Интернет-журнал дачника. Сад и огород своими руками

Крейсер громобой 1904. Броненосный крейсер "Громобой". Российский флот. Новые люди, новая война

Одна из самых впечатляющих фотографий "Громобоя" во время его визита в Австралию.

Доброго времени суток, коллеги. Небольшая задержка с публикацией постов по "Орлам Отечества" получилась - планы изменились, времени свободного для оформления поста (а это очень много времени, кто не в курсе) не хватало, да и материалы были еще не до конца готовы. Сегодня я прерву публикацию броненосцев для Тихого океана совершенно другой темой - единственной серией броненосных крейсеров для Тихоокеан-ского флота, которая будет построена у меня в альтернативе. Прообразом их стал "Громобой", хотя вы в них узнаете некоторые черты и "Пересветов", а может даже и британских "одноклассников". Все это верно в определенной степени. Сам корабль сейчас является одним из моих любимых, так что готовьтесь к "многабукав" - фанат "шушпанцеров", загубивших сайт (по словам одного из коллег ), дорвался.

Вступление

Много всего случилось с тех пор, как я опубликовал "Победу". Началась проработка артиллерии РИФ от 1860-х годов и до конца XX века, корабль под названием "Полтава" ушел под название "Евстафий", а собственно "Полтавой" стал привычный нашему глазу другой броненосец (но все равно не реальная "Полтава"), начались блуждания по поводу количества дредноутов (перегнуть палку ой как неохота)... Плюс ко всему, обнаружил очень и очень неприятную особенность отечественной 356/52-мм пушки - из-за начальной скорости на 100 м/с ниже, чем у иностранных даже 45-калиберных аналогов того же калибра, ее дальнобойность, вероятно, была самой худшей среди всех 14-дюймовых орудий, что как-то вогнало меня во вселенскую печаль и размышления, а стоит ли эта тема отдельного поста, или нет.

Но это все меркнет перед тем, что я таки закончил перепил "Громобоя".

Перепил этот напрашивался давно, хоть в ФАНе с ним и не сложилось. Перепил уже этот делался для Phoenix Purpura - но там все вышло не так красиво. Собственно, мне очень нравится реальный "Громобой" - изящный корпус, мощная батарея СК, внушительные размеры... Он прекрасен во всем, включая скоростные характеристики корпуса (по моим расчетам, у него получается очень высокий адмиралтейский коэффициент - а значит, что на разгон под определенные скорости у него затрачивается минимум мощности), но вот в боевом плане он, увы, безнадежно устарел из-за своего бортового расположения артиллерии. И потому первое, что напрашивается, причем у очень многих - "обашнить" корабль, разместив 203-мм пушки в двух двухорудийных башнях.

Но этого показалось мало - как ни крути, а корабль очень большой. Потому решил "играть по максимуму" и довел водоизмещение крейсера до уровня эскадренных броненосцев, оснастил его мощными котлами и главное - 254-мм калибром орудий ГК. Это потребовало определенных переделок. Кроме того, решил увеличить скорость хода - благо, котлы у меня подразумеваются для кораблей не Бельвиля, а Нормана-Макферсона (гибрид сумрачного французского и русско-шотландского гения), а в рамках получившегося водоизмещения я не стремился получить "Новика", и потому скорость ограничил 22,5 узлами. Вы можете сказать, что это много - но при указанном водоизмещении, умеренной бронезащите и толковых котлах это, ИМХО, вполне возможно. Аналогами тут смотрятся британские "Дрейки", которые пускай и были меньше водоизмещением и имели более легкое вооружение, но разгонялись до 23 узлов с котлами Бельвиля в количестве 43 штук (сорока трех, Карл!), которые хоть и были жуть как надежными и простыми в ремонте, но весили много, а мощностей давали мало (в, ЕМНИП, каком-то морском справочнике 1902 года по удельным мощностям котлы Бельвиля по удельной мощности превосходили лишь старые цилиндрические огнетрубные котлы, а котлам Нормана уступали в 4-6 раз). Собственно, заменить этот ужас нормальными котлами можно, и крейсерок должен получиться. Другое дело, что крейсерок получится дорогим, по цене сравнимым с броненосцем - но их я много строить и не планировал, трех штук с головой хватит.

В общем, получилось то, что получилось - эдакий "Рюрик" второй, только раньше и чуточку скромнее (хотя это с какой стороны смотреть). Корабль стал трехтрубым и башенным, но в нем все еще угадывается "Громобой". И в РЯВ тройка таких кораблей потенциально сможет сделать больше. чем все броненосцы РИФ вместе взятые...

Также решил немного устроить "колдунство" над морскими министрами. Потребовался "отец флота" - министр, который управлял бы флотом длительное время, обучил преемника и выработал бы среди морских офицеров новый подход к службе и военному делу, чтобы Россия не только повторяла и улучшала иностранный опыт, а и творила что-то свое не менее удачное ("Рюриков" я все же считаю пустой тратой денег, хоть идея и исконно русская). Ну и в качестве развития этой темы захотелось, чтобы Россия стала родиной слонов концепции линейных крейсеров. "Громобои" в этом случае получаются куда более логичной кандидатурой на должность кораблей линии баталии быстроходного крыла, чем "Асамоиды", "Баяны" или британские защитники торговли. Возвращаясь к началу - понадобилась фигура вроде Тирпица или Фишера, которая сохранит старое и укрепит новое. И будет такой фигурой Николай Матвеевич Чихачев, а его товарищем (заместителем), учеником, правой рукой и наследником - Федор Карлович Авелан. А после Авелана будет уже Григорович. И все будут усиленно заниматься укреплением и развитием любимого детища императора Петра Великого до, во время и после РЯВ и ПМВ.

И да, в самой статье возможны косяки. Провайдер решил подарить на Рождество совсем плохой интернет, так что статья публиковалась с помощью такой-то матери, с нескольких попыток и в надежде на лучший исход.

"Маленькая крейсерская война Авелана", или как адмирал новые крейсера отстаивал

Ф. К. Авелан - товарищ морского министра в 1897-1905 годах, морской министр в 1905-1913

Став в 1897 году товарищем морского министра Чихачева, Федор Карлович Авелан развил бурную деятельность. Касалась она прежде всего русских крейсеров. До этого постройка их велась вяло, по мере необходимости и без особой системы, предпочтение отдавалось определенно большим бронепалубным крейсерам. Существовали также активные защитники идеи броненосных крейсеров для рейдерских операций, постройка которых после "Адмирала Нахимова" прервалась, хоть и по экономическим причинам . Авелан при поддержке Чихачева принялся приводить все это в единую систему. Крейсера начали строить значительно активнее, при этом он активно отстаивал (и таки отстоял к 1899 году) разделение бронепалубных крейсеров II ранга на собственно II и III, т.е. большие боевые и малые разведывательные крейсера с бронированной палубой. При этом бывший III ранг переводился в IV (все безбронные и вспомогательные крейсера), а I оставался без изменений (поясные броненосные крейсера). Сама теория крейсерской войны отныне меняла свою суть - активное использование всех наличных крейсеров на вражеских коммуникациях отныне не предусматривалось. Авелан обосновывал это тем, что крейсера специальной постройки - слишком дорогие корабли для фактического их исключения из состава боевых эскадр, и потому для рейдерства в океане лучше использовать устаревшие корабли (подразумевалась Североморская эскадра ) и вспом. крейсера, переоборудованные из гражданских быстроходных транспортов. Новые же бронепалубные крейсера отныне предназначались для службы в эскадре в качестве сторожевых, разведывательных и вспомогательных боевых кораблей. Эта "нормализация" привела к тому, что вместо 10 бронепалубных крейсеров на 1898 год к началу РЯВ в составе флотов Российской империи находились уже 21 корабль крейсеров II и III ранга.

