правде и неправде методами администрирования и методами принуждения не только бесполезны, но даже вредны. Мы не можем применять администрирование для ликвидации религии, не можем принудить людей не веровать. Нельзя принудить людей отказаться от идеализма, а также нельзя принудить людей воспринимать марксизм. Все вопросы идеологического характера, все спорные вопросы внутри народа могут разрешаться лишь путем демократических методов - методами обсуждения, методами критики, методами убеждения и воспитания; их нельзя решать методами принуждения и подавления. [...]

ПРИМЕЧАНИЯ

*1* Текст дается на основе отредактированной автором стенографической записи и с внесенными им некоторыми дополнениями.

*2* Имеется в виду народное демократическое движение в Венгрии в октябре 1956 г., направленное против тоталитарного режима. Китайское руководство поддержало в тот период действия Советского Союза.

ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Мао Цзэдун. О новой демократии//Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. III. М„ 1953;

Он же. О демократической диктатуре народа. М., 1957;

Он же. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. М. 1957.

Печатается по: Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. М., 1957. С. 4-9.
Обратно в раздел

Вероятно, никто из диктаторов советского лагеря не был таким презираемым как Чаушеску. В его правление в стране год от года рос голод, а полиция убивала до 15 тысяч человек в год. Когда в 1989 году его власть была свергнута, военным пришлось удерживать народ от стихийной расправы над ним. И все-таки современным румынам его не хватает.

В 2010 году Румынский институт оценок и стратегии провел опрос общественного мнения, в котором задавались вопросы о жизни страны при коммунизме.

Трудно поверить, но 63% заявили, что тогда жизнь была лучше, не согласились с этим всего 29 процентов. На вопрос «Проголосовали бы вы сегодня за Чаушеску?» положительно ответили более 40% опрошенных.

Это кажется абсурдным, но сегодня Румыния является одной из самых беднейших стран ЕС (на втором месте по уровню бедности) и самой коррумпированной. Народ видит в коммунистической диктатуре хоть какие-то гарантии занятости и безопасности — пускай и в обмен на свободу.

Пак Чон Хи

Между 1961 и 1979 годами Южной Кореей железной рукой правил Пак Чон Хи. В его правление стали обыденностью внезапные обыски тайной полиции и пытки. Его противники бесследно исчезали; говорят, что он лично убивал самых высокопоставленных из них в своем доме. Как же видят его фигуру корейцы сегодня?

Они считают его величайшим президентом в истории. По информации Korean Times, ссылающегося на данные социологических опросов, Пак Чон Хи далеко опережает по популярности любого другого руководителя Кореи.

Действительно, в его правление произошел экономический бум. В 1970-х годах темпы экономического роста в Южной Корее опережали американские. Это тем более впечатляет, если вспомнить, что в 1950-х Южная Корея была беднее Северной. Сегодня жестокость режима позабыта, в памяти остались только экономические успехи.

Антонио Салазар

Анотонио Салазар был одним из самых долгоживущих диктаторов — и одним из самых незаметных. Почти 40 лет он правил Португалией, ставшей полуфашистским государством. За это время тайная полиция проникла в каждую школу, на каждое предприятие и во все другие организации страны. Сеть государственного террора работала ка к часы. Многие недовольные отправлялись в концлагеря, расположенные в Африке.

Режим Салазара рухнул в 1974, но сегодня его популярность растет. Примерно одна пятая португальцев считает, что Салазар сделал больше хорошего, чем плохого. В его день рождения его могила покрывается цветами, а портрет диктатора висит во многих барах и ресторанах.

Возможно, это связано с экономическим кризисом, разразившимся в стране в 2010 году.

Франсиско Франко

Генерал Франко теряется на фоне его знаменитых современников — Гитлера и Муссолини, но и он был человеком не менее жестоким. Во время «белого террора» были убиты 114 тысяч испанцев, многие подверглись пыткам и изнасилованиям. В концентрационных лагерях погибло до 500 тысяч человек. Несмотря на это, он остается популярной фигурой в Испании.

Опрос 2006 года, проведенный газетой El Mundo, показал, что треть испанцев считает правильными действия Франко по свержению предыдущего правительства. Изданная в 2013 году Королевской академией истории книга о Франко назвала его «пацифистом», а его политических противников - «террористами».

Значительная часть испанцев видит в Франко спасителя страны от коммунистов, которые во время гражданской войны в Испании также убили около 40 тысяч человек. Принято считать, что коммунисты бы повергли страну в еще более кровавый ужас, чем Франко.

