Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Что такое отрасль экономики. Отрасли экономики: наука и образование. Сферы современной экономики

Четыре сферы экономики П.Р.О.П.

«П» — производство

Развитие сферы производства обусловлено необходимостью перманентного удовлетворения потребностей общества и каждого его члена в отдельности в создании разнообразных благ. Зависимость спроса и предложения прямопропорциональная. Для производства могут привлекаться не только внутригосударственные экономические ресурсы, но также и иностранные инвестиции.

Данная сфера весьма обширна и является начальным звеном в экономической цепи. Если никакие блага не производятся, никакие услуги не предоставляются, то такая экономическая ситуация приведет к полному краху всей системы. Производство сам по себе состоит из 2-х блоков:

  • создание благ материальных (т.е. в общем понимании итогом являются определенные товары — например, хлеб, древесина, станки, трикотаж, и т.д.);
  • нематериальное производство (результат — оказание услуг, к примеру, образовательных, медицинских, и проч.).

К первому блоку можно отнести все виды промышленности от электроэнергетической до пищевой, с/х, строительство, и т.д. Каждая из производственных сфер, в свою очередь, может делиться на отрасли.

Ко второму блоку, нематериальному производству, следует отнести сферу обслуживания, культурно-развлекательную, образовательную, ЖКХ, пассажирский транспорт, и проч.

В каждой сфере есть не только деление на конкретные области, но и межотраслевые комплексы. И материальное, и нематериальное производство зиждется на организациях и предприятиях, которые функционируют, в основном, благодаря наемному труду: это заводы, сельхозкорпорации, госучреждения, школы, театры, и т.д.

«Р» — распределение

Это второе звено цепи. Все продукты производства, т.е. произведенный товар и услуги, должны распределяется между всеми членами общества. Некоторые блага идут на экспорт, другие — на импорт. При распределении в обязательном порядке должен учитываться принципа социальной справедливости. Государство должно проявлять забота о тех членах общества, которые не способны трудится в виду старости, недееспособности, и т.п. Сам процесс распределения обеспечивается:

  • объёмом тех благ, которые создали производители;
  • участием в процессе госучреждений (к примеру, налоговых органов или соцзащиты населения).

«О» — обмен

Еще с древних времен, пока не появились как таковые денежные знаки, осуществлялся бартер — т.е. менялась услуга на товар, товар на товар, либо услуга на услугу (к примеру, соболья шуба на пуд соли). В условиях современной экономики, суть обмена сводится к процессу купли-продажи благ, т.е. товар/ услуга меняется на деньги (рубли, валюту). Каждый член общества вправе обменять имеющиеся у него ресурсы (в т.ч. и трудовые) на желаемые блага. Примером может служить наемный труд, за который работник получит зарплату — происходит обмен знаний, умений и времени человека на денежное вознаграждение. Затем зарплата обменивается на нужные товары, скажем, на покупку одежды и питания.

Для сохранения паритета сторон в такой сделке применяется равнозначный эквивалент. В отдельных государствах в качестве эквивалента выступают национальные денежные знаки, а вот мировым эквивалентом является золото. Ценность валюты государства напрямую зависит от ее обеспечения золотом, т.е. от уровня золотого запаса страны.

«П» — потребление

Последним звеном в цепи всех сфер экономики является потребление. Те блага — товары и услуги — изготовленные посредством производства должны по итогу удовлетворять потребности членов социума, граждан государства или покупателей из других стран (если в ходе распределения товар был продан за границу).

Товары, поступившие в сферу потребления, могут из экономической сферы перейти в бытовую или социальную сферу (например, товары народного потребления), либо опять использоваться в производственной сфере.

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.

Для начала определим, что такое отрасль экономики. Экономика представляет собой хозяйство страны, различные производства. Так как производить можно огромное количество товаров и услуг, то и субъекты экономики объединяются между собой для производства смежных товаров или услуг. Каждое такое предприятие работает с определёнными ресурсами, которые необходимы для производства данного товара или услуги. Оно работает на определённого потребителя, который испытывает потребность в данном товаре или услуге. То есть оно стремится определить и учесть особенности его поведения. И в конце концов оно использует определённую технологию производства. То есть отрасль экономики - это общность производств и предприятий, которые изготавливают одинаковую продукции по схожей технологии.

Экономика состоит из двух сфер: материального производства и сферы услуг. К первой относятся, например, сельское хозяйство, промышленность, лесное хозяйство и так далее. Ко второй образование, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение и так далее.

Примеры профессий

Теперь, когда мы выяснили, что такое отрасль экономики, приведём примеры профессий, которые относятся к разным отраслям экономики.

  • Вспомним такую профессию, как животновод. Им называют человека, который разводит и выращивает различные виды сельскохозяйственных животных. Данная профессия относится к отрасли сельского хозяйства.
  • Фармацевт (или же аптекарь) также часто встречающаяся в нашей бытовой жизни профессия. Но она относится уже к сфере здравоохранения.
  • В отрасли промышленности трудятся инженеры, которые создают новые разработки.
  • Всем нам также очень хороша знакома профессия преподавателя в школе или другом учебном заведения. Она относится к сфере образования.
  • К отрасли культуры и искусства относится профессия актёра.
  • Для нашей жизни важна охрана окружающей среды. Отметим профессию лесника. Она заключается в охране леса, его защите от болезней, работе по посеву и посадке леса, уходу за ним, прокладке лесных дорог, заготовке и переработке лесной продукции. Она относится к отрасли лесного хозяйства.