Н. М. Чихачев, морской министр Российской империи в 1888-1905 годах. Даже после своей отставки после русско-японской войны сохранил достаточное влияние на флот, чтобы до самой своей смерти в 1917 году считаться "отцом русского флота".

После этого Авелан занялся крейсерами I ранга. При этом он фактически стал продолжателем дела Чихачева, который изначально был противником броненосных крейсеров-рейдеров (постройка которых с началом его министерствования прекратилась). Но если министр вообще не видел смысла в постройке таких кораблей, предпочитая защищать поясной броней полноценные броненосцы, то у Авелана и на этот счет имелись свои соображения. С 1898 года он начал активно проталкивать идею боевых броненосных крейсеров, которые за счет превосходства в скорости над обычными броненосцами могли бы занимать выгодные позиции для ведения огня по концевым кораблям противника. Вместе с популярной на тот момент "ушаковской" тактикой - стараться первым делом выводить из строя вражеский флагманский корабль - эти корабли должны были стать "козырной картой", быстроходным крылом линейного флота, которое помимо действий против концевых кораблей вражеского строя могло также выполнять функции разведки боем благодаря своей высокой живучести и скорости. При этом они должны были иметь как серьезное вооружение и бронезащиту, так и высокую скорость - что приводило к главной проблеме самой концепции: стоимость такого корабля вплотную приближалась к стоимости броненосцев.

Именно из-за высокой стоимости идея Авелана не получила поддержки даже морского министра Чихачева, который все еще не верил, что из крейсера I ранга можно получить что-то толковое. Попытки заинтересовать этим проектом царственных персон также не увенчались успехом - и император Александр III , и цесаревич Николай, и даже великий князь Александр Александрович , ярый флотофил, не выказали интереса к подобному кораблю. В конце концов Авелану пришлось искать поддержки у нижних чинов, дабы возбудить инициативу снизу, которая при Чихачеве только приветствовалась. Поддержку он получил у адмирала Макарова, на тот момент недавно вступившего в командование Балтийским флотом. Во время летних учений 1899 года, которые проходили в присутствии морского министра, в качестве быстроходного крыла флота были выделены бронепалубные крейсера "Адмирал Корнилов", "Адмирал Истомин" и "Светлана". Во время "боя" между двумя колоннами броненосцев этот "крылатый отряд" дважды охватывал голову "вражеской" колонны - правда, после этого был условно уничтожен вражескими же бронепалубными крейсерами. Авелан акцентировал внимание на том, что будь в составе "крылатого отряда" хорошо защищенные, скоростные и мощно вооруженные броненосные крейсера, то вражеский флагман очень быстро вышел бы из строя (как минимум), а бронепалубные крейсера и вовсе не рискнули бы связываться с вражескими кораблями, вооруженными тяжелыми пушками. При этом отсутствовала необходимость в постройке большого числа таких кораблей - ведь они, по сути, играли роль тяжелой кавалерии, атакующей врага во фланг, пока пехота (броненосцы) ведет бой с главными силами противника. Эти доводы, а также наглядный результат маневров, заставили Чихачева согласиться с необходимостью постройки "малой серии боевых броненосных крейсеров I ранга". Проекту дали добро, и процесс создания броненосных крейсеров нового типа начался.

Проектирование и постройка

По сложившейся с начала 1890-х годов традиции был объявлен конкурс на проектирование нового броненосного крейсера I ранга, причем процесс контролировался не только Авеланом, а и Чихачевым, который после признания перспективности концепции начал выказывать большой интерес к его судьбе. Свои проекты представили 18 конкурсантов, включая зарубежные фирмы "Армстронг", "Вулкан" и "Крамп". Тем не менее, лишь два проекта заинтересовали заказчика и были признаны МТК - один из них принадлежал Балтийскому заводу и представлял собой развитие крейсеров типа "Адмирал Нахимов" с поправкой на 15 лет, а другой принадлежал молодым Путиловским верфям, страстно желавшим заполучить военные заказы, которые значительно подняли бы престиж нового предприятия. Второй проект фактически был облегченным мореходным броненосцем с умеренной батареей из 10 152-мм орудий и 4 254-мм орудиями в двух башнях . При этом его скорость равнялась всего 20 узлам, в то время как Балтийский завод обещал дать 23. В конце концов, было решено объединить оба проекта в один, для чего двум формально конкурирующим предприятиям на время пришлось объединиться. На тот момент подобный ход не был чем-то новым для Путиловских верфей - годом ранее им уже пришлось объединять усилия с инженерами МТК и Балтийского завода для переработки французского проекта башенного броненосца под русские требования и стандарты , и путиловцы пошли на это без раздумий - перспективы постоянных военных заказов, которые уже постепенно расширялись, заставляли частников забыть о конкуренции и работать во благо единого дела. Разработка финального проекта корабля задержалась, и лишь к маю 1900 года удалось наконец довести этот процесс до конца. Нормальное водоизмещение крейсеров превысило отметку в 15 тысяч тонн при полном поясе по ВЛ толщиной до 178 мм, вооружении из 4 254-мм и 16 152-мм орудий и скорости в 22,5 узлов. Чины морского министерства, увидев стоимость каждого отдельного корабля, испытали шок , но воля Чихачева и Авелана позволила утвердить постройку трех кораблей. Деньги на них удалось "выкроить" как за счет увеличения морского бюджета, так и за счет экономии на других расходах - в частности, было "растянуто" финансирование постройки черноморских кораблей, а закладка четырех больших бронепалубных крейсеров в Николаеве и вовсе была отменена. Заказы получили Балтийский завод, Путиловская верфь и Соломбальская верфь, которая ради важного заказа отложила постройку одного из больших ледоколов . Корабли получили названия "Громобой", "Пересвет" и "Рюрик".

"Победа". В статье речь не о ней, но условно альт-"Громобой" можно назвать гибридом нескольких кораблей, в том числе и "Победы".