«Черные полковники»

В 1967 году греческое демократическое правительство пало, на смену ему пришла группа офицеров, управлявшая страной путем репрессий в течение почти 10 лет. Хунта особенно отличилась использованием изнасилований и оскорбительных сексуальных действий в качестве пыток. Когда хунта потеряла власть, новому правительству пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы провести официальные суды, не допустив народного самосуда.

В 2013 году опрос Metron Analysis показал, что треть греков считает, что диктатура лучше демократии. Более 50% считают, что хунта обеспечивала более высокий уровень безопасности, а 46% думают, что экономическое положение было лучше.

В последние годы Греция испытывает серьезные проблемы в экономике, очень много людей, преимущественно государственных служащих, потеряли работу.

Фердинанд Маркос

С 1965 и до 1986 Фердинанд Маркос единолично владел Филиппинами. Во время своего пребывания у власти он убил 3257 человек из числа политических противников, 35 тысяч подверг пыткам, 70 тысяч бросил в тюрьмы. Он также считается одним из самых коррумпированных чиновников, когда-либо живших на планете, в списке Transparency International он занял второе место среди них.

Казалось бы, это не должно внушать особых симпатий, но в 2011 большинство филиппинцев выступали за перезахоронение Маркоса на государственном кладбище для героев.

В 2014 году к 28-й годовщине его отстранения от власти в Twitter прокатилась волна сообщений, в которых Маркоса называли «величайшим президентом всех времен».

Его тоже считают спасителем от коммунизма. Но, в отличие от Испании, на Филиппинах эта опасность не была реальной. Она всего лишь служила поводом для того, что бы Маркос мог украсть из казны более 10 миллиардов долларов.

Эрих Хонеккер

Возможно, вы не помните его имени, но вы знаете название его страны: Германская демократическая республика, царство политической полиции «Штази». Запугивание жителей страны было нормой, но, в ГДР к этому добавилось еще и экономическое фиаско. Восточные немцы туго затягивали пояса, пока их западные родственники могли себе ни в чем не отказывать. Когда Германия объединилась, никто не предполагал, что по ГДР можно будет скучать.

Но в 2009 году были обнародованы результаты опроса, проведенного журналом Der Spiegel. Большая часть жителей восточных земель Германии защищала жизнь, которую они вели в ГДР. 49% сообщили, что жить там было «хорошо». Некоторые даже заявляли, что там было «меньше диктатуры», чем в современной Германии. Большинство считало «Штази» нормальной разведкой.

В немецком языке есть специальный термин для этого: Ostalgie (от Ost - восток и nostalgie - ностальгия). Одной из причин этого явления является то, что уровень жизни в западных и восточных землях не сравнялся до сих пор.

Хаджи Мухаммед Сухарто

Если вам не впечатлила история Маркоса, познакомьтесь с Сухарто. С 1967 по 1998 год он похитил из государственного бюджета 35 миллиардов долларов, оккупировал Восточный Тимор и провел целых два геноцида. И сейчас он вновь испытывает народную любовь.

Во многих частях Индонезии годовщина резни соотечественников, устроенной Сухарто, празднуется до сих пор. Четыре года назад он стал «национальным героем», согласно результатам социологического опроса.

Это еще один «герой, спасший страну от коммунизма». И, как в случае с Маркосом, это был лишь предлог. Под прикрытием борьбы с коммунизмом Сухарто уничтожил не менее 500 тысяч (по другим оценкам — до двух миллионов) этнических китайцев, устраивая казни по этническом принципу.

Бенито Муссолини

Бенито Муссолини правил Италией и был союзником Гитлера. Войска США и Великобритании не успели добраться до него — его повесили сами итальянцы. Но в XXI веке он снова оказался востребован.

Его изображение можно встретить на сувенирах для туристов, в ресторанах и магазинах. И это не просто ирония — такие политики как Сильвио Берлускони позволяют себе публично хвалить Муссолини.

Иосиф Сталин

Соберите всех предыдущих персонажей — и они все вместе уступят Сталину. Приблизительная оценка числа репресированных (казненных или отправленных в тюрьмы) в его правление — 20 миллионов . Он использовал труд политических заключенных в качестве дарового. И он очень популярен в России.

Опрос, проведенный в 2011 году Фондом Карнеги за международный мир, показал, что 45% россиян оценивают личность Сталина «в целом положительно». В его родной стране, Грузии, эта цифра составляла 68%. Несколько лет назад по результатам опроса для популярного телешоу Сталин занял третье место в ряду национальных героев России.

В целом, россияне осведомлены о преступлениях Сталина. Но он рассматривается как победитель Гитлера и это как бы искупает его вину. Иными словами, он монстр, но он победил более ужасного монстра.

Похожие публикации