К сфере материального производства относится 14 отраслей народного хозяйства: промышленность, лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, сельское хозяйство, рыбное хозяйство, строительство, заготовки, операции с недвижимым имуществом,общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, материально-техническое снабжение и сбыт, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы; прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере отнесены 9 отраслей народного хозяйства и видов деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение; физическая культура и социальное обеспечение; культура и искусство; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; народное образование; правление; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; наука и научное обслуживание; общественные объединения. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Промышленность -- важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества. Промышленность состоит из двух больших групп отраслей -- добывающей и обрабатывающей промышленности. К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов. К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.

Сельское хозяйство -- отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.

Строительство -- отрасль материального производства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения: готовые к эксплуатации здания, строительные конструкции, сооружения, их комплексы.

Рыболомвство -- добыча речных и морских рыб. Объектом рыболовства в тесном значении этого слова служит рыба. Лов рыбы в промышленных целях производится для использования её в питании, а также для добычи рыбьего жира.

Укрупнённые отрасли промышленности:

Электроэнергетика - отрасль энергетики, включающая в себя производство, передачу и сбыт электроэнергии. Электроэнергетика является наиболее важной отраслью энергетики, что объясняется такими преимуществами электроэнергии перед энергией других видов, как относительная лёгкость передачи на большие расстояния, распределения между потребителями, а также преобразования в другие виды энергии (механическую, тепловую, химическую, световую и др.).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Добыча, переработка и транспортировка энергоресурсов являются смежными отраслями энергетики, объединяемыми вместе с ней в топливно-энергетический комплекс (ТЭК). В ТЭК, кроме энергетики, также входят: газовая промышленность-добыча природного газа; угольная промышленность включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Гидравлическая добыча угля - это процесс подземной выемки угля, его транспортировки и подъёма на поверхность с использование жидкостных струй. В качестве источником жидкости чаще используется приток подземных вод в шахту. Применение струй в качестве инструмента разрушения в исполнительных органах очистных и проходческих комбайнов представляет особый интерес. При этом наблюдается постоянный рост в разработке техники и технологии разрушения угля, горных пород высокоскоростными струями непрерывного, пульсирующего и импульсного действия. В настоящее время гидравлическая добыча угля получила широкое развитие и применение и определилась как самостоятельное прогрессивное технологическое направление. Она отличается малооперационностью технологического процесса, высокой производительностью труда, низкой себестоимостью, улучшением труда и безопасности ведения горных работ в очистных и подготовительных забоях.

Нефтяная промышленность-отрасль экономики, занимающаяся добычей, переработкой, транспортировкой, складированием и продажей природного полезного ископаемого -- нефти и сопутствующих нефтепродуктов. К смежным отраслям промышленности относят геофизику, бурение, производство нефтегазового оборудования.

Отрасль как важнейшее звено народного хозяйства, как правило, замыкает производство определенной конечной однородной продукции и функционирует самостоятельно по своим закономерностям, присущим только данной конкретной отрасли. Чёрная металлургия служит основой развития машиностроения (одна треть производимого металла идёт в машиностроение) и строительства (1/4 металла идёт в строительство).

В состав чёрной металлургии входят следующие основные подотрасли: добыча и обогащение нерудного сырья для чёрной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т. п.); производство чёрных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков чёрных металлов); производство стальных и чугунных труб; коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.); вторичная обработка чёрных металлов (разделка лома и отходов чёрных металлов). Цветная металлургия -- отрасль металлургии, которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний). На основании этого деления различают металлургию лёгких металлов и металлургию тяжёлых металлов.

Что такое экономика

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что такое экономика


С помощью учебника допиши определение.

Экономика - это хозяйственная деятельность людей. Все составные части экономики взаимосвязаны.

Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.

Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно - коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните, чем занимается каждая из этих отраслей.
Лесное хозяйство - отрасль экономики, в функции которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов.
Связь - с отраслью связи сталкивается всякий желающий воспользоваться услугами телефонии, теле- и радиовещания, интернета. Почтовая связь занимается получением, переправкой и доставкой почтовых отправлений, а именно: посылок, писем, бандеролей, переводов.
Общественное питание - это отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов.
Жилищно - коммунальное хозяйство (ЖКХ) - включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов)
Банковский сектор - предоставляющих клиентам широкий спектр банковских услуг.
Бытовое обслуживание населения - часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. (Услуги парикмахерских, Химическая чистка одежды, услуги прачечных, Фотоуслуги. Услуги бань. Услуги по профессиональной уборке помещений, Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов. Пошив и ремонт швейных изделий. Изготовление и ремонт мебели и др.)

Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.

Мама и папа работают в сфере бытового обслуживания населения. Мама работает в ателье по пошиву одежды, а папа занимается ремонт бытовой техники и оборудования. Бабушка работает в отрасли образования - она учитель, а дедушка в транспортной отрасли - он водитель.

С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).

Похожие публикации