Постройка велась в ускоренных темпах - в свете активного наращивания морских вооружений Японией требовалось как можно быстрее получить три новейших корабля на Тихом океане. В качестве временной меры по наращиванию численности флота было решено перевести три "Сисоя Великих" на Тихий океан и модернизировать шесть старых броненосцев. Понимая всю важность введения в строй "Громобоев", морское министерство увеличило финансирование постройки уже в конце 1900 года. Понимали это и предприятия-строители. Путиловская верфь с самого начала взяла высокий темп постройки корабля и заранее заказала все комплектующие для своего корабля, этому примеру последовали и два других предприятия. По разрешению морского министерства часть бронеплит была заказана за рубежом - отечественные заводы, загруженные заказами, не могли обеспечить полный объем заказа. Затруднения возникли и с вооружением - 152-мм пушки для экономии времени было решено взять из числа уже готовых для трех броненосцев типа "Бородино". Результат оказался впечатляющим - "Громобой" и "Рюрик" завершили испытания уже в марте 1903 года, причем "Рюрика" во время испытаний постоянно обслуживал ледокол, приписанный к Соломбальским верфям. "Пересвет", строящийся на Путиловских верфях, и вовсе побил все рекорды - огромный корабль водоизмещением в 15 тысяч тонн был введен в строй спустя 29 месяцев после закладки. Таким образом, уже к середине 1903 года все три корабля вошли в строй и в составе единой эскадры отправились на Дальний восток, куда и прибыли в конце августа 1903 года.

"Пересвет" во время испытаний, конец 1902 года

«Громобой» (ТФ), Балтийский завод, Санкт-Петербург - 20.06.1900/19.09.1901/28.04.1903

«Пересвет» (ТФ), Путиловская верфь, Санкт-Петербург - 20.06.1900/29.04.1901/09.11.1902

«Рюрик» (ТФ), Соломбальская верфь, Архангельск - 29.06.1900/23.08.1901/13.04.1903

Водоизмещение: нормальное 15 150 тонн, полное 15 900 тонн

Размерения: 156,9×22,5×8,1 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 24 котла Нормана-Макферсона, 24 000 л.с. = 22 узла

Запас топлива: 800/1500 тонн угля

Дальность: 5000 миль (10 узлов)

Броня (крупп): пояс 76-178 мм, казематы 51-102 мм, башни 178 мм, крыши башен 51 мм, барбеты 178 мм, коммуникационная труба 76 мм, подача и кожух КО 38 мм, рубка 203 мм, палуба 38-76 мм

Вооружение: 4 254/45-мм, 16 152/45-мм, 20 87/45-мм, 8 57/50-мм орудий, 8 12,7-мм пулеметов, 4 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 887 человек

Схема бронезащиты

В 1915 году сняты 4 87/45-мм пушки и заменены на 4 87/30-мм зенитные пушки, сняты все 57/50-мм орудия, установлены более современные 3-м дальномеры.

Под флагом контр-адмирала Баранова

"Рюрик" во время перехода на Дальний Восток, середина 1903 года

Три "Громобоя" были выведены в особый 2-й боевой отряд 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре. Командование еще на Балтике принял контр-адмирал Г. К. Баранов. Так как все три корабля были "новичками", а в воздухе витало предчувствие войны, 1-я эскадра отказалась от планового "зимнего вояжа" по иностранным портам и принялась проводить усиленную боевую подготовку. Свои корабли адмирал Баранов "гонял" немилосердно - в кратчайшие сроки требовалось подтянуть боевую подготовку с "никакого" до "удовлетворитель-ного", а лучше "отличного" уровня. К счастью, "Громобоям" удалось избежать проблем с машинерией - на них определили опытных машинных инженеров с черноморских и балтийских кораблей, которые знали, как обращаться с водотрубными котлами Нормана-Макферсона. Всего несколькими годами ранее проблемы с новыми котлами испытывали все три броненосца типа "Князь Потемкин-Таврический", а первые три броненосца с таким "сердцем" - "Сисой Великий", "Ингерманланд" и "Святослав" - из-за новизны своей машинерии и отсутствии опыта у команд так "уходились", что спустя пять лет после вступления в строй без капитального ремонта не могли развить более 13-14 узлов вместо паспортных 17.

"Громобой" в боевой оливковой раскраске, середина 1904 года

В случае войны "Громобои" планировалось использовать в качестве простого продолжения линии баталии 1-й эскадры, но уже в первом бою три корабля контр-адмирала Баранова проявили себя ярче всего, успев и по японским броненосцам пострелять, и тяжело повредить вражеский бронепалубный крейсер. В результате эти три крейсера стали самыми активными крупными кораблями русского флота той войны, и не единожды отправлялись в самостоятельные плавания, будь то набег на вражеские патрули, линии снабжения у Чемульпо или разведку в особо опасном районе. Их впечатляющая скорость позволяла им догонять большинство японских крейсеров, включая бронепалубные, и расправляться с ними без особого напряжения сил. Конечно, все это не оставалось безнаказанным - корабли часто получали повреждения от огня японцев, а на минах за всю войну не подорвался лишь один флагманский "Громобой". К счастью, все эти повреждения не стали фатальными, и троице русских крейсеров I ранга довелось сыграть свою важную роль в решаюших сражениях на море в качестве "быстроходного крыла". После войны "Громобой", "Пересвет" и "Рюрик" вместе со своими командами, командирами и контр-адмиралом Барановым стали героями, и по популярности превзошли даже флагманский броненосец адмиралов Макарова и Воронцова "Князь Потемкин-Таврический".

Новые люди, новая война

После войны "Громобои" еще очень долго оставались одной из главных сил флота. После разгрома японцев ситуация в регионе стабилизировалась, и Россия принялась наращивать свои флоты в Европе, и потому до 1912 года крейсера этого типа являлись еще и самыми новыми из больших кораблей Тихого океана. В 1911-1912 году троица прошла капитальный ремонт, и на "Громобое" был поднят флаг контр-адмирала Н. М. Бухвостова, потомка "первого русского солдата". Под его началом "Громобой", "Пересвет" и "Рюрик" отметились в масштабных событиях того времени, защищая русские интересы. Участвовали эти корабли и в Первой мировой войне, став главными охотниками за эскадрой адмирала фон Шпее в Тихом океане. Им не удалось спасти от разгрома британские корабли у Коронеля, однако эскадра Шпее была настигнута у острова Пиктон и разбита в ходе продолжительного сражения - призеры флота кайзера не выдержали боя с призерами Тихоокеанского флота ("Громобой", "Рюрик" и "Пересвет" регулярно входили в пятерку лучших кораблей по результатам стрельб). После этого последовал ремонт в Порт-Стэнли и временное перебазирование в Средиземное море, где формировалась русская эскадра для помощи союзникам в ходе Дарданнельской операции. Пострелять по врагу довелось крейсерам и там, в том числе и по вражеским самолетам - для этого в 1915 году на всех кораблях установили 87/30-мм зенитные пушки, переделанные из обычных противоминных орудий.

"Рюрик" в Средиземном море, 1915 год

14 августа 1904 года (1 августа по старому стилю) неподалеку от берегов Японии у острова Ульсан произошло сражение трех русских крейсеров ("Россия", "Громобой" и "Рюрик" из Владивостокского отряда крейсеров контр-адмирала К. Иессена) с эскадрой Камимуры. В ожесточенной артиллерийской дуэли "Рюрик" получил тяжелые повреждения, потерял ход, управление и был затоплен экипажем. Два других крейсера также получили многочисленные повреждения и понесли потери в личном составе. На "Громобое" из команды 870 человек в сражении 91 погиб, 185 были ранены. Чтобы не разделить участь собрата, они ушли, не в силах помочь прыгающим с тонущего "Рюрика" морякам. Выживших подобрали японцы.


Когда читаешь или вспоминаешь о Цусиме, вообще о русско-японской войне, она кажется глубокой стариной. Почти такой же, как битва при Марафоне или Бородинское сражение. Такое сложилось впечатление, когда я в детстве читал "Цусиму" Новикова-Прибоя. И вот прошло более ста лет со дня того морского боя, в котором участвовал мой дед с материнской стороны, поляк, Стефан Павлович Вадовицкий (от городка Вадовице), взявший фамилию отчима Форманчук и волею судьбы ставший русским "западянцем" Степаном Форманчуком. Будучи судовым механиком, он спас крейсер "Громобой". Награжден за подвиг солдатским Георгиевским крестом, личным дворянством, правом на получение офицерского чина и прибавкой к жалованию. Стал после этого старшим судовым механиком, машинным квартирмейстером 1-й статьи.

Как дворянина и георгиевского кавалера деда расстреливали красные (уцелел, вылез из ямы, выжил). Белые его тоже не жаловали, даже расстрелять хотели, все-таки из нижних чинов. А дед не видел смысла участвовать в братоубийственной войне ни на какой стороне. Потом уже, в начале 20-х преподавал машинное дело, устройство автомобиля, написал книгу о машинах и их ремонте. В бесконечных чистках в начале тридцатых его выявили как "белогвардейца", уволили, допрашивали, но Бог миловал. В 1938 году почти всю Грознефть, где тогда работал дед, пересажали, деда с дядей тоже. К счастью, в НКВД началась пересменка, Берия исправлял ежовские "перегибы на местах", и их выпустили после 4-х месяцев жестких допросов. Но дед потерял здоровье, болел и умер в январе 1944 года.

В эвакуации в Сталинабаде (Душанбе) мы с двоюродными сестрами Эльвирой и Элей любили играть в морской бой подушками. Я укрывался за лежащим на кровати дедом как за бруствером, вернее, как будто сидел в броневой башне, и метал в противника подушки. Дед подавал команды: теперь из главного калибра 12 дюймов! А сейчас давай из бортовых 6 дюймовок бронебойными! Видишь, торпеда?! Лево руля, полный вперед! И давал я полный вперед, и палил из главного калибра...

А дед давал настоящий полный вперед 14-го августа 1904 года в Корейском проливе у острова Ульсан. Вот как выглядит этот бой в кратких строчках хроники:

1 августа ст. стиля 1904 года. 4 японских броненосных крейсера ("Идзума", "Токива", "Адзума" и "Ивате") вице-адмирала Камимуры перехватили 3 русских крейсера ("Россия", "Рюрик" и "Громобой") контр-адм. К. Иессена в Корейском проливе у о.Ульсан.

5.20. Бой начался удачно для русских. После первых же их залпов раздались сильные взрывы на "Ивате" и на "Адзума".

5.34. В результате японского попадания возник сильный пожар на "Рюрике", крейсер вышел ненадолго из строя, пожар быстро потушили.

6.28. На крейсере "Рюрик" поднял сигнал: "Руль не действует". "Россия" и "Громобой" повернули на помощь подбитому крейсеру. Около двух часов они вели бой, чтобы дать возможность "Рюрику" исправить повреждение, но напрасно.

8.30. Командующий отрядом русских крейсеров контр-адмирал К. Иессен решил отходить во Владивосток, чтобы спасти два оставшихся крейсера. Крейсера Камимуры бросились в погоню, а легкие крейсера "Нанива" и "Такачихо" остались добивать "Рюрик", который уже не мог сопротивляться: все орудия замолчали. Из 800 членов экипажа более половины были убиты и ранены. Командир крейсера кап. 1 ранга Е. Трусов и старпом, кап. 2 р. Холодовский были смертельно ранены еще в начале боя.

10.00. Эскадра Камимуры прекратила преследование русских крейсеров. С целью не допустить захвата поврежденного крейсера принявший командование "Рюриком" лейт. К. Иванов приказал открыть кингстоны.

10.30. На глазах японской эскадры "Рюрик" скрылся под водой.

Во время сражения "Громобой" получил большую пробоину ниже ватерлинии. Вода хлынула в трюмы. Тут важна скорость принятия мер. Дед (ну, дед... тогда ему было 26 лет) прыгнул за борт вместе с пластырем и начал его заводить на пробоину. Профессор Юлий Андреев, с которым я обсуждал ряд технических вопросов, сообщил мне следующее:

"Что до Вашего героического деда, сам по себе поступок весьма любопытен, он подтверждает незаурядный ум старшего механика. Через пробоину площадью 1 м2, расположенную в метре от ватерлинии, поступает 2-3 тонны воды в секунду, или несколько тысяч тонн в час (расчеты здесь весьма приблизительны). Беда еще и в том, что чем глубже погружается корабль, тем сильнее прибывает вода. Пока пробоина недалеко от поверхности, завести пластырь легче. Пластырь - это несколько слоев брезента, простеганных льняными нитками, он удерживается на корпусе концами, проведенными вдоль бортов и под килем. Прыгать в море страшно, слишком несоизмеримы по величине человек и корабль, из воды корабль кажется чудовищно огромным. Не просто храбрость заставляет человека прыгать за борт и спасать корабль, здесь нечто большее, чем храбрость, а именно ‑ ум. Страшно, но если этого не сделать, то шансов на выживание не остается. Немногие на это способны, простые инстинкты у большинства сильнее ума".

У меня возник технический вопрос: каким образом закреплялся пластырь? Наверху понятно – туда протягивали веревки от верхней части кромки пластыря и закрепляли на крюках палубы. А снизу и сбоку? Юлий ответил:

"Установка пластыря ‑ сложный и тяжкий труд. Видов пластырей и способов установки на пробоину множество, для этого используются специальные приспособления, лебедки, стрелы, при возможности ‑ водолазы. Обычно с носа или с кормы заводились тросы с цепями, затем вытягивались с другого борта. Свой вклад в это дело внес во второй половине 19 в. адмирал Макаров, "серьезным нововведением явился так называемый "макаровский пластырь", который следовало иметь готовым на случай аварии каждому судну. Пластырь представлял собой несколько слоев парусины прямоугольной формы, обшитой по краям тросом и имеющей по углам тросы либо цепи для растяжки.

Морские суда использовали пластырь с пришитым к холсту простеганным матом. Адмирал Г.И. Бутаков одобрил предложенную систему непотопляемости и вынес ее на обсуждение в Морском техническом комитете. К сожалению, представители комитета приняли только часть системы Макарова, и лишь через 35 лет передовые идеи талантливого моряка смогли осуществиться. При больших пробоинах (от тарана или мины) мягкий пластырь могло затянуть в отверстие, и Макаров предложил рейковый пластырь".

Адмирал Степан Осипович Макаров – фигура легендарная. Свои разработки по проблемам непотопляемости он как раз начал со своего изобретения - пластыря для заделки пробоин судов (1873) и даже был командирован Морским министром в Вену на Всемирную выставку для демонстрации этого изобретения. Он, правда, не только спасал свои корабли, но и топил вражеские. В декабре 1877 г. капитан-лейтенант С.О. Макаров впервые в мире применил для атаки самодвижущуюся мину Уайтхеда (торпеду), а в январе 1878 г. торпедировал на рейде Батума турецкий броненосный корабль "Интибах".

В общем, как бы то ни было, но мой дед Степан Форманчук мастерски использовал изобретение Степана Макарова, и "Громобой" был спасен. 27 сентября 1904 года дед был удостоен высшей военной награды – Георгиевского креста 4-й степени. В тот же день, что и дед, Георгия 4-й степени с одинаковой для всех формулировкой "За отличную храбрость, мужество и самоотвержение, проявленные в бою Владивостокского крейсерского отряда с неприятельскою эскадрою 1-го августа 1904 года" получили:

Иессен Карл Петрович , Свиты Его Императорского Величества контр-адмирал, командующий 1-ю эскадрою Флота Тихого океана † 1918 (вице-адмирал в отставке)

Дабич Николай Дмитриевич капитан 1-го ранга, флигель-адъютант, командир крейсера I ранга "Громобой"

Андреев 2-й Андрей Порфирьевич , капитан 1-го ранга, командир крейсера I ранга "Россия"

И еще семь моряков этих двух кораблей.

После войны "Громобой" вернулся на Балтику и встал на капитальный ремонт в Кронштадтском порту, который продолжался удивительно долго, до 1911 г. За это время дед и познакомился с 16-летней девушкой из Кронштадта Паулиной Альбертовной Эккерт. Пошли дети, трое дочерей, одной из которых и была моя мама София Стефановна. Вот тут и помогла прибавка к жалованию за Георгия 4-й степени - 36 рублей в год (за 1-ю степень ‑ 120 руб., за 2-ю ‑ 96, а за 3-ю ‑ 60).

Вот аттестация на моего деда, который получил после этого повышение и стал унтер-офицером (не только за Георгиевский крест):

АТТЕСТАТЪ

Дан сей от Старшего инженер-механика крейсера 1-го ранга "Громобой" машинному квартирмейстеру 1-й статьи СТЕПАНУ ФОРМАНЧУКУ во свидетельство того, что он за всю нашу совместную службу на крейсере отличался прекраснымъ и вполне трезвымъ поведенiемъ, весьма большими познанiями по управленiю и ремонту паровых машинъ и был во всехъ отношенiяхъ молодцомъ.

Въ чем подписью съ приложенiем судовой казенной печати удостоверяю.

Г. Кроншадтъ "1-го" Мая 1907 года.
Старшiй Инженеръ Механикъ Крейсера 1-го ранга "Громобой"
Штабсъ-Капитанъ Н. Кузнецовъ
Печать с надписью
Крейсеръ 1-го ранга "Громобой"


Аттестатъ. Фото из архива автора


Вот так в этой нашей семейной реликвии штабс–капитан Кузнецов остался рядом с судовым механиком из нижних чинов Форманчуком (с украинского можно перевести как литейщик). В аттестате два раза отмечается трезвость механика. Да, дед совсем не пил. И не курил. Для флота это было почти что чудо. Свою порцию рома отдавал сослуживцам, отчего они его еще больше любили. Если бы таких было больше, не постигла бы российский флот катастрофа Порт-Артура и Цусимы. Ибо русские корабли нисколько не уступали японским по своим техническим и боевым свойствам. Став унтером, дед получил доступ в Ревельский городской парк (по словам бабушки, у входа была надпись: "Вход собакам и нижним чинам запрещен"). Кто знает, не было ли и это одной из причин страшного поражения русских в японской кампании.

Четвертую степень Георгия давали за первый подвиг, который совершить трудно. Потом уже немного проще. Начальство знает о кавалере Георгия, ему уже не нужно особо ничего доказывать. Да и высочайшее утверждение проходит тогда автоматически. Согласно статусу ордена, "Георгиевский крест жалуется только за личные подвиги и притом не иначе, как по представлению ближайшего начальства. Самое представление должно быть сделано в кратчайший срок, не позднее двух месяцев по совершении подвига".

В Статуте проведено то основное начало, что как орден св. Георгия, так и Георгиевский крест жалуется лишь за подвиги, совершенные в военное время. Установлено, что Георгиевский крест и Георгиевская медаль жалуются лишь в порядке степени, начиная с 4-й. Тем самым получение высших степеней помимо низших упразднено вовсе.

Но вернемся к нашим крейсерам. Броненосный крейсер "Громобой" (до 1907 г. крейсер I ранга) заложен 7.05.1898 г., строился на верфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге, Россия по проекту Балтийского завода. Последний из серии больших океанских броненосных крейсеров, отличался от предыдущих ("Рюрик", "Россия") лучшей защитой артиллерии. Один из вариантов проекта предусматривал установку башен для 203-мм орудий, но из-за волевого решения генерал-адмирала в.к. Алексея Александровича была продолжена постройка крейсеров с палубными артиллерийскими установками. Вместо установки средней машины экономического хода (как на крейсере "Россия") были установлены три машины равной мощности.

Спущен на воду 26.04.1899 г. Вступил в строй в октябре 1900 г. Переведен с Балтийского моря на Дальний Восток в состав I-ой Тихоокеанской эскадры сразу после завершения приемных испытаний, прибыл во Владивосток 17.07.1901 г. Входил во Владивостокский отряд крейсеров 1-й Тихоокеанской эскадры.

Морской бой около острова Ульсан 14 августа – это, пожалуй, самый большой успех русского флота в войне с Японией. Хотя был потерян "Рюрик", эскадра Камимуры не смогла воспрепятствовать уходу остальных двух крейсеров, получивших многочисленные пробоины и повреждения (у японцев кончились снаряды, и это спасло русских). Все остальное было гораздо хуже. При ознакомлении с этим "хуже" создается впечатление, что главным воинским свершением русских моряков было затопление собственных кораблей. Да, увы, не японских, а своих. Судите сами.

Привожу некоторые данные из официальной хроники событий того времени (1904 год, по ст. ст.).

12 февраля. Эсминец "Внушительный" был загнан в Голубую бухту и потоплен по приказу капитана М. Подушкина.

26 февраля. При попытке японцев взять миноносец "Стерегущий" на буксир матросы И. Бухарев и В. Новиков открыли кингстоны и затопили его, погибнув вместе с кораблем.

31 марта. Миноносец "Страшный" встретил в темноте 6 японских миноносцев и, приняв за свои, вступил им в кильватер. На рассвете японцы обнаружили прибившийся к ним русский миноносец и потопили его.

31 марта. Вышедший на помощь "Страшному" броненосец "Петропавловск" подорвался на японской мине и в результате взрыва котлов машинного отделения и детонации боезапаса затонул. На броненосце погибли командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адм. С. Макаров и знаменитый художник-баталист В. Верещагин.

14 мая. Русские войска оставили г. Дальний. В р-не города налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец "Внимательный".

7 августа. В бою русского крейсера "Новик" с японским крейсером "Цусима" в зал. Анива у п. Корсаковский оба получили серьезные повреждения. Японский крейсер вышел из боя и отошел. "Новик" пришел на Корсаковский рейд и ввиду серьезности повреждений командир М. Шульц принял решение затопить корабль. То есть бой был равный, но русский крейсер затопила своя команда, а японский пришел своим ходом на базу. В награду Шульц был представлен к званию капитана 1 ранга и назначен командиром крейсера "Громобой"…

11 августа. Французские власти интернировали русский крейсер "Диана", прорвавшийся 10.08.1904 г. из Порт-Артура. (Франция считалась очень благожелательно относящейся к России. Чуть ли не союзником в войне с Японией. Германия еще в большей степени помогала России, даже снабжала ее корабли углем.)

9 октября. "Гулльский инцидент" у Доггер-банки. 2-я Тихоокеанская эскадра адм. Рожественского атаковала английские траулеры, приняв их за японские миноносцы. В результате ночной пальбы потоплен 1 английский траулер, погибли два английских рыбака и получил от своих 5 снарядов крейсер "Аврора" (убит корабельный священник и получил ранение капитан). Эскадра не стала задерживаться для разбора инцидента и ушла в Виго (Испания), но там ее догнали английские корабли и часть эскадры оказалась заблокированной вплоть до выяснения прискорбного случая. Очередная задержка по пути к Порт-Артуру.

Скандал страшный. Могла начаться война с Англией! Не из-за "Авроры", естественно, а из-за потопленного траулера и убитых рыбаков. Вопрос разбирался Гаагской международной комиссией. Легко отделались – денежной компенсацией в 65000 фунтов.

Дальнейшая хроника уже не требует никаких комментариев.

23 октября. Порт-Артур. На внутреннем рейде от попадания японского артиллерийского снаряда и детонации боезапаса затонул броненосец "Полтава".

23 ноября. Японская тяжелая артиллерия, установленная на высоте N206, начала массированный обстрел кораблей русского флота. К исходу дня потоплен броненосец "Ретвизан", а получивший тяжелые повреждения броненосец "Пересвет" затоплен экипажем в западном бассейне гавани Порт-Артура.

25 ноября. Японской артиллерией в гавани Порт-Артура потоплены русский броненосец "Победа" и крейсер "Паллада".

26 ноября. Японская артиллерия потопила крейсер "Баян", минный заградитель "Амур" и канонерскую лодку "Гиляк".

19 декабря. По приказу командования экипажем подорваны полузатопленные броненосцы "Полтава" и "Пересвет". На внешнем рейде затоплен броненосец "Севастополь".

20 декабря. Генерал А. Стессель отдал приказ о сдаче крепости Порт-Артур. Затоплены оставшиеся на плаву клиперы "Джигит" и "Разбойник".

1905 год.

5 мая. Владивосток. От взрыва паров бензина в порту затонула подводная лодка "Дельфин".

11 мая. На японской мине у острова Русский подорвался и получил повреждения крейсер "Громобой".

14 мая. 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 эсминцев, 1 вспом. крейсер) встретилась с японским флотом (4 броненосца, 24 крейсера, 21 эсминец, 42 миноносца, 24 вспом. крейсера) в Цусимском проливе и была почти полностью уничтожена.

17 мая. Крейсер "Изумруд", вырвавшись из Цусимы, сел на камни у м. Орехова в зал. Святого Владимира и был взорван своей командой.

С "Варяга" началось японское морское харакири по-русски. Чуть что - открыть кингстоны. За военную кампанию Первой Владивостокской эскадры сами русские утопили 19 своих кораблей. Немного позже, когда к Цусиме подошла Вторая Владивостокская эскадра, чье плавание для "защиты" Порт-Артура (давно к тому времени капитулировавшего) с самого начала было дикой авантюрой, 6 кораблей во время боя были затоплены или взорваны русскими (самый значительный из них – крейсер "Дмитрий Донской"). То есть всего сами истребили 25 кораблей! Остальные уничтожили японцы, сами сдались в плен (броненосцы "Император Николай I", "Орёл" "Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин", миноносец "Бедовый") или интернировали осуждавшие Россию за пиратство государства в разных иностранных портах.

Вернемся ко временам боевой славы русских крейсеров. "Громобой" был весьма передовым кораблем. На нем, кроме приличной скорости в 20,1 узла и мощных орудий, стояла одна из первых судовых радиостанций того времени. На нем же испытывались аэростаты, которые за счет подъема антенны должны были повысить дальность передач.

Но что делали "Громобой", "Россия" и "Рюрик" до сражения у острова Ульсан, единственного, который можно с большой натяжкой назвать успешным (из трех кораблей потеряли только один)? Они занимались государственным каперством.

Напомню, что просто каперство есть нападение частных вооруженных судов на торговые неприятельские суда или даже на суда нейтральных стран с целью их конфискации с передачей их значительной части своему правительству.

В 1856 году каперство было запрещено Декларацией о морской войне. Но зато оно стало нормой в такой же Декларации о праве морской войны (была дополнена 26 февраля 1909 г.), в которой право на конфискацию передавалось "казенным" кораблям. Перечень товаров, которые считались военными и потому подлежали "призу", и перечень товаров, которые "призу" не подлежали, был весьма условен и оставлялся на усмотрения капитана "капера".

А были ли невоенные материалы? Теоретически были.

Вот эти, к примеру:

Хлопок-сырец, сырые шерсть, шелк, джут, лен, конопля, орехи и маслянистые семена. Каучук, резина, руды; жемчуг. перламутр и кораллы; перья всякого рода, волос и щетина, рога и слоновая кость. Предметы меблировки.

Да и то.... Почему броневая сталь - это военный конфискат, а руда - нет? Из вашей руды, мог бы сказать умный капитан, вполне можно выплавить сталь, посему мы ее конфискуем. А кораблей, которые бы возили исключительно пух-перо и рога-копыта со слоновой костью, в природе не бывает.

Русские командиры кораблей во время русско-японской войны получили указание как можно шире пользоваться международным "призовым правом". Ну, и пользовались. Три наши крейсера захватили или утопили 10 крупных торговых судов нейтральных стран и Японии, не считая несчитанных японских шхун и всякой мелочи-кавасаки. Этим же занимались по пути и корабли эскадры Рожественского.

Вот вам и причина паники во всем мире и последующего интернирования русских судов. Русские корабли захватывают или топят торговые суда разных стран. Кстати, почему топят? А это если у захваченного в качестве приза корабля не хватает угля, чтобы дойти до Владивостока. От сражений с японскими кораблями корсары уклоняются. Их даже назвали "невидимками", а японский адмирал Камимура получил от командующего японским флотом Х. Того предписание во что бы то ни стало найти и уничтожить "русских пиратов". А если нет, то славный путь бусидо известен - покажите, адмирал, чистоту своих помыслов всем, вскройте-ка свое нутро. Камимура и нашел русских - у острова Ульсан 14 августа 1904 года. И пришлось там моему деду спасать крейсер "Громобой", чуть ли не закрывать пробоину своим телом.

Очень скупо давали Георгия, как офицерского, так и солдатского, во время русско-японской войны. Это время даже пропущено в книге о наградах. То есть буквально, в книге имеются разделы всех войн, в которых давались Георгии, а вот русско-японской войны 1904-1905 годов нет. То ли подвигов не хватало, то ли боялись по тем временам переборщить с наградами. Да и кому давать? Посмертных награждений статус ордена не предусматривал. Мертвые не только сраму не имут, но и орденов Георгия не имеют. А живым... невозможно было давать много наград за самую несчастную, по-моему, войну в истории России. Мой дед Степан Форманчук – один из очень немногих (по моим изысканиям – из одиннадцати), кто и уцелел, и был награжден в ту злосчастную кампанию.

Конечно, вроде бы хорошо, когда топят японский транспорт с 1300 японскими комбатантами. Как-никак, а вражеские солдаты. Но транспорт-то - судно невооруженное. Можно сказать - баржа. Опыта военных сражений от этих подвигов не прибавляется. Потопление английских углевозов и вовсе расслабляет. Все вроде есть, все военные атрибуты на месте - нашли, окружили, захватили, взорвали. А боя - нет. Возникает иллюзия большого молодечества и крупных побед. Вот только боевого опыта нет как нет. А когда все-таки уклониться от врага не удавалось, то японцы, особенно в смысле командования кораблями, начисто переигрывали русских удальцов и топили не баржу, не сухогруз, а отличный по своим военно-техническим данным боевой корабль.

Вот и ответ на вопрос, почему как бы дружественные России страны интернировали русские корабли: потому, что корабли русской эскадры слишком увлеклись своим "призовым правом", то есть конфискацией судов разных стран с "контрабандным товаром", идущих по торговым делам в Японию.

Нет, не в технике было дело. Хотя русские снаряды со взрывателями генерала Бринкса сильно подводили русских канониров (давали сильное запаздывание взрыва, так что снаряд часто, прошив вражеский корабль насквозь, разрывался снаружи корабля и не причинял ему особого вреда.

Многое нехорошо было в царской империи. Особенно – с ее элитой, которая не понимала своего предназначения. Если Куропаткин, главнокомандующий войсками в той злосчастной войне, во время страшных поражений под Ляояном, Мукденом, сдачи Порт-Артура и гибели обеих эскадр находил возможность набивать себе карманы путем обкрадывания казны и собственных солдат, да и Стессель, сдавший Порт-Артур, по упорным слухам того времени, сделал это за японские деньги, то что и говорить... Во всяком случае, Стесселя приговорили в 1908 году к смертной казни. Николай сначала заменил ее на 10 лет крепости, а менее чем через год помиловал. Одного Стесселя было более жаль, чем десятки тысяч погибших русских солдат и моряков.

Русский генералитет во главе со своим императором в конце существования дома Романовых начинал вырождаться. Как римские патриции во времена упадка Рима. Если бы в жизни страны более достойное место занимали такие "нижние чины", каким был мой дед Степан (Стефан) Павлович Форманчук и его товарищи, может быть, история России имела бы другой ход.


Крейсер "Громобой". Фото из архива автора

Судьба крейсера "Громобой". Историческая справка

В 1915-16 гг. перевооружен, участвовал в Первой мировой войне. В ноябре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. К концу 1918 г. "Громобой" был передан на хранение в порт. 1 июля 1922 г. продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 12 октября 1922 г. сдан "Рудметаллторгу" для разборки. 30 октября 1922 года при буксировке в Германию, в районе Либавы (Лиепая в Латвии) попал в сильный шторм, был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем. Впоследствии по частям в течении 18 лет разбирался частными фирмами на ценные металлические части – бронза, латунь, сталь.

Вообще-то странно, что корабль, прошедший капитальный ремонт и модернизацию в 1915 году, через три года ставится на прикол, а затем отправляется на слом. Видимо, у большевиков тогда не было ни денег, ни, главное, обученных специалистов для поддержания крейсера в рабочем состоянии. Проще было загнать его в Германию как металлолом. Наверное, то был "дружественный шаг" ради Веймарской республики, которая по Раппальскому договору 16 апреля 1922 г. первой признала Советы. Передали им боевой корабль по цене лома, но при буксировке под руководством малограмотных он и впрямь превратился в металлолом.

Семь лет – ровно столько времени Николай II планировал выделить на строительство новеньких броненосных крейсеров, которые должны были составить значительную конкуренцию английским боевым кораблям. В 1895 году на подпись к императору попал проект крейсера « Громобой» , в основу которого был положен проект уже имевшегося к тому времени крейсера «Россия».

Постройка была доверена судостроителям К. Я. Аверину и Ф. Х. Оффенбергу, они разработали свой особый проект, утвержденный императором лично, согласно нему на крейсере планировалось установить три паровые машины, а также довести толщину бронирование до 20 сантиметров, при этом применить в постройке крупповскую сталь. Водоизмещение «Громобоя» планировалось довести до 15 тысяч тонн.

Постройка корабля началась летом 1897 года и растянулась на несколько лет, во многом из-за того, что возникли большие проблемы с поставками крупповской стали. Ижорский завод, которому планировалось доверить изготовление стали, в это время находился на реконструкции и должное количество крупповской стали поставить для рабочих не мог. Строителям пришлось применять для облицовки бортов частично старую Гарвеевскую сталь и частично сталь Круппа, являющуюся на несколько десятков процентов прочнее.

Спуск на воду крейсера «Громобой»

Кроме того, строителям пришлось изменить длину броневого пояса, а также толщину броневых траверзов и жилой палубы, составившую всего 5 сантиметров. Вместе с тем бронирование казематов было усиленно, из-за чего корабль потерял остойчивость, и строители были вынуждены значительно уменьшить толщину бронирования. Орудия, расположенные на корме и вовсе пришлось лишить защитной брони, заменив ее специальными щитами, орудия же расположенные на носу корабля были защищены всего лишь продольными перегородками.

«Громобой» был способен развить скорость до 19 узлов в час, на его вооружении имелось четыре 203-миллиметровых, шестнадцать 152-миллиметровых и столько же 37-миллиметровых, двадцать четыре 75-миллиметровых и восемь 47-миллиметровых орудий. Также на крейсере были установлены две дополнительные пушки Барановского и подводные торпедные аппараты современного образца, имелась на корабле и противоминная артиллерия.

Для продолжительного и безопасного плавания, «Громобой», водоизмещение которого было уменьшено с 15 до 12.359 тысяч тонн, должен был загрузить в трюм не менее 1700 тонн угля.

Первые пробные испытания в условиях завода были проведены в 1900 году, выявив немало нарушений, прежде всего в неправильно рассчитанном дифференте, даже при полной работе машин корабль не мог находиться на плаву и несколько раз зарывался носовой частью в грунт, в то время как через верхние переборки палубы в трюмы поступала вода. Корпус «Громобоя» столь сильно вибрировал, что находиться не только в машинном отделении, но и в каютах было неприятно. К концу года все выявленные дефекты были устранены, а повторно проведенные испытания показали, что крейсер способен развить скорость свыше 20 узлов в час, при этом вырабатываемую мощность машин удалось довести до 15 тысяч лошадиных сил.

Поздней осенью «Громобой» вышел из Либавы в первое плавание и взял курс на Дальний Восток. Практически сразу же моряки вновь обнаружили значительный дифферент на нос, из-за чего пришлось переместить часть груза и якорную цепь в другие части корабля. Обнаруженную неисправность устранили, и корабль продолжил плавание.
Весной 1901 года «Громобой» принимал участие в торжествах по поводу принятия Австралией Конституции. Русские моряки, которым довелось странствовать на палубе «Громобоя» считали его вполне пригодным для дальних плаваний кораблем, обладающим отменными мореходными, в том числе и быстроходными качествами.


Одна из фотографий «Громобоя» во время его визита в Австралию

Имея запас воды в 1 тысячу тонн, крейсер с командой на борту был способен пройти не менее 5 тысяч морских миль, не заходя в порт более 100 дней. Единственным минусом, не обратить внимания, на присутствие которого не мог даже самый лояльный командир, были спартанские условия существования матросов, практически не имеющих свободного пространства.

«Громобой» в отличие от других крейсеров данного класса и типа, имевшихся у России представлял серьезную угрозу для англичан, потому последние всполошились и приступили к постройке собственных кораблей, потому к моменту начала русско-японской войны они имели корабли, во многом превосходящие русское боевое судно.

Во время войны, японцы нанесли «Громобою» несколько значительных повреждений, из-за которых крейсер встал на долгосрочный ремонт вплоть до 1906 года. После произведенного ремонта крейсеру удалось принять участие не только в тренировочных выходах, но и в морских сражениях Первой мировой войны, по окончанию которой и началу Революционных событий в России крейсер встал в док и более не выходил оттуда, проданный на слом частной компании. Повинуясь политической обстановке, один из лучших кораблей русского флота был уничтожен, хотя вполне еще мог прослужить не один десяток лет.

"Громобой" стал последним в истории Российского флота крейсером, построенным в соответствии с идеями крейсерской доктрины. Это звучное имя полностью соответствовало внешнему виду корабля: че-тырёхтрубный высокобортный гигант в 140 метров длины с сильной артиллерией и бронированием. Он был третьим и самым совершенным в серии высокоавтономных рейдеров.

Родоначальник серии своим появлением вызвал переполох в военно-морских кругах Англии - давнего врага Российской империи. В ответ "владычица морей" вынуждена была начать постройку чудовищно дорогих крейсеров "Powerfull" и "Terrible" водоизмещением более 14000 тонн (в самом британском флоте их назовут "белыми слонами"). На торжествах, посвященных открытию Кильского канала в 1895 году "Рюрик" будет в центре внимания, журналисты назовут его "жемчужиной кильской эскадры" 1. За "Рюриком" будет построен второй подобный, но гораздо более совершенный крейсер "Россия", вслед за которым последует постройка "Громобоя" - лучшего корабля серии. "Громобой" будет находиться в составе российского военно-морского флота более 20 лет и достойно выдиржет испытания этих двух войн.Остаётся только сожалеть, что до настоящего времени история создания и долгой службы этого замечательного корабля не стала темой отдельного исторического исследования. Правда, нельзя сказать, чтобы "Громобой" был совсем уж обделён вниманием историков. В.Е. Егорьев в своей монографии, посвященной действиям Владивостокского отряда крейсеров, много внимания уделяет "Громобою"2. До настоящего времени эта работа является лучшим исследованием операций отдельного отряда крейсеров ("Рюрик", "Россия", "Громобой" и ) в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Причём ценность труда В.Е. Егорьева обусловлена также и тем, что сам автор, будучи в период описываемых событий мичманом Российского военно-морского флота, лично участвовал во всех боевых выходах Владивостокского отряда крейсеров и поэтому их действия описывает не только как исследователь, но и как очевидец. Однако работа В.Е. Егорьева давно стала библиографической редкостью.
Достаточно подробно о постройке и службе "Громобоя" написал выдающийся отечественный историк военно-морского флота P.M. Мельников в своей книге
Этот же автор вкратце описывает постройку "Громобоя" в своей .
Следует также отметить прекрасную статью, посвященную этому крейсеру, написанную Л.А. Кузнецовым и опубликованную в журнале "Судостроение" №12 за 1989 год.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА (1895-1900 гг)

ЭВОЛЮЦИЯ БРОНЕНОСНОГО КРЕЙСЕРА В РОССИЙСКОМ ФЛОТЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

"РЮРИК" - "РОССИЯ" - "КРЕЙСЕР № 3"

НА СТАПЕЛЕ

СПУСК НА ВОДУ, ДОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

Глава II. НА ТИХОМ ОКЕАНЕ (1900-1905 гг)

ПЕРЕХОД НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

СЛУЖБА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Глава III. НА БАЛТИКЕ (1905-1922 гг)

ВОЗВРАЩЕНИЕ

РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАК БЫЛ УСТРОЕН "ГРОМОБОЙ"

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1897 – 1922

Броненосный крейсер Громобой был заложен 14 июля 1897 года на заводе в Санкт-Петербурге. 26 апреля 1889 года крейсер Громобой был спущен на воду, а в октябре 1900 года вступил в строй.

Крейсер Громобой входил в состав Владивостокского отряда крейсеров во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В этот отряд входили еще 2 крейсера «Россия» и «Рюрик ». Так получилось, что все три крейсера приняли участие в первом крупном сражении с японской эскадрой неподалеку от берегов Японии, у острова Ульсан. 14 августа 1904 года в результате столкновения с японцами крейсер Громобой получил значительные повреждения, одно из которых – пробоина немного ниже ватерлинии и понес потери в личном составе. Из Команды 870 человек в битве погибли 91 и были ранены 185 человек. Эта битва описана в романе Валентина Саввича Пикуля «Крейсера ».

На этом участие крейсера Громобой в Русско-Японской войне закончилось.

В 1907-1911 годах на Кронштадтском пароходном заводе Громобой прошел капитальный ремонт. Помимо ремонта крейсер модернизировали:

  • На крейсер были установлены новые контлы;
  • Установлены казематы для восьми 152-мм и 203-мм орудий;
  • Установили 2 подводных торпедных аппарата;
  • 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы «Виккерс»;
  • На корме и в носу были установлены бронированные рубки для дальномеров;
  • Усилена защита дополнительных казематов на верхней палубе;
  • Перенесли грот-мачту ближе к корме;
  • На место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту;
  • На каждой мачте разместили прожектора и наблюдательные площадки.

Во время первой мировой войны броненосный крейсер Громобой вел дозорную службу в устье Финского залива. Летом 1916 года совершал набеговые операции на коммуникации противника. Так же занимался прикрытием минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота.


Броненосный крейсер "Громобой" во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

После Первой мировой войны крейсер Громобой учавствовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. После чего началась медленная гибель крейсера. Он больше не учавствовал в сражениях. Постепенно был разоружен.


Броненосный крейсер "Громобой", аванпорт Лиепаи (Литва), ноябрь 1922 года

При буксировке в Германию(30 октября 1922 года), в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем.

Похожие публикации